Методика домана в чем заключается кратко и понятно
Методика Гленна Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.
Кто такой Гленн Доман
Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.
В чем заключается методика Домана
Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.
Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.
Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.
Принципы методики Домана
Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.
Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:
Требования к карточкам:
Как должна выглядеть карточка Домана для детей
Набор карточек: пантера.
Категория: Млекопитающие животные.
Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.
Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.
Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.
Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.
Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.
Далее следует ещё несколько уровней.
Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.
Противоречия в системе Домана
Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:
Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.
И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.
Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.
Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.
Упражнения с карточками Домана
Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.
Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.
Здесь потребуются карточки с изображениями.
Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.
Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.
Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.
Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.
По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.
Выводы по методике Гленна Домана
Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.
Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.
Методика доступна детям с шести месяцев жизни.
Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).
Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.
В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!
Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки
Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методик раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.
Стоит ли заниматься по методике Домана?
Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».
Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.
Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.
Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.
Разумный подход к методике
Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :
1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.
Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.
Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.
Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.
2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.
Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.
В чем суть методики Домана?
Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.
Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.
Как заниматься?
Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.
Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.
Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.
Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:
Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»
Консультация для педагогов Методика Глена Домана
Среди педагогов всего мира, не найдётся ни одного, кому был бы не знаком метод воспитания Глена Домана. Это уникальная система развивающихся занятий для дошкольника, основанная на свойствах человеческого мозга воспринимать и удерживать информацию.
Создатель этого революционного метода – талантливый нейрохирург Глен Доман – пришел к нему не сразу. Работая с детишками, у которых были зафиксированы нарушения центральной нервной системы, врач решил найти способы стимуляции «резервных» клеток головного мозга, которые могли бы начать работать и сгладить дисфункцию. Для этого он использовал карточки с изображенными на них в хаотичном порядке красными точками.
Сначала целью Домана было научить детей фиксировать взгляд. Достигнув успеха, он пошел дальше и стал показывать им карточки с картинками, словами.Результат превзошел ожидания: малыши, ранее считавшиеся безнадежными, стали развиваться. Их мозг «заработал»!
Эти первоначальные эксперименты, затем положенные в основу широко известного сегодня метода воспитания Глена Домана, со временем стали применяться и в отношении здоровых ребят. Основанием для этого стали успехи детей с пороками развития, которые часто обгоняли своих ровесников, не обремененных тяжелыми заболеваниями.
Плюсы методики Глена Домана
1. Плюс и в том, что автор воспитывает родителей, т. е. объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Безусловно, правильно и то утверждение, что чем меньше малыш, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Тесный контакт ребенка и родителя. Регулярные занятия как физическим, так и интеллектуальным развитием ребенка укрепляют связь между поколениями, ребенок не предоставлен сам себе, и с раннего возраста учится впитывать знания.
2. Можно научить читать даже очень маленького ребенка
3. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.
4. У малыша будет развиваться память, он будет получать и запоминать огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.
5. Методика Глена Домана проверена временем: в настоящее время существует множество ученых и даже нобелевских лауреатов, воспитанных по этой методике.
6. Занятия по Глену Доману стимулируют также и физическое развитие ребенка.
Минусы методики Глена Домана
1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета)
2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т. п., то соблюдать распорядок занятий очень тяжело. Если в семье не один, а больше детей, то время для показывания и подготовку карточек найти еще сложнее.
Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, — это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.
Важным моментом является и то, что нет необходимости проверять, как малыш усвоил материал (естественно, речь идёт о детях 2-4 лет). Если ребёнок выразит желание поделиться своими успехами, он непременно сделает это!
Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.
Консультация для воспитателей «Методика проведения ОВД» «Методика проведения ОВД» К основным видам относятся: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении.
Консультация для «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста» Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»УМЫВАНИЕ. При проведение умывания детей.
Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.
Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.
Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского.
НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» (старшая группа компенсирующей направленности.
Карточки Домана и его методика раннего развития: стоит ли заниматься с малышом
Каждая мама считает своего ребёнка самым красивым и умным. И чтобы он ещё больше радовал окружающих своими успехами, многие взрослые обращаются к методикам раннего развития. Одна из наиболее популярных принадлежит американскому врачу Гленну Доману. Производители его дидактических материалов обещают родителям огромные перспективы развития крохи начиная с младенческого возраста. Но как же обстоит дело на самом деле?
Как появилась методика раннего развития Гленна Домана
Гленн Доман — врач из США. Отучившись на физиотерапевта, он впоследствии увлёкся изучением человеческого мозга, в частности, детского.
Исследования пришлось прервать из-за участия во Второй мировой войне. Там Доман даже получил награду — крест «За выдающиеся заслуги». Но возвратившись с фронта, врач продолжил начатое дело — основал Институт развития человеческого потенциала, где и проработал до конца своих дней.
Свою жизнь Гленн Доман посвятил исследованию человеческого мозга, стал основателем Института развития человеческого потенциала
Учёный разработал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с патологиями нервной системы. В процессе работы он пришёл к выводу, что мозг развивается лишь в условиях его постоянной стимуляции.
Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман добился положительных результатов — детский мозг (а точнее, его здоровые клетки) начал работать. Ребята с диагнозом «умственная отсталость» стали двигаться, садиться, говорить и даже читать.
Впоследствии врач решил опробовать свою методику и на здоровых детях. Всё началось с того, что здоровые братики и сестрички больных малышей с интересом присоединялись к занятиям и также достигали внушительных результатов. Ребята 2–4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были замечательно развиты физически.
Ключевое правило системы Домана — с ранних лет и даже месяцев жизни ребёнка следует заставлять как можно больше двигаться и напрягать мозг. Как результат интеллект станет развиваться быстрыми темпами. Двигательная же активность важна потому, что способствует развитию мозга.
Альтернативное мнение
Некоторые современные врачи и педагоги не согласны, что методику Домана следует применять на здоровых детях. Она изначально ориентирована на малышей с повреждениями мозга, то есть, тех, у кого в силу заболевания существует информационный дефицит. Вот его-то и надо восполнять.
Здоровые же, нормально развивающиеся дети не имеют такого информационного дефицита, поскольку они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш сам может перевернуться, приподняться, сесть, подползти и пр., когда он этого хочет). А при его отсутствии добиться внимания к занятиям довольно сложно.
Что представляют собой карточки Домана и какие они бывают
Методика Домана у родителей прежде всего ассоциируется со специальными карточками. Именно с их помощью маленький ребёнок получает информацию. Карточки можно разделить на три группы:
Среди карточек есть энциклопедические — картинки с надписями по тематическим группам, например, «Овощи»
Карточки для обучения чтению представляют собой напечатанные крупным шрифтом слова красного цвета
Доман использует точки, а не цифры, чтобы малыш почувствовал реальное количество, а не символ
Чтобы обучение проходило успешно, карточки должны отвечать определённым требованиям:
Уже из самого описания карточек, понятно, что их должно быть очень много. Поэтому родители могут поступить следующим образом:
Конечно, проще всего купить готовый набор карточек и заниматься с ними с малышом
Конечно, некоторые карточки можно делать и самостоятельно, но это займёт много времени
Некоторые родители выбирают такой способ занятий, как показ ребёнку электронных карточек — на экране планшета или ноутбука. Конечно, это экономно, но не слишком удобно: ведь при использовании бумажного варианта легче использовать системный подход. К тому же карточки можно положить на видное место, что в течение дня не забыть о занятиях.
Как развивать ребёнка по методике Домана
Прежде всего следует обозначить общие принципы методики Домана:
Главное в занятиях — желание ребёнка и позитивный настрой мамы, также очень важно чаще хвалить своё чадо
Основная суть методики Домана — это многократный показ ребёнку карточек. Система учёного этим не ограничивается, но всё же занятия с карточками получили наибольшее распространение.
С какого возраста работать с маленьким ребёнком
В процессе наблюдений Доман пришёл к выводу что максимум информации дети узнают за первые 6 лет жизни. К познанию мира малыш готов с рождения, его интересует буквально всё вокруг. И у родителей нет особой необходимости мотивировать ребёнка.
По мнению доктора, приступать к обучению можно уже с 3-х месяцев. Именно в этом возрасте младенец уже хорошо реагирует на предметы. В этом возрасте ему нужно показывать энциклопедические карточки (изображение самых разных объектов). Обучение же чтению и математике начинают чуть позже (ближе к году).
Суть методики Домана в том, что это именно раннее развитие. Поэтому занятия должны быть активными и регулярными (год активного показа в данном случае будет эффективнее, чем три года постепенных упражнений.
Как часто устраивать занятия
Демонстрировать ребёнку карточки можно до 10–15 раз в день.
Приступать к обучению следует, когда малыш сытый, отдохнувший. Само́й маме не нужно воспринимать показ карточек как ежедневную рутину — важно превратить всё это в увлекательную игру, быть эмоциональной, радоваться вместе с крохой.
Обучение чтению
Суть обучения — ребёнку несколько раз в день демонстрируются карточки со словами, которые проговаривает взрослый. Конкретные варианты здесь могут быть разными (каждый родитель подбирает себе подходящую систему).
Например, ключевым элементом может быть набор из пяти слов, объединённых по смыслу. Схема обучения чтению будет следующей (по дням):
Вначале целесообразно знакомить ребёнка с существительными, причём, обозначающими знакомые ему понятия
Глядя на слово, маленький ребёнок, конечно, ещё не осознаёт его смысла. Но когда взрослый озвучивает его, то срабатывает механическое запоминание. Детский мозг связывает визуальную и слуховую информацию воедино. Таким способом малыш начинает понимать законы чтения.
Начинать обучение лучше всего с самых простых слов, которые кроха хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних питомцев).
Обучение счёту
Занятия начинаются примерно с года. Вначале мама обучает ребёнка счёту до двадцати. Для этого ему демонстрируются соответствующие карточки с точками: 3 сеанса в день по 5 карточек (мама опять-таки чётко проговаривает название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и, соответственно, убираются 2 изученных.
Принцип обучения математике аналогичен обучению чтению. Вначале занятий уделяется внимание набору карточек от 1 до 5, затем от 5 до 10 и т. д.
С помощью точек также нужно осваивать основные математические действия. Например, карточка с тремя точками, знак «минус», карточка с двумя точками, знак «равно» и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребёнок учится решать цифровые уравнения (конечно же, с объяснением родителя, а не интуитивно).
С помощью карточек можно не только учить с малышом числа, но и осваивать математические действия
Самые популярные карточки — энциклопедические
Аналогично малышу ежедневно быстро демонстрируются карточки с каким-либо предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено, и произносит о нём определённый факт (например, что это за животное, что оно ест, где живёт и пр.). Первые дни занятий включают в себя 3 сеанса по 10 карточек, постепенно количество карточек за один показ увеличивается. Картинки, которые демонстрировались 30 раз, убираются из комплекта и заменяются новыми.
Естественно, здесь многое зависит от возраста ребёнка. Например, трёхмесячному малышу будет достаточно просто называния животного, растения, овоща и т. д. Малышу же после года уже стоит сообщать конкретные факты и предмете или объекте.
Суть обучения в том, что ребёнок получит знания из разных областей науки. И важно не то что он получит максимальное количество информации, а то, что его мозг будет развиваться, учиться анализировать объекты, делать выводы. Ведь любую энциклопедию мы также не прочитываем от корки до корки, а просто берём для себя полезные сведения.
Физическое развитие малыша — как оно должно соответствовать интеллектуальному
Методика Домана уделяет важное внимание и физическому развитию ребёнка, ведь оно напрямую влияет на интеллект. Учёный уверен, что младенец должен двигаться с самого первого дня своего рождения.
Так, родители в силах научить его понемногу ползать уже в первый месяц. Для этого используются специальное приспособление — трек под небольшим наклоном. Рекомендованное время пребывания в нём — 3–4 часа ежедневно. Благодаря регулярным занятиям младенец научится по-настоящему ползать уже к 4-м месяцам.
Доман считает незаменимой вещью специальные треки для ползания, с их помощью малыш может осваивать важный физический навык уже с первого месяца жизни
Конечно, большинство педиатров и детских хирургов одобряют такое раннее ползание ребёнка, считая, что всему должно быть своё время, и опорно-двигательный аппарат должен сам созреть для этого.
Также, по мнению Домана, необходимо развивать и другие врождённые рефлексы ребёнка: например, умение плавать, заложенное самой природой.
Методика Домана также делает акцент на развитии чувства равновесия (малыша допустимо специальным образом крутить и вертеть), умения преодолевать преграды (ставить ему на пути валики, лесенки и пр.), упражнениях на мануальные навыки (захватывание предметов).
Самые яркие недостатки методики Домана
Как уже было сказано, методика Домана имеет массу поклонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: малыши, действительно, начинают читать, считать в раннем возрасте. Яркие изображения привлекают детское внимание, и кроха запоминает информацию, которую ему предлагают взрослые.
Однако далеко не все специалисты и родители считают методику такой уж совершенной. Так, можно выделить следующие её недостатки:
Цитируя специалистов
…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребёнок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоёмка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребёнка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…
Анна Бояринцева психолог, кандидат педагогических наук
https://mamazanuda.ru/metodika-domana/#%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Дело в том, что мозг ребёнка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.
Елизавета Меланченко, врач-невролог
https://mamazanuda.ru/metodika-domana/#%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Методика опирается на способность маленького ребёнка запомнить большой объём информации. Предполагается, что ребёнок, получив колоссальный объём информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек — оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребёнок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…
Анна Клыкова, психолог