Мерчик что это значит
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
Что такое мерч простыми словами
Мерчандайз (мерч) – это одежда, аксессуары, сувениры и любые другие функциональные или просто красивые вещи с символикой бренда.
Это не только способ привлечь новых клиентов, а также повысить узнаваемость компании – правильный мерч создает ассоциации с брендом и становится инструментом самовыражения. В последнее время индустрия мерчандайза выходит на новый уровень – все чаще появляются мерч-коллаборации известных компаний с модными дизайнерами и современными художниками.
Откуда взялось это понятие и почему мерч стал таким мощным инструментом коммуникации для бренда? Давайте разбираться!
Born to be wild: с чего началась история мерча
Все началось в 60-х, когда рок-группы, колеся в бесконечных турне по Америке, начали продавать преданным фанатам футболки со своими лого. С тех пор одежда с символикой любимых групп намертво вклинилась в гардероб фанатов. Предмет одежды остается просто предметом до тех пор, пока на нем не написано имя кумира.
Как только футболка приобретает принт с изображением любимой группы или футбольной команды, она превращается в артефакт, несущий символику, сообщение о взглядах и принадлежности к какой-либо субкультуре.
Каким бывает мерч?
В последние годы мерч стал обширным понятием, поэтому он может принимать форму любой вещи. Все зависит от фантазии дизайнеров. При этом даже необязательно размещать логотип – если фирменный стиль узнаваем, можно использовать только корпоративные цвета. Конечно, все еще жив и популярен классический мерч, к которому все привыкли. К нему относятся:
Тенденции в мире мерча не стоят на месте, и многие современные компании отказываются от бессмертной классики в пользу новых изобретательных форм. С помощью мерча можно притягивать взгляды и привлекать внимание новых клиентов. Мерч – это не просто набор сувениров, а целая система коммуникации, взгляд на которую начинает меняться.
Как выглядит хороший мерч
Хороший мерчандайз – это переосмысление вещей, которыми люди пользуются повседневно. Мерч мимикрирует под вещи, к которым мы привыкли, и становится частью жизни. Еще недавно фирменный мерч в России был уныл и не пытался захватывать большую территорию. Максимум, что он мог предложить вам – это выпить кофе из кружки с огромным логотипом, записать план на день в фирменный блокнот с помощью фирменной ручки, а потом устало закурить, воспользовавшись зажигалкой в корпоративных цветах.
Здесь я собрала несколько примеров фирменной продукции от российских компаний. Давайте посмотрим, что происходит во вселенной российского мерча сегодня.
Альфа-Банк
Посмотрите на коллекции мерча от Альфа-Банка. Дизайнеры подошли к вопросу создания артефактов креативно и сделали целую линейку современных дизайнерских вещей. Здесь и ярко-красные баланс-борды, и высокие носки «Как у Урганта», и даже прозрачные ботинки со шнурками в цвет фирменного стиля. Есть классические отголоски вроде ручек и карандашей, но и здесь есть дизайнерская перчинка – в комплекте с карандашом идут семена красного перца. Почему красного? Думаю, вы понимаете намек.
Музей современного искусства Garage
На сайте музея есть отдельная вкладка «Магазин». Здесь не только книжные издания серии Garage, есть и категория идей для подарков. Здесь вы найдете множество современных аксессуаров вроде многоразового стакана, сумки-шоппера и даже защитной многоразовой маски. Функциональные вещи должны отвечать запросам общества в данный момент.
Интернет-магазин OZON
Всем известный маркетплейс тоже идет в ногу со временем – на сайте представлена коллекция фирменных аксессуаров и вещей. Озон создал две линейки вещей в фирменных цветах – «Ozon Blue» и «Ozon Margenta»: это свитшоты, дождевики, поясные сумки и футболки.
Ping Pong Club Moscow
PPCM – это площадка для настольного тенниса в Москве, которая создала линейку минималистичного мерча. В коллекции вы найдете лонгсливы, брюки и сумки с логотипом площадки. Помимо основной линейки одежды, PPCM выпустила коллаборацию с Kixbox. В ней представлены футболки с принтами фоторабот основателя площадки и фотографа Алексея Киселева.
Буше
Сеть кондитерских Буше тоже имеет фирменную линейку лимитированного мерча. Коллекция «Город вопреки» – это прекрасные вещи с питерским духом. Дождевики, шапки, худи и свитшоты с принтами географических координат Петербурга – замечательная идея. Приобрести вещи можно в самих кондитерских.
Зачем бренду нужен мерч?
С рок-группами и их фанатами все ясно. Но для чего мерч нужен бренду? Здесь механизм работает примерно так же. Если бренд достаточно престижный, и вокруг него создается комьюнити, человек с помощью мерча становится частью этого сообщества. Допустим, кто-то фанатеет от определенного СМИ, с удовольствием посещает мероприятия в модной галерее или часто обедает в популярном ресторане. Чтобы показать свою принадлежность и как бы стать частью любимого бренда, он может приобрести мерч и транслировать код невербально. Если людям близка философия бренда, они охотно делятся своими взглядами с помощью мерча.
Мерч от Timeweb. Продается, кстати, тут
Мерч-коллаборации с дизайнерами
Крупные компании часто сотрудничают с художниками и модными дизайнерами, чтобы создать первоклассный и притягательный продукт. Мало того, что коллаборация является мощным инфоповодом, такой мерч притягивает восторженные взгляды, а также поднимает хайп. Впервые мир узрел переосмысление мерчандайза в коллекции Vetements грузинского дизайнера Демна Гвасалия. Тогда в коллекции весна-лето 2016 была представлена фирменная футболка курьера DHL. Так мерч вступил в современный мир постмодернизма.
Крутые примеры мерч-коллабораций
Для крупных брендов мерч – это один из способов построения имиджа. Изобретательный мерч становится похожим на искусство. Коллаборации поддерживают интерес к бренду, мир искусства смешивается с мерчандайзом, а в итоге получается совершенно новый культурный продукт. Ниже я собрала для вас отличные примеры дизайнерского мерча от известных компаний.
NASA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства создало уже несколько отменных коллабораций с ведущими streetwear-брендами, среди которых Puma, Yohji Yamamoto, Heron Preston и другие.
Яндекс
Яндекс сделал уже несколько прекрасных коллабораций. Одна из них – под брендом Яндекс.Такси.
Коллекция одежды от Яндекс.Такси и дизайнера Crosby Studios Гарри Нуриева называется «Safe is the new sexy». При создании коллекции были использованы настоящие автомобильные аксессуары – автозамки, экокожа, микрофибра, автомобильные аптечки и ремни безопасности.
Другая мерч-коллаборация – музей Яндекса и российский бренд одежды «Кружок». Дизайнеры использовали в качестве источника вдохновения экспонаты музея, а сама коллекция выполнена в рабочем стиле с ноткой ностальгии по девяностым.
Московский метрополитен
Японский бренд спортивной одежды и обуви Asics вместе с московским метро создали оригинальный мерч – лимитированную модель кроссовок. Дизайн кроссовок принадлежит рукам Артемия Лебедева. В дизайне использованы цвета линий метро, а на шнурках – узор с логотипами партнеров.
ZASPORT и Усачевский рынок
Усачевский рынок в коллабе с ZAPSPORT создали худи, футболки и брюки с принтами рецептов блюд в стиле ретро-скетчей. Часть вырученных средств от продажи мерча отправится в благотворительный фонд.
Театр «Гоголь-центр»
«Гоголь-центр» вместе с московским брендом одежды «Смерч» и несколькими современными художниками создали коллекцию мерча. В итоге получились модные худи и свитшоты с оригинальными принтами.
J Balvin и Макдоналдс
Этот необычный мерч родился в результате сотрудничества Макдональдса и регги-певца J Balvin. В коллекции – множество забавных цветных панамок, очков, часов и пледов. Есть даже переводная татуировка в виде чека из Макдоналдса и мягкие тапочки в форме бургеров. Для настоящих ценителей!
ВКонтакте
Дизайнеры из Esthetic Joys вместе с ВКонтакте сделали оригинальный мерч: это коллекция одежды с принтами, которые оживают с помощью технологии дополненной реальности AR. В коллекцию мерча вошли худи, сумки, шапки и шарфы. На одежде есть инструкция по запуску: QR-код сканируется через приложение ВК, и при наведении камеры на кофту появляется анимированный 3D-логотип. Технологии!
Выводы
Тенденции в современном мерче говорят о том, что классические формы претерпевают изменения. Опыт крупных компаний показывает, что люди готовы становиться частью философии бренда, если она откликается в их сердцах. Коллаборации с художниками родили новый взгляд на то, каким может быть хороший мерч. Индустрия мерчандайза растет с каждым годом и становится все более изобретательной, а тренды в дизайне только питают эту среду.
Что такое мерч
Наверняка вы найдёте много такого у себя дома: среди футболок, шариковых ручек, блокнотов или кружек.
Где-то слышал это слово. Что это?
Это продукция с символикой какого-то бренда. Слово произошло от английского merchandise — «продвигать, продавать». В середине прошлого века западные музыкальные группы начали выпускать футболки для фанатов со своими названиями — так началась история мерча.
Вслед за музыкантами крупные бренды в разных сферах поняли, что выпускать вещи со своей символикой — это выгодно. А сейчас даже малый бизнес охотно делает фирменные сувениры и одежду. Мерчем могут быть футболки, толстовки, носки, кружки, термосы, ручки, блокноты, значки, чехлы на телефон — любые вещи с корпоративной символикой. Иногда эти сувениры раздают клиентам бесплатно.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
И почему компаниям это выгодно?
Человек с мерчем становится живой рекламой! Окружающие видят логотипы на его футболке, кружке или ручке, узнаваемость бренда повышается. А зачастую мерч даже не дарят, а продают, и многие готовы платить за него деньги.
Зачем люди это покупают?
Бренды же бывают модными и престижными: с помощью мерча люди обозначают свою принадлежность к определённому кругу. Скажем, многие гордятся тем, какие СМИ читают, какую еду едят, где проводят досуг — и с радостью рассказывают об этом окружающим: не только устно, но и покупая брендированные вещи.
Нередко мерч приобретают посетители разных мероприятий — в качестве сувениров. Например, на конференциях, тренингах, выставках, в туристических местах. Если человек хорошо провёл время, ему захочется купить что-то на память.
Наконец, иногда сам мерч круто сделан и обладать им хочется независимо от того, какому бренду он принадлежит. Просто потому что вещь красивая, стильная и необычная.
Обыкновенные вещи с логотипами могут быть настолько красивыми и интересными?
Могут! Мерч — это отнюдь не всегда мешковатая футболка, на которой по центру напечатано название фирмы. Иногда самого логотипа там и нет — вместо него используют фирменные цвета, шрифты, иллюстрации. На брендированной продукции может быть напечатан близкий аудитории лозунг или симпатичная картинка. Мерч очень многообразный, и зачастую это полноценные вещи с уникальным дизайном.
Чтобы сделать мерч привлекательным для покупателей, бренды стараются креативить, а не просто печатать всюду одинаковый логотип. Оформление носителей фирменного стиля — это отдельная полноценная дизайнерская услуга.
Что ещё за носители фирменного стиля? Это синоним мерча?
Нет, это более широкое понятие. Носители — это все места, где компания будет размещать свой визуал. Сюда входят и сувениры, и вывески, и сайты с соцсетями, и униформа сотрудников, и рекламные баннеры. А мерч — это один из вариантов носителей фирстиля: продукция, которую будут продвигать среди целевой аудитории бренда.
Получается, дизайн мерча придумывают вместе с разработкой фирстиля бренда?
Да, иногда. Когда делают фирменный стиль, разрабатывают логотип, дополнительные визуальные элементы и дизайн носителей — в число которых может входить и мерч. Но это не мешает компаниям со временем выпускать новые сувениры: например, к какому-то конкретному мероприятию или выходу нового продукта.
ЦА — термин, обозначающий группу людей, объединённых общими признаками или ради какой-либо цели. Главное свойство ЦА с точки зрения рекламы — то, что именно эти люди с большей вероятностью купят продукт. Поэтому именно на ЦА направлены рекламные сообщение и мероприятия.
Мерч (Merch) — что это такое и почему он так популярен.
Мерч (Merch) – это сленговый термин, который используется в сфере ритейла и в быту, для определения товаров с символикой (логотипом) определенного бренда, музыкального коллектива, фильма, компьютерной игры и так далее. Само слово «мерч» или «мерче» — это сокращение от английского термина «merchandise», что буквально означает: товар или продукт.
Что такое МЕРЧ (МЕРЧЕ) – определение простыми словами.
Простыми словами, МЕРЧ – это абсолютно любой предмет, на который нанесена символика определенной компании, группы, кинофильма, видеоигры, организованного мероприятия или даже фото любимого блоггера с его автографом. На самом деле, мерч – это настолько массовое явление, что каждый человек соприкасается с ним десятки раз в течение дня. Так, к примеру, на улице можно увидеть людей в футболках с изображением их любимых музыкальных групп. В магазинах, можно найти в продаже массу различных игрушек, статуэток и прочих аксессуаров по мотивам всевозможных мультфильмов и фильмов про супер героев. В общем, Merch повсюду.
Почему все выпускают свой мерч?
Ответ на данный вопрос, очень прост: деньги и еще раз деньги. Продажа подобной продукции приносит колоссальные прибыли. К примеру, даже сложно себе представить, сколько денег принесла продажа разнообразных предметов, связанных со вселенной Звездный войн. А вся прелесть подобной схемы заработка заключается в том, что с фильма можно глобально заработать один раз, а продавать мерч по кино-вселенной, можно многие годы. Подобная история наблюдается и в музыкальной отрасли. Альбом, фанат покупает один раз, а вот одежду и аксессуары с символикой любимой группы, он будет покупать часто.
Типы мерча.
Так как мы уже разобрались с тем, что из себя представляет данный термин, и что конкретно он означает, то давайте немного углубимся в то, каким бывает этот самый мерч. По сути «Merch» можно разделить на два основных типа, это: