Менажерийный пруд что значит
Летний сад в Питере: итог реконструкции
Реконструкция Летнего сада продолжалась довольно продолжительное время — с 2009 года по 2011 год. Ей предшествовала кропотливая работа в архивах, позволившая создать проект в наибольшей степени воссоздающий облик Летнего сада в период его рассвета. Однако сразу после завершения реконструкции Летний сад имел удручающий вид. Портили облик сада высокие, под два метра, шпалеры, ограждавшие практически все газоны. Причем сад продолжал просматриваться насквозь от Фонтанки до Марсова поля, но при этом через клетки шпалер! Да и замкнутые боскеты и зеленые кабинеты вызывали ощущение не из приятных. Вновь вырытый довольно большой Менажерийный пруд с небольшой площадкой для публики казался нелепым. К тому же на входе поставили турникеты и ввели плату за вход. Все это надолго отбило желание посещать некогда любимое место города. Этим летом, по случаю, зашел в Летний сад и был несказанно удивлен разительным переменам.
Не то, что убрали весь новодел, созданный на основе исторических и археологических изысканий. Все осталось по новому-старому. Со стороны Невы изменений никаких — та же Невская аллея, толпа посетителей у входа на Главную аллею.
Преобразился сам сад! Шпалеры и арки скрылись за листвой аккуратно и со вкусом подрезанных низкорослых деревьев и кустарников. Возродился подлесок. Сад перестал просматриваться насквозь и появилось множество мест, позволяющих уединиться даже при большом наплыве посетителей.
Небольшие фонтаны, появившиеся на четырех площадках Главной аллеи сада, гармонично вписались в пространство, организованное шпалерами, окутанными растительностью.
Высококачественные реплики мраморных скульптур, заменившие посеревшие от непогоды и времени итальянские мраморные подлинники XYIII века, радуют глаз.
После реконструкции в Летнем саду появился Парадный партер с вычурным Коронным фонтаном.
Вдоль Парадного партера на Школьной аллеи воссоздано длинное берсо — галерея, образованная вертикальными стенками и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку, служащие опорой для вьющихся растений.
Боскет Птичий двор был сооружен в начале XVIII века. В нем размещались павильон голубятня, клетки и вольеры, в которых находилось множество диковинных в то время птиц и зверей. Просуществовали все эти сооружения недолго — в конце века их разобрали и восстановили лишь в ходе реставрации в начале XXI века.
Боскет «Менажерийный пруд» был ликвидирован в конце XVIII века и был восстановлен только при нынешней реставрации. Но вероятно это было не лучшим решением — утки и гуси редких пород в нем не прижились, остались лишь их муляжи. Да и сам пруд весьма грязноват, что вполне естественно ввиду того, что он не проточный, а система эффективной аэрации, по-видимому, отсутствует.
Если боскеты Птичий двор и Менажерийный пруд оставляют неоднозначное впечатление, то небольшой огород при оранжереи великолепен. Впечатляет не только реконструированный павильон Оранжереи, где разместилось кафе, но и интересный подбора растений садика и огорода с их, подробным описанием.
Дизайнеры, разработавшие проект реконструкции, и садоводы, воплотившие проект в жизнь, очень деликатно скрыли все хозяйственные постройки, необходимые для обслуживания сада.
При реконструкции Летнего сада фонтан в центре Карпийного пруда не восстановили, но лебедей полюбившимся жителям города почему-то убрали — в пруду остались плавать лишь дикие утки, которых в Питере развилось видимо-невидимо.
Одна из интересных особенностей Летнего сада — его скамейки. Не менее интересно чем Летний сад его архитектурное окружение. Истории Летнего сада посвящен еще один пост серии текстов «Летний сад» в этом блоге.
Нельзя не отметить, что новый облик Летнего сада перекликается с обликом парков Петергофа — Верхнего, Нижнего и Александровского. Это вполне объяснимо. Перестав быть личным парком российских императоров, переместивших свои летние резиденции в пригороды столицы, Летний сад, оставаясь императорским. Поэтому он развивался параллельно с парками пригородных дворцов и под влиянием тех же тенденций в садово-парковом искусстве. По сути реконструированный Летний сад — прекрасная мини копия одновременно всех парков пригородов императорского Санкт-Петербурга.
Кстати, посещение Летнего сада вновь стало бесплатным, каким было согласно Указу Елизаветы Петровны от 1752 года. Причем за «чистотой» публики следит квалифицированная и хорошо экипированная охрана, использующая развитую систему видеонаблюдения.
Текст книги «Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем»
Автор книги: Виктор Коренцвит
Жанр: История, Наука и Образование
Текущая страница: 13 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]
Неподалеку от Птичьего двора находилась огромных размеров проволочная Соловьиная клетка.
Большая Птичья (Соловьиная) клетка. Фрагмент аксонометрического плана Летнего сада. Ок. 1770 г.
В книге О.Н. Кузнецовой и Б.Ф. Борзина «Летний сад» ошибочно указаны размеры клетки: 20 х 20 саж. 41 Проволочная клетка с основанием в 42 м была бы высотой с 20-этажный дом! Конечно, это описка, и о ней можно было бы не вспоминать, если бы ее не тиражировали компиляторы, бездумно переписывающие чужие тексты. Раскопки не проводились, но клетка и в самом деле была большая – 5 х 5 саж. На плане Летнего сада 1746 г. детально показан ее фасад. Аналогичных размеров вольер, но не из проволоки, а деревянный был воссоздан в музее-усадьбе Шереметевых в Кускове. В нем теперь всем на радость обитают золотистые фазаны, белые и цветные павлины.
Продолжим чтение дневника Берхгольца: «На другой стороне фонтана (Гербового на Шкиперской площадке Главной аллеи), против упомянутой статуи («Вера»), устроена в куще деревьев небольшая беседка, окруженная со всех сторон водою, где обыкновенно проводит время царь, когда желает быть один или когда хочет кого-нибудь хорошенько напоить, потому что уйти оттуда нет никакой возможности, как скоро отчалит стоящий вблизи ботик, на котором переправляются к беседке. На воде плавает здесь большое количество самых редких уток и гусей, которые до того ручны, что позволяют кормить себя из рук. По берегу вокруг расставлены маленькие домики, где они, вероятно, запираются на ночь. Здесь же красуется вполне снаряженный кораблик, на котором иногда потешается карла царя». Речь идет о так называемом Менажерийном пруду (от фр. menagerie – зверинец).
Оказывается, Петр I лично размерил бассейн! Как показали раскопки, длина пруда по ограде равна ширине боскета. Это, конечно, не случайное совпадение: Петр I определил размеры пруда на плане Летнего сада, очертив циркулем окружность радиусом равным половине ширине боскета.
Менажерийный пруд. Фрагмент аксонометрического плана Летнего сада. Ок. 1770 г.
Нельзя не восхищаться остроумием Петра, любителя каламбуров. «Каралище» – великий карлик, он же великий король, который в свои семь лет был так уморительно важен и хорош, что умиленный Петр схватил малыша на руки, поднял на высоту своего гигантского роста и расцеловал.
Петергоф. Нижний сад. Воссозданная скульптура Л.А. Бернштама «Петр Великий и Людовик XV». Ск. Н.А. Карлыханов
Я. Розен. Менажерийный пруд. 1722 г.
На аксонометрическом плане Летнего сада, датируемом мною 1770 г., во всех подробностях показан пруд, трельяжная ограда вокруг него, птичьи клетки в ограде и сквозная восьмигранная беседка в центре водоема. В сравнении с рисунком 1722 г. ее размеры сильно преувеличены. Раскопки показали, что Розен более точен. Очевидно, создатели аксонометрического плана хотели как можно лучше показать самые мелкие детали: балюстраду, резные гирлянды между колонками, затейливый купол, увенчанный фигурой птицы.
По данным раскопок, пруд имел фору правильного овала размером 32,4 х 25,52 м. Кирпичный борт шириной 66 см местами сохранился на высоту 35 см. На глубине 1,5 м от современной поверхности археологи вышли на дно бассейна, выложенное кирпичами в два слоя. Нижняя кирпичная облицовка сделана в 1720 г., а верхняя относится ко времени ремонта пруда в 1728 г. Под дном залегает слой зеленой кембрийской глины, доставленной, как помним, из Петергофа. По данным описи 1736 г., «люстгауз» имел дощатый пол. Однако в раскопках найдены фрагменты плит белого и серого мрамора, что указывает на то, что позднее деревянный пол был заменен на мраморный. Фрагменты расписной штукатурки желтого, зеленого, белого и красного цветов свидетельствуют, что потолок в сквозной беседке был расписан. В 2009 г. в ходе охранных раскопок Менажерийный пруд был вскрыт целиком. Подтвердилось, что, с точки зрения археологии, кирпичный бассейн довольно хорошо сохранился; лишь в северной части его дно пересекла военная траншея.
Фундамент ограды Менажерийного пруда. Раскопки 1976 г.
Менажерийный пруд. 2009 г. На переднем плане окоп 1941 г.
Дельфиновый каскад на Французском партере
К сожалению, неизвестны изображения каскада, хотя есть сведения, что Земцов зафиксировал его на одном из чертежей для задуманного Петром I альбома с видами Санкт-Петербурга и пригородов. Альбом, в котором только по Летнему саду должно было быть 70 чертежей, так и не был издан, однако архитектор передал в 1726–1727 гг. в Канцелярию строений для гравирования 21 чертеж «палатных, галерей, фонтанных, каскадных, люстгаузов».
Н. Пино. Эскиз к проекту Дельфинова каскада. 1718 г. (?)
Н. Пино. Эскиз к проекту Дельфинова каскада. 1718 г. (?)
Н. Пино. Проекты фонарей для ограды Французского партера. 1718 г. (?)
Мраморный конь, что стоял в центре Французского партера
Владельцы сумели опознать шедевр, ознакомившись с публикациями С.О. Андросова об истории формирования коллекции итальянской скульптуры в России во времена Петра I. Не будем пересказывать замечательную статью С.О. Андросова, в которой на основании архивных документов убедительно доказано, что парижская находка действительно является той самой скульптурой, что вместе с другими статуями была доставлена морем из Венеции в Петербург 3 сентября 1722 г. В сопроводительной описи Рагузинского значится: «…два ящика, в них лошад марморная ж чистой работы, репрезентуема лошад кампидолскую Марка Аурилия, которая в Риме обретается с педесталом». В одном ящике была фигура лошади, в другом – мраморный пьедестал.
Конная статуя Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме
На этом же плане показан и Дельфиновый каскад, но, к сожалению, с тыльной стороны и в сильном ракурсе. Изображение вазона, венчающего пирамидальный каскад, сильно преувеличено.
Французский партер. Фрагмент аксонометрического плана Летнего сада. Ок. 1770 г.
«Диана» и «Аполлон» на Главной аллее Летнего сада. 2014 г.
Скульптура «Диана» (копия).
В первой половине XIX в. «Диана» стояла в центре Французского партера, на том месте, где сейчас памятник И.А. Крылову
Раскопки Дельфинова каскада. 2010 г.
Богиня «Диана» и сейчас стоит на своем розовом пьедестале в Летнем саду. Рядом с ней – «Аполлон».
Но будем точны: это копии, а подлинники перенесены в Михайловский замок (пьедесталы розового тивдийского мрамора подлинные). Каким образом мраморный конь оказался у парижских антикваров, остается загадкой. Можно предположить, что в XIX в. скульптуру передали в Петергоф. Во время оккупации фашисты вывезли ее в Германию; оттуда уже и до Франции недалеко. То, что скульптура сохранилась, уже чудо. Может, антиквары мечтают ее продать?
Археологические раскопки на Французском партере проведены в 1988 г.
Раскоп площадью 20 кв. м раскрыл плиточный фундамент под стенку каскада и кирпичное дно нижнего бассейна с фрагментами облицовки из плиток белого мрамора и черного «аспидного камня» (шунгита). При расчистке дна бассейна найден небольшой фрагмент свинцовой пластинки со следами позолоты. Обнаружен также ленточный кирпичный фундамент ограды с нишами, в которых некогда стояли свинцовые позолоченные статуи. В 2010 г. каскад был повторно раскрыт в ходе охранных раскопок.
Примечания
1 Аммон И.Ф. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. М., 1902, Т. 1. С. 140.
2 «Письмо надворного советника Савы Владиславовича Рагузинского. О статуе Венусе» (РГАДА. Ф. 9. От. 2. Ед. хр. 47. Л. 595–559).
3 Карлсон А.В. Летний сад при Петре I. Пг., 1923.
4 Фрагменты аксонометрического плана Летнего сада опубликованы: Дубяго Т.Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 26, 27, 31, 54; План целиком впервые опубликован: Коренцвит В.А. Центральная часть Летнего сада по материалам археологических изысканий // Памятники культуры. Новые открытия. 1979. М.; Л., 1980. С. 471.
5 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Ед. хр. 19. Л. 777.
6 Аммон И.Ф. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. С. 144.
7 Коренцвит В.А. Центральная часть Летнего сада… С. 469–482.
8 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Ед. хр. 81. Л. 111.
9 РГИА. Ф. 470. Оп. 3 (93/527). Ед. хр. 3. С. 6.
10 Андросов С.О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб., 1999. С. 131.
11 МацулевичЖ. Летний сад и его скульптура. Л., 1936. С. 88.
12 Matzulevitsch J. La «Donna velata» del Giardino d’Estate di Pietro i1 Grande // Bollettino
14 У «Примаверы» появился двойник // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 22 июля.
15 РГАВМФ. Описание дел Архива Морского министерства. Т. 1. СПб., 1877. № 155.
16 РГАДА. Ф. 9. От. 2. Ед. хр. 46. Л. 431.
17 О сыске диких лошадей и зверей (известия из астраханской канцелярии). 1720 г. (РГАДА. Ф. 9. От. 2. Ед. хр. 52. Л. 782).
18 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Ед. хр. 19. Л. 748.
19 Там же. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 228.
20 Там же. Л. 927 об.
22 РГАДА. Ф. 9. От. 1. Ед. хр. 57. Л. 294 об.; РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Ед. хр. 28. Л. 115 – «арестанты у дела клеток, что делают в саду у голубятни – 13 члвк».
23 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 924 об., 928.
24 Петербург в 1720 году. Записки поляка-очевидца // Русская старина. 1879. Т. XXV. С. 273.
25 Описание записных книг и бумаг старыхдворцовыхприказов. 1613–1725 гг. / сост. заведующий архивом Оружейной палаты А. Викторов. М., 1883. С. 588. (1723 г.).
26 РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Ед. хр. 161. Л. 70.
27 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Ед. хр. 39. Л. 5.
28 ПСЗ от 18.03.1718. № 3185.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Летний сад в Питере: итог реконструкции
Реконструкция Летнего сада продолжалась довольно продолжительное время — с 2009 года по 2011 год. Ей предшествовала кропотливая работа в архивах, позволившая создать проект в наибольшей степени воссоздающий облик Летнего сада в период его рассвета. Однако сразу после завершения реконструкции Летний сад имел удручающий вид. Портили облик сада высокие, под два метра, шпалеры, ограждавшие практически все газоны. Причем сад продолжал просматриваться насквозь от Фонтанки до Марсова поля, но при этом через клетки шпалер! Да и замкнутые боскеты и зеленые кабинеты вызывали ощущение не из приятных. Вновь вырытый довольно большой Менажерийный пруд с небольшой площадкой для публики казался нелепым. К тому же на входе поставили турникеты и ввели плату за вход. Все это надолго отбило желание посещать некогда любимое место города. Этим летом, по случаю, зашел в Летний сад и был несказанно удивлен разительным переменам.
Не то, что убрали весь новодел, созданный на основе исторических и археологических изысканий. Все осталось по новому-старому. Со стороны Невы изменений никаких — та же Невская аллея, толпа посетителей у входа на Главную аллею.
Преобразился сам сад! Шпалеры и арки скрылись за листвой аккуратно и со вкусом подрезанных низкорослых деревьев и кустарников. Возродился подлесок. Сад перестал просматриваться насквозь и появилось множество мест, позволяющих уединиться даже при большом наплыве посетителей.
Небольшие фонтаны, появившиеся на четырех площадках Главной аллеи сада, гармонично вписались в пространство, организованное шпалерами, окутанными растительностью.
Высококачественные реплики мраморных скульптур, заменившие посеревшие от непогоды и времени итальянские мраморные подлинники XYIII века, радуют глаз.
После реконструкции в Летнем саду появился Парадный партер с вычурным Коронным фонтаном.
Вдоль Парадного партера на Школьной аллеи воссоздано длинное берсо — галерея, образованная вертикальными стенками и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку, служащие опорой для вьющихся растений.
Боскет Птичий двор был сооружен в начале XVIII века. В нем размещались павильон голубятня, клетки и вольеры, в которых находилось множество диковинных в то время птиц и зверей. Просуществовали все эти сооружения недолго — в конце века их разобрали и восстановили лишь в ходе реставрации в начале XXI века.
Боскет «Менажерийный пруд» был ликвидирован в конце XVIII века и был восстановлен только при нынешней реставрации. Но вероятно это было не лучшим решением — утки и гуси редких пород в нем не прижились, остались лишь их муляжи. Да и сам пруд весьма грязноват, что вполне естественно ввиду того, что он не проточный, а система эффективной аэрации, по-видимому, отсутствует.
Если боскеты Птичий двор и Менажерийный пруд оставляют неоднозначное впечатление, то небольшой огород при оранжереи великолепен. Впечатляет не только реконструированный павильон Оранжереи, где разместилось кафе, но и интересный подбора растений садика и огорода с их, подробным описанием.
Дизайнеры, разработавшие проект реконструкции, и садоводы, воплотившие проект в жизнь, очень деликатно скрыли все хозяйственные постройки, необходимые для обслуживания сада.
При реконструкции Летнего сада фонтан в центре Карпийного пруда не восстановили, но лебедей полюбившимся жителям города почему-то убрали — в пруду остались плавать лишь дикие утки, которых в Питере развилось видимо-невидимо.
Одна из интересных особенностей Летнего сада — его скамейки. Не менее интересно чем Летний сад его архитектурное окружение. Истории Летнего сада посвящен еще один пост серии текстов «Летний сад» в этом блоге.
Нельзя не отметить, что новый облик Летнего сада перекликается с обликом парков Петергофа — Верхнего, Нижнего и Александровского. Это вполне объяснимо. Перестав быть личным парком российских императоров, переместивших свои летние резиденции в пригороды столицы, Летний сад, оставаясь императорским. Поэтому он развивался параллельно с парками пригородных дворцов и под влиянием тех же тенденций в садово-парковом искусстве. По сути реконструированный Летний сад — прекрасная мини копия одновременно всех парков пригородов императорского Санкт-Петербурга.
Кстати, посещение Летнего сада вновь стало бесплатным, каким было согласно Указу Елизаветы Петровны от 1752 года. Причем за «чистотой» публики следит квалифицированная и хорошо экипированная охрана, использующая развитую систему видеонаблюдения.
«Летний сад можно считать ровесником Петербурга, он был создан по указу Петра I в 1704 году. Здесь же была и летняя резиденция императора. Сначала парк сделали регулярным и в нем высаживали только однолетние цветы. Потом посадили деревья, оборудовали фонтаны и установили великолепные античные статуи, которые за огромные деньги привозили из Европы. В 70-х годах XVIII века по проекту архитекторов Петра Егорова и Юрия Фельтена, вокруг сада была возведена ограда, признанная лучшей в мире.
О парке ходит множество легенд. Одна из них гласит, что еще во времена Петра I Летним садом были прорыты подземные ходы и обустроены тайники, в которых хранились сокровища. Возможно, это сокровища тамплиеров, которые в Россию вывезли масоны. И у этой легенды есть вполне реальные подтверждения.
Вот на поиски сокровищ Летнего сада вы сейчас и отправитесь. Поиск драгоценностей – дело непростое, вам придется разгадать множество загадок и решить непростые задачи. Но согласитесь, сокровища того стоят».
Инструкция
Мы приглашаем вас на необычную прогулку по летнему саду, вам предстоит найти буквы, и из них сложить магическое слово, которое укажет вам путь к сокровищам. Число букв, тоже магическое, их семь. Найти это слово вам помогут подсказки-загадки. Проявите смекалку, находчивость и терпение – и сокровища будут ваши.
Этап 1. Фонтан на Царицыной площадке
Следуйте по Главной аллее (вход со стороны Невы) до первой площадки, где получите первое задание.
«Существует мнение, что Петр I создавал сад, подражая европейской традиции, но в европейских городах XVI – XVII веков практически не было таких зеленых насаждений, парки существовали только в загородных дворцах. И самое главное отличие – Летний сад был публичным, сюда допускались все прилично одетые жители столицы. И он сразу стал излюбленным местом прогулок горожан.
Этап 2. Фонтан на второй площадке
«На второй площадке находится фонтан, еще при Петре I получивший название Гербового, потому что центр водомета у него украшен резными двуглавыми орлами.
Следующая буква магического слова стоит в начале имени самого близкого и преданного соратника Петра I. Про него можно сказать русской пословицей: «Из грязи – в князи». Назовите имя этого человека?
Фонтан на второй площадке
«Летний сад – не только старейший парк в Санкт-Петербурге. Здесь по указу Петра I были установлены первые в России фонтаны. Оборудовать фонтаны на болотистой местности оказалось совсем непросто, несмотря на разнообразные механизмы и ухищрения, напор воды в них был слишком слабым. Тогда воду по трубам стали подавать из Безымянного Ерика, который мы знаем как реку Фонтанку.
Сколько было фонтанов в Летнем саду в первой половине XVIII века точно неизвестно, но по воспоминаниям современников парк был буквально наполнен пением водяных струй. Например, в саду существовал лабиринт с 32 фонтанами, украшенными фигурами персонажей из басен Эзопа.
В результате наводнения 1777 года Летний сад сильно пострадал, и фонтаны восстанавливать не стали. Кроме зеленых насаждений, в качестве украшений парка остались только великолепные мраморные скульптуры.
Те фонтаны, которыми мы можем любоваться сегодня, результат кропотливой работы историков, искусствоведов и реставраторов. Они воссозданы по старинным документам и материалам археологических раскопок во время реконструкции Летнего сада в 2009–2011 годах».
Обратите внимание, бассейн, из которого бьют струи этого фонтана, похож на цветок. Его лепестки указывают четыре направления, на трех из них вы можете найти буквы магического слова.
Первое место находится там, где много воды, второе укажет золотой голубь, а третье – рядом с известным русским баснописцем. Прогуляйтесь по украшенным шпалерами тропинкам и найдите эти места.
Вопрос: На какое место указывает голубь?
Этап 3. Менажерийный пруд
«В Летнем саду было оборудовано несколько «баскетов» — площадок для отдыха и развлечений. Одной из них является Менажерийный пруд. Он был сделан еще при Петре I по эскизам Яна Розена – мастера паркового искусства. Здесь содержались различные водоплавающие птицы. Беседка в центре пруда была излюбленным местом отдыха Петра I, а в самом пруду катали на лодках детей.
Засыпанный в 1786 году пруд был реконструирован и восстановлен в первоначальном виде на основании документов и данных археологических раскопок.
Пруды Летнего сада, помимо декоративной, выполняли еще и функцию отвода лишней воды. Местность здесь была настолько топкая, что сначала невозможно было даже посадить деревья».
Наряду с прудами для осушения не только Летнего сада, но и Петербурга в целом использовались и другие сооружения. Их название начинается с нужной вам буквы. Что это?
Этап 4. Птичий двор
Обустройство зверовых и птичьих дворов было традицией для парков XVIII века. В Летнем саду тоже был свой зверинец, который располагался на Лебяжьей канавке. А вот Птичий двор существовал именно здесь. В вольерах и павильонах обитали разнообразные певчие птицы, журавли, цапли и экзотические виды уток.
Здесь вы видите один из воссозданных в процессе реконструкции павильонов Птичьего двора. Для чего он предназначался? Ответьте и узнаете, где искать следующую букву. Она стоит седьмой в названии этого павильона. Как называется павильон?
Этап 5. Памятник И. А. Крылову
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру», а вам он послал новую загадку и новую букву – еще один шаг в поиске сокровищ Летнего сада.
В парке множество скульптур античных богов, аллегорий, древних героев и римских императоров, но памятник человеку, тесно связанному с русской культурой и историей Петербурга только один. Это памятник Ивану Андреевичу Крылову, известному всем нам с детства своими мудрыми баснями.
Идея установить памятник великому баснописцу появилась сразу же после его смерти. В 1845 году, был организован сбор средств и конкурс проектов, в котором лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта.
Того самого, которого мы знаем по великолепным скульптурам «Укротителей коней» на Аничковом мосту. Саму фигуру баснописца и барельефы постамента с изображением героев басен Крылова отливали в мастерской Академии художеств. Иван Андреевич здесь изображен таким, каким его помнили современники – добродушным философом в неизменном помятом сюртуке.
Место для памятника выбрано неслучайно. Иван Андреевич жил неподалеку и очень любил гулять в Летнем саду и даже иногда купался в Лебяжьей канавке.
На барельефах постамента можно долго разглядывать мастерски выполненных персонажей из самых известных басен Крылова: «Квартет», «Мартышка и очки», «Волк и журавль», «Лисица и виноград» и других. Однако здесь нет одного героя хорошо известной всем басни. Угадав кто это, вы в начале его имени найдете нужную букву».
В этой басне описывается распространенная и в наше время ситуация, когда у коллег, выполняющих совместный проект, отсутствует умение работать в команде. Причем один из них все время пятится назад. Кто это?
Этап 6. Парадный партер
«А теперь вам нужно снова вернуться на площадку с фонтаном. Но больше там не стоит задерживаться, прогуляйтесь дальше по прекрасной тенистой аллее, ведущей на запад. В конце этой аллеи вам нужно найти необычный фонтан, струи которого напоминают корону Российской империи».
«Коронный – самый большой из всех фонтанов Летнего сада – сооружен в 1725 году по проекту Михаила Земцова. Как и остальные фонтаны, он был засыпан в 80-е годы XVIII века, и восстановлен вновь в 2010 году. Его внешний вид и размеры полностью соответствуют оригиналу XVIII века.
Коронный фонтан находится в центре Парадного партера. Так называется эта просторная площадка регулярного парка, украшенная ковровыми клумбами и прекрасными статуями.
Статуй в Летнем парке множество, и они, отличие от фонтанов, всегда украшали его аллеи. Большинство скульптур за большие деньги была приобретена в Италии и с великим бережением привезена в Россию еще в первой половине XVIII века. Посетители сада могли увидеть великолепные мраморные изваяния древнегреческих богов и римских императоров, аллегории добродетелей и античных героев. Такое количество изображений обнаженных людей первое время шокировало публику, но потом скульптуры стали неотъемлемой частью интерьера парка. В конце XVIII века сад украшали около 140 скульптур. Но время, превратности погоды, а иногда и жестокость людей не щадят даже каменные изваяния – многие из них ветшали, приходили в негодность.
В настоящее время в Летнем саду мы можем видеть прекрасно сделанные копии тех старых скульптур, которые сейчас частично реставрируются, частично находятся на хранении».
Парадный партер когда-то был излюбленным местом прогулок светских дам и кавалеров. Прогуляйтесь и вы, полюбуйтесь на кружево клумб и прекрасные статуи и найдите того, кто хранит еще одну букву. Это античный бог – покровитель виноделия, и нужная буква завершает его имя. Как его имя?