Методы изучения природы что такое наблюдение

Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].

Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].

Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Выводы и сообщения.

Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.

Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.

Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.

Источник

Биология в лицее

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение

Наблюдение — это один из способов изучения природы.

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за играющим щенком, рыбками в аквариуме, за другими людьми. Например, во время урока учитель в классе наблюдает за учениками, а ученики — за учителем.

Наблюдение за очень мелкими или удалёнными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, микроскопа, бинокуляра, бинокля, телескопа.

Эксперимент, или опыт, — один из методов изучения природы.

Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба».

При проведении опыта исследователь воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.

Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

С помощью эксперимента было выяснено, что осьминоги могут использовать подручные предметы (камешки, палочки, обломки кораллов) для того, чтобы достать пищу из сосудов с узким горлышком.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдениеМетоды изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдениеИзмерение — один из способов изучения природы.

Измерить можно, к примеру, размер и массу животного, его температуру и скорость передвижения, можно подсчитать количество семян у растения.

Для измерений часто используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др.

Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

Проведите эксперимент

Источник

«Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение.

-Выявить особенности методов изучающих природу.

-Сформировать представление о методах изучающих природу.

Задачи для ученика:

-Перечисляет основные методы изучающие природу.

-Характеризует на примере методы изучающие природу

-Приводит примеры методов.

-Раскрывает особенности методов изучающих природу.

-Делает выводы о значении методов

-Оценивает значение изученного материала.

Задачи для учителя:

-Рассказать о методах изучающих природу

-Продолжить формирование у учащихся умений сравнивать, находить черты отличия и сходства, рассуждать, делать выводы.

-Сформировать бережное отношение к своему здоровью.

1. Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме.

2. Изучение нового материала урока.

Сегодня начну урок с вопроса: Что такое природа? Перечислите все науки о природе.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 Измерение

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

3. Составить план проведения опыта, эксперимента.

4. Подобрать оборудование

5. Провести опыт, эксперимент, наблюдение.

6. Сделать записи, рисунки.

7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.

8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.

9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Какие измерения проводятся при изучении природы?

Какие измерительные приборы вам известны?

1.Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;

Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

Источник

Методы изучения природы

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение

Для познания природных явлений большое значение имеет метод, которым пользуются учёные. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент, измерение, о которых и пойдёт речь в нашем уроке.

Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.

Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.

Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал. Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли понять, чем на самом деле занимался этот человек.

Однако, то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами на первый взгляд кажется простой работой. Иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.

Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.

Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра.

Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.

Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей.

Зажжём свечу и понаблюдаем за пламенем, изучим его строение. Мы видим, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение

Тёмная зона находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в темной зоне. Наиболее высокая температура в верхней части пламени.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Лучинка сильнее обуглилась там, где попала в зоны с ярким и менее ярким пламенем. Значит, пламя там более горячее. Средняя часть пламени не самая горячая. Такое же строение пламени не только у свечи, но и у других горящих предметов.

Методом наблюдения пользуются при изучении физических явлений в атмосфере (газовой оболочке, окружающей нашу планету) и гидросфере (водной оболочке Земли).

Учёными ведутся наблюдения за землетрясениями, лавинами и другими природными явлениями.

Издавна основным методом астрономических исследований было визуальное наблюдение за небесными телами. Основным инструментом при этом является оптический телескоп.

В телескоп можно наблюдать за различными небесными телами: планетами, кометами, звёздами.

Все звёзды Вселенной имеют разный диаметр. И даже наше Солнце не самая огромная звезда, впрочем, и не маленькая.

Наблюдение за астероидами позволит подготовить и осуществить план по предотвращению столкновения. Известна масса случаев падения метеоритов на землю.

На территории ЮАР есть кратер Вредефорт, который оставил на память посетивший планету метеорит. Недалеко от места его падения сейчас находится город Вредефорт. Кратер занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Падение объектов размером в десятки километров может причинить общемировой ущерб, вплоть до гибели человечества.

Защита от астероидов включает в себя ряд методов, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить столкновение.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.

Ещё один метод изучения естественных наук — эксперимент.

Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».

Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.

Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение

Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.

Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.

С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.

Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца.

Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.

Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.

Однако если в момент вылупления утки не оказывается рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.

Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.

Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.

Немецкий этолог Карл фон Фpишем изучал способность медоносных пчёл различать цвета.

Приманку (сладкий нектар) помещали на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.

Проводя эти опыты, учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.

Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчёлы передают друг другу важную информацию.

Очень часто при изучении природы применяют метод измерения. При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение

Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.

Ни одна амфибия не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.

Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.

Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.

Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.

Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.

Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование.

Физики при изучении электрических цепей применяют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления.

Географы использую компасы — устройства, которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет которой показывает на север, а красный — на юг).

По окружности — циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку — арретир. Это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки.

Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально, как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная — на юг, слева будет запад, а справа — восток.

Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции.

В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта (увеличительное стекло, лупа) и микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

P.S. Нам важно знать, по каким учебникам вы занимаетесь с детьми, чтобы темы в наших разработках полностью совпадали с теми, которыми пользуетесь вы. Поэтому предлагаем вам принять участие в небольшом опросе. В нём всего несколько пунктов, и много времени он не займёт. Зато вы точно будете уверены, что получите именно тот материал, который понадобится вам в работе.

Ссылка на участие в опросе:

Будем рады любым пожеланиям и предложениям.

Источник

Наблюдение за живой природой, как один из ключевых методов экологического образования

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдение Светлана Курик
Наблюдение за живой природой, как один из ключевых методов экологического образования

Тематика наблюдений за природой разнообразна: описание растений и животных, рост и развитие растений и животных, передвижение и поведение животных, сезонные явления в природе, воздействие человека на растительный и животный мир и др. Организация наблюдений за природойтребует от воспитателя прежде всего умения четко ставить перед детьми цель: что или кого предстоит наблюдать, т. е. подбирать для каждого наблюдения небольшой круг знаний, имеющихся в жизненном познавательном опыте ребенка. Знания о природных объектах и явлениях формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Поэтому наблюдения за природой в детском саду проводятся ежедневно. Каждое наблюдение при этом дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя приобретенные ранее первоначальные представления.

Особенно важны наблюдения во время прогулок: за вращением Земли, температурой и влажностью атмосферного воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, распусканием почек и листопадом у деревьев и кустарников, прилетом и отлетом птиц, гнездостроением, линькой домашних кошек и собак и т. п. Такие наблюдения обогащают представления детей о природе, формируют доброжелательное к ней отношение, стимулируют познавательный интерес. Запланированные наблюдения в природе, например, за сезонными явлениями в жизни растений, могут быть дополнены наблюдениями за птицами – голубями, воробьями, галками, воронами, скворцами, а также насекомыми, которые часто бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен упускать такую возможность. Следует помнить, что каждый день, проведенный на природе, уникален.

Один из принципов организации наблюдений детей за природой – систематичность. Только в этом случае в результате повторяющихся и регулярных встреч с природой у них формируются более полные и глубокие представления о природе, развивается умственная и речевая активность, стимулируемая разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как основного способа наблюдения, привлечением жизненного познавательного опыта ребенка, проговариванием результатов наблюдения, сравнения одного природного объекта с другим, предъявлением вопросов разного уровня сложности и направленности.

С детьми 2–4 лет начинать наблюдения лучше с рассматривания живых природных объектов, например, диких или домашних животных, дикорастущих или комнатных растений. При этом следует помнить об удобстве и безопасном размещении детей, наглядности наблюдаемого объекта, создания условий для проявления им разного поведения, формирования способности делать элементарные умозаключения о форме и размерах животного, его окраске, способах передвижения и т. п. В процессе наблюдения воспитателю следует планировать только вопросы, однако знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой, например, фиксацией наблюдения в виде рисунка, сделанного сразу же после прогулки на занятии, или рассказе о том, какое значение для природы и человека имеет тот или иной природный объект.

Работа по изучению природы детьми 4– 7 лет организуется с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Дошкольники этого возраста должны обязательно быть включены в осмысленную деятельность, в процессе которой они самостоятельно обнаруживают новые свойства природных объектов и явлений, их сходство и различия. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие для себя «нового» в окружающем мире. При этом главным фактором, как подчеркивают психологи,выступает характер деятельности: для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения, формы мышления, определяемые типом деятельности, в которой эти знания приобретаются.

Огромные возможности для развития исследовательских способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада дает мир физических явлений неживой природы. В качестве содержания такой работы можно использовать наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния тел и веществ неживой природы (твердое, жидкое, газообразное, и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов. Например,легко поставить следующие опыты: «Металлы и магниты», «Проводники», «Вес в воде», «Плавает или тонет?», «Разделение смеси», «Образование соединений», «Резонаторы», «Звуковые эффекты», «Молекулы-силачи», «Давление воды», «Сифон», «Ледяная ловушка», «Таяние льда», «Испарение воды», «Получение радуги», «Из чего состоит воздух?», «Тяжелая бумага», «Получение облаков», «Вызови дождь» и др.

Для проведения опытов и экспериментов необходимо оборудовать в детском саду «Уголок экспериментирования», «Детскую научную лабораторию». В них каждый ребенок получает возможность выделить и поставить проблему, предположить варианты ее решения, проверить эти решения опытным путем, сформулировать выводы в соответствии с результатами опытной проверки, применить сформулированные выводы к новым экспериментальным данным и сделать обобщения. Следует подчеркнуть, что такую «серьезную» работу следует обязательно сочетать с игрой. Например, Л. Н. Прохорова предлагает, чтобы не угас познавательный интерес детей к опытам и экспериментированию, давать задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы [8]. В уголке или лаборатории «живут» персонажи,придуманные и сделанные воспитателями совместно с детьми: Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, девочка Почемучка и др. Эти герои «участвуют» в проведении опытов и экспериментов, решают возникшие проблемы.

В костюмах героев появляются соответствующие необходимые детали: большой карман для вопросов у «Зайчика-Любознайчика», рюкзачок для интересных вещей у «ХрюшиУдивлюши», яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследованиям.

Исследование объектов и явлений неживой природы сопровождают наблюдения и опыты над живыми природными объектами. Огромно воспитательное значение живой природы. Общение с ней положительно влияет на детей разного дошкольного возраста. Помочь в этом может уголок природы в детском саду, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Знакомя детей с комнатными растениями, воспитатель углубляет и расширяет их знания о растительном организме, организуя за ними регулярный уход. Дети учатся поливать растения под руководством воспитателя, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие листья тропических растений влажной тряпочкой, опрыскивать водой, подкармливать минеральными удобрениями, рыхлить почву и пересаживать растения по мере надобности. Полезно также организовать работу по вегетативному размножению комнатных растений.

Животные вызывают у детей значительно больший интерес, чем растения. Поэтому знакомство с обитателями уголка природы следует начинать с осмотра животных. Воспитатель привлекает детей к уходу за животными,дает индивидуальные поручения: одному предлагает насыпать зерно в кормушку для птиц, другому – налить воды в поилку. Основная цель этих поручений – пробудить интерес детей к труду и желание сделать что-то полезное для того или иного животного.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя. Под его руководством дошкольники систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают первичное представление о многообразии растительного и животного мира Земли, о том, как растут и развиваются растения и животные, как они приспособлены к условиям обитания, что им необходимо для жизнедеятельности.Воспитатель учит детей анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, размножения, поведения. При рассматривании комнатных растений надо обращать внимание ребят на красоту листьев и цветков, на то, как находящиеся в уголке природы растения украшают помещение. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, их эстетическому воспитанию.

Одним из способов систематизации знаний дошкольников о природе является организация на территории ДОУ экологической тропы – маршрута прогулки, в процессе которой дети знакомятся с природой, учатся бережному к ней отношению. Центральное место в формировании экологической культуры у ребенка дошкольного возраста занимает восприятие природы с помощью органов чувств. Совершая определенные действия в отношении природы, например, развешивая на деревьях скворечники, поливая растение или внося в почву удобрения, ребенок ожидает от природы «ответа», который способен сенсорно зафиксировать, т. е. увидеть, услышать.

По мнению В. А. Ясвина, «ответы» природных объектов бывают как положительными, т. е. направленными на укрепление отношений с природой, так и отрицательными, приводящие к отчуждению от природы. В процессе взаимодействия дошкольников с природой важно пробудить у них эмоциональные отклики на ее «ответы», которые должны быть обязательно положительными. В этом случае природа отождествляется с одушевленным существом, вызывающим у детей чувство заботы и сопереживания. Показателем степени экологической воспитанности в этом случае является активная позиция, проявляющаяся в желании сделать что-то полезное для конкретного природного объекта, например, засыхающего дерева, вытоптанного газона, брошенного на улице котенка, прилетевших на территорию детского сада птиц, бабочек, шмелей и т. п.

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера. Наряду с этим, необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживания и чувств.

Кроме этого, Т. В. Серебрякова считает, что в процессе экологического образования необходимо совмещать разные наглядные методы, т. е. рекомендует сочетать процесс наблюдения с наглядно-иллюстративным материалом. В своей книге автор приводит следующие требования к наглядно-иллюстративному материалу,предъявляемому детям дошкольного возраста:

реалистичность изображаемых предметов и явлений;

ясность замысла художника;

художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Также обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова, «Дикие животные с детенышами» (С. А. Веретенникова, «Времена года» (С. Н. Соловьева, «Картины о сельской местности» (С. Н. Соловьева) и некоторые другие;

картинки, иллюстрации, фотографии;

кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

На основании вышесказанного, можно сказать, что рассмотрены основные классические способы организации наблюдения при построении педагогического процесса в детском саду.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдениеАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдениеМастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть фото Методы изучения природы что такое наблюдение. Смотреть картинку Методы изучения природы что такое наблюдение. Картинка про Методы изучения природы что такое наблюдение. Фото Методы изучения природы что такое наблюдениеНаблюдение за живой черепахой в первой младшей группе Наблюдение за живой черепахой в 1 младшей группе. Провела: воспитатель Новикова В. В. Цель: дать первоначальное представление о животном.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *