Методист и методолог в чем разница
В чем разница между методистами, методологами и педагогическими дизайнерами онлайн-курсов? Есть ли она? Или это синонимы?
На российском рынке (как и на многих других) нет ещё устоявшегося разделения даже среди методистов (как один из них говорю). Всё потому что рынок ещё зреет, определения устаканиваются, педдизайн заползает.
Моё мнение как педдизайнера (aka методиста) — методолог создаёт/развивает конкретное и применяет к разным задачам, а методист выбирает и использует из всего доступного подходящее под задачу.
Если детальнее
Методолог — человек который либо создаёт, либо активно использует и развивает конкретную методологию. Например, дизайн-мышление, ТРИЗ, CRAFT/ED, 4С/ID, Action Mapping. Это значит, что человек специализируется в конкретной штуке = глубоко в неё погружён(а), применяет и дорабатывает. Методологом можно при этом быть не только в образовании, но и примерно везде, где есть какие-нибудь методологии — научные исследования, веб-разработка, геологические разработки, etc. Правда, в разных сферах могут по-разному этого человека называть, но суть та же.
Методист(ка)/Педдизанер(ка) — человек, который, чтобы создать нужное обучение, выбирает из разных методологий, методик и их комбо подходящие под цели и ограничения проекта. Нужно, например, мне сделать обучение, чтобы студенты научились замечать у себя и других в коммуникации когнитивные искажения и противостоять им. Тогда я использую подход (методологию) проектирования обучения от опыта, выбираю методику «деловая игра» и добавляю элементы problem-based learning, чтобы обучение было более близко к жизненному контексту применения изученнного студентам.
Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?
Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.
Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин «методология» относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].
Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.
Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.
Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.
Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.
Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].
Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].
Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.
Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.
Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.
На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.
Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.
Почему методисту полезно быть «чайником»: разговор о модной профессии
Поговорили с Евгенией Ращупкиной, руководителем Школы методистов Skillboх, об одной из самых востребованных профессий в образовании.
Евгения Ращупкина — руководитель Школы Методистов онлайн-университета Skillbох, дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала о проектировании образовательной среды LX notes и программы карьерного развития методистов LXD hero. Один из авторов проекта «Скиллсет методиста». В сфере образования 13 лет.
В интервью мы обсудили:
Шеф-редактор направления «Образование» Skillbox Media.
От незаметной роли — к модной профессии
— Профессия методиста в образовании была давно, но модной она стала только в последнее время. Почему?
— Потому что в последнее время и поле деятельности для методистов расширилось, и роль методистов подсветилась очень ярко.
Раньше методисты в основном создавали учебные планы по дисциплинам в школах и вузах. Но сфера образования сильно выросла: кроме традиционного академического образования появилось большое направление дополнительного образования, как детского, так и взрослого, бурно развивается EdTech.
Раньше, если человек хотел поменять профессию, он шёл за вторым высшим в вуз, а сейчас у него есть выбор — можно получить современную профессию на курсах, в том числе на образовательных онлайн-платформах.
Трансформировалась роль корпоративного образования: его раньше, по сути, и не было, сотрудников просто отправляли на курсы по охране труда и пожарной безопасности, а представителей отдельных профессий — на обязательное повышение квалификации. Теперь корпоративное образование есть в любой крупной компании и этим занимаются целые отделы в HR-департаментах.
— Получается, кроме вузов и школ, методисты нужны теперь в сферах дополнительного и корпоративного образования. А как много их требуется?
— Да, с развитием сферы образования методисты стали очень востребованными и на их функции стали обращать больше внимания, придавать им больше значения. Что касается количества, то всё зависит от направления и конкретного проекта. В Skillbox, например, работает около 30 методистов, и даже при таком немаленьком штате у нас открыты вакансии.
— Рост спроса на методистов был взрывным или постепенным?
— В разных сегментах рынка по-разному. В корпоративном обучении, например, методисты появились не сразу (да и сейчас ещё есть не везде), и необходимость в них была связана, как мне кажется, с задачами проектирования именно онлайн-курсов, что стало большим вызовом для экспертов по теме.
Раньше ведь методическую работу зачастую выполняли сами эксперты (преподаватели и бизнес-тренеры), которые проводили обучение непосредственно. А теперь выделилась отдельная роль, и она постоянно развивается, расширяется.
Когда речь заходит о масштабировании, без методиста не обойтись. Как передать тренинг для проведения всем региональным тренерам компании, чтобы везде были единые стандарты? Как сделать из академических лекций онлайн-уроки, которые будут смотреть тысячи студентов без участия преподавателя? Методист помогает оформить образовательный продукт так, чтобы его легче было «доставлять» широкой аудитории. Мне кажется, интерес к профессии методиста вырос в том числе из-за того, что стало больше спроса на создание таких «коробочных» образовательных решений.
