Мэппинг что это такое в бухгалтерии
Мэппинг что это такое в бухгалтерии
Операции, осуществляемые в ходе трансформации можно разбить на три основных группы: мэппинг показателей, рекласификация показателей и прочие трансформационные корректировки.
Мэппинг показателей
На данном этапе осуществляется сопоставление (мэппинг) показателей ПЭТ в статьи плана счетов МСФО на основании сути и состава статей отчетности по МСФО. Мэппинг проводится средствами MS Excel в автоматическом режиме в соответствии с правилами, описанными в приложении (см. Приложение 4).
Реклассификация показателей
Представление статей финансовой отчетности по РСБУ не согласуется с представлением статей отчетности, составленной по МСФО, и связано, в основном, с различным содержанием статей отчетности.
Операции по реклассификации осуществляются с целью устранения различий в составе и представлении статей российской отчетности и статей отчетности, составленной по МСФО.
Операции реклассификации не влияют на прибыль периода, поскольку представляют собой перераспределение сумм между статьями баланса или отчета о прибылях и убытках (но не между ними).
Описание корректировок, использованных ранее при трансформации отчетности формируется отдельным списком.
Прочие трансформационные корректировки
Операции по сторнированию ранее начисленных сумм (reversals)
Рассматриваемые операции являются логическим завершением некоторых операций по начислению (accruals), а также всех исторических корректировок, затрагивающих прибыль предшествующих периодов. Исторические корректировки имеют целью устранить различия между финансовой (бухгалтерской) отчетностью по РСБУ и трансформированной отчетностью (другими словами, по МСФО), возникшие в отношении операций, проведенных в предыдущих отчетных периодах и повлиявших на сумму нераспределенной прибыли.
Операции сторнирования (reversals) производятся для того, чтобы избежать двойного начисления одних и тех же расходов.
Операции по корректировке оценки статей отчетности (adjustments)
В учетной практике МСФО используются отличные от российской учетной практики методы учета отдельных активов и обязательств. Например, разные подходы к определению первоначальной стоимости основных средств, в частности: порядок определения и состав капитализируемых затрат, момент ввода объекта в эксплуатацию и дата начала начисления амортизации. Различными также являются методы амортизации объектов основных средств активов, используемых в основной деятельности.
Учетная политика предприятий Группы, применяемая к отчетности, составленной по МСФО, отличается от учетной политики, применяемой к российской бухгалтерской отчетности. В силу названных причин, при трансформации отчетности предприятий Группы осуществляются корректировочные проводки (adjustments), устраняющие указанные различия.
Операции по начислению отдельных сумм (accruals)
В целях отражения затрат в правильном периоде и соблюдения принципа осмотрительности, производятся дополнительные начисления отдельных сумм. Например, в российской практике не всегда начисляется резерв на отпуска, а также не отражаются какие-либо затраты по причине отсутствия документов при фактическом свершении операций в отчетном периоде. Таким образом, эти расходы некорректно попадают в последующие отчетные периоды. Такие расхождения нивелируются при помощи начислений.
Мэппинг в бюджетировании. Пример
Рассмотрим теорию из предыдущей статьи на примере
Предприятие, которое владеет производственной площадкой и занимается сдачей помещений в аренду. Руководству важно видеть эксплуатационные расходы в разрезе видов (электроэнергия, вода, отопление,…). При этом также важно выделять отдельно собственные эксплуатационные расходы от расходов арендаторов, в том числе, чтобы перевыставлять на них не всю сумму, а только ту, что относится к ним напрямую.
В бухгалтерском учете может быть одна единственная статья расхода и ДДС: коммунальные услуги. В бюджетах же потребуется детализация как по статье (электроэнергия, вода холодная, отопление,…), так и по месту в структуре бюджета (общехозяйственные, производственные и иные).
Здесь на помощь придет мэппинг.
В данном случае мы видим следующее соотношение: 1 статья расхода = много статей бюджета доходов и расходов.
Чтобы получить требуемые данные по статьям бюджета, нужно найти аналитику, разрез, фактор, по которому мы можем однозначно определить, например, что является электроэнергией, а что водой. А также, в каких случаях вода является управленческой, а в каких производственной.
Что можно для этого использовать:
1. Справочник номенклатуры. Тогда условие будет выглядеть так: если статья расхода = коммунальные услуги, а аналитика = вода, то в бюджете это будет вода.
Не самый удобный вариант, но имеет место быть.
2. Подразделение/объект учета затрат. Данный разрез может использоваться для определения места в структуре бюджета. Т.е. можно указать, что все расходы по статье «коммунальные услуги» и подразделениям А, Б и В будут относиться к производственным, а по подразделениям Г и Д к управленческим
3. Контрагенты. Например, зная, что поставщик услуги = Водоканал, будет понятно, что это вода, если МРСК, то электроэнергия и т.д.
4. Иные справочники, например, созданные самостоятельно, которые позволят Каждый должен подобрать эти комбинации самостоятельно.
Самое главное, повторю написанное в предыдущей статье:
Мэппинг должен обеспечивать целостность данных, т.е. учет всех возможных вариантов комбинаций, сумма которых в бюджетировании будет равна сумме данных в оперативном и регламентированном учете с поправкой на заранее известные не учитываемые в каком-то из видов учета данные.
Если ваше множество данных по какой-то статьей включает А, Б и ещё что-то, то условия должны включить их все:
— например, вы для одной статьи выбираете «А», для второй статьи выбираете «Не А»
— либо вы можете выбрать для одной статьи «А», для второй «Б», для третьей «Не А и Не Б»
Т.е. должна быть учтена вся совокупность данных.
Если вы выберете только А и Б, то получите дыру в части данных из области «ещё что-то. ».
Мэппинг в бюджетировании. Что это, и зачем он нужен?
Если в процессе подготовки данных для бюджетирования задействовано более одного человека, то встает вопрос о том, как сделать так, чтобы при обработке первичных данных соблюдалась последовательность и единообразие, чтобы один набор параметров всегда был сопоставлен одной статье бюджета, а не так, как по какой-то причине захотелось сегодня пользователю. Здесь на помощь приходит мэппинг
Мэппинг – это сопоставление, определение связей и соответствия между различными объектами системы. Говоря по-русски, это картирование, когда вы составляете «карту системы», описываете маршрут процесса получения данных. Разберем сегодня, как этот инструмент пригодится в бюджетировании.
Система бюджетирования представляет собой один из контуров учета, представление и компоновка данных в котором может отличаться от их представления в оперативном и регламентированном контурах. В то же время система бюджетирования строится на том же наборе исходных данных, что и регламентированный и оперативный учет.
Информационная потребность руководства в управленческой информации может быть существенно шире, чем, например, данные, предоставляемые в рамках бухгалтерской и налоговой отчетности. Структура бюджетов, состав и группировка статей бюджетирования может отличаться от, например, отчета о финансовых результатах или оборотно-сальдовой ведомости в регламентированном учете. Статьи бюджетов – это отдельный от статей расходов, доходов, денежных средств и иных справочник.
Состав статей бюджетов может быть огромным, в то время как бухгалтерии, например, для учета доходов и расходов достаточно тех статей, что представлены в отчете о финансовых результатах, или тех статей движения денежных средств, что представлены в отчете о движении денежных средств.
Для сохранения целостности данных, контроля, получения информации в требуемом виде используется механизм сопоставления или мэппинга данных оперативного учета данным бюджетирования.
Суть мэппинга:
Для каждой статьи бюджета нужно указать, на основе каких данных оперативного учета при каких условиях формируется значение по ней, при каких условиях происходит отражение фактических данных в бюджете, либо в каком случае срабатывает заложенный в бюджете лимит.
Соотношение между справочниками может быть различным. Одна статья бюджета может складываться из нескольких статей расходов, например. Или данные одной статьи расхода в бюджете могут быть разложены на несколько статей бюджетов.
Возможны ситуации, когда всё будет один к одному: одна статья бюджета равна одной статье первичного учета, например, расхода. Это нормально. Многие так работают. Просто очень часто это неэффективно.
Важно:
Мэппинг должен обеспечивать целостность данных, т.е. учет всех возможных вариантов комбинаций, сумма которых в бюджетировании будет равна сумме данных в оперативном и регламентированном учете с поправкой на заранее известные не учитываемые в каком-то из видов учета данные.
Если ваше множество данных по какой-то статьей включает А, Б и ещё что-то, то условия должны включить их все:
— например, вы для одной статьи выбираете «А», для второй статьи выбираете «Не А»;
— либо вы можете выбрать для одной статьи «А», для второй «Б», для третьей «Не А и Не Б».
Т.е. должна быть учтена вся совокупность данных.
Если вы выберете только А и Б, то получите дыру в части данных из области «ещё что-то…».
Пока попробуйте понять написанное, а в следующей статье разберем пример, чтобы было понятнее, что это за зверь такой.
Мэппинг в ERP, или два отчета в один клик
Мэппинг в ERP, или два отчета в один клик
Большинство клиентов assino — международные компании. Более 20 лет мы помогаем бухгалтерам готовить отчетность по двум стандартам: РСБУ и МСФО. Это два больших финансовых отчета, к каждому из них принципиально разные требования: от валюты до срока подачи. Два отчета — два трудозатратных процесса, много ошибок и бюрократии. Эксперты assino более 20 лет настраивают мэппинг в международных компаниях и разработали собственное решение ATiP: IFRS & GAAP для того, чтобы готовить два отчета в один клик.
Как спастись от бюрократии и начать жить
Неконсолидированные данные — причина срыва сроков, ошибок и двойной работы по двум формам одного отчета. Проблемы с документами завершают каждый отчетный год. Бухгалтерия работает сверхурочно, так как сроки сдачи отчетности зарубежных партнеров часто выпадают на российские праздники. Человеческий фактор влияет на качество документов, — ошибки прокрадываются в отчеты и искажают данные.
Избавить бухгалтерию от двойной работы и сократить трудозатраты можно с помощью мэппинга. Одни и те же данные в информационной системе автоматически сформируются в два разных документа. Главное — создать связь между учетными данными и полями в формах отчетности.
Как настроить мэппинг
Мэппинг удобно настраивать в ERP-системе, в которой заложены базовые принципы для обмена данными. Для международных компаний подсистема МСФО в ERP — основной инструмент для отчетности перед головным офисом или инвесторами. Настройка правил обмена между РСБУ и МСФО — тонкая и сложная работа. Нужны обширная практика и экспертные знания, чтобы мэппинг, удобный инструмент, работал без ошибок.
Важно досконально знать законодательство и финансовый учет страны, в которой работает компания. assino более 20 лет специализируется на конвертации отчетности, — мэппинге. Мы разработали собственное решение — ATiP: IFRS & GAAP. Разработка позволяет индивидуально адаптировать вторичные устанавливаемые планы счетов и вести бухгалтерские записи по международным стандартам бухгалтерского учета IAS / IFRS и US GAAP.
Наш опыт показывает, что только грамотная настройка мэппинга избавляет бухгалтерию от двойной работы и помогает руководству не опаздывать с отчетностью.
Фирма 1C представила международную 1С:ERP World Edition
Агропромышленный холдинг Элинар выбрал assino партнером для внедрения 1С:ERP 2
Необходима консультация?
Наш менеджер в течение пяти минут свяжется с вами и уточнит любые детали!
Похожие статьи
1С УПП: новые сроки прекращения поддержки
1С Управление торговлей для дистрибуции
«1С: Управление торговлей» (УТ) на платформе «1С: Предприятие 8» позиционируется разработчиком, как программный продукт для экономического роста любых торговых компаний.
4 главных изменения 214-ФЗ, которые нужно отразить в учетной системе
С 1 июля 2019 года строительные компании окончательно перейдут на работу по новым правилам. Привлечение средств на строительство по договорам долевого участия будет заменено проектным (целевым) финансированием. Новый порядок работы.
Поиск по тегам
Hannover, Karl-Wiechert-Allee 74
Москва, ул. Кожевническая, д. 7, стр. 1.
Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, литера А, корп. 3
Челябинск, ул. Молодогвардейцев 31 корп. 1
Казань, ул. Галиаскара Камала 41
Прекращение поддержки УПП, новая версия ДО 3.0, мобильные технологии и развитие программ корпоративного сегмента. Команда и клиенты assino вместе с более чем 2000 представителями руководящего состава крупного и среднего бизнеса первыми узнали о новинках фирмы 1С.
В рамках правительственной программы полным ходом идет эксперимент по электронному кадровому документообороту, участником которого является и партнер assino, фирма «1С».
Получите доступ к видео
Антикризисное предложение 1С
Какой вид информации собирается на сайте:
Мы не проверяем достоверность предоставляемых Вами персональных данных. При необходимости, Вы можете изменить или дополнить предоставленную персональную информацию на нашем сайте.
Предоставление информации третьим лицам
Мы не предоставляем и не раскрываем Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Заполните форму и мы пришлем вам на почту детальное описание проекта.
Учет по МСФО в программном продукте: трансляция или трансформация?
В связи с принятием Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» увеличивается нагрузка на финансовые службы российских организаций и, как следствие, растет интерес менеджмента к вопросу организации автоматизированной подготовки отчетности по МСФО.
Предпосылки автоматизации учета по МСФО
В последние годы многие российские компании и группы компаний, не дожидаясь законодательного признания МСФО, в добровольном порядке начали готовить отчетность по международным стандартам согласно запросам инвесторов, кредиторов, иностранных партнеров и других заинтересованных пользователей.
Согласно Закону № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться кредитными организациями, страховыми организациями, иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Такая отчетность должна представляться организациями (за исключением тех, для которых установлены особые сроки) начиная с отчетности за 2012 г.
Теперь, когда отчетность по МСФО становится обязательной для большого числа российских компаний, возникает необходимость продумать наиболее оптимальный способ подготовки такой отчетности. Концептуально на практике существует два классических варианта:
• составлять отчетность по МСФО вручную путем трансформации данных российского бухгалтерского учета (далее БУ);
• автоматизировать процесс подготовки отчетности по МСФО (возможно полностью независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО либо получение части данных по МСФО на основе данных БУ, частично ведя независимый учет по отдельным участкам).
Как известно, самый простой, быстрый и дешевый способ, вместе с тем обладающий рядом объективных недостатков, — это трансформация в электронных таблицах и базах данных (например, MS Excel). Более сложный, но вместе с тем более точный и качественный — это использование автоматизированных средств подготовки отчетности по МСФО.
Также возможны варианты частичной автоматизации с последующей обработкой данных вне программного продукта. Поэтому, принимая решение об автоматизации, необходимо определить, что должно быть конечным результатом (результатами) в части МСФО, получаемым из программного продукта:
• Трансформационные ведомости (если автоматизируется трансформация).
• Оборотно-сальдовая ведомость МСФО по каждой компании в группе, сформированная по плану счетов МСФО, и типовые расшифровки по каждому счету (анализ счета, карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету и др.).
• Индивидуальная отчетность по МСФО по каждой компании в группе (отчет о финансовой позиции, отчет о совокупном доходе, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и расшифровки к ним в виде дополнительных отчетов).
• Консолидированная отчетность по МСФО (для группы в целом/для отдельных подгрупп в группе).
При этом автоматизировать можно как потранзакционный учет (учет каждой операции, трансляция), так и алгоритмы трансформации (перекладки остатков и оборотов). Рассмотрим оба варианта, сравним их и ответим на вопрос: в каком случае какой из вариантов более предпочтителен?
Метод трансляции данных
Данный метод предполагает создание подсистемы МСФО в программном продукте, где ведется бухгалтерский учет компании.
Подсистема МСФО — подсистема ведения учета и формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в составе автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, подсистема МСФО представляет собой функционал по автоматизированному ведению учета по МСФО в учетной системе компании, выбранной для целей ведения бухгалтерского учета.
1. Конвертация (трансляция) проводок БУ по правилам мэппинга.
Мэппинг (карта соответствия, правила соответствия) — правила соответствия между данными БУ и МСФО, задаваемые в подсистеме МСФО.
Конвертация, трансляция данных — автоматический перенос данных из БУ на план счетов МСФО в соответствии с правилами мэппинга.
2. Независимое ведение учета по МСФО по участкам, которые не подлежат конвертации из БУ в силу различных подходов к учету в БУ и МСФО (например, основные средства, лизинг, договоры подряда, отложенные налоги, обесценение финансовых активов, формирование себестоимости и др.), при помощи специально разработанного функционала (документы, обработки) с возможностью анализа движений БУ за период.
3. Операции, которые не конвертируются из БУ и для которых нецелесообразно реализовывать специальный функционал, подлежат отражению ручными операциями (бухсправками по МСФО).
При этом конвертация выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия специалистов по МСФО, и позволяет получить 70–80 % от общего объема проводок по МСФО. Параллельное (независимое от бухгалтерского учета) ведение учета по отдельным участкам и формирование ручных операций требует участия специалистов со знанием МСФО.
Имея в системе ведения бухгалтерского учета еще и учет по МСФО, не составляет труда организовать автоматическое формирование отчетности по МСФО. При этом часто индивидуальная отчетность может и не требоваться, в силу того что компания входит в группу, по которой составляется консолидированная отчетность по МСФО.
Схема подготовки консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных на уровне отдельных компаний может выглядеть, как показано на схеме 1.
Схема 1. Подготовка консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных
При этом сама консолидация может выполняться как в MS Excel (это оправданно, когда компаний в периметре консолидации не много, расчеты между ними несложные и выверенные на уровне бухгалтерского учета), так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных (например, «1С:Консолидация»).
Также функционал по автоматизированной консолидации данных можно организовать и в рамках подсистемы МСФО материнской компании. Тогда архитектура процесса будет выглядеть, как показано на схеме 2.
Схема 2. Подготовка консолидированной отчетности в программном продукте материнской компании
Минус этого варианта заключается в том, что при загрузке большого объема данных из внешних источников (от других компаний, входящих в группу) производительность программного продукта материнской компании может существенно пострадать. С этой точки зрения более эффективным является вариант организации консолидации во внешних системах. При этом объективный плюс состоит в том, что не требуется выгружать данные по материнской компании: в единой базе будут сформированы отдельная отчетность материнской компании и консолидированная отчетность группы.
Функционал по автоматизированной консолидации данных предполагает:
1) определение периметра внутригрупповых контрагентов и перечня неконтролирующих акционеров;
2) выполнение сверки внутригрупповых расчетов;
3) формирование сводных данных по периметру консолидации с последующим исключением внутригрупповых остатков и оборотов;
4) расчет и исключение нереализованной прибыли по внутригрупповым продажам;
5) регистрацию и хранение информации о справедливой стоимости чистых активов дочерних компаний;
6) расчет и признание гудвилла по дочерним компаниям;
7) расчет и признание доходов и расходов от участия в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях, а также стоимости инвестиций в эти компании и др.
Возвращаясь к методу трансляции данных, следует отметить, что, прежде чем приступить к автоматизации, крайне важно подготовить методологическую базу, которая будет положена в основу разрабатываемой подсистемы МСФО. Должны быть разработаны и адаптированы под особенности программного продукта следующие методологические документы 2 :
1. План счетов (далее ПС) МСФО.
2. Карта соответствия (мэппинг) между ПС МСФО и ПС БУ.
3. Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).
4. Методики ведения учета по МСФО по отдельным участкам.
5. Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).
6. Карта функционального покрытия.
Карта функционального покрытия 3 формируется по результатам анализа данных бухгалтерского учета компании за прошедшие периоды и содержит перечень типовых хозяйственных операций по участкам учета (включая операции, не учитываемые в бухгалтерском учете) и описание выбранного способа по отражению каждой конкретной операции на ПС МСФО в системе.
Способы отражения операций на ПС МСФО:
• конвертация данных бухгалтерского учета по правилам мэппинга;
• независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО:
— при помощи специального функционала, подлежащего автоматизации;
На основе разработанной методологии формируются функционально-технические требования к подсистеме МСФО в виде отдельного документа, который будет являться основой для разработки Технического задания программистам.
В целом для ведения учета и формирования отчетности в подсистеме МСФО должны быть предусмотрены следующие возможности 4 :
• автоматическое формирование проводок МСФО на основе проводок БУ по правилам мэппинга и формирование отчетов о результатах конвертации;
• формирование проводок МСФО в ручном режиме;
• учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО (в том числе объектов в лизинге и инвестиционной собственности);
• учет операций по договорам подряда в соответствии с МСФО;
• расчет и признание оценочных резервов и начисленных обязательств в соответствии с МСФО;
• учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО;
• учет операций со связанными сторонами в соответствии с МСФО;
• расчет отложенных налогов в соответствии с МСФО;
• расчет себестоимости по МСФО;
• формирование типовых отчетов по ПС МСФО;
• формирование индивидуальной отчетности по МСФО;
• выгрузка отчетных форм в MS Excel.
При этом, как правило, нет необходимости разрабатывать подсистему МСФО с нуля, так как на рынке существуют программные продукты, предусматривающие определенные возможности для ведения учета по МСФО методом трансляции данных, которые потребуется адаптировать/доработать с учетом специфики и потребностей конкретной организации.
Метод трансформации
Трансформация данных — это процесс составления отчетности по МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам РСБУ на отчетную дату (за отчетный период).
Трансформационные корректировки — бухгалтерские записи, позволяющие выполнить переход от отчетности по РСБУ к отчетности по МСФО на заданную дату (за заданный период). Бывают двух типов: реклассификационные и оценочные.
Оценочные корректировки выполняются путем пересчета сумм РСБУ и выполнения специальных расчетов для целей МСФО по отдельным участкам учета.
Автоматизировать трансформацию данных можно на уровне программного продукта каждой компании, входящей в группу, с последующей консолидацией вне программного продукта, где выполнялась трансформация, либо на одном уровне (вне программных продуктов, в которых компании группы ведут бухгалтерский учет) выполнять и трансформацию, и консолидацию.
В первом случае архитектура решения будет иметь следующий вид (схема 3).
Схема 3. Подготовка консолидированной отчетности при трансформации данных БУ в формат МСФО
При этом сама консолидация опять же может выполняться как в MS Excel, так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных.
Во втором случае архитектура решения будет соответствовать схеме 4.
Схема 4. Подготовка консолидированной отчетности при трансформации и консолидации данных в одном программном продукте
Такой вариант предполагает, что отчетность по МСФО формируется в программном продукте МСФО следующим образом:
1. Из внешних источников (бухгалтерские базы или MS Excel) загружаются данные бухгалтерского учета в определенном формате по компаниям, входящим в периметр консолидации.
2. Выполняется автоматическая трансформация загруженных данных при помощи специально разработанного и настроенного функционала.
3. Выполняется автоматическая консолидация данных по нескольким компаниям.
4. Формируется консолидированная отчетность по МСФО (основные формы и расшифровки).
Для организации процесса подготовки отчетности по МСФО таким способом также потребуется разработать/адаптировать определенные методологические документы:
2. Карта соответствия (мэппинг) между ПС БУ и МСФО.
3. Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).
4. Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).
5. Описание типовых корректировок по МСФО и методики их выполнения.
По сравнению с перечнем методологических документов, разрабатываемых при организации учета методом трансляции, новым в списке является документ по описанию корректировок. Данный документ должен содержать перечень трансформационных и консолидационных корректировок, выполняемых при подготовке отчетности по МСФО в группе компаний по участкам учета (включая операции, не учитываемые в российском бухгалтерском учете), и описание методики выполнения корректировок на ПС МСФО.
Типовые корректировки целесообразно описывать по участкам учета и по видам:
• Трансформационные корректировки (отдельно реклассификационные и оценочные).
Методика выполнения корректировок представляет собой описание правил выполнения корректировок:
• Случаи, когда выполняется корректировка.
• Периодичность выполнения корректировок.
• Проводка (бухгалтерская запись) по выполнению корректировки.
• Определение суммы проводки.
• Особенности выполнения корректировки.
В целом для выполнения трансформации и консолидации с последующим формированием консолидированной отчетности в программном продукте должны быть предусмотрены следующие возможности:
• Загрузка данных бухгалтерского учета из внешних источников (MS Excel, бухгалтерские базы).
• Наличие настраиваемых механизмов трансформации остатков и оборотов БУ на ПС МСФО.
• Автоматическое выполнение реклассификационных корректировок по правилам соответствия счетов БУ и МСФО.
• Автоматическое выполнение оценочных корректировок по участкам учета:
— учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО;
— учет операций по договорам подряда;
— учет оценочных резервов и начисленных обязательств;
— учет финансовых инструментов;
— учет операций со связанными сторонами;
— учет отложенных налогов и др.
• Автоматическое выполнение сверки внутригрупповых остатков и оборотов и выполнение консолидационных корректировок.
• Ручное выполнение корректировок любого вида.
• Формирование трансформационных и консолидационных таблиц-ведомостей.
• Формирование индивидуальной/отдельной отчетности по МСФО по компаниям.
• Формирование консолидированной отчетности по МСФО по группе.
• Выгрузка отчетных форм в MS Excel.
Еще раз подчеркнем, что при автоматизации метода трансформации не будет автоматизировано потранзакционное ведение учета по МСФО (которое достигается при методе трансляции). Это значит, что трансформационные и консолидационные корректировки рассчитываются и выполняются по состоянию на дату подготовки отчетности по МСФО (на отчетную дату).
Сравнение методов
Выполним сравнение в виде следующей таблицы.
Плюсы и минусы методов трансформации и трансляции данных
Критерий
Автоматизация метода трансформации
Автоматизация метода трансляции
Менее точные данные, корректировки рассчитываются и выполняются по состоянию на отчетную дату (за отчетный период)
Более точные и прозрачные данные (так как ведется учет каждой операции, а не перекладка остатков и оборотов)
Степень агрегирования данных
В основном использование агрегированных показателей, без детализации.
По существенным операциям требуется дополнительный анализ
Пообъектный, поэлементный учет
Проверяемость данных (аудиторский след)
Переход до уровня первичного документа не поддерживается, так как обрабатываются агрегированные остатки и обороты, а не проводки.
Если бухгалтерский учет ведется в одной базе, а трансформация и консолидация выполняются в другой, то требуется проверка загрузки/выгрузки данных.Физически разделены источник данных для трансформации (БУ) и механизмы трансформации
По каждой операции можно увидеть, как она отражена в бухгалтерском учете и учете по МСФО.
Из каждой проводки МСФО можно перейти в документ-регистратор — документ МСФО или документ БУ, на основе которого сформирована проводка МСФО
Оперативность формирования данных
Требуется дождаться закрытия периода в БУ, после чего приступить к трансформации данных
Возможность формировать и анализировать данные МСФО в системе по мере необходимости.
Большая часть проводок МФСО формируется в режиме онлайн при проведении документов БУ
Изменение данных МСФО при изменении данных в БУ
При изменениях в данных БУ требуется заново выгрузить данные для трансформации, если трансформация осуществляется во внешней системе (автоматический пересчет не выполняется)
При изменении данных в БУ изменения автоматически отражаются в МСФО по заданным правилам.
Не требуются выгрузки данных во внешние системы, учет по БУ и МСФО ведется в едином программном продукте
Поддержка учета и отчетности в разных валютах
Выполняется пересчет данных по курсу на дату закрытия и среднему курсу за период.
По существенным операциям требуются ручной анализ и пересчет по историческим курсам
Выполняется пересчет по точечным курсам на конкретную дату.
Вмешательство в ручном режиме не требуется
Количество ручного труда при работе с системой
Требуются проверка корректности перегрузки данных и проверка работы алгоритмов трансформации и консолидации.
По неавтоматизированным корректировкам требуются ручные расчеты.
Если трансформация и консолидация организованы в отдельной базе, то специалистов по МСФО будет требоваться меньше, чем при ведении учета по МСФО в каждой компании.
Количество ручного труда зависит от степени автоматизации учета.
Трансляция выполняется автоматически по правилам мэппинга. За любой период формируется отчет о результатах трансляции, в котором можно увидеть несконвертированные проводки или проводки, сконвертированные с ошибками.
При детальной степени автоматизации задача по формированию МСФО сводится к последовательному выполнению ряда автоматизированных операций
Требуется разработка/адаптация методологии по выполнению трансформационных и консолидационных корректировок
Требуется разработка/адаптация методологии по ведению учета и формированию отчетности по МСФО в программном продукте
Взаимосвязь с другими системами (кроме БУ)
Возможность организовать бюджетирование и управленческий учет с использованием информации в учете по МСФО
Связь с функционалом по консолидации
Выполняется трансформация данных бухгалтерского учета, в котором может отсутствовать весомая часть информации, требуемой для трансформации и консолидации МСФО.
Этот объем потребует обработки в ручном режиме
В функционал по ведению учета по МСФО можно заложить возможности по упрощению дальнейшей консолидации (на уровне ПС, признаков контрагентов, выделения внутригрупповых продаж и пр.).
Консолидировать отчетность даже вручную, имея учет по МСФО, гораздо проще, чем сначала сделать трансформацию данных БУ, а потом консолидацию
Зависимость от вышестоящих организаций, последствия изменения учетных политик
При изменении учетной политики, а также форматов выгрузки/загрузки данных потребуется изменение механизмов трансформации и консолидации.
Технологически сложнее обеспечить сопоставимость сравнительных данных между периодами
Независимость от технической организации процесса подготовки данных по МСФО вышестоящими организациями (возможность автономного формирования отчетности по МСФО независимо от материнской компании согласно собственной методологии).
Гибкость в вопросах выгрузки данных для вышестоящих организаций в любых форматах и разрезах.
Подсистему МСФО проще адаптировать к новой учетной политике, автоматизировав операции по пересчету сопоставимых данных
Сроки реализации короче (примерно в 1,5 раза по сравнению со вторым способом)
Больше сроки реализации
Стоимость внедрения ниже по сравнению со вторым способом
Выше стоимость внедрения
Проще, дешевле, так как функционал проще и может быть сосредоточен в отдельном программном продукте (без установки в базу каждой компании)
Требуется полноценное сопровождение на уровне каждой компании. При изменениях в функционале БУ необходимо проводить мониторинг влияния изменений на блок МСФО
При этом следует отметить, что оба варианта формируют организационно-стратегические преимущества для компании, решившей автоматизировать подготовку отчетности по МСФО, по сравнению с компанией, в которой отчетность по МСФО формируется в ручном режиме. Так, наличие функционала по автоматизированной подготовке отчетности по МСФО:
• позволяет сократить затраты на привлечение внешних консультантов для подготовки отчетности по МСФО;
• позволяет сократить затраты на аудит отчетности по МСФО;
• повышает капитализацию компании/группы и является конкурентным организационным преимуществом.
Выбор способа автоматизации будет зависеть от конкретных задач, стоящих перед компанией, и имеющихся в ее распоряжении ресурсов на организацию процесса подготовки отчетности по МСФО, а также от соотношения затраты/выгоды для конкретной компании по каждому из вариантов.
На практике часто бывает нецелесообразным автоматизировать подготовку отчетности методом трансформации, так как этот метод можно успешно применять и при помощи всем хорошо известных средств MS Excel.
Вместе с тем автоматизация метода позволит обеспечить системность, сопоставимость данных, технологичность процедур, хотя при этом полученный на выходе инструмент не будет являться полноценным, самостоятельным и поддерживающим гибкую настройку методологии, как в случае создания подсистемы ведения учета по МСФО.
1. Мы не рассматриваем ведение учета по МСФО параллельным методом, когда каждая операция отдельно (независимо от других операций) регистрируется и обрабатывается в базе ведения бухгалтерского учета и в базе ведения учета по МСФО в силу того, что он является наименее востребованным и реализуемым на практике, так как требует дублирования учетных функций.
Метод трансляции это дублирование исключает, так как информация вносится один раз в базу бухгалтерского учета и далее обрабатывается для целей БУ и для целей МСФО.
2. Перечень приведен исходя из допущения о том, что компания ранее уже формировала отчетность по МСФО и имеет учетную политику по МСФО.
3. Подробно о назначении, структуре и содержании документов см.: Манько С. В. Автоматизация учета по МСФО: методологическая база проекта // КФО.МС. 2011. № 2.
4. Список может отличаться в части, касающейся отраслевой специфики и особенностей конкретной компании/группы.
5. При трансформации под мэппингом подразумеваются правила соответствия между данными БУ и МСФО, задаваемые в алгоритмах трансформации в программном продукте.