Метафора что еще есть
Метафора — новое значение старых слов и примеры использования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.
Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.
Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.
Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:
Определение термина и примеры метафор
Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.
Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:
«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»
Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.
Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:
Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.
Метафоры в литературе
Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
Разновидности метафор в примерах
Все метафоры принято делить на несколько видов:
Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.
Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Метафоры среди нас
Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:
Очень много метафор в знакомых всем поговорках:
Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».
Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.
Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Маленькая поправка: кистень — это палка с тяжелым железным ежиком на цепочке.
Муравьи в штанах — это не о подростках и не о сексе. Это о детях. О подвижных и активных детях, маленьких детях. которые не хотят сидеть на месте. «Муравьи в штанах» не дают сидеть детям на месте, щекочут и поэтому дети бегают, ерзают.
Метафоры делают речь, причем как письменную так и устную, богатой и витиеватой. Но, нельзя злоупотреблять этим приемом, иначе меткие и уместные образные выражения превратятся в банальность и излишества.
Метафора сама по себе довольно многогранна. Хотелось бы,чтобы автор привёл побольше примеров из разных источников литературы, а то как-то скудно всё описано.
Спасибо за статью! Всё понятно.
как отобрать у ребенка конфету. Метафора, аллегория?
Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте
Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».
Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.
Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».
Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.
Типы метафор
Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».
Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».
Про стихотворение Фроста
Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.
Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.
Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.
И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.
Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.
Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.
Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.
Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».
Зачем нужны метафоры
Если учитель спросит, скажите так:
Метафора — что это такое в литературе и обычной речи с примерами
Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь. Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.
Виды метафор
В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:
Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.
Метафоры также могут быть:
Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.
Примеры метафор, используемых в повседневной жизни
Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:
Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» — получить по голове.
Метафоры в произведениях русских классиков
Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души. » («Село Степанчиков и его обитатели»).
Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.
Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.
Метафора. Примеры и отличия от других тропов
Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.
В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.
Определение термина
Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;
смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Разновидности метафор на примерах
В русском языке следует выделять подобные разновидности:
Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Примеры литературных метафор
Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.
“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)
“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)
«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)
“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)
“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)
Метафоры в киноиндустрии
Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.
Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.
Метафоры в рекламной индустрии
Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.
Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:
“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)
“На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)
Литературные тропы в дизайне: метафоры и их разновидности
С помощью визуальных образов дизайнеры, иллюстраторы и фотографы рассказывают истории. Метафоры — это то, что делает истории интересными. Давайте посмотрим на различные литературные приёмы и попробуем применить их в дизайне.
Метафорой мы пользуемся, когда переносим значение с одного объекта на другой по сходству, например: письмо прилетело в почту. Процесс перемещения по воздуху применяется к письму, которое таким свойством не обладает. Конечно, тут можно поспорить и сказать, что это больше похоже на сравнение (письмо сравнивается с самолётом), но мы эти два понятия разделять не будем.
Пример метафоры на сайте «Почты России»
Метафора с летящим письмом — простая и понятная, поэтому она хорошо работает в дизайне сайтов. Посетитель быстро считывает информацию и понимает, что посылка прибудет быстро.
Метафора зависит от контекста. Если мы получаем сообщение в Telegram о том, что письмо прилетело, мы проверяем электронную почту. Если в электронной почте нам пишут, что письмо ушло, через несколько дней мы проверим почтовый ящик.
Чтобы написать письмо, мы нажимаем плюс в почте, и похожий плюс создаёт новый контакт в телефонной книге. При проектировании интерфейсов нужно учитывать контекст.
Чего не нужно делать, так это бессмысленно вставлять иконки на каждый сайт, в раздел с преимуществами, например. Обычно иконки выглядят так:
У таких иконок два недостатка: они дублируют заголовок и не учитывают контекст. Значит, никакой самостоятельной ценности они не несут.
Метафора должна работать сама по себе. Для проверки попробуйте убрать текст и оставить одну иконку.
Иконки не учитывают контекст. Без текста ни звёздочка, ни лесенка не считываются
Иконки скутера и сумки используются в контексте. Иконки понятны и без текста
Алена Белякова, арт-директор медиа «Батенька, да вы трансформер», рассказала БВШД, как она работает с иллюстрациями в текстах. Её принцип можно применять в любом дизайне:
Я читаю текст и подбираю слово-метафору, которое могло бы описать прочитанное. Мне важно уловить настроение материала: это что-то тревожное? Манящее? Воодушевляющее? Коллаж или иллюстрация?
После того как в голове складывается примерный образ, я вспоминаю, кто из наших иллюстраторов работает в такой технике или стилистике, и пишу ему напрямую.
Сервисы по подбору синонимов и ассоциаций:
Остальные тропы и приёмы писателей тоже могут помочь в дизайне.
В отличие от метафоры, метонимия основана на переносе смежных значений, которые друг на друга не похожи. Например, когда мы говорим «книжная полка растёт», мы имеем в виду, что растёт количество книг, а не сама полка, но для простоты мы объединяем их, потому что книги лежат на полке. То есть метонимия соединяет понятия по общему местоположению, времени, выполняемому действию и другим смежным признакам.
Метонимию можно использовать, когда возникает новая технология, которой не было до этого, чтобы провести связь между реальным миром и миром интерфейсов. Так бумажные стикеры на доске для Scrum превращаются в карточки в Trello.
Когда технология только появляется, мы можем в точности переносить объекты из реального мира в интерфейсы — это называется скевоморфизмом. Так пользователям проще привыкнуть к новой технологии. Яркий пример — интерфейс iBooks с книжными полками.
Это применимо в самом начале, пока пользователи ещё не привыкли, потом на первый план выходят простота, отсутствие визуального шума, скорость доступа и сокращение операций для достижения результата.
В Wired Клив Вильямс охарактеризовал скевоморфизм как элементы дизайна, основанные на старомодных физических объектах, которые привязывают дизайнеров к объектам из прошлого и мешают инновациям.
Если вам нужно сделать дизайн какого-то приложения, найдите примеры из реального мира, которые хорошо работают. Подумайте, как их можно перенести в интерфейсы.
С помощью метонимии (или синекдохи — её частного случая) мы объединяем смежные объекты во что-то большее или, наоборот, сужаем поиск до отдельной составляющей, например, как с шестерёнкой, обозначающей настройки. Поиграйтесь с масштабом и поищите решение там.
Аллегория — это изображение абстрактного понятия с помощью какого-то отвлечённого образа или сюжета. Розенталь пишет, что функция аллегории — показать сложное через простое. Если вам нужно объяснить сложные слова вроде безопасности, сотрудничества, синергии, без аллегорий не обойтись. Например, медведь может означать защиту.
В отличие от метафоры или метонимии, у аллегории нет сходства или смежного признака с понятием, связь основана только на образе. Вокруг мощной аллегории можно строить любое общение с клиентом — баннеры, иконки, рекламу, рассылка, текст — всё будет соответствовать единому образу.
Плохо, когда аллегория получается слабая. Сотрудничество изображают через рукопожатие, клиентоориентированность — с помощью улыбчивого менеджера. Можно открыть Shutterstock и увидеть достаточно слабых аллегорий.
» data-image-author=»Источник: Shutterstock» data-image-src=»https://leonardo.osnova.io/017307fa-4b93-0225-75c1-cd4c18bdbfe8/»>
Модель Энн Софи — главное лицо контакт-центра любой компании
Проблема этих аллегорий в том, что за вашей компанией не стоит единого и узнаваемого образа, который вы можете транслировать везде. На фотостоках можно найти удачные примеры, просто нужно правильно искать. Мы уже писали, как с ними работать.
Чтобы научиться подбирать мощные аллегории, потренируйтесь на абстрактных примерах. Виктор Меламед в лекции о визуальных метафорах давал такой текст: «Каждый день в мире исчезает по одному языку. Умирает последний носитель этого наречия, и язык перестает существовать». Ответьте на вопрос: «Язык — это что? Как можно его изобразить?».
Выбор метафоры зависит от задачи и от того, уместна ли она. Элементы интерфейса можно разделить на две группы.
Для иконки в приложении, которая имеет практическую цель, метафора должна быть прозрачной. Чтобы поменять настройки, пользователь будет искать шестерёнку, а для поиска — лупу. Такой образ должен считываться сразу, без пояснений. Если дизайнер попытается создать новый образ для поиска, он будет неочевиден для пользователя и отдалит его от цели.
На странице услуги слишком прозрачная метафора граничит с дурным тоном.
Визуальные метафоры к банковским продуктам чаще всего лежат на поверхности. Зайдите на сайт конкурентов, на странице кредитов вы с большой вероятностью увидите машину и дом, а на странице депозита стрелочки и стопку монет.
На сайте «Сбербанка» мы использовали метафоры при создании иконок и баннеров. Для банковского перевода ассоциацией первого уровня был бы смартфон и стрелочки. У нас мешок с деньгами иллюстрирует текст, крылышки показывают движение. Деньги не просто лежат на счёте, а движутся.
Метафорой вклада может быть концепт роста: гора, человек, взбирающийся на вершину. Гора по форме напоминает график, показывающий динамику роста инвестиций.
Баннер на сайте нашего клиента ВТБ
Для баннера, который ведёт на страницу кредитов, мы выбрали метафору времени, «удачный момент» взять кредит показали через часы. Мы подразумеваем, что удачный момент не переносится, любой час может стать счастливым, и не надо откладывать что-то хорошее на потом.