Местное и муниципальное управление в чем разница

Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

— население муниципального образования;

— муниципальные должностные лица.

А муниципального управления только:

— муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы – муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью – муниципальной властью. Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти. Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти – в пределах определенной территории (муниципального образования).

Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти. Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер. Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований. В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии – когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть фото Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть картинку Местное и муниципальное управление в чем разница. Картинка про Местное и муниципальное управление в чем разница. Фото Местное и муниципальное управление в чем разница

Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть фото Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть картинку Местное и муниципальное управление в чем разница. Картинка про Местное и муниципальное управление в чем разница. Фото Местное и муниципальное управление в чем разница

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть фото Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть картинку Местное и муниципальное управление в чем разница. Картинка про Местное и муниципальное управление в чем разница. Фото Местное и муниципальное управление в чем разница

Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть фото Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть картинку Местное и муниципальное управление в чем разница. Картинка про Местное и муниципальное управление в чем разница. Фото Местное и муниципальное управление в чем разница

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Муниципальные органы и органы местного самоуправления: общее и особенное *

Чаннов Сергей Евгеньевич, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы, доктор юридических наук, доцент (г. Саратов).

Правдин Дмитрий Геннадьевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

В статье рассматривается понятие муниципальных органов, которое не имеет в законодательстве четкого разъяснения. Авторы приходят к выводу, что при определенных условиях понятие муниципальных органов следует рассматривать как более широкое по отношению к органам местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление; органы местного самоуправления; муниципальные органы; избирательные комиссии; государственные органы; органы государственной власти; контрольные органы.

In article the concept of municipal bodies which has no in the legislation of an accurate explanation is considered. Authors come to a conclusion that, under certain conditions the concept of municipal bodies should be considered as wider in relation to local governments.

Key words: local government; local governments; municipal bodies; election committees; state structures; public authorities; control bodies.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ (в ред. от 24.07.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.

Следует отметить, что и Конституция РФ не предусматривает существование муниципальных органов, не являющихся органами местного самоуправления. В числе органов публичной власти Конституция называет только органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

Вполне естественно, что появление в законодательстве термина «муниципальный орган» повлекло в юридической муниципально-правовой науке за собой достаточно много попыток прояснить этот феномен, причем, как правило, публикации по данной тематике носили преимущественно критический характер. Суть их сводилась в общем к следующему.

Астафичев П.А. Муниципальное право России: Учеб. пособие. М.: РИОР, 2010. С. 188.

Гревцов Ю.И., Хохлов Е.Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2006. N 5. С. 4.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. И.В. Бабичева и Е.С. Шугриной. М.: Норма, 2010. С. 349.

Разумеется, описанное выше является не более чем преувеличением, доведением ситуации до абсурда. Однако это наглядно показывает, к чему могут привести попытки законодателей вольно обращаться с нормативным материалом в желании обойти конституционные нормы.

Мы, однако, не ставим в данном случае задачу убедить кого-либо в необходимости немедленной ликвидации ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с тем чтобы вернуть муниципальные избирательные комиссии в систему органов местного самоуправления. Цель наша иная: уж коли термин «муниципальный орган» применительно к избирательным комиссиям муниципальных образований уже введен в правовое поле, нельзя ли дать ему теоретическое обоснование, с тем чтобы ограничить его какими-либо критериями и избежать бесконтрольного применения? Представляется, что достижение ее в принципе возможно, однако, разумеется, оно также требует определенных законодательных решений.

Прежде всего в таком случае необходимо определить: если муниципальные органы отличаются от органов местного самоуправления, то в чем может заключаться это отличие? В связи с этим представляется допустимым обратиться к теориям конституционного и административного права, в которых также используются два разных термина, характеризующих организацию субъекта государственного управления: «орган государственной власти» и «государственный орган». Разумеется, аналогия между органами государственной власти и государственными органами, а также органами местного самоуправления и муниципальными органами соответственно не является прямой, однако проведение ее вполне возможно. Для установления критериев отграничения органов местного самоуправления от муниципальных органов необходимо задаться вопросом: в чем же заключается отличие органов государственной власти от государственных органов?

Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Статут, 2002.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Правовые акты муниципальных органов в этом перечне не названы.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 1997.

Таким образом, можно сделать вывод, что признаками муниципальных органов, отличающих их от органов местного самоуправления, является, во-первых, невхождение в систему представительной и исполнительной власти на местном уровне, во-вторых, наличие только у органов местного самоуправления возможности издавать нормативные правовые акты. Представляется, что в случае закрепления четкого определения понятия муниципального органа в федеральном законодательстве о местном самоуправлении с указанием выделенных признаков отпадет возможность бесконтрольного расширения их перечня. Вместе с тем здесь нельзя не отметить, что при использовании такого подхода статус муниципальных органов, по-видимому, получат и контрольные органы муниципальных образований. Собственно же органами местного самоуправления в таком случае будут считаться представительный орган муниципального образования, а также местная администрация и иные исполнительные органы муниципального образования, наделенные собственной компетенцией по изданию муниципальных нормативных правовых актов.

Источник

Сравнительный анализ понятий «муниципальное управление» и «местное самоуправление»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Муниципальное управление – это вид деятельности, осуществляемый выборными и иными органами местного самоуправления с целью управление муниципальным имуществом, объектами муниципального хозяйства, формирования и исполнения муниципального бюджета.

Местное самоуправление – это организация деятельности населения муниципального образования, направленная на обеспечение самостоятельного решения гражданами вопросов, имеющих значимость для них, управление муниципальным имуществом согласно интересам жителей определенной территории.

Сущность муниципального управления

Муниципальное управление представляет собой реализацию муниципальной власти, представляющую собой разновидность публичной власти. В основе муниципального управления находится властный характер отношений, осуществляемых в рамках определенной территории и формирующих связи населения муниципального образования и представителей этой власти.

Результатом муниципального управления является оказание целенаправленного упорядочивающего воздействия органов муниципальной власти на муниципальное образование для обеспечения роста качества и уровня жизни населения муниципального образования.

Муниципальное управление характеризуется следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой одну из основ, формирующих конституционный строй России, признаваемую, гарантируемую и осуществляемую на всей территории страны.

Местное самоуправление представляет собой форму реализации населением своей власти, которая обеспечивает в рамках законодательства ответственное самостоятельное решение гражданами вопросов, имеющих значимость для них на местном уровне, исходя из их интересов, исторических и других местных традиций. Реализация местного самоуправления осуществляется либо в непосредственной форме, либо посредством органов местного самоуправления.

Формами участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления являются местный референдум, муниципальные выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

Международное законодательство и федеральное законодательство России наделяет иностранных граждан, преимущественно или постоянно проживающих на территории муниципального образования, правом на осуществление местного самоуправления.

Российское законодательство в целом не допускает возможности ограничения прав населения на осуществление местного самоуправления. Однако существуют исключения, к которым относятся:

Правовая база местного самоуправления формируется общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, российской Конституции, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, региональных законов, конституций регионов и их уставов, уставов муниципальных образований, решений местных референдумов и сходов граждан, муниципальных правовых актов.

Сравнение муниципального управления и местного самоуправления

Основной отличительной особенностью понятий муниципального управления и местного самоуправления является то, что термин «местное самоуправление» закреплен в российском законодательстве, в то время как термин муниципальное управление чаще применяется в специальной литературе.

В целом к сравнению понятий местного самоуправления и муниципального управления применяются разные подходы, обусловленные наличием разных мнений.

В основе оценки различий муниципального управления и местного самоуправления находятся субъекты их осуществления. В первом случае речь идет о муниципальных органах управления и муниципальных должностных лицах. Во втором случае список субъектов существенно шире за счет того, что помимо муниципальных органов управления и муниципальных должностных лиц включает в себя все население муниципального образования.

Сходство терминов «муниципальное управление» и «местное самоуправление» наблюдается по категории «объект», в качестве которого выступает муниципальное образование.

Термин «местное самоуправление» следует признать более широким понятием по сравнению с термином муниципальное управление.

Также в качестве отличительной особенности можно признать состав главных действующих лиц. В случае местного самоуправления главным действующим лицом является население муниципального образования, которое осуществляет это управление в непосредственных формах или опосредованно, то есть через систему органов муниципального управления, должностных лиц муниципального управления. В случае муниципального управления роль главного действующего лица достается органам муниципального управления и муниципальным должностным лицам.

Термин «местное самоуправление» определяет источник власти, под которым подразумевается местное сообщество, а также принципы организации муниципального управления. В основе данного термина находится общественная природа местной власти. Данный термин не ограничивает власть рамками определенной территории, подчеркивая лишь местный характер власти.

Источник

Понятия «местное самоуправление» и муниципальное управление»

Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

В связи с тем, что муниципальное управление осуществляют только органы местного самоуправления, наделенные на это соответствующими полномочиями, следует, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами местного самоуправления. Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, оттого, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.

Прежде всего, имеется в виду, взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов местного самоуправления) с управляемой системой (муниципальным образованием). Однозначно можно сказать, что субъект муниципального образования не может существовать без соответствующих управляемых объектов (просто теряется смысл их существования вообще) и только в совокупности они могут образовывать систему муниципального управления. Последняя, призвана, обязательно охватывать:

А) организацию и функционирование субъекта управления – органов местного самоуправления (управляющую подсистему);

Б) структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (управляемой подсистемой);

В) компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия либо участвуют в их формировании.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципального управления субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления). Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.

Источник

Разница между местным и государственным самоуправлением

В современных государствах есть два основных типа административно-политического самоуправления — местное и государственное. Что их характеризует?

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление, если говорить о российской системе власти, — это механизм выстраивания административно-политического управления в муниципалитетах — городах, округах, а также районах. Население соответствующих населенных пунктов и территорий самостоятельно избирает органы власти — законодательно-представительные (например, в виде городских или районных советов) и исполнительные (которыми чаще всего являются администрации, имеющие своих глав).

Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть фото Местное и муниципальное управление в чем разница. Смотреть картинку Местное и муниципальное управление в чем разница. Картинка про Местное и муниципальное управление в чем разница. Фото Местное и муниципальное управление в чем разница

Ключевая задача местного самоуправления — эффективное решение вопросов социально-экономического развития конкретного муниципалитета. Органы власти на соответствующем уровне имеют свой собственный бюджет, который может пополняться местными налогами, издают местные законы. Можно отметить, что в России приличный объем финансирования муниципалитеты получают также в виде субвенций и дотаций, направляемых со стороны государства.

По Конституции РФ местное самоуправление отделено от государственного. То есть глава администрации того или иного города формально не подотчетен, к примеру, премьер-министру России или главе субъекта РФ. Однако стоит отметить, что местные законы не должны противоречить тем, что изданы на уровне государственной власти. Поэтому на уровне нормативного регулирования субординация между муниципальными и государственными органами все же сохраняется.

Что такое государственное самоуправление (управление)?

Надо отметить, что термин «государственное самоуправление» практически не употребляется, поскольку он не вполне корректен. Правильно говорить «государственное управление», представляющее, если речь идет о системе власти в РФ, механизм выстраивания административно-политического управления в субъектах РФ, а также в масштабах всей страны в целом.

Государственная власть в России, таким образом, делится на 2 уровня — федеральный и региональный. Соответствующие им органы избираются населением всей страны или жителями конкретного субъекта РФ.

Главная задача государственного управления — эффективное решение вопросов социально-экономического развития страны в целом с учетом особенностей отдельных регионов. Поэтому органы власти в субъектах РФ, в отличие от муниципальных, работают не самостоятельно — они выполняют функции государственного управления наряду с федеральными структурами.

В некоторых аспектах региональные власти сохраняют автономность от федеральных. Например, парламенты в субъектах РФ независимы от высшего законодательного органа в РФ — Госдумы. Регионы РФ также имеют собственные бюджеты, издают законы (которые не должны противоречить федеральным). Однако правительства и министерства субъектов РФ полностью подотчетны соответствующим исполнительным структурам на уровне российской федеральной власти.

Сравнение

Главное отличие местного самоуправления от государственного — в масштабах решаемых задач. В первом случае власти занимаются проблемами, характерными для конкретного муниципалитета. Органы государственной власти, в свою очередь, решают задачи общенационального уровня — с учетом интересов конкретных регионов.

Можно отметить, что оба вида административно-политического управления, учрежденных в России, довольно близки между собой по форме. Нередко муниципальные органы власти отождествляются населением города или района с государственными. Но следует понимать, что по Конституции РФ первые — независимы от вторых.

Определив то, в чем разница между местным самоуправлением и государственным управлением, зафиксируем соответствующие ей критерии в таблице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *