Меня упрекают но не знаю в чем
§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы пересекали Восточную Пруссию, видел я колонны возвращающихся пленных (Солженицын); Скоро пять лет, как я живу в Москве; Уже месяц, как он вернулся из деревни — с неполным главным предложением (но: Он уже месяц как вернулся из деревни — с переплетением главного и придаточного предложений; запятая оторвала бы сказуемое вернулся от подлежащего он).
Запятой отделяются также неполные или близкие к неполным придаточные предложения, например: Он не понял, в чем дело; Рад помочь, чем смогу; Запомнил, чему учили; Люди знают, что делают; Сделайте, что нужно; Могу предоставить все, что угодно; Он понимает, что к чему; Садитесь, где свободно; Ругали все, кому не лень; Встретимся, знаете где; Болтал, не знаю что. Но: Делай что хочешь и т. п., см. § 114, п. 1.
Примечание 1. Если главное предложение находится внутри придаточного (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главного предложения, а перед ним не ставится, например: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… (Гоголь) (ср.: Нельзя сказать, чтобы он занимался хозяйством); Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен).
Примечание 2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением:
а) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не, например: Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются еще сделать; Я пришел не чтобы помешать вам, а, наоборот, чтобы помочь;
б) если перед подчинительным союзом или союзным слоном стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся) и, или, либо и т. п., например: Учтите и что он сказал, и как он это сказал; Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор;
в) если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия), например: Меня упрекают, но не знаю в чем; Уходя, он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Мать температуру определяла губами: приложит губы ко лбу и сразу определит сколько.
Примечание 3. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также и т. п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится, например: Партизаны проявляли огромную находчивость и исключительное хладнокровие, особенно когда попадали в окружение; Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей; Автор имеет право на получение 60 % гонорара в соответствии с условиями договора, то есть когда рукопись будет одобрена издательством.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Пример:
Правило.
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).
Ловушка №1!
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
Ловушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
Помни!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
I. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным | с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос) |
1) если придаточное = одно союзное слово(относительное местоимение или наречие): |
[ ], но [ ] (в чем).
[ ] (не чтобы), а (чтобы )
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
[ ], а именно (если ).
[ ] (ни как ), (ни кто )
II. При составных союзах:
ввиду того что
вследствие того что
в силу того что
оттого что
потому что
несмотря на то что
вместо того чтобы
для того чтобы
с тем чтобы
в то время как
после того как
перед тем как
с тех пор как
так же как
НЕ + составной союз:
[Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз:
[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКОпотому], (что представление было бесплатное ).
Вводное слово + составной союз:
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).
Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).
6. Выбрать вариант ответа.
Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
Выделяем грамматические основы предложения.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Подсказка. Чтобы вспомнить типы сказуемых, перечитай задание А8.
Основы связаны союзным словом которых.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
На границе основ поставим запятую:
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.
1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Презентация к уроку
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Обучающие цели:
Развивающие цели:
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к предмету, внимание к слову, уважение к русскому языку и любовь к родному краю.
Оформление урока: компьютеры, интерактивная доска, стенды с информацией о ГИА, опорные сигналы, схемы предложений, портрет Л.Н. Толстого, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, словари, справочная литература.
Ход урока
Слово учителя. Сообщение целей и задач урока.
ГИА придёт, как майская гроза,
В ней свежесть утра, белый цвет сирени.
Она вам смотрит дружески в глаза.
И бойтесь одного лишь – своей лени.
Экзамен будет – шаг вперёд и в бой!
Он в школе, в вузе, он всегда с тобой.
Сегодняшний урок – один из многих, на котором мы продолжим подготовку к государственной итоговой аттестации. С этой целью закрепим полученные знания о сложноподчинённых предложениях, вспомним основные виды придаточных предложений по строению и значению, будем отрабатывать пунктуационные навыки, углубим наши знания о сложных синтаксических конструкциях; будем совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста, поработаем с тестами, а помогут нам в этом произведения нашего великого земляка Л.Н. Толстого, 185 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. (В тетрадях – дата, тема.)
I. Блиц-опрос
Начинаем с небольшого блиц-опроса, который позволит нам закрепить понятие о сложноподчинённом предложении (высветить схемы, таблицу через проектор). Отвечая на вопросы, вы можете пользоваться опорными сигналами по этой теме.
1. Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами и союзными словами.
2. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях.
Средства связи частей сложноподчинённого предложения
Подчинительные союзы | Союзные слова | ||
Простые | Составные | Относительные местоимения | Местоимённые наречия |
что как когда чтобы пока будто словно если точно раз едва лишь ибо | оттого что как будто потому что оттого что так как так что с тех пор как в cвязи с тем что лишь только с тем чтобы ввиду того что вследствие того что в то время как | что кто какой который каков чей сколько | где как когда куда откуда почему |
3. Перечислите виды придаточных предложений.
Виды придаточных предложений
II. Проверка домашнего задания
Параллельно фронтальному опросу идёт проверка домашнего задания (выписать и проанализировать примеры сложноподчинённых предложений из художественных произведений Л.Н. Толстого).
III. Синтаксическая разминка
Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Л.Н. Толстого. Давайте в небольшой синтаксической разминке запишем известные высказывания писателя и проанализируем эти предложения. (На слайдах предложения и схемы, комментированное письмо.)
Для того чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. (Л.Н. Толстой.)
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой.)
IV. Работа с компьютерной программой «1С: Репетитор»
Работа с компьютерной программой «1С: Репетитор» поможет нам совершенствовать навык расстановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении. (Работа с программой.) Выполняя задания программы, повторить отличие союзов от союзных слов.
Индивидуально за компьютерами с аналогичными пунктограммами работают ученики ____
Консультанты проверяют работу одноклассников.
V. Работа с компьютерной программой-тренажёром
А сейчас, работая с компьютерной программой – тренажёром по русскому языку, я предлагаю вспомнить, когда в сложноподчинённых предложениях запятая не ставится.
Работа с таблицей
Запятая в сложноподчинённом предложении не ставится
Правила | Примеры |
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание НЕ. | Я пришел не чтобы помешать вам, а, наоборот, чтобы помочь. |
— если перед подчинительнымсоюзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычноповторяющийся) и, или, либо и др. | Студент не мог вспомнить никак называется произведение, ни кто его автор. |
— если придаточное предложение состоит из одного союзного слова. | Меня упрекают, но не знаю в чем. |
VI. Литературная страничка
А мы продолжаем анализировать сложные синтаксические конструкции и составлять схемы предложений. К уроку некоторые из вас получили индивидуальные задания и подготовили литературную страничку, которая поможет нам вспомнить сточки из хорошо известных произведений Л.Н. Толстого. (Подготовившие материал ученики выступают в роли учителя, комментируя слайды)
Дядюшка пел так, как поёт простой народ. Узнали дядюшку?
Сквозь столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. О каком старике идёт речь?
Многочисленные пейзажи яснополянских окрестностей описаны во многих произведениях Льва Николаевича. Толстой прожил в своём имении более 60-ти лет. (Фрагмент документального фильма о Л.Н.Толстом.)
Ясная Поляна… Этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. И как мы не представляем русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.
VII. Работа с текстом
Давайте и мы, работая с текстом «Святые места», окунёмся в мир Ясной Поляны.
Святые места
Охваче(н,нн)ый 2 чувством нежной грусти я переступил порог свяще(н,нн)ого дома бережно во…тановле(н,нн)ого для потомков. (З,с)десь были созда(н,нн)ы и… и… и почти всё чем прославилось великое имя Толстого.
Природа которая окружала писателя (в)течени… многих лет продолжает ра…казывать о нём и сейчас. Эти святые места помогают во…родить то доброе что дремлет в глубинах нашей души.
(По И. Сытину.)
(Текст на интерактивной доске и распечатанный.)
II. Повторить орфограммы и пунктограммы.
Работа со схемами, опорными конспектами, через проектор.
Вспомним правописания приставок на –з и –с.
Воспользовавшись алгоритмом, повторим правило правописания н-нн в причастиях.
Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.
В вазе, стоящей у окна, зеленели ветки.
Обдуваемый всеми ветрами, он стоял на горе.
Всё ещё уставшая, мать слушала его.
III. Комментированное письмо с объяснением орфограмм и пунктограмм.
IV. 1. Какое предложение соответствует схеме:
2. Конструирование предложений.
Можно ли перестроить его в предложение с причастным оборотом? (Природа, которая окружала Толстого в течение многих лет, продолжает рассказывать о нём и сейчас. Природа, окружавшая Толстого в течение многих лет, продолжает рассказывать о нём и сейчас.) Простое предложение, осложнённое обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
3. Назовите производный предлог и прокомментируйте его написание.
(В течение многих лет).
V. Найдите в тексте метафоры. Отмечаем метафоричность речи.
(Природа рассказывает … Святые места помогают возродить…)
Чтобы было проще вспомнить особенность одного из основных тропов художественной речи, давайте обратимся за помощью к компьютеру. (Ученик читает и объясняет.)
Метафора – открытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателей требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ.
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок.
С. Есенин
Святые места помогают возродить тот доброе, что живёт в глубинах нашей души. А что ещё живёт в глубинах нашей души? Что является святым, по мнению Л.Н.Толстого? (Родная земля, дом, семья.)
VIII. Домашнее задание
И в качестве домашнего задания попрошу вас написать эссе «Моё понимание роли семьи в современном мире». Используйте в своем рассуждении сложноподчиненные предложения. (Эссе)
IX. Последний этап урока – самостоятельное тестирование по пунктуации
Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий).
Работа каждого будет оценена.
X. Итоги урока.
Ученики подводят итоги урока, учитель комментирует оценки.
Меня упрекают но не знаю в чем
Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил… (Бубеннов); Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Б. Полевой); Скоро пять лет, как я работаю в школе; Уже месяц, как он вернулся из деревни – с неполным главным предложением (но: Он уже месяц как вернулся из деревни – с переплетением главного и придаточного предложений; запятая оторвала бы сказуемое вернулся от подлежащего он).
Запятой отделяются также неполные или близкие к неполным придаточные предложения, например: Он не понял, в чём дело; Рад помочь, чем смогу; Запомнил, чему учили; Люди знают, что делают; Сделайте, что нужно; Могу представить всё, что угодно; Он понимает, что к чему; Садитесь, где свободно; Ругали все, кому не лень; Встретимся, знаете где; Болтал, не знаю что.
Примечание 1. Если главное предложение находится внутри придаточного (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главного предложения, например: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… (Гоголь) (ср.: Нельзя сказать, чтобы он занимался хозяйством).
Примечание 2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением:
а) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не, например: Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать; Я пришёл не чтобы помешать вам, а, наоборот, чтобы помочь;
б) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся) и, или, либо и т. п., например: Учтите и что он сказал, и как он это сказал; Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор; ср. также при одиночном союзе: Не представлял себе и как он выберется из создавшегося положения;
в) если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия), например: Меня упрекают, но не знаю в чём; Уходя, он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Мать температуру определяла губами: приложит губы ко лбу и сразу определит сколько.
Примечание 3. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также и т. п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится, например: Партизаны проявляли огромную находчивость и исключительное хладнокровие, особенно когда попадали в окружение; Экспедицию придётся закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей; Автор имеет право на получение аванса в соответствии с условиями договора, то есть когда рукопись будет одобрена издательством.
§ 108. Запятая при сложных подчинительных союзах
Если придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится о д и н р а з: перед союзом, если придаточное предложение следует за главным или находится внутри его, либо после придаточного предложения, если оно предшествует главному, например: …Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн); Доктора боялись за её жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи (Л. Толстой); Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми (Чехов).
Однако в зависимости от смысла, логического подчеркивания придаточного предложения, наличия в предложении определенных лексических элементов (см. ниже) сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза; в этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (т. е. перед союзом что, как, чтобы). Ср.:
Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой). – Всё это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей (Горький);
Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов). – Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Гоголь).
Ср. также расчленение сложного союза в предложениях: Несмотря на то, что ветер… свободно носился над морем, тучи были неподвижны (Горький); В случае, если за вами кто-нибудь и прилипнет, пускай видит, куда вы пошли (Катаев); Гореву просили быть переводчицей на случай, если гости заинтересуются замком (Павленко).
Чаще сложный подчинительный союз не расчленяется, если придаточное предложение предшествует главному, например: По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более (Гоголь); Прежде чем я остановился в этом берёзовом леску, я со своей собакой прошёл через высокую осиновую рощу (Тургенев); С тех пор как я женился, я уж от тебя прежней любви не вижу (А. Н. Островский); Только после того как миновало часа четыре дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Коптяева).
К условиям расчленения сложного союза относятся:
1) наличие перед союзом отрицания не, например: Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам (Федин); В Ландсберг Винкель шёл не потому, что жаждал продолжать свою разведывательную деятельность (Казакевич);
2) наличие перед союзом усилительных, ограничительных и других частиц, например: Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался её пением (Л. Толстой); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, остановил машину против калитки; Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов);
3) наличие перед союзом вводного слова, например: …Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь); В гостях у Пряхиных все чувствовали себя свободно, возможно, потому, что Павла Романовна никого не старалась занимать (Коптяева);
4) включение первой части (соотносительного слова) в ряд однородных членов, например: Ромашов же краснел до настоящих слёз от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорблённую Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова… (Куприн).
Примечание. Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как, союз следствия так что, сочетание союза с усилительной частицей даже если, лишь когда не расчленяются.
§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
При повторяющихся сочинительных союзах запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится, например: Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду всё же удалось пробиться к своим.
§ 110. Запятая на стыке двух союзов
Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспалённым ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то).
Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли всё небо, стало темно, как в сумерки. – Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли всё небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда всё было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).
§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е (дополнительные и подлежащные), реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чём – молчи… (Пушкин); Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять (Гоголь); Что она натура честная – это мне ясно… (Тургенев); Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут – я воли своей не отдам (Салтыков-Щедрин); Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя – и в сердце свет какой-то загорится (Фет); Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.
§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно), например: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л. Толстой); Я боюсь одного: чтобы переутомление людей не отразилось на их работе; С каждым днём становилась всё более очевидной та мысль, которую нам не раз высказывали: что газеты – это ещё не общественное мнение.
§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака:
1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам (Крылов); Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем (Добролюбов);
2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, – в литературе, которая всегда бывает выражением общества! (Белинский); Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой);
3) в п е р и о д е (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – п о в ы ш е н и е и п о н и ж е н и е) между его частями, например: В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (Булгаков).
Внутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой.
В других случаях сочетания запятой и тире каждый из этих знаков ставится на своем основании, например: Пушкин, величайший наш поэт, – основоположник русского литературного языка (запятая закрывает обособленное приложение, тире ставится в месте пропуска связки).