Мелодия чайковский о чем

Мелодия. Тематическое занятие

Мелодия чайковский о чем. Смотреть фото Мелодия чайковский о чем. Смотреть картинку Мелодия чайковский о чем. Картинка про Мелодия чайковский о чем. Фото Мелодия чайковский о чем

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Тематическое занятие «Мелодия»

1-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление о мелодии как выразительном средстве музыки, о форме музыкального произведения.

П е д а г о г. Послушайте ещё раз очень красивую, грустную и нежную «Мелодию» К. Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния, то опять понуро и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий. (Звучит запись.)

Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже называется «Мелодия». Написал её знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Какая по настроению «Мелодия» П. Чайковского? (Звучит запись.)

П е д а г о г. Правильно. А какая из двух пьес звучит более грустно и жалобно? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. «Мелодия» Глюка.

П е д а г о г. Да. Грусть бывает разная: грусть-печаль и светлая грусть, грусть-волнение и грусть-скорбь, отчаяние. «Мелодия» П. Чайковского, как и «Мелодия» Х. Глюка, грустная, но она не такая жалобная, а более светлая, нежная, иногда взволнованная. Прислушайтесь, в этой пьесе есть средняя часть: музыка становится шаловливой, шутливой, игривой, звучит отрывисто, легко. (Звучит фрагмент.) Но вот опять возвращается грустное и нежное чувство, а в конце мелодия звучит успокоенно и светло. (Звучит «Мелодия» Чайковского.)

2-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с разными музыкальными инструментами, их выразительными возможностями, сравнивая пьесы с одинаковыми названиями.

П е д а г о г. Мы сравнивали две пьесы с одинаковым названием «Мелодия» композиторов Глюка и Чайковского. Обе они грустные по настроению. Но «Мелодия» Чайковского звучит не так печально и жалобно, как «Мелодия» Глюка. В ней есть и светлая, шутливая средняя часть. (Звучат фрагменты.)

А какой инструмент играет «Мелодию» Глюка?

Давайте послушаем ещё одну пьесу с похожим названием. Эта пьеса называется «Цыганская мелодия» чешского композитора Антонина Дворжака. Какие инструменты вы услышите? Какое настроение музыки? (Звучит запись.)

Д е т и. Музыка грустная, нежная. Мелодию играют скрипки.

П е д а г о г. Правильно. «Цыганскую мелодию» играет оркестр, в котором скрипки ведут основную мелодию. Им помогают виолончели и фортепиано. Музыка грустная и нежная. Мы говорили, что и «Мелодия» Глюка тоже грустная и нежная. Чем отличаются эти пьесы? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. «Мелодия» Глюка тихая и жалобная, а «Цыганская мелодия» Дворжака звучит громче, с волнением.

Мелодия Дворжака (её играет целый оркестр) ещё более взволнованная, беспокойная, встревоженная. Давайте попробуем движениями рук передать разные оттенки грустного настроения, разный характер этих пьес, подвигаться под музыку. (Дети дирижируют, импровизируют танцевальные движения.)

Презентация

Источник

Встречи с музыкой. Пётр Чайковский

Пётр Ильич Чайковский – звезда любви, сияющая над бурным океаном жизни.

Бессмертные мелодии Петра Ильича Чайковского – дар Неба.

Ни у кого из композиторов нет столько прекрасных мелодий, как у Чайковского.

Чайковский покоряет слушателей очаровательными мелодиями.

Проникновенные мелодии Чайковского трогают всякого, у кого есть сердце.

Мелодии Чайковского отличаются доверительным тоном и редкой теплотой чувств.

Музыка Чайковского всецело опирается на красивую мелодию.

Чайковский – слуга и господин яркой мелодии.

Пётр Ильич Чайковский – меланхолик, переживающий безысходную трагедию жизни.

Чайковский – плоть от плоти лирик, утончённая женственная натура.

Лирические мелодии Чайковского выражают скорбь по несбывшейся любви. В них запечатлены муки безнадёжно любящего сердца.

Меланхолический тон музыки Чайковского раскрывает состояние влюблённого человека, которому грезится счастье.

Чайковский – композитор любовных страстей, нежности и ласки. Публику волнует его сладостная, наполненная вожделением лирика.

О благодатном солнечном крае, о счастье и любовных томлениях повествует Секстет «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, написанный за год до смерти. Любовь не оставляет композитора до последних дней жизни!

Пётр Ильич Чайковский принадлежит к тем редким композиторам, чей драматизм сотрясает Вселенную.

На вдохновенную музыку Чайковского падает тень неумолимого рока!

Рок ставит печать трагедийности на музыку Чайковского!

Грустная лирика Петра Ильича Чайковского неотделима от восприятия скромной русской природы.

Ширь полей, стоящий вдали задумчивый лес, звон колокольчиков несущейся тройки по заснеженной степи – вот что созерцает Чайковский в лирико-пейзажной музыке.

5. Истоки творчества

Пётр Ильич Чайковский – гений трёх народов – русского, украинского, французского.

Творчество Чайковского – это своего рода интонационный словарь европейской музыки!

Многонациональные корни происхождения Чайковского определяют характер его музыки.

Выходит так, что самые великие русские композиторы-мелодисты Чайковский и Бородин не являются чисто русскими людьми: в жилах Чайковского течёт украинская и французская кровь, Бородина – грузинская.

Истоки мелодизма Чайковского надо искать в музыке Антона Григорьевича Рубинштейна, учителя гениального композитора.

Как из поэзии Жуковского вырастает Пушкин, точно так же из музыки Рубинштейна – Чайковский.

Рубинштейн опирается на гармонию, Чайковский – на мелодию; Рубинштейн строит музыкальную форму, Чайковский заполняет её глубоким содержанием. Это, конечно, не значит, что Рубинштейн не проявляет себя лириком, а Чайковский – строителем формы. Важно то, что между учителем и учеником существует тесная преемственная связь!

На кусте Антона Рубинштейна распускается небывалый по красоте цветок – Пётр Ильич Чайковский!

Нельзя недооценивать влияния на лирику Чайковского таких композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Давыдов, Направник.

6. Отдельные черты стиля

Пётр Ильич Чайковский – музыкальный гений и гений трудолюбия. Спрашивается: что важнее для композитора?

На крыльях вдохновения Чайковский уносится в небесные дали, чтобы наедине беседовать с Богом.

Музыка Чайковского разностильная: фольклорная и светская. Используя народные песни, Чайковский достигает вершин композиторского мастерства. Однако лучшими его опусами оказываются светские произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Пятая и Шестая симфонии. Такие же процессы происходят и в оперном жанре Чайковского: самыми удачными операми принято считать «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту».

В произведениях Чайковского есть две тенденции: когда он подражает образцам других композиторов и когда творчески переосмысливает их музыку.

Тех композиторов, которых Чайковский не может превзойти, он или горячо любит, как Моцарта, или столь же горячо ненавидит, как Вагнера и Брамса.

Прежде чем стать гением, Чайковский пишет немало музыки «по случаю», по заказу властей для официальных праздников и торжеств. Благодаря этому он приобретает необходимые капельмейстерские навыки.

Чайковский – гений, чья музыка имеет недостатки и просчёты.

7. Писатели и художники

Музыка Петра Ильича Чайковского представляет собой страстную исповедь человека, душа которого мечется между дантевским адом и раем!

Чайковский и Петрарка любят недоступную, идеальную женщину. В силу этого инструментальные пьесы Чайковского и сонеты Петрарки так эмоциональны и так возвышенны.

Чайковский живёт скрытно и умирает при загадочных обстоятельствах. Над ним витает Гамлетовская тень безысходности и близкого конца жизни.

Литература Шекспира и Пушкина поднимает талант Чайковского до высочайшего уровня. И происходит это уже в молодые годы композитора, т.е.до 35-летнего возраста.

Свои лучшие оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковский пишет на тексты Пушкина. Это закономерно.

К созданию балета «Щелкунчик» имеют отношение три великих художника: Чайковский, Гофман, Дюма-сын (французский писатель перерабатывает сказку Гофмана,на которую Чайковский сочиняет музыку).

Чайковский, Левитан, Чехов – проникновеннейшие лирики с трагической судьбой: по чьей воле Чайковский внезапно умирает в 53 года? Почему Левитан и Чехов живут до обидного мало? Не оттого ли, что они чрезвычайно остро реагируют на вызовы времени?

Чайковский – это врубелевский «демон поверженный», павший на горные скалы. Трагизм жизни Врубеля вполне сопоставим с драмой жизни Чайковского.

В жилах композитора-гея Чайковского и поэта-гея Кузмина течет французская кровь. Перед нами тонкие и многогранные натуры: как известно, Чайковский кроме музыки пишет стихи, а Кузмин помимо стихов – музыку.

Повышенной эмоциональностью отличается музыка Чайковского и поэзия Гарсиа Лорки: видимо, в груди этих гомосексуалистов бьётся трепетное женское сердце!

Только гении поднимаются из ада содомии к Божественным высотам: вспомните судьбу Чайковского и Марселя Пруста.

Гениальная музыка Петра Ильича Чайковского немыслима без вокально-симфонического драматизма Керубини.

Высшее качество искусства – аристократическое изящество. Это понимает Чайковский. Не случайно он преклоняется перед возвышенно-изысканной музыкой Моцарта!

Музыке Моцарта и Чайковского свойственна одна общая черта: женственность.

Понимание балета как симфонии возникает у Чайковского после Бетховена. Время покажет, плохо это или хорошо!

Интонационные истоки лирики Чайковского надо искать в музыке Берлиоза, Адана, Лало, Гуно, Бизе, Делиба – у французов, ведь в жилах Чайковского течет тоже французская кровь!

Музыка Чайковского уступает глинковской музыке в изысканности и тонкости выражения чувств.

Глинка и Шуман – вот главные мастера вокальной лирики, на которых опирается Чайковский. От Глинки он берёт красивую мелодию, от Шумана – правдивость образа.

В отличие от интимных, салонных вальсов Шопена, Чайковский создаёт развёрнутые концертно-симфонические вальсы.

Несомненно влияние симфонизма Листа на творчество Чайковского, особенно, в претворении шекспировской темы.

Музыка Вагнера – духовна, Чайковского – душевна. Это происходит оттого, что Вагнер обращён к Баху, Чайковский – к Моцарту.

Чайковский и Минкус – два современника, два мастера балета: автор «Лебединого озера» симфонизирует и драматизирует балет, автор «Корсара» пишет по-скрипичному лёгкую, светлую балетную музыку. И оба правы!

Брамс для Чайковского – близкий по духу антипод, что особенно неприятно творцу«Лебединого озера». Обыкновенно гений ревниво относится к гению!

Лирика у Чайковского и Массне сладостная, у Брамса – целомудренная.

Замечательный григовский фортепианный концерт Чайковский гениально перевоссоздаёт в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром!

У Дворжака – мотивный симфонизм, у Чайковского – мелодический. Дворжак мыслит шире, Чайковский – глубже.

Музыка Чайковского – это летнее цветение природы, Рахманинова – задумчивая осенняя пора.

Чайковский обобщает композиторов прошлого лаконичным музыкальным языком, Малер – музыкальным многословием. Кто из них действительно гений?

Мятежный дух музыки Чайковского переносится в музыку Скрябина, но с той разницей, что порывы Чайковского – всецело земные, Скрябина – обращены к Космосу. Подобное явление наблюдаем и в живописи: Крамской и Врубель, Репин и Шагал.

Есть разные типы композиторов: одни из оригинальных мелодий создают выдающиеся произведения: Чайковский, Прокофьев; другие из банальных: Малер, Шостакович. Какого рода гениальность целостнее, органичнее? Судите сами.

Светлый образ Христа и мрачная тень Гамлета соединяются в душе Петра Ильича Чайковского в некую субстанцию надежды и отчаяния, вечной жизни и близкой смерти. Эти эмоции с потрясающей выразительной силой он воплощает в траурной Шестой симфонии.

Трагедийность музыки Чайковского обуславливается присутствием в его жизни рока, обрекающего композитора на проклятую содомию. Каждую минуту Чайковский страшится огласки ужасной «тайны», постоянно находясь на грани нервного срыва. Не потому ли он так рано уходит из жизни?

Если Россия исчезнет с лица земли, то русская культура останется в памяти людей благодаря восхитительной музыке Петра Ильича Чайковского!

Источник

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва

Мелодия чайковский о чем. Смотреть фото Мелодия чайковский о чем. Смотреть картинку Мелодия чайковский о чем. Картинка про Мелодия чайковский о чем. Фото Мелодия чайковский о чем

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

Презентация

Источник

Творчество П.И. Чайковского (лекция)

ПЛАН

1. Эстетические принципы П.И.Чайковского

2. Жизненный и творческий путь

3. Характеристика творчества

4. Симфоническое творчество

5. Оперное творчество

7. Камерно-инструментальные произведения

Чайковский глубоко национальный композитор. В произведениях он показывает жизнь русского общества, его быт; дает картины русской природы. Музыка интонационно близка русской народной песне. Сам композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.»

Чайковский композитор, дирижер и публицист.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую’ консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.

Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный критик. Он пишет о значении творчества Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее начинающему композитору Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством норвежского композитора Грига.

Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.

Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», лирически светлая «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Серенада для струнного оркестра, «Итальянское каприччио», Пятая симфония, трагическая Шестая симфония.

Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века.

Характеристика творчества. П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.

Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития. Широко используется секвенционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.

В отличие от опер уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел свой оригинальный язык и стиль. Уже в первой симфонии рождается новая трактовка симфонического цикла, новые приемы инструментовки и смелость гармонических планов. Создается индивидуальный мелодический стиль.

Большинство симфонических произведений Чайковского программны. На это указывает наименование произведений или отдельных его частей. Как например, симфония «Зимние грезы» и увертюра «Ромео и Джульетта». В симфонии «Манфред» дано большое словесное изложение программы. Программный замысел 6-й трагической симфонии не был обнародован, но в момент написания, по-видимому, имел для композитора большое значение. После первого исполнения в октябре 1893 года в Петербурге он ее назвал «Патетической», она является музыкальным обобщением извечного трагического противоречия жизни и смерти.

В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Асафьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно-понимаемой программности выявлены средствами действенного и динамического симфонического метода.

На протяжении всего творческого пути Чайковскому свойственно воплощать в своих симфонических произведениях острые конфликты противоборствующих сил. И эта особенность сближает непрограммную и программную инструментальную музыку Чайковского.

В шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в философском и эмоциональном плане главные тенденции классического и романтического искусства, как современнейший из композиторов своей эпохи. Музыка этой эпохи отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой образностью. Чайковский в этой симфонии отказывается от приемов лейтмотивизма, использованных в четвертой и пятой симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей большую внутреннюю целостность. Завершается симфония скорбным финалом. Разнообразный круг жанровых элементов претворен в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио».

Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.

Чайковского привлекали «сюжеты в коих действует настоящие, живые люди, чувствуют также, как и я». Композитор последовательно придерживался продуманных принципов оперного жанра. Впитав многообразные стили и направления европейской и русской музыки, Чайковский создает новый тип реалистической оперы.

Большое значение Чайковский придавал яркой индивидуальной характеристике героев и показу образов в развитии. Богатство и выразительность вокальной партии соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной обрисовки бытового или исторического фона, считая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть».

К законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришел не сразу. В «Евгении Онегине», написанном в 1878 году по поэме А.С. Пушкина впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное произведение.

Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел.

Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельцером.

К числу лучших произведений Чайковского в 70-е годы, наряду с оперой «Евгений Онегин» и «Четвертой симфонией, относится балет «Лебединое озеро», романтическая повесть о любви и верности.

Написан балет в 1876 году, первое исполнение состоялось в 1877 году.

Музыкальный критик ГА.Ларош по поводу балета «Лебединое озеро;» писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом.

Камерно-инструментальные и вокальные произведения. Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений, национальный мелодический язык, связь с русской народной песней и бытовым романсом, использование жанров танцевальной музыки, любовь к родной природе, показ внутреннего, душевного мира человека.

Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.

В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».

Цикл «Времена года» был написан в 1876 году. К этому времени Чайковский был уже автором трех симфоний, трех симфонических поэм, 4-х опер, 1-го фортепианного концерта.

В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа.

В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни.

В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.

Романсы. Романсы составляют значительную и богатейшую часть творчества Чайковского. И в них проявилась новаторская природа его дарования. На протяжении всей жизни он писал романсы, поэтому они отражают основные вехи его эволюции, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными оперной и симфонической музыке. Это проявляется во внедрении симфонизма в малую форму, в переосмыслении традиционных романсных форм. Формы простые. Характерно развитие образа в тесном взаимодействии вокального и инструментального начал. Есть лирические миниатюры («Средь шумного бала») и лирический романс большого развития.

Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема.

Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие.

В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ.

Наряду с романсами Чайковским написано 16 песен для детей, среди которых известны песни «Травка зеленеет», «Колыбельная в бурю», «Мой садик».

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.

Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *