Многооборотная упаковка в магните это что такое
Как не запутаться в многооборотной упаковке
После ознакомления с версией Проекта, появившейся по итогам публичных обсуждений, у представителей бизнеса может появиться, как минимум, два повода для недоумения.
Многооборотная упаковка (поддоны, паллеты, погрузочные щиты)
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970, паллеты, поддоны и погрузочные щиты не являются упаковкой в рамках расширенной ответственности производителя (далее – «РОП») и квалифицируются только как готовый товар.
Следовательно, можно было бы заключить, что ответственность в рамках РОП (отчетность, экосбор) несет производитель поддона, а не производитель товара на поддоне. Так это и было прописано в редакции Проекта, представленной на публичное обсуждение.
Однако в результате публичного обсуждения соответствующая формулировка поменялась на ровно противоположную по смыслу.
Если абстрагироваться от размышлений на тему о том, как товар, не являясь субъектом правовых отношений, может выпустить в обращение свою упаковку, можно примерно догадаться, на что намекает данная формулировка, внесенная по инициативе Росприроднадзора: несмотря на то, что поддон – не упаковка, производитель (импортер) товара на поддоне несет ответственность по РОП за поддон как за упаковку, если он выпустит на нем товар в обращение на территории РФ.
Упаковка материалов и комплектующих
Проблема с упаковкой материалов и компонентов, которая «оседает» на производстве готового товара, в том, что в случае, если будет принята новая редакция, за одну и ту же упаковку будут отвечать сразу два звена производственной цепочки: 1) производители материалов и комплектующих в рамках РОП и 2) производители готового товара в рамках правил образования и размещения отходов производства.
Можно понять стремление регулятора собрать побольше, будь то упаковка или экосбор, однако с точки зрения общих принципов экономического воздействия на бизнес двойное обложение одного и того же явления и экосбором, и платой за негативное воздействие на окружающую среду может показаться чрезмерным.
В приложениях можно ознакомиться с Проектом (в режиме правки сравниваются версии до и после публичных обсуждений), а также со списком поступивших в ходе обсуждений предложений.
Жесткие дискаунтеры – оптимизируй все
Магазины формата дискаунтер показывают бурный рост и, как считают эксперты рынка, их число в ближайшие 5–7 лет может вырасти в 5 раз. О том, за счет чего экономят дискаунтеры и как многооборотная тара помогает развивать сегмент экономичных магазинов, в этой статье рассказывает Андрей Писарцов, генеральный директор CHEP в России.
Дискаунтеры – известный и весьма распространенный формат магазинов на европейском рынке, который уже доказал свою эффективность во многих странах. Lidl, Aldi, Biedronka – сети дискаунтеров, известные многим потребителям. Главный принцип работы таких магазинов – предложение базовых продуктов питания по низкой цене с минимальной наценкой. Порядка 13–15% европейского рынка приходится как раз на этот формат.
В России же тренд на развитие дискаунтеров относительно новый, но постепенно набирающий обороты. С 2017 по 2020 год количество дискаунтеров увеличилось почти на 25%.
Пандемия и падение доходов населения подстегнули развитие жестких дискаунтеров в России. Ведущие российские ритейлеры уже включились в развитие этого тренда – «О’Кей», «Магнит», X5 Retail Group, «Лента» тестируют свои магазины в этом формате. К концу 2020 года их доля на рынке составляла 3,5%. Эксперты ожидают, что в перспективе 5–7 лет доля дискаунтеров в России вырастет до европейского уровня.
Новый тренд в ритейле
В текущей экономической ситуации формат дискаунтеров оказался как никогда востребованным. С одной стороны, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,5% в 2020 году. В условиях растущих цен на продукты питания люди все чаще отдают предпочтение бюджетным товарам. С другой стороны, потребители более ответственно подходят к выбору покупок и не всегда готовы переплачивать за известные бренды, поэтому переключаются на потребление товаров собственных марок ритейлеров, которые отличаются невысокой стоимостью.
Пандемия также отразилась на потребительских привычках населения – люди стали более запасливыми, реже посещают магазины, но закупаются в больших объемах. Так, в среднем трафик в магазинах основных ритейл-сетей (Х5, «Магнит», «Лента», «О’Кей») сократился на 5–10% при росте среднего чека на 12–18% (по данным исследования EY Future Consumer Index). Эта потребительская привычка также подстегнула развитие направления дискаунтеров.
За счет чего экономия?
Формат жестких дискаунтеров предполагает минимальную стоимость продукции при сохранении ее качества. Для более эффективной работы магазинов приходится оптимизировать каждый из этапов создания товара от стадии производства до момента его попадания на полку. Как правило, дискаунтеры стремятся продавать товары под собственной торговой маркой (СТМ). Так они могут контролировать их себестоимость, начиная с этапа производства. Сейчас доля СТМ в ассортименте российских дискаунтеров невелика, но в будущем они намерены довести ее значение до 60%.
Сам ассортимент дискаунтера заметно меньше, чем в других магазинах. Как правило, дискаунтеры не продают скоропортящиеся продукты – овощи, фрукты, мясо, молочные продукты. Полки заполнены более однообразным товаром ограниченного числа торговых марок, но в большом количестве. Такой подход отвечает текущим запросам потребителей, которые стали закупаться впрок.
Для дискаунтеров важна хорошо выстроенная логистика. До 40% стоимости товара – это затраты на его транспортировку.
Поэтому имеет значение «логистическое плечо» (расстояние от места производства до магазина). При выборе поставщиков дискаунтеры ориентируются скорее на локальных производителей. Короткое «логистическое плечо» и хорошо выстроенная логистика позволяют снизить себестоимость продукта, а значит, удешевить его для конечного потребителя.
Новое значение многооборотной тары
Дискаунтер – это магазин с наибольшей операционной эффективностью. Такой формат требует использования особого типа упаковки, главный критерий которой – мультифункциональность. Поэтому многооборотная тара, в частности паллеты (деревянные поддоны), приобретает особое значение в дискаунтерах.
Одним из крупнейших операторов многооборотной тары в мире является компания CHEP. По оценкам CHEP, использование паллет в новом качестве способствует заметной экономии – до 25%.
Помимо транспортировки и хранения, паллеты позволяют решать дополнительные задачи. В первую очередь многооборотная тара заменяет привычные полки в дискаунтерах. Такой подход использует, например, дискаунтер «Моя цена» («Магнит»). Продажа товара непосредственно с паллет позволяет сократить время на его распаковку и выкладку, а значит, уменьшить трудозатраты персонала и сократить расходы.
Так, дискаунтер «Чижик» (X5 Retail Group) не только выставляет паллеты с товаром в торговый зал, но и дополняет интерьер магазина с помощью многооборотной тары.
Кроме того, многооборотные паллеты отвечают запросу на экологичность, который предъявляет современный потребитель. Благодаря модели пулинга – аренды многооборотной тары – срок жизни паллет увеличивается с 2–3 до 10 циклов. Пулер обеспечивает своевременное поступление тары производителю, а после того, как паллеты освобождаются в магазине, забирает их на сервисные центры, где инспектирует, ремонтирует и затем возвращает в оборот. По оценке РАЭК и ТИАР-Центра, стопроцентный переход цепи поставок на сервисы пулинга в России позволяет предотвратить образование 486 тыс. тонн отходов и снизить выбросы парниковых газов на 185 тыс. тонн СО2.
В перспективе использование модели пулинга многооборотных паллет способствует оптимизации логистики. Как правило, пулер использует грузовики, которые возвращаются из магазина после разгрузки. В результате сокращается порожный пробег транспорта, а часть затрат на логистику берет на себя пулер, что также уменьшает себестоимость товара.
Формат дискаунтера будет активно развиваться следующие 5 лет в России, а ритейл – искать новые подходы для повышения эффективности этого направления бизнеса. Пулинг паллет от CHEP – решение, которое позволяет сделать дискаунтеры более эффективными с точки зрения логистики, размещения товаров в магазинах и трудозатрат персонала. Его использование в дискаунтерах позволяет значительно уменьшить расходы, а также сократить воздействие бизнеса на окружающую среду.
многооборотная упаковка
Смотреть что такое «многооборотная упаковка» в других словарях:
многооборотная тара — Транспортная тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение. [ГОСТ 17527 2003] Тематики упаковка, упаковывание EN multi way container DE Mehrwegverpackungsmittel FR emballage réutilisable … Справочник технического переводчика
многооборотная тара — 22 многооборотная тара: Транспортная тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение Источник: ГОСТ 17527 2003: Упаковка. Термины и определения оригинал документа 13. Многооборотная тара D. Mehrwegverpackungsmittel Е … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53756-2009: Ресурсосбережение. Упаковка. Критерии выбора методов и процессов переработки отработавшей упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов с учетом материальных потоков — Терминология ГОСТ Р 53756 2009: Ресурсосбережение. Упаковка. Критерии выбора методов и процессов переработки отработавшей упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов с учетом материальных потоков оригинал документа: 3.7 восстановительный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 17527-2003: Упаковка. Термины и определения — Терминология ГОСТ 17527 2003: Упаковка. Термины и определения оригинал документа: 96 амортизатор: Вспомогательное упаковочное средство, предохраняющее продукцию в таре от механических воздействий Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 17527-86: Упаковка. Термины и определения — Терминология ГОСТ 17527 86: Упаковка. Термины и определения оригинал документа: 49. Ампула D. Ampulle E. Ampoule F. Ampoule Разовая потребительская тара с цилиндрическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 26319-84: Грузы опасные. Упаковка — Терминология ГОСТ 26319 84: Грузы опасные. Упаковка оригинал документа: Вкладыш Элемент тары или упаковки, предназначенной для предотвращения потери (просыпания) продукции через неплотности тары или защиты тары от вредного воздействия продукции… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Тара многооборотная — это такая тара, которая может быть использована многократно, то есть при поставках товаров она не теряет и не изменяет своей материально вещественной структуры. Многооборотной может, быть, в частности: деревянная тара (ящики, бочки, кадки);… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Восстановительный ремонт — 5. Восстановительный ремонт Восстановление Ремонт аппаратуры, не выдержавшей гарантийного срока эксплуатации, установленного предприятием изготовителем, и возвращенной в соответствии с действующими правилами обмена с целью доведения ее параметров … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
восстановительный ремонт упаковки (приведение упаковки в товарный вид) — 3.7 восстановительный ремонт упаковки (приведение упаковки в товарный вид): Необходимые операции по возвращению многооборотной упаковки в функциональное состояние с тем же основным назначением, что и у исходной упаковки. Примечание Операции,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
возвратная тара — 21 возвратная тара (Ндп. многооборотная тара, держаная тара, оборотная тара): Тара, бывшая в употреблении, предназначенная для повторного использования Источник: ГОСТ 17527 2003: Упаковка. Термины и определения оригинал документа 12. Возвратная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
инвентарная тара — 23 инвентарная тара: Многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию Источник: ГОСТ 17527 2003: Упаковка. Термины и определения оригинал документа 14. Инвентарная тара D. Leihverpackungsmittel… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
«Магнит» начал тестировать новую схему работы с оборотной тарой
«Магнит» начал тестирование пулинга паллет. Эта новая для России схема работы с оборотной тарой позволяет оптимизировать логистические издержки на пути продукции от производителя к покупателю, повысить эффективность цепочки поставок и уменьшить воздействие на окружающую среду.
Розничная сеть «Магнит» тестирует новую схему работы с оборотной тарой — пулинг паллет. Пилотный проект осуществляется совместно с компанией СНЕР, специалисты которой имеют многолетний опыт и отточенную схему работы в этой области. В пилоте участвуют крупнейшие поставщики товаров Danone и Henkel.
Сейчас в России производитель, отправляя свои товары в торговую сеть, укладывает их в стандартизированную тару, паллеты, — деревянные поддоны белого цвета, которые закупает самостоятельно. Их качество у всех поставщиков разное.
Схема работы производителей и ритейлера с оборотной тарой через единого оператора, которую тестирует «Магнит», выглядит так: поставщик работает с паллетами, арендованными у CHEP (они отличаются характерным синим цветом). Доставкой поддонов поставщику, сбором их у ритейлера для возврата на распределительные центры, инспекцией и ремонтом поврежденных паллет занимается CHEP. Тара, которая не соответствуют стандартам, изымается из оборота. Это позволяет уменьшить количество товара, который был поврежден во время транспортировки и не был принят в распределительные центры.
Выгода от оборотных паллет уже доказана практикой их использования во всем мире. В России этот тренд только зарождается, и «Магнит» одним из первых тестирует новую схему работы. Поставщику выгоднее арендовать паллеты, чем покупать и потом хранить у себя на складе, тара поставляется ему без перебоев, налажен возврат. Выгода ритейлера — сокращение расходов на коммуникацию: сейчас «Магнит» ежедневно возвращает 35 тыс. поддонов поставщикам, задействуя до 100 автомобилей, а следовательно, вступает в коммуникацию со 100 контрагентами ежедневно. После перехода на работу через пулингового оператора отгрузка будет производиться по графику одному партнеру.
«Оборот поддонов — неотъемлемая часть цепочки поставки товаров. Мы рассматриваем возможность оптимизации данного участка для каждой из сторон. Сейчас совместно с пулинговым оператором и поставщиками мы запустили пилотный проект в нескольких регионах страны с локациями на наших РЦ. Мы ожидаем сокращения временных затрат при работе с оборотными паллетами и повышения качества тары, на которой товары поступают в распределительные центры. Это позволит нам предлагать покупателям на полке качественные товары в максимально короткие сроки», — прокомментировала директор департамента по работе с поставщиками розничной сети «Магнит» Евгения Паксеева.
«СНЕР создала одну из самых устойчивых логистических компаний в мире за счет совместного многократного использования оборотной тары», — говорит директор по развитию бизнеса СНЕР в России Дмитрий Лакизенко. Концепция пулинга обеспечивает максимально эффективное использование ресурсов. Это прогрессивный инструмент сокращения издержек и упрощения бизнес-процессов для всех участников цепочки поставок. Модель работы с арендованными паллетами типична для западного ритейла и производителей.
Пулинг паллет не только увеличивает эффективность работы, но и уменьшает воздействие на окружающую среду. В 2018 году благодаря паллетам CHEP и технологии пулинга клиентам компании по всему миру удалось сберечь от вырубки 1,7 млн деревьев, снизить выбросы CO2 на 2,6 млн тонн (до 30% в год) и сократить объемы отходов на 1,4 млн тонн. Жизненный цикл синих CHEP-паллет до 10 раз длиннее, чем у обычных белых, при этом они подлежат 100%-ной переработке.
«Магнит» стал первой российской розничной сетью, применившей в своей деятельности пулинг оборотной тары, и выступил новатором в создании экологически устойчивой цепочки поставок. Вместе с «Магнитом» мы меняем будущее ритейла России, стремимся сделать его более ответственным и экологичным«.
«В России стоимость логистических операций во многом определяет успех компании в FMCG-секторе. Сегодня крайне важно искать синергию в совместных проектах, создавая экономию в общей цепи поставок, обеспечивая конкурентно низкую цену продукта на полке, — рассказывает менеджер по проектам в цепях поставок Danone Сергей Федюнькин. — Одно из таких новаторских решений для российского рынка — проект оборотной тары. Он предусматривает, что компании-производители будут брать тару в аренду. Переход на новую схему позволит установить контроль за оборотом и предотвратить отток паллет из цепи поставок. Модель оборотной тары подразумевает минимум производства новых паллет: снизятся объемы добычи древесины, что положительным образом повлияет на стоимость поддонов и защиту лесных ресурсов нашей страны. Компания Danone очень заинтересована в успехе пилота, так как наш слоган One Planet, One Health означает, что все люди живут на одной планете и ее необходимо беречь».
«Henkel успешно сотрудничает с компанией CHEP в Европе, а также на других рынках, где использует схему многооборотной тары как для входящей, так и исходящей логистики. Опыт наших международных коллег демонстрирует существенные преимущества такой организации процессов: от большей прозрачности оборота паллет до существенного вклада в устойчивое развитие, что позволяет снизить ущерб для окружающей среды.
С компанией „Магнит“ нас связывает многолетнее сотрудничество, направленное на постоянный поиск новых эффективных путей совместного развития. Мы видим в этом проекте для себя большой потенциал в будущем, и старт такой инициативы вместе с одним из лидеров рынка розницы считаем большим инновационным шагом для российского логистического рынка», — отметила руководитель отдела по управлению товарными запасами, планированию и логистике СНГ Henkel Beauty Care Анна Кузнецова.
В «зеленом» тренде: что «Магнит» делает с отходами
Задача
Стать лидером по снижению воздействия на окружающую среду в российском секторе розничной торговли и оказывать положительное влияние на качество жизни россиян.
К 2025 году:
Предпосылки и мотивация
С каждым годом масштабы бизнеса компании «Магнит» растут, и объемы пищевых отходов и отходов упаковки увеличиваются. Такая ситуация усиливает нагрузку на окружающую среду и вызывает озабоченность среди всех заинтересованных сторон. В частности, «Магнит» отмечает растущую обеспокоенность россиян состоянием окружающей среды — это один наиболее заметных покупательских трендов последних лет. Именно поэтому ответственное обращение с отходами является одной из приоритетных тем для компании.
Подготовка и первые шаги
Большая часть отходов (около 95%), производимых Магнитом, относится к практически неопасным — класс 5. «Магнит» постоянно оптимизирует процесс обращения с отходами, улучшая имеющиеся технологии, увеличивая долю вторсырья, получаемого благодаря раздельному сбору отходов, повышая долю перерабатываемой продукции. Ретейлер разработал и принял Политику в области обращения с отходами упаковки, которая определяет порядок обращения с ней. Помимо этого, «Магнит» разработал и внедрил Стандарт по обращению с отходами бумаги и картона на предприятии. Все это легло в основу принятой Стратегии устойчивого развития компании до 2025 года.
Реализация
Во всех своих магазинах (около 21 тыс.), а также в головном офисе в Краснодаре, «Магнит» ведет сбор отходов, пригодных для переработки (картон, пленка, пластик). Отходы поступают в распределительные центры компании, где сортируются и отдаются на переработку специализированным организациям.
«Магнит» обращает внимание и на потребительскую упаковку, которая остается после использования товара и является его неотъемлемой частью. Согласно исследованию компании, многие россияне готовы сдавать пластиковую тару на переработку, но их останавливает отсутствие необходимой для этого инфраструктуры. «Магнит» решил поменять отношение к пластиковым отходам и начать формировать культуру ответственного потребления в целом. С 2019 года розничная сеть вместе с партнерами устанавливает в своих магазинах фандоматы — специальные устройства по сбору пластиковой и алюминиевой тары от покупателей для последующей переработки. Сегодня их уже 11, в 2020-2021 годах «Магнит» совместно с Procter & Gamble планирует установить еще 80 устройств, в результате чего будет создана крупнейшая сеть фандоматов в российском ретейле.
Также компания осуществляет сбор отработанных батареек (передаются на последующую утилизацию подрядным организациям) и пластиковых крышечек (идут на переработку, а вырученные деньги — на помощь приемным детям с особенностями развития).
Большинство контрагентов поставляют на собственное производство экологичную упаковку, которая выполнена на 90-100% из повторно перерабатываемых материалов и может быть переработана после ее использования. На собственных предприятиях «Магнита» гофротара производится на 70% из вторсырья (макулатура), индивидуальные картонные коробки — из макулатурного картона и чистоцеллюлозного картона в соотношении 60% на 40%; термоусадочная пленка — на 20% из вторсырья.
В магазинах покупателям предоставляется выбор упаковки: с 2015 года в сети начали использовать бумажные пакеты, а с 2017 года — многоразовые сумки. При этом цена на бумажный пакет за все годы не менялась и составляет 16 руб., в прошлом году ассортимент был расширен. В этом году компания полностью перешла на пакеты, на 20% состоящие из переработанного пластика. По качеству они не отличаются от обычных и имеют специальное обозначение в виде треугольника — кода переработки.
Результаты
В 2019 году компания собрала 1,66 млн т отходов, из них 50% — непищевые отходы, по 25% — пищевые и вторсырье. Все вторсырье — 0,42 млн т (картон, пленка, пластик) — передано на переработку.
Растут и поставки партнерами товаров в экологичной упаковке: в 2019 году ретейлер собрал на 12% меньше пластиковых ящиков в качестве вторсырья по сравнению с 2018 годом.
Покупательский спрос на бумажные пакеты за пять лет вырос в 6,4 раза, а многоразовых сумок в 2019 году было продано на 25% больше, чем в 2018 году.
Планы и перспективы
«Магнит» стремится не только к сокращению воздействия на окружающую среду, но и к ее активному восстановлению, к решению проблем пластикового загрязнения, формированию экологической культуры у покупателей и ответственного потребления. Для этого компания разработала и приняла Стратегию устойчивого развития до 2025 года. «Магнит» намерен повысить эффективность бизнес-процессов, создать дополнительную ценность для стейкхолдеров, а также оказать позитивное воздействие на социально-экономическое развитие общества и окружающую среду.
Компания планирует продвигать идеи устойчивого развития в секторе розничной торговли и обмениваться опытом в рамках международной Ассоциации ритейлеров и производителей потребительских товаров (The Consumer Goods Forum), в которую вступила в 2019 году.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.