Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Аккомпанемент

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фразы: аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Понятие аккомпанемента очень многогранно.

В музыкальной школе есть предмет — аккомпанемент.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент. Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?

С французского языка слово аккомпанемент переводится как сопровождать.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические ( аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.

Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.

Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.

Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.

Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.

Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы. По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.

Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?

Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность. Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

такую партию можно исполнить на любом многоголосном инструменте.

Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.

Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.

Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:

Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)

Фактурный контраст (например, бас + аккорд)

Фигурации (гармонические и мелодические)

Педали (выдержанные звуки)

Прочие приемы ( конрапункты, опевания, задержания и т.д.)

Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.

Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.

Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д. Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.

Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.

Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента. Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.

Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.

Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.

В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.

Источник

Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении

Вид урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний, навыков и умений.

Цели урока: Создать слуховую базу для развития навыка отличать на слух различные пласты музыкальной фактуры.

Задачи урока:
Учебные –
1. Освоить новое понятие «аккомпанемент», познакомить с понятием «вокализ».
2. Познакомить с музыкальным инструментом скрипка.
3. Научить различать на слух мелодию и аккомпанемент в произведении.
4. Учить говорить о характере музыкального произведения.
5. Развивать навык простейшего анализа музыкальной фактуры (вид аккомпанемента, направление движения мелодии).
Воспитательные –
1. Прививать любовь к классической музыке.
2. Учить слушать музыку в тишине.

Музыкальный центр
Диск с записями музыкальных произведений
Ноты: С.В.Рахманинов «Вокализ», оригинал;
А. Разоренов, пьеса «Одинаково по-разному».
Фортепиано
Цветные карандаши, фломастеры.
Рисунки
Изображение скрипки

Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель сообщает ученикам тему урока и задает вопросы:
Какие слова вам знакомы в названии темы, а какие нет? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Учитель обобщает ответы детей и формулирует цели и задачи урока:
• Мы узнаем, что такое аккомпанемент и как он действует совместно с мелодией, познакомимся с новым музыкальным инструментом.
• Будем говорить о характере музыки, высказывать свои впечатления.
• Послушаем и будем знать больше музыкальных произведений.

Актуализация опорных знаний.

Учитель показывает детям 3 рисунка с человеком на первом плане и фоном (природа). Фон на каждом рисунке разный. Учащиеся должны объяснить, что меняется на картинках.
Вывод: меняется каждый раз фон, а главный герой остается на первом плане.
Далее учитель показывает несколько абстрактных картинок, на которых фон в виде цветных пятен и на первом плане выделяется кривая линия. Картинки должны быть с линиями разного характера – прямая линия, плавная кривая и ломаная с резкими «скачками». Учащиеся должны определить и описать фон и характер линии на каждой картинке.
Слушание произведения:
Перед слушанием учитель напоминает главное правило: музыка должна звучать в тишине, чтобы у каждого слушателя сложилось собственное впечатление от прослушанного.
Учитель предлагает послушать фрагмент произведения, выразить впечатления от прослушанного и ответить на вопрос, можно ли в музыке найти фон и первый план?
Звучит: С.В.Рахманинов «Вокализ», фрагмент (оригинал).
После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки, своих впечатлениях и с помощью наводящих вопросов учителя отвечают, что на первом плане был голос певицы, она пела мелодию без слов, а фоном являлось фортепиано. Учитель поясняет значение слова «вокализ» и называет автора и название произведения.

Изучение нового материала.

Учитель предлагает детям послушать фрагмент того же произведения и сказать, что изменилось в нем.
Слушание: «Вокализ» скрипка – фортепиано.
Обобщая ответы детей, учитель делает акцент на формулировку «аккомпанемент исполняется по-прежнему на фортепиано, а мелодия – на скрипке». Учитель дает немного информации о скрипке и показывает ее изображение. Учащиеся рассказывают о характере звучания мелодии на скрипке, учитель подводит их к выводу, что тембр скрипки близок человеческому голосу по богатству интонаций.
Аналогично слушается и разбирается фрагмент «Вокализа» в исполнении детского хора и фортепиано.
Учитель дает установку на слушание следующего фрагмента и просит учащихся определить, на каком инструменте исполняется мелодия и аккомпанемент.
Учащиеся отвечают, что и мелодия и аккомпанемент исполняются на фортепиано.
Вопросы учителя: В каком регистре звучит мелодия? В каком регистре звучит аккомпанемент, меняются ли регистры?
Учитель выслушивает и корректирует ответы детей.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.

Для проверки усвоения знаний учитель предлагает детям прослушать небольшое произведение и рассказать о нем, применяя новые слова, которые они использовали сегодня на уроке. Название произведения не сообщается.
А. Разоренов «Одинаково по-разному», слушание в исполнении учителя.
Дети отвечают, что в этом произведении звучала мелодия и аккомпанемент, которые исполнялись на фортепиано. Так же дети рассказывают свои впечатления, описывают характер музыки.
Учитель сообщает название произведение и просит учеников объяснить, почему оно так называется, что в нем одинаково и что по-разному.
Слушание произведения.
Учащиеся отвечают, что одинаково звучала мелодия в среднем регистре, а по-разному звучал аккомпанемент.
Учитель добавляет, что аккомпанемент в каждом мотиве мелодии добавлял новую краску, поэтому мелодия не казалась однообразной, хотя все ее мотивы одинаковые (играет для сравнения без аккомпанемента).

Подведение итогов урока, рефлексия.

Вопросы учителя: Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие произведения мы теперь знаем? О каком инструменте мы говорили на уроке? Что такое «вокализ»? понравилось ли вам произведение С.В.Рахманинова? Кто хочет узнать другие произведения этого автора? Изменилось ли ваше настроение после урока и как?
Учитель оценивает работу каждого на уроке с помощью других учащихся и аргументирует выставленные оценки.

Источник

Урок с учащимися начальных классов в школе искусству на тему «Мелодия и аккомпанемент»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КОНСПЕКТ УРОКА _Мелодия и аккомпанемент

С учащимся 2 класса _ ______________________________________________

Мелодия и аккомпанемент

Формирование музыкальной культуры средствами изучения различных мелодий и сопровождения

Ученик по окончанию изучения темы урока

1. Понятие мелодии и аккомпанемента

2. Различие между мелодией и аккомпанементом

Находить различия между мелодией и аккомпанементом

Исполнять выразительно мелодию с использованием шумовых инструментов

Развитие музыкально-эстетического чувства

через раскрытия эмоций

Слушать учителя и выполнять его указания

Оценивать свою деятельность

Сравнивать мелодию и аккомпанемент и находить различие по ключевым словам.

1.Осознание роли мелодии и аккомпанемента

Открытие мира эмоций с помощью музыки

Народные песни и попевки

План изучения нового материала

2. Работа по теме урока

Мелодия и аккомпанемент

Перемещение по классу с посадкой за инструментом

Музыкальный и шумовые инструменты, аудиозаписи

Наглядный материал : слайды с музыкальными терминами

Музыкальный материал : примеры музыкальных песен,попевок

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Проигрывание песни «Во поле берёза стояла»

«Почему прозвучала эта песня? Знаете ли вы эту песню? Нравится ли Вам эта мелодия? А почему нравится?

4. Предлагает сделать вывод о роли мелодии в песне

1.Дети вместе с педагогом исполняют песенку «Добрый день».

2. Исполняет вместе с педагогом

3.Отвечает на вопросы с поддержкой учителя.

4.Делает вывод с помощью учителя о теме урока.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

1.Показывает слайд презентации по теме «Мелодия»

Мело́дия(греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности(словарь музыкальных терминов).

2. Даёт комментарии о происхождении слово мелодия.

В русском словаре такого нет, так как слово мелодия связано с Древней Грецией

3.Просит детей выбрать главное слово в определении мелодии

4. Проигрывает песни в разных ладах(мажор и минор)

Объясняет отличии мелодии в ладах

5.Исполняет разные песни в разных ладах.

Просит определить лад мелодии.

-7.Даёт классификацию аккомпанемента

Он может состоять из 2,3,4 нот или аккордов с ровным ритмическим рисунком

8. Играет отдельно мелодию, аккомпанемент

9.Соединить мелодию и аккомпанемент

(учитель- мелодию, ученик-аккомпанемент

11.Исполнить песню под аккомпаемент выбранного шумовыми инструментом

Ребёнок делает выбор и приходит к понимаю мелодии-

3. Делает вывод о том, что мелодия –главная мысль любого музыкального

4. Слушает и принимает объяснение учителя.

5.Опрелеяет мелодии песен…

1.Ребёнок с поддержкой учителя отвечает на вопросы

2.Ребёнок исполняет на инструменте эти мелодии и аккомпанемент

Ребёнок повторяет мелодию на инструменте за педагогом

Ребёнок исполняет аккомпанемент шумовыми инструментами

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

Задаёт вопросы по закреплению материала

«Что ты сегодня узнал на уроке?»

«Что такое мелодия и аккомпанемент?»

«Чем отличаются мелодия и аккомпанемент?»

Аккомпанемент –это сопровождение мелодии, который может состоять из аккордов, арпеджио, отдельных звуков

«Что более важнее в музыке?»

