Мэр города что за должность
Значение слова «мэр»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Название должности происходит от лат. «major», означающего «тот, который больше» (современный латинский — magister).
МЭР (или мер), а, м. [фр. maire]. Лицо, стоящее во главе муниципалитета.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. в ряде стран — глава городского муниципалитета или района крупного города, избираемый всем населением или выборным органом, который он возглавляет ◆ Мэр, выбранный на демократической основе, также может действовать в ущерб городу, препятствуя развитию бизнеса. Лариса Опель, «Федеральное самоуправление», 2003.01.13 г. // «Деловой квартал» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова притупиться (глагол), притупилась:
Мэр города что за должность
Основная функция мэра — осуществление руководства административно-хозяйственной деятельностью на территории управляемого им муниципального образования, управление административным аппаратом, в т. ч. назначение и смещение ключевых должностных лиц, а также представительские функции.
Должностные обязанности мэра обычно закрепляются в специальном документе, утверждаемом органом местного самоуправления. Формирование института мэрства в современном виде связывают с процессом освобождения европейских городов от феодальной зависимости, происходящим на фоне зарождения крупной городской буржуазии, заинтересованной в большей свободе правил и норм торговли, а также в возможности личного участия в процессе управления.
Своего высшего воплощения институт мэрства достиг в Средние века в Венеции, Генуе и городах Ганзейского союза, где избираемые главы городов фактически были главами независимых государств-республик.
В Российской империи функции мэра долгое время исполнял чиновник (воевода), назначаемый царем и совмещающий административнохозяйственную деятельность с военными и судебными полномочиями, впоследствии переданными губернаторам и генерал-губернаторам.
В СССР в сфере городского управления, как и во многих других сферах, существовало двоевластие: если номинально главой города являлся председатель горисполкома, то фактически гораздо большими полномочиями обладал глава городского комитета КПСС.
Должность мэра в европейско-американском виде возникла в России в начале 1990-х гг. на фоне крушения партократической системы и общей демократизации государства. В большинстве городов, обладающих статусом столиц регионов, мэр избирается населением сроком на 4 года с правом последующего переизбрания.
Полномочия мэров российских городов не всегда одинаковы и закреплены в Уставах этих городов, однако, как правило, функции мэра не выходят за рамки административно-хозяйственных. Мэр Москвы и Санкт-Петербурга назначается президентом, что связано с особым статусом этих городов, которые одновременно являются субъектами Российской Федерации. Согласно Уставу Москвы, мэр непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и в этих целях устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города; от имени Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; выражает согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на назначение прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных органов исполнительной власти РФ и др.
По вопросам своей компетенции мэр издает распоряжения. В результате отделения сферы местного самоуправления от государственной власти (согласно Конституции РФ от 1993 г.) мэры получили большие полномочия и остались фактически бесконтрольными. Это привело к коррупции и многочисленным злоупотреблениям. Большое количество мэров стали фигурантами уголовных дел.
Сегодня реформа местного самоуправления ставит своей задачей с одной стороны, поставить мэров под контроль государства и депутатов, с другой стороны, высвободить инициативу широких масс избирателей.
Правовой статус и полномочия мэра города
Статья 38.1. Устава Череповца. Мэр города
1. Мэр города назначается городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности мэра города на срок полномочий городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность мэра города (до дня начала работы городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.
2. Решение городской Думы о назначении лица на должность мэра города принимается тайным голосованием. Назначенным на должность мэра города считается кандидат, получивший большинство голосов от установленной численности депутатов городской Думы.
3. Условия контракта для мэра города утверждаются городской Думой в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Вологодской области — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Контракт с мэром города заключается Главой города.
1) подконтролен и подотчетен городской Думе;
2) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;
3) обеспечивает осуществление мэрией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области;
4) от имени города Череповца приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;
5) представляет на утверждение городской Думы положения об органах мэрии города, наделенных правами юридического лица;
6) от имени города Череповца вправе выступать в суде без доверенности;
7) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру мэрии города;
8) представляет в городскую Думу проекты городского бюджета, Стратегии социально-экономического развития города Череповца;
8.1) представляет в городскую Думу сводный отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития города Череповца;
9) ежегодно представляет в городскую Думу отчеты об исполнении городского бюджета;
10) ежеквартально представляет в городскую Думу сведения об исполнении городского бюджета;
11) информирует городскую Думу об исполнении ее решений;
12) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, а также дает заключения на такие проекты решений городской Думы;
13) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя мэрии города как юридического лица;
14) является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих мэрии города;
15) назначает на должности и увольняет с занимаемых должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, определяет размер и условия оплаты труда руководителей муниципальных предприятий;
16) вносит в городскую Думу предложения об изменении Устава города Череповца;
17) заключает от имени мэрии города договоры и соглашения;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городской Думы.
5. Мэр города не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мэр города не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Мэр города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
6. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) преобразования и упразднения городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
12) увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ городского округа или объединения поселения с городским округом;
13) вступления в должность Главы города, исполняющего полномочия мэра города.
7. Контракт с мэром города может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) городской Думы или Главы города — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) Губернатора Вологодской области — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3) мэра города — в связи с нарушениями условий контракта органами городского самоуправления городского округа и (или) органами государственной власти Вологодской области.
8. Мэр города имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними устанавливается постановлением мэрии города.
9. Мэр города может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным подпунктами 1 — 12, 15, 16 пункта 4 настоящей статьи, заместителям мэра города.
10. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель мэра города.
В случае временного отсутствия мэра города его обязанности исполняет один из заместителей, определяемых мэром города.
11. Должностное лицо, исполняющее обязанности мэра города в случаях его временного отсутствия, не вправе разрабатывать и представлять в городскую Думу для утверждения структуры мэрии города.
Мэр, как глава муниципального образования
Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.
Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.
Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.
Правовой статус мэра
Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.
Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.
В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.
Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.
Порядок формирования должности мэра
Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.
Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:
Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.
В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.
Права и обязанности мэра
В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:
На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.
Случаи прекращения полномочий мэра
Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:
Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.
Мэр Москвы
город федерального значения (субъект РФ) Москву
Президентом Российской Федерации
Московской городской Думой
Мэр Москвы — высшее должностное лицо Москвы, возглавляющее высший орган исполнительной власти города — правительство Москвы.
Мэром Москвы может стать гражданин Российской Федерации, достигший тридцатилетнего возраста, кандидатура которого предложена Президентом Российской Федерации и утверждена Московской городской Думой.
В настоящее время (с 21 октября 2010 года) должность мэра Москвы занимает Сергей Собянин.
Содержание
История
Порядок избрания и вступления в должность
Полномочия мэра Москвы
В соответствии со статьей 41 Устава города Москвы, мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. Мэр Москвы:
В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
По вопросам своей компетенции мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением. Указами мэра Москвы называются правовые акты, издаваемые мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы. Распоряжениями мэра Москвы именуются акты оперативно-распорядительного характера.
Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.
Срок полномочий мэра Москвы — 5 лет (с 22 октября 2008 года), ранее он составлял 4 года.