Месье керенский чем стареть

Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970-1971)

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем старетьМесье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Вы хотите зарегистрироваться?

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

тексты песен

Глухо спит война.
Полночь холодна.
Ветер гудит, как струна.
Сердце, не грусти,
Птица, прочь лети,
Пуля, вдали просвисти.
Сердце, не грусти,
Птица, прочь лети,
Пуля, вдали просвисти.

Много сотен дней
Только храп коней,
Отблеск тревожных огней.
Горе и беда
Сгинут навсегда,
Плечи расправят года.
Горе и беда
Сгинут навсегда,
Плечи расправят года.

Веку не солги,
Другу помоги,
Трусить в бою не моги.
День наш не погас,
Может, и не раз
После расскажут про нас.
День наш не погас,
Может, и не раз
После расскажут про нас.

Песней станем мы,
Сказкой станем мы,
Будем, как правда, прямы.
Жили мы не зря,
Были, как заря,
В небе победно горя.
Жили мы не зря,
Были, как заря,
В небе победно горя.

Куплеты Аграфены Заволжской

Романс поручика Перова
слова С. Есенина

Над окошком месяц, под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий,
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Повисла в окне луна-уголек,
Спят Киев и Воронеж.
Чудак-человек, отдай кошелек,
Отдай, а то уронишь.

Припев:
Мне бы дьявола-коня
Да плеточку заветную,
И тогда искать меня
В поле не советую.

Ой, зачем меня назвали Верою,
Научили не стонать от боли.
И не Верой я была, а вербою,
Вербою, растущей в чистом поле.

Припев:
Верба-вербочка от стужи корчилась,
От дождя она к земле склонялась.
Не жалею я того, что кончилось.
Жаль, что ничего не начиналось.

Зря блестела я порой несладкою,
Как слезинка посредине мира,
И встречала я улыбкой слабою
Каждого, кто шел куда-то мимо.

Источник

Новое в блогах

День в истории. «Прошёл нелепо переодетый»

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938

В этот день, 1 (13) ноября 1917 года, в Гатчинcком дворце состоялся знаменательный разговор между премьером Временного правительства Александром Фёдоровичем Керенским и царским генералом Петром Красновым, вместе с которым они шли походом на Петроград.

Обстановка вокруг премьера к этому моменту сложилась нестерпимая: в Гатчину для переговоров приехал большевик Павел Дыбенко.

Генерал Пётр Краснов (тот самый, будущий союзник Гитлера, повешенный по приговору советского суда в 1947 году) стал последней надеждой Александра Фёдоровича.

«Утром 1 ноября вернулись переговорщики и с ними толпа матросов. Наше перемирие было принято, подписано представителем матросов Дыбенко, который и сам пожаловал к нам.

Громадного роста, красавец-мужчина с вьющимися чёрными кудрями, чёрными усами и юной бородкой, с большими тёмными глазами, белолицый, румяный, заразительно весёлый, сверкающий белыми зубами, с готовой шуткой на смеющемся рте, физически силач, позирующий на благородство, он очаровал в несколько минут не только казаков, но и многих офицеров.

— Давайте нам Керенского, а мы вам Ленина предоставим, хотите, ухо на ухо поменяем! — говорил он, смеясь.

Они пришли ко мне и сказали, что требуют обмена Керенского на Ленина, которого они тут же у дворца повесят».

Керенский вспоминал об этом дне так:

«Около 10 часов утра меня внезапно будят. Совершенно неожиданное известие: казаки-парламентёры вернулись вместе с матросской делегацией во главе с Дыбенко!

Основное условие матросской делегации — безусловная выдача Керенского в распоряжение большевистских властей; казаки готовы принять это условие!

Сообщение достаточно неожиданное!

До последней минуты, несмотря на все подозрительные симптомы и мрачные предчувствия, мы не допускали такой низости!

Но факт был налицо».

В своих показаниях сразу после ареста в 1917 году Красном излагал происшедшее у него после этого с Керенским объяснение так:

«1 ноября меня потребовал верховный главнокомандующий (Керенский).

Он был очень взволнован и нервен.

– Генерал, – сказал он, – вы меня предали. Тут ваши казаки определённо говорят, что они меня арестуют и выдадут матросам...

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

– Да, – отвечал я, – разговоры об этом идут, и я знаю, что сочувствия к вам нигде нет.

– Но и офицеры говорят то же.

– Да, офицеры особенно недовольны вами.

– Что же мне делать? Приходится покончить с собой.

– Если вы честный человек, вы поедете сейчас в Петроград с белым флагом и явитесь в Революционный комитет, где переговорите как глава правительства.

– Да, я это сделаю, генерал.

– Я дам вам охрану и попрошу, чтобы с вами поехал матрос.

– Нет, только не матрос. Вы знаете, что здесь Дыбенко?

– Я не знаю, кто такой Дыбенко.

– Ну, что же делать? Раз ведёте большую игру, то надо и ответ дать.

– Да, только я уеду ночью.

– Зачем? Это будет бегство. Поезжайте спокойно и открыто; чтобы все видели, что вы не бежите.

– Да, хорошо. Только дайте мне конвой надёжный.

Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего.

Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я

поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же».

В Ставку генералу Духонину Краснов отослал в тот день телеграмму:

«Приказал арестовать главковерха; он успел скрыться».

Позднее, в мемуарах, Краснов попытался приукрасить своё поведение в этот день, якобы никакого предательства с его стороны не было, и он сказал премьеру: «Как ни велика вина ваша перед Россией, я не считаю себя вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь».

И дал тому возможность сбежать.

Сам Керенский уверенно писал о предательстве Краснова, а о своём бегстве рассказывал так (выделение моё):

«Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти – люди ещё живы.

Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты.

Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду.

Прошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей.

Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни.

В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые».

Вот эта фраза «прошёл нелепо переодетый», опубликованная в мемуарном очерке в 1926 году, дорого обошлась позднее Александру Фёдоровичу. (Я помню, как в советской школе начала 80-х читал её в учебнике истории).

Она очень помогла распространению знаменитого мифа о том, что из Гатчинского дворца премьер бежал в женском платье, то ли сестры милосердия, то ли горничной.

Во что же реально переоделся Александр Фёдорович в Гатчинском дворце 1 ноября 1917 года?

Павел Милюков со слов Краснова уточнял, что Керенский ушёл из дворца «в матросской куртке и синих очках».

Один из его адъютантов мичман Кованько рассказывал позднее подробности этих минут.

Керенский сказал своим адъютантам, что он решил застрелиться, чтобы не попасть в руки большевиков.

Но у него больная рука, и он боится, что не убьёт себя, а только покалечит.

Поэтому он просит их бросить жребий, кто из них его застрелит.

Жребий пал на Кованько.

«А надо сказать, что этот Кованько был очень артистичным малым: и сострить мог, и скаламбурить к месту.

Тут он и говорит Керенскому: «Что же это мы в самом деле раскисли?!»

Схватил шофёрскую меховую куртку (тогда ведь были открытые машины), напялил синие очки на Александра Фёдоровича, фуражку».

Автопортрет самого Керенского: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля.

Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».

К 1927 году легенда о «женском платье» главковерха была уже готова.

Она отразилась на плакате художника Василия Пшеничникова (1882—1957) из Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданном к 10-летию революции.

На нём Керенский изображён в неопределённом женском платье красного цвета.

Но это пока ещё не платье сестры милосердия или горничной.

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Василий Пшеничников. Плакат, 1927.

Подпись: «БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат».

А в среде белой эмиграции легенда о «бегстве Керенского из Зимнего дворца в женском платье» родилась ещё раньше.

Адвокат Николай Карабчевский писал:

«Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.

Как мне в своё время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времён республики, с мечом в руках.

Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.
Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.
Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться.

В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно».

В 1937 году легенда поднялась на новую ступеньку, она вошла в «Краткий курс истории ВКП(б)»!

Там говорилось про его бегство из Гатчины: «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».

К 20-летию Октября, в 1937—1938 годах советский художник Григорий Шегаль (1889—1956) создал картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой напуганный Керенский торопливо переодевается в одежду сестры милосердия в одной из дворцовых комнат; репродукцию картины стали довольно часто помещать в советские учебники.

Отметился в творении легенды и Борис Ефимов:

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

В 1957 году, к 40-летию революции, к мифу о женском платье главковерха приложили руку известные советские карикатуристы Кукрыниксы.

Они создали картину «Последний выход Керенского».

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Кукрыниксы. «Последний выход Керенского». 1957—1958

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Рисунок Кукрыниксов. 1957 год
Стихи Эмиля Кроткого:
А.Ф. Керенский
Фразёр. Ораторствовал всласть.
Актёр. Играл напропалую.
Хотел в историю попасть,
Попал в историю. В плохую!

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Рисунок Ю. Ганфа. 1957 год

— Так с женщинами не поступают!

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Советская карикатура на А. Керенского

Ну, а в фильме «Посланники вечности» (1970) легенда сделала последний шаг: Керенский в женском платье бежал уже не из Гатчины, а из Зимнего дворца (впрочем, то же самое утверждал Карабчевский ещё в 1920-х годах).

В телефильме «Шантаж» из серии «Следствие ведут Знатоки» (дело №6, 1972) старорежимная барыня Антонина Валерьяновна Прахова успокаивала своего молодого сообщника, безымянного Шантажиста (роль Армена Джигарханяна), что в случае чего он уйдёт от милицейской засады, «как ушёл Александр Фёдорович».

– Какой Александр Фёдорович?

– В женском платье. Надо знать отечественную историю!

В фильме «Корона Российской империи» (1971) актриса Людмила Гурченко распевала «куплеты шансонетки» на стихи Роберта Рождественского, среди которых был и такой:

Между прочим, сам Керенский за кордон,

Перебрался в платье женском, миль пардон,

Сбросив женскую одежду и корсет

Мне высказывал надежды тет-а-тет.

– Извините, мсье Керенский, чем стареть

Может лучше за Россию умереть?

Ради чести и престижа, не шучу.

– Что я, рыжий? Не хочу!

Этих куплетов Александр Фёдорович, на своё счастье, уже не услышал (он скончался в 1970 году), но про саму легенду, разумеется, знал.

В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, беседу с ним начал с эмоционального заявления:

«Господин Боровик, ну, скажите у себя в Москве! Там же есть серьёзные люди! Ну, пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые всё не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своём автомобиле и в своём обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь. При чём тут женское платье?!»

Г. Боровик рассказывал:

«Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет.
– Александр Фёдорович, но это же НЕ большевики придумали, – ответил я.

– Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…

– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский.

– Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? «Александра Фёдоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!».

Кстати, «Александрой Фёдоровной» по имени последней императрицы Керенского называли не только монархисты. У Маяковского в поэме «Хорошо» один из большевиков говорит:

Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Фёдоровну.

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

И в завершение обзора этого, повторю, прекрасного, с моей точки зрения, исторического мифа, пара небольших личных воспоминаний в тему.

Году в 1979-м учительница рассказывала школьникам, в числе которых был и я, такую историческую байку.

Будто бы в детстве, когда юный Саша Керенский и Володя Ульянов жили в Симбирске, а их отцы были коллегами-педагогами, маленький Саша приходил на ёлку к Ульяновым.

И переодевался при этом в маскарадный костюм девочки.

И второе: около 1990 года помню карикатуру из тогдашней неформальной (оппозиционной) печати, из газеты «Новая жизнь».

На рисунке Александр Фёдорович Керенский демонстрировал Михаилу Сергеевичу Горбачёву женское платье.

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Б. Матвеева. Керенский. 1989

Действующие лица того дня в Гатчине:

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

А.Ф. Керенский. Фото 1917 года

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

А.И. Деникин и П.Н. Краснов (третий слева) в группе военных

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Павел Дыбенко (сфотографирован с Нестором Махно)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мы решили перебраться за кордон, Чтобы жизнью наслаждаться, миль пардон.

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Как-то раньше не слышала я этих куплетов, или не запомнила.

И ведь не утратили актуальности )))))

Поет Людмила Гурченко
Кинофильм «Корона Российской империи или Снова Неуловимые »
режиссер Э.Кеосаян

Куплеты шансонетки
сл.Роберт Рождественский
муз.Я. Френкель

Em Am
Увозил меня полковник за кордон
H7 Em
И был он бледен, как покойник, миль пардон
Am
Говорил он всю дорогу о Руси
D7 G
Живы мы и слава богу, гран мерси
E Am
Извините, мсье полковник, чем стареть,
D7 G
Может лучше за Россию умереть?
Em Am
Ради чести и престижа, не шучу?
H7
Он ответил «Что я, рыжий?
Em
Не хо-чу!

Увозил меня полковник за кордон,
Был он бледен, как покойник, миль пардон,
Говорил он всю дорогу о Руси:
«Живы мы и слава богу, гран мерси».
-«Извините, мсье полковник, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу?»
Он ответил: «Что я, рыжий?
Не хо чу!»

Между прочим, сам Керенский за кордон
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
— «Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу?»
Он смеётся: «Что я, рыжий?
Не хо чу!»

Источник

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Увозил меня полковник за кордон
Был он бледен как покойник, миль пардон!
Говорил он всю дорогу о Руси:
«Живы мы — и, слава Богу, Гран Мерси!»
«Извините, мсье полковник, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа — не шучу»
Он ответил: «Что я — рыжий? Не хочу»

Между прочим, сам Керенский за кордон
Перебрался в платье женском, миль пардон!
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет
«Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может, лучше за Россию умереть
Ради чести и престижа — не шучу»
Он смеется: «Что я — рыжий? Не хочу»

Мы решили перебраться за кордон
Чтобы жизнью наслаждаться, миль пардон!
Чтобы с ветреной кокеткой пить вино
А с блондинкой, иль брюнеткой — все равно

Се требьен — все же лучше, чем стареть
У красавицы в объятьях умереть
Надо к счастью быть поближе и к любви
Не в России — так в Париже, се ля ви

Оригинальное исполнение песни: Людмила Гурченко
Песню из фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»

Источник

«Ради чести и престижа» Как насчет побега Керенского из Зимнего?

«Ради чести и престижа»

Как насчет побега Керенского из Зимнего?

Откровенно говоря, историю про женское платье Александра Федоровича Керенского я поначалу хотел оставить за скобками. Все ж таки откровенная байка, не имеющая никакого отношения к истине. И ни в одной исторической книге последних лет не найдешь упоминания о том, что Керенский якобы бежал из Зимнего дворца в женском платье. Но стоило заглянуть в издания более популярные – печатную прессу, например, – как платье это тут же обнаружилось. Вот, например, недавняя статья в минском журнале «Планета», посвященная событиям на Коморских островах: «Мятежный полковник Мохаммед Бакар неудачно копировал Керенского – бежал на каноэ, переодевшись в женское платье…»

Похоже, некоторые граждане до сих пор воспринимают этот сюжет как исторический факт.

Что ж, разберемся, в чем тут дело.

Бежал ли Керенский? Бежал. Причем дважды. Но маскарадом ему пришлось воспользоваться только в одном случае.

Вначале Александр Федорович спешно покинул Зимний дворец – 25 октября, за считанные часы до штурма Зимнего. Формально это не было побегом, Керенский лишь отправился навстречу войскам, причем вполне открыто. Полвека спустя он горячо говорил советскому журналисту Генриху Авиэзеровичу Боровику: «Господин Боровик, ну скажите у себя в Москве! Там же есть серьезные люди! Ну пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые все не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своем автомобиле и в своем обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь. При чем тут женское платье?!»

Что ж, так оно и было. Слова Александра Федоровича подтверждаются документами и мемуарами очевидцев, запечатлевших среди прочего наряд премьера непосредственно перед его отъездом из Зимнего: «Керенский был в широком сером драповом пальто английского покроя и в серой шапке, которую он всегда носил, – что-то среднее между фуражкой и спортивной шапочкой».

Ничего маскарадного, как видите.

Но был и второй побег. Уже самый что ни на есть реальный. Случился он 1 ноября 1917 года, когда уже бывшему премьеру пришлось срочно покидать Гатчинский дворец, где Александр Федорович обосновался после отъезда из Петрограда. Обстоятельства этого маскарада так до конца и не прояснены; есть версия, что воспользоваться чужим костюмом для побега из окруженного дворца Керенскому предложил его адъютант мичман Кованько, человек весьма артистичный по натуре. Версия любопытная, особенно если учесть, что Кованько этот приходится дедом народному артисту России Александру Юрьевичу Домогарову. Но вот что вспоминал о побеге сам Александр Керенский: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки».

В таком одеянии Александр Федорович и покинул дворец. Некоторое время он провел в небольшой деревушке под Лугой, в начале 1918 года ненадолго пробрался в Петроград, откуда отправился в Финляндию – и снова вернулся в свою бывшую столицу. Ожидал, видимо, благоприятных для него перемен. Однако большевики пришли к власти надолго, и Керенский вынужден был покинуть город и Россию.

А история с его гатчинским маскарадом практически сразу стала достоянием широких масс. Уже на следующий день Зинаида Николаевна Гиппиус записала в дневнике: «В чисто-большевистских газетах трактуется с подробностями „бегство“ Керенского. Будто бы в Гатчине его предали изменившие казаки и он убежал на извозчике, переодевшись матросом».

Не будто бы – а точно.

От матросского костюмчика всего лишь шаг до женского платья. И вот что примечательно: родилась эта легенда не в советской России, как можно бы подумать, а за границей. Эмигранты первой волны крайне не любили Керенского, считая его виновником собственных несчастий. Характерный эпизод запечатлен в мемуарах Романа Борисовича Гуля – во время прогулки Керенского по одной из парижских улиц русская дама, шедшая с девочкой, остановилась и громко сказала, указав на бывшего премьера: «Вот, Таня, смотри, этот человек погубил Россию!» Еще показательней тон рассказа Аркадия Тимофеевича Аверченко о Керенском, напечатанного в 1923 году: «Существует прекрасное русское выражение: – Со стыда готов сквозь землю провалиться. Так вот: я знаю господина, который должен бы беспрерывно, перманентно проваливаться со стыда сквозь землю… Но нет стыда у моего господина, и никуда он ни разу не провалился; вместо этого, пишет пышные статьи, иногда говорит пышные речи, живет себе на земной коре, как ни в чем не бывало, и со взглядами встречных перекрещивает свои взгляды, будто его хата совершенно с краю.

А ведь, вдуматься – черт его знает, что взваливает жизнь на плечи этого человека: умер поэт Блок – он виноват. Расстреляли чекисты 61 человека – ученых и писателей – он виноват. Умерли от голода 2 миллиона русских взрослых и миллион детей – он виноват в такой же мере, как если бы сам передушил всех и каждого своими руками. Миллионы русских беженцев пухнут от голода, страдают от лишений, от унижений – он, он, он – все это сделал он.

А мой господин, как говорят хохлы: и байдуже!»

Тут уже не просто нелюбовь – ненависть.

В такой атмосфере и родились слухи о женском платье. Причем времени на разгон легенде потребовалось совсем немного. Уже в 1921 году знаменитый адвокат Николай Платонович Карабчевский, человек весьма преклонных лет, написал в эмигрантских мемуарах: «Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.

Как мне в свое время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времен республики, с мечом в руках. Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.

Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.

Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться. В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно».

Да уж, насолил Александр Федорович своим товарищам по эмиграции!

Большевикам новая байка тоже пришлась по вкусу, хотя они на первых порах постеснялись столь уж откровенно пренебрегать исторической правдой. Сюжет с женским платьем агитпроповцы перенесли в Гатчину, к месту реального маскарада. В 1927 году на литографированном лубке «Бегство Керенского из Гатчины» экс-премьер был запечатлен в женской одежде с характерной подписью: «За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущенных казаков и солдат».

Месье керенский чем стареть. Смотреть фото Месье керенский чем стареть. Смотреть картинку Месье керенский чем стареть. Картинка про Месье керенский чем стареть. Фото Месье керенский чем стареть

Г.М. Шегаль. Бегство Керенского из Гатчины

В конце концов, версия о постыдном бегстве из Гатчины была фактически канонизирована в сталинском «Кратком курсе» истории ВКП(б): «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».

Постепенно миф набрал обороты и проник во все поры жизни советского общества. В кинофильме 1970 года «Посланники вечности» – с музыкой великого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича! – авторы воссоздали сцену бегства Керенского в женском платье, только уже не из Гатчины – из Зимнего дворца. Таким оказался новый виток легенды.

А в картине «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые» (1971) нашлось место задиристым куплетам шансонетки, исполненным Людмилой Марковной Гурченко, с такими вот словами Роберта Ивановича Рождественского:

Между прочим, сам Керенский за кордон

Перебрался в платье женском, миль пардон,

Сбросив женскую одежду и корсет,

Мне высказывал надежды тет-а-тет.

«Извините, мсье Керенский, чем стареть,

Может, лучше за Россию умереть?

Ради чести и престижа, не шучу?»

Он ответил: «Что я, рыжий? Не хочу!»

Этих двух фильмов Александр Федорович Керенский видеть уже не мог. Он ушел из жизни в Нью-Йорке летом 1970 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Кладовые Зимнего дворца

Кладовые Зимнего дворца Кроме Галереи драгоценностей и Бриллиантовой комнаты золотые и серебряные вещи, имеющие несомненное историческое и художественное значение, хранились в кладовых императорских резиденций. Эти вещи активно использовались в повседневной жизни

А как насчет логики?

А как насчет логики? Самый сильный отклик мудрые изречения находят в пустых головах. В пустых усыпальницах — тоже. Поэтому возникает резонный вопрос: а был ли Ньюгрэндж усыпальницей? Идея о том, что это — древняя усыпальница, на страницах специальной научной литературы

Борис Колоницкий Легитимация через жизнеописание: Биография А. Ф. Керенского (1917 год)

Борис Колоницкий Легитимация через жизнеописание: Биография А. Ф. Керенского (1917 год) В 1917 году А. Ф. Керенский и его сторонники создавали разные образы вождя. Некоторые пропагандистские штампы использовались поэтами, писавшими о Керенском: «свободный гражданин»

Глава 41. О презрении всякой временной чести

Глава 41. О презрении всякой временной чести Сын Мой, не прилагай сердца, когда видишь, что другие величаются и возвышаются, а ты — в забвении и в унижении. Возведи сердце свое ко Мне на небеса, и да не опечалит тебя на земле презрение от человека.Господи, в слепоте мы ходим и

Ради чести своего сына

Ради чести своего сына У кумторкалинца Гапура дядя был холост. Однажды Гапур его спрашивает: «В Муслимауле (ныне Атланаул) я приметил одну красавицу. Как смотришь, если поеду за ней?». Уламывать дядю пришлось долго. Наконец, он сдался. Договорились и с невестой. Через месяц

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *