Менеджмент организации специальность что это
Специальность «Менеджмент»: срок обучения и образовательные цели
Немного странное для уха русского человека слово «менеджер» довольно прочно вошло в нашу жизнь. Менеджеры у нас повсюду — в офисах и банках, магазинах и складах. На самом деле многие люди совершенно не понимают истинного значения этого слова, и даже студенты, выбравшие для себя специальность «Менеджмент», не всегда способны пояснить кто же это такой и в чем заключается его работа. Итак, менеджер. Кто он? Чем занимается и как можно им стать? Давайте разбираться.
Кто такой менеджер
Специальность «Менеджмент» — одна из наиболее популярных не только в России, но и во всем мире. В переводе с английского это слово означает «управлять», то есть менеджер — это человек, способный наладить эффективную работу других людей, организовать бесперебойный качественный процесс. Проще говоря, менеджер — это человек, который получает деньги за то, что люди, находящиеся в его подчинении, работают хорошо.
В нынешнее время слово «менеджер» почему-то утратило свой первоначальный смысл. Так стали называть всех подряд, вплоть до уборщицы, вероятно, с целью поднятия личной мотивации работников. Ну согласитесь: уборщица — звучит как-то не очень, а вот клининг-менеджер — это же другое дело!
Вот несколько профессий, наиболее часто ассоциируемых с этой специальностью:
Любая из этих вакансий, кроме соответствующего образования, предполагает наличие у претендента определенных качеств:
Функции менеджера любого направления
Специальность «Менеджмент» — понятие довольно обширное и может быть разделено на несколько ключевых отраслей. Тем не менее функции такого сотрудника в любой организации довольно сходны:
«Менеджмент» — специальность, дисциплины
Сегодня «управленцев» готовит каждое второе учебное заведение. Что же будут изучать студенты, избравшие для себя специальность «Менеджмент»? Вузы предлагают довольно обширный перечень дисциплин, которые в общем случае можно разделить на три основных блока:
К первым относятся, например:
Цикл ЕН обычно включает в себя математику, информатику и естествознание. И только со второго, а то и третьего курса студенты начинают постигать профессиональные дисциплины:
В зависимости от узкой специализации, которую студенты выбирают на последних курсах обучения, в учебный план включаются дополнительные дисциплины:
Если выбор абитуриента пал на более узкоспециальный менеджмент, то дополнительно придется изучать, например:
Будущим финансистам также придется дополнительно изучить много специальных дисциплин.
Менеджеры организации
Одной из самых популярных и обобщающих является специальность «Менеджмент организации». Это направление занимает одно из первых мест среди приоритетов российских абитуриентов. Программа обучения на таком факультете чаще всего позволяет получить знания, достаточные для работы практически в любой сфере менеджмента.
Обучение по этой специальности сертифицировано Министерством образования РФ с марта 2000 года. Через 5 лет обучения выпускники получают квалификацию «менеджер». За этот срок они должны овладеть обширными экономическими знаниями как теоретическими, так и практическими, что дает основания претендовать на довольно престижную работу.
Многие выпускники, прослушавшие курс «Менеджмент организации», в дальнейшем становятся успешными директорами предприятий или ведущими руководителями отдельных направлений. Некоторые из них успешно открывают свое дело.
Экономическое направление
Специальность «Экономика и менеджмент» предполагает углубленное изучение таких дисциплин, как:
Все студенты, выбравшие это направление, изучают английский язык, а те, кто выбрал специальность «Менеджер по туризму», в обязательном порядке изучают хотя бы еще один иностранный язык на выбор.
Чаще всего выпускники вузов, получившие знания в области экономики и менеджмента, становятся менеджерами по продажам или менеджерами по экономическому планированию. Обычно в обязанности такого специалиста входит:
Финансисты
Если вы предполагаете в будущем обеспечивать бесперебойную финансовую деятельность предприятия, то «Финансовый менеджмент» — специальность как раз для вас. Скорее всего, выпускника вуза, получившего такое образование, в банк работать не возьмут, там предпочтительнее специальность «Финансы и кредит» или что-либо подобное. Но вот на предприятии финансовый менеджер — это одна из ключевых фигур в управлении. Такой специалист отвечает за анализ финансового рынка, выбор стратегии развития предприятия, анализ целесообразности принятия тех или иных решений.
Обучение финансовых менеджеров заключается в предоставлении теоретических и практических знаний в области управления финансами, страхового и банковского дела.
Будущие финансисты предприятий изучают:
Управление персоналом
Специальность «Менеджмент и управление» — еще одна грань более общего направления. Абитуриенты, выбравшие для себя это направление, чаще всего претендуют на работу менеджера по работе с персоналом, проще говоря «кадровика». Получение такого образования также позволяет претендовать на место менеджера по страхованию, недвижимости, охране труда и так далее.
Здесь также присутствует несколько узкопрофильных дисциплин, которым уделяется большое внимание:
Карьерный рост
Работа по специальности «Менеджмент» — одна из наиболее востребованных позиций на рынке труда. При поиске работы главное — разграничивать предложения и убедиться, что под названием «менеджер» не имеется в виду кладовщик или продавец.
На сегодняшний день рынок менеджеров среднего звена довольно текуч, поэтому найти работу не составит труда. Дальнейшее движение по карьерной лестнице будет зависеть только от личных качеств, знаний и навыков сотрудника.
Выбирая для себя подобную специальность, стоит помнить, что на первых порах оплата труда менеджера среднего звена не слишком велика, а обязанностей ему вменяется довольно много. Но если вам удастся проявить себя и стать ТОП-специалистом, ваша мотивация возрастет многократно, ведь хорошие управленцы ценятся на вес золота.
Заключение
Как видите, специальность «Менеджмент» многогранна и позволяет получить довольно широкий спектр знаний. Кроме того, это идеальное образование, которое позволит вам руководить собственным бизнесом. Ведь тот, кто знает, как управлять предприятием, вполне способен организовать его самостоятельно.
080507 Менеджмент организации. Государственный образовательный стандарт
Министерство образования Российской Федерации
Номер государственной регистрации
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вводится с даты утверждения
1. Общая характеристика специальности 061100 – «Менеджмент организации «
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.
1.3.1.Область профессиональной деятельности.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
1.3.3. Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
— управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, мар-кетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагнос-тическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
1.4. Менеджер может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 – “Экономика и управление народным хозяйством”, а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к образовательной программе подготовки
выпускника по специальности «Менеджмент организации «.
3.1. Образовательная программа подготовки менеджера разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорско-преподавательским составом.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Образовательная программа подготовки менеджера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
а также итоговую государственную аттестацию
Учебный план должен быть структурирован по циклам и компонентам образовательной программы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки менеджера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы (*)
Всего часов на освоение учебного материала
ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Федеральный компонент
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера.
Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи.
Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.
Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Региональный (вузовский) компонент
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом
ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N – мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.
Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N – мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.
Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ.
Основы защиты информации и сведений, методы защиты информации. Компьютерный практикум.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Региональный (вузовский) компонент
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы.
Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные» экспортные ограничения, экспортные субсидии, «новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы; международное кредитование; кризис внешней задолженности; прямые инвестиции и транснациональные корпорации; влияние миграции на благосостояние; проблема «утечки умов».
Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.
Предмет, метод и задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; статистика продукции; статистика численности работников и использования рабочего времени; статистика производительности труда; статистика заработной платы; статистика основных фондов; статистика научно-технического прогресса; статистика себестоимости.
Содержание и функции бухучета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.
Первичное наблюдение, документация, учетные регистры, инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета; основы бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация бухгалтерского учета; нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Пользователи бухгалтерской информации; цели и концепции финансового учета; принципы финансового учета; организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета хозяйствующих объектов; основное содержание и порядок ведения учета: денежных средств, дебиторской задолженности, инвестиций в основной капитал, основных средств, арендованного имущества, нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, производственных запасов, текущих и долгосрочных обязательств, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг и их реализации, финансовых результатов и использования прибыли, хозяйственных операций на забалансовых счетах; содержание и порядок составления финансовой отчетности.
Цели и концепции управленческого учета; системы учета издержек в связи с особенностями технологии и организации производства, проведением затрат; учет налоговых и приравненных к ним издержек; модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете; системы учета издержек по видам затрат; системы калькулирования и анализа себестоимости, модели формирования издержек; взаимосвязь управленческого учета и анализа.
Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
Юридические лица, образование юридического лица, правовое положение предприятия, кооперативных организаций, общественных объединений, банков, биржи; виды и форма сделок, право собственности, виды обязательств, рассмотрение хозяйственных споров.
- Можно ли утверждать что договор отражал соглашение равноправных партнеров свое
- Микросхема str g6653 чем заменить