Ментальность или менталитет в чем разница

Как формируется менталитет?

Менталитет является обязательной частью той или иной культуры, и на его формирование могут влиять самые разные факторы. Это не только культурные условия, но еще и социальные, которые могут развиваться на протяжении многих лет.

Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть фото Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть картинку Ментальность или менталитет в чем разница. Картинка про Ментальность или менталитет в чем разница. Фото Ментальность или менталитет в чем разница

Каждый народ имеет свое личное пространство культурного характера и разные формы культуры, которые пополняются новыми компонентами во время процесса деятельности. Народ самостоятельно создает свой менталитет. Стоит отметить, что именно культура и менталитет являются общими понятиями, которые способны охарактеризовать народ, а также выделить основные моменты, которые помогают различать между собой культуры.

Менталитет с точки зрения психологии

Менталитет с точки зрения психологии — определенный стиль и вид психической жизни того или иного социума. Для того чтобы полностью раскрыть его компоненты, применяется система взглядов, учитывается склад ума. Психологи выделяют четыре типа менталитета:

Условно менталитет можно поделить на разные типы с учетом того, какой именно деятельностью занимается определенный народ, какой имеет образ мышления. Все народы различаются между собой. Они имеют разные традиции, которые передаются столетиями, свои предпочтения и взгляды на жизнь.

Чем отличается менталитет от ментальности?

Менталитет принято считать основой любого народа и неким определенным ядром в его культуре. В свою очередь ментальность представляет собой способ видения окружающего мира и в этом случае обязательно присутствует эмоциональная составляющая. Менталитет обладает общечеловеческим значением. Когда речь идет о ментальности, то говорят о самых разных социальных слоях или же периодах развития человечества. Благодаря ментальности и может возникать определенное мировоззрение.

Менталитет представляет собой культуру, которая имеет прямое отношение к той или иной группе социального характера. Проявляется он с помощью определенного способа мышления, в религии, традициях, языке, выбранной людьми философии. Ментальность же является более широким понятием, с помощью которого можно в целом описать способ мышления.

Развивая мышление, человек расширяет своё мировоззрение. Правильное восприятие реальности происходит, когда человек может мыслить критически. Такую способность помогает развить курс Викиум «Критическое мышление».

Источник

Что такое менталитет простыми словами? Отличия от ментальности

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.

Довольно часто можно услышать фразу – «Ты такой, потому что у вас у всех такой менталитет». Особенности менталитета раскрываются в различных произведениях, искусстве, литературе. Многие писатели пишут о том самом общепринятом менталитете русского человека. Но что значит «ментальность»? Может ли она повлиять на психику человека? Как это отражается на нашей личности? Именно об этом наша сегодняшняя статья.

Что такое менталитет человека

В научной литературе термин «менталитет» раскрывается по-разному. Кто-то рассматривает данное явление, как особый склад мировоззрения. Другие определяют менталитет как понятие культурной (коллективной) психики.

Менталитет происходит от латинского слова «mens», которое означает «душа». Менталитет это склад характера, представлений, мировоззрения, умственных представлений о мире, которые характерны для конкретной культуры, нации, народу.

В данном определении важно остановиться на том, что менталитет конкретен для народа или народности. Что это значит?

Сейчас в мире большой процент миграции, поэтому страны по большей части многонациональны. Более того, на современном этапе истории культуры смешиваются, обретают новую форму и представления. Поэтому говорить об исконном сохранения «национальной ментальности» нельзя. Если вы посмотрите на Россию, то увидите, как много разных национальностей ее населяют. У каждой такой нации или народа свои исторические культурные цели и видение мира. Но несмотря на национальность, человек проживший в России, обретает общие и характерные для всех черты.

Таким образом, ментальность – это особенности поведения и взглядов на жизнь конкретной народности, населения.

Примеры

О конкретных примерах вы, наверняка, уже не ра слышали. Но давайте рассмотрим несколько конкретных и довольно знакомым каждому примерах.

Российский

Конечно, то, каким является русский менталитет, отличается в представления жителей России и иностранцев. Но вот, что может характеризовать менталитет в России:

В Германии

Для сравнения посмотрим, как ведут себя жители Германии. Они, в отличие от русского человека, уважают свое и чужое пространство. Они более консервативны и скрытны в эмоциональных и душевных проявлениях. Немцы также более острожные.

Основные виды

Также выделяются и особые модели менталитета, которые именуются как «виды менталитета». Давайте рассмотрим более подробно эти виды ментальности.

Менталитет личности

Менталитет личности – это те сформировавшиеся у человека ценностные ориентиры, которые характерны только ему, его семье, родственникам, а также людям, которые проживают рядом. Он формируется в процессе жизни и учитывает особенности самой жизни. Под этими особенностями понимаются климатические, культурные, географические и политические факторы.

Общественный

Общественный же представляет собой тот менталитет, который характерен для конкретной социальной группы. Здесь речь уже идет не только о народном менталитет, а также и о профессиональном, например.

Общественный менталитет складывается исторически. Конечно, на него влияют аналогичные факторы и причины формирования. Можно выделить некоторые примеры общественного менталитета:

Общая типология менталитетов

Типология менталитетов отличает от понятия «виды» тем, что эти менталитет характерны абсолютно для всех народов и народностей. Отличия лишь в том, какой исторический период предшествовал становлению этого менталитета. Можно сказать, что это соотносится по аналогии с историческими «формациями», через которые проходит каждого государство. Давайте рассмотрим эти типы менталитета и периоды, в которые они сформировались.

Варварский

Как следует из названия – варварский менталитет характерен для самых разных цивилизаций. Каждая известная сегодня цивилизация проходила через существование этого менталитета.

Вот что характеризует данный тип:

Феодальный

Феодальный означает следующий этап формирования человеческого общества и государства. Его таке именуют, как аристократический менталитет. В данном этапе происходит расслоение общества на классы. Появляются более бедные и более богатые. Из-за этого происходит разделение общества, что также влияет на культуру, науку, образование и на развитие личности в целом. Переход к монотеистическим религиям. А также происходит развитие умственных способностей. Появляется так называемая аристократия общества.

Буржуазный

Буржуазный сменяет феодальный и характеризуется следующими признаками:

Современный или постиндустриальный

Это тот менталитет, который характерен для человечества сегодня. Конечно, если не брать в расчет некоторые страны, которые находятся на иных ступенях государственного и общественного развития. На сегодняшний день распространена толерантность, терпимость, принятие каждого, общность, открытость не только человека, но и государств в целом.

Какие факторы влияют на менталитет

Важно также рассмотреть, что же влияет на формирование конкретного менталитета. Среди всех существующих факторов, в большинстве случаев выделяют следующие наиболее важные:

Место рождения человека

Воспитание, семья, наследственность

Окружающая среда и общество

Работа, профессия человека

Уровень и качество образования

Как менталитет влияет на развитие

Главный вопрос «Влияет ли менталитет на нас, как на личность?». Ответ однозначный – да, менталитет влияет на то, какие мы есть. Вот, что этому способствует:

Таким образом, менталитет – это составляющая нашей личности. Если бы человек из России родился и вырос в совершенно другой стране, другой культуре, то вероятнее всего он стал бы иной личностью.

Как изменить менталитет

Но можно ли его изменить? По большей части в корне изменить это невозможно. Так как мы росли в этой психологической обстановке. То, что мы впитываем в детстве остается с человеком на всю жизнь. Конечно, если вы кардинально изменили место жительства, религию, ваши взгляды могут измениться. Но изначальный менталитет остаточно будет сохранен.

Важно отметить, что в жизни все-таки встречаются девиантные личности, менталитет которых довольно размыт. На них слабо влияют внешние факторы в виде социальных убеждений и принципов. Они придает этому малое значение или в целом игнорируют. Большую роль для девиантов играет их субъективное представление о мире.

Чем отличается от ментальности

Часто эти понятия путаются, используются не по назначению. Хотя в действительности они и правда достаточно схожи.

Характерное для большой группы людей видение мира, особенности восприятия и ценностных установок. Менталитет проявляется в конкретной группе людей.

Может быть характерна для всего общества в целом. Это то, как мы через эмоции воспринимаем окружающее. Ментальность может быть одинаковая у совершенно разных менталитетов.

Заключение

Итак, мы разобрали, что такое менталитет, как он формируется и что на него влияет. Менталитет простыми словами это то, как конкретный народ видит жизнь вокруг. Как он себя ведет в конкретных условиях и ситуациях. Менталитет таке оказывает влияние на политическую и общественную обстановку в стране, и на каждую конкретную человеческую личность.

Источник

Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть фото Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть картинку Ментальность или менталитет в чем разница. Картинка про Ментальность или менталитет в чем разница. Фото Ментальность или менталитет в чем разница

Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

Существует три компонента менталитета:

Менталитет в культурологии

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.

Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть фото Ментальность или менталитет в чем разница. Смотреть картинку Ментальность или менталитет в чем разница. Картинка про Ментальность или менталитет в чем разница. Фото Ментальность или менталитет в чем разница

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

Как поменять менталитет?

Каждый человек вправе сам выбирать свой жизненный путь. Если вы решили изменить свое мировосприятие, будьте готовы к тому, что для этого потребует больших временных затрат и сил. Для того чтобы изменить менталитет человека, необходимо:

Книги про менталитет

Многие авторы русской литературы сумели отобразить особенности менталитета русского народа в известных произведениях, каждое из которых описывает незнание меры, широту и размах, ведомость и необоримую веру, пассивность, жестокость и жертвенность любви, преклонение перед прекрасным, святость, двойственность и противоречивость.

Источник

Что такое Ментальность?

Сегодня в редкой статье не встретишь понятий менталитет или ментальность. И разные авторы вкладывают нередко различное смысловое содержание.
В научный оборот слово «ментальность» было введено в кружке Дюркгейма,имея ввиду религиозную ментальность, а затем в его журнале появилась рубрика «Групповая ментальность». Дюркгейм под ментальностью понимал «Коллективное бессознательное». Термин «менталитет» впервые использовал в 1906 году французский этнограф и социолог Марсель Мосс, племянник и ученик Дюркгейма как синоним понятия «образ мыслей». Основатели журнала «Анналы» Л.Февр и М.Блок использовали данный термин при изучении различных социально-культурных феноменов, как отражение «коллективного неосознанного», обращаясь именно к массовым явлениям (например, массовых умонастроений, образа мыслей и чувств, ментальности — «духа времени», а не только идей отдельных индивидуумов). Во французской литературе различаются особенности проявления менталитета, который по сути дела отождествляется с такими понятиями, как «воображаемое», «чувствительное», «символическое» и даже «система ценностей» и «идеология». Исследователи ментальных феноменов дают весьма неоднозначные определения: «представления», «неосознанное», «установки», «поведение» [52. С. 194].

В русскоязычной философской литературе понятие «mentalite» воспринято из западной литературы. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX – начала XX вв., как Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В. Зеньковский и др. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, подчеркиваются черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души.
В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия понятия менталитет и ментальность отождествляются и толкуется (от позднелат. mentalis — умственный), как «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе»[31]. В толковом словаре иностранных слов Л.П.Крысина менталитет объясняется как «образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы».
Политологи менталитет определяют как «обобщенное понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицистическое, означающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений». Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный – грузинский, русский, немецкий и др. или региональный – скандинавский, латиноамериканский и др. менталитеты.

В философской литературе исследование проблемы менталитета осуществляется в различных направлениях. Во-первых, это – социально-философский аспект. Выдающиеся русские философы В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев хотя и не применяли термин «менталитет», тем не менее, внесли существенный вклад в разработку этой проблемы, используя различные словосочетания с понятиями: «склад», «тип», «образ», «слой». Например, «склад русского характера», «склад души народа», «русский духовный склад», «национальный тип», «духовный тип человека», «умопостигаемый образ народа», «глубокий слой русской души». А.Ф.Лосев и П.А.Флоренский рассматривали феномен менталитета во взаимосвязи с различными проблемами языка. Значительно меньше работ, связных с исследованием евразийского менталитета. Таким образом, в российской философии понятие «менталитет» и «ментальность», нередко отождествляют, считается, что они имеют однопорядковое значение, с такими терминами как «русская идея», «образ мыслей», «совокупность умственных навыков и духовных установок».
Анализ различных точек зрения, касающихся употребления терминов «ментальность» и «менталитет» убеждает, что в философской литературе пока нет четкого определения этих понятий [8]. Не внесли ясность в этот вопрос и защищенные кандидатские и докторские диссертации [149.183].

ОТЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА ОТ МЕНТАЛЬНОСТИ
В философской литературе делаются попытки развести понятия «менталитет» и «ментальность» «В отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета… В обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, хотя для теоретического анализа важнее менталитет»[8. С. 31-32]. Менталитет – это система ценностей, целей и убеждений, зависящая от этнических, социальных, культурных, географических, языковых и т.п. факторов, а ментальность – проявление этих факторов в поведении человека или социальной группы.
Психологи, этнологи, социологи и другие специалисты рассматривают их во взаимосвязи с концепциями своих наук. Социологи рассматривают проявление менталитета как следствие процесса социализации – усвоения норм поведения, традиций и обычаев. В связи с этим концепция менталитета совпадает во многом с основными положениями национальной идеи. Вместе с тем представители разных народов являются носителями своей особенной культурно-исторической традиции, обычаев. Социально-философское осмысление ментальных черт народа, погружение в глубины народного духа можно рассматривать и как иррациональное, мистическое постижение духовных основ, сущностных бессознательных черт общества в его историческом протяжении. Социологи Санкт-Петербургской школы поддерживают позицию Семенова В.Е., который определяет менталитет как «исторически сложившиеся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении»[165.С. 44]. При этом ученый считает, что у того или иного народа или страны имеется более чем один менталитет и поэтому вводит понятие полиментальности – множественности менталитетов.
Проблемы менталитета рассматриваются в психологическом аспекте под влиянием идей Фрейда, Юнга, российских и грузинских психологов.

При этом в литературе можно встретить не только использование как синонимов категорий «менталитет» и «ментальность» (что вполне допустимо при недостаточной философско-методологической разработанности проблемы), но и характеристику указанных дефиниций с помощью понятий «национальный характер», «этническое сознание», «психический склад нации», «мировоззрение», «психология» и т.д. В то же время отдельные исследователи предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов «менталитет» и «ментальность».Так, одним из таких разграничений этих категорий является определение ментальности как универсальной способности индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов. Иными словами, индивидуальная ментальность, по сути дела, растворяется в социальном менталитете, что представляется не совсем реальным отражением действительности.

В рамках социологического подхода предпринята попытка дифференцировать дефиниции «менталитет» и «ментальность». На основе анализа этимологии слова «менталитет» предложено достаточно традиционное определение этой категории как способа, типа мышления, склада ума. Эти характеристики проявляются в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и в особенностях поведения, дополняемых системой ценностных установок, присущих большинству представителей конкретной социальной общности. Менталитет выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения. В свою очередь, ментальность, с одной стороны, – это способ повседневного воспроизводства, сохранения привычного уклада жизни и деятельности. С другой стороны, она представляет собой качество или группу свойств, а также совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих характеристик мышления индивида или группы. Однако в таком подходе присутствуют определенные методологические и логические противоречия. Во-первых, указывается на то, что оба явления, «менталитет» и «ментальность», связаны с особенностями индивидуального и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, ментальность не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен. Однако, она есть не что иное, как результат индивидуального психосоциального развития и интерперсонального взаимодействия, что явно имеет противоречие с вышеизложенным выводом.
В то же время вполне справедливо указано на наличие диалектической взаимосвязи между феноменом менталитет и ментальность. Однако вывод о том, что менталитет и ментальность – это многомерный феномен человеческого восприятия, представления, отношения и действия, который может быть описан в разных аспектах, размывает границы этих дефиниций настолько, что они практически сливаются друг с другом и теряют свою содержательную специфику. Л.Н. Пушкарев пришел к выводу, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение (подобно таким категориям, как «мышление», «сознание»), в то время как «ментальность» можно отнести к различным социальным стратам и историческим периодам. Свои выводы историк сделал на основе того, что от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признак, отвлеченный от предмета, а также качество либо состояние. Поэтому, по его мнению, «ментальность» можно рассматривать как признак мыслящего человека, характерный для данного лица (коллектива) в конкретное время [154. С.158].

В определенном смысле сходную точку зрения высказали Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная которые отметили, что в отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета … в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью [8, с. 24]. Сложившееся терминологическое противоречие попытался разрешить Д.В. Полежаев [149. С. 64], Он предложил рассматривать ментальность и менталитет как часть и целое. По его мнению, ментальность личности можно определить как глубинный уровень индивидуального сознания, как устойчивую систему жизненных установок. Она отражает неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности индивида, в то время как в категории «менталитет» фиксируется духовность общества в целом, прежде всего его идеологические принципы, вытекающие из особенностей социально-политической организации.

На первый план, таким образом, выступает рефлексия человека на внешнюю действительность, оригинальность восприятия этой действительности через призму соответствующей культурной среды. Исследователи-психологи пытаются обнаружить элементы, создающие это своеобразное восприятие, реагирование индивида. Центральным моментом тут служит архетип. Согласно К. Касьяновой, есть ряд предметов или идей, по-своему эмоционально окрашенных для представителя каждой культуры. При отражении в сознании они становятся импульсом к определенному действию. Связку «предмет-действие» Касьянова и называет социальным архетипом. На ее взгляд, он тесно связан с ценностной структурой личности, которая «погружена в архетипы» [89. С. 32].Итак, специфика психологического подхода вбирает в себя, во-первых, раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; во-вторых, рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; в-третьих, подчеркивание роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет. К психологическому пониманию менталитета близка позиция лингвистов, которые ищут в языке отражение специфического бытия нации (например, работы Г.Д. Гачева).

Например, И.Орлова считает, что современное представление о цивилизациях и суперэтносах существенно конкретизирует евразийскую идентичность. Важнейшим условием жизнеспособности евразийской идеи является сдвиг в самосознании людей в сторону понимания ими своей исторически определенной функции в жизни органического целого – Евразии, формирование двойной идентичности: собственно национальной и общеевразийской. Ведь была у нас двойная идентичность в советское время. Русский, казах, калмык и т.д. – все осознавали себя еще и советскими. Евразийская идентичность способна на социальном и социально-психологическом уровнях цементировать единство народов Евразии. Цивилизация, определяет она, это «социетальная культурно-историческая система, объединяющая на суперэтническом уровне население с общей самоидентификацией, органически связанное с конкретной природно-пространственной средой» [140] В культурологии и публицистике термин ментальность обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души. Ментальность культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

В философии проблема менталитета и ментальности занимала и занимает внимание многих исследователей в связи с такими понятиями как «образ жизни» и «смысл жизни», а, в последние годы, как «национальная идея» и «национальное самосознание», «западный» или «восточный», «русский» или «казахский», «христианский» или «исламский» и другие типы менталитета. В меньшей степени исследованы особенности евразийского менталитета, особенно его аксиологический аспект. И, наконец, философское понимание менталитета как одного из особых природных и общественных явлений предполагает обращение к этому ракурсу всех отраслей социальной науки. Вопреки проявлявшемуся стремлению к универсальности, акценты позволяют охарактеризовать специфическое видение изучаемого предмета представителями любого направления.

В казахстанской философской литературе больше внимания уделяется особенностям тюркского, казахского и евразийского менталитета. М. Орынбеков дает следующее определение: «Менталитет – это коллективно формируемый в обществе строй мышления и поведения, который присутствует у всех его членов и проявляется на индивидуальном уровне» [142. С.13]. Соглашаясь с этим определением, Д. Кшибеков подчеркивает, что менталитет, характерный для всего народа, проявляется в каждом человеке данной национальности. Менталитет народов зависит от особенностей образа жизни, формируется под влиянием географических, материальных, социально-политических, идеологических и других фактров [117, с.4].
Социологи все чаще обращаются к компаративистскому методу исследования феномена ментальности и менталитетов. Компаративные или сравнительные исследования в социологии, рассматривающие явления или процессы в широком социально-историческом и социально-культурном контексте, предполагают всесторонний анализ предпосылок и последствий, привлечение исторических аналогий, таких видов компаративных исследований, как «бинарный анализ», «сравнение подобных и контрастных менталитетов», «асинхронное сравнение», «планетарное или глобальное исследование».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *