Ментальные проблемы что это
Что такое ментальное расстройство?
Психические расстройства личности являются глобальной проблемой современности. В условиях стресса у каждого пятого проявляются ментальные нарушения. Они имеют множество разнообразных признаков.
Что такое ментальное (психическое) расстройство?
Современная психиатрия считает процесс патологическим в том случае, если существует явное отклонение от установленной нормы, которое негативным образом сказывается на состоянии пациента.
Ментальное расстройство личности простыми словами – это психическое заболевание, связанное с нарушением интеллектуального и эмоционального развития, которое ограничивает возможности человека в социальном взаимодействии, осложняет процесс его адаптации в обществе. Также заметно снижается способность адекватно воспринимать реальность, контролировать свое поведение.
Симптоматика
Человек с ментальными расстройствами в различных жизненных ситуациях неосознанно проявляет черты своей личности в форме необоснованных реакций:
• тревога, беспричинное беспокойство;
• частая смена настроения;
• нарушение режима сна;
• чувство стыда, вины;
• различные страхи (фобии);
• чередование подавленности с приступами агрессии;
• проявление раздражительности, излишней ранимости.
Эмоциональные всплески приводят к истощению внутренних ресурсов организма, стойкому ощущению хронической усталости. При этом страдают многие психические функции – мышление, память, внимание. Отклонения касаются способов восприятия внешнего мира, социального взаимодействия, поведенческих реакций.
Нарушение ментального развития у детей в ранний период жизни связано с коммуникативными, двигательными и сенсорными трудностями, а также замедленным развитием интеллекта. Степень их проявления варьируется.
В детском возрасте МР отличаются рядом особенностей:
• отставание в развитии;
• пассивность во всех сферах жизнедеятельности;
• неразвитость речевых, моторных, когнитивных функций;
• снижение познавательного интереса;
• малоразвитость эмоциональной и волевой сферы.
Симптомы заболеваний могут появиться в любом возрасте.
Причины
Развитие ментальных болезней в раннем детстве провоцирует совокупность факторов – психологических, биологических, социальных. По мере взросления симптомы могут усиливаться. Обычно патологические состояния психики вызваны двумя группами причин:
Эндогенные
Обусловлены физиологическими причинами:
• биохимический дисбаланс в клетках мозга;
• повреждение структуры мозга (травмы, инфекции).
Экзогенные
Относятся к внутриутробному и родовому периодам:
• инфекционные и хронические болезни матери;
• интоксикация, применение медикаментов во время беременности;
• курение, употребление матерью алкоголя и наркотиков;
• родовые травмы головы;
Разновидности психических отклонений
Ментальные расстройства (МР) личности – это болезни, которые характеризуются нарушениями психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Группа отклонений, имеющие индивидуальный характер, развиваются в соответствии с характерными чертами личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, так как до конца не изучены.
• психопатии различной этиологии.
Диагностика
Психические заболевания чаще всего диагностируются после трех лет. Иногда внешнего осмотра недостаточно, симптомы могут проявляться не слишком очевидно. Окончательный диагноз помогают поставить:
1. Консультации специалистов.
2. Сбор информации о заболевании.
3. Результаты тестирования.
Своевременная диагностика поможет внести ясность, определить тип расстройства, повышая шансы на улучшение качества жизни пациента.
Лечение
Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь.
Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.
В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение.
МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.
Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.
Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке
9 апреля 2020 года
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.
«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.
Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.
Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.
Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.
Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.
Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения
Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.
Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.
Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)
Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.
Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.
Реалистичная и надежная самооценка
Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.
Система ценностных ориентаций
Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.
Толерантность к переживанию интенсивных эмоций
Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.
Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.
Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания
Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».
Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения
Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».
Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.
Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Ментальные проблемы что это
В жизни ребенка, как и в жизни взрослого, бывают проблемы. Задача родителя — подсказать, как правильно понимать себя, узнавать разные психологические состояния и адекватно реагировать на них. Поможет книга детского клинического психолога Тины Рей, где автор на языке ребенка рассказывает, какие бывают проблемы и что с ними делать.
Выбрали несколько примеров, которые психолог разбирает в книге. Прочитайте и расскажите своему ребенку.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это расстройство психического здоровья, при котором люди ощущают переизбыток энергии. Они с трудом концентрируются и не всегда могут контролировать то, что говорят и делают.
Я не ОК, и это ОК
Как выглядит СДВГ?
У человека с таким расстройством могут быть такие особенности:
Если замечаешь у себя некоторые из этих симптомов, это не значит, что у тебя точно СДВГ. Но если подобные проявления мешают жить и не дают сосредоточиться в классе, будет неплохой идеей попросить помощи у терапевта или школьного психолога.
Концентрация и внимание
Существует много простых и эффективных способов, которые помогают фокусироваться и не отвлекаться. Вот несколько полезных решений.
Что ты можешь сделать самостоятельно:
Что могут сделать твои учителя:
Пауза для размышлений
Что помогает тебе сосредоточиться? А что мешает? Подумай и составь список. Обратись к учителю, психологу или члену семьи. Поразмышляйте вместе: что ещё можно изменить, чтобы улучшить твою концентрацию.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) связано с тревожностью и приводит к частым навязчивым мыслям, порой негативным (это обсессия). Нередко люди в таком состоянии пытаются контролировать поток размышлений, повторяя одни и те же действия (а это уже компульсия). Отчасти зацикливание приносит облегчение.
Навязчивые мысли могут быть такими:
Как проявляется ОКР?
Вот несколько типичных признаков и привычек:
Когда обращаться за помощью?
Перфекционизм
Перфекционист — это человек, который стремится к безупречности. То, что недотягивает до идеала, не заслуживает его признания. Если хочется добиться совершенства, это, конечно, мотивирует. Но когда такое желание становится навязчивым, оно скорее тормозит и вредит.
Как проявляется перфекционизм?
Что плохого в перфекционизме?
Нет ничего зазорного в том, чтобы ставить перед собой высокие цели. Однако навязчивый перфекционизм превращается в тяжёлое бремя. Лучше держи его под контролем, иначе тревожность возрастёт, а самооценка, наоборот, понизится. Из-за него может даже возникать недомогание: головные боли, сильное напряжение в теле.
Упорное стремление к совершенству порой делает человека несчастным: тебе становится сложно справляться с домашними заданиями и дружить.
Постарайся открыто и честно признать проблему, если она есть, и поговорить с кем-то из взрослых. Мы все способны менять своё поведение. Самое сложное — набраться храбрости и попробовать
«Но если я боюсь ошибок?»
Вот как можно поступить, если ты вечно пытаешься делать всё идеально и боишься ошибок:
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА 8-800-555-49-43
Ментальные нарушения. Что это?
Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.
Коммуникативные нарушения. Ребенок не взаимодействует полноценно, не умеет обниматься и целоваться, не кивает головой, не может выражать свои эмоции, не смотрит в глаза, отводит взгляд, при этом может лучезарно улыбаться фотоаппарату. Такому ребенку нужна серьезная помощь. Тому, что другие дети впитывают из среды каждый день, дети с коммуникативными нарушениями должны долго учиться. Конечно, чем раньше начать обучение, тем скорее усвоится навык.
Двигательные нарушения. Если ребенок не прыгает, не может освоить ступеньки, если он несколько раскоординирован, обязательно обратите на это внимание. Существуют нормы двигательного развития, с которыми неплохо сверяться.
Сенсорные нарушения, т.е. дисфункция восприятия. Ребенок может чувствовать не так как мы, более обостренно (панически бояться громких звуков или прикосновения, может быть избирателен в еде, обостренно реагировать на запахи и т.д.). Реакция на раздражитель бывает бурной, и часто принимается родителям за капризы. На самом деле, обыденные для нас вещи могут доставлять ребенку настоящие страдания. Но с такими нарушениями успешно можно работать. Занятия сенсорной интеграцией помогают почувствовать свое тело, снизить дискомфорт от раздражающих факторов, и как следствие, не отвлекаться на неприятные ощущения, получая полезный опыт.
Самое сложное не обнаружить предпосылки ментальных проблем у ребенка, а согласиться с тем, что они есть и нужна помощь.
Уважаемые родители, не упускайте время в организации развивающей среды для вашего ребенка. Обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в данном направлении.
Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь
По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.
– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?
– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.
Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.
– К чему приводит игнорирование заболеваний?
– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.
Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.
– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?
– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.
Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.
– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?
– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.
– Что может провоцировать психические заболевания?
– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».
– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?
– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.
Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.
– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?
– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.