Мерчендайзер это простыми словами что такое простыми словами
Значение слова «мерчандайзер»
Также в обязанности может входить:
увеличение доли полки товара;
выкладка товара согласно корпоративной планограмме;
помощь в организации промоакций (взаимодействие с внутренним персоналом магазина);
поддержание торгового запаса;
корректировка розничных цен на товар;
аудит цен, долей полок и промоакций конкурентов;
решение локальных проблем в точке продажи;
размещение товара на промодисплеях (в том числе и неоплаченных);
поддержание товарного вида упаковки;
поддержание имиджа торговой марки (бренда).
Мерчандайзер является одним из элементов механизма мерчендайзинга.
Мерчандайзеров можно разделить на три вида:
мобильный (визитный) мерчандайзер, в течение рабочего времени посещающий несколько магазинов, последовательно переходя из одного в другой;
стационарный мерчандайзер, осуществляющий мерчендайзинг в течение всего рабочего времени в одном магазине;
универсальный (гибридный) мерчендайзер с плавающим день ото дня графиком, осуществляющий функции мобильного или стационарного мерчендайзера в зависимости от текущей необходимости.
мерчанда́йзер
1. специалист по мерчандайзингу, товаровед или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях ◆ Между компаниями-конкурентами идёт постоянная война за место на полке, одной из постоянных задач мерчандайзера является увеличение доли полки. Лучшее место продажи — на уровне глаз покупателя. Виктория Быкова, «Мерчандайзер – кто это?», domsovetof.ru, 2012 г. ◆ Виктория Быкова Мерчандайзер – кто это?, «2012», domsovetof.ru
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: волынка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Одни считают, что мерчендайзер – это грузчик, который доставляет продукцию в торговый зал. Другие уверены, что у этой работы много общего с должностью товароведа. На самом деле, этот термин подразумевает многопрофильного специалиста, от которого напрямую зависят комфорт покупателей и уровень продаж конкретной организации. Направление подходит энергичным и амбициозным людям, настроенным на карьерный рост в сфере торговли. Для трудоустройства не обязательно иметь высшее образование, достаточно знать, какими качествами должен обладать соискатель и чем ему придется заниматься.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзеры – это сотрудники торговых точек, отвечающие за пассивное продвижение предлагаемого товара.
Старт развития направления в России пришелся на конец XX-го века. Специально обученные люди начали особым образом раскладывать товар на прилавках, привлекая внимание потребителей. Сегодня принципы направления используют не только гипермаркеты или изысканные бутики, но и совсем маленькие магазины эконом-класса.
Классификация работников в сфере мерчендайзинга:
Мерчендайзер – это не просто грузчик или товаровед, следящий за наполнением ассортимента на прилавках. Это человек, от которого во многом зависят уровень продаж торговой точки и отношение к ней клиентов.
Мерчендайзинг – это динамичная наука. Она не стоит на месте и требует быстрого реагирования на смену тенденций.
Сфера работы сотрудника
Со стороны кажется, что должностные обязанности мерчендайзера ограничиваются выгрузкой товара на опустевшие места прилавков. Многие уверены, что с этим справился бы любой грузчик, и ничего сложного в этом нет. На практике у специалиста этого профиля намного больше функций, задач и целей. Качество работы сотрудника напрямую влияет на показатели продаж конкретной торговой точки.
Базовые обязанности мерчендайзера:
Крупные компании дополнительно включают в должностные обязанности сотрудника оценку работы прямых конкурентов. Это подразумевает отслеживание у них динамики цен, появления новинок, проведения акций и другие важные с точки зрения маркетинга мероприятия. Все, что делает мерчендайзер, направлено на увеличение продаж и повышение интереса потребителей к определенным торговым маркам.
Требования к соискателям
Пассивное продвижение товара не всем окажется по силам. Человек на этой должности вынужден много трудиться физически и при этом обращать внимание на перечень важных нюансов. Умение работать в режиме многозадачности – основное требование к претендентам на место.
Еще мерчендайзер должен обладать такими качествами:
В зависимости от того, чем занимаются мерчендайзеры на рабочем месте, соискателю могут понадобиться навыки обращения с компьютером и современными гаджетами. Зачастую компании придерживаются строгих возрастных рамок при наборе сотрудников и отдают предпочтение молодежи. В ряде случаев обязательным условием рассмотрения резюме становится наличие высшего образования в области маркетинга, рекламы или торговли.
Плюсы и минусы специальности
Часто молодые люди идут в мерчендайзеры с целью заработать денег во время каникул или приобрести опыт работы в сфере торговли. Основными достоинствами направления они называют то, что для него обычно не требуется наличие высшего образования, а график предоставляется плавающий или свободный.
Профессия мерчендайзер имеет еще немало преимуществ:
Такой работник обычно посвящен сам себе, ему очень редко приходится общаться с покупателями напрямую. Для работников пассивных продаж часто организуют тренинги за счет компании, что позволяет им поднять уровень своей квалификации и научиться чему-то новому.
Все перечисленные недостатки направления относительны и при правильном подходе к организации дня их реально избежать. Главное, изначально изучить нюансы должностной инструкции и задать руководителю интересующие вопросы, чтобы потом не было недопонимания.
Где учиться на мерчендайзера?
Вузов, готовящих непосредственно к профессии мерчендайзера, пока нет. Организации с удовольствием принимают на работу выпускников школ и студентов, если они соответствуют базовым требованиям. Встречаются компании, отдающие предпочтение соискателям, которые знают, что такое основы маркетинга.
Зарплата сотрудника и перспективы карьерного роста
На уровень зарплаты мерчендайзера влияют особенности его графика, степень загрузки, перечень обязанностей, наличие автомобиля, мобильность сотрудника. Начинающий специалист получает 10 – 15 тыс. рублей при условии плавающего графика и неполного рабочего дня. Чтобы повысить уровень заработной платы рекомендуется устроиться сразу в 2-3 компании, что не запрещено. Опыт работы, прохождение профильных курсов, приобретение полезных навыков стимулируют рост прибыли. Нередки случаи, когда мобильный мерчендайзер придерживается свободного графика и при этом зарабатывает 50 — 70 тыс. рублей.
Со временем сотрудник по раскладке товара может перейти в центральный офис компании и продолжить работу в отделе маркетинга. Специалисты, закрепленные за магазином, становятся менеджерами по товару, супервайзерами и даже занимают руководящие посты. Должность мерчендайзера дает одинаково хорошие шансы на карьерный рост в области торговли или коммерции.
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
Мерчендайзер это простыми словами что такое простыми словами
АВТОР:
Уверен, что каждый предприниматель слышал это слово. Ведь мерчандайзинг это.
Мерчандайзинг это искусство – 6 законов простыми словами
Уверен, что каждый предприниматель слышал это слово. Ведь мерчандайзинг это искусство продажи, ее основа и опора. Так говорят все без исключения бизнес тренеры в сфере ритейла и им же подобным. Но все тонкости мерчандайзинга известны далеко не каждому предпринимателю и продавцу.
Попробуем разложить все по полочкам самыми простыми словами. И в конце разберемся, почему маркетинг и мерчандайзинг это совершенно разные вещи в продажах.
В годы моего детства, а это были лихие девяностые, я всегда задавался вопросом, почему импортные продукты были такие яркие и красочные, а наши – бесцветными и пресными? Те, кто застал те времена, помнит как было модно собирать всяческие упаковки от жвачек, шоколадных батончиков и пивных баночек.
Все, что привозилось “от туда”, было таким желанным и притягательными, что упаковка от продуктов не выбрасывалась еще несколько лет после его употребления. К тому же, это все происходило на фоне всеобщего дефицита товаров в стране.
Все мы родом из детства
В ту пору у меня было стойкое ощущение, что отечественный продукт не может выглядеть так же ярко, как импортный. Казалось, что стоит только изменить “английские” буквы на “наши”, как тут же вся крутость упаковки могла улетучиться.
Это уже потом в наших широтах появились маркетологи, дизайнеры упаковок и мерчендайзеры. Они то и навели порядок на рынке и преобразовали даже само отношение продавцов к покупателям.
Тетя Глаша – лучший мерчандайзер
Ведь еще в советские времена продавец за прилавком считался эталоном невежества и хамства. А пустые полки в магазине воспринимались совершенно обыденным делом и никого не удивляли.
И людей даже не поражал тот факт, почему в магазине “Рыба” продавался говяжий фарш, а в магазине “Мясо” стояла очередь за селедкой. А вспомните эти упаковки родом из детства? На фоне этого серого дизайна, все импортное воспринималось как будто из другой планеты.
Дети – самые благодарные ценители мерчандайзинга. Они просто не могут пройти мимо всех этих нововведений в магазине. Сразу тянут родителей за руку, с требованием купить новинку). Да и размещают все эти детские шалости “почему-то” прямо возле кассы, когда стоишь в очереди.
Мерчендайзинг это, в первую очередь, искусство показать товар лицом так, чтобы покупателю захотелось его купить. Давайте разберемся откуда берет начало это нужное для повышения продаж ремесло.
Когда появился мерчандайзинг?
Предположительно это явление зародилось на заре человечества и, скорее всего, еще до появления первых денег. Люди, обмениваясь товарами и услугами, должны были как-то общаться между собой.
А поскольку в те времена у каждого племени был свой язык, то товар на рынке размещался интуитивно понятно для покупателя. Да, первые мерчандайзеры это продавцы на рынке. Ведь порой, чтобы красиво разложить товар, дело доходило до драки и междоусобными войнами.
Вся серость и пустота магазинов, которая у нас была в лихих девяностых, в США была зафиксирована в эпоху Великой депрессии. Тогда владельцы магазинов начали применять различного рода хитрости, чтобы завлечь покупателя к себе. Ведь по сути товар в магазинах был один и тот же.
И на первый план начало выходить визуальное оформление торговой точки. Тогда то маркетологи и начали отслеживать влияние дизайна и размещения товара на то, сколько люди покупают. Самостоятельной наукой мерчандайзинг стал в 70-х годах прошлого столетия.
Мерчандайзинг что это такое и почему его никто не замечает?
Если вы хотите лично мое определение. то мерчендайзинг – это визуальное, аудиальное, кинестетическое и дигитальное воздействие на человека с целью повышения среднего чека в торговой точке. Давайте более подробно разберемся во всех понятиях, приведенных в этой формулировке.
Для начала примем факт, что цена продукта на 70% является главным в принятии решения о покупке. Остальные 30% влияния оказывают различные факторы. Среди них, насколько покупатель лоялен к тому или иному бренду.
Кстати, на нашем канале есть отличное видео по данной тематике. Как именно происходит продажа, когда человек идет в магазин самообслуживания. Посмотрите его обязательно, это не займет много времени, но будет сверх полезно.
У покупателя в голове формируется некое впечатление о продукте. И от этого мнения зависит купит он данный бренд или нет. Мерчендайзинг стал отдельной наукой, как только определил для себя главную цель в том, чтобы влиять на отношение людей к тому или иному товару.
Как человек воспринимает информацию
Добавим немного базовых знаний о нейролингвистике и психологии. Если вы не знали, то исследования в этих сферах человечества финансировались исключительно маркетологами по вполне себе меркантильным причинам.
Визуально
Здесь все просто: глаза – самый важный инструмент для получения информации из внешнего мира. Более 60% населения планеты считают самым предпочтительным каналом для связи с внешним миром зрение.
В мерчендайзинге воздействие через данный орган чувств достигается путем: дизайна упаковок, цветовых решений, освещения и так далее. Все то, что человек может зрительно выделить для себя среди остальных товаров.
Аудиально
Этот инструмент для средства связи главный у 5% населения. Сюда обычно относят людей с абсолютным слухом и музыкальным образованием. Это достаточно редкий тип покупателей, для которых мир звуков дает самую полную информацию о внешнем мире.
Слышали в торговых точках ненавязчивое музыкальное сопровождение? Значит вы аудиал, если заметили его). Ну а если серьезно, то звуковая дорожка в динамиках торгового центра рассчитана на эту категорию посетителей. Один из моих партнеров по бизнесу как раз занимается повышением среднего чека в супермаркетах путем внедрения музыкального сопровождения.
Кинестетически
Запах, тепло, холод, влажность, сухость. Мягкий, твердый, шершавый, колючий, кислый, сладкий. Это все о кинестетиках. О тех людях, которые ориентированы на ощущения. Как распознать таких персонажей? Если человек норовиться взять в руку товар или упаковку, пощупать его или понюхать, значит он кинестет.
Маркетологи для таких людей организовывают возможности любым способом повзаимодействовать с продуктом. Иногда проводят дегустации или же дают шанс потрогать товар, если это ткань. Или же посидеть на диване, в случае выставки мебели.
Дигитально
Людей, которые воспринимают мир таким способом, называю еще дискретами. Это человек, воспринимающий информацию структурировано, сбалансированно и аргументированно. Если он и берет в руки товар, то чтобы ознакомиться из чего он состоит, срок его годности, кто производитель, год основания компании, кто основатель бренда и кто владеет производством сейчас).
Для такого типа людей продавцы стараются как можно точнее и структурировано донести информацию о продукте.Такой человек должен иметь возможность в любой момент задать вопрос продавцу и получить как можно более полный ответ.
К слову, если покупатель визуал или дискрет, то это совершенно не значит, что в нем напрочь отключена кинестетика. Это означает лишь то, что зрение у данного индивида в приоритете над другими каналами восприятия.
А теперь ответ на главный вопрос, что такое качественный мерчандайзинг. Хороший мерчандайзинг одновременно подстраивается под все каналы восприятия человека.
#1 – На право пойдешь – коня потеряешь
В следующий раз, когда будете заходить в магазин самообслуживания который вы посещаете каждый день, обратите внимание, в какую сторону вы поворачиваете при входе. Обычно это правая сторона.
Почти все магазины стараются разместить вход в торговую зону справа, а кассы слева от входа. Это обуславливается тем, что большинство людей правши. И при перемещении они придерживаются правой стороны.
Есть, конечно, исключения. Когда владельцу приходится размещать вход в торговую зону слева. Но это связано исключительно с тем, что помещение, в котором находится магазин, попросту не предназначено для размещения торговой точки. Вот и приходится выкручиваться владельцам, нарушая все законы мерчандайзинга, чтобы избежать штрафов от контролирующих органов. Они размещают витрины не так как нужно, а как можно.
В целом же, негласное правило гласит: вход справа, выход слева. К тому же, движение на дорогах у нас так же правостороннее. В мерчандайзинге есть даже такое понятие, как карта перемещения. Ее разрабатывают в первую очередь, при планировке торговой точки.
Общий принцип здесь такой: человек заходит с правой стороны и перемещается против часовой стрелки. Ну а дальше, в зависимости от того насколько все продумано, покупателю приходится обойти всю торговую зону, чтобы добраться до кассы и выхода.
#2 – У кого продукты в беспорядке с тем они играют в прятки
Какой самый ходовой товар на постсоветском пространстве? Правильно, соль и хлеб. Поэтому грамотные мерчендайзеры прячут эти продукты как можно дальше. Они специально располагают их таким образом, чтобы доступ к ним был наиболее трудным.
Но самое интересное это то, что еще мерчандайзеры делают “растяжку”. Размещают кассу как можно дальше, от самых популярных товаров. Здесь принцип такой же, как и в первом правиле. Нужно заставить человека пройти дистанцию как можно длиннее, чтобы по пути сфокусировать внимание на чем то еще.
Существует вариант, при котором клиент может и не найти нужный ему товар.Чтобы минимизировать возникновение подобных ситуаций, следует разместить по торговой точке дополнительные указатели видов товара. В идеале такие знаки должны быть заметны с любой точки торгового зала.
Расставляя по такой схеме продукты, мерчендайзеры вами манипулируют, чтобы вы купили какую-то ненужную до посещения магазина вещь. Или вы думали, что продажи бывают без манипуляций? Тогда вот еще один трюк.
Игры, в которые играют люди
Одним хлебом, как говорится, сыт не будешь. Как еще заставить людей пройтись по всему магазину? При входе в магазин на самом видном месте размещают рекламные баннеры с акционными товарами. Обычно их стараются разместить с левой стороны от входа. Иногда такую рекламу можно увидеть прямо на улице.
Делается это чтобы посетитель увидел акционный товар и отправился на его поиски по торговой территории. Получается что-то типа квеста в стиле поиск предметов. Геймификация в чистом виде, не иначе).
Но не стоит переоценивать возможности людей. Некоторые клиенты так и не смогут найти товары по акции. Поэтому, как и в случае с самыми ходовыми товарами, сделайте дополнительные указатели, чтобы хоть немного упростить данную задачу. В конце-то концов, в тех же квестах есть подсказки).
#3 – Странные люди у гастронома
Мы уже взяли на себя смелость и поделили людей по тому, как они воспринимают информацию, а также как совершают покупки. Но целевая аудитория может отличаться не только этими особенностями.
