Методика чего не хватает на этих рисунках р с немов
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов
10 баллов. Ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов. Время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов. Время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов. Время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла. Время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл. Время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Методы диагностики восприятия
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 2. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов 1
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Цель методики:исследование целостности восприятия и образного мышления.
Материал:серия картинок с недостающими деталями.
Суть методики: состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
10 баллов | ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов |
8-9 баллов | время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек |
6-7 баллов | время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек |
4-5 баллов | время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек |
2-3 балла | время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек |
0-1 балл | время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек |
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Диагностика восприятия младших школьников
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Выводы об уровне развития
4-7 баллов – средний.
2. Методика «Узнай, кто это»
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Картинки к методике «Узнай, кто это»
7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.
4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.
2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.
0-1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
0-1 балл — очень низкий.
2.3. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
2.4. Методика «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Картинки к методике «Чем залатать коврик?»
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
5. Методика диагностики объема восприятия
На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:
10 слов (из 4-8 букв каждое);
10 трёхзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).
Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
ИНСТРУКЦИЯ: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.
6. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников
Тесты для определения уровня развития восприятия
Методика 1. (Р.С. Немов) Чего не хватает на этих рисунках?
Ребенку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного (Приложение 1, рис. 1)
Инструкция: На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь. Время выполнения задания фиксируется секундомером.
7-9 б. – время поиска всех недостающих предметов заняло, 26-30 сек.;
6-7 б. – время поиска всех недостающих предметов заняло, 31-35 сек.;
4-5 б. – время поиска всех недостающих предметов составило 36-40сек.;
1-3 б. – время поиска всех недостающих предметов составило 41-45 сек.;
Выводы об уровне развития:
Методика 2. (Р.С. Немов) Какие предметы спрятаны?
Ребенку последовательно представляется 3 картинки, в которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо им известны (Приложение 1, рис.2,3,4).
Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей. Время выполнения задания ограничено 1 минутой.
Выводы об уровне развития:
Методика 3. Узнай, кто это?
(Приложение 1, рис. 5 а, б, в, г)
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением одного фрагмента. Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек.. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время 10 сек. ему показывают следующий, чуть более полный рисунок б. и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Выводы об уровне развития:
Методика 4. Чем залатать коврик?
(Приложение 1, рис. 6, 7)
Выводы об уровне развития:
Методика 5. Найди одинаковые фигуры
(различение форм) (Приложение 1, рис.8)
Ребенку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: квадрат, треугольник, круг и овал. Необходимо показать одинаковые фигуры.
4 балла – очень высокий результат. Ребенок не только безошибочно выполнил задание, но и дал им общепринятые названия.
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно, но без называния фигур или сделана 1 ошибка.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Методика 6. Полоски и круги разного цвета. (Основные цвета)
Используются для исследования сформированности понятия цвета.
Обследование проводится в три этапа:
1– сначала дети подбирают к разложенным полоскам соответствующие им по цвету круги (зрительное соотнесение).
2- Затем им предлагают выбрать тот или иной цвет (дай красный круг, дай синий и т.д.)
3- После этого просят назвать цвет показанной фигуры (Это, какого цвета, а это какого?)
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Методика 7. “Овощи и фрукты”
(Приложение 1,рис.9, 10) (ассоциативный тест цветоразличения)
3 балла – высокий результат. Задание выполнено, верно.
2 балла – средний результат. Допущены 1-2 ошибки.
1 балл – низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
(Приложение 1, рис.11, 12)
Методика направлена на выявление способности ребенка к дифференцированному восприятию формы. Предложите ребенку перечислить все предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. «Скажи, какие предметы имеют форму треугольника (круга, квадрата, прямоугольника, овала)?» Ответ: «Форму треугольника имеют. (платье у девочки, уши у собаки. )».
(Приложение 1, рис.13, 14)
Методика направлена на определение способности к дифференцированному цветовосприятию. Предложите ребенку раскрасить только те изображения, которые имеют зеленую окраску.
1 балл— задание не выполнил или выполнил с многочисленными ошибками—цветовосприятие нарушено;
2 балла— задание выполнил с одной ошибкой — цветовосприятие слегка нарушено;
3 балла— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — цветовосприятие не нарушено.
Ошибкой считается неправильно закрашенный предмет.