Метафорические ассоциативные карты что это и как работает
МАК-терапия – простой инструмент для самопознания
Метафорические ассоциативные карты
Значимость данных карт заключается в том, что они помогают понять чувства и мысли, которые человек не может описать. Эти карты могут использоваться человеком самостоятельно для самоанализа. Обучение этому делу не отнимает много времени. Но чаще всего карты применяются профессиональными психологами, которые помогают проработать человеку его переживания.
Уникальные свойства метафорических ассоциативных карт
МАК появились в 1975 году благодаря художнику из Канады и игроку в покер Эли Раману, создавшему колоду карт со своими картинами. В 1983 году Эли Раман встретился с психотерапевтом из Германии Моритцом Эгетмейером и презентовал свое изобретение. Моритц придумал вариант использования карт в психологической терапии. И именно он стал выпускать наборы карт в дальнейшем.
Уникальные свойства МАК:
Виды МАК
Основные методы использования карт:
Во многих случаях использовать карты для самопознания очень полезно. Порой человек не видит своих проблем и их причин, хотя они могут лежать как на поверхности, так и глубоко внутри. Разобраться с негативными эмоциями и чувствами помогают также различные психологические тренинги и курсы. Например, Викиум предлагает интересный и эффективный курс «Детоксикация мозга», позволяющий разобраться в себе, понять свои мысли и избавиться от негатива, мешающего достигать цели.
Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Как применять метафорические карты в обучении
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Карты для развития soft skills
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
Карты для проработки сценариев поведения
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.
Как работать с метафорическими картами? Основные принципы, стратегии и техники
Основную информацию о метафорических картах вы можете узнать из нашей статьи «Что такое метафорические ассоциативные карты и с чем их едят? Механизмы воздействия и основные способы работы». В этой статье мы уделим внимание более глубокому изучению этого инструмента психолога, в частности основным принципам работы, стратегиям и техникам, а также рассмотрим возможности применения игровых платформ (на примере игровой платформы Татьяны Ушаковой «Дорога к…»).
Принципы работы с метафорическими картами
На изображении представлена карта из колоды «Из сундука прошлого»
Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:
1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки диагноза. Карты могут давать информацию о человеке, психолог может интерпретировать ее, выдвигать свои гипотезы.
2. Метафорические карты – это средство взаимодействия с клиентом, инструмент работы психолога. А это значит, что успех работы с таким инструментом зависит в первую очередь от навыков и профессионализма психолога.
3. При работе с метафорическими картами важно не давать клиенту подсказки, собственные интерпретации. Имеет значение лишь собственный выбор и понимание клиента.
4. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику.
5. Не стоит делать выводы на основе выбора клиента, нельзя этот выбор оценивать, так как он не может быть «неверным» – для клиента это лишь шаг к пониманию себя.
Общие стратегии работы с метафорическими картами
На изображении представлена карта из колоды «Это все о нем»
Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:
Произвольный, открытый выбор карты – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.
Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:
работу с картами-изображениями (рисунками, фотографиями);
работу с картами-словами (или словосочетаниями, фразами).
Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карт. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент САМ захочет ее выполнить. Добавить карточки со словами можно, конечно, прямо на первой же встрече. Но! Только если клиент захочет это сделать.
Техники работы с метафорическими картами
В нашей предыдущей статье о метафорических картах мы уже писали, что каждый психолог составляет свой собственный план работы с метафорическими картами. Ориентируясь на конкретную ситуацию, психолог выбирает колоду (а может даже несколько), стратегию и различные техники. Приведем примеры некоторых техник:
Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами, с разных точек зрения. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;
Озвучивание – наполнение выбранных карт звуками, музыкой. Можно спросить клиента «какая музыка сейчас звучит?», «каковы голоса персонажей?» и т.д.;
Раскрашивание – после выбора карты клиентом, можно попросить клиента представить, что карточка нарисована простым карандашом, и предложить ему раскрасить ее на свое усмотрение, используя любые цвета;
Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему, и ведет с ней диалог;
Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карте. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
Режиссура – клиенту предлагается организовать, «режиссировать» представление, героями которого станут изображенные на карте персонажи;
Расширение рисунка – выбранная клиентом карта кладется на середину чистого листа бумаги. Клиенту предлагается продолжить рисовать таким образом, чтобы был заполнен весь лист.
Это лишь некоторые техники из множества существующих. Получив опыт работы с картами, психолог может разрабатывать свои техники и даже комбинировать метафорические карты с другими инструментами. Как пример можно рассмотреть игровые платформы, которые соединяют в себе преимущества метафорических карт и игрового формата.
Что такое игровые платформы?
На изображении представлена игра с использованием игровой платформы «Полярная звезда»
Игровые платформы – это игровые поля, своего рода обрамление для проведения психологической работы, индивидуальных консультаций и групповых занятий. В основе лежит работа с визуальными ассоциациями, метафорой, работа с метафорическими картами. Игровые платформы отличаются от «настольных игр» в первую очередь тем, что здесь на первом месте стоит психологическая работа, а не сама игра, т.е. нет проигравших и победителей, а при обсуждении есть возможность провести параллели между тем, что происходило в игре, и тем, что происходит с человеком в реальной жизни. Платформы предоставляют разные психологические возможности, сохраняя при этом такие важные атрибуты игры, как азарт, интрига и возможность проявления эмоций.
При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их по запросу клиента. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе набор метафорических карт.
Преимущества игровых платформ
Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление участников;
Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен участникам;
В игровой атмосфере людям легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;
Игру человек видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности. Одна из задач психологической работы в целом – помочь клиенту ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. Достичь успешной реализации этой задачи и помогает формат игры.
Рассмотрим вариант такого способа работы с метафорическими картами на примере игровой платформы «Дорога к…», автор – Татьяна Ушакова.
«Дорога к…»
Игра может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Она предназначена для людей разных возрастов, начиная с подросткового. Специалист может использовать игровую платформу по своему усмотрению, создавая свои собственные варианты игры.
Образ дороги связан в нашем сознании с активностью, движением, процессом. Игра называется «Дорога к…», так как в ее основе лежит метафора достижения цели, движения в сторону желаемого результата. Двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог, клиент открывает разные карты с изображениями и словами, и эти карты становятся для него метафорой того или иного участка его пути к цели.
Поскольку суть игры не в соревновании, а в размышлении о себе, то важной частью игрового процесса является определение и акцентирование той части себя, которая и становится предметом размышления. Фактически это формулирование запроса, с которым клиент приходит к психологу, ведь игра в нашем случае является лишь одной из форм психологической работы. Обсуждение запроса происходит до начала игры. В дальнейшем, по ходу игры и после ее окончания, все происходящее анализируется и рассматривается именно с точки зрения проблемы клиента. Запросы должны быть написаны на стикерах и прикреплены на игровом поле на финише. Важно, чтобы все игроки чувствовали себя в безопасности, поэтому если кто-то из них не хочет, чтобы другие видели его запрос, то имеет право не показывать его никому. Но принципиально важно его сформулировать и записать.
Игрокам важно не только описать желаемую цель, но и визуально представить ее. Поэтому их просят подумать о своей цели (мечте) и представить, как будет выглядеть их жизнь, когда цель будет достигнута. Помимо этого они могут в открытую выбрать из используемой в игре колоды карту, отражающую для них образ исполненной мечты. Они могут рассказать про нее, могут положить перед собой в открытом виде, а могут ничего этого и не делать.
Для участия в игре каждому необходимо «сотворить» свою собственную фишку, которая будет передвигаться по полю. Фишкой может быть стикер, на котором игрок рисует свой символ, или фигурка, слепленная из пластилина. Фишки могут отражать разные стороны личности игроков: например, их сильные стороны, настроение или желаемый образ.
Задача участников – пройти свой путь от старта до финиша. Это можно сделать, двигаясь по одной из нарисованных на поле дорог. Их, как полагается в сказках, три: одна длинная, другая короткая, третья – средняя. Понятно, что у каждой дороги есть свои плюсы и минусы. На короткой дороге больше рисков и опасностей, на длинной их меньше всего.
На изображении представлено поле игровой платформы «Дорога к…»
Ход определяется броском кубика. В игре задействовано два кубика, и в некоторых случаях кубик можно выбрать, а в некоторых нельзя:
Игрок, передвигающийся по длинной дороге, перед каждым ходом имеет право сам выбрать кубик, который он будет бросать. Бросая малый кубик (на гранях которого только одна, две или три точки), игрок имеет возможность продвинуться максимум на три клетки вперед, бросая большой кубик (на его гранях шесть вариантов – от одной точки до шести) – на все шесть.
Идущий по средней дороге игрок получает право выбора после того, как достигнет середины пути. До этого он может перемещаться, только кидая малый кубик.
Тот, кто идет по короткой дороге, бросает исключительно кубик с тремя точками.
Каждая дорога состоит из «участков пути» – незакрашенных полей, на которые игроки ставят свои фишки. Оказавшись на пустом участке, игрок должен «заполнить» его – положить на него метафорическую карту либо с изображением, либо со словом (это зависит от того, на какой именно участок попадает фишка игрока).
Когда игрок сделал ход, его задача – вытащить вслепую одну карту и положить ее на тот участок дороги, на котором он оказался. И здесь начинается психологическая работа, в основе которой лежит работа с метафорическими картами. Карта становится предметом для диалога игрока и ведущего. Основной вопрос для обсуждения: как эта карта отражает твое движение к финишу (цели, мечте)?
На каждой из дорог есть особые участки. Они обозначены как «Поддержка», «Неожиданный ресурс» или «Препятствия». Попав на подобный участок, игрок так же, как и во всех остальных случаях, вытягивает карту из колоды, кладет ее на пустую клетку, а затем пропускает ход. Когда же ход «приходит» к игроку снова, его задача – рассказать о доставшейся ему карте именно с точки зрения возможной поддержки, неожиданного ресурса или препятствия. Пропуск хода, с одной стороны, создает игровую интригу, с другой – дает участнику время рассмотреть карту и обдумать вопрос.
На пути от старта до финиша участникам встречаются участки, замедляющие темп их движения: на это указывают пунктирные тропинки, уводящие игрока с основного пути. В случае, если фишка игрока попала на участок, откуда отходит такая тропинка, его ожидает встреча с чем-то, находящимся вне траектории его движения. И встреча эта предписывает ему трансформироваться, изменить свой внешний вид. Пока остальные продолжают делать ходы, игрок вносит изменения в свой рисунок или в свою пластилиновую фигурку. И только изменившись, он может вернуться на тот участок, который «сбил его с пути».
Тропинки ведут на клетки разного цвета (красного, зеленого или синего), но в правилах никакого специального значения этим цветам не приписано. Однако ведущий может наделить эти клетки разными свойствами (в зависимости от цвета). Например, красная клетка может обозначать необходимость переписать запросы, синяя – необходимость изменить только маленькую деталь своей внешности, а зеленая – необходимость трансформироваться радикально. И как всегда, важно поразмышлять о том, что все это значит для игрока.
На длинной дороге есть и еще одна специальная клетка – черная. Эта особая часть пути, но никаких фиксированных свойств ей также не приписано. Какими свойствами она будет обладать – выбор ведущего. Можно назначить ее «Поворотом на 180 градусов» (в таком случае попавший на нее участник игры должен будет развернуться и пройти назад по той же дороге определенное количество ходов) или же «Необходимостью перейти на другую дорогу». Главный смысл этой клетки – возможность поговорить об изменении пути, о каком-то неожиданном повороте.
Игрок заканчивает игру тогда, когда значение выпавшего кубика обеспечивает ему попадание именно на клетку «Финиш». Игра может развиваться по-разному, но важно, чтобы до финиша добрались все игроки.
Важным этапом работы с игровой платформой, в том числе и в групповом формате, является этап обсуждения по завершении игры. Этот этап работы нельзя сокращать. Необходимо сопоставить с реальной жизнью участников те выводы, идеи и смыслы, которые были обнаружены в игровом процессе. Иначе есть риск, что игра может остаться для участников просто развлечением, приятным времяпрепровождением, что допустимо в традиционных играх, но неприемлемо в психологической работе. Обсуждение игры фактически выполняет функцию шеринга, суть которого сводится к обмену впечатлениями и эмоциями, возникшими как в ходе самого игрового процесса, так и в процессе размышления о цели и возможностях ее достижения.
Выше описаны общие правила игры. Однако, как уже говорилось, правила в данном случае – вещь гибкая.
В нашем интернет-магазине представлены различные метафорические карты, а также игровые платформы Татьяны Ушаковой, автора колод «Кнуты и пряники», «Огонь, мерцающий в сосуде» и «Роботы»:
Также рекомендуем игровую платформу Н. Рубель и Н. Дубашидзе «Ксенобиология, или Жизнь фантастических существ».
Каждая из игровых платформ имеет свою специфику. Тем не менее, все они многофункциональны и дают возможность обратиться к конкретным запросам клиента. Игровые платформы структурируют процесс работы, делают его более наглядным и понятным клиенту.
Также предлагаем ознакомиться с вебинарами-презентациями каждой из игровых платформ.
Метафорические карты
Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.
Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень сознания. Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.
В подсознании, как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.
Метафорические карты – руководство для психолога
Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.
Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.
Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».
Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.
Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.
Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.
Значение метафорических карт
Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.
Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.
Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.
Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.
Как работать с метафорическими картами?
В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.
Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.
Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.
Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.
Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.
Техники работы с метафорическими картами
Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.
Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.
В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.
Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.
После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.
Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.
Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.
Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.
Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.
Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.
С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.
Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.
Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.
Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.
После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.
Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»