К примеру, ваш покорный слуга ходит за продуктами в почти ночное время. Это период, когда в магазине совершенно пусто, а продавцы исключительно “вежливы”). Тут уж действительно есть возможность рассмотреть все новинки, ознакомиться с информацией о товаре и без суеты наполнить свою продуктовую кошелку.
А есть люди, которые приходят в магазин с самого утра. Они стоят у двери за долго до того, как магазин будет открыт. Обычно это люди пенсионного возраста. Они рано ложатся и рано просыпаются. Вот и приходится им развлекать себя походом за продуктами.
Совы, жаворонки и зайцы
Другая группа людей приходит в торговый зал в вечернее время, после работы. Этот период времени, самый пиковый для продавцов, ведь занятые люди привыкли делать покупки по пути домой с работы.
Ну и конечно же, есть категория покупателей, которая наполняет магазин в обеденное время. Обычно это школьники, которые прибегают либо на большой перемене, либо после окончания занятий за очередной порцией чипсов, сухариков и сладостей.
Хороший мерчандайзинг должен учитывать все эти основные категории людей. В идеале, можно поменять размещение мобильных витрин, изменить освещение или же запустить другое музыкальное сопровождение в зависимости от периода времени суток.
В любом случае – статистика, лучший друг маркетолога. Отслеживайте все тенденции на основе среднего чека. Поменяли музыку в зале и продажи повысились? В следующий раз сделайте точно так же.
Да и вообще, периодически нужно делать незначительные перестановки в магазине. Это создаст у посетителей впечатление того, что каждый раз они заходят в новый торговый зал.
#4 – Смотри только в глаза
Для человека смотреть друг другу в глаза имеет колоссальное значение. Считается, что если происходит зрительный контакт, то между людьми возникает доверие. Вы не поверите, но и в мерчандайзинге та же ситуация.
Если разместить товар на уровне или, что еще лучше, чуть ниже глаз покупателя, то у него автоматически возникает симпатия к данному продукту. Любовь с первого взгляда, как говориться.
Такой алгоритм можно заметить в отделе алкоголя, молочной и колбасной продукции. Обратите внимание на эту фишку в следующий раз, когда будете посещать магазин. Наиболее ходовой товар размещают внизу.
Это логично, ведь то, что и так пользуется спросом, не нужно дополнительно стимулировать к покупке. Поэтому туалетная бумага и пакеты с молоком размещены на нижних полках. Ну а всякое непотребство в виде сырков в глазури, йогуртов и десертов – на уровне глаз.
Да-да, все не так просто, как может показаться. В хлебобулочном отделе та же история: хлеб и батон в самом низу, ну а всякие круассаны да пирожные точно напротив головы посетителей.
Поскольку места на уровне глаз хватает не для всех товаров, то там размещают самые дорогие товары, либо же те бренды, которые платят дополнительно владельцам магазинам за такое приоритетное расположение.
Или здесь следует оставить продукты, которые нужно как можно быстрее реализовать. Например, те товары, у которых подходят сроки употребления или те, которые по ошибке логистики были доставлены в непредусмотренном количестве.
Кто первый, того и тапки
Место “под солнцем” следует использовать с умом. Как, впрочем, и все остальные зоны. Размещая товар внизу полок, мы усложняем его видимость для дигитала, ведь ему придется наклонятся, чтобы ознакомиться с составом продукции, сроком и так далее.
И если в магазин зайдет несколько людей подобного типа, то это может спровоцировать сложности в перемещении для других покупателей. Кто знает, возможно возле вашего магазина расположен офис крупной IT-компании)).
В который раз убеждаюсь, что свою целевую аудиторию нужно знать в лицо.
Имейте ввиду, если торговая точка работает по системе франшизы, то выкладка товара там может быть изначально строго регламентирована. Здесь нет никаких других вариантов, как довериться общепринятым корпоративным правилам.
#5 – Свой среди чужих, чужой среди своих
Расставив все по своим полочкам можно добиться того, что покупатель все равно пройдет мимо витрины и ничего не купит. Как? Почему? Ведь целый штат мерчендайзеров старался произвести впечатление на покупателя.
Есть такое новомодное выражение, которое я терпеть ненавижу, но оно сюда подходит как нельзя кстати: “Не зашло!”. Другими словами, не оказалось на пути посетителя того :крючка”, который зацепил и заставил бы остановиться возле продукта.
Один из самых главных законов мерчандайзинга гласит: то, что нужно срочно продать, требует выделения от остальных. Здесь включается принцип “белой вороны”. И большинство инструментов для данной задачи основано на визуальной компоненте.
Как выделить товар
#6 – Цену вещи узнаешь, как потеряешь
И дело тут не в том, что цену не нужно указывать на витрине. В классической торговле есть такой принцип: не называй цену до той поры, пока не объяснишь ценность данного продукта клиенту. Но как это сделать, если речь идет о магазине самообслуживания?
Было подмечено, что все 4 типа людей (визуалы, аудиалы, кинестеты, дискреты) обращают свое внимание на одну и ту же деталь: на цену товара. Именно туда направлен фокус внимания всех без исключения покупателей.
Вне зависимости от уровня достатка, клиент смотрит на цену. А там, в большинстве случаев, указана просто цена. Ну максимум на что можно рассчитывать, если данный товар попадает под акцию, что ценник будет подчеркнутым или как то выделен цветом.
Но некоторых торговых точках применяется “метод ценности”. Вместо того, чтобы клиент ознакамливался с информацией о продукте на упаковки, рядом с товаром устанавливают табличку с ценой, на которой уже размещен перечень преимуществ данного продукта.
Лучшие помощники продавцов
Поступая так, можно достигнуть того, что не только дискреты будут узнавать дополнительную информацию о товаре, но и остальные 3 типа покупателей. Продающий ценник – это дополнительный продавец в торговом зале.
Между прочим, саму цену не обязательно указывать на том же “ценнике”. Ее можно разместить отдельно, чтобы клиент ознакомился со стоимостью товара уже после того, как к нему будет донесена информация о ценности продукта.
Вот такие, по моему мнению, базовые правила хорошего мерчандайзинга. Если что-то упустил, то буду рад комментариям внизу статьи. Какие вы знаете инструменты для грамотного представления товара в розничной торговле?
Мерчандайзинг это маркетинг или нет?
Такой вопрос задают себе обычно владельцы магазинов, которые краем уха слышали о мерчандайзинге, но вот что это такое и как оно воздействует на покупателей, они не до конца узнали.
Чтобы понять разницу между двумя понятиями, давайте представим, что все усилия компании производителя или поставщика продукта в сторону продаж, это маркетинг. А вот последний штрих, последний импульс, который в итоге отвечает за принятие решения о покупке – мерчандайзинг.
Маркетинг это продажа, мерчандайзинг – покупка.
Можно привести другую аналогию и вспомнить танцора, который станцевал хороший танец, но забыл вовремя и красиво поклониться. Все усилия маркетологов могут быть напрасными, если в конце не будет самого главного. Не будет дожима покупателя.
Мерчандайзинг – крайне важная вещь для компаний, которые работают на массового потребителя. Выделить свой продукт среди аналогичных – задача, которая с каждым годом становиться все сложнее и сложнее.
Главная ошибка в мерчандайзинге
Некоторые руководители и владельцы магазинов при расстановке товара придерживаются принципа, чтобы было удобно продавцу, а не покупателю. Например, можно заметить, как ходовая позиция, которая не нуждается в дополнительной стимуляции, размещается на уровне глаз, вместо того, чтобы расположить на этом месте то, что действительно надо продать “здесь и сейчас”.
Бытует мнение, что мерчандайзинг это когда продавец разложил товар по своему усмотрению. Если красиво, значит правильно. А потом приходится слушать возражения, что весь этот набор инструментов мерчандайзинга не работает.
Для начала, если внедрить хотя бы эти 6 законов, то результаты обязательно будут.
Или вы всерьез думаете, что многомиллионные траты на исследования человеческого поведения в торговом зале – просто информационный шум? Вы действительно считаете, что мировые бренды тратят время и свои усилия впустую? Я лично сомневаюсь.
Мерчандайзинг это сложная взаимосвязь между внутренними убеждениями человека и тем, как представлен продукт. Это, если хотите, набор нейронных связей в голове у покупателя, на который можно и нужно влиять. Как в одну, так и в другую сторону.
Ну а внедрять или не внедрять – решайте сами. Ибо на этом вопрос что мерчандайзинг это искусство продавать, считаю закрытым. Делимся материалом в соцсетях и ставим ему 5 звезд.