Меранти дерево для гитар что это
Путеводитель по гитарной древесине, часть 2: “новые старые” породы
Древесина одной и той же породы может отличаться от дерева к дереву (и от региона к региону произрастания): обладать разным весом, разной плотностью, и так далее. Таким образом, различия в звучании существуют не только в рамках различных пород дерева, но и в рамках конкретных гитар одной модели, сделанных и “одной и той же породы дерева”. Но ведь благодаря этому и существует азарт выбора той-самой-гитары среди многих в магазине.
Во второй части обзора мы отвечаем на вопрос “куда из спецификации Ibanez делось махагони, и откуда взялись все эти новые породы дерева?”. Если говорить коротко: никуда. Весь вопрос лишь в названии материалов.
RG421-MOL с корпусом из меранти
S671ALB-BCM с корпусом из ньятона
Как и в случае с ньятоном, окуме широко используется в гитаростроении как для производства электрогитар, так и для производства акустических гитар. Окуме обладает ярким, динамичным звучанием с богатыми низкими частотами.
PS120 с корпусом из окуме
BTB1835 с накладкой из панга панга
GRGR221PA с накладкой из амаранта
RG421HPAH с накладкой из ятобы
Как древесина влияет на «окрас» гитарного звука
Сорт древесины, из которого изготовлена верхняя, нижняя деки и обечайки гитары, оказывает важнейшее влияние на ее звук. Уникальные физические свойства каждого сорта дерева – например, плотность и жесткость – преобразовываются в звуковые нюансы. Таким образом, разные сорта дерева будут обладать разным количеством низких, высоких и средних частот, а также уровнем сустейна.
Технология изготовления гитары, так же как и технология приготовления блюда на кухне, играет огромную роль в звуке инструмента. Это то, как он сочетает и смешивает все свои ингредиенты для того, чтобы получить неповторимый вкус своего собственного производства.
Твердые и мягкие сорта древесины
Древесина, применяемая для изготовления гитар, часто делится на мягкую и твердую.
Мягкие сорта весят значительно меньше, но имеют хорошую эластичность. Баланс легкости, прочности и эластичности сделали мягкие сорта популярным выбором для изготовления верхней деки гитар. Прежде всего используются такие сорта, как ель и кедр. Ситхинская ель – самая частоиспользуемая порода для изготовления верхней деки. Она достаточно плотная, но при этом эластичная, что позволяет получать чистый акустический звук с хорошим динамическим диапазоном и сустейном. (Ель также используется для изготовления корпусов пианино и смычковых инструментов, например, скрипок). Некоторые сорта твердой древесины, такие как красное дерево или коа, тоже могут использоваться для изготовления верхних дек гитар.
Массивная древесина или ламинированная конструкция
Массивная древесина создает наиболее широкий и полнозвучный тембральный спектр, в результате чего рождается превосходный звук. Гитары из массива более дороги в производстве из-за стоимости материала и технологии производства. Древесина должна быть спилена, высушена, раскроена с соблюдением определенных климатических условий.
Ламинированная древесина представляет собой слоеную конструкцию, как правило, со шпоном с обеих сторон и более тонкими слоями в центре. Обычно такая древесина звучит менее насыщенно, однако имеет ряд своих преимуществ:
Если ваш бюджет ограничен, гитара с ламинированной нижней декой и обечайками может быть оптимальным выбором в том случае, если она сделана хорошо.
Почему акустические гитары звучат лучше с возрастом
Одна из интересных характеристик хорошо сделанной гитары из массива заключается в том, что ее звук улучшается со временем, если за ней правильно ухаживать. Гитаристы часто говорят о необходимости дать гитаре время, чтобы «разыграться», для того, чтобы она полностью раскрыла свой звук. И действительно, древесина, используемая для гитар, изначально несколько менее эластична, она не привыкла раскрываться под воздействием вибрирующих струн. Однако в процессе игры дерево становится более расслабленным и эластичным (приблизительно как новая пара джинсов становится мягче через некоторое время).
Процесс натурального старения тоже вносит свой вклад, изменяя клеточную структуру древесины по мере того как в ней естественным образом кристаллизуется сахар. Это уменьшает сопротивление движению и, как результат, разыгранная или состаренная гитара становится более отзывчивой к касаниям струн и обладает лучшим резонансом.
Определенные сорта жесткой древесины с высокой плотностью имеют тенденцию «разыгрываться» дольше. Например, древесина коа. Но после того как этот процесс пройдет, звучание таких сортов становится более теплым и богатым. Это одна из причин, почему винтажные гитары так ценятся. По этой же причине не совсем корректно сравнивать более старую и абсолютно новую гитары, даже если они сделаны из одинакового дерева. Таким образом, качественно сделанная гитара сохраняет свою ценность со временем, даже увеличивает ее, приобретая новые качества!
Сравниваем звуковые характеристики древесины
Ниже мы сравнили общие звуковые характеристики нескольких, чаще всего используемых в гитарной индустрии, сортов древесины. Если вы заинтересуетесь моделями бутиковых компаний или отдельных мастеров, вы найдете и другие экзотические сорта, о существовании которых вы, возможно, даже не слышали.
Приведенные ниже звуковые характеристики следует воспринимать как обобщенную информацию, в каждом отдельном случае на звучание древесины оказывают влияние множество специфических факторов, таких как:
Наглядная звуковая диаграмма
График визуально отражает общий диапазон. Палисандр и ованкол, в примеру, имеют тенденцию к резонансу с преобладанием низких частот, а коа и клен звучат ярче за счет более насыщенных высоких частот. Обратите внимание на несколько «проваленную» середину у палисандра и более «выпуклую» у ованкола. Пунктирная линия у коа означает расширение диапазона в области нижних частот после определенного периода времени, когда гитара «разыгрывается».
Диаграмма отображает лишь обобщенные характеристики звучания древесины по сравнению друг с другом. Она не базируется на каком-то объективном научном исследовании, а скорее на нашем субъективном, основанном на опыте восприятии звучания. Звук акустического инструмента всегда будет содержать элемент непредсказуемости, основанный на уникальности каждого отдельного куска дерева.
Древесина для изготовления нижней деки и обечаек
Эта древесина широко применяется в мире акустических гитар:
Индийский палисандр
Звуковые характеристики
Обратите внимание на палисандр если:
Вы любите богатый, «разборчивый» акустический звук с мощными басами и высокими частотами, сложными обертонами с длинным сустейном. Палисандр – это универсальное дерево, оно хорошо подходит под многие стили исполнения.
Тропический махагони (красное дерево)
Звуковые характеристики
Обратите внимание на махагони если:
Вам нравится чистый и ровный звук с большим количеством средних частот. Это отличная древесина для тех, кто еще не определился с тем, какой звук он хочет. Благодаря хорошо контролируемой отдаче, это дерево прощает ошибки начинающих музыкантов.
Клён
Звуковые характеристики
Обратите внимание на клен если:
Вы хотите инструмент из универсальной древесины, которая хорошо сочетается с разными стилями исполнения. Имейте в виду, что гитары Taylor имеют более теплое и многогранное звучание, с достаточной громкостью и сустейном. Гитары из клена других брендов имеют тенденцию звучать более ярко с меньшей теплотой и сустейном.
Современные альтернативы
Эти сорта древесины менее известны, чем их классические визави, но имеют схожие звуковые характеристики:
Сапеле
Звуковые характеристики
Обратите внимание на сапеле если:
Вам нужна гитара с универсальным звуком с хорошей читаемостью и общим балансом. Она способна на все то, чем славится красное дерево с несколько более выраженными высокими частотами. Поскольку сапеле не так раскручено и популярно как красное дерево, гитара из него несколько более доступна по цене.
Черное дерево
Звуковые характеристики
Обратите внимание на черное дерево если:
Вы ищите прекрасный универсальный акустический звук. Черное дерево хорошо отзывается на разные стили игры, делая инструмент многогранным. Мощное звучание и широкий динамический диапазон придутся по вкусу тем, кто играет медиатором аккорды, а музыканты с пальцевой техникой оценят прозрачность, теплоту звучания и кристальность звучания высоких частот. Это превосходный выбор для записи и живых выступлений.
Ованкол
Звуковые характеристики
Обратите внимание на ованкол если:
Вам нравится звучание палисандра с несколько более насыщенными средними частотами. Универсальность ованкола делает его хорошим выбором для широкого спектра музыкальных стилей
Так как аванкол менее известен, чем палисандр, гитару из ованкола можно приобрести за меньшую цену.
Экзотическая древесина
Эти породы дерева восхищают своим внешним видом так же, как и музыкальными качествами:
Гавайская Коа
Звуковые характеристики
Обратите внимание на коа если:
Вас вдохновляет экзотичный внешний вид и привлекают мощно звучащие средние частоты с более яркими верхами, чем у красного дерева. И помните, гитара из коа стареет изящно, вознаграждая вас звуком, который улучшается с каждым годом.
Макасар
Звуковые характеристики
Обратите внимание на макасар если:
Вы чаще играете пальцами, и вам важны обертона или наоборот нужен чистый и мощный звук при агрессивной атаке. При правильной форме корпуса макасар может себя проявить в абсолютно разных стилях исполнения.
Ламинированная древесина
Создание гитар с нижними деками и обечайками из слоеной или ламинированной древесины позволяет нам сберегать лесные ресурсы (количество древесины, использующейся для создания шпона, в восемь раз меньше того количество деревьев, которое нужно спилить для создания массивных гитар) и предложить музыкантам надежный, недорогой и, благодаря технологии Taylor, хорошо звучащий инструмент. Конструкция ламината Taylor имеет три слоя древесины, включая центральный слой из тополя и шпон с обеих сторон. Технологический процесс позволяет нам изгибать нижнюю деку гитары для дополнительной жесткости, что в сочетании с использованием ламинированной древесины позволяет создать надежный инструмент, который хорошо переносит походные условия, а также перепады температур и влажности. Благодаря ламинату, полностью сделанного из дерева, верхней деке из массива и эксклюзивной технике изготовления Taylor, музыканты могут получить весь спектр акустического звука.
Важно: Все ламинаты изготавливаются по-разному. В Taylor мы стараемся отойти от использования термина «ламинат», чтобы избежать путаницы, как все большее количество продуктов на рынке, носящих название «ламинат» производится из синтетических, не древесных компонентов. Например, ламинат высокого давления.
Древесина для изготовления верхней деки
Верхняя дека гитары это жизненно важный компонент звукового уравнения. Это самый первый фильтр и генератор звука, работающий от энергии вибрирующей струны. Верхняя дека резонирует вместе со струнами, задним порожком, струнодержателем и корпусом, создавая весь спектр звука. Верхнюю деку можно сравнить с динамиком звуковой колонки.
Ситхинская ель
Звуковые характеристики:
Хорошо подойдет для:
Практически любого стиля исполнения. Если ваше звукоизвлечение особенно агрессивно, вам стоит обратить внимание на адирондакскую ель. Если ваш стиль извлечения особенно мягкий, кедр будет для вас хорошей альтернативой.
Ель Лутца
Звуковые характеристики
Хорошо подойдет для:
Музыкантов с мощной атакой, которым нужен мощный звук и широкий динамический диапазон.
Западный Красный Кедр
Звуковые характеристики
Хорошо подойдет для:
Музыкантов в стиле фингерстайл и музыкантов с мягким звукоизвлечением, которым нужен мягкий и отзывчивый звук.
Верхняя дека из твердых пород
Гитара с верхней декой из твердой породы древесины, такой как коа или красное дерево, создает натуральную компрессию. Она не отзывается так быстро, как гитара с декой из ели, зато обладает эффектом более контролируемого и протяжного «вкатывания» в ноту.
Древесина накладки грифа
Накладка грифа удерживает лады на месте. В мире акустических гитар для изготовления накладки чаще всего используется черное дерево из-за его плотности.
В Taylor мы используем черное дерево для изготовления накладок всех наших гитар, потому что оно держит лады особенно хорошо, а его плотная структура не позволяет деформироваться от постоянного прижатия струн к ладам.
Некоторые гитарные производители используют палисандровые накладки грифа (особенно популярны в мире электрогитар), но так как они менее плотные, мы считаем их менее подходящими, чем черное дерево. На дешевые гитары иногда устанавливают накладки, сделанные из композитного материала рихтлайта.
Несмотря на то, что современные технологии вознесли качество изготовления гитар на высочайший уровень, следует помнить, что каждая гитара индивидуальна, так как сделана из разных кусков дерева. Это означает, что каждый инструмент будет выглядеть несколько по-другому, а также будет проявлять свой уникальный звуковой характер. В этом, например, заключается сложность сэмплирования гитар, так как сложно передать уникальный характер каждой отдельной модели. Так же как в еде, это во многом является вопросом вашего личного вкуса.
10 разных махагони: исследуем акустические свойства древесины, часть 1
«Дерево не влияет на звук струнного инструмента с электромагнитным датчиком и последующей аналоговой и/или цифровой обработкой сигнала.» Проще говоря, электрогитары. Динамическая головка (громкоговоритель), её акустическое оформление (кабинет), микрофон с его расположением, (или их импульс), усилитель, датчики, — всё это влияет. А материал, из которого изготовлена несущая струны конструкция, будто бы нет. Ведь она немагнитная, а на электромагнитный звукосниматель воздействуют только ферромагнитные струны. И в это многие верят, в том числе музыканты. Истина или заблуждение?
Начнём серию экспериментов с деревом, струнами, звуковыми колебаниями и их отображением в электрической форме. Послушаем сами, посмотрим, что покажут приборы.
Для первых опытов приобретён набор из сорока дощечек одного формата 130x50x11 мм, содержащий 35 пород древесины, (4 из 40 — образцы граба, обработанные морилками разных цветов, что тоже пригодится, ещё два — ясень обычный и печёный, то есть, подвергнутый термообработке).
В этой статье рассмотрим 10 образцов древесины, применяющегося в корпусах (деках) гитар. Сегодня это будут разные виды красного дерева махагон и близких по свойствам, а также c ботанической точки зрения.
Совершенно верно, пьезодатчик привнесёт в сигнал свою АЧХ — амплитудно-частотную характеристику, ведь это инструментальный звукосниматель, не в лабораторном, а в музыкальном значении этого слова.
▍Инструментальные датчики, усилители, громкоговорители, в отличие от hi-fi, — high fidelity, — аппаратуры для воспроизведения звукозаписи с минимальными искажениями сигнала, — искажают сигнал, и создаются специально для этого, чтобы должным образом преобразовывать звук для получения художественного эффекта.
Но у нас будет один датчик на протяжении всего опыта, потому мы услышим и увидим разницу не между звукоснимателями, а между образцами дерева.
Контактный микрофон будем включать в аудиоинтерфейс Presonus AudioBox USB 96. А это уже hi-fi устройство, с АЧХ, максимально приближённой к линейной. В качестве анализатора спектра воспользуемся штатным плагином Spectre Meter из программного пакета Studio One Artist.
Именно таким способом, (проигрыванием заранее сформированного на компьютере щелчка белого шума), получают — импульсы отклика гитарного кабинета, широко применяемые современными музыкантами. Один импульс соответствует определённому положению одного микрофона, потому для полноты звуковой картины при сведении нередко используют несколько импульсов.
Для полноты эксперимента, измерим и взвесим все плашки:
▍Африканское белое дерево вава, абачи или обече
Семейство мальвовые. Плотность 316. Древесина очень лёгкая и мягкая. Когда впервые взяла в руки, подумала, что это бальза, хотя бальза ещё более чем вдвое легче и мягче. Вава известна как лучший материал для сидений в саунах, потому что свободна от смол и заноз, а самое главное, она — прекрасный теплоизолятор, потому не обжигает.
Из абачи сделана накладка грифа очень красивой гитары Gibson Les Paul Studio Swirl. Для гитарных корпусов обече применялся фирмой Hayman & Shergold и, например, пермской мастерской Владимира Сысоева Fashionguitars. Идеальный выбор, если нужна максимально лёгкая дека, а звучание при необходимости можно скорректировать топом, например, как в Music Man Majesty.
На спектрограмме образца абачи видим крутой подъём от 200 Гц до первого пика 400 Гц, плато от 500 до 1000 Гц и далее пологий спад.
▍Меранти, филиппинский махагони
Самый лёгкий из всех махагони, если не считать абачи. Тоже Семейства мальвовых. Плотность 434. Не содержит танина, поэтому со временем цвет меранти не изменяется. Из меранти изготовлены корпуса электрогитар Cort G100, X250, Ibanez RG421. Когда в ваши руки попадает неожиданно лёгкая гитара из красного дерева, скорее всего, это меранти.
У меранти крутой подъём на вершину АЧХ со значительным завалом в районе 150 Гц. Вершина представляет собой плато от 300 до 800 Гц с крутым завалом на 450 Гц. После плато идёт пологий спад.
▍ Хайя или кайя, африканский махагони
Кайя имеет один выраженный пик на 250 Гц, крутой подъём на который начинается со 150. Далее крутой спад до 450 Гц и пологое восхождение до второго пика на 700 Гц. Второй пик ниже первого на 12 децибел. Далее пологий спад.
▍Макоре, или вишнёвое махагони, африканская вишня, баку, абаку и дука
Плотность 540. Относится к семейству сапотовые, к которому принадлежит известное как источник косметического масла дерево ши. Используется в корпусах и отделке кастомных гитар.
Макоре — очень линейное и широкополосное дерево. АЧХ представляет собой пологое восхождение на плато от 300 Гц до 10 кГц, после которого идёт крутой спад. Плато имеет небольшой завал на 750 Гц и пик в районе 2 кГц.
▍Кото, или птеригота африканская, авари, вари, кефе.
Кото имеет резкий подъём со 190 до плоской вершины 220-290 Гц, оттуда крутой спад до 400 Гц, далее плато до 4 кГц.
▍Цедер, cedar, цедрела душистая, испанский кедр
Цедер проявил пологий подъём до 200 Гц, далее плато с небольшим завалом на 400 Гц, далее пологий подъём до пика 2 кГц, спад до 3.5 кГц и плато до 7 кГц.
▍Корина, жёлтый махагони, королевский махагони, офрам, лимба, терминалия великолепная
Семейство комбретовые. Плотность 620. Использована в Gibson Explorer 1957 года и Flying V, с той поры активно применяется в гитаростроении. Древесина корины ассоциируется с классикой хард-рока и хеви-метала, к тому же, очень красива, потому часто упоминается ценителями.
Что же такого особенного у тона корины? Первый пик как у кото, второй как у макоре и цедера.
▍Анегри, осан, мукангу, «нигерийская береза» или «дерево солнца»
Произрастает в Африке. Принадлежит к семейству сапотовые, как и «вишнёвое махагони» макоре. Плотность 625. Перламутровый блеск придаёт брускам анегри подобие металлическим слиткам. Запах, свежий, похож на аромат кедра. Применяется в эксклюзивных гитарах, таких, как ESP STREAM-GT Custom Antique Tea Sunburst.
Спектрограмма анегри похожа на корину, только спад после первого пика имеет выраженный завал.
▍Биболо, aфриканский орех, ловоа, дибету, tiger wood.
Плотность 642. Африканское дерево семейства мелиевые, как африканский махагон кайя и настоящее махагони свитения. Примеры использования — корпус комбоусилителя Fender Custom Shop Mustang GT 40 Masterbuilt Lovoa. В гитаростроении применяется MMG Custom Guitars.
У биболо со 160 Гц крутой подъём до 300, далее спадающее плато до 650 и крутой подъём до 900, далее плато до 10 кГц. На плато имеется крутой пик в районе 2.5 кГц.
▍Сапеле
Дерево из Африки, семейства мелиевые. Плотность 694. Как и махагон хайя, из того же семейства, cапеле называют африканским махагони. Обладает очень красивой фактурой с трёхмерным эффектом, широко используется для изготовления электро и акустических гитар. Намного плотнее, чем кайя, плотность которой 480.
Звучание сапеле имеет крутой подъём от 100 до главного пика 200 Гц, оттуда крутой спад до 300 Гц, далее плато до 5 кГц и округлый спад: сначала пологий, затем крутой.
▍Ольховая махагонность
❖ Значительный пик в диапазоне 200-400 Гц, (напоминаю, у нас образцы формата 130x50x11 мм), замечен у:
❖ Второй пик в районе 2 кГц имеют все рассмотренные образцы махагони с плотностью выше 500 килограммов на кубический метр. И это пик, характерный для ольхи — второго по распространённости дерева гитарных дек, знакомого всем по характерному фирменному звучанию Fender Stratocaster.
Такую липовую и ольховую махагонность мы можем слышать своими ушами и видеть глазами на экране анализатора спектра, когда речь идёт об образцах древесины. Звучание электрогитары в сборе, разумеется, сложнее. В следующих публикациях нам предстоит познакомиться с другими его составляющими.
▍Выводы и перспективы
❒ Тезис. Мы увидели и услышали разницу в звучании одинаковых ударов одного молоточка по образцам разного дерева одинакового размера, снимаемых одним пьезодатчиком, причём хорошим, широкополосным, немецкой фирмы Schaller.
Образцы разных пород музыкального дерева, то есть, применяемого в изготовлении музыкальных инструментов, а именно, гитар, проявили повторяющуюся склонность к нижнему и верхнему пику АЧХ, которые можно назвать соответственно «липовой» и «ольховой» формантами. Этими словами нередко характеризуют звучание электрогитар знатоки, а сегодня мы увидели их физический смысл на экране анализатора спектра аудиосигнала.
❒ Синтез. Логичное продолжение опыта — создание установки, в которой можно будет подать на образец дерева звуковые колебания с любого генератора, или плеера, или с той же гитары, чтобы протестировать образцы на разных сигналах. Датчик уже есть, нужен излучатель вибрации звуковой частоты с не совсем убогой амплитудно-частотной характеристикой. На базе маленького мощного динамика из телевизора, или чего-то подобного. Это в дальнейших планах.
Натягивать на образцы струны и снимать колебания электромагнитным датчиком будем, разумеется, тоже. Для этого в скором времени будет построен стенд с возможностью быстрой смены тонблока — испытуемого образца древесины.
Далее изучим на опыте и прохождение аудиосигнала через инструментальный аудиотракт: влияние, прежде всего, предусилителя и кабинета, АЧХ которых особенно сказываются на гитарном звуке.
Эффекты перегруза, — овердрайв, дисторшн (искажение), фуз (распыление), кранч (хруст), — привносят в сигнал новые гармоники, и обычно имеют свои регуляторы тембра. Влияет на звук и оконечный усилитель, который в классическом варианте ламповый, и подвержен насыщению магнитопровода выходного трансформатора.
И наконец, выясним, насколько особенности дерева электрогитары слышны в миксе, и почему некоторые музыканты с опытом концертных выступлений, (особенно любители жирного перегруженного звука, играющие в стандартном строе на стандартных калибрах струн), их отрицают.
Спойлер: если манера игры и музыкальный стиль исполнителя подразумевают получение определённого звука, под этот звук он и настраивает аппарат, и подстраивает свою игру, в чём дерево и другие особенности инструмента могут выступать как подспорьем, так и помехой. Эта подстройка естественным образом доводится до автоматизма, который гитарист может перестать замечать. В результате из его комбика или стека может доноситься одинаковый звук при разных гитарах.
Разных тонкорректирующих «примочек» в виде раздельных темброблоков на каналах усилителей, аппаратных педалей и программных плагинов очень много, становится и будет становиться всё больше. Всё потому, что разные музыканты ищут и находят свой звук, на который материал деки и грифа не может не оказывать влияния.