Метапредметная проверочная работа что это
Комплексная метапредметная работа 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Комплексная метапредметная работа 5 класс
Инструкция для учащихся
Тебе предстоит выполнить итоговую проверочную работу, в которой необходимо использовать твои знания по многим предметам. Внимательно прочти инструкцию и следуй ей неукоснительно.
На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут).
Работа состоит из 18 заданий.
Каждое задание оценивается 2 баллами: 1 балл – если указан только ответ; 2 балла – если приведено объяснение.
Внимательно читай задания!
Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Для выполнения работы тебе потребуются линейка, транспортир и карандаш.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и запиши тот ответ, который считаешь верным.
Листы с текстом заданий можно использовать в качестве черновика.
1. Построй геометрическую фигуру на основе заданной инструкции.
1) Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.
2) На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8 см.
3) Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К.
4) С помощью транспортира измерь угол АКС.
Начерти фигуру и запиши результат измерения в бланке ответов.
Задание 2
Тебе нужно измерить температуру воздуха в помещении. Ты знаешь, что температуру можно измерить с помощью термометра. Главные части термометра – стеклянная трубка, в которой находится стержень, наполненный жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Расстояние между двумя соседними делениями на шкале соответствует изменению температуры на 1 градус.
Возле больших делений стоят числа, которые обозначают температуру в градусах. В середине шкалы ты видишь нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Уровень столбика жидкости в стержне термометра указывает на число градусов, соответствующее температуре воздуха в данный момент.
Переделай данный текст в форму инструкции. Дай ей название. Запиши инструкцию в бланке ответов.
Читая книгу «Старинные задачи», Петя увидел такую: «Идёт один человек из первого города во второй и проходит в день по 35 миль, а другой человек идёт навстречу ему из второго города и в день проходит по 15 миль. Расстояние между городами 400 миль. Через сколько дней путники встретятся?»
Петя заинтересовался задачей и в Интернете нашёл приведённую ниже таблицу перевода старинных английских мер в современные.
Какая схема соответствует условию задачи?
Запиши в бланк ответов номер схемы, объясни причину своего выбора.
4. Жители одного из островов очень любят есть плоды сяньляня. Они выращивают их на грядках. Обычно они сажали на грядку 100 растений, но созревших плодов стало не хватать на всех. Они решили проверить, как будет зависеть урожай от того, сколько растений будет посажено на грядку.
Результаты эксперимента очень удивили жителей, среди них даже разгорелись жаркие споры о том, как объяснить такие результаты.
Что удивило жителей острова?
Какие гипотезы о причинах таких удивительных результатов они могли выдвинуть?
Запиши свои рассуждения в бланке ответов.
Сколько всего денег им придётся заплатить за билеты в седьмом ряду?
От чего зависит цена билета в кинотеатр?
6. Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки.
Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента?
Запиши свои рассуждения в бланке ответов.
7. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
8. Растения делят на группы по разным признакам, например, так, как показано на схемах 1 или 2.
Выбери наиболее полное и правильное описание растение, основанное на этих двух схемах.
А) Фиалка – светолюбивое растение;
Б) Сосна – дикорастущее хвойное;
В) Мох-сфагнум – влаголюбивое растение;
Г) Арахис – тропическая культура;
Д) Садовая роза – культурное цветковое растение.
Запиши свой ответ в бланке ответов.
9. На уроке русского языка дети записывали слова под диктовку: театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
Между двумя девочками возник спор.
Маша утверждала, что во всех перечисленных словах буквы, обозначающие гласные звуки, соответствуют конкретному гласному звуку, а Оля с ней не соглашалась.
Как ты думаешь, кто из девочек прав, и почему ты так считаешь?
Запиши свои рассуждения в бланке ответов.
Ученикам предложили разработать проект создания школьной киностудии. В твоей группе 4 человека – ты и Маша, Таня, Дима. Тебя выбрали капитаном команды.
Напиши план работы своей группы и распредели, кто и что будет выполнять.
11. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод.
Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Обоснуйте своё мнение.
12. Прочтите два текста о Ледовом побоище 1242 года.
Из Симеоновской летописи
«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был тут же с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего. Было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным духом, и были сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающих копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и невидно было льда, потому что он покрылся кровью…
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь вёрст по льду Суболицкого берега. Пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
Ледовое побоище (К. Симонов, отрывки)
… Ливонцы вглубь Руси прорвались,
Дошли до Луги, Тёсов пал.
Под самый Новгород бахвалясь,
Ливонский мейстер подступал.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков…
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая
Склоняли копья до земли.
… И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Князь, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой…
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы…
Дайте свою оценку этому историческому событию, опираясь на тексты. Как ты думаешь, почему в 2008 году большинство россиян проголосовало за то, чтобы имя Александра Невского стало именем России?
13. Мама Лены купила новую кофе-машину и сказала, что этот прибор не любит «жёсткой» воды. В жёсткой воде растворено много различных примесей, в ней плохо мылится мыло, заваривается чай и кофе. Она сильно вредит бытовой технике.
К кофе-машине были приложены специальные тест-полоски для определения степени жёсткости воды (см. рисунок 1).
В инструкции Лена прочитала:
опустите тест-полоску в воду на 1-5 секунд, достаньте, подождите около минуты и сравните показания с эталоном.
Рис. 1. Образцы для сравнения
Лена налила в стаканчики разную воду, которую нашла дома: из домашнего фильтра, минеральную воду «Донат-магний», из водопровода, питьевую воду «Шишкин лес» и «морскую» (раствор морской соли, который приготовила бабушка для полоскания горла). В каждый стаканчик Лена поместила тест-полоску.
Результаты испытаний изображены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты проведенного опыта.
Что проверяла Лена с помощью данного опыта? Какие выводы следуют из опыта Лены?
Напиши Нэду письмо и ответь на его 3 вопроса.
Не забудь: 1) обратиться к другу по имени;
2) попрощаться с другом
3) подписать письмо.
Адрес и дату писать не нужно.
15. Учащиеся начальной школы придумали свои задачи по математике. Они еще не очень хорошо умеют составлять задачи. Тебе предлагается оценить задачи второклассников.
Если задача составлена верно, то необходимо записать ее РЕШЕНИЕ и ОТВЕТ. Если задачу решить нельзя, то необходимо дать СОВЕТ ученикам: как исправить задачу, чтобы можно было ее решить.
А) Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб.
Сколько денег заплатила Лена?
Решение и ответ: ___________________________________________________
Б) Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб.
Сколько денег осталось у Лены после того, как она заплатила буфетчице?
Решение и ответ: ___________________________________________________
В) Парусный корабль пересек океан за месяц. 17 дней было полное безветрие, и корабль почти не двигался. Но зато все остальное время дул сильный попутный ветер. Сколько дней парусник плыл быстро?
Решение и ответ: ___________________________________________________
Г) В этом году геолог Антонов был в экспедиции в горах 6 месяцев, отдыхал на море вдвое меньше, а остальное время жил дома. Сколько месяцев Антонов провел дома в этом году?
Решение и ответ: ___________________________________________________
Решение и ответ или совет к каждой задаче запиши в бланке ответов.
Основным признаком стихотворной речи является её ритмическая организация. Ритм – это чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке. В зависимости от порядка чередования различают пять стихотворных размеров.
Чтобы определить стихотворный размер, нужно записать строку стихотворения, обозначая ударные и безударные слоги ( — безударный слог, / ударный слог), посмотреть, как они чередуются и отнести его к тому или иному размеру.
Мороз и солнце; день чудесный!
Пора, красавица, проснись…
17. Прочитайте список слов:
пустошь, рощица, заречье, мышь, луч, кирпичик, дочь
Необходимо заполнить таблицу существительными, расположив их в нужных ячейках.
Даша заполнила таблицу так:
состоит из корня, суффикса и окончания
состоит из одного слога
Лиза заполнила таблицу так:
состоит из корня, суффикса и окончания
состоит из одного слога
Кто из девочек правильно заполнил таблицу? Кто допустил ошибку? Почему?
Запиши ответ и объяснение в бланке ответов.
18. Дети красили скамьи в парке в зеленый цвет. Каждый делал себе краску, смешивая синюю и желтую. На рисунке показано, сколько каких банок смешивал каждый.
Первым начал красить Юра, но ему не хватило краски.
Кто из детей сделал такую же краску и поможет Юре докрасить скамью?
Запиши имя помощника и обоснование в бланке ответов.
Оценивание достижения метапредметных результатов: работа с текстом и информацией. От второго класса к четвертому
Сейчас на острие образовательных трендов находится функциональная грамотность — совокупность знаний и умений, которые нужны человеку в учебе и в жизни. Если ребенок достиг метапредметных результатов, то можно сказать, что он стал функционально грамотным. Хотя нет четкой системы оценивания достижения метапредметных результатов в начальной школе, в стандарте говорится об универсальных учебных действиях, которые ребенок должен освоить.
Говоря простым языком, нужно развивать универсальные навыки, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией и воспроизведением информации. В своем методе создатели проверочных работ по метапредметным результатам ориентируются на «Книгу для учителя» от знаменитого педагога Натальи Федоровны Виноградовой: издание Российской академии образования «Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника».
Важная черта метода: рассматривая действия, говорим об операциях, их характеризующих. Например, если оценивается такое действие как «Поиск источника для получения информации в соответствии с решением учебной задачи», значит, нужно проверить, умеет ли ребенок выбирать источник, умеет ли он оценивать целесообразность использования этого источника, может ли соотнести полученную информацию и учебную задачу и т.д.
Оценка метапредметных результатов: объекты контроля Авторы «Контрольных проверочных работ» предлагают три группы действий, которые важно проверять в 4 классе:
Группа I: чтение, понимание текстов (в том числе учебных), воспроизводство и использование данных (представленных в явном виде).
Группа II: обобщение и интерпретация информации, проверка и формулирование утверждений, составление выводов, анализ данных (представленных в разной форме).
Группа III: применение информации (из текста, таблицы, краткой записи) для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Метапредметная проверочная работа за 1 четверть.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочная работа за 1 четверть 1 класс
(математика, обучение грамоте, окружающий мир)
1. Назначение итоговой работы
Итоговая проверочная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися первых классов предметного содержания изучаемых курсов (математика, обучение грамоте, окружающий мир) за Ӏ четверть и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Условия проведения итоговой работы
Для выполнения заданий нужны ручка, карандаш и линейка.
Ответы учащиеся записывают в контрольных измерительных материалах.
Каждый учащийся получает лист с текстом и бланк, на котором напечатаны задания. Учащиеся выполняют работу на данном бланке. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся отмечают правильный ответ знаком «Х», который они ставят в специальном окошечке.
При выполнении заданий с кратким и развёрнутым ответами учащиеся записывают свои ответы на специально отведённых для этого строчках, расположенных после формулировки задания.
3. Время выполнения итоговой работы
4. Содержание и структура итоговой работы
Задания итоговой работы составлены на материале содержания курса начальной школы.
5. Система оценки выполнения итоговой работы
Каждое верно выполненное задание работы оценивается 1 баллом.
Задания считаются выполненными, если учащийся получает за них один балл.
Если учащийся получает за выполнение работы 8 и более баллов, то
он достиг уровня обязательной подготовки 1-го класса.
Диагностика метапредметных результатов класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Диагностика метапредметных результатов класса
Важным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего обучения.
Традиционный подход в образовании предполагал передачу знаний, теперь же целью является научить детей добывать знания самостоятельно, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания.
Поэтому в каждом учебном заведении, в соответствии с новыми стандартами, должна быть система по формированию и оценке не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Метапредметные результаты включают в себя развитие умения планировать речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение ставить перед собой цели и определять задачи, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности и др.
Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все учебные предметы, помогающие преодолеть горы знаний.
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, в основе которой лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, схемам, техникам, методам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне всего образовательного учреждения. Предметом анализа являются данные мониторинга метапредметных УУД каждого ребенка, группы детей с одинаковыми результатами, класса в целом.
Развитие УУД в начальной школе – это процесс, проходящий в три основных этапа. Первый этап – выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. (этап «Представление»). Второй этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи (этап «Способ»). Третий этап – применение способа в контексте учебной деятельности (этап «Овладение УУД»). Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу четвертого класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течение всего периода обучения ребенка в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осознанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.
