Местное самоуправление это что простыми словами
I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление
1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?
Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).
2. Что такое муниципальное образование?
3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?
С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.
4. Что такое органы местного самоуправления?
5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?
Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.
В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.
— участие граждан в местных референдумах;
— участие граждан в собраниях (сходах) граждан;
— обращение граждан в органы местного самоуправления;
— самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;
— иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).
6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?
Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.
7. Кто такой глава муниципального образования?
В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.
8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.
Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.
Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.
9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?
В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законами Калининградской области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.
Круг решаемых вопросовНазначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.
Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения Круг рассматриваемых вопросов: Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции. Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие: Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе. Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти Устав органов местного самоуправленияЭтим документом устанавливаются следующие позиции: Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.
Объекты собственности и денежные средстваМуниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие: Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации. Прибыль поступает из следующих источников: Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний. Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией Круг предоставленных полномочийПредставители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.
Нормативные документы действительны сразу после обнародования. Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал: Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”. Органы местного самоуправления в системе публичной властиОбщественная власть построена по 2-уровнему принципу: Последний повсеместно представлен на территории РФ. Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований
Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки Административная структура формируется представительным органом Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы. Видео — Местное самоуправлениеМестное самоуправление — что это, функции, права и обязанностиЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки). Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления. Местное самоуправление — это …Разберем термин «местное самоуправление» дословно: Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории. Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом. В чем заключается суть местного самоуправления: При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета. Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета. А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО). Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО. Местное самоуправление как субъект структуры властиПроанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.
На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке: Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке. Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение. Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении. В данном документе прописаны следующие моменты: Органы местного самоуправленияМестное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие. Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д. Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО. Глава МСУ избирается населением или представительным органом. Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов. Какие вопросы решает местное самоуправлениеОсновные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16): Формы местного самоуправленияДалее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них. Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта). Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению. Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек). Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению. Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу. Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением. Краткое резюмеМестное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих. Читайте наш блог, получайте новую информацию! Автор статьи: Елена Копейкина Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru Эта статья относится к рубрикам: Комментарии и отзывы (2)Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер. Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90 Местное самоуправлениеМестное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. [1] В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. [2] СодержаниеТеория местного самоуправленияМестное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления. В РоссииИсторияК идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу. Правовые основыМестное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют: Компетенционные основыВ соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления. Формы осуществленияВ соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления: Территориальные основыМестное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом. Организационные основыОрганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления: В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления: В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан. Экономические основыЭкономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться: Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем). Межмуниципальное сотрудничествоВ целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций. В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.
|