Методика что спрятано в рисунках
Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно
Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:
оценку уровня восприятия малыша;
выявление способности формировать образы в сознании;
определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;
анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.
Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.
Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Инструкция по организации тестирования.
В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты. Обработка и интерпретация результатов.
Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:
10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;
2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;
0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.
По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Готовимся к школе: тестируем восприятие ребёнка методикой “Какие предметы спрятаны в рисунках?”
Восприятие и идентификация предметов окружающей действительности — важный этап интеллектуального развития ребёнка. Кроме того, это один из показателей готовности малыша к обучению в школе. Для определения его соответствия возрастным нормам применяется методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?».
Методика Р.С. Немова: автор, суть, цели
Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:
Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.
Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Испытуемому предлагаются для работы три простые картинки
Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Инструкция по организации тестирования:
Обработка и интерпретация результатов
Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:
По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:
Чтение с ребёнком и обсуждение узнанного — отличный способ помочь малышу справиться с выявленными проблемами
Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» – быстрый и эффективный способ определения уровня развития образного мышления ребёнка. Тест позволяет также оценить, насколько хорошо испытуемый может составлять умозаключения по поводу увиденного и передавать их словами. Рассматриваемый приём входит в обязательную программу тестирования будущих первоклассников.
Методика Р. С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?» для диагностики восприятия у дошкольников
Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой — диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.
Содержание Свернуть
В чём цель методики
Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов — признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.
Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста — проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами.
Тест предназначен для детей пяти-шести лет.
Организация исследования: доброжелательность и доверие
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.
Психология. Психодиагностика. кн.3
Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему. Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.
Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.
После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.
Количество предметов и порядок проведения теста
Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.
Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.
В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом — например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.
Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14. И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.
Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.
Рисунки для тестирования: вариант автора
В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.
Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов
При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.
Баллы и уровни
Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:
Какая коррекционная работа проводится после
Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.
Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.
Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).
Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх — шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.
В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.
Важно учитывать возраст
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.
Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.
В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».
В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».
В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник — яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.
Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.
Методики психодиагностики в помощь учителю
Анастасия Риттер
Методики психодиагностики в помощь учителю
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Возраст: от 5 – 12 лет
Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления.
Инструкция: Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Процедура проведения: Ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Обработка и анализ результатов:
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Выводы об уровне развития
4-7 баллов – средний.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Цель: оценку уровня восприятия малыша; выявление способности формировать образы в сознании; определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами; анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.
Инструкция: Тебе будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные тебе предметы.
Процедура проведения: Ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Обработка и анализ результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
Методика «Изучение логической и механической памяти»
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Инструкция: Я прочитаю тебе пары слов которые ты должен запомнить, после небольшого перерыва я прочитаю тебе другие пары слов, а ты должен записать слова, которые были мной произнесены изначально.
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов: Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив-
шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
Методика «Определение объема кратковременной и оперативной памяти»
Цель: определение объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Процедура проведения: Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.
Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.
Обработка и анализ результатов:
Методика «Изучение скорости мышления»
Цель: определение скорости мышления.
Инструкция: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Диагностика психического развития детей по Немову, примеры
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Оглавление
Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.
Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.
Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление.
Методика Немова «Какие предметы спрятаны на рисунке»
Целями тестирования автор выделил: оценку уровня восприятия малыша; выявление способности формировать образы в сознании; определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами; анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения. Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.
Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Инструкция по организации тестирования: В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать». Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты. Обработка и интерпретация результатов Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу: 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд; 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд; 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд. 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд; 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд; 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты. По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка: 10 очков — очень высокий; 8–9 — высокий; 4–7 — средний уровень; 2–3 — ниже среднего; 0–1 — очень низкий.
Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.
Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;
О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом боль ше 45 секунд.
С ПОМОЩЬЮ Пробы «ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА».
Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.
Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст.
Задание: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи.
Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс — 1 уровень. Если ребенок сделал 1—3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2 уровень выполнения задания.
Более трех ошибок — тест считается невыполненным и оценивается знаком (—) минус — 3-й Уровень.
Проба Марцинковской «Понимание текста»
Цель: понимание услышанного и увиденного материала, проверка восприятия ребёнка на уведенное и услышанное
Возраст испытуемых: 4-6 лет
Стимульный материал: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи.
Инструкция обработки: Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс — 1 уровень. Если ребенок сделал 1—3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2 уровень выполнения задания.
Более трех ошибок — тест считается невыполненным и оценивается знаком (—) минус — 3-й Уровень
Методика Марцинковской « Разрезанные картинки»
Цель методики : изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.
Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.
Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования ( либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб.
После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения.
При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Тест Венгера «Эталоны»
Таблица с различными фигурами. Внизу таблицы дается эталон. Необходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения.
Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.
После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти не одной даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса который нарушен у ребенка.
В процессе диагностики приведенные здесь образцы эталонов по очереди помещаются внизу таблицы.
При коррекции вырезаются только контуры каждого эталона Предлагаемые диагностические методики позволяют оценить уровень развития восприятия у детей.
Тест Марцинковской «Коробочка форм»
Деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т.д.
Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.
Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором так же есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать ему дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или параллелепипеды.
В норме ориентировка как самостоятельный этап деятельности появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться и значительно позднее, к 4-4,5 годам) Поэтому 3-4-летние дети должны осматривать фигурки прежде, чем начать, чем начать их опускать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, то есть ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробочку. В этом случае также допустимо участие взрослого, помогающего детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года их жизни. В это время попытка ощупать фигурку и тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.
Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого, можно говорить о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которые они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют.