Мероприятие что такое этикет
Сценарий мероприятия : «Что такое Этикет?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий мероприятия: «Что такое Этикет?»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
-познакомить с правилами этикета
-способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
-способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.
Показ видеороликов «Ералаш».
— Добрый день ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.
Что мы поняли из этого видеоролика. (Ответы детей.) Час вежливости в школе. Но когда директор сообщил, что час вежливости закончен, дети начали вести себя так, как будто забыли все правила этикета. Я вас призываю, чтобы никогда не забывали и соблюдали правила этикета.
Этика отношений должна присутствовать везде: в быту, в общественной жизни и тем более в школе. Представляем вашему вниманию эпизод из школьной жизни.
Виталий: Ну что вы с этим Сидоровым возитесь, у него же не все дома – в голове полный голяк. Если его завтра дернут – на 100% пару схватит.
Коля: Я тоже всегда думал, что он с приветом!
Яша: Да, уж если винтиков не хватает, то уж ничем не поможешь.
Виталий: Слышишь, дятел, ты хоть «Колобка» то читал?
Стас: Обломайтесь, читал, клевая сказка! Могу весь расклад вам дать: там один круглый чувак всех развел: и предков, и весь лесной блатняк, всех обломал. Потом он скентовался с рыжухой и та его схавала. Этим баня вся и закончилась.
Виталий: Фу, стремная сказка!
Как вы поняли, речь человека может быть культурной и некультурной. Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы речь его была чистой, красивой, следует избегать употребления жаргонных слов, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться. Давайте будем всегда помнить о культуре речи, и не засорять свою речь жаргонной лексикой И говорить друг другу комплименты.
Ситуация 1. После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание. Что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.
Ситуация 2. Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент.
Аккуратным и тактичным,
Эстетичным и приличным?
Человеком быть отличным
Уступать в трамвае место,
Роза: Быть и вежливым, и честным,
Помогать на кухне маме,
В магазин ходить утрами
Или после школы днём,
Варя: Нет, живая этика
Пол не пачкать кедами,
Сильными быть, ловкими,
Никогда не унывать,
Всё и всюду успевать.
Даша: Помогать больным и бедным,
«Нет!» сказать привычкам вредным!
Дорожить мгновеньем каждым,
Быть защитником отважным,
Щедрым быть, людей любить,
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Это означает, что каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
Песня « Дорогою добра».
Яша: Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева…
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Арина: Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.
Здравствуй, — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! — тебе сказали.
Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали —
Теплоты и доброты!
сценка.
Слова автора- Аркаша
Сидел на скамейке дедушка с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Миша, сердитый такой,
Сказал ему:
Дедушка-Кирилл Я.
Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?
Миша-Дима
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.
Дедушка-Кирилл
Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может ты подрался?
Миша- Дима
На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.
Миша- Дима.
Да!
Олю больше видеть не могу.
Много красок у нее.
Мне же дать не хочет ни одной.
Дедушка- Кирилл.
Из-за этого не стоит убегать.
Миша-Дима.
Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
И морковкой не угостила
Слова автора- Аркаша.
От обиды громко Миша засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.
Дедушка-Кирилл.
Это все пустяки
А другой, может быть, поласкает.
Слова автора- Аркаша.
Миша тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.
Дедушка- Кирилл.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Зачем это нужно знать?
Дедушка-Кирилл.
Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею.
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.
Миша- Дима.
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Что сказал дедушка мальчику. Теперь я хочу чтобы вы мне по очереди назвали волшебные слова.
Ребята, пусть каждый посмотрит на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление на окружающих? Нет ли у тебя каких-нибудь дурных привычек? Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли ты носом? Слишком ли громко разговариваешь? Раскачиваешься ли ты на стуле? Не вытираешь ли ты после еды руки об одежду? Если ты делаешь это, значит, люди обязательно скажут тебе вслед: «Какой неприятный ребенок!»
А теперь послушаем частушки.
У него приятный вид.
Весь начищенный, опрятный,
До чего же он занятный.
Да руками помахать.
Вовка, Вовка, постыдись!
В поведении разберись.
Увидим добрые черты.
Ходи важно, не сутулься
И по пустякам не хмурься.
Вика- Под гитару лихо Коля
Пел куплеты целый день.
Он сказал: «Работать лень».
Пусне- Ира любит телевизор,
Может фильм пересказать.
У доски молчит, как рыба,
Не желает отвечать.
– Времени учиться нет, –
Для тебя есть переход:
По полоскам лишь шагать
Никогда не забывать.
Максим- Подтолкнул кого-нибудь –
Извиниться не забудь!
Если же в салоне тесно,
Уступи старушке место.
Аля Х.- Витя очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Вита- Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали.
-Ребята, с какой темой мы познакомились?
-Какие виды этикета сегодня выучили?
-Что интересного вам запомнилось?
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость
Дорогие ребята! Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты и тогда все будут рады общению друг с другом.
Внеклассное занятие: «Что такое этикет.Знакомство»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Этикет.doc
Тема: Что такое этикет. Знакомство.
Цель: формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)
Воспитывать в детях чувство тактичности в разных речевых ситуациях
Развивать навыки речевого этикета
Обучать детей грамотно оформлять свои речевые высказывания.
Дети стоят в кругу, передавая игрушку – солнышко, называют своё имя.
В русском языке есть слово вежливость. Как вы понимаете это слово? Вежливым называют человека, знающего правила поведения, а главное – выполняющего эти правила. В переводе с французского языка это слово – этикет.
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Что же такое этикет? ( Воспитанность, хорошие манеры, умение правильно вести себя среди других людей. Вам ведь важно, что думают о вас другие люди? В речи вежливого человека всегда присутствуют « волшебные слова» (назвать- кидать мячик).
С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли.
3.Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.
Посмотрите, как приветствуют друг друга в разных странах. (Слайд 2)
Приветствовать друг друга можно по-разному, но что самое главное в приветствии? (улыбка). Улыбка длится мгновение, а создаёт счастье. Улыбайтесь друг другу чаще.( практика)
Игра. Под музыку дети здороваются друг с другом:
4.Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
Какие слова приветствия мы можем сказать взрослым, друзьям, знакомым?
Как нужно здороваться? Лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть в глаза и негромко, но чётко сказать : « Здравствуйте!»
Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
5.Со временем правила этикета изменились, но многие остались неизменны с глубокой древности. Правил этикета очень много. Давайте соберём эти правила в один цветок.
Дети встают в круг. Наше солнышко хочет с вами поиграть (передают игрушку по кругу). Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторяться. Какие вы знаете правила?
.6. Мальчишки и девчонки!
Полюбуйтесь на мышонка!
Он культурный и опрятный.
С ним беседовать приятно.
Не кричит в больнице Тёма,
Помогает маме дома,
Не дерётся он с друзьями,
И приветливый с гостями.
В общем, знает этикет.
И полезный даст совет.
У каждого из вас есть друзья. А у дружбы есть правила, которые нужно знать и выполнять. Я буду вам называть ситуацию, а вы, молча, показывать красный сигнальный круг– если не согласны и зелёный – если согласны со мной.
Никогда не делись игрушкой с другом
Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается
Злись и завидуй, когда проигрываешь
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно
Никогда не уступай. Спорь по пустякам
Зазнавайся, если что-то умеешь делать
Умей принять помощь, совет, замечание друга
Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмеяться
Решай споры словами, а не кулаками.
Вы справились с заданием и поэтому я думаю, что вы умеете дружить.
7.Песня Барбариков « У друзей нет выходных».
На прощание о нашей встрече хочется подарить вам улыбчивое солнышко.( можно раскрасить).
-Какое новое слово узнали? Что оно означает? («Этикет – это правила поведения человека среди других людей» : А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
(Его называют – культурным, воспитанным человеком.)
-Какие волшебные слова нам помогут оставаться культурным, воспитанным человеком? ( на доске солнышко – дети прикрепляют лучики и называют слова – приветствия, прощания, благодарности и т.д.)
Потренироваться целую неделю в словах приветствиях, прощания, благодарности, просьбы, извинения.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-928679
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Внеклассное мероприятие «Этикет-дело серьёзное»
Цель : организовать деятельность учащимся по изучению правил этикета.
познакомить с правилами этикета
способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.
Форма проведения : беседа с элементами групповой работы.
Учитель : Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.
Ученик Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.(А. Усачёв)
Учител ь: О чем же мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?
(обсуждение, в ходе которого учитель выводит на тему беседы)
Учитель : Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям, но вначале небольшая историческая справка.
Знаете ли вы, что первые письменные правила поведения на Руси были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего, чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. Сейчас правилами этикета должен владеть каждый человек.
Учитель : Что же это такое этикет? ( ответы детей )
Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения. В этих карточках прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.
Учитель: Вы узнали, что такое этикет, а сейчас предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос : какого человека можно назвать культурным и вежливым? (работа в группах)
Учитель : Ребята, а где человек получает первые навыки этикета?
— Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым?
— Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?
( ученики отвечают на вопросы, начинается дискуссия)
Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?
У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности. Ваши действия.
Ситуация 4.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней? (разбор ситуаций, обсуждение)
Задание 1. «Встреча гостей», роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.
Представьте себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь?
Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.
Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно.
(На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка)
Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.
-За столом ведут громкие разговоры? (нет)
-Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
-Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
— Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
-Мальчик первым входит в темную комнату? (да)- Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
-На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
-Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
— Кусают ли хлеб за столом? (нет, отламывают от куска)
— Может ли девочка не снимать шапку и варежки в помещении? (нет)
Учитель. Подведем итоги (объявляются итоги работ групп)
В заключении послушайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы»
( подготовленные ученики читают отрывки из стихотворения)
И к совести не глухи,
То место без протеста
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 4. И ежели вы вежливы,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
Ученик 7. И ежели вы вежливы, —
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.
Внеклассное мероприятие «Этикет или основы хорошего тона»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеклассное мероприятие «Этикет или основы хорошего тона»
Цели мероприятия:
· усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми, овладение навыками культурного поведения.
· формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;
· расширение кругозора обучающихся;
· развитие познавательного интереса к истории этикета.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами, видеоматериалы, черный ящик, житоны за правильные ответы.
Вопросы для подготовки к игре:
Что такое этикет? Каково происхождение этого слова?
Кому принадлежит высказывание « Этикет – это разум для тех, кто его не имеет?»
Сформулируйте золотое правило нравственности.
Какая страна считается родиной этикета?
Как называется свод правил поведения, по которому жила Россия в 16-17 веках? Кто его автор? О чем в нем говорилось?
Назовите первую книгу по этикету вышедшую в России, его составителя, год выпуска. О чем в ней говорилось?
Что вы знаете о правилах современного повседневного этикета?
Участники игры должны уметь:
— Показать этикетную манеру поведения;
-Правильно приветствовать, знакомиться;
— Определить авторов высказываний, имеющих отношения к этикету;
— Объяснять смысл пословиц и крылатых выражений об этикете;
— Обучающимся необходимо знать:
— Основные сведения из истории этикета (в помощь заранее предоставляются вопросы);
— Светский этикет начала 19 столетия;
— Современные этикетные нормы приветствия и знакомства;
Правила игры: Обучающиеся делятся на 2 команды «знатоков» (по 6 человек в каждой команде). Выбираются главные знатоки, по чьим именам и будут называться команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает преподаватель. В течение игры командам предлагают «занимательные» паузы, в ходе которой игрокам сообщаются интересные и неизвестные им факты из истории этикета.
Слайд 2 : На экране высказывания писателей и философов:
«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!» ( Мигель Сервантес);
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Ральф Эмерсон)
Преподаватель: Здравствуйте ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие называется «Этикет или основы хорошего тона» и посвящено оно тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но порой не обращаем на это никакого внимания, а напрасно. Это наше поведение в обществе: наш внешний вид, наше поведение за столом, общение друг с другом, с педагогами и т.д.
Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени Масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос).
Раз уж мы сегодня поведем речь об этикете, то давайте вспомним что такое ЭТИКЕТ? Ответ: Этике́т — правила поведения людей в обществе.
Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) Ответ: (Без понятий нравственность, моральный долг, ответственность)
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме игры с элементами викторины и элементами игры «Что, где, когда?», в ходе игры мы вспомним все, что узнали ранее об этикете и узнаем много нового. А помогать мне сегодня будут: Преподаватель Ольга Михайловна, она будет наблюдать за тем, кто первым и из какой команды поднял руку, выдавать за каждый правильный ответ по житону. В конце игры победителем будет считаться та команда, которая наберет большее количество житонов.
Посмотрите внимательно на экран и обратите внимание на высказывания писателей и философов. Я думаю, смысл этих высказываний понятен каждому уважающему себя человеку. Я хочу настроить Вас на плодотворную игру и пожелать, чтобы Вы своим поведением показали, что знакомы с правилами хорошего тона (это значит быть вежливыми и терпеливыми, не перебивать друг друга). Представление команд:
Кто первый здоровается при входе в помещение? (первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? ( Входит первой всегда дама).
Если опоздали в кино или театр, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места, а пересесть на свое место можно в антракте).
При разговоре по телефону, кто здоровается первым? ( Позвонивший, представившись).
Нужно ли юноше при входе в помещение, например школы, снять вязаную шапочку? (Да)
Должен ли юноша, приветствуя другого юношу на улице, снять перчатку, используя приветственное рукопожатие? ( Да )
По окончании обеда, как выйти из-за стола? ( Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул
Преподаватель: Ребята, внимание на экран: Юноша подошел к нескольким девушкам. Приветствуя их, он поцеловал руку двум из них, а двум другим нет.
Третий вопрос-это Блиц-вопросы:
Наступило время блиц вопросов (командам задаются по 3 вопроса, на каждый отводится по 20 секунд).
1. Предмет, при помощи которого джентльмены вызывают друг друга на дуэль.(Перчатка)
2. Что едят на завтрак леди и джентльмены? (Овсянку)
3. Как раньше называли парикмахеров? (Цирюльниками)
1. Что носит на голове джентльмен? (Цилиндр)
2. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? (Развернете и положите на колени)
3. Древние римляне ели руками. Обо что они вытирали руки? (У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды).
Против знатоков играет преподаватель химии Владислав Александрович Пепеляев. Внимание, вопрос.
Уважаемые знатоки этикета. У меня вопрос о правилах древнего этикета, в которые могли быть включены и правила, которые кажутся просто самодурством.
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II. История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Кир II отдал приказ казнить реку.
Вопрос: Как Киру II удалось осуществить свою бредовую идею?
Слайд 4 Ответ: Он приказал воинам изрыть реку многочисленными каналами, после чего она прекратила свое существование.
Против знатоков играет преподаватель Наталья Александровна Мандрикова Внимание, вопрос.
Какой русский царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: «в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…». Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол».
Слайд 5 Ответ: (Петр Первый)
1 Занимательная пауза:
Помощник 2: Правила этикета складывались столетиями. Этикет может существенно различаться в пределах различных культур и наций. В Китае человек, который забирает последний предмет с общего блюда, например, последний ломтик сыра, не предложив его прежде своим соседям по столу, будет воспринят как ненасытный обжора, который не уважает хозяев. В Австралии в женском кругу особу, которая забирает последний кусок зовут презрительно старой девой, в Европе же принято, чтобы тарелки после гостей были чистыми, так как это указывает на высокую оценку кулинарных способностей повара. В некоторых, мусульманских, обществах считается неприличным кушать при помощи левой руки, и даже тем, кто является прирожденным левшой, приходится переучиваться. Люди связаны были с традициями, обычаями той или иной страны, понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.
А потом эти правила стали записывать. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». Она до наших дней не сохранилась.
Преподаватель: Внимание, черный ящик.
Слайд 6 Этот овощ был известен уже в древние времена. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Им клялись при заключении договоров и различного рода соглашений. В Средние века считалось, что он предохраняет воинов от стрел, ударов алебард и мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили его на груди в качестве талисмана. А в России он был настолько популярен, что Петр Первый был вынужден запретить его употребление в некоторых случаях.
Вопрос: Что лежит в черном ящике?
Против знатоков играет преподаватель истории Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Основоположником западных манер этикета в России стал Петр I. Для просвещения дворянских детей царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу, которая была издана при нем и содержала в себе правила поведения. Многие из правил этого издания не утеряли актуальности и сегодня.
Вопрос: Как называлась эта книга?
Слайд 7 Ответ: («Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»)
Группам выдаются выдержки из сборника «Юности честное зерцало»)
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).
Против знатоков играет преподаватель Ирина Владимировна Снопкова. Внимание, вопрос (Фото).
Прослушайте притчу. У нас один рот и два уха, значит, мы должны больше слушать, чем говорить. Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам. Над всем этим есть мозг, поэтому мы обязаны сначала думать, прежде чем, увидев отрывок и услышав слухи, «выливать» все через рот.
Вопрос: Как вы понимаете эту притчу?
Слайд 8 Ответ: (Мы должны увиденное и услышанное обдумать и осмыслить и только потом использовать речь)
Против знатоков играет Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Шестого августа 1698 года, на следующий день после возвращения из заграничной поездки, Петр на своем Преображенском дворе принимал явившихся к нему с поклоном подданных. Их лица раздражали молодого царя, успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида растительности на лице и длиннополой русской одежды. Петр привык действовать радикальными методами: он немедленно принялся за работу, и действия его привели в ужас многих бояр. Вопрос: Так что же такого сделал Петр Первый?
Слайд 9 Ответ: (Петр Первый начал стричь бороды боярам).
Против знатоков играет преподаватель Ольга Леонидовна Лупекина. Внимание, вопрос. «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и то же.
Вопрос: А как звучит это по-русски?
Слайд 10 Ответ: (Здравствуйте).
Помощник 2: Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на место расположения за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидит он к хозяину. А вот о сервировке стола, также как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда.
Стол во время пира располагался в форме букв «Т» или «П». Место во главе стола занимал хозяин. Так как пища вплоть до XVI века употреблялась в основном руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей). Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели: в них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой (это не считалось зазорным). На стол мясные блюда подавались в основном целиком, а порцию отрезали своим собственным ножом или кинжалом.
Не менее важным атрибутом пира, который обычно продолжался в течение нескольких часов, была застольная беседа между гостями. Первоначально все гости размещались в общем зале за одним столом, что осложняло возможность разговора. В XV-XVI веках распространяется обычай, когда хозяин и почетные гости пировали отдельно в небольшой гостиной. За столом обычно не обсуждали слишком серьезные темы.
Против знатоков играет Тамара Павловна Брюханова (Фото).
Внимание, вопрос. Японцы предпочитают не произносить это слово. Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.
Вопрос: Назовите слово, которое так не любят произносить японцы.
Внимание, черный ящик. Этим предметом пользовались с незапамятных времен. Он был известен еще в Древней Греции: им служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своим хозяевам. В эпоху Средневековья этот предмет получил распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью он пользовался в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. В России он обязательно входил в приданное любой девушки, и бедной, и богатой.
Вопрос: Что лежит в черном ящике?
Подведение итогов игры. Выделение наиболее активных игроков. Обсуждение наиболее интересных на взгляд обучающихся вопросов. Написание пожеланий друг другу и озвучивание командам-соперникам.
Ребята, Вы сегодня были очень активными, всем своим поведением показывали друг другу и нашим уважаемым гостям, как правильно нужно вести себя в обществе. Какую бы Вы не освоили профессию, знание правил хорошего тона необходимо везде, это характеризует Вас как личность. Я благодарю Вас за игру и хочу пожелать Вам от себя лично, чтобы Вы всегда и везде были эталоном достойного поведения и своё умение и воспитанность в будущем передали своим детям.
Я ставила перед собой цель: повторить основные этические требования в поведении и общении с людьми, и овладение навыками культурного поведения через расширение кругозора обучающихся об этикете.
Данное мероприятие направлено на развитие УУД (универсальные учебные действия):
1.Включенность обучающихся в активную деятельность.
2.Групповая форма работы; обучающиеся сами определяют единые пути решения.
3.Включенность обучающихся в открытие новых знаний.
4. Обучающиеся в игровой форме получают знания, которые им пригодятся в дальнейшем в жизни.
5. Обучающиеся учатся различным способам выражения своих мыслей, искусству спора.
6. Обучающиеся организует форму деятельности, где они могут усвоить нужные знания и определенный ценностный ряд.
7.В данном мероприятии прослеживается педагогика сотрудничества.
Считаю, что на данном внеклассном мероприятии указанные цели достигнуты.
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).