На чем основывались законы хаммурапи

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

Видео

Источник

Законы царя Хаммурапи

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Читайте также про другие интересные места Вавилона:

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов, получивший название законы Хаммурапи.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Источник

На чем основывались законы хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Текст сборника состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов,

Источниками при составлении сборника послужили:

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

· продавцом мог быть только собственник вещи;

· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Источник

Суть законов царя Хаммурапи – 7 социальных правил Древнего Вавилона

Удивительно, но суть законов царя Хаммурапи проста и понятна. Это свод правил, которые являлись регуляторами взаимоотношений древних вавилонян. Они поражают своей справедливостью и жесткостью, предусмотренных наказаний. Но, может именно поэтому, они были весьма эффективны и действенны?

Уникальный артефакт, вместивший всю суть законов царя Хаммурапи

Настоящий переворот, существовавших знаний об исторических событиях Древнего Вавилона совершила находка французских археологов под руководством Жака де Моргана в 1901-1902 гг.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Исследователи извлекли из грунта на поверхность в городе Сузы базальтовую плиту. На историческом экспонате, который ныне хранится в Лувре, высечены 282 правила, получивших название законов Хаммурапи. Они регулируют отношения между членами вавилонского общества.

Око за око – зуб за зуб

Этот принцип считается основополагающим в Древнем Вавилоне. Суть этого закона царя Хаммурапи заключается в том, что наказание за плохое деяние для человека должно быть равнозначным. Например, если вавилонянин сломал в драке руку соплеменнику, то ему также сломают руку в наказание.

Суть законов царя Хаммурапи распространялась лишь на людей, стоявших на одной социальной ступени. Если, например, вельможа причинит крестьянину телесное повреждение, то ему не станут наносить такое же. Богатый человек будет наказан лишь штрафом.

Это, конечно же, несправедливо с точки зрения современного человека. Но, в эпоху древнего мира существовало немало правил, кажущихся нам сегодня дикими. Однако даже сейчас находится немало сторонников древних правил, которые считают правильным отплатить обидчику той же монетой. Поэтому можно утверждать, что принцип «око за око…» сохранился и частично действует и в наши дни.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Следует понимать, что главная суть этого закона царя Хаммураппи – применение насилия против насилия, является прямой дорожкой к преумножению насилия. Очень емко охарактеризовал последствия, которые влечет за собой следование этому принципу, известный общественный деятель Индии Махатма Ганди. Он сказал, что если всегда следовать правилу око за око, то мир со временем может вовсе ослепнуть.

Суть законов царя Хаммурапи: социальная помощь вдовам и сиротам

Благотворительные организации, помогающие нуждающимся, сейчас существуют повсеместно. Но, считалось, что в те древние времена мало кого интересовали проблемы людей, обделенных жизнью. Поэтому закон царя Хаммурапи, об оказании помощи обездоленным, кажется весьма странным. Тем более, что в то время часто велись войны. Многие солдаты, уйдя на службу, больше никогда не возвращались к своим семьям.

Оказывается, несмотря на то, что мы привыкли считать те времена дикими, нам вовсе не мешало бы воплотить в жизнь современного общества суть некоторых законов царя Хаммурапи. Ведь государство брало на себя обязательство помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на поле боя за свое отечество.

Кража – смерть

Суть этого закона царя Хаммурапи заключалась в том, что любая кража должна караться смертью. Причем, неважно, что украл вавилонянин – яблоко у торговца на рынке или драгоценности у богатого вельможи.

С точки зрения современной юриспруденции принцип «кража – смерть» кажется весьма примитивным. Ведь в нем никак не учитываются причины, побудившие человека совершить такой поступок.

У закона Хаммурапи «кража – смерть» есть дополнение. Оно стало ныне популярным афоризмом. Вы наверняка его не только слышали, но и сами не раз произносили: «не пойман – не вор».

Не пойман – не вор

Этот закон царя Хаммурапи, наоборот, вполне соответствует принципам современного права. Ведь его суть в том, что человек не считается виновным до тех пор, пока суд не докажет обратного.

Обязанность крестьянина следить за оросительными каналами

В Древнем Вавилоне на законодательном уровне была прописана такая обязанность. Дело в том, что во времена правления царя Хаммурапи через Вавилон был прорыт канал, соединяющий реки Тигр и Евфрат. Он имел огромную сеть ответвлений. Это водная структура служила важнейшей составляющей процесса земледелия. Канал получил название река Хаммурапи.

На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть фото На чем основывались законы хаммурапи. Смотреть картинку На чем основывались законы хаммурапи. Картинка про На чем основывались законы хаммурапи. Фото На чем основывались законы хаммурапи

Суть закона царя Хаммурапи, обязывающего крестьянина следить за оросительной системой, заключалась в том, что если он допустит затопление хозяйства соседей, то понесет наказание. Это могло быть долговое рабство или полное лишение собственного надела земли.

Свободные браки

В Древнем Вавилоне были узаконены браки свободных людей с рабами. Суть закона царя Хаммурапи о свободном браке заключалась в том, что рожденные от такого союза дети были свободны.

Это было настоящее ноу-хау для древнего мира. Ведь рабы считались просто товаром, они не имели никаких прав во всех других государствах, кроме Вавилона. Но, историки утверждают, что это не было признаком человеколюбия или доброты со стороны Хаммурапи. Это был политический ход, который служил инструментом для сдерживания восстания рабов.

Невольники получали надежду, что пусть не они, но хотя бы их дети, имеют шанс стать свободными. Хотя, по факту, браки между свободными людьми и рабами были единичными случаями.

Суд божий

Это очень жестокий закон Хаммурапи. В Древнем Вавилоне была собственная система судопроизводства. В судах решали вопросы собственности, наследования, назначались наказания за преступления. Но, были случаи, когда суд не мог прийти к однозначному решению. Судьи затруднялись определить, виновен человек или нет. Тогда решением вопроса становился божий суд.

Суть закона царя Хаммурапи про божий суд заключалась в том, что человека бросали в реку с быстрым течением. Вынести решение, виновен или нет, предоставляли силам природы. Считалось, что если человек утонет – то его вина доказана. Выживет – факт преступления опровергнут.

Суть законов царя Хаммурапи с современной точки зрения

Знания современных людей о древнем мире окутаны пеленой тайны. Некоторые из них с трудом вписываются в эпоху, к которой их относят ученые. Время от времени археологи находят новые артефакты, которые перечеркивают устоявшиеся исторические догмы. Они заставляют переосмыслить информацию, содержащуюся в учебниках истории, а иногда и задуматься над тем, не стоит ли нынешнему обществу перенять опыт древних правителей.

Если проанализировать законы Хаммурапи с точки зрения современного человека, то можно заметить, что в них причудливым образом переплетаются жестокость и гуманизм, отсталость и прогрессивность. Это привлекает интерес к ним, заставляет задуматься, не взять ли часть из них на вооружение современному правосудию?

Источник

Свод законов Хаммурапи и мы

Вы помните о своде законов Хаммурапи, самом раннем кодексе законов, известном на настоящий момент, о котором почти все мы читали когда-то в учебниках по античной истории?

Этот текст, почти не тронутый временем, написанный клинописными буквами, был обнаружен в 1901 году и спустя два года переведен в американском Корнелльском университете. В нем 282 параграфа, или статьи, из которых часть или совсем не сохранилась, или сохранилась фрагментами.

Свод законов Хаммурапи – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет

Может, кто-нибудь спросит: а что общего у этого самого древнего в истории человечества свода законов с современной семьей, нашими ценностями, миром? Общее есть. Причем очень много. Этот свод законов – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет. К лучшему или худшему. Он показателен и облегчает нам понимание регресса ценностей в наши дни.

Это самый ранний документ в истории человечества, в котором мы находим такие слова, как «муж», «жена», «брак», семья, «развод», «измена», «дети», «мужчина» и «женщина». Таким образом, было бы очень полезно в наши времена ценностной дезориентации и хаоса оглянуться назад и посмотреть, что думали человеческие создания 4 тысячи лет назад касательно ценностей.

Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества»

Этот свод законов был написан во времена Вавилонского царя Хаммурапи, жившего за 1750 лет до Рождества Христова, то есть более 3750 лет тому назад. От свода его законов нас отделяют самое меньшее 3750 лет. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества». Здесь речь не идет о десяти заповедях Ветхого Завета. Нам говорят, что нельзя приводить аргументы в пользу традиционных ценностей из библейской, христианской и вообще религиозной сфер. Подобные аргументы не принимаются во внимание в спорах, проводимых вокруг современного брака, сексуальной жизни и нравов. Однако свод законов Хаммурапи является мирским документом, и он будет весьма полезен для оценки степени деградации современных ценностей в сравнении с теми, которые были кодифицированы вавилонянами 3750 лет тому назад.

Общие замечания

Кроме того, этот документ дает ясно понять, что в какой-то момент своего развития общество определило, что одни социальные практики являются полезными, а другие нет. В итоге как полезные, так и вредные практики были кодифицированы с целью защищать и поощрять первые и запрещать или карать последние.

Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует: на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Естественно, мы имеем в виду не рабство и прочие институты подобного рода, а многотысячелетний институт семьи и брака.

Слово «брак» упоминается в своде Хаммурапи 13 раз, слово «муж» – 44 раза, «жена» – 67 раз, «измена» – 3 раза, «семья» – 1 раз и «развод» – 3 раза. Слово «секс» не появляется совсем.

Это указывает на то, что для вавилонского общества 4000-летней давности брак был чем-то важным, отношения между супругами были четко определены для того, чтобы защищать единство семьи, а отсутствие слова «секс» указывает на то, что, в отличие от наших дней, «примитивное» общество не было одержимо сексуальностью, как это имеет место сегодня.

Брак

Интересные подробности, касающиеся брака, мы находим в кодексе Хаммурапи. Кодекс определяет брак не прямо, а косвенно. Параграф 128 утверждает: «Если мужчина взял себе жену, но не заключил с ней брачного договора, эта женщина не является его женой». Брак, таким образом, создавался мужчиной и женщиной, мужчина при этом назывался мужем, а женщина – женой. Но чтобы быть официально созданным и признанным в обществе, союз между мужем и женой должен быть задокументирован в форме брачного договора.

4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком

Это указывает на то, что при отсутствии брачного договора между мужчиной и женщиной имели место отношения сожительства. Это означает, что еще 4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком. А почему? Без сомнения, потому, что брак, а не сожительство, придавал стабильность отношениям между супругами, что, в свою очередь, вносило социальную стабильность в жизнь всех членов общества.

Брак ставил пределы сексуальным и семейным отношениям, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми. Все знали свои роли и пределы. Но от этого все только выигрывали: мужья и жены, родители и дети и общество в целом.

Что значит «брачный договор»? Именно то, что в наши дни продолжает отличать брак от сожительства. Сожительство не основано на договоре, а является совместным проживанием по расчету без взаимных обязательств. Брак же основан на договоре. Брачный договор между мужчиной и женщиной означает взаимные обещания верности и моногамии, обещание быть вместе в добре и зле, в здоровье и болезни и исключить из отношений между мужем и женой третьих лиц. Обещания эти давались в присутствии свидетелей.

Интересно заметить, что Священное Писание в Ветхом Завете определяет брак как договор между мужчиной и женщиной, заключенный в присутствии свидетелей (Мал. 2: 14: «Вы скажете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» [1] ).

Сопоставим это традиционное определение брака, имеющее самое меньшее 4000-летнюю давность, с определениями, предлагаемыми сегодня. Новая идеология семьи больше не основывает брак ни на союзе между мужчиной и женщиной – лицами разного пола, ни на договоре между мужем и женой, на верности, моногамии и исключении третьих лиц из взаимоотношений между мужем и женой. Речь всё больше идет о браке нового типа, об «открытых браках» («open marriages»), в которых муж разрешает жене поддерживать сексуальные отношениями с другими лицами – будь они противоположного или одного с ней пола, и жена тоже разрешает это своему законному мужу. Полиамурность, или групповой брак, тоже является частью этой тенденции и всё громче требует своего легального признания.

Нерожденные дети

Нерожденными детьми дорожили, и они имели реальную ценность в своде законов Хаммурапи. Если человек покушался на беременную свободную женщину и становился причиной гибели ее плода, то назначались не уголовные наказания, а денежные, при этом компенсация составляла 10 сиклей (§ 209).

В кодексе Хаммурапи упоминается много преступлений, подлежащих денежной компенсации, но самой большой была компенсация в случае убийства нерожденного ребенка свободной женщины…

Развод

Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать ее до конца ее жизни (§ 148). А если развод разрешался, то муж обязан был отдать жене часть урожая, имущества и благ, чтобы она содержала на это своих детей (§ 137).

Сексуальные преступления

В своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались

Актуальность свода законов Хаммурапи сегодня

Вне всякого сомнения, принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Если Хаммурапи счел за благо определить и стандартизировать брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными.

Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, регламентировать отношения между полами, родителями и детьми, защищать детей, защищать супругов от вмешательства третьих лиц и обеспечивать гармоничное преемство поколений.

Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что «просвещенные» страны Европы узаконят браки между лицами одного пола

Современные идеологии и практики располагаются на противоположном от этого полюсе. Спустя 3750 лет после записанной истории и 4000 лет человеческого опыта брак заново переформулируется. Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что по прошествии 3750 лет «просвещенные» страны Европы узаконивают браки между лицами одного пола.

С другой стороны, однако, свод законов Хаммурапи представляет собой стандарт, проводящий разграничительные линии цивилизации. Цивилизация начинается тогда, когда общество научается различать между добром и злом, выбирает добро, отвергает зло, кодифицирует добро и наказывает зло. Следовательно, общество может называться цивилизованным только до тех пор, пока оно обладает рассудительностью, пока оно может проводить различие между добром и злом и запрещать зло.

А что Румыния?

Поэтому удивительно, а может, даже жаль, что политические лидеры Румынии противятся кодификации этого института в Конституции Румынии. Господа Понта, Бэсеску и Черня [3] выглядят как двоечники в истории. Им было бы неплохо прочитать правила Хаммурапи и осознать, насколько они сами не правы. Может, они и считают себя интеллигентными и образованными, однако выглядят как невежды в истории. Уже 3750 лет как брак кодифицирован в виде союза между мужчиной и женщиной, а их это не волнует.

С 2006 года Альянс семей Румынии борется именно за защиту института брака и определения его в Конституции Румынии в том виде, в каком он был кодифицирован впервые 3750 лет тому назад в своде законов Хаммурапи. Это борьба, которую мы считаем благородной. Да, мы на стороне Истории. А наши руководители – нет.

Альянс семей Румынии

Перевел с румынского Родион Шишков

[1] В рум. и ц.-сл. переводе: «она общница твоя и жена завета (договора) твоего».

[2] 48-я статья Конституции Румынии определяет семью как союз, основанный на добровольном согласии супругов (а не мужчины и женщины). Гомосексуалистское лобби начиная с 2006 г. ведет в румынском парламенте большую борьбу за пересмотр Конституции в выгодную для себя пользу. В том же году было собрано более 650 тыс. подписей против гомосексуальных нововведений в Конституцию; неоднократно выступала против этого и Румынская Церковь, но вопрос и сегодня остается открытым.

[3] Виктор Понта (р. 1972) – премьер министр Румынии с 2012 г.; Траян Бэсеску (р. 1951) – президент Румынии с 2009 г.; Ремус Черня (р. 1974) – председатель Партии зеленых, борец за права человека, за свободу самовыражения и свободу мысли, совести и религии, против дискриминации меньшинств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *