Мертвый сезон что это значит
Новое в блогах
«МЕРТВЫЙ СЕЗОН». ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
НЕ писал бы эту статью, если бы вдруг случайно НЕ зацепился взглядом за очередной выпуск «редакции» Алексея Пивоварова с кричащим названием: «Почему молодые любят страну, в которой никогда не жили?», в котором он недоумевает по поводу симпатий молодёжи к Советскому прошлому.
Как же так, поражается Алексей, ведь ничeго ж НЕ было кроме фуфаек!
Ведь ничего НЕ было кроме запретов и дефицита!
А народ всё больше тянется туда!
И даже молодёжь, которая никогда там НЕ жила.
Что же это за наваждение такое?
НЕ особенно рассчитываю на ответ Алексея Пивоварова.
Но и смолчать НЕ могу. Потому что такие мысли вполне естественны для Маргариты Симоньян или Ольги Скабеевой.
Для Соловьёва и Киселёва. Для Володина и Путина.
Все эти люди, как и некоторые другие, оказались бенефициарами в результате катастрофы, случившейся в 1991 году.
А что от этого получил Алексей Пивоваров?
Вероятно, кто-то, читающий или слушающий эти строки, ожидает от автора немедленного гневного перечисления многочисленных преимуществ той жизни по сравнению с этой.
Но никакого перечисления НЕ будет!
Об этом уже более чем достаточно сказано всеми, кто остался честным перед самим собой, перед временем и перед историей своей страны.
Вместо этого зададим заочно уважаемому журналисту один-единственный вопрос, ответа на который НЕ получим:
— Как можно обелять, защищать и оправдывать режим откровенно криминального свойства?
Допустим, вся колбаса в российских магазинах сегодня соответствует высшим мировым стандартам качества!
Допустим, зарплаты, пособия и пенсии людей в России уже догоняют европейские и американские.
Допустим, государство доплачивает каждому своему гражданину половину от стоимости его заграничных поездок!
Допустим, кредитование потребителя сегодня достигло нуля процентов или даже ушло в минус!
Допустим и это, и ещё многое другое, чего у нас НЕТ и никогда НЕ будет.
Разве можно колбасой, Турцией и Таиландом, машинами в кредит и квартирами в ипотеку измерить человеческое уважение к себе?
Уважение к стране и к власти?
Или, может быть, пресловутая колбаса, страсти по которой НЕ утихают по сей день, хотя Союза НЕТ уже 30 лет, способна заменить Идею?
Смысл человеческого существования?
Как в фильме «Мёртвый сезон»?
Но ведь всё это уже было!
— Человек будет радоваться, непрерывно. Радоваться, что ему тепло, что помидор — красный, что солнце светит, что ровно в два часа, что бы ни случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью — женщину.
При условии, что он будет прилежно трудиться. Ну, разве это не милосердно?
Ну нет же у вола комплекса неполноценности от того, что он вол.
Ну вол, и слава Богу.
Человек-робот ни о чём не думает, всегда доволен, и он размножается, производит себе подобных.
Да, в этом фильме речь идёт о психохимической обработке нацистами «неполноценных рас» газом Эр Эйч.
Но разве чудовищная, оглушающая, насквозь лживая пропаганда во всех СМИ чем-то отличается по сути от той концлагерной химии?
И разве вы, Алексей, живя в России, НЕ чувствуете, что и вы, и ваши коллеги, и те политические активисты, вне всякой зависимости от их взглядов, к которым вы испытываете уважение, сегодня находитесь на положении «НЕполноценных рас», над которыми ставятся всё те же эксперименты?
И НЕ нацистами, а соотечественниками во власти?
Теми, в угоду которым вы пытаетесь дискредитировать прошлое и которых, сам НЕ понимая этого, пытаетесь обелить и оправдать.
Как можно, будучи умным, талантливым журналистом, человеком, способным иметь своё собственное независимое мнение, в это же время быть настолько слепым, чтобы НЕ понимать:
— Люди НЕ хотят быть бессловесными и всем довольными скотами!
Людям мало «питательного бобового супа», порнухи, Антальи и Пхукета!
Им мало колбасы для счастья!
Им нужно что-то ещё! То, чего НЕТ в сегодняшней стране!
То, что было и исчезло вместе с падением Союза.
Выдающийся фильм «Мёртвый сезон», снятый в далёком уже 1968 году, как и многие Советские фильмы, оказался ужасающе пророческим!
Но дело НЕ только в этом.
Ни режиссёр Савва Кулиш, ни Донатас Банионис, ни Ролан Быков, ни кто-нибудь другой из тех, кто делал этот фильм, НЕ отдыхали в Турции.
НЕ ездили на иномарках, взятых в кредит.
НЕ выбирали колбасу в магазине, разглядывая десятки наименований и сортов.
Их жёны НЕ носили итальянские и французские туалеты и НЕ блистали бриллиантами на «великосветских приёмах».
Все они ездили в метро, автобусах и трамваях.
Или на такси, когда куда-то опаздывали. Или стояли в очередях. И так же беззлобно переругивались с другими покупателями и продавцами.
Никто из них НЕ получал миллионы за свою работу и НЕ имел своих персональных пресс-секретарей.
И даже НЕ видел в глаза 100-долларовой купюры.
Но они снимали кино, которое сегодня, спустя почти шестьдесят лет, люди смотрят затаив дыхание, хотя давно знают наизусть и содержание, и реплики актёров.
Они в той «стране фуфаек» и «сплошных запретов» снимали кино, равное которому сегодня НЕ могут снять все вместе российские кинематографисты.
А по соседству с ними строили ракеты и самолёты, станки, экскаваторы и локомотивы, бурили нефть, возводили плотины, ставили спектакли и сочиняли стихи и песни, которые поют и читают до сих пор.
И равных которым тоже НЕ могут создать уже 30 лет.
НЕ хочется опускаться до пошлости, но в то же время никак не возможно удержаться от замечания, ставшего отвратительно банальным в результате бесчисленных повторений:
— Никто НЕ стоял с автоматом за спинами Саввы Кулиша и его коллег.
Никто НЕ сулил ему мешки денег в случае успеха этого фильма.
Кто запускал домны и мартены. Возводил города посередине нехоженых просторов, на многие месяцы, не за деньгами, а за запахом тайги уходил в тундру и в пустыни, в леса и болота с геологическими партиями.
Быть может, если бы вы поняли, что двигало всеми этими людьми ими в их делах, в их буднях, которые сами они вовсе НЕ считали героическими, вам бы НЕ пришлось удивляться, почему в обществе крепнут симпатии к Советскому прошлому, даже в среде молодёжи, НЕ заставшей Советский Союз, но сумевшей задуматься о нём, в том числе, благодаря таким фильмам, как тот, о котором тут совершенно случайно зашла речь.
Или НЕ совсем случайно, как думаете, Алексей?
МЕРТВЫЙ СЕЗОН
Полезное
Смотреть что такое «МЕРТВЫЙ СЕЗОН» в других словарях:
мертвый сезон — сущ., кол во синонимов: 2 • застой (24) • затишье (33) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мертвый сезон — Мёртвый сезон фильм: Мёртвый сезон (фильм, 1968) Мёртвый сезон (Out Of Season, фильм, 1975) … Википедия
мертвый сезон — см. сезон … Справочный коммерческий словарь
МЕРТВЫЙ СЕЗОН — 1968, 2 серии, 1 с. 70 мин., 2 с. 68 мин., ч/б, ш/э, 2то. жанр: политический детектив. реж. Савва Кулиш, сц. Владимир Владимиров, Александр Шлепянов, опер. Александр Чечулин, худ. Евгений Гуков, комп. Андрей Волконский, зв. Галина Гаврилова.… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Мертвый сезон (фильм, 1968) — Мёртвый сезон Жанр Детектив Режиссёр Савва Кулиш Автор сценария Владимир Вайншток Александр Шлепянов … Википедия
Мертвый сезон (фильм, 1975) — Мёртвый сезон Out Of Season Жанр драма Режиссёр Алан Бриджес В главных ролях Ванесса Редгрэйв Клифф Робертсон Сьюзен Джордж Кинокомпания Lorimar Productions … Википедия
Мертвый сезон (фильм) — Мёртвый сезон (фильм, 1968) производство СССР. Мёртвый сезон (фильм, 1975) производство Великобритания, оригинальное название «Out Of Season» Мёртвый сезон (фильм, 2004) производство Германия Румыния Великобритания США, оригинальное название «Out … Википедия
СЕЗОН — СЕЗОН, сезона, муж. (франц. saison). 1. Одно из четырех времен года. Зимний сезон. Одет не по сезону. 2. Период, в течение которого осуществляется какая нибудь деятельность, удобное, пригодное для чего нибудь. Время. Строительный сезон. Купальный … Толковый словарь Ушакова
сезон — а, м. saison f. 1. Зимнее время, когда дворяне возвращались в город и начинилась активная светская жизнь. Но разве трудно было богатому дворянину за 25 250 рублей штрафа не лишиться увеселений шумного сезона столицы. 1870. Романович Славатинский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕЗОН — (фр. saison, от лат. satio посев, сажание). 1) время года. 2) в общественной жизни, часть года, в которую общество занято чем нибудь исключительным, напр. съезд для зимних удовольствий, театров, оперы; сезон питья минеральных вод, купанья и т. п … Словарь иностранных слов русского языка
Шпионская история для советского кино: как снимали «Мертвый сезон»
«Мертвый сезон» Савва Кулиш решил снять в стилистике, близкой к документальной. Он добивался не просто правдоподобия, а реальности существования. Этим определялся выбор натуры, декорация, операторское решение. Для этого в фильме использовались куски из других картин. К примеру, из нацистской хроники. Страшные, шокирующие кадры тогда впервые использовались в нашей стране в художественном фильме.
И начинается «Мертвый сезон» с документальных кадров. К зрителям с экрана обращается коллега Молодого – советский разведчик, полковник Рудольф Абель : «Бредовые идеи не погибли вместе с гитлеровской Германией … Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые имеют в своих руках страшные средства массового истребления, встает вопрос — раскрыть их замыслы, чтобы избежать катастрофы… Основа картины подлинна, как подлинна та борьба, которую мы ведем. Мы, люди, которые стремятся предотвратить войну».
Банионис позже вспоминал, что его пригласили по телефону приехать в Ленинград на пробы фильма о разведчике. Он был совершенно убежден, что на роль не годится: «Во-первых, я некрасивый. Во-вторых, рост у меня не такой, какой должен быть у разведчика. В третьих, разведчик должен быть стройным, а я… не очень».
Всю любовь вырезали
Но то, что не оценили кэгэбэшники и киноначальство, с восторгом принял зритель. Картина триумфально вошла в народ. За первые десять месяцев ее посмотрели 34 с половиной миллионов человек. Завоевала призы на многих международных кинофестивалях и получила множество положительных рецензий. Причем как в СССР, так и за рубежом. Западные немцы написали, что режиссер фильма создал удивительно обаятельного героя: «с советскими шпионами можно не только завтракать, но и обедать, и ужинать». Французы увидели в Ладейникове свое: «Он живет в стране и как бы по законам этой страны, а на самом деле внутренне живет в совершенно другой стране и совершенно иной духовной жизнью. Это абсолютное раздвоение личности, никому не известный русский режиссер снял картину экзистенционального отчуждения».
Сам Савва Кулиш говорил на это так: «В «Мертвом сезоне» речь идет о проблеме совести. На вопрос, заданный Оппенгеймеру: что для вас выше, лояльность перед страной или перед человечеством? – ответил потом Сахаров. Конечно, перед человечеством. Профессор Рейли, которого убивают в фильме, говорит об этом. Картина была на самом деле совершенно не простая. Многие как бы не хотели этого замечать».
На киностудии «Ленфильм сохранилось множество предметов из фильма «Мертвый сезон». Очки профессора Хасса, бритвенные принадлежности Баниониса. Чемоданчик, с которым главный герой приезжает в «неназванную западную страны», настольные принадлежности из кабинета Ладейникова и многие другие предметы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История создания фильма «Мёртвый сезон»
«Мёртвый сезон» рассказывает об операции советской разведки по разоблачению секретной лаборатории в западном курортном городке. В этой лаборатории ведутся опыты по изготовлению страшного газа «Эр-Эйч», превращающего людей в неразумное стадо. В основу сценария легли реальные события, а главный герой, разведчик Ладейников, имеет прототипа.
На съёмках фильма «Мёртвый сезон»
О том, как появилась идея снять кинокартину о разведчиках, рассказывает режиссёр Савва Кулиш:
«Член молодёжной комиссии Дома кино Майя Григорьева познакомила меня с Сашей Шлепяновым, сценарий которого „Путь к рыжему пирогу“, написанный вместе с Владимировым (Вайнштоком), на киностудии „Ленфильм“ был только что закрыт по художественным соображениям.
Руководитель объединения режиссёр Александр Гаврилович Иванов сказал, что, если найдётся способный дурак, который за всё это возьмётся, он запустит фильм в производство. Дурака нашли в моём лице. Сценарий мне не понравился. Но в нём были две фразы, которые меня поразили. При аресте героя полицейский спрашивал: «Что я могу для вас сделать?»
И ещё слова Ганди: «Каждый интеллигентный человек должен провести некоторое время в тюрьме». Из-за этих двух фраз я взялся со Шлепяновым переписывать сценарий, который получил название «Мёртвый сезон». Потом меня познакомили с бывшим разведчиком Кононом Трофимовичем Молодым, который был прототипом нашего героя и стал консультантом картины…»
Для 30-летнего Кулиша это была первая самостоятельная постановка. За его плечами были только две документальные ленты: «Обыкновенный фашизм» (1966, практикант у М. Ромма) и «Последние письма» (1967, совместно с Х. Стойчевым).
На роль Ладейникова Кулиш пригласил литовского актёра Донатаса Баниониса. «Я считал, что другого исполнителя просто не может быть, — объяснял свой выбор режиссёр. — И не только потому, что Банионис талантлив, но и по совокупности многих причин.
Он один из тех редких актёров, в котором всегда ощутима крупица тайны, замкнутости. Он таков по складу натуры, дарования, как говорил Станиславский, своего психофизического аппарата. А в „Мёртвом сезоне“ ему предстояло сыграть человека, который волею судеб обязан хранить и свою замкнутость, и свою тайну. Иначе он просто не может существовать.
Кроме того, Банионис личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно „приплюсовывалась“ к каждой ситуации, углубляя и укрупняя её».
Сам Донатас вначале не верил, что сможет хорошо сыграть советского разведчика. В то время сложился стереотип — разведчик должен быть высоким, стройным, энергичным.
А на пробы Банионис согласился по вполне прозаической причине: «Думал, поеду в Ленинград, получу какие-то суточные, билет туда-обратно оплатят, пойду в Гостиный двор, куплю запчасти для своей машины и спасибо, больше ничего. Но на пробах Савва Кулиш начал снимать не „геройство“, а планы, где я просто думаю, где я озабочен, где есть даже какая-то слабость.
И я понял, что ему важен живой человек, понял, что мы с ним из одной глины».
Картина планировалась двухсерийной. Когда сценарий был готов, авторам предложили ограничиться одной серией или снять две за те же деньги. Кулиш выбрал второй вариант.
А тут ещё начались проблемы с Банионисом, которого категорически не утверждали на роль (были две другие кандидатуры — Вячеслав Тихонов и Владлен Давыдов).
Председатель худсовета «Ленфильма» Григорий Михайлович Козинцев принял неожиданное решение: если Банионис не понравится худсовету в первых отснятых сценах, картину отдадут другому режиссёру.
Как это часто бывает в кино, фильм начали снимать с самого кульминационного эпизода — обмена Ладейникова на английского шпиона (эту эпизодическую роль играл Лаймонас Норейка). Съёмки проходили в начале сентября 1967 года в Москве, на 62-м километре Ленинградского шоссе.
И только показав этот материал, Кулиш получил разрешение работать дальше. Кстати, именно во время съёмок сцены обмена Банионис познакомился с Кононом Молодым.
Актёр окончательно успокоился: «Во внешности легендарного разведчика не было ничего героического. Он был таким же, как и я».
В течение недели ОВИР утверждал визы для нескольких членов съёмочной группы, которые должны были выехать в Лондон. Пока готовились визы, съёмки продолжались: снимали осеннюю натуру. Наконец 18 сентября состоялся отъезд в Англию. Там киношники пробыли до 4 октября и сняли всё, что хотели: вечерний Лондон, проходы Ладейникова по городу.
Фильм «Мёртвый сезон» Савва Кулиш делал в стилистике, близкой к документальной. Он добивался не просто правдоподобия, но реальности существования. Этим определялся выбор натуры, декорация, операторское решение. Как и в большинстве фильмов, действие которых происходит в западных странах, натуру снимали в Прибалтике — Таллине, Вильнюсе.
«Мёртвый сезон» начинается документальными кадрами. С экрана говорит советский разведчик, полковник Рудольф Иванович Абель: «Бредовые идеи не погибли вместе с гитлеровской Германией… Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые имеют в своих руках страшные средства массового истребления, встаёт вопрос — раскрыть их замыслы, чтобы избежать катастрофы… Основа картины подлинна, как подлинна та борьба, которую мы ведём. Мы, люди, которые стремятся предотвратить войну».
Монолог длится недолго, и подлинный разведчик уступает на экране место вымышленному, 42-летнему Ладейникову.
Рядом с Ладейниковым действует Савушкин, роль которого исполнил Ролан Быков. И это новый образ для фильма подобного рода. Савушкин — пожилой, больной, проживший нелёгкую жизнь актёр детского театра, вдруг попадает в смертельную игру разведок. Все объясняется просто: когда-то он бежал из фашистского концлагеря, где проводил свои эксперименты Хасс.
Савушкин один из немногих, кто может опознать этого изверга, и ему предлагают выполнить задание, которое под силу только опытному и смелому разведчику. После недолгих колебаний он соглашается…
Ролан Быков замечательно вписывался в документальную стилистику. То, что его персонаж — актёр, позволяло ему играть ярко и остро, в отличие от сдержанной манеры Баниониса и других актёров.
6 октября группа прибыла в Таллин, чтобы уже там продолжить работу над картиной. Поскольку Ролан Быков в это же время снимался в Измаиле у Карелова в фильме «Служили два товарища», ему приходилось курсировать между двумя съёмочными площадками.
Савва Кулиш рассказывал, что при монтаже фильма пришлось убрать несколько эпизодов. Один из них — едва ли не лучший у Баниониса. Ситуация такова. Ладейников и Элис — барменша из кафе «Сан-Ремо» — любят друг друга. Любовь эта на экране только угадывалась по взглядам, двум-трём фразам, зато разрыв был показан.
Светлана Коркошко — актриса эмоциональная — нервничала на съёмках. И вот в какой-то момент интуитивно она опускалась перед Ладейниковым на колени, пытаясь его удержать. Тогда Банионис, сразу оценив находку, тоже опускался на колени и, понимая, что Элис не видит его лица (её голова была у него на плече), давал волю своему чувству.
Так и стояли они друг перед другом, не видя друг друга, у обоих были на глазах слезы. Потом Банионис вдруг ушёл из кадра — он понял, что этот эпизод принадлежит актрисе, и дал ей возможность отыграть его до конца.
В Госкино решили, что актёры играют плохо. Тогда Савва Кулиш пригласил на просмотр консультантов-разведчиков. Пришли большие чины КГБ. В зал они вошли, когда свет уже погас. После просмотра главный редактор Госкино вновь заговорил о плохо сыгравших актёрах, но один из гостей резко оборвал его: «Актёры играют хорошо!»
Удивлённый редактор спросил: «Позвольте узнать, а кто вы такой?» В ответ он услышал: «Я тот, кто знает, о чём говорит». Но редактор не сдавался, стал объяснять, что это коллегиальное мнение. «Это нас не интересует», — отрезал чекист, и судьба картины была решена.
Фильм «Мёртвый сезон» вышел на экраны страны в начале 1969 года и занял в прокате двенадцатое место, собрав на своих просмотрах 34, 5 миллиона зрителей. На фестивалях в Софии (1969) и Минске (1970) он был удостоен почётных призов.
Фильм «Мертвый сезон»: правда и вымысел
Автор Ольга Бугрова
Картина имела невероятный успех, вспоминает кинокритик Валерий Кичин:
Успех фильму обеспечивала детективная интрига. Живущий на Западе советский разведчик-нелегал Константин Ладейников – его играл Донатас Банионис — должен вычислить и обезвредить нацистского военного преступника. Разведчик выполняет задание ценой своего провала. После нескольких лет тюремного заключения в США его обменивают на раскрытого в Советском Союзе американского резидента. В сюжете можно было усмотреть сходство с биографией великого советского разведчика Рудольфа Абеля. По этому поводу Валерий Кичин замечает:
“Донатас Банионис, по-моему, чрезвычайно убедителен в роли советского разведчика. А вот то, что он — Абель, мы узнавали из газетных статей. Но мне кажется, ни зрители, ни сами авторы вовсе не пытались увидеть в герое фильма именно Абеля. Это был обобщенный образ советского разведчика, и, конечно, он был самым лучшим”.
И все же, был ли точный исторический прототип у киногероя Константина Ладейникова? Был, считает автор книги о Рудольфе Абеле Николай Долгополов:
“Донатас Банионис играл не Абеля, а Конона Молодого — он же сэр Лонсдейл. Я могу сказать, нравился ли фильм двум друзьям — полковникам Молодому, он же Лонсдейл, и полковнику Фишеру, он же Абель. Первая серия им очень нравилась, потому что напоминала то, что они в принципе делали. Вторая серия – с перестрелками – вызывала лишь улыбку: потому что когда начинается стрельба – заканчивается разведка”.
И все же “Мертвый сезон” упорно связывается с именем Абеля. Может быть, потому, что в начале фильма разведчик обращается к зрителям с комментариями. А еще и потому, что в конце 60-х его историю знал каждый взрослый житель Советского Союза. Рудольф Абель добывал военные секреты США — руководил так называемой “группой атомных шпионов”. По доносу предателя он оказался в американской тюрьме, ему грозил 30-летний срок заключения. Но Абеля обменяли на американского пилота Пауэрса, сбитого в СССР. Николай Долгополов продолжает:
“Никто не бывает безупречен – ни политик, ни разведчик, даже самый выдающийся, такой как Абель: все допускают ошибки. Крошечная ошибка была и у Абеля, например, когда он зажег свет, пытаясь вынести документы, спрятанные в его квартире. Были и другие мелкие ошибки. Он очень любил свою жену, двух дочерей и хранил их письма. Эти письма тоже попали в руки американцев. Но можно ли его за это ругать? Я бы не стал. Потому что, проведя десятки лет, как говорили тогда, в “закордонной” разведке, Абель принес великую пользу своей стране”.
Была у Рудольфа Абеля одна особенность личности, исключительная даже в среде выдающихся разведчиков. Проведя пять лет в тюрьме США, где его пытались перевербовать, Абель вошел в историю мировой разведки как человек, который не сказал противнику ни слова о своей работе, не раскрыл ни одного, даже незначительного профессионального эпизода.