Метафорические карты что это
Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Как применять метафорические карты в обучении
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Карты для развития soft skills
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
Карты для проработки сценариев поведения
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.
Душа в картинках: как научиться понимать смысл метафорической карты
Корень всего, что происходит в нашей жизни, принадлежит нашему подсознанию. Необходимо понимать, что для результативного решения трудностей и задач, с которыми мы сталкиваемся, первопричину следует искать в себе. Это и помогают сделать метафорические карты – при помощи внутренней интуиции отыскать в себе источник проблем и научиться регулировать этот момент в желаемую положительную сторону.
Если бы мы в высокой степени владели уровнем самопознания и самосовершенствования, умели бы прислушиваться к колебаниям своей души, можно было бы обойтись и без карт. Но наша культура интуитивно направляет нас к визуализации, анализу и просчету, нежели к интуиции.
Что же такое метафорические карты, как они работают и как научиться их правильно «считывать»?
Что такое метафорические карты и для чего они нужны
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) представляют собой набор психологических картинок/открыток с изображением людей, животных, природы, предметов, абстрактных событий, образов или слов, вызывающих у человека свои собственные ассоциации.
Обычно сюжет ассоциативной карты неоднозначен и не имеет точечной интерпретации. На одном и том же изображении разные люди способы найти как позитивные, так и отрицательные фокусировки, в зависимости от индивидуального психоэмоционального фона и глубины мышления.
Виды МАК
Метафорические карты подразделяются на тематические виды. Есть узкоспециализированные изображения, призванные разобраться в конкретном сложном вопросе, а есть довольно-таки универсальные открытки, способные нащупать в подсознании обширную проблемную область.
Наибольшую популярность среди психологов приобретают следующие виды МАК:
Персона (Persona) – набор открыток с изображением человеческих лиц с разнообразными эмоционально окрашенными выражениями и состояниями;
Танду (Tandu) – специальная колода карт, призванная проработать и скорректировать взаимоотношения в паре;
Экко (Ecco) – работа с творческим потенциалом;
Коуп (Cope) – исцеление душевных травм;
Сага (Saga) – формирование и рост креативности мышления, воображения и творческих способностей;
Морена (Morena) – активирует ресурсы и дарит простые способы стать счастливым;
Она – женская, высокоресурсная колода;
OH (ОХ) – раскрытие и понятие самого себя, своего смысла и роли во Вселенной;
1001 – смысловые сказки для роста воображения и заполнения бессонных ночей;
Из сундука прошлого – работа с детскими страхами, травмами, неврозами;
Окна и двери – проработка разных опасных состояний, поиск ресурсов для выхода из них.
Это лишь небольшая тематическая часть от общего внушительного объема карточных ассоциативных колод, которая наиболее активно используется коррекционными специалистами или людьми, стремящимися к самопознанию.
Фото автора: RF._.studio/Pexels
МАК – инструкция для психолога
МАК являются действенным инструментом в руках психолога, педагога или тренера и давно успешно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих лекциях. При помощи карт, например, можно с легкостью наладить взаимоотношения, организовать знакомство, развить творческий потенциал, сделать выбор в сложном принятии решения.
Как работают метафорические карты? Человек вытаскивает открытку по своему запросу, разглядывает изображение и описывает свои интуитивные ассоциации. Пациент не говорит о себе, поэтому расслабляется и как бы уходит в сторону от собственных проблем, высвобождая свои болезненные блоки и вскрывая переживания. Через ассоциативные карты опытный психотерапевт способен не только обнаружить причину проблемы, но и вытащить ее из подсознания и проработать до полноценного излечения.
Клиенты психологов, особенно дети, очень любят в игровой форме взаимодействовать с метафорическими ассоциативными картами, легко расслабляются и получают явное удовольствие в процессе игры в ассоциации. При этом психолог может беспрепятственно добраться до внутренних глубинных проблем, которые человек в себе и не подозревает.
Фото автора: RF._.studio/Pexels
Как самостоятельно работать с метафорическими картами
Когда человек решает обратиться за психотерапевтической помощью и начинает работать с метафорическими картами, он мысленно формирует свои вопросы.
Для этого действа существуют две востребованные стратегические терапевтические методики:
Открытая. Колода метафорических карт расположена вверх изображениями. Психолог задает вопрос, а пациент выбирает картинку, которая наиболее верно отображает его точечное настоящее состояние. Это безопасная и полностью подконтрольная методика, ориентирующаяся на расслабленное состояние и снижение эмоциональной тревожности.
Если вы честны с собой и бесстрашны – вперед! Можно попробовать совместить в себе роли пациента и терапевта и попрактиковаться в работе с картами.
Расшифровка значений метафорических карт
Теперь, когда мы знаем о способах применения метафорических карт в профессиональной и обывательской практиках, возникает главный вопрос: а как же научиться «распаковывать» карту, как понять, что именно она транслирует?
Для начала вытяните из колоды карту, постарайтесь полностью абстрагироваться от изображенного сюжета и, стараясь довериться только собственной интуиции, ответьте себе на три простых вопроса:
Что именно я вижу? Попробуйте расчленить картинку на отдельные предметы и частицы. Старайтесь быть внимательными ко всем, даже самым незначительным, деталям. Описывайте форму, размер, цвет, свойства и способы расположения в пространственном периметре. Помните, ключевое значение может иметь любая мелочь.
Что я об этом думаю? На этом этапе попытайтесь понять, как именно явное предназначение этих предметов в реальном мире может соотноситься с вашим индивидуальным прошлым, настоящим, будущим или конкретным заданным вопросом.
Что я чувствую прямо сейчас? На этом этапе царству логики пришел конец. Максимально отключайте ее, давайте волю интуиции и чувствам. Слушайте себя и пытайтесь комплексно оценить всю картину и уловить всю гамму своих эмоций – радость или удручение, улыбку или грусть, напряжение или благодать. Важно все.
Непременно опишите все свои ощущения и мысли на бумаге. Конспектируйте все, что приходит в голову. Отпускайте свою фантазию – она давно заслужила «свободное плавание» и «попутный ветер». Рассказывайте о вымышленных персонажах свои истории. Вскрывайте все коды замысловатых образов, чтобы получить ответы на свои вопросы. Самое главное – стать АВТОРОМ и захотеть написать свое собственное произведение именно так и таким, каким хочется только лишь вам.
Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты
Легко обойти рациональное мышление и достать сокровенные причины многих наших злободневностей.
Осуществить результативный диалог сознательного с подсознательным.
Реконструировать прошедшие события, повлекшие за собой страхи, тревожность, неврозы и психологические травмы.
Прояснить свои актуальные волнения и потребности.
Завершить все гештальты, забирающие энергию и силы.
Смоделировать промежуток от смутного прошлого к счастливому грядущему.
Метафорические карты – это особенный инструмент, основанный на простейших постулатах проективных техник, и грех не использовать эти преимущества в позитивной коррекции своей жизни и жизни наших близких.
Полученные знания о работе с метафорическими картами вы можете использовать в сфере помогающих и социальных профессий, коучинга, проводить индивидуальные или групповые консультации.
Метафорические ассоциативные карты
О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.
Что такое метафорические ассоциативные карты?
МАК — Метафорические Ассоциативные Карты — это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация. В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом — для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.
Чем метафорические карты отличаются от Таро?
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
Какие бывают ассоциативные карты?
Как правильно применять Руны
Книга для новичков в Таро
Запишись и получи подарок!
На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.
Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга — и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» — метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.
Самостоятельное использование метафорических карт
Метафорические карты: что это такое, как с ними работать
Метафорические карты открывают окно во внутренний мир человека; ассоциативные реакции на проиллюстрированные карты позволяют задуматься о детских воспоминаниях, вспомнить подавленные переживания и освободить заблокированные чувства. Поскольку интерпретации метафор, представленных в карточках, полностью зависят от наблюдателя, одна и та же карта может вызывать различные реакции у разных участников.
Описание
Карты стимулируют творчество и общение. Они могут использоваться как творческая, совместная игра, предназначенная для улучшения коммуникации, поощрения выражения и стимулирования воображения с помощью различных интерпретаций.
Метафорические ассоциативные карты – это инновационный инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Знание механизмов инструмента повышает эффективность его использования, позволяет выявить недостатки и реализовать модификации.
Терапевтические карты, также называемые метафорическими иллюстрированными картами, являются дополнением к профессиональному набору инструментов. Их используют индивидуальные, семейные и групповые терапевты, тренеры, и психологи.
В некоторых колодах метафорические карты могут быть с изображениями и вербальными (карточки со словами или фразами). Благодаря смешиванию и сопоставлению карточек, а также случайному или преднамеренному соединению изображений со словами создается бесчисленное множество комбинаций, которые могут соединяться между чувствами и словесным выражением. Сочетание слов и иллюстраций запускает проекцию внутреннего содержимого на внешние изображения, тем самым освобождая выражение чувствительных или болезненных предметов, что может привести к новым представлениям.
Метафорическое мышление
Когда логическое понимание, желание и намерение, похоже, не помогают разрешать конфликты, новая точка зрения может помочь достичь нового конструктивного решения. Метафорический язык, формирующийся при работе с картами, позволяет людям «перепрыгивать» на свои защитные механизмы, которые основаны на обычных социальных соглашениях и т. д. Метафора, как язык правого полушария, может разрушить порочный круг негативной мысли и поведения и создать благоприятные изменения. Именно на основе этого определения проще всего понять, что это такое – метафорические карты.
Когда участникам предлагается выбрать карточку и использовать ее, чтобы представить себя, они могут «изобретать себя» с помощью изображений, линий, цвета или формы. Карты приглашают их обратиться к скрытым ресурсам воображения, чтобы мобилизовать визуальные, чувственные и интуитивные способы мышления.
Карточки, как метафорические проекционные инструменты, заставляют работать фантазию. Она, в свою очередь, помогает освободить детское поведение без суждения или критики, становится исцеляющим опытом. Могут быть созданы воображаемые миры, что способствует развитию творчества. Они помогают создать пространство, в котором можно позволить себе изобретать, верить и мечтать, зная, что «фантастическая реальность» здесь служит навыкам преодоления, а не для того, чтобы избавить от реальности.
Использование
Существуют разные типы метафорических карт. В общем, их использование – это способ обмениваться чувствами, фантазиями и идеями в рамках, который защищают конфиденциальность и уязвимость. В этой игре все выигрывают. Каждая колода может использоваться сама по себе или в сочетании с любыми (или всеми) другими колодами, как строительные блоки для творчества. Возможны неограниченные вариации. При работе с метафорическими картами обучение не занимает много времени. Простые в использовании инструкции для игры и работы включены в каждую колоду.
Рост факторов, которые отрицательно влияют на психику человека, наблюдается в современной реальности. Это ставит вопрос об улучшении эффективности психотерапевтических услуг, побуждает исследователей разрабатывать новые инструменты. Метафорические ассоциативные карты интересны в этом аспекте и ученым, и терапевтам.
Они помогают активировать подсознание. Этот процесс позволяет продвигаться в глубины психики. Требуется всего несколько секунд, чтобы вызвать свободные и спонтанные ассоциации в уме и выявить силу внутренних образов, введя в рассмотрение наличие архетипов и энергий внутри нас самих. По сути, они представляют собой игровой способ исследовать подсознание, развивать творчество и эмоциональные навыки, а также вступать в контакт с сущностью самого себя.
При работе с метафорическими картами техники могут быть различными, так как их можно использовать разными способами. Они полезны для стимулирования отражения и ретроспекции.
Самостоятельное использование
Играя с ними в одиночку, можно научиться наблюдать и исследовать свои чувства, читая их в метафорическом и прямом значении, учитывая, что метафорические карты – это такое средство глубокого познания самого себя. Для этого необходимы пять шагов:
Групповая работа
При игре в группе один игрок дает свою интерпретацию своих карточек, а другие могут дать обратную связь, чтобы прояснить интерпретацию, следуя нескольким простым инструкциям относительно взаимного уважения, потому что метафорические карты – это такой способ группового взаимодействия. Игра также может быть сыграна парами. Благодаря сочетанию слова и образа, посредством такого соединения возникает нечто неожиданное и новое.
Группы, похоже, более подробно разбираются в своих идеях и чувствах, когда придают свои мысли символу или картине. Поскольку участники делятся информацией о карте, а не непосредственно о себе, они чаще охотно делятся друг с другом.
Примеры работы с группой
Групповая работа включает в себя несколько этапов.
Принципы действия
Метафорические карты – это новый психологический инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Это набор карточек, изображающих реальность вокруг нас (люди, природа, предметы и т. д.) Клиент анализирует и интерпретирует свои собственные ассоциации, возникшие в уме.
Проекция
Одним из основных механизмов карточек является закон проекции. На самом деле они являются стимулом, который вызывает ассоциации потоков, которые содержат информацию о внутреннем мире человека. Карты – это объект, на который нанесен проецируемый материал.
Проецирование – психологический процесс, который относится к механизмам психологической защиты, согласно которым внутренне ошибочно воспринимается как исходящее извне. Человек приписывает кому-то или что-то свои мысли, чувства, мотивы, черты характера и т. д., полагая, что он взял что-то извне, а не внутри него. Впервые оно было описано Зигмундом Фрейдом.
Диссоциация
Важная роль в работе инструмента также связана с чувством безопасности, которое проявляется в диссоциированном состоянии.
Метафора
Метафора относится к базовому феномену, лежащему в основе инструмента.
Метафора – это косвенное сообщение в виде истории или фигура речи, оборот речи, состоящий из слов и выражений в переносном смысле на основе некоторой аналогии, сходства или сравнения. Метафора основана на сходстве или подобии, это аналоговые отношения: X относится к Y, поскольку A относится к B. Чтобы понять смысл метафоры, человек должен активировать правое полушарие. Кроме того, бессознательное уловит необходимый смысл. Поэтому следует помнить, что метафорические карты – это такая уникальная возможность заглянуть в собственное бессознательное.
Исследователи разных наук (лингвисты, психологи, философы) занимаются изучением метафоры. Лингвисты Бэндлер и Гриндер наблюдали клиническую работу Эриксона, который часто использовал метафору в терапевтических целях, и на основе этих наблюдений построили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.
Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три этапа значения:
Подход к третьему этапу означает, что начался трансдеривационный поиск (слушатель коррелирует с метафорой). Сама сюжетная линия – это только мост между слушателем и скрытыми в сюжетных посланиях сообщениями, которые никогда не достигнут получателя без этой невидимой работы по установлению необходимой личной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробуждением к жизни внутреннего мира слушателя.
Левое и правое полушарие
Использование в качестве терапевтических катализаторов
Цели применения
Карты служат агентами бессознательных чувств не только для клиента, но и для терапевта. Вполне возможно, что карточная терапия представляет собой нейро-биологический межсубъективный сценарий, в котором впечатления и реакции на карты происходят между правым полушарием клиента и правым полушарием терапевта. Метафорическая иллюстрированная карта может служить здесь как средство эмпирического невербального объединения и терапевтического вмешательства. Терапевт использует их, чтобы помочь клиентам определить их уникальные способы борьбы со стрессом, кризисами и травмами.
Метафорические карты, в частности, помогают справляться с потерей. Когда печаль блокирует словесное выражение чувств, метафорические карты часто помогают освободить их. Они позволяют клиентам поддерживать определенный уровень расстояния между собой и болезненными событиями и защищать себя при входе в зоны личной боли.
Возможные результаты
При работе с метафорическими картами можно справиться с кризисом и травмой:
Самопознание
При этом нет каких-либо жестких правил и ограничений. Гадание на метафорических картах не требует большого объема специальных знаний, так как результат, фактически, определяется тем, что чувствует человек при взгляде на изображение.
При этом можно затрагивать любые области: семью, здоровье, работу, отношения, результат каких-либо действий. Основным требованием будет правильная постановка вопроса. С их помощью нельзя получить конкретный ответ на вопрос, например, когда, да или нет. Имеют смысл только ассоциации, причем у каждого человека при взгляде на одну и ту же картинку они могут быть совершенно разными.