Ментальная карта что такое философия
Mind map: как разложить всё по полочкам
Зачем рисовать интеллект-карты, и как они помогают эффективно структурировать и запоминать информацию
Майндмэппинг — технология составления ментальной, или интеллектуальной, карты. Поскольку у большинства людей преобладает зрительный канал восприятия, наглядные mind maps стали популярным инструментом в учёбе и работе. Почему интеллект-карты эффективнее традиционных конспектов и как оформлять их правильно, рассказывает Татьяна Фещенко, доктор педагогических наук и преподаватель курсов повышения квалификации «Фоксфорд.Учителю».
Чем ментальная карта лучше конспекта
В отличие от конспекта, в mind map сразу видны взаимосвязи между понятиями, отношение элементов общей схемы. Главное — в центре, выводы обозначены стрелками. Термины по одной теме подсвечены одним цветом.
На интеллект-карты наносят отдельные слова или словосочетания — ничего лишнего. Даже если дополнять mind map небольшими иллюстрациями, времени на работу уйдёт меньше, чем на конспект.
Лучше всего материал усваивается, когда мы опираемся на собственные знания и творчески перерабатываем новое. В своей интеллектуальной карте вы можете писать не только факты, но и свои ассоциации в форме слов или пиктограмм.
Визуальные образы и цвета включают в работу правое полушарие. Обработкой слов и символов занимается левое. Таким образом, при составлении и чтении mind map возможности мозга используются наиболее полно. Это позволяет лучше структурировать и прочнее запоминать материал.
Как появилась технология Mind mapping
Полвека назад англичанин Тони Бьюзен изучал нейрофизиологию и психолингвистику, чтобы понять работу памяти. Он опирался на собственный опыт, практику выдающихся изобретателей и идею концептуальных карт американского педагога Джозефа Новака.
Бьюзен адаптировал сухую и строгую технологию картографирования для нужд отдельного человека. К логике и графике линий он добавил свободу ассоциаций и яркие цвета. Почему интеллект-карты эффективны и как их правильно составлять, автор описал в книге «Супермышление». Она регулярно переиздаётся по всему миру с 1993-го года.
С чего начать
Принимайтесь за это творческое занятие в хорошем настроении. Садиться за стол лучше после прогулки или физических упражнений. Если любите работать под музыку, включите любимую подборку для продуктивной учёбы.
Подготовьте рабочий стол, чтобы вас ничто не отвлекало. Возьмите материалы, с которыми вам нравится работать: цветные карандаши, ручки или фломастеры.
Чтобы добиться мастерства, сначала копируйте чужие интеллект-карты. Вы потренируетесь и соберёте копилку удачных идей для собственных вариантов.
Если в первый раз получилось не так, как вы ожидали, — это нормально. Неудачные места можно заклеить сверху чистой бумагой и перерисовать по-новому. Пусть не всё будет идеально, но вы создадите рабочий инструмент. Ошибки бывают у всех, главное, не зацикливаться на них, а исправлять в следующих mind maps.
Как правильно оформлять mind map
Чтобы использовать возможности интеллект-карты по-максимуму, посвятите ей час времени в первый подход и пройдитесь по заметкам через 10–30 минут. Обязательно используйте карту, чтобы вспомнить материал на следующий день, затем через неделю и через месяц.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
Семь правил интеллект-карт
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше
“Если не ломать мозгов — наломаешь дров”
Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному — подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды — выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.
Что такое ментальная карта?
Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”
Использование ментальных карт — техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:
Технология широко применяется для многих целей:
Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:
Зачем ее применять?
“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”
Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?
Первая причина кроется в самом построении карты — она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг — ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом — центральный образ и детали вокруг него.
Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом — визуализация в целом улучшает восприятие. Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.
При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления. При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок — визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32%.
Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение, все они развиваются и улучшаются в процессе.
Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.
Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко, а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время.
В чем отличия от обычных записей?
Линейная запись — основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.
Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.
Популярны ли ментальные карты?
Кто придумал ментальные карты?
Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен — английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году — “Работай головой”.
Вот как автор описывает события, подтолкнувшие к разработке этой техники:
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!
Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.
Я вышел в полном изумлении.
Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!
Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, — конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, — результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.
Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, — осознание этого и привело меня в библиотеку.
Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”
Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:
В целом, mind mapping — стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:
Почему люди не используют их повсеместно?
Как создать ментальную карту?
“Всякий художник был поначалу любителем”
Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.
Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.
В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае — это статья про ментальные карты.
Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие — более запоминающейся.
От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.
Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.
Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше — тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь — не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.
Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.
Есть ли программы для создания ментальных карт?
Что почитать по этой теме?
Конечно же, лучше всего узнать о методике ментальных карт из первоисточника, поэтому лучшие книги для прочтения — это “Супермышление” и “Работай головой” Тони Бьюзена, а так же его остальные книги.
Еще одна познавательная книга — “Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы” Дэвида Сиббета.
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Оля Ежак для Skillbox
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзан, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В чём преимущества интеллект-карт
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
1. Процесс обучения становится осмысленным
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
2. Информация лучше запоминается
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
3. Сложные концепции проще воспринимаются
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Как составить интеллект-карту
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Как применять интеллект-карты в обучении
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.