В Куединской средней общеобразовательной школе №2 для оценки метапредметных УУД мы используем УМК «Школьный старт», «Учимся учиться» 1-3 класс, авторы Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. Диагностический комплект включает в себя рабочую тетрадь и методические рекомендации для проведения и обработки результатов.
Данный мониторинг позволяет дать объективную оценку сформированности УУД на каждом возрастном этапе.
Диагностика «Школьный старт» начинается с самых первых дней ребенка в школе.
Проводится в сентябре у 1 классов, на 3-4 неделе обучения. Задания проводим ежедневно в начале второго или третьего урока по 10 минут или выделяем определенные диагностические уроки.
Результаты диагностики позволяют получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создают основу для развития универсальных учебных действий; обеспечивают эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; помогают подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Авторами данного УМК был выявлен базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения.
Эти умения: обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др.
Всего выделено 17 умений, которые разделены на 2 компонента: инструментальная готовность и личностная. К инструментальному компоненту относятся такие блоки как: наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения. К личностному компоненту относятся мотивация и ценностное отношение к знанию. На практическом задании мы подробно ознакомимся с диагностикой инструментальной готовности первоклассников.
Своевременная диагностика данных умений позволяет педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности ученика и класса в целом.
В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: метапредметные УУД, в каких учебных ситуациях они необходимы и примеры учебных заданий.
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Принципы построения тетради и заданий.
2. Предметный характер заданий
3. Образный уровень предъявления информации
4. Одна страница – одно задание
5. Групповое предъявление диагностических заданий
Все задания занимательного характера и выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие детьми данного возраста.
Все упражнения выполняются под руководством учителя или психолога. В помощь им разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных ситуациях, как реагировать на вопросы детей.
Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа. В таблицах для удобства суммированные баллы маркируются разными цветами, например ячейки с баллами базового уровня закрашиваются зеленым цветом, низкого-красным.
По данным, занесенных в таблицу учитель сразу видит проблемы класса в целом и каждого ученика в отдельности. Дети, получившие низкие результаты, наблюдаются психологом и посещают коррекционные занятия. Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а следующими ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов.
Мониторинг метапредметных УУД в 1, 2 и 3 классах.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой программу мониторинга развития УУД учащихся 1 – 4 классов. В настоящее время разработаны и выпущены в печать тетради и методические рекомендации для 1, 2 и 3 классов.
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных УУД.
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших УУД. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются.
Диагностика проводится в апреле месяце либо по 8-10 минут в начале 2-3 уроках, либо выделяются определенные диагностические уроки.
В 1 классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются 8 умений. 2 регулятивных (планирование, оценка)
6 познавательных (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей)
Диагностика в 1 классе- это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу.
Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради перевертыше.
Каждый вариант представляет собой16 диагностических модулей, которые
имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, отмеченное значком «сундучок» (это задание не оценивается).
Каждая страница представляет отдельную историю.
Сначала дети совместно с педагогом выполняют образец, тренировочное задание. После выполняют три задания самостоятельно.
Задание А направлено на изучение способности практически выполнять учебные задания, в основе которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Задание на выполнение.
Задание Б и В направлены на изучение способности ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Задания на ориентацию.
После проведения все результаты заносятся в индивидуальные личные бланки, которые хранятся в портфолио или у учителя. Также ведется сводная ведомость по классу. Определяется рейтинг умений. Распределение по группам.
Мониторинг метапредметных результатов «Учимся учиться и действовать» 2 класс.
Во 2 классе предметом мониторинга развития метапредметных УУД являются 13 умений.
Оценивают 3 регулятивных умения: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки и умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Отслеживают сформированность 7 познавательных УУД 1. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков. 2. Умение осуществлять логическое действие «синтез». 3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам. 4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям. 5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение». 6. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 7. Умение строить простые умозаключения по аналогии.
И 3 коммуникативных УУД 1. Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. 2. Умение формулировать точку зрения. 3. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений
В процессе мониторинга метапредметных УУД в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.). В мониторинге 2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий, которые диагностируются в 1 и 2 класс.
Рабочая тетрадь включает: – вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений и тренировочные задания; – диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по одному диагностическому модулю, состоящему из двух историй, составленных на материале разных предметов); – бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение. Во введении к каждой истории приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий.
В мониторинг 3 класса включены следующие метапредметные УУД: (19)
Регулятивные умения ● Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач.
Умение планировать действия в соответствии с учебной целью. ● Умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий. ● Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий. ● Умение использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий. Познавательные умения ● Умение осуществлять логическое действие «анализ». ● Умение осуществлять логическое действие «синтез». ● Умение осуществлять логическое действие «сравнение». ● Умение осуществлять логическое действие «классификация». ● Умение осуществлять логическое действие «обобщение». ● Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. ● Умение строить простые умозаключения по аналогии. ● Умение относить объекты к известным понятиям. ● Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос. ● Умение строить индуктивные умозаключения. Коммуникативные умения ● Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения. ● Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений. ● Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. ● Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках
Диагностика развития метапредметных УУД может проводиться в течение всей IV четверти 3 класса и даже в начале 4 класса. Задания мониторинга необходимо выполнять в самый продуктивный период учебного времени (со вторника по четверг, на 2-м или 3-м уроках).
Обработка результатов усложняется так как увеличилось и количество УУД, поэтому регулятивные УУД, заносятся в отдельный бланк, также и коммуникативные, познавательные.
Данные диагностики хранятся у педагога, психолога, в портфолио у ребенка. Причем если к портфолио свободный доступ посторонних людей, то в нем целесообразно хранить только рабочие тетради, бланки с результатами лучше хранить у педагога. Информация не должна передаваться другим людям (конфиденциальность личной информации), могут быть ознакомлены родители и завуч школы.
Что дает учителю результаты мониторинга?
По данным, занесенных в таблицу, учитель видит проблемы класса в целом и каждого ученика в отдельности, может выстроить систему индивидуальной помощи, необходимые задания, формы работы, нужную степень самостоятельности для каждого ученика.
Для заместителя директора по УВР предоставляется сводная ведомость результатов по каждому классу, что позволяет ему сделать анализ результатов по параллели, вносить коррективы в образовательный процесс с целью повышения его эффективности, осуществлять контроль по формированию УУД.
Родители знакомятся с данными диагностики на родительских собраниях и индивидуальных консультациях у психолога, им дают рекомендации по развитию тех или иных способностей у детей.
Для школьного психолога данные этой диагностики тоже имеют большое значение. Дети, получившие низкие результаты, наблюдаются им и посещают коррекционные занятия. По результатам мониторинга можно выявить детей группы риска, которым необходима коррекционная помощь и одаренных детей, которым в рамках новых стандартов образования должно уделяться внимание, как со стороны педагога, так и психолога.
В прошлом году по результатам мониторинга было выявлено, что 15 первоклассникам нужна помощь психолога. В течение всего года эти дети посещали коррекционные занятия у психолога. Для данной группы детей были разработаны специальные программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы. В работе с данными детьми использовались песочная, игровая, арт-терапия, различные развивающие задания и упражнения. Положительная динамика развития отслеживалась у 12 детей. Также была выявлена группа детей с высокими результатами стартовой готовности. С ними проводились развивающие занятия для одаренных детей, организовывалась подготовка к участию в олимпиадах российского уровня, где ученики показали хорошие результаты. Если в первом классе должным образом была проведена диагностика готовности к обучению и на ее основе коррекция и индивидуализация процесса обучения, то ребенок имеет больше шансов для успешной учебной деятельности. Ведь дети, для которых были созданы оптимальные условия в начале обучения, легче адаптируются к школьной жизни.
Мониторинг метапредметных УУД учащихся – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач предстоящей работы. Сравнение результатов мониторинга, полученных в 1, 2 и 3 классах, позволяет педагогу увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика. Это значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы. Данные мониторинга помогут педагогу еще раз оценить возможности своего УМК и выбранной методики обучения в решении задач развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.
Таким образом, данная программа мониторинга позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО.