Метавселенная это что такое
Метавселенная: о чём все говорят?
Недавно одна из крупнейших и известнейших компаний в мире — Facebook — переименовалась в Meta Platforms. Своим ходом Facebook обозначил стратегический переход к созданию метавселенных. После этого и Microsoft сообщил о вступлении в метаверс. Но что всё это значит и почему крупнейшие компании так стремятся позиционировать себя как мета?
В сегодняшнем посте мы расскажем, что:
— метавселенные — логичное продолжение сегодняшней онлайн-среды;
— ни одна компания не станет монополистом на этом рынке;
— первыми бенефициарами станут производители VR/AR архитектуры и игроделы.
Что такое Metaverse?
В этом году тема метавселенных набрала небывалые обороты. Помимо крупных компаний, заявивших о приверженности метавселенным, многие иностранные СМИ написали огромные тексты о том, что всё это значит.
Стоит сказать, что текущее количество текстов о метавселенных — всего лишь ловля хайпа после заявлений Facebook и Microsoft. Людям стало интересно, что происходит, и многие СМИ и отраслевые агентства вызвались объяснить, обрисовав тренды.
Тема метавселенных не так далека от нашей текущей реальности. Сейчас трудно представить нашу жизнь без социальных сетей, игр, видеохостингов и других онлайн активностей. COVID-19 кризис и социальное дистанцирование только усилили присутствие человека в онлайне, чтобы сохранить социальное взаимодействие.
Большой переход людей в онлайн был отражен уже в 2020 году во время пандемии. Например, в 2020 году известный репер Travis Scott провел онлайн концерт в популярной игре — Fortnite. Репера единовременно смотрели 12,3 млн человек, а всего уникальных пользователей было более 27,7 млн человек. Онлайн-концерт принес реперу более 20 млн долларов, что в 10 раз больше, чем самое успешное выступление исполнителя.
Международная федерация футбола (FIFA) заработала с видеоигр более половины своих доходов в 2020 году. То есть из-за COVID-19 и ограничений на матчах онлайн принес футбольной федерации больше, чем оффлайн.
Метавселенные — это еще больший переход в онлайн, чем есть сейчас. Нет какого-либо точного определения метавселенных. Но общий смысл такой.
Метавселенная — 3D-среда в реальном времени, где люди могут создавать виртуальные мероприятия и участвовать в них как равноправные участники.
Почему Facebook и Microsoft ориентируют стратегию на метавселенные?
Как видно из прошлых примеров, мир всё больше переходит в «онлайн», а метавселенная — логичное продолжение этого тренда. Согласно Wunderman Thompson, более 70% каждого из поколений людей зависимы от активностей в интернете:
Facebook уже давно владеет компанией Oculus Rift — одним из лидеров в производстве VR шлемов. Facebook пытается сместить акцент со своих соцсетей, которые находятся под ударом критиков из-за Facebook Papers. В связи с популярностью метавселенных сейчас сложилась благоприятная конъюнктура, чтобы открыто заявить, что Facebook станет одним из главных бенефициаров мета.
Несмотря на то, что Microsoft — совсем другой бизнес, он также выступил с заявлениями о метавселенных. Главные сходства между Facebook и Microsoft — наличие в портфеле крупных VR-игроков и крупная база пользователей в их экосистемах.
Обе компании выступили с 3D-аватарами и анимациями, которые имитируют действия пользователей. Ориентация обеих компаний — создать метавселенную для «работы». В частности, были показаны виртуальные доски. При этом, метавселенная для «работы» — лишь один из возможных видов использования виртуальных миров.
Делим метавселенную на части
Метавселенную условно можно разделить на несколько частей, которые охватывают круг деятельности людей в реальной жизни.
Первая — виртуальная, или мета-жизнь. Человек создаёт своего собственного аватара и взаимодействует с друзьями и родственниками в виртуальном мире. К этой части относится и концерт Travis Scott в Fortnite. В данном случае аватар нужно во что-то приодеть и что-то ему нужно купить, например, билет на концерт. Посещение концерта теперь не требует физического присутствия и долгого ожидания в очередях — всё может происходить онлайн. Посещение дальних родственников тоже не становится проблемой: в виртуальный мир перемещены аватары, и люди там также могут жестикулировать, обниматься, жать руки и так далее.
Источник: Wunderman Thompson
Всё это перенесется в полноценную метавселенную, где можно будет взаимодействовать с объектами, как мы это привыкли делать в реальном мире. Например, обустраивать дом на свой манер, тюнинговать машину, создать свой спортзал и так далее. Каждым объектом будет кто-то владеть и его можно будет продать.
Третья часть — мета-игры и мета-работа. Про мета-работу мы уже немного поговорили. Сегодня много людей работает на удаленке, при этом личные взаимодействия не сокращаются, также необходимо участвовать в звонках и что-то согласовывать. Мета-работа помогает создать единое виртуальное пространство, где люди будут взаимодействовать между собой при помощи аватаров. При этом физически человек может находиться где угодно.
Мета-игры — целые вселенные, которые не отражают нашу реальную жизнь, а направлены на создание нового мира, как в фильме «Первому игроку приготовиться». Например, Ubisoft анонсировала Assassin’s Creed Infinity, которая будет не одной игрой с плоским сюжетом, а игрой, которая объединяет несколько исторических сеттингов. Такие игры называют игры-платформы. Скорее всего, в рамках Infinity игроку будет позволено играть сразу в нескольких исторических временах по своему желанию. Но об этом мы сможем узнать только в 2024 году.
К играм-платформам уже сейчас можно отнести и Minecraft, и Fortnite, и GTA Online, и Roblox, которые объединяют некоторые элементы метавселенной.
В метавселенной не будет гегемона
Как вы уже поняли, метавселенная — обширная сфера, где не может быть одного доминирующего игрока. Как и в реальной жизни.
Уже сейчас можно выделить разношёрстный список компаний, которые так или иначе участвуют в создании метавселенных:
Прежде всего, чтобы создать метавселенную, необходимо подготовить инфраструктуру. Это и специальные технологии VR/AR, которые есть у Facebook и Microsoft, и мощные графические чипы, которые создают NVIDIA и AMD, и быстрый интернет на 5G, который предоставляют различные телекомы.
Помимо этого, мир метавселенной необходимо обслуживать. Здесь будут задействованы и облачные дата-центры, которые есть у Amazon, Alibaba, Microsoft, Google, и системы кибербезопасности, обслуживания транзакций и многое другое. В конце концов в этом мире должен быть реестр вещей, которые будут закреплены в системе децентрализованной инфраструктуры.
Также для метавселенной нужно создавать контент. Это и игры, и фильмы, и сами миры, между которыми люди будут переключаться.
Кто будет первый?
Скорее всего, первые наиболее полноценные метавселенные создадутся в играх. Всё-таки игры уже имеют крупные и интересные миры со своей фанбазой. К тому же метавселенная с полноценной VR/AR архитектурой требует дорогого оборудования, то есть изначально мета будет не для всех, так как технологии не позволяют.
Поэтому среди первых бенефициаров мы выделяем Facebook за счет самой массовой VR-архитектуры — Oculus Rift. При этом в ближайшие годы компания будет только тратить деньги на разработку и дальше. Положительные финансовые результаты появятся через 5+ лет.
Также одними из первых могут стать Microsoft и Sony за счет Xbox и PlayStation. Обе платформы имеют большое количество лояльных пользователей и инфраструктуру для объединения игр.
Не стоит забывать и про игровые компании. По версии Readwrite, в топ-5 экспертов по метавселенным вошли два представителя игровой индустрии: Дэвид Базуцки, CEO Roblox, и Тим Суини, CEO Epic Games, создатель Fortnite. Roblox торгуется на бирже, а Epic Games — частная компания, 40% которой принадлежит Tencent. Полноценные метавселенные в играх могут сделать Take Two в GTA Online и Ubisoft в Assassin’s Creed Infinity.
Вывод
Полноценные метавселенные еще далеки от реализации — сейчас нет ни инфраструктуры, ни технологий для этого. При этом разные компании пытаются реализовать разные части метавселенных. Facebook и Microsoft будут работать со своей базой клиентов, создавая вселенные для общения и работы. Крупные игроделы будут создавать новые вселенные на базе популярных игр, увеличивая социальное взаимодействие игроков и внутриигровые покупки.
Одними из первых бенефициаров тренда станут вышеупомянутые компании, но ни одна компания не сможет захватить какой-либо значимый кусок рынка, как и сейчас, в физическом мире.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.
Метавселенные. Зачем они нужны и что стоит освоить, чтобы не пропустить будущее?
Если вы хотите не просто много узнать, а много заработать и даже сделать состояние, важно разглядеть то, как будет выглядеть мир через 10-20 лет.
Естественно, крипта и отдельные ее направления также будет занимать в этом новом мире будут определенную часть.
Начнем с того, откуда вообще взялся термин.
Его придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 в романе Snow Crash (Лавина), там писатель описывал общий цифровой мир с дополненной реальностью, называя метавселенной следующую стадию развития интернета, в котором объединены ваше физическое присутствие с дополненной и виртуальной реальностью. Иными словами, все как в фильме «Первому игроку приготовиться», который тоже был снят по научно-фантастическому роману Эрнеста Кляйна, опубликованному в 2011.
Нет, все будет по-другому=)
Метавселенная – это не только про игрушки, это про постоянное существование в онлайне, и отдых, и работа, и решение бытовых задач. По сути, для многих это и сейчас происходит, только без эффекта постоянного присутствия. А метавселеная с помощью VR и AR технологий дает такой эффект. И вас уже не окружают стены офиса, кафе или собственной комнаты, а другой мир и люди (их аватары) вокруг.
Простой пример, вот в этом момент мы наблюдаем за крипторынком, получаем образование, черпаем идеи (в Телеграм канале), и представьте, что сейчас мы вас пригласим в некое место (zoom) для какой-то презентации или вебинара (например, для того, что показать, как пользоваться криптоботом, который дает 900% годовых). Интересно?
Да, многие найдут время и зайдут. А теперь представьте:
— вместо конференции в zoom в 2D вокруг вас находятся такие же люди (аватары с их образами, реальные лица, фигуры, пол и возраст неизвестны или известны, кому хочется)
— вместо текста, который читаете, вам доносит информацию красивая стройная девушка или мужчина, кому что=) и субтитры мелькают над их головой.
— вместо серого вида за окном у вас солнце и пальмы.
— вы не просматриваете контент, вы находитесь внутри него.
— хотите встретиться с другом с другого конца планеты? Пригласите его к себе домой и в качестве голограммы и он будет сидеть за вашим столом
— хотите сходить на концерт в другом городе? Просто наденьте очки и авторизуйтесь в нужной метавселенной
— у вас кафе, доставка цветов или любой другой бизнес? Вы просто не можете позволить себе не иметь кусочек земли в этой метавселенной (как сейчас, страницу в Instagram, или группу в Facebook). Иначе конкурент заберет все продажи, потому что у него можно будет вместо фото на сайте увидеть реальный размер блюда или рельеф цветов. И процесс покупки будет гораздо интересней.
Интересно было по потреблять инфо в таком виде? А работать, проводить совещания? И конечно же играть, общаться, искать или что-то делать в интернете. Ответ очевиден.
Частично это уже происходит, а также продолжит свое развитие во всех сферах:
1. В медицине появится возможность полностью визуализировать организм, моделировать хирургическое вмешательство, прогнозировать развитие каких-либо процессов.
2. В строительство от более детального и точного проектирования объектов до удаленного контроля хода строительства.
3. В образовании активно будет применяться повсеместно примерно тем же образом, что сейчас в обучении пилотов.
4. В интернете теперь можно будет не только почитать и посмотреть, но и потрогать, переместиться из одной точки виртуального пространства в другую. От маркетпелйсов с товарами, до соц сетей, чатов, форумов, и т.д.
VR – виртуальная реальность, здесь все понятно, это обычна визуализация виртуального мира, пример – компьютерные игры
MR – смешанная реальность, когда, например создается виртуальный проект – здание и в нем можно что-то изменять, перемещаться и т.д. Среди этих технологий симуляционное обучение, технологии отображения на лобовых стеклах в авто и т.д.
Огромные вычислительные мощности, быстрые протоколы связи, производительные графические движки – вся эта инфраструктура должна совершить скачок для качественного функционирования метавселенных.
1. Производителей оборудования для пользователей. VR-шлемы, очки, тактильная одежда, датчики и т.д.
2. Все, что связано с высокоскоростным интернетом.
3. Оборудование для высоких вычислений. Процессоры, чипы, обработка графики, рендеринг, проекции, синхронизация и т.д.
4. Производителей контента. Разработчики игр, объектов, дизайн.
5. Софт для хранения, анализа, управления данными о пользователях, их действиях и информацией, технологии искусственного интеллекта.
1. Epic Games с игрой Fortnite. В игре проходят концерты, которые одновременно смотрят десятки миллионов игроков. Игроки могут одеваться в брендовые костюмы и создавать свой контент.
2. Microsoft через платформу Mesh позволят работать в виртуальном пространстве, когда коллеги, находясь в разном пространстве, могут через цифровые аватары взаимодействовать с виртуальными объектами.
3. Facebook создает метавселенную Horizon, проектирует Infinite Office – виртуальный офис для работы из дома, модернизирует VR-гарнитуры Oculus.
Важно понимать, что точно никто не может спрогнозировать, как метавселенные будут выглядеть, кто станет лидером на этом рынке и сколько времени на это уйдет. Все согласны в одном, на это понадобится не один и не 2 года, скорее всего 5-10 лет. Но наша логика очень простая:
1. Статистически все задумки человечества рано или поздно превращались в реальность, от электрической лампочки накаливания до полетов в космос И идея реализации метавселенной выглядет простой относительно того, что умные головы этой планеты реализовали ранее, тем более учитывая огромное количество технологий, которые уже существуют для этого и факт того, что в какой-то части эта идея уже реализована.
2. Над этой идеей сконцентрированы огромные капиталы одних из самых дорогих компаний мира и лучшие умы в этих отраслях.
3. Реализация этой идеи позволит этим корпорациям заработать не только огромные капиталы, но и усилить свое политическое влияние. Это объясняет их высокую мотивацию.
Крипта – неотъемлемая часть инфраструктуры метавселенных. Сам Марк Цукерберг заявил, что при разработке метавселенной они с командой будут уделять повышенное внимание поддержке криптовалют и NFT. И на данный момент видится большая роль не сколько криптовалют, а блокчейнов. А именно:
1. Блокчейн закрывает вопрос подтверждения владением теми или иными виртуальными предметами (аватарами, частью одежды, авто и многое другое).
2. Внутренние валюты игр, которые существуют сейчас, небезопасны и не так надежны, как решения на блокчейне, именно поэтому пользователи не готовы хранить свои активы в них. А если еще и стоит вопрос заработка в метавселенных, как, например, сейчас зарабатывают в игре Axie Infinity, тем более никто не готов доверять централизованным валютам от разработчиков игр. Крипта благодаря блокчейну закрывает вопрос безопасности.
3. Подтверждение качества. Благодаря NFT можно понять, что тот или иной товар уникален, был создан таким-то пользователем/компанией в такое-то время, можно будет посмотреть историю владельцев и легко будет выявить подделку.
4. Демократия и управление. Принцип DAO (децентрализованных платформ, регулированием которых занимаются сами же пользователи через голосование), возможный благодаря блокчейну, актуален и для метавселенных. Если в реальной жизни мы можем голосовать за смену управляющей компании в доме или за мэра города, то и в метавселенных это также актуальный вопрос.
5. Доступность и простота. Чтобы интегрироваться в метавселенную и покупать/продавать товары или услуги, нужны счета и кошельки. В реальном мире для этого в большей степени сегодня мы используем банки, где нужно предоставлять паспорта для обслуживания. В метавселенных будут доминировать децентрализованные финансы, даже скорее всего, только они и будут существовать. Для обмена, покупки, продажи, кроме кошелька ничего не нужно, а для верификации в нем нужен только пароль и сид фраза.
6. Кроссплатформенность. Блокчейнов много и они должны взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот вопрос в большей степени мы закрываем тем, что имеем разные кошельки в разных сетях и т.д. Но инфраструктурные проекты, которые позволяют обмениваться ценностями из разных сетей, активно развиваются и еще более актуальны будут в метавселенных.
2. #SOL, Solana – преимущество которой перед Ethereum в скорости, более низких комиссиях. Если не углубляться сейчас под капот Solana, коротко можно сказать, что это условно продвинутая версия Ethereum, правда еще не такая зрелая.
— #MANA +384% за 3 дня с момента объявления. Это токен игры Decentraland, реализующей частично идею метавселенной.
— #SAND +321% за 5 дней с момента объявления, это токен метавсленной Sandbox В сухом остатке на наших глазах развивается новый мир, и крипта уже от закрытия минусов действующей мировой финансовой системы обретает новую фундаментальную ценность – часть инфраструктуры нового цифровой мира.
Хотя Цукерберг прямым текстом указал на то, что будет работать над поддержкой существующих проектов, тем самым закрывая этот риск. Инвестиции в отдельные уже существующие метавселенные видятся нам не таким очевидными, так как их успех в долгосрочном периоде зависит от того, как успешно они смогут конкурировать с мировыми ИТ гигантами. Хотя вероятен и сценарий не конкуренции, а их интеграции в эту новую среду. Отдельная большая тема – инвестиции в земли в метавселенных, но об этом мы уже расскажем в другой раз.
Переходите в наш Инстаграм и получайте еще больше полезного ситуативного контента.