Метель венчание рок что за произведение
Романс. Венчание
Продолжаем знакомство с «Образами симфонической музыки» на примере знаменитого произведения русского советского композитора Г.В.Свиридова «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина».
Запишите в тетрадь пьесы, которые прослушаете на уроке (продолжаем записи предыдущего занятия):
«Романс»
«Венчание»
(Все пьесы из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» прозвучат в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением дирижёра Владимира Федосеева).
Внимательно читайте текст перед слушанием каждой пьесы из Музыкальных иллюстраций, постарайтесь запомнить мелодии и ответить на все вопросы (устно).
Одну из пьес музыкальных иллюстраций Г. Свиридов назвал «Романс». Внимательные читатели пушкинской «Метели» вряд ли вспомнят ситуацию, в которой кто-либо из главных героев пел романс. Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников поэта, композитор вводит в свой цикл романс без слов. В «Романсе» точно воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры. Композитор не только использует характерные особенности музыкального языка романсов XIX в., но и, уловив их привлекательность для слушателей, насыщает музыку глубокими чувствами, что помогает лучше понять характеры главных героев повести.
По интонациям диалога, беседы, разговора определи, музыкальные портреты каких героев рисует «Романс» Г. Свиридова.
«Романс»
Описание сцены венчания завершает повесть А. Пушкина «Метель». Бурмин с раскаянием рассказывает Марье Гавриловне о своей жестокой шутке:
. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе. так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
Бурмин побледнел. и бросился к её ногам.
Послушай пьесу «Венчание». Какой образ создаёт эта музыка? Почему композитор заканчивает цикл именно этой иллюстрацией?
Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающим церковное песнопение, а минорная окраска в конце сменяется светлым мажорным аккордом?
«Метель» Пушкина: по воле рока так случилось…
В своей повести А.С. Пушкин показывает жизнь самых обыкновенных людей. У них нет примечательной внешности, острого ума, набора талантов, каких-либо нетипичных склонностей. Центральная проблема повести – взаимоотношение человека и судьбы. Пушкин задается вопросом, как по воле Рока меняются жизни людей, их стремления и мысли. В повести Метель смысл заключается в осознании того, что в руках Судьбы человек превращается в тряпичную куклу, никак не способную повлиять на происходящее с ней.
Краткое содержание
Маша – «стройная, бледная» девушка 17 лет, влюблённая в прапорщика Владимира. Окружающие отмечали красоту Маши, многие хотели взять ее замуж.
На заметку! Метель вошла в цикл новелл «Повести Белкина» наряду с такими произведениями, как Выстрел, Станционный смотреть, Гробовщик и Барышня-крестьянка.
Родители девушки не дали своего согласия на отношения с Владимиром. Именно поэтому молодые люди решили сбежать из дому и тайно жениться в церкви. Маша прибыла на место встречи первой. Затем в церковь зашел молодой мужчина и их обвенчали.
Как только Маша увидела лицо жениха, оказалось, что это не Владимир. Ее возлюбленный попал в метель и не смог доехать до церкви. Маша подумала, что Владимир решил отказался от идеи жениться на ней. Девушка отправилась домой, венчание молодых людей не состоялось.
До Владимира дошли новости, что его невеста вышла замуж за незнакомца. И он решает уехать в армию. Спустя какое-то время он погибает на войне.
Когда Маша становится уже взрослой женщиной, то случайно встречается с полковником Бурминым. Он рассказывает, что обвенчался с девушкой в зимнюю снежную ночь и даже не видел ее лица. Маша тут же понимает, с кем свела ее судьба. Стоит отметить, что Пушкин оставил открытый финал. Дал возможность читателям самим сделать вывод о будущей судьбе Маши и полковника: будет она счастливой или нет.
Интересно! У Александра Сергеевича всегда вызывала интерес роль случая в жизни человека. Пушкин верил в судьбу. Писатель утверждал, что все события для каждого уже давно предрешены. Свою веру он вложил в смысл произведения Метель.
Объяснение сюжета
В центре повести – женитьба Маши и Владимира. Сюжет можно условно разделить на:
Повествование начинается с рассказа о поместье, действующих лицах в произведении. Кульминацией можно считать момент, когда Маша узнает в полковнике Бурмине своего мужа. Символ, который буквально пронизывает всю повесть – это метель. Стихия такой силы – это также символ переменчивости, накала страстей, чувств.
Непогода помешала планам возлюбленных о тайном венчании ночью. Роковая метель, не давшая двум возлюбленным познать счастье друг с другом. Зато, словно насмехаясь, привела к церкви полковника Бурмина. И это вмешательство Рока изменило судьбы всех героев произведения.
Смысл названия «Метели» Пушкина
Судьба – это образ метели. Стихия столкнула двух людей. Разлучила их на некоторое время, чтобы они вновь нашли друг друга. Метель в произведении Пушкина превращается в тайные силы, руководящие людскими жизнями. Силы эти могут принести как радость и удачу, так и зло посмеяться.
Интересно! В повесть Метель Пушкин вкладывает мистический смысл. Рок – это будто отдельный герой в произведении, руководящий судьбами персонажей.
Маша и полковник Бурмин достойно приняли произошедшее с ними. Поэтому судьба смилостивилась и свела их вместе второй раз, дала им возможность обрести счастье. В повести Метель смысл Пушкин придает стихии, как главной движущей силе произведения.
Метель: смысл концовки
Повесть кончается на том моменте, когда полковник понял, что Маша – и есть его тайная жена по воле Судьбы. Как написал Пушкин, Бурмин побледнел и бросился к ногам Маши. Как такового счастливого финала не наблюдается: читатель не знает, как складывается дальше жизнь у главных героев.
В тягость ли им друг с другом или нет? Писатель не дает конкретного ответа. Однако, оставляет надежду на лучшее. После прочтения нет чувства недосказанности или плохого финала. Почему-то читатель уверен, что у полковника и Марии все сложится хорошо.
В произведении Пушкина Метель смысл сводится к пониманию того, что шутки Судьбы или госпожи Фортуны – это не всегда плохо. У случайностей можно найти положительную сторону. В мире существует множество случаев, происшествий, когда вмешательство свыше только помогло людям обрести счастье. История Бурмина и Маши – тому подтверждение.
Педагог
В помощь ученикам и учителям
Свиридов Г.В., цикл музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.
А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.
Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» — Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:
Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:
“И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда; “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи”.
Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:
“Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…”
Второй номер этой сюиты называется “Пастораль”.
Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Вспомните, как начинается повесть:
“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
В повести Пушкина нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать “Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.
Пьеса “Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.
Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.
У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях Свиридова отсутствует пьеса с названием “Метель”. Мы говорили с вами уже об особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке, которая звучала взволнованно, порывисто. (“Тройка”)
Четвертым фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?
Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. “Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” – “Начинайте, начинайте, батюшка”, – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: “Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.
Г.В. Свиридов использовал в этой пьесе элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на тонике одноименного мажора.
Середина цикла – это яркий жизнерадостный “Марш”. Г.В. Свиридов проиллюстрировал следующие строки А.С. Пушкина:
В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и мужчине во фраке плохо было в его соседстве.
Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей драгоценнейшей наградою?”. В музыке “Марша” на первый план выходят не героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…
С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.
“… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.
Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?
А далее следуют два номера, которые очень важны для создания целостного образа!
Восьмой номер иллюстраций называется “Отзвуки вальса”.
Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому… Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как обложка книгу.
“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Статистика
Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».
Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».
А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.
Музыка – действующее лицо кинофильма
Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.
И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.
Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.
Симфония-сюита «Метель»
Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.
Начинается сюита-симфония пьесой «Тройка».
Далее – утонченный «Вальс» провинциальной усадьбы XIX в., а не пышного придворного бала.
Следующая часть – «Романс». В сравнении с киномузыкой композитор кардинально его изменил. В фильме звучит обычная фортепианная пьеска, которую барышня играет как бы невзначай. В сюите тема получает мощное оркестровое развитие, приобретая драматическое звучание.
Печальная идиллия «Пасторали»
И торжественная бравада «Военного марша» создают необычайный контраст.
Это и свечи, мерцающие в полумраке церкви, и чувственная страсть, доходящая до отчаяния, и вдохновенное пение церковного хора. Заключительные симфонические иллюстрации – «Отзвуки вальса» и «Зимнюю дорогу», композитор построил по теме изначальных «Тройки» и «Вальса».
Романс «Метель» – гимн любви
Четвертая пьеса сюиты – «Романс» настолько насыщена глубокими чувствами, что слушая эту мелодию, сердце и душа замирают. В воображении слушателя рисуется романтическая картина вдохновенного рассказа о любви, когда страсти накалены до предела, и помочь героям может только признание. Лирическая кульминация всей сюиты – момент объяснения Маши и Бурмина: «Я Вас люблю… я Вас люблю страстно…» – слышатся слова в неотразимой мелодии.
Главную партию композитор отдал скрипке – она поет о любви. Присоединяется альт, и теперь романс исполняется дуэтом под аккомпанемент рояля. Светлая грусть слышится в чувственном звучании духовых инструментов и всего оркестра.
У «Романса» особая аура и необыкновенный мелодизм. Завораживающее и почти магическое впечатление оказывает остинантность (повторение мелодических фраз). Гимн любви – финальная тема пьесы.
У музыки предназначений много. Она может волновать душу или успокаивать ее. Дарить наслаждение или взывать к разуму. Музыка способна пробуждать глубины душевные и чувственные, о которых мы даже не подозреваем.
Творчество Георгия Свиридова несет в себе некую тайну. Чтобы понять и прикоснуться к ней нужно ее расслышать. Хрупкость музыки Свиридова – это парадокс. Каким бы грандиозным ни был образный мир композитора, сущность его в особенной нежности лирического переживания. И это переживание с особенными свойствами. Послушаем?