Металлоплакирующая смазка что это
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Металлоплакирующая смазка: назначение, применение
Металлоплакирующая смазка относится к разряду консистентных смазочных материалов, и содержит в своей структуре металлический пленкообразующий порошок (присадку), который, попадая в зону трения, создает тонкую защитную оболочку, препятствующую интенсивному износу поверхности. Применение металлизированных пластичных масел позволило в 3 раза сократить износ трущихся деталей. Благодаря этому повысился срок службы механизмов, и увеличился интервал межсервисного обслуживания автомобиля.
Общие сведения
К металлоплакирующим смазочным материалам относятся консистентные смазки и моторные масла с модифицирующими присадками. Производство пластичных субстанций основано на добавлении в синтетические или минеральные нефтяные продукты, одновременно с загустителями, металлосодержащих модификаторов (порошка меди, диоксида молибдена, олова и др).
Масляные жидкости могут преобразовывать двумя способами – как в процессе изготовления составов, так и путем введения присадок в картер двигателя. Количество улучшающих компонентов зависит назначения и условий эксплуатации смазочной смеси, обычно – это составляет 0,2–10% объема дисперсионной фазы продукта.
Введенные в масляные жидкости порошки, в зонах трения, создают тонкую металлизированную сервовитную пленку (1,5–2,0 мкм), которая способствует повышению эффекта скольжения, и снижает износ соприкасающихся деталей. Слой пленки имеет пористую структуру, невысокий показатель трения, хорошо противостоит сдвигу, и обладает высокими прочностными характеристиками. Наибольшей популярностью у автовладельцев пользуются металлоплакирующие материалы с небольшим содержанием медного или молибденового порошка.
Эксплуатационные свойства
Условия эксплуатации современных автомобилей связаны с увеличением скоростного режима. Изменение скоростных характеристик вызывает большие механические и термические нагрузки. Существующие органические и неорганические модификаторы не всегда способны оказать должное воздействие. Идеальным решением для стабилизации рабочих процессов в двигателе внутреннего сгорания являются металлоплакирующие смазочные материалы.
В случае введения в масляные жидкости металлизированных добавок тепловой баланс мотора снижается на 30–50°C, а КПД силового агрегата повышается на 3–5%. Такой положительный результат связан с формированием на трущихся парах сервовитного слоя, который своим присутствием сокращает силы трения между компрессионными кольцами и стенками цилиндров.
Настоящий эффект помогает получить следующие преимущества, это:
Применение металлоплакирующих смазок позволяет улучшить технические характеристики моторных масел:
Адгезия для консистентных смазок играет большую роль во время нанесения пластичных составов на вертикальные и наклоненные плоскости. Недостаточная величина коэффициента схватывания материала приведет к преждевременному сползанию масла с металлических поверхностей.
Применение смазки
Одним из потребителей металлоплакирующих смазочных материалов является автомобильный транспорт. Основное предназначение смазок – это защита элементов конструкции ДВС и трансмиссии от преждевременного износа и выхода их строя.
Применение присадок позволяет на 65% сократить риск появления в работе мотора таких неисправностей, как:
Виды смазок
В зависимости от принципа действия металлоплакирующие смазки делятся на следующие категории:
К универсальным типам смазки для всех нагруженных узлов ходовой части автомобиля можно отнести пластичную смазку МС 1000.
Многофункциональный состав на литиевой основе. Предназначен для обслуживания трущихся деталей трансмиссии, таких как:
Пластичная смазка МС 1000 создает на поверхности соприкасающихся деталей тонкую металлизированную оболочку, усиливающую эффект скольжения. Благодаря этому снижается величина коэффициента трения, что обеспечивает минимальный износ элементам трансмиссии.
МС ШРУС-4 – предназначена для трущихся деталей гомокинетических шарниров ходовой части автомобиля, обладает противозадирными и антикоррозионными свойствами.
Основу продукта составляет минеральное нефтяное масло, литиевый загуститель, модификатор – дисульфид молибдена.
Особенностью представленного состава является то, что он применяется для наружных подшипников механизма. Для смазки внутренних игольчатых (триподных) элементов используется следующая разновидность – это МС ШРУС Триподный. Структура смазочного материала не включает твердых неорганических добавок, показывает стабильную вязкость даже при температуре +165°C, обладает высокими противокоррозионными и антиокислительными характеристиками.
На заднеприводных легковых автомобилях для передачи крутящего момента от КПП до ведущих колес применяется карданный вал, на котором, вначале и в конце, установлены крестовины с игольчатыми подшипниками. Для стабильного функционирования механизма нужно, чтобы тепловые зазоры в подшипниках были минимальны. Кроме того, на трущихся поверхностях изношенных узлов могут появляться задиры, выбоины и др.
Для решения этих задач предусмотрены металлоплакирующие смазки Molykote G-4700 и G-Rapid Plus.
Изготавливаются они на базе синтетических масел с добавлением дисульфида молибдена и тонкомолотых фракций графита.
Для стабилизации эксплуатационных характеристик бензиновых, дизельных и газовых двигателей используется металлоплакирующая жидкость «Active Regular».
Для двигателей, работающих на газообразном топливе повышает плотность пропан–бутановой смеси и минимизирует тепловые зазоры в цилиндропоршневой группе.
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(от франц. plaquer- покрывать), пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав к-рых входят металлсодержащие присадки (порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных и др. соединений).
Применение М. с. м., напр. пластичных смазок, позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов, увеличить период между смазочными работами.
При образовании сервовитной пленки трущиеся пов-сти взаимод. через мягкий и тонкий слой металла (см. рис.), благодаря этому площадь фактич. контакта пов-стей возрастает по сравнению с др. смазочными материалами в 10-100 раз, и материалы сопряженных деталей испытывают только упругие деформации, что приводит к резкому уменьшению износа рабочих пов-стей. Отсутствие оксидной пленки позволяет внеш. среде активно реагировать с металлом и в значит. степени способствует реализации т. наз. эффекта адсорбц. понижения прочности твердых поверхностных слоев (эффекта Ребиндера); в результате пластич. деформации локализуются в тонком металлич. слое, и пов-сти контакта практически не испытывают внутр. напряжений. При наличии на трущихся пов-стях сервовитной пленки продукты их износа состоят из пористых частиц металла; последние покрыты граничным адсорбц. слоем поверхностно-активного смазочного материала, имеют электрич. заряд, под действием к-рого удерживаются в узлах трения (сосредоточиваются в зазорах) и переносятся с одной пов-сти на другую, защищая их от разрушения (при использовании обычных смазочных материалов продукты износа в осн. состоят из оксидов, к-рые легко удаляются из зоны контакта). Наконец, сервовитная пленка предохраняет стальные пов-сти от проникновения водорода, к-рый образуется в процессе трения при разложении водяных паров, топлив, смазок, смазочно-охлаждающих жидкостей, деструкции полимеров в зонах контакта и др.; кроме того, пленка снижает уд. нагрузки на пов-сти трения, что существенно уменьшает выделение водорода.
Образование пленок на поверхностях контакта при действии обычной (а) и металлоплакирующей (б)смазок: 1-сталь; 2-бронза; 3, 4-соотв. оксидные и сервовитные пленки.
М е т а л л о п л а к и р у ю щ и е м а с л а-нефтяные или синтетич. масла, в к-рых растворены присадки (0,1-2%), напр. олеат меди. Применяют для смазки двигателей внутр. сгорания, узлов трения станков, вентиляторов, насосов, редукторов, гидравлич. систем пром. оборудования.
Лит.: Боуден Ф. П., Тейбор Д., Трение и смазка, пер. с англ., М., 1960; Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения, М., 1982; Гаркунов Д. Н., Триботехника, М., 1985; Кужаров А. С., Онишук Н. Ю., Свойства и применение металлоплакирующих смазок. Тематич. обозрение, М.. 1985.
Наиболее подходящие металлоплакирующие присадки для двигателя
Прежде всего, следует разобраться, что же такое автомобильные присадки, и для чего автомобилисты их достаточно активно используют для двигателей своих машин. Итак, присадки представляются производителями моторных масел в ассортименте их продукции. Очень часто автомобильные присадки встречаются в основном составе синтетических и полусинтетических моторных смазок. Но так как масло, которое уже имеет в своём составе разные дополнительные вещества и соответственно достаточно высокую цену, то некоторые автолюбители просто доливают отдельные присадки во время замены расходников или во время эксплуатации транспортного средства. Для того чтобы присадки давали желаемый результат, нужно использовать их своевременно.
Основные типы присадок
В зависимости от целей, которых мы хотим достичь, мы можем разбить присадки на несколько различных типов.
Металлоплакирующие присадки
Теперь, когда мы рассмотрели и поняли что такое присадки и для чего их используют, можно перейти непосредственно к рассмотрению металлоплакирующих присадок для двигателя внутреннего сгорания. Металлоплакирующие смазки относятся к первому типу нашей классификации, а именно к антифрикционным продуктам. Они ещё имеют название «реметалл».
В чём же предназначение реметалла? Дело в том, что во время работы в моторе идёт трение, и чтобы детали не изнашивались, между ними должна быть масляная плёнка, которая создаётся моторным маслом. Но из-за возможного попадания в цилиндр воды или микроскопической пыли, данная масляная плёнка рушится, и начинается сухое трение, что влечёт за собой тот самый износ. А именно: задиры, микротрещины, царапины. Так вот, для того чтобы не допустить или вовремя возобновить масляную плёнку, в двигатель заливаются металлоплакирующие присадки.
Но и тут есть некоторые подводные камни, которые мы сейчас рассмотрим. Дело в том, что элементы, что лежат в основе данных смазок, полируют повреждённые стенки цилиндра и приводят к увеличению зазора между кольцами ДВС и стенками цилиндра. Если в нашем двигателе часто будет проходить реакция по восстановлению масляной плёнки, то в конечном результате мы получим очень большой зазор между парами трения и потерю мощности двигателя.
Реметалл используется не только для цилиндропоршневой группы. Он имеет достаточно широкий спектр применения, а именно: подшипники, крестовины, шестерни, наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, шарниры равных угловых скоростей.
Преимущества реметалла
Можем прийти к выводу, что использование металлоплакирующих присадок позволяет значительно повысить долговечность деталей, на которые воздействует трение, увеличить КПД мотора.
Производители моторных присадок
На сегодняшний день на рынке автомобильной химии представлено очень много разнообразных моторных присадок, и многие автолюбители используют их постоянно. Все из-за простоты их применения (достаточно просто залить в двигатель или бак, в зависимости цели, для которой их используют) и благодаря заметному эффекту. Среди многих производителей автомобильной химии, при выборе дополнительных веществ для двигательного масла следует обратить внимание на такие марки, как «Liqui Moly», «BIZOL», «XADO», «Mannol», «Hi-Gear», «Nanoprotec», «К2», «Shell», «Sonax», «Runway», «NOWAX», «ABRO», «Eurol», «Dynamax», «Suprotec».
При своевременном использовании продукции вышеупомянутых производителей вы можете быть уверены, что присадки пойдут на пользу вашему автомобилю и помогут увеличить срок эксплуатации двигателя.
Осторожно, присадки не всегда используются в благих целях
Для водителей, которые собираются покупать подержанную машину, очень важно во время покупки обязательно провести полный технический осмотр на официальной станции технического обслуживания. Не жалейте денег, даже если вы много потратите на станции технического обслуживания, то это всё равно меньше, чем вы бы потратили потом на ремонт. Допустим, есть автомобиль с очень большим пробегом, по работе его мотора сразу можно определить, что скоро придёт время для капитального ремонта: дымит, не тянет, слышен звук подуставших деталей.
Конечно же, хозяин решил продать авто, дабы избежать больших затрат. Пробег сбивают на станции элементарно при помощи компьютера, а вот что делать с мотором? Тут всё просто. В двигатель добавляют сразу все присадки, и на выходе мы имеем следующую ситуацию: вы приезжаете, смотрите автомобиль, вам всё нравится. Садитесь для пробной поездки, машина тянет, мотор шепчет, лишнего дыма не наблюдается, и понятно, что вы покупаете данный экземпляр. Спустя определённое время к вам «стучится» капитальный ремонт, и вы не можете понять, почему так. И, может быть, в этот момент к вам придёт мысль, что сначала надо было свою мечту в сервис гнать.
Выводы
Итак, использование разного рода моторных присадок в основном улучшает состояние всех компонентов двигателя, чистит топливную систему автомобиля, предотвращает появлению разных осадков в баке и моторе, при условии, что они будут использоваться своевременно и с топливом хорошего качеством.
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (от франц. plaquer- покрывать), пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав к-рых входят металлсодержащие присадки (порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных и др. соединений).
Применение металлоплакирующих смазочных материалов, напр. пластичных смазок, позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов, увеличить период между смазочными работами.
При образовании сервовитной пленки трущиеся пов-сти взаимод. через мягкий и тонкий слой металла (см. рис.), благодаря этому площадь фактич. контакта пов-стей возрастает по сравнению с др. смазочными материалами в 10-100 раз, и материалы сопряженных деталей испытывают только упругие деформации, что приводит к резкому уменьшению износа рабочих пов-стей. Отсутствие оксидной пленки позволяет внеш. среде активно реагировать с металлом и в значит. степени способствует реализации т. наз. эффекта адсорбц. понижения прочности твердых поверхностных слоев (эффекта Ребиндера); в результате пластич. деформации локализуются в тонком металлич. слое, и пов-сти контакта практически не испытывают внутр. напряжений. При наличии на трущихся пов-стях сервовитной пленки продукты их износа состоят из пористых частиц металла; последние покрыты граничным адсорбц. слоем поверхностно-активного смазочного материала, имеют электрич. заряд, под действием к-рого удерживаются в узлах трения (сосредоточиваются в зазорах) и переносятся с одной пов-сти на другую, защищая их от разрушения (при использовании обычных смазочных материалов продукты износа в осн. состоят из оксидов, к-рые легко удаляются из зоны контакта). Наконец, сервовитная пленка предохраняет стальные пов-сти от проникновения водорода, к-рый образуется в процессе трения при разложении водяных паров, топлив, смазок, смазочно-охлаждающих жидкостей, деструкции полимеров в зонах контакта и др.; кроме того, пленка снижает уд. нагрузки на пов-сти трения, что существенно уменьшает выделение водорода.
Образование пленок на поверхностях контакта при действии обычной (а) и металлоплакирующей (б)смазок: 1-сталь; 2-бронза; 3, 4-соотв. оксидные и сервовитные пленки.
М е т а л л о п л а к и р у ю щ и е м а с л а-нефтяные или синтетич. масла, в к-рых растворены присадки (0,1-2%), напр. олеат меди. Применяют для смазки двигателей внутр. сгорания, узлов трения станков, вентиляторов, насосов, редукторов, гидравлич. систем пром. оборудования.
===
Исп. литература для статьи «МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» : Боуден Ф. П., Тейбор Д., Трение и смазка, пер. с англ., М., 1960; Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения, М., 1982; Гаркунов Д. Н., Триботехника, М., 1985; Кужаров А. С., Онишук Н. Ю., Свойства и применение металлоплакирующих смазок. Тематич. обозрение, М.. 1985.
Страница «МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.
разработка и производство смазочных материалов
Вопросы по смазкам
Что значит «новые» и «старые» смазочные материалы?
Почему при эксплуатации современного оборудования надо использовать современные смазочные материалы?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно представлять отличия современного оборудования от оборудования 15-20-летней давности: более высокая стоимость, высокая точность сопряжений подвижных деталей, высокие нагрузки при эксплуатации, жесткие требования при проведении ТО, возросшие требования к качеству продукции, производимой на современном оборудовании. Для того чтобы обеспечить эффективную и безаварийную эксплуатацию современного оборудования нужно использовать современные смазочные материалы.
список вопросов
Какие преимущества дает применение «новых» смазочных материалов, по сравнению со «старыми», учитывая, что стоимость «новых» выше?
Почему нельзя сравнивать смазочные материалы по ценам? Преимущества новых смазок выражается прежде всего в увеличении надежности и долговечности техники. Главное правило при выборе смазки для узла это обеспечение требуемого ресурса механизма в целом. Стоимость смазки имеет значение, но она вторична. Необходимо учитывать стоимость узла, в который закладывается смазка, а также стоимость ремонта и упущенную выгоду при простое техники. Например, стоимость любого, даже самого простого подшипника несоизмеримо выше, чем стоимость закладываемой в него смазки.
список вопросов
Чем отличаются импортные смазки от отечественных?
Ничем, если смазки были разработаны в один и тот же временной промежуток времени. Например, отечественный Литол-24 (начало производства 1975 г.) вполне приличная смазка по сравнению с лучшими импортными аналогами 70-80 годов. Но по сравнению с современными смазками на литиевой основе он является устаревшей. Отечественный каталог пластичных смазок не обновлялся уже 15 лет.
список вопросов
Как достигается экономический эффект при применении «новых» смазок?
Пример: Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) стоит в среднем 1000 руб. Стоимость «старой» смазки для смазывания ШРУСА около 10 рублей, стоимость «новой» смазки около 30 рублей. Разница приличная – в три раза. Но! Новая смазка обеспечивает увеличение ресурса ШРУСА в 1,5-2раза. Во вторых, учтите стоимость ремонта (оплата мастерской), упущенная выгода от простоя. И наконец, сравните цены 1000 руб., 10 и 30 руб. Вывод: при применении «новой» смазки вы экономите на ремонте сумму, равную стоимости новой детали. Эффект от использования новых смазочных материалов складывается из следующих составляющих: увеличение ресурса, снижение затрат на проведение ТО, снижение расхода смазочных материалов, снижение потерь при простоях.
список вопросов
Почему смазка «такая дорогая»?
Любая новая смазка является более дорогой. Цена смазки складывается из возросших цен на качественное сырье, пакеты присадок, а в современных смазках присадок содержится достаточно большое количество, дорогостоящее технологическое оборудование. Но применение таких смазок является экономически оправданным (см. пример вопрос 5).
список вопросов
Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?
Каждое новое поколение смазочных материалов является более универсальным по сравнению с предыдущим. Это объясняется следующим: новые смазки являются более качественным товаром, но в то же время и более дорогим. Поэтому, чтобы частично уменьшить производственные затраты изготовители смазок снижают номенклатуру выпуска смазок. Это также выгодно и потребителям смазочных материалов. Вместо десятка смазок для различных узлов можно использовать всего 2-3 марки. Например, Солидолы и Консталины были в свое время заменены одной смазкой Литол-24, что дало огромный экономический эффект.
список вопросов
Не ухудшаются ли эксплуатационные свойства у универсальных смазочных материалов?
У любых смазочных материалов при эксплуатации характеристики меняются, в том числе и у универсальных смазочных материалов. Степень их изменения зависит от нагрузки, температурных условий, защищенности узла трения от влаги и пыли.
список вопросов
Как влияет на процесс эксплуатации механизмов несоответствие температурного диапазона применения, на примере пониженных, зимних, температур?
Вязкость смазки при отрицательных или пониженных температурах непосредственно связана с моментом начала движения механизма: с началом движения смазка должна гарантированно подаваться в зону трения, при слишком густой смазке нарушается нормальная работа узлов механизма, что приводит к снижению срока эксплуатации и даже поломкам. Слишком большая вязкость смазки может вообще препятствовать проворачиванию или другому перемещению механизмов. При эксплуатации слишком густые смазки кроме того приводят к перерасходу горючего или электроэнергии.
список вопросов
За счет чего увеличивается срок эксплуатации «новых» смазочных материалов?
При производстве смазочных материалов нового поколения как правило используют полусинтетическую основу, реже синтетическую и высококачественные пакеты присадок. Это придает смазкам высокую стабильность свойств в самых жестких условиях эксплуатации и обеспечивает увеличенный срок эксплуатации как оборудования, так и смазочных материалов.
список вопросов
Зачем применяют дисульфид молибдена (MoS2) в смазочных материалах?
Дисульфид молибдена является отличным смазочным материалом, а в пластичные смазки добавляется виде порошка для улучшения антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
список вопросов
Что означает термин «металлоплакирующая смазка»?
Название «Металлоплакирующая смазка» произошло от термина металлоплакирование, т.е. образование на поверхностях трения тончайших металлических пленок толщиной 1-5 микрон в процессе эксплуатации оборудования с такими смазками. Для обеспечения процесса плакирования в смазке обязательно наличие ультрадисперсных порошков мягких пластичных металлов (олово, свинец, цинк, бронза, индий и др.). Образующиеся на поверхностях трения металлоплакирующие пленки являются самовосстанавливающимися, т.е. металлоплакирующие смазки – это смазки с автокомпенсацией износа.
список вопросов
Что означает термин «энергоресурсосберегающая смазка»?
Энергоресурсосберегающая смазка – это смазочный материал, обладающий свойствами ресурсо- и энергосохранения ( увеличивает ресурс и одновременно экономит горючее или электроэнергию). В Европе подобные смазочные материалы выпускаются со знаком ЕС (Energy Conserving – энергосохранение) и являются самыми дорогими, но и в тоже время самыми эффективными.
список вопросов
Почему нет российских аналогов смазок «Литол Ультра»?
Литол Ультра – это смазочный материал нового поколения, изготовленный на полусинтетической основе, легированной качественным пакетом присадок. Такое сочетание компонентов придает смазке Литол Ультра эффект энергоресурсосбережения. Кроме того, эта смазка является морозостойкой, что позволяет ее использовать при температурах до –55°С. Подобных смазок в России ранее не выпускалось, а в последние 15 лет не разрабатывалось по причине общего экономического кризиса.
список вопросов
Почему нет импортных аналогов смазок «МеталлПлак»?
В первые в мире металлоплакирующие смазки стали производить с СССР. По заказу авиационной промышленности были разработаны смазки Свинцоль 01 и Свинцоль 22. В настоящее время номенклатура пластичных смазок расширилась. К выше указанным маркам прибавилось МС Вымпел и МС-1000. Компания «НАНОТЕК» выпускает целую серию металлоплакирующих смазок под маркой МеталлПлак. За рубежом аналогичные смазки никогда не выпускались по причине отсутствия приемлемой технологии получения ультрадисперсных порошков металлов.
список вопросов
Зачем применять специализированную смазку «МеталлПлак Электра» для электромашин, а не использовать «Литол-24» или «ШРУС»?
Можно использовать не только Литол-24, ШРУС-4, но и Солидолы. Это обеспечит более частую замену выходящих из строя деталей. Но лучше и необходимо использовать специализированные смазки. В СССР были разработаны и применялись специализированные смазки для электромашин: ЭШ-176; СВЭМ; ЛДС-1; ЛДС-2; Фиол-4; ВНИИНП-242; ЦИАТИМ-221. Только применение специализированных смазок обеспечит надежную и долговечную работу оборудования. Это относится не только к электромашинам, но и к другим видам техники (см. вопрос «Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?»).
список вопросов