Мешает машина во дворе что делать
Что делать, если припаркованная во дворе машина мешает пройти?
Разбираемся, помогут ли в этом случае в ГИБДД и как наказать нерадивого автовладельца.
— Живу в типичном «панельном гетто» с двором-парковкой. Некоторые водители ставят машины настолько плотно друг к другу, что невозможно пройти. Один человек ещё протиснется, а с коляской уже не пролезть. Куда жаловаться и какие меры можно принять?
Какие документы регламентируют правила парковки
Можно ли наказать владельца мешающего автомобиля?
Можно прибегнуть и к определению Верховного Суда РФ, считает председатель совета дома по ул. Ленина, 20 Валерий Семенищев, хотя зафиксировать факт именно постоянной, а не гостевой стоянки, достаточно сложно.
— Нужно доказать что автомобиль явным образом стоит долго. Проще всего это сделать, очевидно, на примере «подснежника». Нужно сделать несколько фото автомобиля в разные дни на однозначно одном и том же месте, каждое фото сопроводить составлением акта комиссии с участием УК или минимум трёх собственников МКД, на чьей территории расположен автомобиль. Также будет хорошо, если за обозримый период во дворе проводилась уборка снега и авто было не убрано. В этом случае также нужно составить акт комиссии. Помимо этого потребуется и бланк уведомления на подъезде о предстоящей уборке территории от снега с участием трактора.
Также по поводу «подснежников» во дворе можно обращаться в отдел по работе с обращениями граждан городской администрации (тел.: 76-04-28) или в теруправление по вашему району. Но там жалобу возьмут в работу, если автомобиль имеет очевидные признаки заброшенности: у него нет регистрационного номера, проколоты шины, выбиты стёкла и т.д. Правда, эвакуируют «подснежник» тоже не сразу. Сначала в администрации попробуют разыскать владельца машины. Это может занять до полугода.
Вызывать ГИБДД, чтобы эвакуатор отвез машину на штраф-стоянку, стоит в том случае, если она мешает проезду других авто; если одна и та же машина систематически мешает именно проходу пешеходов, можно обратиться к участковому.
Согласно определению Высшего Суда РФ, на придомовой территории возможна только гостевая стоянка (за исключением случаев, когда по решению собственников там оборудована законная парковка), это может быть аргументом в пользу полной очистки двора от автомобилей.
Для эвакуации заброшенного автомобиля можно также обратиться в горадминистрацию, но сначала будут разыскивать владельца машины, это может занять до полугода.
Двор захламлен старыми автомобилями
Живу в многоквартирном доме. У нас во дворе много «автохлама» — машин, которые никто не использует. Эти машины годами стоят на одном и том же месте. Они грязные, ржавые, с каким-то барахлом внутри и спущенными колесами. Еще и место парковочное занимают. Как от них избавиться?
Любой автохлам — это чья-то собственность. Чужую собственность просто так взять и увезти на свалку не получится: для этого нужно основание. Еще в местных законах должно быть написано, как обращаются с такими машинами, возможно ли их утилизировать.
Но ситуация в вашем случае не безнадежная. Очищать дворы от автохлама должны местные власти.
Откуда берутся брошенные автомобили
Бывает, автомобиль становится не нужен владельцу. Например, у него такая неисправность, при которой дешевле купить новую машину, чем чинить старую. Или модель давно сняли с производства. Тогда любая серьезная неисправность ставит автомобиль на стоянку практически навечно: запчасти уже не выпускают и приобрести их нельзя ни за какие деньги.
Такую машину можно отвезти на свалку и сдать на металлолом. Но услуги эвакуатора могут стоить довольно много. Поэтому чаще всего машины откатывают в соседний двор и снимают номера. Что происходит с машиной дальше — владельцам неважно.
Второй вид брошенных машин — это те, что владельцу нужны. Например, хозяин использует машину на стоянке как склад. Или человек в длительной командировке или вообще в тюрьме, поэтому никак не использует автомобиль. Если после возвращения владелец не найдет его, он может заявить об угоне. Когда выяснится, что автомобиль увезли представители администрации, владелец машины может подать на них иск в суд.
Поэтому местные власти не любят убирать со дворов такие автомобили. Машина может выглядеть как хлам, но, если ее уберут без разрешения владельца, он может потребовать компенсацию. Власти об этом знают и по собственной инициативе брошенные машины обычно не трогают.
Как найти основания в законе
Единого закона о борьбе с автохламом в РФ не существует. Это проблема местных властей. Они сами должны принимать нормативные акты о том, как убирать автохлам со двора, какая организация этим должна заниматься и как потом распоряжаться такими автомобилями. В Москве, например, все вопросы с брошенными автомобилями регулируются специальным постановлением Правительства Москвы.
В Санкт-Петербурге владельца брошенного автомобиля могут еще и оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей.
Но в некоторых регионах нет законов, которые позволяют убрать бесхозный автомобиль. Например, в Башкортостане летом 2019 года такой закон в некоторых муниципалитетах республики находился только в стадии разработки. А в Екатеринбурге брошенный автомобиль можно эвакуировать, только если он нарушает правила остановки или стоянки. В таком случае, чтобы машину признали бесхозной, придется обращаться в суд — а это сложно и затратно и по деньгам, и по времени.
Бесхозными признают вещь, собственник которой неизвестен или отказался от права собственности на нее. Обычно такого собственника сначала нужно попытаться найти и узнать его мнение. Но, если хозяин автомобиля извещен о возможной эвакуации и ничего не делает, автомобиль эвакуируют и без разрешения собственника.
Вот пример: в Москве управа Даниловского района обнаружила на своей территории брошенный автомобиль. На нем разместили уведомление о том, что автомобиль могут эвакуировать, если хозяйка не будет его правильно содержать. В мае 2016 года его эвакуировали на специальную автостоянку, но владелица за ним не явилась.
В ноябре того же года управа обратилась в суд с иском. Она попросила признать автомобиль бесхозным и перевести его в городскую собственность. Суд согласился с мнением управы. Хозяйку известили об эвакуации автомобиля надлежащим образом, но она ничего не сделала, чтобы вернуть его. Значит, она отказалась по собственной воле от права владения. Машину признали собственностью столичных властей, а как с ней поступили дальше — неизвестно. Возможно, просто сдали на свалку.
Что делать вам
Не во всех населенных пунктах есть правила эвакуации брошенных автомобилей. Списка городов, где таких правил нет, тоже не существует. Я рекомендую сначала направить запрос в местную администрацию. В нем задайте вопрос: есть ли у местных властей нормативный акт, по которому эвакуируют брошенный во дворе автотранспорт. Вам должны ответить в течение 30 дней.
Если такой регламент есть, действуйте по нему. Мы не знаем, в каком городе вы живете, поэтому расскажем о регламенте Москвы. В других городах порядок и сроки могут быть другими, но в целом механизм будет схожий.
Сначала сообщите в городскую администрацию о брошенном автомобиле. Сделать это нужно заказным письмом или через форму подачи обращений через интернет на сайте местной администрации. Устные обращения к чиновникам не работают, а письменные обращения они обязаны регистрировать и как-то реагировать на них.
Единый портал для обращений есть не везде. Если его нет, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении. Отправить запрос администрации можно и по электронной почте. Адреса есть на сайтах всех муниципальных образований.
Напишите, где находится брошенный автомобиль. Укажите его марку, цвет, опишите техническое состояние — например, колеса спущены, а кузов местами насквозь проржавел. Если на автомобиле сохранились госномера, укажите их. Если нет, напишите об этом. А еще добавьте, что автомобиль занимает парковочное место, захламляет двор и владелец несколько лет его не использует. По возможности прикрепите фотографии.
Когда письмо получат, в администрации должны будут создать комиссию. Представители администрации изучат и опишут брошенный автомобиль. Через ГИБДД попробуют установить владельца и постараются связаться с ним, уведомив его заказным письмом. А еще разместят информацию о нем в печатных изданиях. Транспортное средство переместят на специальную автостоянку для временного хранения, а информацию о месте его хранения передадут в ГИБДД.
Если собственник не объявится или его не найдут, через три месяца автомобиль утилизируют.
Если в вашем городе нет регламента, по которому эвакуируют бесхозный автомобиль, сразу обращаетесь в суд с иском.
В иске просите признать автомобиль бесхозным и передать его в вашу собственность. Если выиграете, сможете сдать машину на свалку и немного на этом заработать. Главное — не трогайте автомобиль до того, как решение суда вступит в законную силу.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как я боролся с теми, кто паркуется на тротуаре
Меня бесят машины, припаркованные на тротуарах. Тротуар — для пешеходов.
За последние два года я два десятка раз жаловался в ГИБДД на автохамов. Вот мои способы борьбы.
Что говорит закон
По правилам дорожного движения оставить легковую машину или мотоцикл на тротуаре можно, только если рядом есть знак парковки и специальная табличка, которая показывает, как именно можно стоять в этом конкретном месте. Если этих знаков нет, стоянка на тротуаре запрещена.
Но есть исключения. Парковаться на тротуаре могут машины специальных служб: полиции, пожарной охраны, скорой — но только если на авто включена синяя мигалка. Двигаться по тротуару могут машины коммунальных служб, а также грузовики с товаром для магазинов и предприятий, но только если по-другому не подъехать.
Кроме того, автомобиль нарушителя могут отправить на штрафстоянку. Тогда водитель заплатит за услуги эвакуатора и за хранение машины — в Москве это минимум 2250 Р в сутки.
Однажды мне надоело обходить машины по газонам и проезжей части, и я решил бороться с нарушителями.
Переговоры
Раньше я старался всегда решить дело миром. Увидев водителя, который припарковался на тротуаре, я подходил и вежливо, без оскорблений просил убрать автомобиль: «Здравствуйте! Могли бы вы, пожалуйста, переставить машину? Она на тротуаре и мешает пешеходам».
Если поблизости были свободные парковочные места, я говорил об этом водителю. Периодически это срабатывало: человек извинялся и отъезжал.
Чаще же мирная тактика не давала результатов. В лучшем случае меня игнорировали, в худшем проявляли агрессию: «Ты кто вообще такой?», «Покажи удостоверение!», «Где хочу, там и стою!». Поэтому переговоры мне кажутся не самым эффективным способом борьбы с автохамами.
Иногда, я слышал, делают так…
Один мой знакомый рассказывал, что можно положить на капот неправильно припаркованной машины газету, а сверху на нее кирпич. Намек водителю вполне прозрачный. Другой товарищ воспитывает автохамов, скручивая ниппели с колес.
Я такого ни разу не делал и вам не советую. Но если вы автолюбитель и, вернувшись к припаркованной машине, обнаружили что-то подобное, задумайтесь.
Звонок в ГИБДД
Вот как выглядел мой обычный диалог с сотрудником ГИБДД :
Называя номер машины, я использовал имена, начинающиеся с тех же букв, что есть в номере. «Анна, один, два, три, Анна, Павел, два, девять» — это А123АП29. На улице часто шумно, а так дежурный все буквы запишет правильно.
Заявление через интернет
Для начала надо сфотографировать машину на тротуаре. По фото должно быть понятно, какая марка у автомобиля, видно его госномер и то, что она стоит именно на тротуаре, где нет знаков, разрешающих парковку. Еще советую включить в настройках фотоаппарата или смартфона отображение даты и времени съемки.
Я старался фотографировать автомобили нарушителей так, чтобы в кадре был какой-то ориентир: например, номер дома или вывеска магазина, чтобы автоинспекторы сразу поняли, где именно припаркована машина.
Если демонстративно фотографировать машину в присутствии водителя или пассажиров, это может им не понравиться. Оценивайте риск: человек, которому плевать на соблюдение закона и комфорт других людей, может быть агрессивно настроен к вам.
Я советую второй вариант: удобно работать с готовым шаблоном. В форме можно просто написать: «Заявление о нарушении ПДД приложено в виде файла, объем заявления одна страница плюс N фотографий». К заявлению прикрепите фото.
Еще придется указать информацию о себе: фамилию и имя, адрес электронной почты или почтовый адрес, куда потом ГИБДД должна отправить ответ.
Жалоба через мобильное приложение
Жители Москвы могут подать жалобу на нарушителей правил парковки через мобильное приложение «Помощник Москвы» — оно есть и для Ай-ос, и для Андроида. С помощью приложения можно сфотографировать машину, припаркованную в неположенном месте, и тут же отправить заявление. Система сама зафиксирует время и место.
В приложении есть рейтинг пользователей — за каждое выявленное нарушение дают 200 баллов. Их можно потратить на оплату парковки, услуг велопроката и проезда в метро.
Похожее мобильное приложение — «Народный инспектор» — могут скачать жители Татарстана. Оно тоже работает как на Ай-ос, так и на Андроиде. Правда, баллов тут не дают.
Установка знака, столбиков или шлагбаума
Даже если машину, занявшую тротуар, увезет эвакуатор, вскоре там может появиться другой автомобиль. Но можно сделать так, чтобы машины в неположенном месте не ставили на стоянку вообще: добиться установки знака, запрещающего парковку, столбиков или шлагбаума у въезда во двор.
Специальные антипарковочные конструкции — заборы, столбики и т. п. — может поставить местная администрация без участия автоинспекции. Конструкции лучше знака: запрет можно проигнорировать, а вот столбик или бетонная клумба мешают заехать на тротуар.
В Москве можно обратиться через интернет в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В Санкт-Петербурге — через сервис «Красивый Петербург» или электронную приемную на сайте правительства города.
Жители Московской области могут обратиться к властям через портал «Добродел», выбрав категорию «Автомобильные дороги». На сайте есть истории, когда жителям удалось добиться установки столбиков и антипарковочных конструкций.
К обращению надо будет приложить фото места, где нужны ограждения. Хорошо, если в кадре будет заставленный машинами тротуар. Можно также добавить схему с отметками мест для установки ограждений — скриншот из «2ГИС » или «Яндекс-карт».
Если речь о тротуаре во дворе дома, рекомендую обсудить антипарковочные конструкции или даже шлагбаум на въезде во двор на собрании жильцов. Правда, это процесс небыстрый. В одной из статей мы упоминали, как заочное голосование жильцов по установке ограждений для парковки длилось три месяца.
Будьте готовы к яростному сопротивлению автовладельцев: им ведь нужно ставить где-то машины. Но сами помните, что машина — это чужое имущество, город не обязан обеспечивать горожан бесплатным местом для хранения имущества. Удобство для автомобилистов не должно означать неудобство для пешеходов.
Запомнить
d1mmmk, респект! Писал неоднократно по поводу парковки на газонах внутри двора в ГИБДД, всегда одна отписка: не наше дело, сделать ничего не можем. Попробую по вашему сценарию пойти.
Victor, а дерево должны были отремонтировать?
d1mmmk, если не трудно выложите форму обращения
d1mmmk, поделитесь пожалуйста образцом заявления в МО. спасибо
Илья, вот это печально. Разве не относится к правилам ПДД?
Вообще считаю, что нужно ввести поощрение для граждан в выявлении таких правонарушений. Выплачивать скажем 30% от взятого штрафа с нарушителя. Кол-во штрафов резко увеличилось бы, ну и, думаю, автохамы бы призадумались.
James, парковки должны быть на границе квартала, а не во дворе. Двор должен быть для людей, там должно быть нормальное благоустройство, а не поля из машин. Только идиоты хотят жить на парковке 😀
Ирина, история действительно печальная. К сожалению, у нас города строят не для людей, вернее не для всех людей и это проблема. От понятия урбанистики наши мэры бегут как будто это ругательство. Надо заниматься просвещением людей. Только активная позиция поможет нам всем сдвинуть это с мёртвой точки.
Niki, теперь все можно делать через приложение МВД. Аналогично,но через приложение МВД добился комфортных прогулок по иратуарам вдоль дома на ЮЗ СПб
Приложение не обновляется с 2019 года. Все пишут, что толком ничего не работает. Как вы отправляете, поделитесь опытом?
Статья апнута старая, теперь понятно.
James, нужно убрать парковки во дворах совсем. Дворы должны быть без машин👍
Yana, приоритет в городе такой: пешеход, велосипедист, автомобилист. В некоторых города первые два пункта меняются местами. Если у нас в 90-е сложилось наоборот, то это скоро пройдет. Автомобиль хозяин на дороге только на магистралях.
Лет 7 назад перестал ставить машину на тротуаре у себя во дворе, начал парковаться по правилам. Встретил сопротивление соседей. Кто-то плевал на стекло, кто-то возмущался в устной форме, ведь машина теперь стояла не на тротуаре, а рядом и площадь проезжей части несколько сократилась. Зато сейчас все паркуются по правилам и тротуаром вновь можно пользоваться. Приятно!
Andy, Не советую так делать, можно попасть на уголовку, если водитель будет достаточно активен в пинании ленивого участкового.
Напишите статистику, скольких из них оштрафовали?
Я один раз подавал заявление на проезд одним быдлом последовательно на два красных сигнала светофора. Так мне такую глупую отмазу прислали, что все сроки истекли месяц назад (хотя нарушение произошло неделю назад). После чего всё желание пропало.
Alexey, скорее всего нарушитель имел связи в ГИБДД, поэтому и написали отмазку.
Я тоже живу в Архангельске и тоже так делаю. За 2018-ый год подал 4 заявления в ГИБДД (отправляю их через сайт с фотографиями). Но я всякий раз в заявлениях дополнительно прошу признать меня потерпевшим по делу об административном правонарушении, т.к. мне при следовании пешим ходом были созданы помехи (препятствия) в движении. Делаю это с перспективой самостоятельного взыскания с нарушителя компенсации морального вреда в свою личную пользу, дабы не только государство в плюс со штрафом уходило. Но на этом месте мозг у людей со Смольного Буяна взрывается)))) Несколько раз меня опрашивали именно как потерпевшего, но потом отказывали в ознакомлении с делом. Дожму этот вопрос через прокуратуру или суд. Но нарушителей они привлекли все 4 раза.
Орка, приоритеты расставляются в рамках существующего ПДД: платная парковка, эвакуаторы, сужение дорог и расширение тротуаров, выделенные полосы для автобусов, пешеходные зоны, велосипедные дорожки, ограничение скорости в городах, новые пешеходные переходы. И в итоге город возвращается пешеходам, изменений в ПДД не нужно.
Andy, ваши методы немного неправомерны. К тому же, бесполезны. Яйцо без скорлупы попросту засохнет и вонять не будет, разве что автовладелец попадает на чистку кондея. Суперклей со стекла оттирается уайт-спиритом
А у автомобилистов в Москве например тоже есть дикая проблема с хамами, которые «запирают» правильно припаркованные авто своими колымагами. Вот это вообще патовая ситуация. Интересно было бы почитать подобную статью про эту проблему.
Спасибо за материал. Хотя при отсутствии системных решений всё выглядит довольно бессмысленным. В Москве это адская проблема. У себя возле дома пробовали вежливо разговаривать, никакого эффекта. А про Помощник Москвы рассказывают, что во дворах не получается им пользоваться, оно активируется только в определённых зонах.
Как законно бороться с водителями, загораживающими проезд
Достаточно частая ситуация во дворах и узких проездах к жилым домам — водители, бросающие свои автомобили так, что остальным участникам движения проехать или пройти не представляется возможности. Если такая ситуация случается регулярно — необходимо предпринимать меры, позволяющие законным способом бороться с нарушителями.
Частный разговор
В первую очередь стоит попытаться найти номер телефона хозяина (многие оставляют его под лобовым стеклом, на сиденье) и вежливо объяснить владельцу ТС, что он перегородил проезд/проход своим автомобилем.
Очень часто такой меры оказыывается достаточно — машина убирается, человек извиняется и проблема решается.
Если перегораживание проезда для других автомобилей происходит регулярно — разговаривать с владельцем ТС стоит на юридическом языке.
Предупреждение о штрафе
Объясните хозяину автомобиля, что при следующем нарушении вызовите сотрудников ГАИ, так как это противоречит правилам остановки или стоянки транспортных средств (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ) и грозит нарушителю пусть небольшим, но все же неприятным штрафом в размере 500 руб.
Если же нарушение случилось в крупном городе федерального значения (Москве или Санкт-Петербурге), — штраф автоматически увеличивается до 2500 руб, что уж является существенной суммой.
Если штрафа нарушитель не боится — напомните, что вместе с сотрудником ГАИ приедет эвакуатор, и дополнительно к штрафу придется оплатить услуги эвакуации и штрафстоянки, так как при пресечении нарушений, предусмотренных ч. 2-4, 6 ст. 12.19, стандартно применяется задержание или принудительная эвакуация ТС.
Вызов сотрудников ГИБДД
Если и регулярные разговоры не помогают — письменно обращаемся в горГИБДД или к участковому инспектору. Здесь нарушение части 8 п.12.4 ПДД, части 4 ст.12.19 КоАП.
В экстренной ситуации, когда нужно уехать, а чужой автомобиль перекрыл выезд — нужно позвонить в службу 02 (с мобильных 002).
Сотруднику, который принял вызов, необходимо сообщить, что вам и другим участникам движения преградили выезд.
По указанному номеру телефона через 5-15 минут с потерпевшим свяжется местное ОВД. Во время звонка необходимо сообщить сотруднику полиции:
В дальнейшем возможны два варианта развития событий. Либо полиция пробивает по базам номер владельца авто, он прибегает, с ним проводят разъяснительную беседу и выписывают штраф.
Либо, если связаться с владельцем у полиции не получилось — машину, скорее всего, эвакуируют. Иногда наряд полиции самостоятельно принимает решение приехать сразу в сопровождении эвакуатора.
Стоимость же эвакуации и штрафстоянки настолько высока, что у нарушителя в ближайшем будущем вряд ли появится желание продолжать перегораживать своим автомобилем проезд и мешать другим участникам движения.