Методика войта что это
Войта-терапия — методика восстановления двигательных навыков при поражении ЦНС
Войта-терапия — эффективный метод восстановления и формирования двигательных навыков у детей и взрослых с поражением центральной нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз и др.), заболеваниями позвоночника, тазобедренного сустава, параличом конечностей или их деформации, травмами конечностей, атрофией мышц, расстройством функций жевания, глотания, дыхания.
Методика была создана в 50-х годах прошлого века и названа в честь детского невролога из Чехии Вацлава Войты, работа которого касалась реабилитации детей с ДЦП. Это коллективный труд профессора Войта, Карла Левита, Владимира Янда и Германа Кабата, объединивший в себе все навыки и достижения неврологии, нейрофизиологии, онтогенеза и биомеханики, кинезотерапии и мануальной терапии и получивший развитие в Германии.
Каждый человек с рождения наделен программой развития двигательной активности, заложенной в нервной системе, когда начинать переворачиваться, держать голову, сидеть, ползать и пр. При нарушениях в ЦНС происходит блокировка связи между головным и спинным мозгом, от которых зависит управление движением тела. Характерные признаки нарушений — разбалансированные движения, человек не может самостоятельно управлять положением тела.
Вацлав Войта обнаружил, что надавливание на определенные точки тела провоцирует непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Если надавливать на них регулярно и целенаправленно, происходит закрепление рефлекса такого движения, что позволяет восстанавливать связь между головным и спинным мозгом. Это явление называется рефлекторной локомоцией.
Локомоция – это организованное сокращение мышц, обеспечивающее передвижение человека в пространстве. Управление мышечными сокращениями осуществляются через точки в спинном мозге, но активизируются они с помощью сигналов головного мозга. При нарушении связи между головным и спинным мозгом, последний не получает сигналов и не может обеспечить движение тела. Метод Войта заменяет утраченную способность ЦНС управлять двигательной активностью через внешнее рефлекторное раздражение. Рефлекторная локомоция — это бессознательный ответ тела в виде сокращения мышц в конкретной зоне на воздействие извне. К примеру, у детей в первые месяцы жизни при нажатии на определенные точки происходят похожие рефлекторные сокращения мышц, малыши начинают переворачиваться.
Международная академия медицинской реабилитации (МАМР) проводит обучение специалистов — ортопедов, неврологов, мануальных терапевтов — принципам и навыкам войта-терапии. Обучение проводят европейские и российские практики, которые помогли сотням людей вернуть возможность самостоятельного передвижения с помощью рефлекторной локомоции.
Принципы войта-терапии
С помощью систематического нажатия на активные точки на теле больного, войта терапевт перезапускает «программу» двигательной активности, восстанавливая утраченную связь между головным и спинным мозгом.
Для новорожденного может быть достаточно активации только одной точки в районе затылочной части, чтобы заложенный природой механизм пришел в действие.
В старшем возрасте терапия заключается в последовательном нажатии на точки групп мышц правой руки и левой ноги – и наоборот. Крестообразное попеременное нажатие позволяет телу удерживать равновесие и двигаться самостоятельно.
На теле человека 9 точек активации механизмов движения. При работе с ними учитывают угловое положение ног, рук и головы.
Существует порядка 30 вариантов упражнений для активации движений. Выбор техник определяет специалист для каждого пациента индивидуально.
Войта-терапия при регулярных занятиях запускает следующие виды моторики: глазная, лицевая, ротовая, а также сокращения кишечника, мочевого пузыря и сосательные и глотательные рефлексы.
Результат терапии – новые возможности ЦНС пациента в управлении равновесием тела, рефлексами ходьбы и хватания, сопротивлением силе тяжести и пр. Происходит активация доступа к врожденным механизмам, а не просто тренировка отдельных движений. В завершении курса лечения в головном мозге остается память о порядке правильного движения тела, и он начинает им управлять самостоятельно без постороннего вмешательства.
Сферы применения Войта-терапии
Практику войта-терапии можно разделить на три ключевые сферы:
Ранняя диагностика отклонений в развитии у детей с рождения — процесс реактивации тела для преодоления силы тяжести. В основе Войта-терапии семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрасте: 0-1.5 мес., 1.5-3 мес., 4-6 мес.; 7-9 мес.; старше 9 мес. При нарушении 1-3 реакций из семи нужно наблюдение за ребенком. А 4+ негативных реакции говорят о нарушении моторики становятся показанием к Войта-терапии. В грудном возрасте легче всего восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на сигналы мозга, уже закрепились.
Лечение в детском возрасте. Терапия эффективно применяется и дает результаты у детей с нарушениями ЦНС вплоть до подросткового возраста. Одна процедура занимает от 5 до 30 мин, проводится несколько раз в сутки как войта-терапевтом, так и при помощи родственников, ухаживающих за пациентом. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.
Реабилитация взрослых пациентов после травм или инсульта, когда нужно восстановить подвижность конечностей и поставить человека на ноги. Курс проводится до полного восстановления подвижности.
Применение войта-терапии в реабилитации детей и взрослых с нарушениями ЦНС дает результаты в виде полного восстановления подвижности, быстрой адаптации и повышения качества жизни.
Войта терапия в реабилитации детей первого года жизни
Максимальная результативность метолики Войта-терапии достигается у новорожденных детей, у которых еще нет неправильно сформированных замещающих движений. Мягкое воздействие мануальными техниками активирует связь головного и спинного мозга и восстанавливает рефлекторное ползание, переворачивание, речевые навыки, дыхательные и глотательные рефлексы. У детей в организме есть неиспользованные резервы для реабилитации и компенсаторные механизмы организма.
Рефлекторная локомоция для грудничка непривычная и утомительная терапия. Поэтому требует большого внимания со стороны родителей, которые обучаются мануальным техникам, и должны следить за регулярностью процедур под контролем врача.
Особенность лечения грудничков с помощью Войта-терапии в том, что кроме мануальных сеансов ребенку не нужно постоянное наблюдение или корректирующее вмешательство родителей. То есть ребенок легко, естественно и спонтанно двигается, так как «неправильных поз», которые бы могли воспрепятствовать успеху лечения, согласно Войту — не существует.
Войта-терапия стимулирует центральную нервную систему малыша, за счёт чего улучшается двигательное состояние при ежедневном проведении нескольких непродолжительных процедур. Накопительный эффект после сеанса может сохраняться в течение всего дня.
Курс войта-терапии способствует самостоятельности ребенка и его независимости от родителей. Еще один плюс терапии при ежедневных процедурах — повышенный уровень внимания к ребенку через телесный контакт и укрепление доверия ребенка родителю за счет уверенного алгоритма регулярных действий.
В МАМР разработан курс Войта-терапии в неонатологии в 2 частях для реабилитации детей с ДЦП и другими поражениями нервной системы. Обучение методике разделено на три практических модуля и позволяет по завершении обучения и после сдачи экзамена заниматься практикой реабилитации детей с двигательными нарушениями с первых дней жизни.
Ключевые отличия войта-терапии от других видов реабилитации
Смысл войта-терапии не в тренировке непосредственно двигательных функций, хватания переворачивания со спины на живот и хождение. Рефлекторной локомоция обеспечивает доступ к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для конкретного действия через ЦНС.
После непрерывного курса лечения по методу Войты активированные двигательные модели становятся спонтанно доступными пациенту. Регулярное повторение сохраненного мозгом «правильного движения» предотвращает заучивание замещающих движений и со временем формирует нормальную двигательную активность.
Результаты лечения методом войта терапии
Клинический опыт активаций с помощью рефлекторной локомоции показывает, что пациент вне зависимости от возраста — начинает свободно располагать обширным выбором положений тела, чувствовать себя уверенно и легче взаимодействовать с окружающим миром.
Кроме существенных двигательных процессов, войта-терапия провоцирует определённые реакции организма пациента:
глазная моторика, проявляемая в виде осознанного отведения глаз в сторону;
ротовая моторика — вращение языком;
регуляция работы кишечника;
После курса войта-терапии происходят положительные изменения в координации движений при хватании, сгибании конечностей, хождении, формировании речи. В результате пациент получает возможность спонтанно и самостоятельно удовлетворять свои потребности без помощи родственников и врачей.
Обучение врачей войта-терапии
Войта-терапия — один из флагманских курсов Международной академии медицинской реабилитации (МАМР). Обучение ведет магистр физиотерапии и практик со стажем более 25 лет в реабилитации детей и взрослых Алина Войчеховская.
Курс состоит из трех модулей: Диагностического, терапевтического и практики работы с пациентами под контролем преподавателя. Каждый модуль длится 72 академических часа.
Проходить курс по специализации Войта-терапия могут лица, обладающие законченным образованием по специальности физиотерапевт или врач с опытом работы не менее двух лет, по возможности с детьми или взрослыми с неврологическими симптомами.
После успешного прохождения всех модулей курса и сдачи экзамена — специалист получает официальный статус Войта-физиотерапевта и имеет право работать с пациентами грудного, детского и взрослого возраста. Подтверждением полученных знаний станет сертификат международного образца в соответствии со стандартами и руководящими принципами Международного общества Войты (МОВ) и удостоверение о повышении квалификации.
Обладая знаниями и навыками Войта-терапии, можно полностью восстановить двигательную активность как пациентов грудного возраста, так и взрослых людей, вынужденно обездвиженных после инсульта и других травматических поражений ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Получите знания, которые помогут спасать жизни.
Клиника с Нуля
С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных
Что такое Войта-терапия и кому она нужна?
Пожалуй, стоит начать с того, что Войта-терапия создана для реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП), вне зависимости от степени тяжести и возраста. ДЦП – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не имеет прогрессирующего характера, однако его симптомы часто остаются с человеком на всю жизнь и становятся причиной инвалидности.
Автором методики является детский невролог, профессор Вацлав Войта. Он работал в ортопедической университетской клинике города Кельна и в Детском центре г. Мюнхена.
Войта одним из первых описал двигательное развитие ребенка до года и выявил определенные зоны, воздействие на которые вызывает двигательный ответ. Войта-терапия – это активная методика, специалист вызывает у пациента непроизвольные двигательные реакции путем фиксации ребенка в определенном положении. В процессе активизируются естественные двигательные модели или паттерны движений (рефлекторные локомоции).
Суть метода профессора Войты
Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребёнок не умеет управлять своими позами.
Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом. В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадёжный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня Германия становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.
История
Впервые терапия по Войта была применена в 1950 году. Терапия носит имя Вацлава Войта (1917-2000), который в то время был неврологом и педиатром при пражском университете. В 1954 году он стал врачом-консультантом в центре инвалидов Железнице того же университета (ныне в республике Чехия). Здесь в круг его обязанностей входило сопровождение детей и подростков, больных детским церебральным параличом (ДЦП). В 1968 году эмигрировал в Германию: он работал и занимался научными исследованиями в ортопедической клинике при Кёльнском университете, а также в детском центре в Мюнхене. С 1990 Войта вернулся к преподавательской деятельности в пражском университете.
Войта заметил, что при церебральных парезах мышцы определенных областей тела благодаря определенным исходным положениям и целенаправленному воздействию использовались иначе, чем при спонтанном применении. Кроме того, в результате этого воздействия изменялся тонус мышц, который у паралитиков типично повышен.
Мышечные функции стали больше походить на мышцы здоровых людей. Кроме того он установил, что интенсивность напряжения мышц у детей и подростков зависела от ситуации, в которой мышцы использовались. Например, он мог наблюдать, как человек с центральным параличом, который обычно стоял ровно, с большим напряжением мышц и на кончиках пальцев ног (на цыпочках), внезапно и неожиданно расслаблялся, когда ему предлагали выпрямиться с преодолением давления, оказываемого на плечи.
Стало понятно: слишком высокий или слишком низкий тонус мышц не был локальным феноменом, распространяющимся только на ступню или ногу. Этот феномен необходимо рассматривать как сопутствующее явление со стороны центральной нервной системы, ставшее следствием неправильного управления функцией мышц. Следовательно, тонус мышц зависит от позы и процессов движения всего тела, и, очевидно, на него можно повлиять из отдалённых регионов тела. Важным в этих наблюдениях было то, что позу и движение необходимо всегда рассматривать как общую картину активного процесса, в которой ни один активный элемент не функционирует независимо от целого организма.
Войта назвал эту функциональную взаимосвязь, в котором на протяжении всей жизни находится и здоровый человек и человек с нарушениями движения, «алгоритмом всего тела» или «глобальным алгоритмом», поскольку в его организации участвует головной мозг, спинной мозг и периферическая нервная система, а в его исполнении задействована вся мускулатура.
Примечательный эффект
В своих попытках систематизации результатов, найденных опытным путем, Войта мог наблюдать благоприятные результаты воздействий, которые первоначально не преследовали никаких терапевтических целей. Ему удавалось временно добиваться более или менее заметной компенсации первоначально слишком высокого напряжения мышц. При этом было примечательно, что данные положительные эффекты сохранялись не в течение короткого времени после воздействия, но часто на протяжении нескольких часов, и даже дольше. В частности, после многократных повторений удавалось добиться изменений взаимодействия мышц пациентов, что оказывало благоприятное воздействие на их спонтанную моторику и позволяло пациентам использовать такое воздействие самостоятельно.
Параллели между здоровыми младенцами и больными ДЦП
Другой результат состоял в наблюдении, что, очевидно, существуют параллели между уровнем выпрямления больных детским церебральным параличом (ДЦП), который Войта мог наблюдать у исследуемых подростков в Железнице, и выпрямлением детей младенческого возраста, которое зависит от их возраста.
Так, были пациенты с ДЦП, которые не могли в положении лёжа на животе опираться на локти, и при этом перемещать голову в центральное положение. В аспектах статомоторики они находились на уровне выпрямления, соответствующем новорожденному ребёнку. В зависимости от степени тяжести ДЦП, можно было провести самые разные параллели, соответствующие различным этапам развития здорового новорожденного. Напрашивалось предположение, что в основе этих параллелей лежит физиологическая взаимосвязь, что заставило Войта искать связующий принцип. Он нашел этот принцип путем опроса относительно развития моторики пациента, которую можно было наблюдать у него в младенческом возрасте.
Зависимость между позой, выпрямлением и движением
Войта наблюдал, что вслед за развитием опоры на руки и схватывания, в конечном счёте, всегда идет стояние и ходьба. Бесперебойное моторное развитие ребенка начинается из состояния фактически полной неспособности совершать целенаправленные движения. Войта установил, что различные жизненно-важные мышечные функции зависели от движений, ориентированных на цель, требовавших мышечной деятельности, которая обеспечивала надежную стабилизацию и мышечную опору, необходимую для выполнения движения (стабилизационный фон). Это существенное наблюдение, что поза, выпрямление и движение образуют единое целое, и могут рассматриваться только в общей взаимозависимости, решающим образом способствовало развитию терапии.
Принцип выпрямления как программа эволюции
Принцип выпрямления Войта распознал как эволюционную программу, которая утвердилась в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) в той мере, в какой она могла утвердиться. В нормальном случае это развитие ведёт у ребёнка к свободной ходьбе в течение первых восемнадцати месяцев жизни. Войта понял, что при органическом поражении мозга спонтанное исполнение этой заложенной программы затруднено, но не является совершенно невозможным. Наоборот, создается впечатление, что организм пациента, больного ДЦП, пытается осуществить эту программу как можно лучше, с учетом выраженности патологии и динамики протекания болезни. Ведь бессознательное взаимодействие мускулатуры создает алгоритм движения, которое хотя и ограничено, но управляется законами, одинаковыми с законами управления движениями здоровых людей.
Индивидуум, пораженный болезнью, воспринимает этот ограниченный алгоритм движения как нормальный, и усваивает его в качестве действующей схемы движения тела. Теперь Войта стало понятно, что выпрямление непосредственно связано с целенаправленным движением, совершаемым с определенной целью. Из этого следовало, что люди развиваются в результате того, что они хотят двигаться к цели, к которой они стремятся, и что они при этом мобилизуют все моторные средства, находящиеся в их распоряжении. Поэтому достигнутый уровень выпрямления является последствием продолжающихся успешных попыток целенаправленного перемещения к желанной цели.
Переворачивание и ползание как основной алгоритм локомоции.
В своих работах Войта анализировал моторные средства, находящиеся в распоряжении для вставания и целенаправленного движения. При этом он обнаружил две основных последовательности движений (два основных алгоритма движений) переворачивание и ползание. В этих двух глобальных алгоритмах он распознал повторяющиеся последовательности.
Его исследования на пациентах с ДЦП показали, что запуск этих двух глобальных алгоритмов путем описанных манипуляций может оказывать положительное воздействие на пациентов, страдающих симптомом «стойки на цыпочках». Систематизация накопленного опыта показала, что при целенаправленном раздражении определённых запускающих зон (триггерных точек) в заданных исходных положениях тела можно снова и снова добиваться активизации этих основных алгоритмов движения.
С запуском этих двух последовательностей движений (переворачивания и ползания) стало возможным применять в терапии принцип локомоции. В течение следующих десятилетий были исследованы детали последовательностей спонтанных движений, а также методы запуска предсказуемых последовательностей движений.
Войта понял, что в комплексном принципе локомоции (комплекс локомоции), в переворачивании и в ползании, содержатся «строительные камни» для всех важных движений, которые только способен совершать человек. Цель реализации этих знаний в терапии сначала заключалась в том, чтобы найти нарушенные последовательности движений, которые используются пациентами при выпрямлении в качестве заместительной моторики. Примененные при этом исходные положения позднее стали составной частью терапии.
Результаты Войта-терапии в реабилитации детей с ДЦП
Мускулатура скелета
Область лица и рта
Дыхательная функция
Вегетативная нервная система
Восприятие
Психика
Польза и вред
Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания. Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.
Показания к проведению войта-терапии
К абсолютным показаниям Войта-терапии относят:
Относительные показания:
Противопоказания к проведению Войта-терапии
Проведение Войта-терапии противопоказано в следующих случаях:
Подводя итог, нужно сказать, что ДЦП – это сложное заболевание, полностью излечиться от которого в данный момент нельзя. Можно только облегчить жизнь с помощью реабилитации, перевести болезнь в более легкую форму, чтобы ребёнок в будущем смог жить самостоятельно – ходить в школу, учиться в университете, заботиться о себе. Такое возможно при регулярной работе и комплексном подходе к реабилитации малыша с ДЦП. Всё возможно, главное – верить.
Войта терапия работает с алгоритмами движений
Данные двигательные алгоритмы, в исполнение которых вовлекается все тело, состоят из множества отдельных частей (подчиненных алгоритмов). Например, движение рук и ног должно быть согласовано с движением туловища. Только при условии тесного взаимодействия всех частей тела, тело может выпрямиться и перемещаться.
Такой процесс обязательно требует регулирования, ведь тело должно оставаться в равновесии при каждом движении, даже самом мелком. Данный процесс можно сравнить с весами. Если мы кладем материал на одну чашу весов, на другую чашу весов необходимо поставить соответствующие гири, чтобы восстановить равновесие масс на обеих чашах весов.
Тело человека подвержено тем же зависимостям, но в гораздо более сложной и комплексной форме. В состоянии равновесия части тела расположены так, что они распределены уравновешенно, и центры масс (центр тяжести) находятся над точками опоры. Таким образом, при каждом, даже самом маленьком, изменении положения тела в работу включается вся сенсомоторная система организма с целью сохранения равновесия.
На уровне спинного мозга управление бессознательными движениями осуществляется напрямую, так сказать, кратчайшим путем. Головной мозг как „центральное руководство» координирует выполнение подчиненных алгоритмов так, чтобы снова и снова восстанавливать баланс.
Постоянное регулирование позы во время выпрямления и движения тела требует взаимодействия различных мышц, как описано ранее. Работа отдельных мышц организуется в рамках используемого двигательного алгоритма, и подчиняется общей цели движения.
Двигательные алгоритмы можно проанализировать и описать. Например, хватательное движение кисти является частью глобального алгоритма, движения руки. Хватательное движение зависит от позы всего тела. Ведь качество движения хватания зависит от положения туловища и позвоночного столба, что лежит в основе данного алгоритма.
Компетентное диагностическое и терапевтическое заключение возможно только тогда, когда движения рассматриваются относительно позиции всего туловища.
Глобальный алгоритм выполняется благодаря координированному взаимодействию всех частей тела. Например, ход движений ползающего ребенка, который хочет добраться до красного стаканчика, стоящего на стуле, можно в общих чертах пояснить следующим образом. У ребенка складывается представление, что он хочет владеть этим стаканом. Таким образом, у ребенка формируется цель. Чтобы достичь своей цели, ребенок мобилизует всю свою моторику. Ребенок должен в двигательном алгоритме ползания изменить функцию кисти и руки, чтобы иметь возможность схватить стаканчик, который находится выше уровня его головы.
В процессе выполнения данного движения его тело должно находиться в выпрямленной позе, причем, вес тела должен переместиться с четырех на три конечности. Его позвоночный столб слегка наклоняется в сторону, и поворачивается так, чтобы предоставить руке свободное пространство, необходимое для действий. Если расстояния вытянутой руки недостаточно для хватания предмета, ребенок при помощи рук и с упором на ноги подтянет свое тело вверх, к тумбочке. Тем временем он будет использовать для подтягивания и опоры кисть, при помощи которой он первоначально хотел схватить предмет.
Ход выполнения движений, описанных в этом примере, становится осмысленным и целенаправленным глобальных алгоритмом тогда, когда руки, ноги и позвоночный столб работают вместе по „согласованию» друг с другом.
Основополагающий опыт для последующих умений
Доступ ко всему телу помогает ребенку накопить основополагающий опыт. Только когда он действует самостоятельно и так знакомится со своим телом и с тем, что его окружает, только тогда он сможет приумножить сокровищницу своего опыта, и усовершенствовать свое восприятие. Чтобы ощупать, ребенок должен схватить. Чтобы понять, он должен слушать. Чтобы найти слова и заговорить, ребенок должен засунуть предметы в рот, попробовать их на вкус и облизать языком. Если ребенок в возрасте 8-9 месяцев снова и снова кидает от себя игрушку, чтобы затем взять ее и снова кинуть от себя, он выполняет очень важное действие: учится правильно оценивать расстояние, развивает глазомер. Накопление опыта становится возможным благодаря применению различных двигательных алгоритмов.
Ребенок пока еще не имеет никакого представления, каково на ощупь то, что его окружает, каково оно на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Он не знает, каковы на вкус его ноги, и будет ли ему больно, если он уколется.
Он пока еще не знает, как ходить, как прыгать и лазать. Но отчасти у него есть возможность сделать это, поскольку он обладает врожденными способностями. Именно во время первого года жизни особенно интенсивно идут процессы использования врожденных способностей, а также их дополнение либо замещение тем, чему ребенок научился.
По применению моторики можно понять, что ребенок проявляет любопытство по отношению к тому, что его окружает, что он открывает для себя окружающий мир и хочет его изменить. Только тогда ребенок сможет применять эту моторику во всем многообразии, которое имеется в его распоряжении, проявляя при этом всю свою изобретательность. В этой изобретательности ребенок показывает свой умственный потенциал. Как правило, умственно неполноценные дети заметно отстают в развитии своей моторики и не способны к такому творческому подходу, который проявляют нормальные или одаренные дети
Зависимость движения от позы
Поза для ребенка, да и взрослого, – несущий элемент, позволяющий целенаправленно перемещаться в земном поле тяготения. Поза, это опора для движения. Без позы целенаправленное движение невозможно, поскольку любое движение, как бы мало оно не было, должно преодолевать силу тяготения. Это означает, что мускулатура, поддерживающая равновесие и обеспечивающее позу, должна постоянно работать, чтобы сохранять равновесие тела. Например, при вытягивании руки, чтобы взять чашку и поднести ее ко рту, требуется изменить позу и обеспечить равновесие туловища, чтобы иметь возможность отвести руку от тела, а затем спокойно и целенаправленно направить ее к чашке. При этом должны быть задействованы не только мышцы, обеспечивающие перемещение руки, но и мышцы, поддерживающие и стабилизирующие руку в процессе движения, т.е. мышцы, обеспечивающие позу. Только тогда движение будет спокойным и плавным, и чашка благополучно достигнет рта. Но при отсутствии должной координации мышечной работы на любом из этапов движения цель не будет достигнута, например, если в процессе движения будет преодолен слишком большой путь. Об этом очень точно и выразительно сказал известный невролог Р. Магнус: „Каждое движение начинается позой и завершается позой. Поза следует за движением подобно тени. «
Для примера с рукой, которая перемещается к чашке, сначала определенную позу принимает туловище, оно выпрямляется, с преодолением силы тяготения, принимая при этом такую позу, которая создает руке возможность двигаться по направлению от туловища. Затем мускулатура удерживает руку в определенной позе с преодолением силы тяготения, а другая мускулатура одновременно заставляет руку двигаться по направлению к чашке. Это движение осуществляется из определенной позы: например, сидя с опорой на таз, ноги и стопы.
Стабилизация позы
Наблюдая младенца во время первых 6 месяцев жизни можно видеть, что на первом плане у него стоит обеспечение положения (позы) туловища, а не движение. Младенец показывает это как в положении лежа на спине, так и в положение на животе. Например, если он в возрасте 5 месяцев лежит на спине, хватает игрушку и сует ее в рот, достаточно четко видно, как движение его рук и ног зависит от регулирования положения туловища, и как поза туловища занимает первый план.
Но без позы, уравновешенной по всей опорной поверхности спины, невозможно приподнять с опоры для целенаправленного движения руки, или ноги.
Лишь позднее наблюдатель заметит в позициях выпрямления на верхних уровнях какое-то движение в своем поле зрения. В случае с ползанием или ходьбой в первую очередь видно движение рук и ног, перемещающих туловище вперед. Можно предположить, что поза в данном случае не имеет свое значение. На самом деле все совсем наоборот. Чтобы так перемещать тело, требуется постоянное динамическое изменение позы туловища, а также конечностей. Чем выше выпрямлено тело, тем меньше становится площадь опоры, и тем тяжелее поддерживать баланс. Чтобы тело не качалось и не опрокинулось, и чтобы оно могло целенаправленно перемещаться, чувствительность регулирования позы должна быть очень высокой, гораздо выше, чем при регулировании позы тела внизу, в положении лежа на спине или животе.
Преодоление силы тяжести – основная задача, которую нужно решать всегда. Ведь каждое движение смещает вес тела, и нужно заново создать равновесие. Движение требует опоры, поскольку только наличие точки опоры делает возможным движение к этой точке, или прочь от нее. Поэтому мускулатуре предъявляется требование создать сбалансированную и устойчивую позу, но, тем не менее, при этом разрешать движение. Такую ситуацию можно наблюдать в беспомощности новорожденного, который пока еще не умеет ни отрегулировать свою позу соответственно, ни обеспечить надежную костную и мышечную опору. Подвергаясь силе тяжести, его тело лежит на постели, но он еще не может использовать поверхность постели как поверхность, на которую можно опираться. Только с дальнейшим развитием он сможет использовать в качестве поддерживающей поверхности, например, свою спину.
Если младенец может повернуться, в положении лежа на боку, он будет опираться только на поверхность своего плечевого и тазобедренного сустава, а также на поверхности той стороны туловища, на которую ребенок повернулся.
Если ребенку удалось идти без опоры, весь вес его тела будет направлен на очень маленькую поверхность стоп.
Мы с удивлением наблюдаем фигурное катание на льду, или балетных танцоров, все их прыжки и пируэты. Нас впечатляют их движения, и, как правило, мы не замечаем их особенного умения регулировать позу. Но чтобы прыжок на льду получился, необходимо опираться на самую маленькую поверхность в осложненных условиях, ведь лед очень скользкий и не создает необходимого трения даже при нормальной ходьбе.
К тому же стопа фигуриста не опирается на лед напрямую, она стоит на узком лезвии коньков. Это требует от мускулатуры самого тщательного и точного регулирования позы, чтобы сохранять равновесие в такой неустойчивой ситуации, и одновременно сделать возможными движение по льду и прыжки. Нетренированный наблюдатель практически не в состоянии зарегистрировать всю фоновую работу по обеспечению нужной позы и функции мышц, что является обязательным предварительным условием совершения прыжка.
Но наблюдатель сразу замечает, когда движение человека отличается от нормального, обычного движения или от представления наблюдателя о том, что такое нормальное движение. Это происходит при ошибке системы управления позой. Такие ошибки часто можно наблюдать при некоторых формах расстройства движений, например, при спазме и дистонии. При спазме наблюдается напряженная, неподвижная поза, что делает невозможными плавные движения. Дистония это полная противоположность спазму. При дистонии не хватает мышечной работы, обеспечивающей необходимую позу и совершение движения. Движения при дистонии неуклюжие, неспокойные, путь слишком велик, и движения не достигают цели.
Навыки управления позой объединяются на примере небольшого опыта, который Вы можете провести на себе с анализом полученных результатов. При нарушениях движения (дискинезии) дефицит управления позой (постуральный дефицит) четко проявляется в неправильных движениях.
Поэтому качество движения формируется на фоне соответствующего качества позы. Отсюда анализ позы дает информацию о постуральном качестве. Как показывают примеры, функция отдельных мышц в различных позициях тела и при различных движениях меняется. Одна и та же мышца может, например, при опоре и ориентации тела преимущественно поддерживать, но в следующий момент она становится активной и участвует в движении. Эта перестройка и означает гарантию сохранения позы с постоянной возможностью выполнения движения. Чем лучше сбалансировано взаимодействие мышц, тем более плавными становятся движения, растет физиологическая гибкость.
Практический опыт запоминается
Для представления, насколько сложны показанные взаимодействия в процессе преодоления нами силы тяготения, выпрямления, ориентации тела и перемещения к цели, лучше всего познать все это на практике; практический опыт запоминается лучше всего.
Ниже предлагается сделать небольшой опыт на себе с анализом результатов.
Далее надо опереться на предплечье нижний руки, чтобы подняться и переместить вес тела к тазу. Вес нижней стороны тела распределен на бедра, наружную поверхность бедра и голени, наружный край стопы. Затем задачу опоры берет на себя рука сверху, затем рука снизу. Затем вес тела опирается на колено сверху. Это позволяет ноге снизу согнуться. Можно сначала опереться на колено, либо, при достаточной ловкости сразу установить стопу. Затем устанавливается вторая стопа, руки отрываются от пола, тело выпрямляется и встает на стопы. Теперь можно идти вперед, чтобы достигнуть цели движения, поставленной в самом начале процесса, то есть, открыть окно.
Мы в довольно грубом приближении рассмотрели путь из положения на спине через вставание к процессу ходьбы. Но достаточно ли этого, чтобы на маленьком практическом примере получить представление о том, что означает преодоление силы тяготения, и каким образом можно подняться вверх путем переноса веса тела и изменения опорной поверхности?
Если повторять этот путь наверх чаще, можно заметить, что обе стороны тела взяли на себя различные опорные, несущие и перемещающие функции в фазах подъема и выпрямления туловища. Это обусловлено тем, что обе стороны тела взаимно дополняют друг друга в целенаправленном перемещении из положения “лежа на спине” к ходьбе на двух ногах. В результате постоянного переноса веса, происходит смена опорных и мобильных элементов. С этим изменением связано постоянное регулирование равновесия.
Кроме того можно наблюдать, как заметно было задействовано туловище, а значит и позвоночный столб, для выполнения функций удержания и поворота. Руки и ноги использовались в процессе выпрямления как рычаги. В ходе такого на первый взгляд простого действия можно было уже ощутить все три неразрывные взаимосвязи, названные выше:
Кроме этого использовались моторные алгоритмы для сохранения позы и перемещения туловища. Как правило, такие алгоритмы становятся доступными для ребенка в возрасте около 3 месяцев в положении лежа на спине с переворотом на бок, а встать ребенок может в возрасте 9-10 месяцев
Могут возразить, что в выполнении вышеописанных движений нет ничего особенного. Действительно, человек с нормальными процессами поддержания позы и выполнения движений совсем не думает о том, какие предпосылки должны быть осуществлены, чтобы иметь возможность выполнить якобы простейшие движения. Но для людей, страдающих расстройством движения, у которых соответствующие двигательные алгоритмы недоступны, эти процессы могут превратиться в непреодолимое препятствие.
Обычно любой здоровый человек непрерывно меняет позы тела. При каждом изменении позы, ЦНС обильно снабжается новыми раздражителями от кожи, мускулатуры, сухожилий и внутренних органов, и ЦНС непрерывно посылает команды, корректирующие каждую позу. Обработка этих раздражителей и ответ на них происходит в сенсомоторной системе путем адаптации существующих двигательных алгоритмов с изменениями позы.
Таким образом, в положениях лежа на спине, лежа на боку, сидя на боку, сидя с опорой на руки, а также стоя с опорой на стопы, как показано в примере выше, во всех этих позициях требуется постоянное регулирование. Каждое выпрямление и любое движение требует позы, даже у ребенка с его спонтанными движениями и спонтанной моторикой. Для оценки спонтанной моторики эта поза очень тщательно анализируется и описывается. Движение, которое показывает ребенок, рассматривается относительно позиции туловища, необходимой для выполнения данного движения. Анализ и оценка спонтанной моторики ребенка служат определению его моторного биологического возраста. Интерес при этом представляет в основном, как выглядят двигательные алгоритмы, которые использует ребенок. При оценке двигательных алгоритмов ориентируются на модель движений, которые используются примерно половиной нормально развитых детей на первом году жизни. Они – ориентирующий масштаб для заключения о качестве, которое связано также с функциональными алгоритмами мускулатуры и с физиологическими позициями суставов. Эти образцы развития на первом году жизни будут описаны ниже, например, алгоритм симметричной опоры на локти, или несимметричной опоры на локоть. Чтобы иметь возможность принять решение о применении терапии по Войта для детей на первом году жизни, исследователь должен знать эти двигательные алгоритмы, поскольку они нужны в качестве опорной величины для качественной (Что делает ребенок?) и количественной (Как делает ребенок?) оценки позы и движения, которые Вы наблюдаете у ребенка.
Пример
Один очень любопытный ребенок в возрасте 10 месяцев непременно хочет иметь вещи, которые находятся выше уровня его головы, и он будет использовать все доступные ему возможности, чтобы подтянуться и завладеть желанными предметами. В таком случае он будет пробовать свои силы, если это означает для него чрезмерные моторные требования, и его любопытство вступит в борьбу с двигательными алгоритмами, которые ему пока еще недоступны. Этот ребенок проделает моторную работу, которую можно ожидать от ребенка в возрасте 10 месяцев. Если оценивать только количество моторной работы, то ребенок будет оценен в соответствие со своим возрастом. Но если оценивать качество алгоритма позы, то при известных обстоятельствах можно констатировать, что биологический возраст ребенка не превышает первых 3 месяцев, поскольку, например, он компенсирует свое поднимание, в положении прогнувшись со сгорбленной спиной. Если бы в распоряжение этого ребенка были предоставлены образцы движения ребенка на третьем месяце жизни с качеством, самым лучшим из возможного, то он смог бы правильно выпрямить туловище и скоординировать работу мышц живота. Дефицит качества пришлось компенсировать прогибом туловища. Этот пример показывает, какое существенное расхождение может быть между количеством и качеством моторной работы.
Вероятно, у данного ребенка получится сделать дальнейшие шаги в своем продвижении вперед. Но можно ожидать, что его дальнейшее развитие будут сопровождать знакомые нам уже недостатки. Так, многие проблемы с позвоночником и болями в спине и можно объяснить недостатками функции выпрямления.
Выводы
Принцип Войта описывает нормальное и закономерное развитие позы и движения (постуральный онтогенез) ребенка на первом году жизни, и использует для диагностики и терапии двигательные алгоритмы, которые выстроены на основе программ движения, заложенных генетическим путем. Эта способность, предоставлять в распоряжение двигательные алгоритмы, унаследована из всей истории человеческого рода (филогенез). Очевидно, эти двигательные программы были созданы в процессе развития человека от перемещения на четырех ногах к хождению на двух ногах. Они и по сей день предоставляют в распоряжение человека необходимые двигательные алгоритмы, позволяющие ему выпрямиться с преодолением силы тяжести и совершать движения, ориентированные на достижение цели. Двигательные алгоритмы имеются в распоряжении каждого человека для его индивидуального развития (онтогенеза). При этом поза и движение взаимосвязаны: Каждое изменение позиции тела, даже самое маленькое, требует соответствующего изменения позы и восстановления равновесия.