Методический кабинет что это
Что есть в методическом кабинете
Методический кабинет в ДОУ – центр сбора педагогической информации
Методический кабинет ДОУ многофункционален. Методический кабинет центр, обеспечивающий педагогов необходимой информацией, средствами обучения, методическими материалами и литературой.
Основным содержанием методического кабинета является программно-методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который распределяется по следующим разделам:
Как видно из представленного выше содержания, книжный фонд ДОУ можно условно разделить на книги для воспитателей и для детей.
Методическую литература распределена по разделам, соответствующим основным видам детской деятельности, либо по образовательным областям. В дошкольном учреждении имеются специализированные группы, поэтому предусмотрено место хранения разнообразных материалов в помощь воспитателям этих групп.
Книжный фонд методического кабинета должен строго учитываться. Форма учета: картотеки. Обязательным является ведение каталога на периодические издания. В картотеках и каталоге указаны не только источники, но и аннотации на статьи в журналах, новинки литературы, рекомендации по их использованию, вывод о соответствии содержания современным требованиям. Кроме того, разработана памятка для педагогов по работе с литературой.
Картотека с аннотацией (паспорт методического кабинета) составлена также и на весь имеющийся в методическом кабинете наглядный материал. Особое внимание уделено картинам и иллюстрациям. К каждой картине или иллюстрации должны есть рекомендации по содержанию работы с ними в разных возрастных группах.
В методическом кабинете собираются и систематизируются нормативно-инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, основные документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ («Международная конвенция о правах ребенка», закон «Об образовании РФ», в соответствии с изменениями, происходящими в образовательной политике РФ в настоящее время). Данные материалы систематизированы в соответствии с федеральным, региональным, городским уровнями).
Методический материал систематизируется, как правило, по направлениям работы с детьми. Раскладывается в папки.
В методическом кабинете хранятся материалы в помощь педагогам по реализации регионального компонента (консультации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений, информация о народах Урала и их быте, символика края и города и т.д., рекомендации по организации данной работы в соответствии с возрастными группами).
Документация по содержанию работы ДОУ включает:
Кроме того, в методическом кабинете есть:
Кроме книжного материала, журналов на выставке оформляются рекомендации по его использованию, памятки, инструкции, наглядный материал, перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок и т.д., должное место должны занимать практические материалы в помощь педагогам (конспекты занятий, перспективные планы, подборка художественного слова). На выставке также должен находиться опыт работы педагогов (если имеется), связанный с темой выставки.
По теме выставки издается нормативный или инструктивный документ (приказ, положение, инструкция и т.д.), по которому представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним.
На выставках представлен передовой педагогический опыт воспитателей ДОУ, других ДОУ, а также о котором пишут на страницах образовательной прессы, с с обязательной аннотацией, в которой выделены наиболее ценные приемы, и рекомендациями по использованию (что можно адаптировать в ДОУ, в какой возрастной группе), помещаются данные о педагоге и его деятельности. В последующем обязательно продумать формы работы, где будут обсуждаться результаты внедрения данного опыта в практику работы.
Периодически оформляются выставки в помощь воспитателям по организации работы с родителями, которые включают как информационный материал, так и наглядный. На одну и ту же тему подбираются несколько вариантов материалов.
Для эффективного распределения времени работы методического кабинета составлен график его работы, в котором обозначено, когда выдаются пособия, когда проводится работа с педагогами тех или иных возрастных групп. Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – не формализм, а необходимое требование научной организации труда, позволяющее экономить рабочее время.
Именно такой подход к оформлению картотеки позволяет не только сэкономить время педагогам к подготовке к занятиям, но и целенаправленно подбирать материал его систематизировать, своевременно обновлять в соответствии с требованиями.
При структурировании материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Периодически анализируется характер обращений педагогов. Факты для такого анализа предоставит тетрадь или журнал выдачи методических пособий, а также анкетирование, котором могут быть представлены следующие вопросы:
Как часто вы пользуетесь материалами метод.кабинета?
Желание педагогов посещать кабинет и пользоваться его содержимым является определенным показателем работы старшего воспитателя
Организация методического кабинета в ДОУ.
Марина Денисенко
Организация методического кабинета в ДОУ.
Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства,взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Чтобы успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.
Методический кабинет призван обеспечить:
• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинетаможно разделить на несколько разделов:
• Нормативные и инструктивные материалы;
• Методическая и справочная литература;
• Детская художественная литература;
• Методические материалы, рекомендации;
• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;
• Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.
В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы,связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ,выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Ребенок и окружающий мир;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Дети раннего возраста;
• Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
• Взаимодействие с родителями;
• Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.
Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.
Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.
В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.
В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Тематика выставок может быть самая разнообразная,при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми.Поэтому требования к этому материалу будут следующие:
• Размещен по возможности на одном листе;
• Кратко и четко изложено содержание;
• Оформление должно обеспечивать долговременное использование.
Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.
Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.
Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему «Детям о православных праздниках»«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.
Образовательно-информационная среда методического кабинета Выступление на районном оперативном совещании старших воспитателей (Слайд 1) Я, Скворцова Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ.
Оформление и оснащение кабинета дополнительных услуг «Лаборатория открытий» ДОУ в соответствии с ФГОС На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ Вашему вниманию предлагаю вариант собственного оформления и зонирования рабочего места педагога-психолога в дошкольном образовательном.
Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства.
Отчет о работе районного методического объединения воспитателей младших групп ДОУ за 2017–2018 учебный год Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога Методическая работа в ДОУ – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения.
Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Методическая работа — часть системы непрерывного образования педагогов. Она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образователь- ной деятельности в ДОО и предоставление педагогам возможности себя реализовать.
Центром всей методической работы является методический кабинет. Основной задачей методического кабинета является оказание методической помощи воспитателям и специалистам детского сада, создание условий для их профессионального роста, педагогического мастерства, побуждение педагогов на творчество и самореализацию, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
При выборе форм методической работы важно учитывать стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы.
Наиболее эффективные формы повышения профессионального уровня;
— курсовая подготовка (квалификационные курсы 1раз в три года);
— профессиональная переподготовка (годичная), у кого нет профессионального образования;
— участие в работе творческих групп;
— участие в профессиональных конкурсах;
— участие в методических объединениях.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов мы используем педагогические формы, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловые игры, аукционы педагогического мастерства, лекции-дискуссии, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства, дискуссия, мастер-классы, поисково-творческие задания и др.
Остановимся на тех формах работы с педагогами, которые способствуют развитию
активности, творчества, пробуждения инициативы у педагогов.
Одна из таких форм методической работы
— это «Методические недели».
Тематика методической недели связана с планированием. В соответствии с темой методической недели, подбирается ее содержание, при этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с педагогами, детьми и родителями воспитанников.
В ДОО стали традиционными следующие методические недели:
— Неделя науки. В течении недели на сайте ДОУ даются рекомендации родителям и педагогам об организации опытнической работы в центрах познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома, педагоги совместно с родителями организуют с детьми познавательную деятельность через проведение различных опытов. Педагоги совместно с детьми своей группы организуют взаимопосещение других групп, организуют совместную презентацию с родителями о проведении различных опытов дома.
— Неделя музея. В каждой группе ДОО организованны мини- музеи. На «недели музея» педагоги совместно с детьми проводят взаимопосещения мини-музеев других групп, организуют презентации для детей других групп и родителей своих мини- музеев. С помощью Интернет-ресурсов воспитатели повышают свой профессиональный и культурный уровень, виртуально посещая музеи нашей страны.
— Неделя поэзии. Определяется тема недели (поэты-классики, стихи о временах года, стихи, посвященные году экологии и др.) Организуются семинары-практикумы, оформляются стенды, на сайте детского сада даются рекомендации по содержанию стихотворений и обучению детей выразительному чтению).
— Методические недели при подготовке к педагогическим советам, в течении которых проводятся консультации, семинары, открытые просмотры по теме педсовета. Такие методические недели позволяют провести сразу несколько форм работы с педагогами: семинар –практикум, открытые мероприятия, консультации, видео- презентации, выставки, взаимодействие с родителями и др.
Осуществление контроля отражает состояние дел в ДОО, позволяет выявить причины успехов или неудач и определить перспективу дальнейшей работы, даёт информацию для последующего, более длительного контроля и анализа в процессе тематической проверки или целевых
посещений. Контроль своей целью содержит оказание помощи педагогам, преду- преждающие возможные ошибки в педагогическом процессе. Таким образом, осуществление контроля повышает профессиональное мастерство воспитателей.
С повышением профессионального мастерства педагогов, мы чаще стали использовать самооценку воспитателей своей деятельности. Так при анализе планов воспитательно-образовательной работы педагоги заполняют карты самообсле- дования, выставляя самооценку при анализе своих планов, тем самым самостоятельно определяя сильные и слабые стороны содержания своих планов работы. Старший воспитатель проводит сводный анализ карт и выборочно проверяет некоторые планы воспитательно-образовательной работы, соотнося самооценку педагога со своей оценкой. Впоследствии такая карта становится памяткой для грамотного составления плана воспитательно- образовательной работы.
Одним из видов контроля становится: фотоотчет, когда педагоги предоставляют фотоотчет о проделанной работе с детьми по выполнению решений педсовета, о проведении методической недели, о работе с родителями и другие.
Инновационной формой работы с педагогами по повышению их профессионального уровня- стали дистанционные консультации, подго- товленные старшим воспитателем. Консультации выставляются на сайт ДОО для самостоятельного их изучения. Проверка по изучению того или иного материала осуществляется через продукты детской деятельности и содержание планов воспитательно-образовательной работы.
Повышению профессионального мастер- ства педагогических кадров способствует участие в районных творческих и профессиональных конкурсах районного, областного, всероссийского и между- народных уровней. Итоги участия педагогов в конкурсах оформляются на стендах «Наши достижения» и в портфолио педагогов.
О результативности методической работы по обеспечению развития педагогов ДОО говорит положительная динамика образовательного и квалификационного уровня педагогических кадров (увеличение числа педагогов с высшим профессиональ- ным образованием, первой и высшей квалификационными категориями).
Таким образом, сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам ДОО в развитии профессиональ- ной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и
совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Именно система методической работы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессиональ- ного роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.
1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Настольная книга старшего воспитателя, Волгоград: Учитель, 2015.
3. Белая К.Ю. «Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО».
«Справочник старшего воспитателя», №4 2014.
4. Прохорова Л.Н. «Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ», Москва, ООО «5 за знания», 2007.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методический кабинет как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального развития педагогов
вера теклян
Методический кабинет как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального развития педагогов
Методический кабинет –
как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального и творческого развития педагогов.
Посетили кабинет,
И чего там только нет:
Книжки, ручки и картинки
И красивые машинки.
— Так пойдем туда, приятель,
Там есть старший воспитатель!
(Из стихотворения, сочиненного детьми)
Методический кабинет в ДОУ является центром методической работы, методической помощью воспитателям и специалистам; местом, где обеспечены условия для подготовки педагогов к занятиям, центром научной и педагогической информации.
Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, который считается многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К. Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».
А. И. Васильева, Н. Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами старшего воспитателя ДОУ (зам. зав. по ВМР) является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании.
Методический кабинет призван обеспечить:
— достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
— построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
— адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
— эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
— взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.
Конечным продуктом работы педагога будут знания умения, навыки, уровень воспитанности детей. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагога на то, что поможет им в достижении этой цели.
Старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, сделать его доступным, тщательно продумывать и систематизацию и расположение, научить воспитателей творчески применять этот материал в работе с детьми.
При размещении материала в методическом кабинете важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он предназначен.
Чтобы методический кабинет стал творческой педагогической мастерской,нужно обеспечить следующие условия:
• Доступность кабинета любому сотруднику детского сада, будь то младший воспитателя или воспитатель.
• Системность в размещении материала. Педагог не должен тратить много времени на подготовку к какому-либо мероприятию.
• Дифференцированность методического материала. Каждому разделу — свой шкаф (полка) с картотекой.
• Учитываемость материала — наличие каталогов, библиографий, картотек.
• Эстетичность в оформлении материала — оформление должно быть красивым, понятным для взрослых и детей.
• Учет стажа работы педагогов. Обязательно нужно иметь материал для начинающего педагога и для педагога со стажем.
• Наличие разнообразных выставок, как сменных, так и постоянно действующих.
• Наличие информационного стенда — воспитатель должен быть в курсе последних событий сада, города.
• Анкетирование педагогов — выявление их потребностей.
Также я определила важные и нужные умения старшего воспитателя.Это:
• инструктивнометодическая культура;
• психологопедагогическая эрудиция;
• педагогическая наблюдательность;
• педагогический анализ;
• педагогический такт.
Для меня мой рабочий кабинет — комната для творчества и размышлений, для интересных встреч и открытий, это лаборатория совместного труда педагогов. Как человека встречают по одежке, так и кабинет производит на посетителя впечатление своим дизайном.
Систематизация методического материала
Весь материал методического кабинета распределен на шесть разделов.
1. Методическая и детская литература
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература», где размещены различные словари, энциклопедии и другая литература, из которой можно всегда получить необходимую справку. Большое место занимает периодическая печать. Хорошо,чтобы в детском саду была организована подписка на журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Управление дошкольным образовательным учреждением» и другие, а также на газеты.
Значительное место занимает специальная методическая литература. Ее можно распределить по видам деятельности, задачам воспитания.
В библиотеке детской художественной литературы должны быть книги для детей дошкольного возраста, указанные в программе, по которой работает детский сад, также вновь издаваемые книги.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели. Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющейся литературы выбрать для каждого воспитателя ту книгу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятиям, к родительскому собранию, в выполнении работы по самообразованию или обобщению опыта.
2. Наглядный материал
В методическом кабинете хранятся наглядные учебные пособия. Это позволяет одно и то же пособие использовать на разных занятиях, в разных возрастных группах. Раздаточные пособия, которые не требуются ежедневно и приобретаются с расчетом на поочередное использование в разных группах, также хранятся в методическом кабинете. Пособия и технические средства обучения подбираются по всем разделам программы, по которой работает детский сад.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с аннотацией, где, в какой группе, на каких занятиях можно использовать ту или иную игрушку, что можно о ней рассказать.
В методическом кабинете, кроме стационарного методического материала, постоянно проходят выставки.
Тема выставки зависит:
• от годового плана и образовательной программы,
• от организуемых мероприятий ДОУ и города,
• от организации конкурсов и смотров,
• от поступления литературы и дидактических материалов,
• по текущей необходимости (возникновение проблемы) и др.
Содержание выставок бывает самым разнообразным. Выставки могут быть постоянными («Новинки литературы», «Подготовка к педсовету» и т. п.) и временными («Внимание: конкурс!» и др.).
4. Работа с родителями
Немало материала накапливается в методическом кабинете по работе с родителями. Такой материал может сосредоточиваться в методическом кабинетепод разными рубриками: «Советы врача», «Родителям о физическом воспитании», «На нравственные темы», «О правилах дорожного движения» и т. д.
В этих материалах могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей.
5. Работа с педагогами
Главные и основные посетители методического кабинета — конечно же воспитатели. Материал, представляющий опыт работы педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен.
6. Информационные стенды
В кабинете обычно имеются информационные стенды, на которые часто вывешиваются объявления для педагогов. Объявления нужно оформлять так, чтобы педагог ими заинтересовался.У нас в саду есть такие стенды: «Методическая работа» и «Аттестация».
В соответствии с задачами на базе методического кабинета:
— проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов: педсоветы, круглые столы, семинары, семинары-практикумы, игровое моделирование, мастер – класс, педагогические мастерские, консультации.
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ. На заседаниях педагогического совета обсуждаются: вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
вопросы обмена опытом.
Идея «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.
Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
Семинар – практикумы помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
Также используются такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.Например: «Легко ли быть дошкольником?»
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская.Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.
1. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родонова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 192с.
2. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением.
4. Иванцова И. А. «Организация методического кабинета в ДОУ» Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения октябрь/2008 №10