Меридианы и параллели что это 6 класс
Что в географии называют параллелью, меридианом и градусной сеткой?
Для того чтобы можно было однозначно указать на местоположение того или иного географического объекта на Земле, необходимо использовать систему координат. И формируют ее именно параллели и меридианы.
У нашей планеты есть ось вращения, которая пересекает поверхность Земли в двух точках – Северном и Южном полюсе. Плоскости, перпендикулярные оси Земли, образуют на ее поверхности окружности, которые и называют параллелями. Самая длинная из этих окружностей – экватор. Все эти окружности параллельны друг другу, откуда и получили такое название.
Если из какой-либо точки параллели провести радиус к центру земли, то он образует с экватором угол, который характеризует то, насколько высоко или низко относительно экватора располагается параллель. Этот угол называют широтой параллели. Если параллель находится в северном полушарии, то у нее северная широта, а если в южном – то южная. Сам экватора имеет нулевую широту, а Северный и Южный полюс – широту в 90°.
Меридианы – это линии на поверхности Земли, которые перпендикулярны параллелям и проходят через полюса планеты. Грубо говоря, если взглянуть на глобус так, чтобы его ось была строго вертикальна, то параллели окажутся горизонтальными линиями на нем, а меридианы – вертикальными (на географической карте из-за ее искажения меридианы и параллели не выглядят прямыми линиями). Меридианы имеют форму полуокружностей и также обозначаются градусами. Их градусная мера (она называется долготой) характеризует то, на какой угол нужно повернуть меридиан, чтобы он совпал с нулевым меридианом. Нулевой же меридиан выбран условно, он проходит вблизи города Гринвич. Нулевой меридиан делит планету на западное и восточное полушарие, соответственно, каждый меридиан имеет западную или восточную долготу. Долгота может иметь значение от 0 до 180°.
Параллели и меридианы
Через каждую точку на поверхность Земли можно провести только одну параллель и только один меридиан. Они и определяют координаты объекта.
Градусная сетка – это условная сетка, образующаяся из множества меридианов и параллелей. Она изображается на глобусах и картах. У нее есть шаг – величина, которой кратны градусные меры изображаемых линий. Так, если шаг равен 10°, то изображаются меридианы и параллели с долготой и широтой 0°, 10°, 20°, 30° и т. д.
Список использованных источников
«Параллели. Меридианы. Градусная сетка». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности.
Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации.
Воспитательные: показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.
Развивающие: совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.
Тип урока: комбинированный урок-практикум.
Форма контроля: текущая.
Оборудование: карта полушарий, глобус, атласы, мультимедийное оборудование (приложение 1).
План урока
Структура и содержание урока.
3. Изучение нового материала. Инструктаж учителя.
1) Определение темы и постановки задач урока.
2) Понятия градусная сеть, меридианы, параллели. Работа с учебником, глобусом, картой полушарий.
3) Выполнение практической работы под руководством учителя. Практикум
4) Самостоятельная работа. Практикум
5) Закрепление материала. Практикум
6) Обобщение. Выступление учащегося
7) Итоги урока. Инструктаж учителя.
8) Домашнее задание. Параграф 11, повторить термины и понятия.
Определить расстояние в км от Санкт-Петербурга до 2-х, 3-х столиц государств. Инструктаж учителя.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У доски 4 человека, дифференцированные карточки для 5 человек.
1) Выразите численный масштаб именованным:
1:250 000; 1:1 000 000; 1:1 000; 1:500; 1:25 000.
2) Выразите именованный масштаб численным:
в 1 см – 10 м; в 1 см – 5 м;
1: 1 00 000
Вопросы классу на повторение
пройденного материала (фронтальный опрос)
Изучение нового материала
Учитель | Ученик |
1. На экране появляется тема урока, цели и задачи, план урока. Приложение 1. Слайд 1. |
2. Обратите внимание, что в отличие от плана местности географическая карта покрыта сетью тонких линий. Линии на карте, соединяющие северный и южный полюс называются меридианами. Слайд 2, 3.
В переводе на русский язык слово “Меридиан” обозначает “полуденная линия”. Как можно объяснить такое название? Слайд 4.
3. Покажите линии меридианов на глобусе, карте полушарий.
4. Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе? На карте?
5. Вспомните как найти направление на север из любой точки на плане местности?
6. Как определить направление на север по карте?
7. Какую форму имеют меридианы на глобусе? Слайд 8.
8. Какова величина меридианов в градусах? В километрах? Слайд 16.
9. Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 20-му меридиану.
Алгоритм выполнения работы. Слайд № 17
1. Выделите отрезок 20-го меридиана в пределах Африки.
3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (32+34=66).
4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 66 =7326 км).
10. Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 10-й параллели.
Алгоритм выполнения работы (слайд № )
1. Выделите отрезок 10-й параллели в пределах Африки.
3. Вычислить, на сколько градусов протягивается параллель в пределах материка (12+52=64).
4. Определить на сколько километров он протягивается (109 км * 64 =6 976 км).
11. Закрепление. Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя.
Рассчитать протяженность Северной Америки по 100 меридиану. Слайд 21
1. Выделите отрезок 100-го меридиана в пределах Северной Америки.
3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (68-17=51).
4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 51 =5661 км).
12. Самостоятельная работа на определение протяженности материков и определения направлений.
Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя.
1. Выделите отрезок 60-го меридиана в пределах Южной Америки.
3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (8+38=46).
4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 46 =5106 км).
13. Подведение итогов. Выставление оценок.
14. Домашнее задание. Параграф 11, повторить термины и понятия.
(Учащиеся используют рис. ст. 25 учебника)
Линия меридиана совпадает с направлением тени от предмета в полдень.
Меридианы и параллели в географии
Всего получено оценок: 339.
Всего получено оценок: 339.
Изучая глобус или карту, можно увидеть множество линий кроме изображения материков, рек и других объектов. О том, что означают эти линии, как их использовать, расскажет статья.
От полюса к полюсу
Начнем с глобуса. Найдем линии, проведенные от Северного полюса к Южному. Это меридианы. Они имеют равную длину, обычно проведены через 10 или 30°.
Посмотрим нумерацию меридианов, отыщем тот, на котором надпись 0°. Он так и называется – нулевой меридиан или Гринвичский, так как проходит через обсерваторию в пригороде Лондона с названием Гринвич.
На глобусе XVI века, созданном фламандским ученым Меркатором, нулевой меридиан пересекал Канарские острова. В конце XIX века был введен общий начальный меридиан через Гринвич, но только для морских карт.
Окружности на глобусе
Линии на глобусе, расположенные под прямым углом к меридианам, образуют окружности разного размера. Все окружности параллельны друг другу, на полюсах превращаются в точку. Это параллели. Самая большая окружность называется экватор. Между параллелями обычно 10 или 30°.
От экватора начинается нумерация параллелей. Часть глобуса, расположенная между экватором и Северным полюсом, является северным полушарием, между экватором и Южным полюсом – южным полушарием.
Рис. 2. Меридианы и параллели.
Линии на карте
Найдем параллели и меридианы на карте. Они расположены также, как на глобусе. Оба полюса и экватор подписаны, поэтому легко узнать, где северное и южное полушария.
Определим западную и восточную часть карты. Для этого рядом с Гринвичским меридианом прочтем надписи «к западу от Гринвича», «к востоку от Гринвича».
На некоторых картах такие надписи отсутствуют. Тогда надо вспомнить, что восток находится с правой стороны горизонта, запад с левой. Значит слева от Гринвича западное полушарие, справа западное.
Даем определения
Дадим определение меридианам и параллелям.
Меридианы – это линии одинаковой длины, соединяющие полюсы.
Параллели – это параллельные друг другу окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам.
Сочетание меридианов и параллелей называют градусной сеткой.
На некоторых старинных картах градусная сетка не изображалась, сами карты были похожи на картины.
Что мы узнали?
Мы узнали, что такое параллель и меридиан в географии. Мы познакомились с их изображением на глобусе и картах. Мы узнали, как определить полушарие и стороны света.
Урок по географии на тему «Градусная сеть» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока «Градусная сеть»
Образовательная: познакомить учащихся с основными свойствами линий градусной сетки; сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан»;
Развивающая: научить определять направление по карте и глобусу; измерять расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети;
Воспитывающая: развить интерес изучаемого предмета ;
Фактический материал: учебник по географии под редакцией Алексеев А.И., Николина В.В, атлас 6 класс, глобус, презентация по теме урока
Оборудование : мультимедийная установка
Здравствуйте ребята! Садитесь! Очень рад вас снова увидеть! Кого сегодня нет в классе?
Приветствие учителя. Называют отсутствующих. ( выявить отсутствующих перед опросом д/З)
Проверка д/з (10 мин)
Что такое географическая карта?
Как различаются карты по масштабу и приведите примеры?
Кроссворд на тему «Глобус и географическая карта».
В чем отличие карт и плана местности? (записи на доске, пока отвечает первый ученик).
Учащиеся отвечают на вопросы. (актуализация ранее изученного материал. Поощрение ответов учеников.)
Географическая карта – это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Крупномасштабные – от 1:10 000 до 1:2000 000;
среднемасштабные – от 1:2000 000 до 1:100 000; мелкомасштабные – мельче 1:1000 000;
мотивационный этап (2 мин)
А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географическую координату. А вот для определения координат на глобусе и на карте существует градусная сеть. Тема сегодняшнего нашего урока «Градусная сеть»
Слушают, записывают тему урока в тетрадь. (Сосредоточение внимания детей на предстоящей деятельности. Фиксация темы).
Исполнительный (25 мин.)
Что такое градусная сеть? (2мин)
Как располагаются параллели и меридианы?(23мин)
На разных параллелях величина 1 0 в км неодинакова. Иногда она обозначена у рамки карты. (Найдите на картах атласа обозначения длины 1 0 на разных параллелях)
Где находиться самая короткая параллель? (у полюсов)
Можно ли, двигаться по одной параллели, совершить кругосветное путешествие? (да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад).
А теперь познакомимся с меридианами
Северный и Южные полюсы соединяются дугообразными линиями – это меридианы. Меридианы – воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюса по кротчайшему расстоянию ( стр. 51 рис. 36).
По меридиану и экватору 1 0 составляет примерно 111 км. А вот на каждой параллели 1 0 дуги будет составлять разное количество км. – чем ближе к полюсу, тем меньше.
Главное, необходимо помнить, что определять направление на карте следует по меридианам и параллелям ( рис. 38)
Длину дуги меридиана измеряли многие ученые. Например, данные, полученные французским астрономом Ж. Пикаром в 1670 г., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. Крупным национальным достижением России стала «Русская дуга меридиана», охватившая четырнадцатую часть окружности Земли. Измерения производились с 1816 по 1855 г. под руководством академика В. Я. Струве более чем в 250 пунктах дуги меридиана по территории Российской империи. Этот грандиозный научно-технический памятник, проходящий с севера на юг через несколько нынешних государств от Норвегии до Молдавии, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Геодезическая дуга Струве».
(Переключение внимания на изучение новых понятий. Фиксация основных понятий темы. Умение работать с текстом учебника).
Параллели и меридианы
Над потрепанной картой склонился, почесывая седую бороду, капитан. Глядя на параллели и меридианы на карте, с помощью пары приборов определил координаты и поставил точную отметку. Дрожащими руками запечатал карту в бутылку, перекрестился и, надеясь на милость Господа, выбросил бутылку в море.
Но приборы, позволяющие определить точные координаты, появились только в ХVIII веке. У старинных мореплавателей их не было, а море манило в путь отважных смельчаков. «Navigare necesse est» – «Навигация – это необходимость», — как повторяли древние римляне. Кораблю нужно проложить путь.
Глядя темными ночами на небо, предки не только романтично воспевали Луну и звезды в стихах, но и внимательно наблюдали за движением светил на ночном небе, что помогало им в навигации. Древние мореплаватели, сверяя курс со звездами, оставляли их то по правому, то по левому борту судна, находили путь к родным берегам.
«. Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу – ту, что иначе зовут Колесницей,
С нею Каллипсо, богиня богинь,
Одиссею велела Путь соглашать свой,
Ее оставляя по левую руку. »
так Гомер описывает путешествие бесстрашного Одиссея по морю.
Ночное небо, как натянутый над землей темно-синий купол с мириадами ярких точек звезд, медленно вращается вокруг некоего неподвижного центра. Воображаемая линия между центрами северного и южного полушарий называется ось мира.
Вблизи южного полюса мира нет ярких звезд и найти его на небе начинающему наблюдателю проблематично. А вблизи северного полюса мира ориентир — Полярная звезда. Легко определяемая по звездам линия север-юг получила название меридиана.
В географии меридиан — воображаемая линия, соответствующая половине линии сечения, проведенной по земной поверхности через две точки, одна из которых обязательно земная ось вращения.
Через любую точку на планете можно провести свой меридиан, соответственно их может быть бесконечное множество, но все они соединяются на Северном и Южном полюсах.
Чтобы задать координаты на плоскости, одной долготы мало. И чтобы отличить друг от друга точки, лежащие на одном и том же меридиане, пришлось ввести вторую географическую координату — широту.
Линия, соединяющая точки с одинаковыми широтами, получила название параллели.
В географии параллель — линия, перпендикулярная меридиану, соответствующая воображаемому сечению поверхности планеты плоскостью параллельной экватору.
Экватор – условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения.
В географии выделяют 5 основных параллелей:
Широту определить несложно. С этой задачей справлялся уже Эратосфен в III в до н.э. А вот с точным определением долготы исследователи не справлялись на протяжении почти 20 веков. Для правильного определения долготы нужны высокоточные часы. Отсутствие точных измерительных приборов и послужило причиной ошибки Колумба, когда в поисках Индии мореплаватель достиг берегов Америки. Он неправильно рассчитал долготу.
- На огурцах закручиваются листья вниз что делать
- Как доказать приставам что вещи не принадлежит должнику