— Похоже, с профессией методиста сейчас происходит то же самое, что несколько лет назад происходило с такими диджитал-специальностями, как интернет-маркетолог, SMM-менеджер, продакт-менеджер. Люди видят, что это стало востребовано, перспективно, что здесь лёгкий вход. В результате в профессию приходит много случайных людей, которые не совсем понимают, что она из себя представляет. Нет у тебя такого ощущения?
— Да, такое явление есть, но, на мой взгляд, это нормальный процесс. В какой-то момент профессия перестаёт быть просто модной, становится всё более стандартизированной, к её представителям предъявляются более строгие требования, и те, кто им не соответствует или понял, что это не для него, отсеиваются.
Когда люди увидели, что в сфере образования открылась масса возможностей, очень многие бросились открывать свои онлайн-школы и проектировать курсы без всякой методологии, без серьёзной базы знаний, — это называют инфоцыганством. Но сейчас этого становится всё меньше и меньше, потому что потребители ждут нового уровня качества и серьёзных знаний.
И те, кто попал в сферу образования в надежде, что можно будет легко заработать миллионы, уходят. А те, кто готов к серьёзному подходу, остаются и развиваются. Руководители онлайн-школ понимают ценность привлечения методиста — продукт становится более качественным и поэтому востребованным.
Методисты, методологи, педдизайнеры: в чём разница
— Давай разберёмся с терминологией: вот есть методисты и есть методологи. В чём разница?
— Методолог проектирует образовательные методики. Это такой человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Словом, он по сравнению с методистом больше теоретик.
А методист — практик, который берёт инструменты, придуманные методологами, и внедряет в конкретные образовательные программы.
Методист работает с запросами заказчика (например, бизнеса, если это корпоративное образование) или запросами аудитории. Результат работы методолога — методика, результат работы методиста — образовательный продукт.
— А педагогический дизайнер — это кто?
— Можно сказать, что это синоним методиста, практически дословный перевод с английского Instructional Designer. Дизайнером его называют, потому что это слово хорошо отражает суть деятельности — проектирование.
Методист из некоего несистематизированного набора экспертных знаний создаёт образовательную программу, организует образовательный контент таким образом, чтобы он помогал аудитории достичь нужных образовательных целей.
Он выбирает наиболее подходящую для конкретной задачи модель обучения, работает с предметными экспертами, создает план обучения, подбирает форматы, готовит сценарии, продумывает образовательные активности.
— Дизайнер образовательного опыта — то же самое, просто ещё один синоним?
— Дизайнер образовательного опыта, от английского Learning Experience Designer, — это, скорее, следующий уровень профессионального развития методиста.
Если педдизайнер (методист) сфокусирован на образовательном контенте, то дизайнер образовательного опыта сфокусирован, как следует из названия, на опыте обучающегося, он проектирует его образовательный путь и образовательную среду.
То есть он смотрит, какие у обучающегося цели, как он взаимодействует с учебными материалами, преподавателями и образовательной средой, насколько ему сложно или легко двигаться по образовательной траектории и что он дальше будет делать с полученным набором знаний.
Дизайнер образовательного опыта смотрит на образовательный продукт с точки зрения студента. Он должен понимать всё, что будет происходить с обучающимся во время курса.
Допустим, что в первые две недели курса студенту будет сложно (значит, его нужно как-то поддержать, чтобы он не сошёл с дистанции), на третью неделю ему станет легче, а в четвёртую неделю студент может заскучать, поэтому тут нужно что-то придумать для удержания его вовлечённости.
В результате должна получиться человекоориентированная программа обучения. На проектировании работа не заканчивается, дизайнер образовательного опыта следит за тем, как происходит обучение, оправдались ли его гипотезы, действительно ли люди чувствуют себя в каждом модуле так, как предполагалось, или что-то требует коррекции, улучшений, чтобы образовательный путь стал легче, интереснее, результативнее. Это постоянный процесс совершенствования.
— Похоже на UX-дизайн.
— Да, ближе всего эта роль к роли UX-дизайнеров в проектировании веб-приложений — они тоже изучают опыт пользователей. Там есть понятия «путь пользователя» и «карта пути пользователя», и у нас есть аналогичные понятия — «путь студента», «карта образовательного пути» (Learning Journey Map). Это часть инструментов дизайнера образовательного опыта.
66 рабочих задач методиста и синдром самозванца
— Как распределяются функции «обычного» методиста (педагогического дизайнера) и дизайнера образовательного опыта — эти роли в образовательных проектах выполняют разные люди или одни и те же? Каков вообще основной спектр задач методиста?
— Это всё очень сильно зависит от организации конкретного проекта. В крупных образовательных проектах, таких как Skillbox, Skyeng, Яндекс.Практикум, GeekBrains, работают целые команды методистов во главе со своими тимлидами. Вот тимлиды как раз могут быть больше сосредоточены на задачах проектирования образовательного опыта, а методисты конкретных образовательных программ — на образовательном контенте.
Причём в большой образовательной программе методисты занимаются контентом с разной степенью детализации задач: кто-то из них разрабатывает концепцию учебной программы, а кто-то пишет с экспертами сценарии конкретных видеоуроков, делает учебные презентации, придумывает домашние задания и проверочные тесты.
А в каком-то маленьком проекте может быть один методист на весь спектр задач. Он и концепцию пишет, и учебные презентации делает сам, даже без дизайнера, и целевую аудиторию изучает, составляя её портрет как маркетолог.
— И продюсирует проект, и видеоролики монтирует…
— Да-да, и монтаж роликов тоже бывает, и размещение материалов на образовательной онлайн-платформе «ручками». И действительно, даже в крупных проектах подчас очень размыта граница между сферами задач продюсеров и методистов. Это я сейчас говорю, конечно, про сегмент онлайн-образования. Просто он находится в стадии бурного развития, и в разных компаниях изначально по-разному была организована работа. В результате исторически так сложилось, что где-то от методистов ожидают одного набора навыков, где-то — другого, а единого стандартизированного подхода нет.
В сфере корпоративного образования, чтобы проектировать небольшие курсы, обычно достаточно навыков педагогического дизайнера, необязательно быть дизайнером образовательного опыта. Словом, везде разная специфика.
Недавно мы объединились с руководителями методических команд порядка десяти разных образовательных проектов из EdTech-сферы и составили «Скиллсет методиста» — это как раз попытка описать все задачи, с которыми сталкиваются методисты при разработке образовательного продукта.
Так вот, в «Скиллсете методиста» получилось 66 рабочих задач. И мы продолжаем уточнять этот список.
Конечно, это не означает, что каждый методист обязан владеть всеми компетенциями, необходимыми для этих 66 задач. Это широкий детализированный список с учётом всего, что бывает на практике.
— Если кратко свести этот огромный список конкретных задач к основным предметным областям, изучение которых полезно методисту, то что получится?
— Кроме самого проектирования образовательных программ, я бы выделила ещё пять предметных областей:
— И что, бывают в природе методисты, которые владеют сразу всеми предметными областями, которые ты перечислила? Это же работа на стыке сразу нескольких профессий!
— Конечно, знать и уметь сразу всё невозможно. В основном методисты сильны в каких-то отдельных направлениях в зависимости от своего предыдущего опыта и того, как построен их круг задач там, где они работают. А в остальное погружаются постепенно.
Но вообще, методическая работа — это поле для постоянного саморазвития, нужно быть в хорошем смысле неуёмным и очень любознательным человеком.
Кстати, многие методисты страдают синдромом самозванца. Это у нас, можно сказать, профессиональная болезнь. И связана она как раз с метапредметностью этой профессии и тем, что приходящие в неё люди обладают очень разным базовым опытом: кто-то в прошлом педагог, кто-то — психолог, кто-то маркетолог или проджект-менеджер и так далее. Один думает — вот, мне не хватает основ образовательной психологии, чтобы стать «настоящим методистом», другой переживает, что слабо знаком с принципами педагогического дизайна, и так далее. Это нормально. Тут надо просто понять, на чём сфокусироваться.
Хороший методист — скорее зануда, чем креатор
— Так и на чём же стоит фокусироваться? Что можно назвать ключевыми «хардскиллами» (главными профессиональными навыками) методиста?
— Основные «хардскиллы» для методиста — это подбор образовательного решения под конкретный запрос (в зависимости от цели обучения), проектирование модели обучения и создание образовательного контента. Остальные профессиональные навыки, необходимые для создания образовательного продукта, относятся больше к сфере продюсирования, проджект- и продакт-менеджмента. Другое дело, что в разных компаниях и проектах сферы распределения задач, как я уже объяснила, строятся по-разному, поэтому методисту может понадобиться много что ещё из профессиональных навыков.
— А если говорить о личных качествах, «софтскиллах», то каким набором должен обладать хороший методист? Вот, скажем, чтобы создавать отличный образовательный контент, — он должен быть скорее занудой (в хорошем смысле, конечно, то есть очень скрупулёзным человеком) или креатором, творческой личностью?
— Ну, если выбирать между этими двумя крайностями — занудой и креатором, то скорее занудой, потому что больше всего методист работает с информацией и абстрактными моделями. Он придумывает решение для конкретной образовательной задачи, используя свои знания и тот контент, который ему даёт эксперт предметной области.
Методист, общаясь с экспертом, должен разобраться в структуре предметной области (что в ней главное, а что второстепенное, как всё это взаимосвязано) и в том, через какую модель обучения её лучше подать.
Поэтому главное качество методиста — системное мышление. Критическое мышление тоже очень важно — чтобы анализировать готовые образовательные продукты, находить в них недостатки и сильные стороны.
Хотя креативность, конечно, тоже включать приходится в известных рамках. Например, чтобы придумать, как визуализировать информацию, которую трудно объяснить словами или которая тяжело воспринимается в формате текста.
— А почему креативность в «известных рамках»? Что её ограничивает?
Методист постоянно находится в условиях ограничений — и по особенностям аудитории, и по продолжительности курса, и по форматам, по техническим характеристикам системы дистанционного обучения. Но ограничения — это одновременно и отличная возможность проявить креативность.
Почему методисту полезно быть чайником
— А должен ли методист и сам быть экспертом в той предметной области, по которой он делает образовательную программу?
— Это зависит от предметной области. Невозможно сделать учебную программу по иностранному языку, совсем им не владея и не зная методологии обучения именно иностранным языкам (она особенная). И трудно создавать курсы по очень специфическим профессиональным направлениям, например, программированию, вообще ничего в них не понимая. Нужно ещё учитывать, что в некоторых предметных областях, помимо общих универсальных законов методологии, есть свои особенности обучения.
А там, где нет столь явной специфики (таких предметных областей всё-таки, наверное, больше), методисту не обязательно быть экспертом, чтобы сделать образовательный продукт.
Конечно, если хорошо разбираешься в теме, с ней проще работать. Но в целом достаточно иметь о предмете базовое представление, а дальше погружаться, задавая много вопросов эксперту.
В Skillbox, например, недавно по заказу корпоративного клиента сделали онлайн-курс по методам увеличения нефтеотдачи — конечно, методисты не были знакомы с этой предметной областью, но они много общались со специалистами.
— То есть теоретически хороший методист может сделать образовательный продукт по теме, в которой он сам чайник?
— Более того, методисту иногда даже полезно быть чайником — тогда и вопросы эксперту у него будут правильные, именно такие, как у новичков, для которых предстоит сделать курс. А вот если методист сам профи в том предмете, по которому делает курс, то ему, с одной стороны, будет проще, но, с другой стороны, он рискует попасть в классическую ловушку эксперта, то есть недостаточно раскрыть какие-то нюансы, которые ему кажутся очевидными, а новичкам неизвестны или неясны.
Какие у методистов возможности для специализации
— Как принято в крупных онлайн-школах, обучающих профессиям: методисты специализируются на конкретных направлениях?
— Как правило, да, есть распределение, причём внутри больших направлений оно может быть ещё глубже: условно говоря, на факультете дизайна кто-то работает только над курсами по диджитал-дизайну, а кто-то — только над курсами по дизайну среды. А вот в корпоративном образовании одному методисту обычно приходится работать с очень разными темами, потому что он обслуживает образовательные потребности разных специалистов.
— Какие ещё есть возможности для специализации у методистов, кроме предметно-тематических?
— Возможностей много! Можно специализироваться, например, на аудитории — обучение для детей или для взрослых, для людей «серебряного» возраста. На сфере — кому-то интересно работать в крупных онлайн-школах современных профессий, кому-то — в академической среде (в вузах ведь тоже методисты по-прежнему нужны), кому-то — с корпоративными заказчиками. На форматах — делать большие курсы, рассчитанные на несколько месяцев обучения, или, наоборот, маленькие. Да даже на методиках — можно заниматься вообще только игровым обучением, например.
И то, о чём мы уже говорили, — можно выбрать для себя определённый спектр профессиональных задач. Заниматься концептуальной работой или делать учебные материалы, сосредоточиться на дизайне образовательного опыта. Сфера большая, ролей для всех хватит.
— А бывают методисты-универсалы?
— Я бы сказала, что это методисты, которые просто ещё не определились, что им интереснее, поэтому пробуют разное. Всё равно со временем каждый, как правило, находит свою нишу.
— А в зависимости от того, работают методисты в онлайн- или офлайн-образовании, специализация есть?
— Методологически образование, обучение везде одно и то же, потому что работают одни и те же когнитивные законы. Психология, групповая динамика — в целом всё то же самое, отличается только образовательная среда. Да, это накладывает определённые особенности в том числе на методику.
Когда мы самостоятельно учимся на онлайн-платформе, этот опыт отличается от живого взаимодействия в классе с преподавателем и группой, потому что он менее иммерсивный и сама среда менее вовлекающая — гораздо легче на что-то отвлечься, больше соблазнов. Это определённый вызов и для преподавателей, и для методистов, им приходится думать, как сделать это обучение более вовлекающим.
Но всё равно я бы не стала категорично делить онлайн- и офлайн-направления, потому что всё больше появляется программ смешанного обучения, а в онлайне всё больше становится синхронного и группового взаимодействия, что уменьшает его отличия от офлайна.