Методика жохова что это
Методика Жохова – обучение детей в согласии с природой
13 5
Этот пост посвящается родителям детей дошкольного возраста. Здесь я расскажу о природосообразной методике обучения детей младшего школьного возраста, которая основана на принципе воспитания в согласии с природой. Я не буду говорить, почему традиционная система образования в младших классах не выдерживает критики. Возможно, кого-то она и устраивает. Я не хочу ни с кем спорить и никого ни в чем убеждать. В данном посте я просто расскажу, как обучение детей в начальной школе может быть ДРУГИМ, более «экологичным», более «естественным» и «натуральным».
Автором данной методики является Владимир Иванович Жохов, заслуженный учитель России, исследователь-методист, один из авторов популярных учебников по математике для средней школы, профессор челябинского университета.
Всю жизнь Жохов посвятил тому, чтобы создать систему обучения, удовлетворяющую природным потребностям детей. Он изучил огромное количество методик обучения, включая те, что были принятые в дореволюционной России. Основную идею Жохов позаимствовал у известного швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци, который 200 лет назад разработал теорию природосообразного обучения детей. Основной постулат данной теории – оптимальное воспитание и обучение детей должно строиться с учетом естественного развития человеческой природы. Цель воспитания – развитие всех природных сил и способностей человека. Основной принцип воспитания – согласие с природой. Прямо как у Weleda, не находите?!
В итоге он создал свою методику, которую принято называть методикой Жохова.
В.И. Жохов: «Не отрываясь от природных возможностей детей, мы стимулируем то, что есть. А есть очень многое. Сейчас год от года дети все лучше и талантливее становятся. Дети за последние 10 лет поумнели… ».
В чем особенность Жоховской программы обучения?
Программу первого класса жоховские дети заканчивают в сентябре, а до конца года заканчивают курс начальной школы. Т.е. за один год обучения дети легко усваивают программу, которую в традиционных классах дают в течение 4 лет. Остальные 2-3-4 классы по методике Жохова посвящены дополнительной работе по развитию мозга.
В конце 1 класса жоховские дети решают уравнения, вычисления с дробями. В октябре 1 класса дети вычитают и складывают в пределах сотни. На уроке математике дети решают около 200 примеров и задач. 60 примеров в конце 1 класса жоховские дети решают за 5 минут.
Тогда как 1 класс обычной школы заканчивается сложением и вычитанием в пределах десяти-двадцати и записью двузначных чисел.
Со 2 класса жоховские дети изучают русскую литературу: Толстого, Достоевского, Пастернака. Рисуют музыку, изучают географию, астрономию, историю, решают нестандартные изобретательские задачи. Таким образом, формируется надежная база знаний для обучения в старших классах. По жоховской методике дети получают больший объем знаний, чем в традиционном классе. Но знания эти дети легко схватывают.
Методика Жохова не предполагает наличие кучи учебников и тетрадей. Учебный материал дети получают непосредственно от учителя. А пишут дети специальными маркерами на вот таких досках.
Как проходит урок?
На уроках Жохова удовлетворяются естественные потребности детей двигаться и разговаривать. Уроки начинаются и заканчиваются с песни, на каждом уроке проходит зарядка, дети смотрят мультфильмы, читают анекдоты про школу, играют в разные игры, обсуждают с учителем интересные темы. На уроке сначала говорят о чем-то интересном, не о математике, не о русском, а о самолетах, о кораблях, о животных. Дети это вкусненькое «съели», затем можно и про урок поговорить.
Уроки очень насыщены, они проходят в удобном и понятном для ребенка формате. У младших школьников ведущей является игровая деятельность. Поэтому на уроках Жохова дети могут вставать, ходить по классу, тянуть руку к потолку, говорить, подбежать к учителю и прошептать правильный ответ на ушко или поиграть в шепталочку с одноклассниками.
В обычной школе дети двигаются в 8 раз меньше, чем требует физиологическая норма. На уроке они должны сидеть смирно и молчать. Это противоречит природе растущего организма младшего школьника.
На уроках нет рутины. При этом процесс обучения четко организован, все дети вовлекаются и участвуют с удовольствием.
Все жоховские дети любят школу, им нравится учиться. На каникулах дети считают дни, когда они пойдут в школу. У них нет отчуждения к школе, дети хотят участвовать в жизни школы, в олимпиадах, в конкурсах, хотят учиться. Им интересно.
Благодаря двигательной активности на уроках, усталость не накапливается, а наоборот, хочется бегать и прыгать. Перед каникулами дети плачут, не хотят уходить на каникулы. Для них уроки становятся наградой!
В методике сочетается и обучение, и естественное развитие, и позитивное воспитание детей, а также сбережение и укрепление здоровья. Например, это необычная посадка, при которой растягивает позвоночник, уменьшая нагрузку на межпозвоночные диски. Это полезно для кровоснабжения мозга, оно улучшается в разы. По этой причине дети не устают и не болеют.
А как же дисциплина?
За дисциплину в жоховских классах никто не борется, но при этом дисциплина устанавливается сама собой. Этому способствует четкое построение урока.
Методика Жохова – сложный комплекс различных элементов, приемов, способов, упражнений, где каждый урок продуман и прописан по минутам. Все необходимые материалы предоставляются учителю на дисках. Учитель веден урок, используя компьютер, экран и проектор. Жохов разработал мультимедийную поддержку к каждому уроку.
Благодаря созданию в классе теплой, дружеской атмосферы, у детей формируются доверительные отношения между собой и с учителем. Они становятся самостоятельными, открытыми, эрудированными. Умеют отстаивать свое мнение и при этом уважать мнение других.
Методика помогает раскрыться тому, что в детях уже заложено природой: уважение, достоинство, сострадание, склонность к сотрудничеству и взаимной поддержки, желание учится и быть полезным обществу.
Задача взрослых – создать безопасную природосообразную среду, в которой ребенок сможет проявить все свои способности и лучшие качества.
Еще один момент, касающийся дисциплины – это домашние задания. Они выполняются по желанию, но непременно самостоятельно. Родителям запрещено подходить к детям, когда они делают уроки дома.
Как это возможно?
Система основана на принципе природосообразности, что позволяет раскрывать интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка при сохранении и улучшении здоровья. Дети учатся с интересом и энтузиазмом.
В.И.Жохов: «Работаем без перегрузок. Детям учиться легко, хотя материала они усваивают очень много. Один вопрос тянется на протяжении десятков уроков. Нельзя не понять. Не понял на 3 уроке, поймешь на 20… У нас нет отстающих детей, нет троечников, высокая успеваемость к концу 4 класса у всех детей, у нас все дети отличники и хорошисты».
Согласно науке нейрофизиологии мозг человека интенсивно развивается до 10-11 лет. Этот период особенно важен в формировании личности ребенка. Поэтому воздействие начальной школы чрезвычайно велико.
Методика Жохова опирается на природу ребенка. Есть понимание, как устроен мозг ребенка. Лобные доли играют важную роль в работе мозга. Они отвечают за оперативную память и внимание, управляют работой всего мозга. Лобные доли начинают активно расти в 4 года с запасом нейронов впрок. Все что не работает, со временем атрофируется. Между 6 и 7 годами происходит лавинообразный сброс. Кризис 7 лет – это сброс неработающих нейронов. Нейронам требуется питание, информация, при обычном обучении ребенок ее не получает.
Необходимо сначала наладить работу лобных долей. На уроках математики по методике Жохова в сентябре-октябре используются специальные упражнения, которые воздействуют на лобные доли. В результате лобные доли начинают работать, как положено.
В.И. Жохов: «Основное время моей жизни ушло на то, чтобы найти последовательности упражнений, связки, которые наиболее эффективно воздействуют на мозг, на лобные доли».
Дети поют каждый урок под музыку. Песни все подобраны заранее. Дети также учатся слушать классическую музыку. На каждом уроке русского языка – классическая музыка.
Когда межполушарные связи восстановлены, дальше можно подключать к работе правое полушарие. Оно в тысячи раз мощнее левого.
В.И.Жохов: «Значительную часть операций мы переводим в правое полушарие. В частности, счет».
В конце 2 класса жоховские дети умножают трехзначные числа в уме без напряга.
Дети Жохова и читают по-другому. Дети видят каждую букву, что обеспечивает дальнейшую грамотность. По слогам не читают. Образ слова воспринимается правым полушарием, а чтение по слогам задействует левое полушарие, что неестественно для человека. Поэтому в Жоховских классах дети читают правым полушарием, и в 1 классе у них уже закладывается врожденная грамотность.
Еще одна особенность. В обычной школе алгоритм восприятия построен по женскому типу: послушай, запомни, воспроизведи. Поэтому девочки в обычной школе занимаются в целом лучше. А мальчишки отстают. Причина этого не в физиологии, она носит социальный характер. Для мальчика важно сначала додуматься, догадаться самому. В системе Жохова учитываются особенности восприятия и девочек и мальчиков.
Жохов сумел выстроить целостную систему, когда задачи здоровьесбережения, образования и воспитания решаются в комплексе. Что соответствует естественному процессу подготовки ребенка ко взрослой жизни.
Жоховские дети максимально готовы к обучению в 5 классе.
Высказывания учителей, работающих по методике Жохова:
« Дети практически не болеют, уходят даже хронические заболевания ».
Был даже случай излечения ребенка от диабета. Улучшается зрение.
Результативность методики Жохова
Директор школы, в которой есть класс по методике Жохова:
« Система Жохова имеет высокую результативность. Мы дали детям Жохова в конце 1 класса конкурсные материалы для 3-4 класса. Результативность их работ сравнима с 4 классом».
«Методика отточена на самое важное – раскрыть в ребенке самого себя. Создать среду, в которой ему было бы комфортно. Они открытые, радостные. К первому полугодию не дерутся».
В.И.Жохов: «Слабых и неспособных детей не бывает ».
Методика Жохова также эффективна для детей с задержкой в развитии и для детей со слабым знанием русского языка, для гиперактивных детей, для тех, кто не проходил дошкольную подготовку, для малого возраста (с 5 лет). Любой коррекционных класс выравнивается по этой методике за год.
Кто может работать по этой методике?
Хочу пояснить, что методика и образовательная программа – это не одно и тоже.
Методика – это совокупность способов и приемов, с помощью которых реализуется содержание образовательной программы.
Образовательная программа – это требования стандартов, разработанных Министерством образования. Эти стандарты определяют, что ребенок должен знать и уметь к концу 4 класса.
Грубо говоря, учитель младших классов должен гарантировать определенный набор знаний и умений, которые должны сформироваться у ребенка по окончанию 4 класса. А с помощью какой именно методики этот набор знаний будет обеспечен, выбирает сам учитель.
Результаты обучения по методике Жохова с большим запасом перекрывают требования государственного федерального образовательного стандарта для начальной школы.
И любой учитель может работать по данной методике без каких-либо ограничений.
Итак, почему я считаю методику Жохова «экологичной», «натуральной»?
Все большую популярность среди населения набирает так называемая система Жохова. Многие родители и учителя скептически относятся к современной системе образования и ищут возможности альтернативного обучения своего ребенка или ученика.
В своих выступлениях Владимир Иванович рассказывает, что свою систему он придумал на основе изучения нейрофизиологии развития мозга ребенка. Что это за система, и почему она получает то положительные, то негативные отзывы? Давайте разбираться.
Автор методики «Уник» для начальной школы
В. И. Жохов – заслуженный учитель России, автор книг по математике и опытный методист с многолетним стажем. Он издал популярную книгу «Математический тренажер» для школьников.
В его биографии рассказывается об изучении и использовании достижений в психологии, педагогике и физиологии. Эти знания позволили ему создать уникальную методику «Уник», позволяющую добиться заметных результатов уже через 2 месяца с момента начала обучения.
Наибольшее распространение программа получила в Москве и СПб, но и в других городах стараются открывать подобные классы.
Более подробную информацию о Владимире Ивановиче и его деятельности можно получить на официальном сайте http://sistemazhokhova.ru/.
Цели программы Жохова
Автор утверждает, что за год ученики пройдут программу начальных классов, научатся быстро считать и работать в команде.
Вот основные цели программы Жохова:
привить детям любовь к учебной деятельности и выполнению домашнего задания;
развить творческий потенциал каждого ученика;
за год школьник научится считать до 1 млн., освоит таблицу умножения и сможет внятно излагать мысли в тетради и хорошо держаться, выступая перед классом;
культивировать командную работу;
уделить внимание физическому развитию детей;
обеспечить гарантированный результат по программе ФГОС.
Принципы программы
Владимир Иванович составил программу на основе 2-х принципов:
Принцип природосообразности. Образование каждого отдельного школьника должно происходить в соответствии с его природным развитием: типом темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и индивидуально-психологическим типом (экстраверт, интроверт и т. д.). Это позволяет раскрыть природные таланты каждого ученика в полной мере.
Принцип здоровьесбережения. В процессе обучения в обычной школе многие дети приобретают сколиозы из-за неподвижного положения или «сажают» зрение, т. к. постоянно пытаются разглядеть мелкие буквы на доске. В программе Жохова такой проблемы нет, т. к. ученики активно передвигаются и не сидят на одном месте, а это способствует развитию опорно-двигательного аппарата.
Больше информации о системе можно получить на учебном сайте или написать на электронный адрес.
Что нового предлагает Владимир Иванович Жохов
Автор предлагает много нового в своей системе опережающего обучения:
Ученики в первом классе могут быть в возрасте от 5 до 8 лет, что позволяет отдать ребенка на обучение в более раннем или позднем возрасте.
На занятиях ведутся мультимедийные уроки, это позволяет школьникам быстро переключаться с одного предмета на другой и делает урок немонотонным.
Ученики могут свободно передвигаться по классу, помогать одноклассникам и напрямую общаться с учителем. Детей в передвижении не ограничивают.
Культивирование работы в команде и борьба со страхом выступлений перед классом.
Постоянная работа с проектором, визуальная подача материала.
Темы обучения часто перекликаются и повторяются, т. е. если ребенок пропустил занятия по болезни, он повторно получит информацию.
Если в традиционных школах детям помогают улучшать моторику рук с помощью прописей, то Жохов в своей системе делает акцент на развитие мозга (первые полгода активно используются маркеры, и прописи ученикам не нужны).
Отзывы о жоховской системе обучения
Многие уже отдали детей на обучение по системе Жохова. По отзывам родителей программа имеет как преимущества, так и недостатки.
Вот какие комментарии оставляют родители:
Виктория, 32 года, Ленинградская область
С мужем впервые услышали о методике в 2017 году. Изучили принципы обучения по программе, посмотрели несколько видео с выступлениями автора и решили записать 7-летнего ребенка в опережающий класс. За год обучения он научился хорошо читать, считать в столбик и лучше излагать мысли.
уроки здесь смежные, темы могут меняться примерно раз в 7 минут;
отличная альтернатива обычной школе;
дети свободно перемещаются по классу и контактируют друг с другом.
высокая цена (в месяц мы платили по 10 тыс. рублей);
родителям не разрешают помогать детям с домашним заданием.
Артём, 38 лет, г. Москва
Решили с женой отдать дочь на обучение в 5-летнем возрасте. Обычные классы нам не подходили, т. к. в них учатся преимущественно 7-милетние дети, и дочь могла бы чувствовать себя некомфортно в компании более зрелых школьников. Ознакомились с системой Жохова и записали ребенка на обучение.
Смутило только то, что дети в любой момент могут встать и пойти, куда им надо. Например, подойти к подоконнику, к доске, к другу, сидящему на последней парте. В классе все время вот такие перемещения (не в момент подачи информации).
уникальная программа, которую составляет лично Жохов;
Елена, многодетная мать, 42 года, г. Москва
Услышав о новой опережающей методике обучения Жохова, решили отдать третьего сына в такой класс. Старший на тот момент уже заканчивал 10-й, а средний учился в 5 классе. Некоторые моменты нас не устраивали в обычной школе, захотели попробовать что-то новое.
Пришлось забрать своего младшего сына через 4 месяца после начала занятий, т. к. не устроил учитель, и сама система кажется туманной. К примеру, мне не разрешали помогать ребенку делать весьма сложное домашнее задание, да и цена за сомнительное обучение – кусающая.
дети учатся работать в команде;
не нужно отсиживать 45 минут без перерыва на то, чтобы немного подвигаться. Нашему непоседе это было в самый раз!
учитель вводит ограничения.
В итоге, мы ушли в обычный класс, тем более старшие дети учатся, а я не увидела сильно большой разницы между обычной и жоховской методиками.
Сергей, 36 лет, г. Выборг
На мой взгляд очень здравая и эффективная система. Ребенок с удовольствием ходит на занятия и выполняет ДЗ. За год дочь научилась хорошо считать в столбик и знает таблицу умножения. В апреле этого года она заболела ангиной и 10 дней лечилась дома. Нам не пришлось оплачивать доп. курсы для наверстывания, т. к. весь пройденный материал часто повторяется.
дочь сама выполняет ДЗ.
Начальная школа. Какие подводные камни прячет методика В. И. Жохова?
Методика обучения в начальной школе по системе Жохова набирает популярность. «Природосообразное обучение, развитие мозга, обучение в радости», — каких только восторженных откликов не встретишь в Интернете. Очень много эмоций и крайне мало информации.
Система полностью закрыта. Ни книг, ни разъясняющих технологий, ни публикаций уважаемого человека, ни иллюстраций уроков, ни обсуждений педагогического сообщества, ни мониторинга результатов — ничего. Тайна. И эта тайна сильно настораживает.
Кто же такой Жохов Владимир Иванович? В чем суть его системы?
В. И. Жоховлет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК». И интересная, на мой взгляд, информация: в настоящий момент — руководитель Департамента развития общего образования Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека.
Если содержание методики скрыто от ненужных разработчику взглядов, то восторженных презентаций, наполненных какими-то заоблачными обещаниями, предостаточно.
И прочее в таком же духе. К концу первого класса дети освоят счет до миллиона, таблицу умножения, грамотное письмо и осмысленное чтение. В некоторых рекламных статьях пишут, что методика позволяет обучить полному курсу начальной школы всего за год!
Просто школа будущего! Удивительно, что на страницах, посвященных этому чуду педагогической мысли, совершенно нет отрицательных отзывов, лишь «смотрела и плакала». И это тоже настораживает. Новая методика должна раскрывать рациональное содержание, а не манипулировать чувствами.
Для поверхностного ознакомления (иное просто невозможно в условиях повышенной секретности) пришлось перерыть множество материала, найти страницы тех, кто прошел через жоховскую систему, и по крупицам собрать основное содержание. Да, мое представление может быть ошибочным, но в этом вина организаторов, предлагающих провести эксперимент над собственными детьми под воздействием рекламных трюков.
Первый принцип — принцип природосообразности, сохранение и улучшение здоровья. Кто из родителей не обратит на него внимание? Чем же он достигается? Основной способ — свободное перемещение во время урока, отсутствие дисциплины в привычном понимании.
Жохов уверяет, что возможность двигаться, ходить по классу, выходить из него по желанию — уже залог дисциплины. Хотя и делает ремарку на некие иные, опять-таки тайные, методы обучения.
Можно, разумеется, решить, что это происки недоброжелателей. Но давайте представим. Вы решили поменять работу, выбрав сферу, в которой у вас нет никаких знаний. Вы посещаете курсы по 4 часа каждый день. Эти часы все что-то говорят, передвигаются, постоянный шум, невозможность сосредоточиться, постоянно сменяющиеся картинки на мониторе, весь курс проходит с использованием только интерактивной доски, поэтому все это время вы вынуждены смотреть на нее.
Обучение выстраивается изолированными блоками, 4 минуты вам, скажем, объясняли деталь конвейера, а затем 4 минуты — виды колбас, следующие 4 минуты — маркетинговый подход к реализации продукции, Уроки строятся именно по такому принципу, спасибо неравнодушной родительнице, которая с совершенно иной целью выложила конспект одного из занятий.
Вы решили, что так обучить невозможно? Отнюдь. Эти блоки повторяются в различной вариативности много-много раз. Если вам 100 раз показать виды колбас, то вы автоматически запомните эту информацию.
Что дает подобное обучение? Да, ребенок свободно может выучить счет до миллиона и таблицу умножения к концу первого класса. Он может довести до навыка воспроизведение букв, но где здесь понятийная основа, где развитие мыслительных операций? В наш век обилия информации и сложностей с устойчивым вниманием, клиповым восприятием — разрушительнее системы невозможно представить.
Сам Жохов постоянно обращается к теме развития мозга, особенно его лобных долей.
«Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется, разобраться с лобными долями, надо чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего…»
Нейропсихологи утверждают, что специально развить лобные доли ребенка невозможно! Это ошибочная бытовая теория! Но даже если возможно, то где результаты исследований, где заключения специалистов, где мониторинг выпускников? Ничего! Просто заявления. Допустим, я скажу, что после прочтения этой статьи ваша лобная доля разовьется на 0,5%, вы мне поверите?
На одной из страниц с рекламой жоховской системы я нашла информацию о книге, которая легла в основу методики. Это книга «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Книга, наполненная специфическими терминами, но чрезвычайно интересная тем, кто интересуется функциями мозга. И с первой же главы нахожу массу противоречий с «гениальной» методикой. Думаю, что выбор «теоретических основ» пал именно на эту книгу потому, что она довольно сложно воспринимается человеком неподготовленным.
Что же нового по сути предложил В. Жохов?
Принцип природосообразности, развивающего обучения был введен еще Иоганном Генрихом Песталоцци около 250 лет назад. Вся советская педагогика широко использовала методы, разработанные Песталоцци. Свободное перемещение во время урока вовсе не плохая форма, но стоит ли использовать ее постоянно? Весьма оправданно было бы использовать во время адаптации или каких-то креативных приемов обучения.
В большинстве случаев это ведет не к сохранению здоровья, а к его разрушению — к недоразвитию внимания, памяти, неврозам. Это хаос, и часто — плохо контролируемый хаос. Дело в том, что провозглашая некую свободу детей и родителей, сам разработчик пользуется весьма авторитарными методами. Педагогов назначает он (правда, иногда предлагая вариативность на старте). Родители не могут самостоятельно поменять учителя.
Многие родители пишут, что дети болеют не реже, чем обычные. Да, снятое напряжение от статичной позы, но постоянный шум, движение, рассеянность внимания, постоянный просмотр монитора с меняющимися картинками.
Обучение блоками. Это не новое направление, более того, учителя и в далеком СССР профессионально меняли виды деятельности каждые 5 минут. Это то, что вытекает из азов знаний возрастной психологии. Более того, современные маркетологи, ораторы прекрасно пользуются особенностями внимания, каждые несколько минут переключая на другой объект.
О метапредметных уроках, интегрировании. В Сети я нашла весьма неплохой пример со сказкой «Колобок». Это когда на чтении дети читают сказку, на математике — просчитывают маршрут Колобка. Прием, действительно, хороший. Почему он хорош?
Наша цивилизация движется в сторону интегрированных открытий и наук. Это становится все заметнее. Финская система образования выстроена на интеграции. Это когда обрисовывают проблему и решают ее методами физики, географии, экономики, психологии Да, будущее за интеграцией. Но должна быть логическая связь, хотя бы как в примере «Колобка», когда используется одна сказка как инструмент. Дети не развивают собственное творчество, но им предлагается модель, в которой один инструмент может нести разную функциональную нагрузку.
Но тот конспект урока, который случайно оказался в свободном доступе, не содержит даже признаков интеграции. В лучшем случае это метапредмет по аналогии с метафизикой. Детям предлагали 5 минут работать с простейшим анализом слова (начало 1 класса), а затем перескакивали на повторение таблицы умножения (2 класс).
С большой гордостью сторонники сообщают, что дети овладевают счетом до миллиона к концу первого года. Зачем? Зачем этот навык (а это просто навык) без осмысления понятия числа? Зачем считать до тысячи, если не усвоить, что число выполняет различные функции, являясь порядковым номером, количественной характеристикой. Без понятий о составе числа — основы математических вычислений? Зачем навыки без причинно-следственных связей? О каком развитии мышления может идти речь? В методике Жохова нет прописей и не развивается мелкая моторика
Фото: Depositphotos
Цитата Жохова о письме:
«Обычный подход — это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что — центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем — мы идем наоборот.
Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки — дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это — новый подход».
Во-первых, мы прибавляем мышцам пальцев. Мелкая моторика — чрезвычайно важна! При движении пальцев активизируются центры мозга, отвечающие за мышление и речь. Но важны еще эти мелкие мышцы, письмо рукой еще никто не отменял. Попробуйте вы, с вашим взрослым, развитым мозгом, скажем, связать свитер. Посмотрите мастер-класс и свяжите. Необходим навык.
«У нас в классе показывали хорошие результаты те же 6−8 человек, в основном те, кто старше (7−8 лет на момент первого класса), с остальными — сидели и дотягивали дома, как дотягивала и я — и по русскому, и по математике, дотягивала, не зная сути методики — до средних требований по классу».
«Русский язык и правописание — можете сразу забыть. Что дочка написала — не может разобрать сама. У нас почти все в классе так пишут, кто не так — занимаются чистописанием дома. Они не пишут, а срисовывают, вкривь и вкось, не отрабатывают строчные буквы, не знают технику письма, обводят буквы по 2−3 раза, соединения букв не проходят. »
«Читать умела и до школы — лучше НЕ стала (спасибо, что не хуже)».
«Математика — сильная, но есть ли смысл делать из ребенка ходячего калькулятора? Все равно мы ее тянули дома!»
Из форумных отзывов (орфография и пунктуация сохранены).
Обратите внимание на математику. Многие родители отмечают сильную математику, но повторяют, что это «калькуляторные» знания. Не логика, не анализ, не логика — навыки вычисления.
Родители жалуются на постоянную смену заданий — «времени подумать нет». Дети не анализируют материал, стремятся выкрикнуть ответ.
Так почему же столь популярная методика овеяна ореолом тайны? Есть два объяснения.
«Вам нужно понимать, что автор методики продает (да-да именно продает, а не то, что он говорит на своих рекламных встречах) свои диски только на один год и ставит своего учителя», — пишет одна из родительниц.
Озвучена и сумма — 55 тысяч рублей за год с класса общеобразовательной школы, 80 тысяч — с частной.
Так что это? Маркетинг, сеть, приносящая доход разработчику, или…
Меня насторожила фраза одной родительницы в обсуждении:
есть ежедневные задания, в том числе нейропсихологические, в достаточном количестве.
Что это за нейропсихологические задания, включают ли методы нейролингвистического программирования, то есть непосредственно грубого вторжения в психику вашего ребенка?
Какую систему обучения выбрать — решать вам. Но нельзя в выборе полагаться на эмоции.