Методолог кто это и чем занимается
О миссии методолога
О миссии методолога
О миссии методолога
(28 февраля 2006 г. В дискуссии принимали участие: Зинченко, Грязнова, Копылов, Андрейченко, Зильберштейн, Клоков, Кияшко, Галкин, Тараканова).
Кто такой методолог? Начну с байки, которую когда-то слышал от Георгия Петровича Щедровицкого. Это было в каком-то аэропорту, в видеозале. Смотрели мы японский фильм, действие происходило в древние времена. Воюют между собой самураи, и вот в одном эпизоде какой-то самурай японским мячом снес голову другому самураю. Все это было снято очень натуралистично. Георгий Петрович (ГП) толкнул меня локтем и сказал: «Саша, вот это и есть методолог» — про того японца, который отрубил голову мечом.
Самого Г.П. называли в свое время, в 60-е годы, «Главный методолог». Справка для молодежи — в те времена, в СССР, шли успешные запуски ракет в космос, и все знали, что в стране есть «Главный теоретик» космонавтики и «Главный конструктор» космических ракет. Теперь мы знаем, что это были Келдыш и Королев). И вот по аналогии Олег Генисаретский иронично называл Г.П. «Главный методолог».
Итак, 28 лет прошло с момента нашего знакомства. И сейчас я могу сказать, что все годы, пока я ездил за ним по городам и весям, я стремился «снять» его уникальный способ мысли и действия. Все остальное меня интересовало в меньшей мере.
А после того, как Учитель умер, я поставил задачу – технологизировать то, что он делал и превратить это дело в систему тренажеров, игр, и разного рода занятий. Я пробовал обсуждать эту задачу на методологических конгрессах и натолкнулся на возмущение.
Что именно технологизировать? То чем Г.П. занимался? А чем именно он занимался? Технологизация чего?
Возможна технологизация способа работы и мысли. Но не персональных техник, это уходит с человеком навсегда, а вот то, что делалось им вместе с коллективом, которым он руководил, и всем методологическим движением…
Для того чтобы решать задачу технологизации способа мысли и действия, необходимо учебное заведение.
«Технологический» не означает перенос. Когда мы осваивали понятие «технология», то оно обычно обсуждалось на следующем примере. Есть сапожник, который вручную, нетехнологично, тачает сапоги. А в другом месте находится заводик, где линия станков выплевывает партии кроссовок…
Андрейченко. Что-то, что было у Г.П., потеряно навеки, но делается вот это. Вот здесь делается это. Работает машина, проходя через которую, люди могут получить те или иные способности.
Методология — это «школа». И в школе есть место для «Учителя». Даже когда Учителя уже нет, школа есть, и у этой школы есть определенная история. Кстати, в методологической школе очень тщательно подходили к истории и отслеживали, что, скажем, в корпусе методологических представлений идет из Греции, что взято у Декарта, что взято у Кузанского, и что мы придумали сами. Это очень важный был вопрос.
Второе место – методологическая школа сформировала новую картину мира и у этой школы есть особое мировоззрение.
«Картина мира» имеет важнейшее значение. Если я методолог, то я вижу мир, как мир мыследеятельности, или мышления и деятельности. Для меня не существует природы, но есть материал деятельности. Я не скажу, что Бога нет, но я знаю, что есть Мышление, которое все, что нас окружает и нас, людей, в том числе, придумало когда-то, а потом деятельность воплотила эти проекты в материале. В том числе и Бога.
Методология сформировала мыследеятельностную картину мира и, кстати, все великие и многие из ныне живущих управленцев реально в ней живут и ею пользуются, но этого не рефлектируют. Нет надобности. Великое достижение методологии состоит в том, что современная картина мира была ею отрефлектирована.
Третье место это практика. Методология немыслима без практики. И там, где у меня на схеме обозначена практика, есть несколько ленточек. Практика «образования», практика «игры», практика «управленческого консультирования». Их не так много этих практик, я перечислил, наверное, основные на сегодняшний день. Поставим здесь троеточие.
Эти три места лежат сверху жирной лини. Что за место находится ниже? То, что выше жирной линии, я обозначаю как принципы самоорганизации. Я должен понимать, к какой я школе принадлежу, если я действую и мыслю как методолог. Я должен демонстрировать свою «картину мира» всем своим пониманием, прежде всего, а затем поведением и действием в тех практиках, которыми я занимаюсь. А вот здесь внизу, четвертое место лежит, это что, что называется «образ жизни». Методология, уважаемые коллеги, тем она и противна, что предполагает особый образ жизни.
Например, Г.П. называли «Бродячий философ», он сменил множество мест работы и был кандидат философских наук, а в СССР обязательно нужно было принадлежать к какому-нибудь профессиональному сообществу. Сейчас у нас с вами совсем другая ситуация. Некоторые из вас тоже пытаются писать кандидатские работы, чтобы стать философами, но я по секрету вам скажу: это все давно и безнадежно устарело.
Здесь нужно сформулировать следующее — методолог не может быть человеком организации, поскольку его принципы самоопределения не предполагают следования нормам поведения в организации…
Вот сейчас американцы активно обсуждают понятие «свободных агентов». Они утверждают, что сегодня в США 25% занятых – это свободные агенты. Это разносторонне подготовленные люди, которые включаются в какую-то деятельность, на основании договора, выполняют работу, а потом из нее выскакивают. Сидят по домам, у них у всех Интернет… Методолог в этих современных понятиях – это свободный агент.
Вопрос из зала. В чем перспектива вхождения, в какую либо школу? Есть разные школы, спортивные, математические и т.д. Какие перспективы дает методологическая школа?
Андрейченко. Я вот до сих пор, в некоторых случаях, в которых мне нужно принять решение, задумываюсь, как отнесся бы Г.П. к тому или иному моему решению. В школе всегда есть учитель, он используется как некоторый образец, если хотите, в функции Бога. Поэтому в случае, когда ты не знаешь, как поступить, ты начинаешь обращаться к образцу, либо рассчитываешь на внутренний голос. Действуешь и оснащаешься различными инструментами и приемами. Это и есть школа.
Методологическая школа отличается от всех тем, что учитель отбрасывает от себя поколение учеников, и каждый раз проблематизирует предыдущие свои шаги в отношении школы и идет отдельно от школ, своим путем, методологическим. Да школы создаются, их, по крайней мере, несколько. Вот такая картина, кумулятивная является неадекватной.
Методологическая позиция – это и есть то, что нарисовано мною на схеме. Не «морковка», которая что-то там связывает, а я связываю, стоящий у доски. Поскольку мыследеятельностная картина мира, которая на схеме как место изображена, она гетерогенна. А это значит, что она включает в себя схемы на доске, живых персонажей, которые стоят у доски и коммуникацию, через которую это все доносится до аудитории. Или на доске, возле твоей морковки я мог бы написать «Зинченко», но это незаконная графика, нельзя рисовать на доске Зинченко, потому что вот он я здесь стою. И это, кстати, есть главное отличие МД картины мира от естественно-научной! Естественно-научная схватывает в схемах объекты и формулирует законы их жизни – в действительности мышления! А мыследеятельностная только частично принадлежит пространству мышления и рисуется на схеме, а другие ее части предполагают наличие живой практики (в данном случае – педагогической) и связей – коммуникации и понимания.
Дело в том, что мыследеятельностная картина мира так устроена, что ее нельзя использовать не по назначению. Поскольку, инструменты методолога и все рефлексивные перебросы от мышления к действию являются прозрачными. Методолог не может работать конфиденциально. Вот он стоит, выступает, рисует, действует. И у него работает принцип соответствия слова делу и мысли. Если этого нет, если кто-то начинает делать одно, говорить другое, а на доске фиксировать третье, то, поскольку все это видят — это есть обычное вранье или политика, но не методология.
Я бы сказал, что методологическая работа в силу принципов МД прозрачна и не допускает поэтому «плохих парней». Они сразу становятся понятными и разоблаченными. Игра выращивает такие техники, чтобы понимать происходящее и действовать как минимум в трех слоях.
Вот я что-то делаю, передо мной поставлена задача, например, разработать проект для фирмы (нижний слой). Мне нужно сделать этот проект, но не получается. Оказывается, что методолог отличается от бизнесмена тем, что он может перейти во второй, вышележащий слой, они все у него вместе, рядом. И здесь заняться работой другого типа – найти в культуре такие инструменты, которых ему не хватает в работах нижнего слоя, которые происходят в его практической деятельности, чтобы получить результат.
Если не получается и в этом слое и он не может найти подходящее средство или инструмент, с помощью которого можно решить задачу, то можно сделать выход в третий слой, где могут быть организованы собственно методологические разработки инструментов и понятий, которых не хватает во втором слое. В этом многообразии возможностей и состоит сила методолога.
Поскольку деятельность методолога так «трехэтажно» устроена, что бы он ни делал, у него всегда есть уверенность в успехе. И кроме всего прочего, он всегда знает, в отличие от других людей, что все зависит только от него. Это кстати очень важный момент, потому что большинство людей, получивших естественно-научную подготовку (а это те, кто требует объективированных знаний), склоны винить в своих неудачах других людей и объективные обстоятельства. Методолог так никогда не скажет, не имеет права. И если ему что-то мешает, то он начинает обсуждать, как ему эту помеху преодолеть. А если не находит ответа, то начинает обсуждать, как в принципе это можно было бы преодолеть, например по Платону.
Теперь я могу дать ответ на вопрос: почему в методологии произошел переход от философии к исследованиям мыследеятельности, а затем к ОД играм. В ходе многолетних исследований мышления были накоплены богатейшие результаты. И возник вопрос, а зачем это все нам нужно? Этот вопрос, очень крутой методолог, один из моих учителей, Саша Раппопорт задавал постоянно Георгию Петровичу. И я думаю, что конструкция ОД игры и есть ответ на этот вопрос. Для того чтобы создавать эти концентрированные сгустки мыследеятельности, нужно проблему ставить, проектировать, программировать, то есть активно пользоваться мышлением. Но многое зависит от того, какой коллектив соберется и какая ставится задача.
ОД игра есть попытка создать кумулятивный эффект на базе результатов исследований мышления, деятельности, коммуникации. Она стала практикой методологии, а потом появилось много разных неожиданных продолжений, например учебный план Тольяттинской академии управления. Он когда-то назывался учебный план с проектированием, поскольку противопоставлялся учебному плану традиционного вуза, который транслирует уже известное и апробированное знание.
Традиционный учебный план это своеобразная конвейерная лента, по ней двигаются студенты и сверху «преподы» надевают им на голову «ведра», а в этих ведрах находится проверенное, утвержденное Министерством образования, единственно правильное знание. Хотя везде есть преподаватели — «диссиденты», пытающиеся работать по другому, но они, как бы много их не было – исключение из утвержденных правил.
Методология разрабатывает другую схему подготовки людей и говорит: «Ребята, для того чтобы научиться жить в этом мире, и быть эффективным, не нужно осваивать предметные знания, а нужно учиться проектировать свою деятельность». Наверное, в ходе проектных работ придется использовать и предметные знания. И нужно уметь привлекать их в нужном месте и в нужных объемах. Грубо говоря — чтобы не быть совсем «охламоном» нужно книжки читать. И мы этого тоже требуем, но в свое время и на своем месте.
Зинченко. Когда я, как методолог, начинаю некое рассуждение, я должен следовать принципам методологической работы, а они гласят: «Если я начинаю что-то делать, то я должен это делать из будущего». Я в мысли должен вынести себя в будущее и решить, что я хочу получить, а после этого вернуться в настоящее и так выстроить цепочку рассуждений, чтобы прийти к исходной цели.
Я вижу миссию методолога в том, что он должен демонстрировать соответствующий образ жизни, воспроизводить среду своей школы, опираться на мыследеятельностную картину мира и практиковать управленческую деятельность. Не обязательно в функции начальника или политика, но присутствуя в системе управления как мыслительная функция.
Зинченко. Управленец должен делать, в отличие от методолога, одну простую вещь – изменять направление процессов. Если вы управляете автомобилем, то вы изменяете направление движения автомобиля, а если вы сидите в министерстве, то движение финансовых потоков. Методолог нужен управленцу для того, чтобы тот увидел соответствующий процесс, мог прогнозировать и т.д. На управленце лежит ответственность за процесс и за то, чтобы происходили изменения, а методолог обеспечивает управленца, оснащает его видением.
Андрейченко. Есть Колумб, который идет открывать Америку, а есть картографы, которые рисуют ему карту.
Зинченко. Методолог не должен на себя принимать функцию ЛПР.
Вопрос из зала. Разве не сам управленец рисует себе будущее? Используя те инструменты, которые он имеет.
Зинченко. На управленце лежит большая ответственность. Управленец всегда работает с тем, что у него есть: организация, страна и т.д. Он должен сделать шаг в будущее. Его ответственность состоит в том, что когда он начнет двигаться в будущее, могут произойти нежелательные изменения и в этом плане ему гораздо сложнее, чем методологу.
Методолог более свободен. А мышление, оно безответственно. Мышление может быть чистым, Вы можете мыслить все, что хотите… Как говорят американцы to think about unthinkable.
Методолог (в образовании)
Методологи создают системы: в каком-либо проекте, в корпорации, в образовании — в любой структуре, которой требуется упорядочивание, коммуникация и оптимизация всех процессов. Сегодня эта профессия очень востребована, особенно в онлайн-образовании, однако получить ее не так-то просто. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что такое методология
Человечество активно развивается и стремится понять, по каким причинам достигается тот или иной результат. В этом помогает методология (от греч. metodos — «путь», «исследование», «прослеживание»). Любая попытка объективно проанализировать объект, событие, ситуацию, процесс — уже методология (в той или иной степени). В каждой науке есть своя методология, и она напрямую зависит от системы, в которой применяется. И везде должна быть обоснованной — в этом задача методологов, которые создают и / или совершенствуют системы, организующие какую-либо деятельность.
Есть методологи технологического проектирования, методологи химических процесов, продуктовые методологи — этот список легко продолжить относительно любой профессии, сферы, ниши. И сейчас, когда появляется все больше новых профессий и учебных программ, особенно нужны методологи образования.
Кто такой методолог в образовании
Методолог в образовании — это специалист высшей квалификации, который глубоко изучает принципы использования образовательных методик, чтобы в дальнейшем создать нечто новое. Именно методолог выстраивает новую образовательную систему и разрабатывает методы, подходы, технологии, траекторию и стратегию, позволяющие ученикам за определенный период получить прогнозируемый и точный результат обучения.
Чтобы выполнять эти задачи, нужно обязательно иметь высшее образование. Но отдельно на методолога нигде не учат — методология изучается органически в рамках каждой науки, поэтому высшее образование может быть по любому направлению.
Главное для методолога — аналитические и исследовательские способности. Поэтому очень рекомендуется опыт научной работы: магистерская диссертация, ученая степень кандидата и / или доктора наук. На мой взгляд, именно при написании исследовательской работы происходит глубокий разбор ключевых методов и подходов в конкретном научном направлении, что в дальнейшем становится фундаментом работы методолога.
Особенности профессии
Методологи в образовании работают в разных сегментах педагогики: в онлайн-школах для разных возрастов и тематик, в корпоративных образовательных проектах, с отдельными экспертами, которые решили создать свою образовательную систему.
Работа над созданием отдельной образовательной системы — главное, что отличает деятельность методолога от работы методиста. Нередко методист и методолог воспринимаются как синонимы, но это не так. Методист действует по уже созданным стандартам и не разрабатывает что-то новое — этим занимается именно методолог. Поэтому нередко в методологию переходят опытные методисты, получившие богатый багаж в педагогике, воспитательной и организационной работе и готовые создавать новые стандарты, учебные программы, образовательные стратегии.
Методолог — это специалист, который хорошо понимает образовательные тренды, особенности работы с разными возрастными категориями, глубоко изучает потребности аудитории и разрабатывает разные обучающие продукты (от крупных программ до небольших курсов). Понимает, какие образовательные инструменты следует применять для достижения той или иной учебной цели. Также именно методолог широко смотрит на процесс создания образовательного продукта, осознавая его стратегическое влияние на клиентов и других участников рынка.
В основе профессии методолога (в образовании) лежат особенности мышления, восприятия мира и информации. У методолога должно быть целостное и структурное мышление, помогающее исследовать тему, искать взаимосвязи, видеть самые разные варианты и т. д. Все это потребуется, чтобы формировать конкретные компетенции у учеников. Поэтому методологу нужно гуманитарное образование и твердые нравственно-этические принципы.
Главная особенность профессии методолога (в образовании) — это разные толкования его функций и задач и, как следствие, разные ожидания заказчиков. Вопрос дискуссионный: даже профессиональные методологи в образовании пока спорят о том, что напрямую касается функционала методолога в образовании, а что относится к дополнительным компетенциям.
Обычно в ключевые задачи методолога входит:
В работе я совмещаю функции методолога и методиста: работая непосредственно с экспертом, сначала изучаю (а не беру в разработку сразу) его опыт, выявляю самые эффективные инструменты в его практике, а потом уже систематизирую и выстраиваю логику образовательного процесса, как методист.
В качестве дополнительных задач методолог может (если имеет соответствующие компетенции) самостоятельно создавать материалы учебной программы, формировать стратегию продаж учебной программы, настраивать технические процессы на образовательной платформе и др.
Независимо от того, какие дополнительные задачи методолог берет на себя, он должен быть над образовательным проектом, а не внутри него — только тогда можно гарантировать стратегическое мышление, объективный взгляд на продукт и беспристрастность.
Наконец, методолог разрабатывает стандарты качества для выстроенной им образовательной системы, и это его ключевое отличие от методиста. Так как сейчас многие профессии только формируются и по ним нет госстандартов, методологи отвечают за критерии качества образовательной системы и их реализацию.
Рабочее место
Образовательные организации, в основном, частные: детские сады, развивающие центры, школы, ссузы и вузы. Методологи особенно востребованы в онлайн-среде. Набирает популярность сотрудничество с блогерами и отдельными экспертами — методологи помогают им разрабатывать авторские образовательные методики и системы.
Оплата труда
В онлайн-школах и онлайн-проектах методологи могут получать от 100 000 до 150 000 рублей.
Распространена методологическая поддержка проекта (после его полноценной разработки) — стоимость такой услуги обычно 50 000—70 000 рублей. При этом методолог может оказывать поддержку параллельно 3–5 проектам.
Если методолог еще и продюсер онлайн-курса, он получает процент от прибыли.
Зарплата методолога (в образовании) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Где учиться
Образовательных программ, готовящих отдельно методологов, нет. Методология изучается применительно к каждой отдельной науке в любой программе высшего профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура).
Методологию можно осваивать, повышая квалификацию на базе высшего профессионального образования и пройдя подготовку по программе «Методист образовательной организации».
Есть авторские онлайн-курсы и программы онлайн-университетов, благодаря которым можно освоить профессии методиста и педдизайнера, например:
Также есть авторские онлайн-курсы, посвященные конкретно методологии. Это «Курс на миллион» Александры Горевой-Куртышевой и буткемп по методологии Михаила Дашкиева.
Я проходила обучение от частных экспертов — это Методическая мастерская Ксении Злотниковой и Методология Дашкиева, а также в онлайн-университете SkillBox. Пока лучшим могу назвать SkillBox.
Мое глубокое и категоричное убеждение — без опыта работы в образовании (среднем, профессиональном, высшем — не имеет значения) стать высокопрофессиональным специалистом в методологии очень сложно. Исключения быть могут, но в небольшом количестве. Надо поработать в системе образования, а потом учиться у лучших современников в области методологии — тогда будет результат.
Важные качества и навыки
Важно проявлять прекрасную самоорганизацию и самодисциплину, а также нравственные и морально-этические качества во всех процессах своей работы.
Знания и навыки
Методолог должен глубоко понимать методики исследования и обучения, знать спектр их применения и адаптировать их под цели своего проекта. Ему нужно владеть форматами и инструментами подачи материала, уметь выбирать модель обучения и реализовывать ее в образовательной программе, налаживая оптимальную коммуникацию с учениками. Выстраивая причинно-следственные связи, методолог соединяет воедино цели образовательной системы, мастерство автора проекта, исходный уровень знаний учеников и те компетенции, которые они должны освоить.
Плюсы и минусы профессии
Очевидные плюсы профессии методолога в образовании — это творчество и широкие возможности самореализации, участие в профессиональных сообществах, дающее обширный нетворкинг и бесконечный личностный рост.
Минусы: смешение инфобизнеса и онлайн-образования — пока не определены четкие границы, сложно взаимодействовать с экспертами, отсутствие единых общепринятых стандартов для новых профессий «онлайн-методист» и «онлайн-методолог», а также отсутствие лицензирования методологов по единым образовательным стандартам.
О профессии методолога из первых уст
Где учиться профессии методолога и где лучше учиться – в вузе, колледже, на курсах? Самый лучший вуз, колледж или самые достойные курсы, по вашему мнению.
Учиться нужно на практике прежде всего. До этого познать базовые законы в классическом образовании — поможет педагогика. А потом повышать квалификацию, проходя курсы по новым современным инструментам, доращивая свою базу, чтобы быть всегда в тренде.
Какие есть варианты развития карьеры?
Зависит от выбранной роли. Что вы искренне любите, и что у вас получается?
Рост НЕ там, где легко, или супервостребованно, или модно. Рост там, где вы особенно хороши и полезны!
Что хотите сказать тем, кто присматривается к профессии методолога?
На мой взгляд, самая большая ошибка — не осознать свою роль. Например, вы эксперт в какой-то теме (пусть будет обучение детей). Вы берете заказ как методист, а потом погружаетесь в тему и становитесь уже соавтором, а то и лидером проекта. А заплатят вам как методисту за техническую работу. А в проекте вашего вклада и интеллектуального капитала уже на миллионы. Надо было сразу заявлять себя как методолога.
Но бывает, что кто-то заявляет себя методологом, но хочет творить в рамках уже готовой чьей-то идеи, концепции, системы, которая отстроена, с целью улучшать ее. Тогда это роль методиста внутри проекта. Долгосрочно, например.
Каждому, кто хочет работать методологом, надо определиться, до каких пор вы хотите развиваться и погружаться в тему. От этого будет зависеть, какие компетенции вы в себе хотите развивать и какой функционал на себя брать, — это и есть ваш круг ответственности. Особенность профессии методолога в том, что вы вольны самостоятельно этот круг ответственности определять: пока не сформированы стандарты, есть возможность двигаться туда, где вам комфортно.
А еще методолог в образовании — это тот, кто создает именно обучающие продукты. Значит тема образования, обучения других должна вам нравиться.
Не стоит идти в профессию, потому что она модная и востребованная. Если она вам не по душе — вы будете очень посредственно, а то и откровенно плохо делать свое дело, выгорать, подводить других… и не выдержите конкуренции. Не надо так. Методология требует полной отдачи и погружения, ведь это сердце образовательной системы.