Метлахская плитка что это история
Метлахская плитка: технология изготовления, свойства, достоинства и недостатки материала, характеристики и тонкости укладки
Кроме последних достижений в сфере технологий производства строительных материалов, многие классические варианты отделки зданий долгое время остаются востребованными.
К проверенной временем метлахской плитке интерес декораторов и дизайнеров не ослабевает на протяжении десятилетий. Разновидность отделочной керамики обладает особыми качествами и высокой эстетичностью, что позволяет использовать ее в отделке помещений, предназначенных для торжеств или официальных визитов.
Содержание
История метлахской плитки
Уникальный отделочный материал получил название от немецкого городка Метлах, где ее начали впервые производить больше 100 лет назад.
Небольшие красочные керамические пластинки, сразу после появления на строительном рынке, для многих застройщиков стали востребованным и незаменимым материалом для отделки общественных зданий и богатых дворцов.
Керамические плитки стали широко применять для покрытия полов в виде красочной, нарядной мозаики, а также стеновых панелей. После укладки разноцветных фрагментов, пол становится похожим на узорчатый керамический ковер с геометрическим рисунком, напоминающим элементы восточной архитектуры.
Метлахская плитка стала отличительной деталью отделки интерьеров во времена правления королевы Виктории и ее широко использовали в Англии и Франции.
Производство и виды метлахской плитки
Кроме особенных, тугоплавких сортов глины, в тесто для изготовления метлахской плитки входят пигмент и фарфор. Красители, добавленные в керамику, придают ей естественный цвет натуральных минералов.
Несколько разновидностей метлахской плитки отличаются по способам ее производства. Продукция, которую получают способом прессования под давлением, состоит из порошковой глины, специальных добавок и 6% воды. Прессованная плитка характеризуется пористой фактурой и больше подходит для укладки покрытий пола.
Изготовление плитки методом литья глиняной массы в подготовленные формы имеет больше недостатков по сравнению с другими, так как при заливке толщина изделий получается неоднородной.
По этим причинам литая плитка в большом количестве идет в отход, так как сделать ровную кладку из нее становится сложно. Самый лучший вид метлахской керамики получают методом экструзии, при котором глиняное тесто проходит через различные ограничители по ширине и высоте, а затем нарезается на нужные фрагменты.
Особенности метлахской плитки
В настоящее время качественный отделочный материал пользуется большим спросом у широких слоев населения, благодаря многочисленным положительным качествам, среди которых следующие:
Среди недостатков материала можно отметить сложность укладки узора из элементов разных геометрических форм и размеров, а также непростой процесс нарезки плитки на нужные куски.
Размеры и внешний вид плиток
Для подборки орнаментов любой сложности из готовой метлахской плитки, декоративный отделочный материал выпускают в виде нескольких геометрических фигур:
Керамику выпускают однотонной, или покрытой цветными фрагментами рисунков, которые при укладке составляют цельный орнамент. Преобладающие цвета: серый, синий, красный и желтый.
Применение метлахской плитки
Отличные технические характеристики керамика получает благодаря старинной технологии, которая включает нанесение на глиняную плитку особой глазури, которая прочно спекается с основой при огромных температурах.
В результате особая прочность и неординарная красота позволяют использовать ее для отделки стен и пола в кафе, ресторанах, больших торговых учреждениях, музеях и жилых домах.
Метлахский ковер освежает интерьеры и придает благородный вид приемным в зданиях административного назначения и другим общественным местам, посещаемым в течение дня большими скоплениями людей.
Метлахская плитка что это история
Метлахская плитка получила широкую популярность и известность благодаря своей уникальной красоте, поразительной прочности и безукоризненной функциональности. Первые образцы этого декоративного материала появились около 125 лет назад и с тех пор, он остаётся одним из наиболее востребованных вариантов облицовочной плитки. Так, почему же продукция столь «древней» технологии и по сей день способна на равных конкурировать с ультрасовременными строительными материалами? Перейдём к обстоятельному рассмотрению этого вопроса.
Пик востребованности и распространённости метлахской плитки пришёлся на времена эпохи ранней индустриализации (середина XIX в). Она даже стала одной из отличительных особенностей, возникшего немного позже эклектического ретроспективизма в викторианском стиле. Обладая исключительному сочетанию износостойкости и живописности, метлахская плитка активно использовалась для декорирования, как роскошных апартаментов, так и небольших площадей, дворцов, вокзалов, театров и заводов.
В наше время фрагменты старинной отделки, созданные из экстравагантной метлахской плитки, можно лицезреть во многих популярных исторических местах, например, в Большом театре, Гамбургском метро, Кёльнском соборе и т. д. Кроме того, она применялась в оформлении кают и приёмных залов на известном «Титанике». Во время недавних глубоководных исследований с борта затонувшего лайнера были подняты многочисленные фрагменты именно этого отделочного материала.
Любопытно! Своё название плитка получила в честь немецкого города Метлах, где в середине позапрошлого века было налажено первое крупномасштабное производство изделий из керамики. Сегодня, классическое производство, сохранившее в неизменном виде все оригинальные этапы изготовления, можно посетить на юге Франции!
Основная сфера, где метлахская плитка активно используется – это декоративная отделка общественных мест и больших частных домов. По эксплуатационным характеристикам плитка почти идентична прочному керамограниту, но по декоративным параметрам, значительно его превосходит. Она может смело похвастаться многообразием расцветок, узоров и форм. Благодаря этим достоинствам метлахская плитка преобразует пол в настоящее произведение искусства, которое сохраняет свою первоначальную красоту в течение трёх-четырёх десятков лет.
Из всех вариантов, самой популярной является метлахская плитка для покрытия пола, обладающая незаурядными свойствами, которые обусловливают её длительный срок службы без заметных повреждений.
В интерьере любой комнаты метлахская плитка создаст неповторимую эксклюзивность, формирующую креативный антураж. Например, в ванной она будет успешно противостоять водным брызгам из раковины, душа или крана, на кухне – легко устоит перед регулярными перепадами температуры и колебаниями уровня влажности, а в зоне входа – препятствовать разнесению уличной грязи. Этот отделочный материал также будет уместен в ресторане, небольшом офисе или бутике, где создаст своеобразную атмосферу.
Что касается загородных домов, то метлахской плиткой облицовывают веранды, террасы и крыльцо. Материал не боится больших нагрузок, дождя, жары, снега и морозов. Если оформить метлахской плиткой придомовую территорию (дорожки, тропинки, зона барбекю), то она превратится в эффектное место для отдыха и развлечений.
Благодаря достаточно большому разнообразию расцветок и форм метлахскую плитку можно выгодно использовать не только для создания декоративной облицовки стен и неповторимых напольных покрытий, но даже с целью декорирования мебели.
Несмотря на индустриальный прогресс и широкие возможности современных производителей технология изготовления остаётся неизменной. В качестве основного компонента для производства метлахской плитки используется особая высокопрочная глина.
После формовки, заготовки из глины покрывают слоем глазури и помещают в печь, где при температуре 125–140оС они обжигаются. Во время осуществления термической обработки глазурь и глина так плотно спекаются, что продукция приобретает удивительную износостойкость, долговечность, а также устойчивость к разрушающему воздействию агрессивных химических соединений. Эти качества также позволяют использовать плитку на улицах, производствах и в местах общественного пользования.
Кажется нереальным тот факт, что на протяжении полуторавековой истории в производственный процесс не было внесено никаких модификаций кроме увеличения вариантов орнаментов и расширения цветового ряда. Проще говоря, плитка стала богаче и качественнее без потери своих достоинств, лишившись при этом практически всех недостатков.
Некоторые мастера-энтузиасты, различными путями стараются узнать все секреты изначальной рецептуры, чтобы создавать первичные образцы плитки. Их продукция абсолютно идентична вариантам, использовавшимся во время властвования королевы Виктории. Как правило, большая её часть используется при реставрационных работах в архаичных зданиях.
Выше было отмечено, что метлахская плитка очень схожа с керамогранитом по своим эксплуатационным качествам. Но она обладает более разнообразным (форма, расцветки) и обширным модельным рядом. Размеры плитки варьируются от 3,0 до 14,5 см, а форма всегда классическая – квадрат, прямоугольник, треугольник, шести –, а иногда и восьмиугольник.
Большой ассортимент форм и размеров метлахской плитки, дарит возможность выкладывать редчайшей красоты узоры, а также преобразовывать пол в уникальное произведение искусства.
По способу производства выделяют литую, прессованную и, полученную экструзионным методом плитку.
Также существует разделение на грубую или тонкую керамику. Отличие хорошо видно на разломе: грубая – имеет мелкозернистую поверхность, а тонкая – структура гладкая, однородная.
Основная классификация базируется на технических показателях плитки и представляет собой коэффициент устойчивости к износу по четырёхступенчатой шкале Мооса.
Она помогает определиться с выбором конкретной плитки для помещения, когда известна примерная суточная нагрузка на пол.
Современная промышленные предприятия выпускает четыре класса продукции, различающиеся по износоустойчивости:
1-й класс прочности – этот вариант является самым «нежным». Такую метлахскую плитку можно укладывать исключительно в жилых помещениях в наиболее удалённых от входной двери помещениях. По полу, имеющему такое покрытие, лучше ходить тапочках с мягкой подошвой.
2-й класс износоустойчивости – более прочный, чем предыдущий вариант. Применяется в местах со средней суточной проходимостью, где исключено прямое попадание на плиточное покрытие при входе с улицы. Это оптимальный вариант для больничных палат, детских садиков, санузлов и других подобных помещений.
Плитка 3-го класса прочности годится для укладки в коридорах, кухнях, прихожих. Такой вариант имеет высокий коэффициент прочности и способен благополучно песок, глину, землю и другие загрязнения. Поверхность материала не трескается, устойчива к царапинам и длительно сохраняется изначальный вид.
4-й класс прочности – это наиболее устойчивый вариант, способный противостоять повреждающим факторам длительное время. Он находит применение в сооружениях и зданиях общественного назначения со значительной проходимостью, например, театры, супермаркеты, торговые центры, крупные банки и т. п. Помимо этого, плитку четвёртого класса часто укладывают на террасах таунхаусов, загородных коттеджей и в гаражах.
Свойства и особенности
Метлахская плитка, благодаря оптимальной рецептуре состава и грамотной технологии производства, обладает рядом исключительных особенностей и уникальных свойств:
— стабильность цвета – достигается благодаря равномерному распределению красящего пигмента по всему объёму плитки и последующим спеканием с глиной во время обжига;
— долговечность – высокая устойчивость к разрушающим воздействиям;
— выносливость – отделочный материал не боится града, дождя, мороза, снега и т. п. Обладает изумительной устойчивостью к щелочам, солевым растворам и кислотам;
— прочность – плитка обладает поразительной твёрдостью, обуславливающей способность выдерживать колоссальное давление;
— универсальность – метлахское напольное покрытие находит применение не только в помещениях, но и под открытым небом на улице.
Кроме этого, широкий выбор расцветок позволяет выложить практически любой орнамент или узор на полу.
Когда возникает необходимость создания изысканного дизайна, благородного интерьера и пола с великолепными эксплуатационными параметрами, следует остановиться на выборе напольного покрытия из метлахской плитки. С её помощью можно создавать нестандартные, эксцентричные цветные ковры, украшающие пол и образующие единую гармонию в общем интерьере помещения.
6 лет 3 месяца назад Материалы 125947 просмотров
МЕТЛАХСКАЯ ПЛИТКА (encaustic tile, mettlach platten, carreaux à décor d’engobe)
МЕТЛАХСКАЯ ПЛИТКА
(encaustic tile, mettlach platten, carreaux à décor d’engobe)
Загадка: какая плитка на всех языках называется ошибочно?
Отгадка: Метлахская плитка в России, она же Encaustic tile в англоговорящих странах. И то и другое названия ошибочны.
На фото: современная метлахская плитка
То что мы называем метлахской плиткой делали и в XII и в XV и в XIX веке, забывая технологию и восстанавливая её вновь. По какой-то причине в Англии
в викторианский период когда восстанавливали забытые технологии решили что предки «вжигали» изображение каким-то неизвестным образом и так её и назвали – encaustic – букв. вжжённая.
(eng. Encaustic от древнегреческого ἐγκαυστικός : ἐν «в-» и καίειν kaiein, «жечь». Термин изначально означает процесс нанесения изображения восковыми красками, которые далее фиксируются вжиганием. Так же термин применялся к средневековой эмали.)
На нашей Родине название имеет другие корни – в России подобную половую плитку представляла прежде всего фирма «Villeroy & Boch» со штаб-квартирой в г. Метлах
В наше время в это понятие соотечественники внесли ещё больше путаницы.
Например, неправомерно метлахской плиткой называют и цементные плитки (cement tile). На пике популярности метлахской плитки (1850-е годы) в Европе производители искали возможность снизить себестоимость. Ответ они нашли в замене глины на цемент – в остальном используя примерно ту же технологию. Как раз в те годы цемент научились делать прочнее и дешевле, он входил в моду – из него строили и коммунальные здания и дома миллиардеров (как и любая новая технология – тогда просто не знали как это вредно для здоровья). Я лично был в замке целиком монолитно вылитом из бетона, даже косяки дверей и некоторая мебель была из бетона. Это, конечно, перебор, но это показывает каким модным был материал.
На фото: пример цементной плитки имитирующей метлахскую керамическую
Бывает что метлахом называют и мозаику из цветных глин и терракотту и клинкерную плитку и плитки с ангобным покрытием или ангобной печатью изображения. Что тоже неправильно.
Поэтому – Метлахская плитка – это только: 1) керамическая, 2) неглазурованная плитка, 3) с проникновение цвета вглубь плитки, 4) высокого обжига, низкого влагопоглощения. Всё остальное – это не «метлах»!
Начну историю метлаха с начала.
I период «ДОМЕТЛАХОВЫЙ»
Прежде чем Рим пал – за пару столетий до этого – он увёл свои гарнизоны и начал набирать солдат и чиновников из местных, экономили. В результате не только римляне, но и местные начали «зарабатывать» и строить дома, дворцы, города. Но своего материала не было. Да и денег не хватало(печатать их ещё не догадались). Поэтому в ту эпоху в зданиях полы первого этажа устилали каменными плитами, второго – доской или ковром поверх доски. Это всех устраивало. В богатых домах камень использовали импортный мраморный. А в вообще богатых – мраморную мозаику или терраццо.
На фото: пример мраморной мозаики из мраморных плиток
Но ведь красиво жить всем хотелось. И начинались «варианты». Вместо мраморной мозаики начали выкладывать полы из нарезанных геометрически кусочков плиток разных цветов – их так и называли cut tiles. Это первый керамический вариант который можно назвать «метлахской плиткой». В основном цвета были естественного цвета местных глин обычно низкого обжига (earthenware, и его естественные оттенки красного, рыжего, серого и серо-белого) т.к. пигменты как и специи были дороже золота. Те же у кого не хватило денег на керамику – научились делать паркет ). В наше время пигменты стали недорогие и в глину просто замешивают пигмент и получают её практически любого цвета.
На фото: пример исторической французской плитки в технике plain tile mosaics и cut tiles
Техника cut tiles используется до сих пор. Например мы у себя в MoshkoffStudios.com делаем мозаики в свободной технике нарезая элементы из пластов глин различных цветов.
На фото: пример напольной мозаики из цветных глин с глазурованными вставками
На фото: тиснёная плитка где углубления заполнены тонким слоем цветного ангоба, такой же эффект был и при заполнении впадин цветными мастиками, Франция
На фото: историческая английская плитка в технике incised tile
На фото: деревянный блок для печати refilef tiles
II период IX ВЕК плюс
А вот начиная с 9 века начался новый рассвет в Европе. Для путешественника по Европе бросается в глаза огромное количество соборов, монастырей и храмов X-XI века и позже и единицы IX и ранее. Они были, их просто капитально перестроили в X и XI веке.
Основной экономической и социальной единицей общества была церковь – все социальные функции государства выполняла она, и все товарное производство были церковно-монастырским – только налоги с населения напрямую собирал местный князь. Школа, институт, ЗАГС, собес, нотариат, дом престарелых, тюрьма, НИИ, производства товаров от пушек до кружев, еды и пива, даже прачечные услуги населению, склады, хранилища государственного имущества, даже исследование географии – всё это исполняла церковь. (Именно поэтому первым делом придя к власти и Наполеон, и Пётр I, да и большевики тоже грабанули церкви и монастыри своей же страны).
На фото: историческая сохранившаяся английская «метлахская» плитка
В XII веке Византийская (Восточная Римская) Империя настолько ослабла, что мастера и художники из неё массово побежали в бывшую столицу Западной Римской Империи – Рим и другие столицы Европы. В XIV веке Константинополь пал окончательно и все мастера перебрались в Европу. Вот она технологическая основа Возрождения и Ренессанса.
Основной культурной наследницей Рима была Франция. Даже во времена могущества Рима Франция (а именно Прованс) считалась заморской провинцией Рима и гражданство в Провансе приравнивалось к гражданству Рима. Само название Прованс – переводится как Провинция. Почётным гражданам и отличившимся генералам дарили поместья в Провансе, и они почитали это за честь и с удовольствием там жили. (Интересно, что в Византии тем кто провинился, но всё же смертной казни не заслужи – дарили поместье в Крыму и ссылали туда, где они и помирали от холода и сырости – это нам, жителям Петербурга, конечно, читать в хрониках смешно). Именно Франция распространяла технологии во всех сферах по континенту. До XVIII века Францию признавали продолжателем Рима, центром Европы. И в Англии лучшие и первые плитки или импортировали из Франции или приглашали французских мастеров.
На фото: сохранившаяся историческая средневековая французская «метлахская» плитка
После XIV века новых храмов строили мало. Чёрная чума и столетние войны надёжно уменьшали население в два-три раза раз за разом и новые храмы были просто не нужны. Пришли новые технологии из Рима – майолика, например. Мастера из Византии за эти столетия обогатились восточными техниками, например, cuerda seca, и принесли их в жизнь Европы. Снова вошёл в моду и стал доступен мрамор. И после XIV века inlay tiles забыли.
III период, ВИКТОРИАНСКИЙ и gothic revival, строительный бум и МОДЕРН
Экономика мира переместилась из Франции в Англию. Красота мира переместилась окончательно из монастырей и аббатств во дворцы, а оттуда стала перекочёвывать в дома просто богатых граждан – о плитке вообще и о метлахе в частности снова вспомнили.
Появились и новые стандарты жилища и архитектуры. Дома (и квартиры) горожан стали банально больше и точнее специализированы под удобство человека, а не под абстрактные архитектурные идеи или повторение исторических образцов. Дома стали специально планировать под человека, а не наоборот.
Тогда же предприниматели поняли, что керамическая плитка – это большие деньги.
Первое что сделали в этот период – это драматически снизили процент брака. Благодаря использованию гипсовых блоков для тиснения вместо деревянных, и шликера на щёлочи процент брака снизился до 15-25%. Первые метлахские плитки той эпохи делали из фарфора собственного европейского рецепта (его тоже только что сформулировали стремясь найти замену уникальному китайскому).
Эту технику сейчас используют в реставрационных работах по восстановлению исторической метлахской плитки. Эту же технику используем и мы в MoshkoffStudios.com. Использование оригинальной рецептуры фарфора и шликеров вместе с колорированными пластичными массами позволяет выполнять сложные высококачественные работы соответствующие и стандартам красоты той эпохи и стандартам качества нашего века.
На фото: в MoshkoffStudios готовые реставрационные метлахские плитки после обжига
Колорированные гранулы засыпали в формы с латунными разделителями, потом форму вынимали, дополняли базовой массой и прессовали. Вуаля!
На фото: железная форма с разделителями
Производство метлаха заладилось. Заодно технология использования гранулированной массы давала возможность делать много цветные плитки где несколько разных цветом соприкасаются друг с другом. Производства открывались как цветы весной.
На фото: нанесение через шаблон
И до сих пор если где-то в массовой продаже видно метлахскую плитку то можно быть увереным что она делается именно так. При этом мастера художественной encaustic tiles или мастерские по реставрации этого метода избегают.
В этот период история метлаха разделяется на три части:
(так привычно тогда называли Великобританию) в связи с метлахом вспоминается компания Minton. И тогда и сейчас – она признанный лидер производства метлахской плитки.
В 1835 году в Сток-он-Трент жил некий Сэмюэл Райт, торговал кобальтовой синью (ингредиент для получения синего цвета на керамике). То есть был он поставщиком керамических заводов. Видимо захотелось ему и самому стать не поставщиком, а заводом и он интенсивно экспериментировал с созданием оттисков на глине при помощи гипса или стальных форм. Но так и не отработав этот процесс до конца он оформил патент и продал права компаниям Чемберлен и Ко. и компании Герберта Минтона. Можно ли представить чтобы в наши дни кто-то купил недоработанную до конца технологию.
На фото: примеры ранней плитки Minton имитирующей исторические
Джентльмены подружились, ведь взаимная выгода объединяет, и архитектор Пуджин стал включать плитку Минтона и для использования в своих проектах и другим архитекторам при отделке дворцов и для прочих престижных проектов внутри страны и за рубежом. Бизнес наладился.
Вторым известным деятелем в истории метлахской плитки стал Уильям Годвин из Лугвардайн в Херефорде. Годвин делал в своей плитке аутентичные средневековые мотивы. Его особенность была – большая историческая достоверность, чем массовое производство Минтона, и он добился известного успеха у архитекторов, работающих над реставрацией церквей.
Но Годвин хотел зарабатывать ещё больше и поэтому стал делать метлахскую плитку сразу с применением только что изобретённого процесса сухого прессования. В 60-х годах 19 века Годвин работает с производителем прессов Уильямом Боултоном над созданием инкрустированной половой плитки с применением пресса. 1868 году Боултон патентует первые прессы для производства цветной керамической плитки методом сухого прессования. Его процесс производства предусматривал использование отдельных резных латунных пластин для каждого цвета. Применение новой технологии позволило Годвину производить плитку из глины 8 различных цветов!
Третьим крупным и в историческом и в художественном смылах произхводителем метлаха на островах была фирма Maw and Co.
На фото: пример исторической «метлахской» плитки Maw and Co
Фирма «Villeroy & Boch» — один из крупнейших европейских производителей керамик. Она была основана 1841 году членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали фирму с правлением в Меттлахе.
В 1852 году построен первый цех по производству стойкой напольной облицовочной плитки. Само выражение — «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным.
На фото: реставрационная метлахская плитка сделанная из пластичного фарфора традиционной техникой в Moshkoff Studios
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика фарфоровой посуды в Дрездене, в 1869 году — мозаичная фабрика в Меттлахе. В 1879-м приобретается фабрика в Мерциге (у фирмы «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота (сейчас бы мы её назвали клинкерной плиткой). В 1883 году к ним добавляется завод фаянсовой посуды в Шрамберге (у «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. Молодцы!
На фото: примеры сохранившихся исторических метлахских плиток Villeroy and Boch : единственные которые можно полным словом называть Метлахскими
В Россию фирма «Виллеруа и Бох» пришла во второй половине XIX века. Они постоянно выигрывали тендеры Императорского двора. Говорят, что из-за удачного сочетания цены и качества. Качество, было действительно высоким.
В итоге и они пришли к методу (print tile) то есть печать пигментами на бисквитном основании.
На фото: пример print tile и каким способом она стирается
До Бостонского чаепития (1773) будущие сепаратисты из колоний Британии в Америке были обязаны все высокотехнологичные предметы и предметы роскоши покупать только в Англии (в том числе и тот самый чай, который выбросили из английского корабля и затопили, этим начав движение сепаратизма). Как только борцы за независимость победили (сначала Британию, потом друг друга) и за первые же 10 лет после 1865 г. без войны открылось сотни керамических предприятий, вот оно импортозамещение! Лучших европейских специалистов с корнями перекупали в США. И правильно делали – всё что потеряла Европа приобрела и сохранила Америка.
Американцы народ с большой энергией и искренним энтузиазмом. Подтверждаю личным опытом. Также энергично любят зарабатывать деньги. Так же они взялись и за метлах.
Вообще до середины 20 века Америка была самой высокотехнологичной страной мира. К тому же она искренне и до конца защищает права патентодержателей. Поэтому вести там бизнес легко. Например, такой популярный тогда высокотехнологичный товар как швейная машинка (компьютеров тогда не было). В начале XX века лучшие швейные машинки были американские, а японские считались одноразовым барахлом для бедных неудачников. Даже наш Императорский флот был построен в Америке – передовой по технологиям крейсер «Варяг» (тот самый который потопли японцы в 1905 году, но это вина не крейсера, а командования) был построен в Филадельфии, США. Америка – это были лучшие инженеры, отличные дизайнеры, точный маркетинг, готовая инфраструктура, поддержка государства, огромный защищённый местный рынок.
В 1890 году они уже не справлялись и открыли вторую фабрику около Нью-Йорка. Если у «Виллеруа и Бох» работало 6500 человек, в «Американской Анкустической Плиточной компании» – 20000 только на одной фабрике и делали они только метлахскую плитку. Американский размах! Считалось что это самая большая фабрика керамической плитки в мире. И метлахской плитки тоже. И всё равно даже эта фабрика закрылась в 1935 не выдержав Великой Депрессии.
IV период СЕЙЧАС
В 30-х в США стало чуть-чуть полегче – но сил хватило только на цементную плитку или обычную прокатную керамику (сначала из Мексики, потом из Китая).
Потом Вторая мировая, тут не до плитки – одни воюют, другие торгуют. А после неё – эпоха заливных полов, бетона, цемента, пластика, линолеума, и пр. наполнителей. Эпоха мощных машин и дешёвого пиленого, гравированного, полированного или рваного камня.
Относительно недавно появился керамогранит. По сути это новое название дял изобретённой в прошлом веке технологии: дешево и быстро спрессованная станком из порошка высокожгущаяся керамика. Он стал основным материалом для коммунальных или коммерческих помещений. А метлахская плитка стала лишь альтернативой для немногих понимающих.
Метлахской техникой теперь выполняются высокохудожественные работы – вставки, панно, отдельные элементы, обрамление каминов, фонтанов, террас.