Методическая разработка воспитателя что это
Статья «Как написать методическую разработку»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как написать методическую разработку?
Методическая разработка – это письменная работа , представляющая опыт педагогической деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности руководящего работника), который может быть использован в практической работе участниками образовательной деятельности.
Методическая разработка – вид методической продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной общеразвивающей программы.
Методическая разработка позволяет педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.
Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Классификация методических разработок:
разработка серии уроков (занятий );
разработка конкретного урока (занятия);
разработку темы программы;
описание новых форм, методов или средств обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ и др.);
сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
комплект диагностических материалов и инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;
программа воспитания обучающихся;
программа объединения в рамках предпрофильной подготовки;
программа дополнительного образования детей;
разработка проведения воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада, соревнования и др.)
Требования, предъявляемые к методической разработке.
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательной деятельности, ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию, необходимо:
тщательно подойти к выбору темы;
определить цель методической разработки;
внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;
составить план и определить структуру методической разработки;
определить направления предстоящей работы;
Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе которого лежит решение проблемы.
тему методической работы ОУ, методического объединения;
противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога;
противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.
Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.
Выбранная тема должна быть значимой, её ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться её актуальность.
Например, «Использование методического приема ….. как средства…. для формирования….»
Структура методической разработки.
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключения, список литературы, при необходимости – приложения.
На титульном листе методической разработки приводится
наименование учреждения в соответствии с уставом (вверху страницы);
название работы ( в центре листа);
сведения об авторе (ФИО, должность) (справа внизу;
место и год написания разработки (по центру внизу) ( см. Приложение 1)
Аннотация ( на обороте титульного листа)
проблема, которой посвящена методическая разработка;
вопросы, которые она раскрывает;
потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).
Рекомендуемый объем – до 10 предложений.
Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)
актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования, что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);
новизна методической разработки;
Например, цель может быть следующей:
1) определение форм и методов изучения содержания темы;
2) раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
3) описание видов деятельности ;
4) описание методики использования современных технических и информационных средств;
5) использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Задачи конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…
Алгоритм, позволяющий сформулировать цели и задачи:
Ответьте на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки. Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО: обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте, рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)
Составьте цепочку «Для чего?» (Например, обучающиеся умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)
Составьте цепочку «Для этого?» ( Например, дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…)
условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);
трудоемкость, ограничения, риски.
Новизна методической разработки. Различают три степени новизны:
методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации;
методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения и практические рекомендации;
методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации, отличается наиболее высокой степенью новизны.
Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.
специфика методической разработки (в соответствии с приведенной классификацией);
существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту урока, по ФГОС- технологическая карта урока);
замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.
Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.
основные выводы по теме разработки;
информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;
информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания. (Выписка из протокола помещается в приложении).
В заключении формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.
изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями;
изменения в уровне воспитанности;
изменения в развитии интереса к предмету.
Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения.
Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.
Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.
Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:
1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть
наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);
продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);
результаты выполнения специальных заданий и т.п.
2. Значения каких признаков вы будете оценивать?
наличие определенных высказываний учащихся в процессе работы
определенные виды поведения учащихся (например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);
количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.
Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста
Список использованных источников (см. Приложение 3)
Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003. Записи рекомендуется располагать следующим образом:
если указано несколько работ одного автора- по алфавиту заглавий;
при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых.
Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:
указать название каждого приложения;
каждое приложение начинать с новой страницы (Приложение 1 и т.п.)
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту
( ссылки на них в тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические карты, сценарии и др.
Требования к оформлению текста методической разработки.
При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста:
номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но на них не указывается номер;
шрифт – Tims New Roman ;
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);
междустрочный интервал – одинарный;
выравнивание текста – по ширине страницы;
переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются.
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста.
Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Методические разработки уроков – вид методической разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.
Структура плана-конспекта урока:
дата проведения, его номер по тематическому планированию;
цель и задачи урока;
структура (сценарий) урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
методы и приемы работы учителя на каждом этапе;
учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала);
задания для детей на каждом этапе;
алгоритмы выполнения заданий.
Методическая разработка мероприятий – разновидность методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствую0щими методическим советами.
Структура методической разработки мероприятий:
дата проведения с указание возраста детей;
цель и задачи внеклассного мероприятия;
структура (сценария) мероприятия с указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по этим этапам;
оборудование, необходимое для проведения мероприятия;
содержание использованного материала (фрагменты речи педагога)4
задания для детей на каждом этапе и алгоритмы выполнения заданий.
Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.
Система методической работы с воспитателями в детском саду в условиях реализации ФГОС до
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической информации, инновациях.
Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы с воспитателями в условиях реализации ФГОС ДО.
Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя, старшего воспитателя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.
Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.
Система методической работы с воспитателями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Система методической работы по введению ФГОС ДО повлекла за собой положительные изменения в содержании образовательной деятельности МДОУ детский сад «Ромашка» и в стиле взаимодействия всех участников образовательных отношений.
С помощью диагностических анкет, листов опроса были определены образовательные возможности и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Организация и анализ самодиагностики воспитателей способствовали решению задачи формирования у них новых профессиональных компетенций, развитию педагогической рефлексии.
Направленность методической работы:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, соответствующей содержанию программы,интересам и потребностям детей разного возраста:
— разработка методических рекомендаций по РППС в ДОУ;
— обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
— активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
2. Соотнесение содержания образовательного процесса с основной образовательной программой ДОУ и требованиями к содержанию и методам воспитанияи обучения детей дошкольного возраста:
— формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;
— анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
-анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы клубов по интересам для каждой возрастной группы;
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.
В МДОУ детский сад «Ромашка» проведена система мероприятий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Компьютер, мультимедийные формы как инструмент для обработки информации стали мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников.
Одной из главных управленческих задач, стоящих перед нами, является создание условий для повышения компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами сети Интернет.
На сегодняшний день детский сад оснащен техническими средствами обучения: телевизоры, DVD плееры в старших группах, 5 компьютеров, 4 принтера, 2 сканера, мультимедиапроектор, экран, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, мультимедийные средства обучения. У каждого педагога личные ноутбуки и музыкальные колонки.
В результате у педагогов появилась возможность:
• использовать компьютерную технику, информационные ресурсы всемирной сети Интернет, программным средствам для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.
• создавать банк электронных дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
• создавать мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу, компьютерные плакаты для использования в работе с воспитанниками и их родителями.
• применять средства ИКТ для проведения педагогических советов, методических семинаров, образовательной деятельности, мероприятий с родителями.
•выполнять проекты по всем направлениям образовательной программы с использованием ИКТ.
Применять ИКТ при оформлении и создании базы данных различной тематики и т. д.
На заседаниях педсовета, МО и творческой группы в зависимости от тематики постоянно происходит показ интерактивных презентаций проектов, защита проектов, запись и просмотр видео-циклов, фрагментов с дальнейшим анализом, обсуждением и предложениями.
Ежемесячно проходят консультации по обмену опытом и изучением инноваций. Ее проводит каждый воспитатель, используя различные формы и методы, с обязательным использованием видеопросмотров.
Педагоги принимают участие в областных конкурсах («Лучший сайт организации», «Лесенка успеха», конференции, семинары и др., во Всероссийских вебинарах (8 педагогов, Всероссийских семинарах (6 педагогов, Всероссийские Интернет – Олимпиады (8 педагогов) и во Всероссийских интернет – тестированиях. Участие подтверждается дипломами или свидетельствами.
Информационное обеспечение образовательного пространства позволяет в электронной форме проводить мониторинг, фиксировать результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, осуществлять взаимодействие с другими организациями.
Повышение квалификации и прохождение курсовой переподготовки (подача заявления, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
Все педагоги имеют удостоверение о прохождении обучения по программе «Формирование информационного пространства образовательного учреждения».
— ежемесячно старший воспитатель проводит дистанционно-электронный методический час на сайте ДОУ, размещает новый материал, презентации, видеофрагменты в соответствии с годовым планом и ФГОС;
— регулярное размещение новостей, событий в жизни ДОУ;
— ежемесячно воспитатели размещают полезные статьи, свои публикации, пополняют свои странички, портфолио, персональные сайты;
— постоянный доступ к Интернет-ресурсам;
— для родителей (законных представителей):
эффективно информируем родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;
родители могут принять участие в форуме детского сада, задать интересующий вопрос или принять участие в обсуждениях, либо написать письмо на электронную почту любому воспитателю, все адреса педагогов тоже размещены на сайте ДОУ;
есть Гостевая книга, где можно оставить свои отзывы, пожелания, как педагогам, так и родителям.
постоянно действует Электронная приемная на сайте ДОУ, уголок для родителей и для педагогов;
рекламный блок видео-презентация детского сада на сайте ДОУ презентация основной образовательной программы ДОУ.
В методическом кабинете накапливается БАНК – педагогического мастерства педагогов, как в папках, так и в электронном варианте.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в работе методических объединений и педагогических семинаров района и области с целью обмена опытом.
Также организована работа с социумом: школами, библиотекой, администрацией, сотрудниками ГИБДД, ДК, художественная школа и школа искусств, краеведческий музей.
Разнообразные формы методической работы обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.
На сегодня, можно отметить, что в МДОУ детский сад «Ромашка» в условиях реализации ФГОС ДО сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, создаются необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению работы по введению ФГОС ДО.
Большое значение было уделено планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса.
Для организации методического сопровождения были разработаныследующие мероприятия:
— методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы, организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы.
— обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», стажировка.
Реализуя п. 3.1. ФГОС «Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО» курсовую подготовку по ФГОС прошли 100% педагогического коллектива.
Полностью реализован план повышения квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения «Изучаем и работаем по ФГОС» на МО, в работе творческой группы «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада в процессе художественно-эстетической деятельности в современных условиях реализации ФГОС».Проведен цикл интерактивных консультаций: «Организация образовательного процесса в группах в соответствии ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога – важнейший инструмент качества образования», «Игровые технологии в ДОУ в соответствии ФГОС», «Реализация образовательных областей ФГОС дошкольного образования через проектную деятельность», «Центр речевого развития в ДОУ», «Приемы, используемые в процессе родительского собрания в условиях ФГОС», «Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС», «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. На базе детского сада организован и проведен семинар «Методические аспекты физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», на котором воспитатели дошкольных образовательных учреждений района представили опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Семинар-практикум «Овладение проектной технологией развивающего обучения как часть профессионализма педагогов» помог понять цель и задачи, структуру такой технологии как проектной.
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий)имеют инновационные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.
Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию РППС и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста, работа по инновационной деятельности.
Для конструктивного взаимодействия педагогов детскогосада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» и др.
Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий.
К числу современных образовательных технологий,которые используются нами в образовательном процессе являются:
— технологии проектной деятельности
— технология исследовательской деятельности
— технология «ТРИЗ» и др.
Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций.
В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты: «Я, гражданин России», «Мой край родной», «Моя малая Родина», «Читающий рюкзачок» совместно с библиотекой, нравственно-патриотический проект «СемьЯ», информационно-исследовательский проект «Путешествие капельки» и др.
Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации РППС заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. РППС изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
В группах оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, театрализованный, центр народной игрушки и др.
Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка.
Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, детской библиотекой, домом детского творчества, домом народного творчества, школам ГИБДД. Практикуются экскурсии на предприятия района. Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве.
Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете. В детском садуразработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Мы живем одной семьей», которая созвучна с ФГОС ДО. На ее базе несколько лет работала лаборатория инновационного развития по вопросам взаимодействия с родителями. Педагогами опробовано множество разных форм работы. Много лет работает родительский клуб «Гармония». Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО.
Перспективы и задачи методической работы
На основе выявленных образовательных и компетентностных потребностей педагогов МДОУ детский сад «Ромашка», их личного отношения к реализации требования обновления образовательной деятельности в группах и участию в инновационной деятельности ДОО,были определены следующие задачи и направления:
— включить в план повышения квалификации педагогов прохождение ими курсов профессиональной подготовки с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»;
— продолжить реализацию методического проекта на тему «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии ФГОС ДО через программу организации системы самообразования»;
-обеспечить полное соответствие РППС детского сада и УМК в каждой возрастной группе требованиям ФГОС ДО;
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.
Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС». С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.
Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.
Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.
Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему » Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО».
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.