Мелизматика в вокале что это такое
Мелизматика в вокале что это такое
Что такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.
Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Какие же виды мелизмов существуют в вокальной музыке? Рассмотрим основные:
Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.
Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.
Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.
Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.
Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.
Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.
Мелизмы в вокале и музыке – что это?
Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.
Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?
История орнаментики
Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.
Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.
Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:
Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.
Разновидности современных мелизмов
Основные виды мелизмов:
Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.
Как научиться владеть техникой мелизма?
Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.
Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.
gela_guralia
ГЕЛАКТИКА
Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа
Мы начинаем серию публикаций о вокальных украшениях. Сегодня темой нашего разговора будут мелизмы.
Мелизмы в вокале — это высокотехничные опевания, мелодическое украшение звука не меняющее темп песни. В отличие от традиционной (силлабической) певческой манеры, в мелизматике на каждый слог вашей песни приходится сразу несколько нот.
Задача мелизма – украсить мелодию, придать ей большее очарование, сделать песню более текучей, искусной и красивой. Стоит отметить, что прием мелизмов используется не только в современном r’n’b жанре, но и в классической музыке. Кроме того, мелизмы повсеместно встречаются в народном вокале (армянском, азербайджанском, арабском).
К мелизмам в классике относят: форшлаги, морденты, трели. Мелизматическую вокальную музыку светских жанров барокко и классико-романтического периода включают в более общее понятие колоратуры.
Мелизмы в классическом вокале нам проиллюстрирует известная итальянская оперная дива Чечилия Бартоли.
Мелизматическое пение широко распространено в современной западной популярной музыке. Вокальная орнаментика раскрывается во всей красоте в стилях соул и ритм энд блюзе. Терминология там несколько другая: «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки).
На видео эти приемы демонстрирует королева мелизма Арета Франклин:
Несколько слов о технике исполнения мелизмов.
Опевание каждой конкретной ноты звуками с более высоким и низким тоном осуществляется путем коротких и малозаметных движений горлом. Можно сказать, что мелизмы исполняются на связках, однако исполнить из невозможно, если певец при этом не владеет диафрагматическим дыханием. Это довольно сложный прием для украшения вокала, поэтому необходимо сначала поставить голос, научиться чувствовать ноты, поставить дыхательную опору, а после этого изучать технику мелизмов.
Звук мелизма должен как бы проскальзывать через гортань исполнителя, не задерживаясь в ней, поскольку опевания нот никак не влияют на длительность музыки. Длительность композиции остается прежней, но ее исполнение усложняется.
Однако, не смотря на сложность мелизматической техники, многие современные молодые исполнители прекрасно ей владеют и с успехом используют ее в своих выступлениях. Послушаем потрясающий дуэт Кармен Мокси и Тины Кузнецовой.
Ну и в заключение давайте насладимся прекрасной, экспрессивной, украшенную чувственными мелизмами композицией «1+1» в исполнении Бейонсе:
Мелизм – это техника украшения вокала, не меняющая ритмический рисунок и темп мелодии. Исполненные на одном дыхании, мелизмы обогащают песню, наполняют ее яркими красками и эмоциями.
Мелизмы, или по-другому, распевы, существовали столетиями. Их начали использовать еще в раннем средневековье при пении церковных псалмов, трактов и кондаков. Католики, православные и византийцы искусно применяли данный метод, придавая исполнению колорит и усиливая эмоциональное воздействие произведения.
Полный список всех существующих мелизмов займет страницы. Но и без перечисления понятно, насколько непроста мелизматика, и как важно для исполнителя научиться искусно владеть хотя бы одним или двумя видами.
Краткое описание приемов
Трель. Эта техника заключается в быстром и многократном чередовании двух соседних звуков, где первый становится главным (гармоническим). Длина трели обычно не превышает длину ноты, взятой за основу мелизма. Найти образец трели легко: достаточно послушать «Песню Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».
Глиссандо (slide). Слово «слайд» означает скольжение, в вокале это плавное прохождение всего диапазона от нижней ноты к верхней. Различают открытое (акцентируемое) и закрытое (завуалированное) глиссандо. Открытое прослушивается в песне «You Lost Me» в исполнении Кристины Агильеры, а закрытое – у Уитни Хьюстон (Whitney Houston) в ее шедевре «Run to you».
Триоль (не путать с трелью!). Это группа из трех одинаковых по длительности звуков, время звучания которых равно двум другим звукам. Другими словами, суммарная длительность основы вместо двух делится на три. Этим приемом виртуозно владеют Уитни Хьюстон и Селин Дион (Celine Dion).
Пение на клиросе предполагает чтение текстов и хоровое пение во время богослужения, с соблюдение гармонии голоса и мелодии.
Как научиться петь на клиросе
Чтобы научиться правильно петь на клиросе потребуется освоить навыки воспроизведения определенных звуков. Для этого требуется также регулярно слушать псаломщика и пытаться повторять за ним, имитируя манеру произношения.
Кроме того, важно разучить гласы – систему напевов, используемую в православном песнопении Гласы бывают нескольких типов и отличаются между собой способом ритмического и мелодического исполнения.
Самые распространенные гласы – это:
Каждый из них состоит из восьми ладов, и имеет разные напевы. Регулярное разучивание гласов помогает освоить технику клиросного пения. Помимо ежедневных занятий следует изучать церковную литературу, написанную на церковнославянском языке, а также ноты песнопений. При регулярном чтении и напевании можно научиться правильно петь на клиросе.
Нетрудно сделать вывод, что мелизмы в вокале не просто украшают песню, но и выгодно выделяют исполнителя среди коллег по цеху. А сохранить голос звонким и здоровым особенно в такой непростой момент поможет Гомеовокс – надежное средство защиты гортани и связок от повышенных нагрузок.
Мелизмы в вокале: как научиться их петь самостоятельно
Мелизмы — это общее название группы вокальных украшений. К ним относятся: форшлаг, мордент, группетто, трель.
Техника вокальной мелизматики позволяет сделать основной звук сложнее, красивее. Как правило, у состоявшихся певцов техника этих вокальных «бриллиантов» как почерк индивидуальна, так как в процессе обучения и роста вокалиста вырабатывается свой индивидуальный стиль исполнения этих завораживающих нотных переливов. Так, например, ярко выделяется стиль исполнения мелизматики у великой Уитни Хьюстон. При этом ее «почерк» мелизмов менялся со временем (ранняя и зрелая Хьюстон).
На стадии обучения вокалу прекрасно будет, если багаж знаний ученика будет пополняться мелизматическим стилем не одного исполнителя, а нескольких. Другими словами, нужно учиться петь у многих великих. И на этой основе будет созревать уже свой собственный стиль и почерк.
Идеально, если у обучаемого есть высокопрофессиональный педагог по вокалу, с которым можно заниматься 2-3 раза в неделю. Очень хорошо, если ученик обладает музыкальным образование, нотной грамотой, сольфеджио и имеет дома музыкальный инструмент. Зачем это нужно? Мелизмы представляют за собой зачастую совокупность мелких нот, которые сходу не спеть. Поэтому приходится в медленном темпе играть себе эти ноты, выучивать, а затем переходить к тренажу в более быстром темпе.
Что же делать тем, кто не имеет дома инструмента, нет рядом педагога, и человек не знает нот? В этом случае приходится полностью полагаться на отличный музыкальный слух и хорошую память. Самым лучшим способом снять мелизмы является многократное прослушивание данного приёма в оригинальном исполнении и многократный их повтор до того момента, пока не удастся спеть совокупность этих нот абсолютно точно как в оригинале.
Для ускорения процесса сегодня существуют обучающие вокальные тренажёры с уже готовым набором мелизмов, выстроенным по степени их сложности. Так от ученика требуется лишь регулярный тренаж дома, а именно повтор мелизмов близко к оригиналу, а еще лучше — петь абсолютно точно, как в оригинале. Записанные треки можно прослушивать на компьютере, онлайн можно уменьшать темп записи, таким образом уделяя внимание мелким подробностям нотной совокупности.
Самое главное в этом деле – это, безусловно, желание ученика научиться владеть своим голосом, и, в частности, освоить такой потрясающе красивый прием как мелизмы. Только усердие и напряжённый труд является залогом всегда звучащего искрящегося голоса.