Ментальная арифметика для детей что это
Что такое ментальная арифметика и как ей научиться
Об эксперте: Анастасия Кузнецова, методист онлайн-школы «Фоксфорд», автор и преподаватель курсов повышения квалификации по ментальной арифметике.
Что такое ментальная арифметика
Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:
Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.
Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].
Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.
Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.
Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.
История возникновения ментальной арифметики
Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.
Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.
Польза ментальной арифметики
Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.
Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.
Что ученые думают о ментальной арифметике
Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.
В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.
Когда и где учиться ментальной арифметике
Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.
Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.
Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.
Как выбрать школу или курс ментальной арифметики
Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:
Ментальная арифметика – что это за методика и зачем она нужна детям
Существует немало полезных и необычных методик развития детского интеллекта, которые подходят и дошкольникам, и школьникам, но именно эта программа все чаще вызывает интерес у родителей. Кто-то уже наслышан о ней, а кто-то узнает о таких занятиях впервые. Что же представляет собой эта техника, и в чем ее отличия от привычной всем математики? Ответим в этой статье.
Ментальная арифметика – что это такое?
Чаще всего ей интересуются взрослые, которые хотят, чтобы их дети увлекались интересным, и в то же время полезным занятием. Поэтому в поле зрения и попадает эта необычная программа. «Что такое ментальная арифметика?» – отвечаем на распространенный вопрос родителей, которые впервые встретились с этим термином.
Ментальная арифметика – это методика развития интеллекта для детей и подростков, которая позволяет им научиться быстро считать без калькулятора. Также эта программа направлена на развитие навыков обработки информации, мышления, логических способностей и творческих задатков. Она базируется на знании основ работы с древними азиатскими счетами – абакусом, а обучение этой технике можно разделить на два основных этапа:
По окончании этого курса ребята приобретут навыки, которые позволят им производить вычисления в уме с высокой скоростью и без особых усилий. Продолжительность освоения этой техники во многом зависит от возраста ребенка. Так с каких лет можно учиться быстро считать в уме?
В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету
Мнение о том, когда лучше приступать к занятиям различается: кто-то считает, что заниматься ментальной арифметикой можно еще до школы, а кто-то предпочитает отложить обучение до момента, когда малыш пойдет в первый класс. Чтобы принять верное, взвешенное решение, нужно разобраться в основных нюансах развития интеллекта в раннем возрасте.
Умение производить арифметические операции предполагает задействование логических функций интеллекта. Но логика у ребенка нормально формируется примерно к 5 годам, а в более раннем детстве почти не задействуется. Именно поэтому педагоги и психологи не рекомендуют приступать к занятиям, пока малышу не исполнится 5-6 лет.
Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность обучения, являются начальные навыки ученика. Чтобы продуктивно заниматься, он должен уметь читать, считать от одного до десяти и обратно, знать цифры и, что не менее важно, уметь соотносить их с количеством. Так занятия по ментальной арифметике подойдут для детей, которые обладают перечисленными способностями и уже достигли пятилетнего возраста. Считается, что занятия будет особенно полезны ребятам от 5 до 16 лет.
Выбирая программу обучения этой технике, родители нередко путают ее с ментальной математикой. Есть ли между ними разница?
Ментальная математика или арифметика – как правильно?
Арифметика – это простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно эти простые действия выполняются учениками на абакусе. В английском языке название методики звучит как Mental Math – ментальная математика. Поэтому, если вы скажете “ментальная математика”, вы не ошибетесь и тоже будете правы. Ведь арифметика входит в общее понимание математики, которая включает более широкие понятия. Как бы вы не назвали эту методику, принцип счета от этого не изменится.
Теперь, когда терминология не вызывает вопросов, можно перейти непосредственно к особенностям занятий по обучению ментальной арифметике. Для этого нужно оценить все плюсы и минусы этой методики, внимательно изучить ее преимущества и недостатки.
Плюсы и минусы ментальной арифметики
Как и любая другая развивающая программа, она имеет свои сильные и слабые стороны. Родителям важно заранее взвесить все «за» и «против» данной техники перед тем, как их чадо начнет ее изучать.
Плюсы ментальной арифметики
Когда человек считает ментально, он задействует сразу два полушария мозга: левое, отвечающее за логику и, в том числе, умение работать с числами, и правое, позволяющее фантазировать. Благодаря этому удается развивать разные интеллектуальные способности:
Ментальная арифметика очень полезна для детей еще и тем, что участвует в формировании новых нейронных связей, позволяющих применять одновременно и логические, и творческие возможности для решения любых задач. Повышение интеллектуального уровня ребенка способствует тому, что он начинает учиться в школе с большей мотивацией, ведь теперь освоение многих предметов дается ему значительно легче.
Минусы ментальной арифметики
Преимущества этой методики действительно заслуживают внимания, но для полноты картины нужно оценить и ее недостатки:
Тщательно взвесив все «за и против», можно с уверенностью сказать, что эта техника будет очень полезна, если занятия выстроены правильно и ученик занимается с интересом. Поговорим о нюансах ее изучения.
Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против
Когда родители или их дети только начинают интересоваться этой методикой счета в уме, им кажется, что изучать ее можно и дома. В свободном доступе в интернете легко удастся найти немало статей о том, как работает эта техника, и о том, что нужно для ее освоения. Но уже на этапе сбора теоретической информации могут возникнуть трудности.
В первую очередь они связаны с тем, что разрозненные данные об этой методике, полученные из разных источников, непросто собрать воедино. Из-за этого не всегда удается сформировать хотя бы примерное понимание того, с чего нужно начинать обучение. Похожим образом дело обстоит и с выбором практических упражнений, которые необходимы для тренировки навыков.
Для продуктивного освоения ментальной арифметики дети должны обучаться системно и последовательно. Если не следовать этому правилу, то можно не только потратить время, не добившись желаемых результатов, но и понизить мотивацию ребенка к освоению этой программы. Именно поэтому обучаться по ней лучше в детских центрах, где занятия ведут опытные педагоги.
Пройти курс ментальной арифметики и полностью освоить ее поможет обучение в центрах академии развития интеллекта AMAKids. Занятия ведутся в небольших группах по проверенной временем методике. Ее эффективность подкреплена множеством восторженных отзывов от учеников, которые уже освоили эту технику, и их родителей. Первые заметные результаты появятся уже после месяца тренировок. А навыки, полученные ребятами в итоге, сохранятся с ними на всю жизнь и еще не раз помогут добиться успеха в любой сфере.
Что такое ментальная арифметика: отзывы родителей и педагогов
Пластичность мозга детей не оставляет сомнений. Именно по этой причине нужно максимально много дать знаний, научить новому ребят в дошкольном и школьном возрасте. Каждый родитель выбирает свой путь по развитию дочери или сына. Одним из популярных методов воспитания интеллектуальной личности является ментальная арифметика. Что это такое и как работает процесс развития логического мышления, узнаете из нашей статьи.
Из этой статьи вы узнаете
Что такое ментальная арифметика
Ментальная математика – программа по развитию обоих полушарий мозга у детей с 4 до 16 лет. В процессе занятий ребенок учится считать на счетах абакус, соробан, потом решает арифметические задачи в уме. Одновременно с математическими навыками развивается моторика, воображение, логика.
По мнению разработчиков программы, педагогов ментальных школ, такая арифметика открывает малышу путь к успеху. Он учится мыслить нестандартно, находить выход из любых ситуаций, держать самооценку на нормальном или высоком уровне.
Во время занятий тренируются нейронные связи в головном мозге школьника, улучшается качество мышления и скорость реакций. Левое и правое полушарие начинают взаимодействовать активнее. Это сказывается на успеваемости в школе по всем предметам. Отличные знания по стандартной учебной программе дают возможность будущему выпускнику сдать ЕГЭ на высокие баллы, поступить в престижный вуз.
Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.
Немного истории
Современная методика взращивания юного гения не совсем новаторская. Основатель школы быстрого счета – Халит Шен. Первая студия была открыта в 1993 году в Азии. Использовались древние китайские счеты – абакус. Ребенок включает воображение, ускоряет процесс решения задач. В Японии абакус усовершенствовали. Их счеты называются соробан.
Спустя пару лет школы ментальной арифметики открылись по всему миру. В Америке, Австрии, Китае, Австралии, России и других развитых странах.
Кстати! Менар (ментальная арифметика) популярна у родителей дошкольников и у пожилых людей. Нестандартная математика – отличный метод профилактики болезни Альцгеймера.
Посмотрите короткий репортаж 1 канала о том, как обучают этой системе в китайских школах.
С какого возраста начинать
Главное – не опоздать. Решая вопрос, со скольки отдать ребенка в школу ментальной арифметики, помните:
По мнению психологов и физиологов, оптимальным возрастом для прохождения курса менар считается период с 4 до 12 лет. Некоторые специалисты принимают на курс 16-летних подростков, но процесс будет менее эффективным.
Как проходит обучение
Курс предполагает 12 уровней. В неделю – 1–2 занятия. На уроках используются счеты абакус. Они выглядят как русские счеты, но количество бусин меньше и держат их горизонтально.
На первых занятиях ученик знакомится с методом счета на абакусе. Он заключается в следующем:
Первый – единицы, второй – десятки, третий – сотни и так далее.
Если бусины верхнего ряда расположены над столбиком единиц – это 5, если над – десятками – 50 и т.д.
Попробуем набрать цифру 8. Для этого поднимаем 1 бусину верхнего ряда над единицами и 3 бусинки в этом же столбце. Получится, что 5+3=8. Когда все бусины лежат внизу, на счетах 0.
Таким же образом действуем с сотнями, тысячами.
Набираем цифру 103. Поднимаем 1 бусину в ряду сотен, получается 100 и 3 в ряде единиц. В итоге показана цифра 103.
Переход к большим разрядам происходит постепенно. После автоматизации работы рук и глаз используются карточки. На них нарисовано расположение бусин для популярных комбинаций. Ребенок запоминает, как выглядит цифра на счетах.
Набирает число автоматически.
Еще один аспект применения ментальной математики на практике – поза тела, пальцев на занятиях:
Программа менар включает в себя сложение, вычитание, деление и умножение. Сначала на счетах, потом в уме.
Через 1–1,5 года занятий со специалистом ребенок учится в уме решать примеры с пятизначными цифрами, оперируя числами свободно.
Одновременно с математическими навыками ребенок в специализированном центре приобретает и другие знания. Учится рисовать, петь, танцевать. В игровой форме решает ребусы, логические задачки, развивается физически. Поэтому относиться к курсу ментальной математики как к узкоспециализированному направлению нельзя. Цель занятий – всестороннее развитие личности.
Плюсы методики
Польза занятий ментальной арифметикой заключается в следующем:
Среди положительных результатов занятий ментальной арифметикой многие родители выделяют высокие результаты выпускных экзаменов, предметных олимпиад. По их мнению, занятия ментальной арифметикой помогают вырастить маленького гения, подготовленного к жизни.
Посмотрите, что вытворяют дети, освоившие эту систему.
Минусы методики
Ментальная арифметика не всегда оправдывает ожидания родителей и детей. Среди недостатков методики выделяют:
Малыши слишком самоуверенны, привыкли давать ответ быстро. Торопливость приводит к ошибкам, отрицательным результатам контрольных работ. Быстрота счета – вредный навык, особенно для первоклашек.
Отзывы родителей
Прогрессивный метод обучения быстрому счету вызвал шквал мнений родителей. Они не всегда положительные. Анализ опыта мам и пап помогает составить объективную картину по проблемному вопросу: водить или не водить своего малыша в «Менар»? Надеемся, что вы примите правильное решение, прочитав некоторые из них.
У моего сынишки слабо развито внимание и память. Надеялись, что ментальная математика поможет устранить этот дефект. Записались на занятия перед первым классом. Решили подготовиться к учебному процессу в обычной школе заранее.
Ходим два месяца, но особых сдвигов я не наблюдаю. Да, сын стал лучше понимать цифры, кое-что считать, но усадить его просто невозможно. Внимание не заостряется больше чем на пару минут. Это очень огорчает. Мне кажется, что уроки в «Менаре» не приносят ни пользы, ни вреда. Это просто веселое времяпрепровождение, зарядка для ума. Решила заниматься с сыном дома, сама. Правда, с литературой очень сложно. В интернете есть пособия, но все на иностранном языке: английском, японском… Скачаю приложение по математике на смартфон и попробую добиться результата. Это будет гораздо эффективнее и дешевле, чем платить за развивайку в центре.
Ольга, мама первоклассника Вадима.
Я к воспитанию ребенка отношусь очень серьезно. Прежде чем отдать дочку на ментальную математику, изучил разные методы развития мозга. Например, книгу Мерилин Зденек о синхронизации работы полушарий. Пришел к выводу, что метод быстрого счета, применение ментальной арифметики совершенствует интеллект, делает ребенка всесторонне развитым. У нас были проблемы с речью, поэтому улучшение моторики было дополнительным плюсом. Отдали и не жалеем.
Дома продолжаем занятия. Например, с женой пробуем заставить полушария работать синхронно. Делаем что-то обеими руками, считаем мысленно, соревнования устраиваем, кто быстрее. Соня часто оказывается первой, а мы еще и задуматься не успели. Мне кажется, что дочка стала более общительной, веселой, работоспособной. В классе появились друзья, она не отличница, но успехи заметны.
Меньше расстраивается из-за неудач, мыслит по-взрослому. Считает, что все проблемы можно решить, а переживать некогда. Это результат повышения самооценки, самостоятельность.
Мы довольны и всем советуем. Не тормозите развитие ребенка, помогите ему адаптироваться к новому, постоянно меняющемуся миру, а старые методы лучше забыть.
Андрей, папа восьмилетней Сони.
Водим сына третий месяц, ему очень нравится. О глобальных результатах пока рано говорить, но и минусов не видим. Цена не заоблачная, центр около дома. У Макара хорошо получается выполнять все задания учителя и дома, и в классе, его хвалят. Эффективность проверена личным опытом. Пошли в центр, чтобы развить к школе память, внимание, усидчивость. Думаю, у нас получится.
Почти весь мир одобряет методику менар, а мы чем хуже. Наши дети тоже должны развиваться интеллектуально. А для этого все методы хороши. Нас пригласили на первое бесплатное ознакомительное занятие в развивайку по ментальной арифметике. Познакомили с абакусом, объяснили принцип работы центра, пообещали положительные результаты через пару месяцев занятий. Решили записаться, ходим. Дочке нравится, бежит на уроки с удовольствием. Не устает, хотя в обычной школе нагрузка достаточная. Она там даже отдыхает. Мозг работает не напряженно, все в форме игры.
Мне кажется, что ментальная математика – это простой бизнес-проект. Очень разрекламированный и покрытый многочисленными тайнами. Учебников в свободной продаже нет, цены высокие.
Не хочется так думать, но на нас и наших детях просто наживаются. Отдавать в «Менар» своего ребенка не собираюсь и другим не советую. Обман чистой воды.
Позаниматься хотя бы год в центре ментальной математики – это правильный шаг современных родителей. Если не получили результат, значит, с детьми занимались непрофессионалы. Проверяйте дипломы, сертификаты, читайте форумы о конкретном центре, изучайте приемы работы, чтобы не попасть впросак.
Дочка ходит на занятия уже год, результаты меня радуют. К школе точно будем готовы. Внимательная стала, усидчивая, складывает без счетов трехзначные числа, решает простые задачи. Нам нравится.
Татьяна, мама шестилетней Риты, Москва.
У нас в Казахстане школ по ментальной арифметике очень много. Это, на мой взгляд, хорошо. У родителей и детей есть выбор, к кому пойти учиться, сколько платить. Цена у всех разная. В Японии такие курсы включают в обязательную программу школы, и это правильно. Детям не повредит пару часов в неделю заниматься с профессиональным педагогом, развивать логику, общаться в тесном коллективе, в конце концов.
Мой сын ходит на уроки по менталке с большим удовольствием, прогресс есть. Закончили второй класс без троек. Он, конечно, совершенным двоечником и не был, но по математике теперь никаких проблем нет, задачки, примеры щелкаем как орешки.
Ментальная математика – это новомодное веяние. Родители, как зомбированные, бегают с детьми и не знают, как им вырастить гения, заплатив 30–50 тысяч.
Одного не понимают, что эти знания даже в будущем могут пригодиться только при подсчете суммы чека в магазине. О каком внимании, самостоятельности идет речь? Все эти навыки можно и дома бесплатно развивать. Выкачивание денег, больше ничего. Лучше отключите планшеты, телевизоры и почитайте с ребенком книжки, поговорите, научите пазлы собирать, отправьте погулять на улицу с друзьями. От этого их интеллект точно не пострадает, и здоровье будет крепче.
У нас очень сложный ребенок. Сыну 6 лет. Задержка речи, психического развития. Участковый врач, невролог посоветовали заниматься дома и пользоваться услугами развивающих центров. Долго выбирали образовательную программу, чтобы было «все включено». Остановились на ментальной арифметике.
Ходим полгода, рады. Игорь стал лучше разговаривать, меньше нервничает, хочет учиться – это самое главное. Многие нам говорили, что это секта, на детей оказывается психологическое воздействие, на родителей тоже. Нам это неважно. Мы видим положительный результат.
Сынок считает неплохо, пусть пока не быстро, но правильно. Полюбил рисовать, сидит книжки рассматривает, сам себе задачки в уме придумывает. Для нас ментальный счет стал выходом. Продолжим заниматься, когда в школу пойдем.
Отзывы преподавателей и психологов
Учителя начального обучения и среднего звена сталкиваются с учениками ментальных школ в своих классах ежедневно. Они уже могут составить собственное мнение о результатах дополнительного обучения, дать несколько дельных советов родителям:
Ментальная математика – отлично разрекламированный метод. Но для жизни совершенно непригоден. Детство дошколят и младших школьников тратится впустую.
На ментальную математику интересно посмотреть изнутри. Вам пригодится отзыв педагога о работе в центре «Менар».
Любовь, 38 лет, педагог, тренер Центра ментальной арифметики:
– Работала в обычной школе учителем математики, пригласили в центр «Менар» подработать. Заинтересовалась, решила попробовать. Думала, буду проходить спецкурсы, это займет уйму времени. Но нет. Нас собрали на пару часов, чтобы показать кратко, как считать на счетах, а самое главное – отвечать на каверзные вопросы родителей и убеждать их в положительном результате занятий.
На самом деле итог уроков один – ребенок хорошо знает цифры, их состав и учится их складывать в уме. О развитии всех остальных психических процессов здесь речи не идет. Те, кто рассчитывает развить внимание, усидчивость, память, могут не ждать результата. Лучше заниматься с ребенком самостоятельно, дома, и не тратить деньги.
Отдельно скажу о мифическом развитии обоих полушарий. Проверьте своего ребенка по тесту Струпа. Это настоящая диагностика развития синхронности половинок мозга.
Я потихоньку проводила исследования со своими подопечными, результаты меня ошеломили. Талантливые ученики центра имели такие же показатели, как обычные ученики средней школы. А вот спортсмены зарабатывали высший балл, но их умственная синхронность отрабатывалась не на уроках по быстрому счету, а на тренировках в зале с тренером по плаванию.
Конечно, вреда от менталки нет никакого, кроме опустошения кошелька родителей. Если вы будете относиться к таким курсам спокойнее, не ждать сверхъестественных результатов, то посещайте их, но кроме знакомства с цифрами ребенок не узнает ничего нового.
Прочтите еще один отзыв учительницы.
Ирина Иванцова, учитель начальных классов:
– Работаю в общеобразовательной школе. Не считаю ментальную математику плохой. Она отлично развивает понятие числа. Обучает счету. Недостаток один – этому неплохо учат и в обычной школе, буквально на пальцах.
Смешно наблюдать за родителями первоклашек, чьи дети складывают тысячи, сотни за пару секунд. Их радости и гордости нет предела, но это умение не гениальное. Оно никак не скажется на математических способностях школьника, не даст ему путевку в вуз, это бред.
Иногда опыт математики на счетах бывает негативным. Малыши привыкают считать быстро, торопятся на уроках показать свои способности, обогнать всех. И больше других совершают ошибок. Решение простых задач им вообще дается сложно.
Не считаю себя экспертом по системе менар, делюсь с вами только практическим опытом по работе с детьми, прошедшими этот курс. И могу сделать вывод, занимайтесь, развивайте малышей разносторонне, но не забывайте, что математика – это цифры и логика вместе. Пусть дошкольник оперирует числами свободно, но о понимании задач, смысле действий забывать нельзя.
Делаем выводы
Занятия ментальной арифметикой – современный способ дать дополнительное образование детям. При желании вырастить необычного ребенка, умеющего делать то, что не могут другие, обязательно воспользуйтесь им. Вы будете удивлять гостей и родственников, ваш ребенок научиться решать примеры молниеносно. Но большего ждать не нужно. Все остальные обещания от курсов преувеличены маркетологами.