Мелодия- главная мысль любого произведения. Поэтому её исполняют ярче, выразительнее, а аккомпанемент играют тише

Ребёнок отвечает учителю

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Исполнить песню с использованием шумовых инструментов

Ребёнок исполняет партию аккомпанемента с использованием шумовых инструментов

Мело́дия(греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности(словарь музыкальных терминов).

В русском словаре такого понятия нет

Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Номер материала: ДБ-949233

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как подбирать аккомпанемент

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяПеред каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.

Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.

Определяем лад и тональность

Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.

Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).

Подбор мелодии и гармонии

На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.

При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.

Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.

Фактура и ритм аккомпанемента

Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.

Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку

Автор – Алексей Бочкар.

А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!

Источник

ТИПЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТИПЫ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

При изучении курса методики обучения игре на фортепиано большое внимание уделяется проблеме музыкально-исполнительского воспитания учащихся. Наряду с инструментальными произведениями в работе используется вокальный репертуар. Работая над песнями, необходимо знать о типах аккомпанементов и особенностях их исполнения.

Общеизвестно, что существуют различные типы фортепианного аккомпанемента, которые обусловлены спецификой фактурного изложения музыкального произведения.

На сегодняшний день выделяют девять типов аккомпанементов:

чередование баса и аккорда;

аккомпанемент смешанного типа;

аккомпанемент, дублирующий вокальную партию;

аккомпанемент содержит отклонения от вокальной партии;

аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии;

мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент.

В приведенных нотных примерах на каждый тип аккомпанемента будет дана характеристика произведения, анализ фактуры аккомпанемента и особенностей его исполнения.

музыка Р. Паулса, слова И. Лаеманиса

Некоторую трудность представляют выдержанные звуки аккорда, на фоне которых звучит мелодическая линия. Членение по слогам в трехдольном произведении недопустимо. Небольшое вступление настраивает на характер песни. Эта песня удобна для транспонирования.

музыка А.Иевлева, слова Л.Иванова

(аккомпанемент «чередование баса и аккорда»)

ПМелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяесня веселого, танцевального характера, исполняется в подвижном темпе. Написана в четырехдольном размере, в куплетной форме. Фактура аккомпанемента – гомофонно-гармоническая.

В аккомпанементе куплета мелодия не дублируется. Лишь в припеве аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии. Тональность до мажор. Мелодия песни выразительная, скачкообразная, но в интервальном соотношении удобная для исполнения.

Некоторую трудность представляют аккорды в правой руке. Их надо играть легко, не выталкивая. При исполнении аккордов основной задачей для аккомпаниатора является одновременное и ровное воспроизведение всех звуков. Верхний звук в аккорде должен звучать ясно, поэтому пальцы должны быть активными, но при этом не следует зажимать кисть руки. Полезно поиграть отдельно каждой рукой.

музыка А.Журбина слова П.Синявского

(аккомпанемент «аккордовая пульсация»)

Исполнение аккордового аккомпанемента иногда затрудняется его широким расположением. В этом случае необходимо правильно выбрать аппликатуру, соответствующую звуковой задаче, в крайнем случае, звуки аккорда можно распределить между двумя руками. При исполнении аккордов нужно стремиться к максимально экономным движениям. Основной трудностью в быстром темпе при исполнении аккордов может зажаться рука, поэтому можно посоветовать играть чуть приглушенно, делая опорную точку и мгновенно освобождая руку. Бас играть с опорой, на одном движении руки

музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина.

(Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяаккомпанемент «гармоническая фигурация»)

Песня начинается со вступления, при исполнении которого следует добиваться предельного легато. В аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую требуют исполнения этих мелодических фигураций певуче и задушевно. В данном типе аккомпанемента сложно достигнуть очень тихого и ровного звучания. Следует услышать, почувствовать особое слияние всех звуков и гармоническое единство, а также их функциональную взаимозависимость. Играть нужно совершенно свободными руками, используя общее движение руки при легких активных пальцах. Необходимо слухом объединять звуки одной гармонии и ясно слышать гармонические переходы. Важно ощутить и пальцами переход от одного звука к другому. Педаль можно держать весь такт. На протяжении куплета партия фортепиано носит такой же характер, что и во вступлении.

В Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяприпеве мажор сменяется минором, песня звучит светло. В аккомпанементе появляются синкопы, которые подчеркивают активные интонации.

Ритмическую задачу можно решить, правильно распределяя опорные точки между партиями правой и левой рук, а также отчетливо ощущая сильные доли такта. Полезно поучить аккомпанемент в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью доли такта в левой руке. Чтобы аккомпанемент припева звучал цельно, нужно ясно чувствовать ритмическую пульсацию. Партию баса необходимо играть весом руки, а аккорды в правой руке – на отдаче. Чтобы аккомпанемент в куплете звучал легко, важно строго соблюдать все паузы.

музыка В. Казенина, слова Г. Дробиза

(Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяаккомпанемент содержит отдельные звуки вокальной партии)

Песня лирического, проникновенного характера. Форма песни – одночастная, размер – четырехдольный, исполняется в спокойном темпе. Очень выразительная мелодия, в ритмическом отношении не совсем простая (в середине фразы имеется синкопа). Небольшое вступление вводит в характер песни.

Фактура аккомпанемента – гармоническая, с элементами имитации партии солиста. Этот тип аккомпанемента не является сложным. Определённая трудность заключается в переходе от аккорда к аккорду, с выставлением точной аппликатуры. Туше должно быть мягким.

На протяжении всей песни необходимо играть как можно ближе к клавишам, выделяя при этом верхний голос в правой руке. Исключить лишние движения. Эта песня удобна для транспонирования. Можно использовать запаздывающую педаль.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова И.Яхиной, перевод. С. Муравьева

(Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсяаккомпанемент содержит отклонения от вокальной партии)

Песня веселого, лирико-созерцательного характера, написанная в четырехдольном размере, в тональности Фа мажор, в куплетной форме. Темп подвижный. Вступление яркое, настраивает на характер песни. Фактура сопровождения – гомофонно–гармоническая. В куплете мелодия не поддерживается аккомпанементом. В партии правой руки бас-аккорд с перемещением по звукам аккорда необходимо играть очень цепкими пальцами, на одном движении руки с небольшим поворотом кисти. Движение должно быть небольшим и экономным, так как штрих staccato (отрывисто), темп быстрый. Бас в левой руке необходимо играть с опорой. В припеве мелодия вокальной партии проходит в аккомпанементе в интервальном сочетании.

Играть аккомпанемент нужно легко, не перегружая аккорды в правой руке. В аккордовом аккомпанементе важно избегать звуковой статичности и стараться чувствовать общую динамику музыкального развития. В её правильном определении поможет внимательное слышание солирующей партии, в которой ясно слышна общая динамическая линия всего произведения.

Небольшая трудность в координации между руками: в левой руке – staccato (отрывисто), в правой – non legato (не связно). Во вступлении и в конце припева прописаны интонационные лиги.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова Р. Валеевой

(аккомпанемент дублирует вокальную партию)

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Мелодия в правой руке звучит в терцовом изложении и это является основной исполнительской трудностью. Необходимо ладонь плотно вложить в клавиатуру, с одинаковой силой брать оба звука (поучить отдельно, медленно). Внимательно отнестись к интонационным лигам. Во вступлении – разложенные аккорды, с тяготением к верхнему звуку аккорда. В левой руке терции играть с опорой в клавиатуру на оба звука. При таком типе аккомпанемента важно не заглушать исполнителя, партию правой руки играть тише. Педаль можно использовать и при необходимости упростить.

музыка Л. Батыр-Булгари, слова В.Сынгаевского, (мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент)

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

музыка Я. Френкеля, слова М. Танича

(аккомпанемент смешанного типа)

Аккомпанемент смешанного типа, использованный в этой песне, сочетает сразу несколько разновидностей сопровождения. В песне встречаются следующие типы аккомпанемента:

во вступлении и припеве – бас-аккорд;

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

в Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаютсякуплете – гармонические фигурации;

в начале припева – мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент;

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

4.) в конце припева – аккомпанемент дублирует вокальную партию.

Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Смотреть картинку Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Картинка про Мелодия и аккомпанемент чем отличаются. Фото Мелодия и аккомпанемент чем отличаются

Песня лирического характера, написанная в куплетной форме. Куплет – в двухдольном размере, припев – в трехдольном.

Песня начинается с выразительного вступления, которое, не смотря на двухдольный размер и фактуру изложения бас-аккорд, должно звучать мягко, нежно, певуче и настраивать на поэтический образ.

В припеве необходимо ощутить и передать вальсовый характер аккомпанемента, с чуть заметной опорой на сильную (первую) долю. В техническом и ритмическом отношении сопровождение не представляет особых трудностей.

Использование педали будет способствовать полноте звучания и насыщенности фактуры. В куплете педаль запаздывающая, в припеве – прямая – связывает 1 и 2 долю.

Богатейшая по своему разнообразию фактура музыкального произведения содержит самые различные типы аккомпанементов. Они служат гармонической опорой и фоном для солирующего голоса. От качества их исполнения и звучания во многом зависит успех всего ансамбля. Поэтому так важно формировать у учащихся необходимые приёмы и навыки, способствующие эффективности владения различными видами фортепианного аккомпанемента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *