Метро 2033 что почитать
Книги серии “Метро 2033”: к какому свету движется этот поезд…
Два месяца назад, по окончанию Истории серии “S.T.A.L.K.E.R”, я, как большой любитель книг, решил написать как таковой придаток к “ИС” в виде истории книжной серии по вселенной, развёрнутой вокруг ЧАЭС умельцами из GSC. Придаваясь ностальгии и пытаясь всё-таки уменьшить её влияние на какой-никакой разумный взгляд на беллетристику книжной серии, я рассказал о большинстве перипетий вокруг прав на издание. О том, как “S.T.A.L.K.E.R” превратился в “С.Т.А.Л.К.Е.Р” и “STALKER”. Когда же, по моему мнению, трава была зеленее и почему не стоит всю оригинальную серию нарекать полным непотребством. Честно, удовольствие получил от работы я немалое, и куда большее – от отзывов.
Недавно же, просмотрев окончание Истории серии “Метро 2033”, которая также является как таковым дополнительным звеном в повествовательной цепи про “S.T.A.L.K.E.R”, я отдался вновь в объятья ностальгии по тем годам, когда поиграть в саму игру я не мог, зато к книгам только-только пристрастился. Этими книгами и была серия “S.T.A.L.K.E.R”, а серия “Метро” заинтересовала немалой схожестью: в школе, при разговорах с одноклассниками, которые “шарили”, то тут, то там всплывало наименование “Метро 2033”. Всплывало в рамках видеоигры, которую позволить ввиду слабости железа я себе не мог, продолжая расхаживать по относительно свободным просторам “Зова Припяти” и мечтать о том, как бы попасть в узкие, щемящие сердце и душу туннели медленно рушащегося московского метрополитена. И вот эти мечты доросли до такой точки, в которой сдержать их мне было уже невозможно: нужно было на что-то их стравить, куда-то выплеснуть. Тогда я куда более сильно заинтересовался зверем по имени “Метро” и узнал, что корни растут как раз из книг. Думаю, говорить, что радости моей не было предела, не стоит.
Первым, закономерно, был оригинальный роман Дмитрия Глуховского. Для меня того времени, ещё не ощутившего вес “Войны и Мира” да тяжесть слога “Библии”, “Метро 2033” был просто неподъёмно огромным романом. Но, набравшись решимости, выудив всё своё желание познакомиться со вселенной, я принялся за чтение. И что уж скрывать: для 13-тилетнего пацана романа “Метро 2033” Глуховского по своему окончанию стал не просто лучшим в жизни, он стал мерилом качества, бесконечным кладезем тягучей, сырой и тёмной атмосферы беспросветного апокалиптичного будущего. Подобные приключения в миры, описанные сотней тысяч букв я и до того момента, и после него совершал не часто: пару раз в книгах “S.T.A.L.K.E.R”, а потом уже в куда более серьёзной литературе – “1984”, “Моби Дик”, Легендариум Средиземья, “Посёлок”, “Метабароны”, “Мальтийский сокол” да “Преступление и наказание”. Посему, если сравнивать с общим количеством прочитанных книг, по сей день книга “Метро 2033” для меня является неким прекрасным видением из прошлого, которое греет своим теплом и сейчас. Хоть сегодня оценивается она уже немного иначе.
Далее последовали книги из “Вселенной Метро 2033”. Это был 2011 год, и выход книг вышел на ежемесячный конвейер. Продукция пока отличалась новой задумкой, примечательной особенностью в каждом романе от всё новых и новых авторов. Если вспомнить серию книг “S.T.A.L.K.E.R” и мой блог, то можно также вспомнить, как я отозвался об заключительной книге официальной серии, что была написана Владимиром Березиным. Так вот. Межавторский цикл “Метро” начинался с книги Березина, и несложно предположить, насколько невнятным и нетвёрдым показалась эта поступь ценителям книги Глуховского.
Благо, дело быстро забылось, ибо уже со следующей книги градус атмосферы повысился, идейное разнообразие и разумное распределение авторской задумки по лекалам вселенной наладилось. Да что там, третий и четвертый романы серии: “Питер” Шимуна Врочека и “К Свету” Андрея Дьякова явили из себя нечто совершенно неожиданное как в плане экшен-составляющей, как в плане основной идеи, так и в плане реализации. Это был прорыв, после которого о “Путевых знаках” Березина вспоминать не хотелось. Хотелось лишь следить, что же будет дальше. Хотелось принять участие в этом развивающемся, нарастающем коме идей, сюжетов и историй, которые имеют место быть в пределах атмосферы сырых тоннелей и разрушенных городов.
Лично я принимал участие. Не самое активное, признаться, но принимал. Да что там, я сам писал на тему. Моё первое более-менее серьёзное произведение, повесть “Ради чего. ”, была написана в сэттинге вселенной Метро, когда я, будучи молодым и горячим, устал от непосильной неписательской ноши в виде романа по вселенной “S.T.A.L.K.E.R”… Да, пути и здесь пересеклись. Ну да не это важно. Важно другое: серия шла вперёд и неплохо себя показывала.
На тот момент считалось, что она закончится, как только на корешках книг красиво выстроится надпись “Вселенная метро 2033”. Я, уже на тот момент отдавая себе отчёт, что всё имеет особенность “скатываться” со временем, если не экспериментировать с форматом, жанрами, стилем и прочем, был этому очень рад. Да и серия “S.T.A.L.K.E.R” подавала настораживающие звоночки, почему подобный подход мне приходился более чем по душе.
Но вот настал конец 2011-го года, вышел сборник рассказов по “Вселенной метро”, завершающий, как бы, эту серию и многие читатели начали хвастать собственноручно собранной из корешков фразой.
А потом серию продлили. Продлили с интересным предлогом: становление первой трилогии в цикле. Ну как такое не сделать? И в принципе правильно. Однако стиль нужно продолжить, потому новой фразой была выбрана тирада “Проект Дмитрия Глуховского”. Ох, раздолье, кажется. И так оно и есть. За период этого словосочетания вышло опять же много интересных творений. Былые писатели серии завершили свои сюжеты, вновь появилась новая кровь с интересными идеями. Но вот разноплановость этих идей чуть чаще стала склоняться по степени своей странности к самому первому роману серии “Метро 2033”. Я не могу однозначно судить, так как уже тогда не решался брать с полок магазинов или у знакомых всё из серии, а также уже тогда задавался вопросом, что лучше прочесть, “Мёртвые души” или роман из цикла “Метро”, потому моё мнение складывалось на основе отзывов пользователей с официального сайта. Не могу утверждать, работает ли он сейчас, но тогда это был взаправду масштабный сайт с масштабной базой пользователей. До сих пор вспоминается история о том, как из сотен фанфиков, выкладываемых на сайт, — а их там было не то, что сотня, их там было больше тысячи, нескольких тысяч, — был выбран и издан роман “Странник” Сурена Цормудяна, а после и “МУОС” Захара Петрова, повествующий о минском метрополитене (моём родном). То есть тогда эта была мощь, это был движ… И не доверять пользователям у меня причин не было. И вот по их письму, по их оценкам я всё чаще решал, что лучше какую “Слепящую пустоту”, например, пропустить. И так получалось, что за 4 условных месяца с ежемесячными книгами, я покупал одну, или брал у кого.
Ну а потом и вовсе отстранился, когда выпал такой период, что и за 4 месяца ничего особо дельного не вышло. Было это, если мне не изменяет память, после выхода заключительной части трилогии уже упомянутого мною Дьякова: “За Горизонт”. Я взял эту книгу, предшественники которой брали награду “Лучшей книги серии Метро 2033” дважды, то есть каждая из них – была лучшей. Все мои знакомые говорили, что и третья часть всё также хороша. Все отзывы об этом писали… А я не мог в это поверить, читая её. После недавно прочитанного “Кандида” Вольтера и “Преступления и наказания” Достоевского, я не мог понять, почему это книга “За Горизонт” столь же хороша, как и прежние две части. Лишь позже я осознал, что и прошлые-то части помню плохо. Однако всё равно – что-то надломилось. За серией я начал следить сквозь пальцы, а представление обложки романа “Рублёвка-2”, о чьём качестве я вообще ничего не берусь говорить, потому как не знаю, отбило интерес к циклу окончательно (каким бы «зашкваром» ни был метод «судить книгу по обложке», я уже банально «наелся»).
Лишь когда в 2015 году Дмитрий Глуховский сам завершил свою трилогию, начавшуюся в оригинальной книге “Метро 2033”, я решил узнать, что же там с циклом… Ох.
С июня 2014-го серия выходит под эгидой новой фразы, которая не завершена до сих пор: “Грандиозная сага, принять участие в которой можете…”. А вот, что дальше – я не знаю. Время покажет. Может там целый панегирик напишут, интересно посмотреть будет. В любом случае посмотрев на теперешнее количество книг, а их на начало октября 2018-го насчитывается 95 и анонсирована 96-ая, мне стало плохо. А ведь это – без учета оригинальной трилогии Глуховского и премиальной серии “Метро 2035”, которая, судя по уже заявленному количеству книг в неё входящих (под десяток романов), рискует стать не совсем премиальной… Хотя, что я в этом понимаю. В любом случае: книг уже за сотню перевалило.
Что там с последними 6-ью десятками – я четкой картины не имею. Однако я могу как-то об этом судить, смотря на количество постепенно уменьшающихся экземпляров от издательства (справедливости ради стоит отметить, что тираже за 10-ки тысяч и сейчас встречаются, но это в основном у особенных авторов, уже давно известных целевой аудитории), а также по количеству оценок от пользователей на сайте “ФантЛаб”. Знаете, вот здесь всё вообще печально. Сравнить страницу межавторского цикла и количество пользовательских оценок на первых книгах проекта, а потом, пробравшись сквозь длинный список наименований, с крайними романами… Ну, не мне судить, конечно, притом не на такой основе, но лично меня это слегка удручает.
В этом блоге я не хочу размышлять о качестве романов. Я сам немногое читал и лишь о прочитанном выскажусь. Я хочу поразмышлять, куда всё идёт на примере того, что я читал сначала и что я помню, да того, что я читал из последнего и что я помню оттуда. То есть это будет как таковой анализ сценария историй, главных сильных и слабых сторон книг, какие из них что представляли сперва и во что развились со временем.
Итак, отзыв-анализ… Что ж. Сперва уточню: кое-где будет больше отзыв, кое-где – анализ. К слову насчёт моей компетенции как оценщика: никакая. Разве только я очень люблю читать. Читаю много, список моих любимых книг вы видели сверху. Также я пишу: книги (уже 3 штуки, 4-я дописывается), повести (цикл из 4-ех повестей и одна самостоятельная), рассказы (около десятка рассказов разной величины и направленности), эссе (на тематику кино, книг, философии и инженерии), рецензии (около 4-ех сотен рецензий на “КиноПоиске” и более двухсот рецензий на “ФантЛабе”) и так далее. Делаю это с 2009-го года. Издавался ли я? В интернете – да. На бумаге – нет. Но это, хочется верить, пока. И в этом вся моя компетенция. Не призываю со мной соглашаться, прошу лишь меня выслушать. Итак, спасибо и начнём:
Пойдём в хронологическом порядке выхода книг. “Путевые знаки” благоразумно были мною пропущены, такой хай стоял вокруг них, а вот “Тёмные туннели” Сергея Антонова я мимо себя не пропустил. Сегодня, что интересно, я почти не могу вспомнить, о чём была книга. Я помню урывочный сюжет об анархистах, странном эксперименте “Красной линии” и попытке переезда тела Ильича на сусеки этой же “Красной линии”. Всё это припорошено неплохим экшеном с постоянно увеличивающееся для героев опасностью, что вызвано постоянным обеднением героев, их здоровья, боеприпасов, союзников и так далее. То есть это – классический приключенческий роман с долгоиграющей затеей об нечеловеческом эксперименте, который можно разыграть на полную в дальнейшем. Сценарий подобен квестовому распределению: герой четко видит задачу – герой идёт к ней, мир вокруг всё опаснее – герою всё более некомфортно. И так до финала. В целом – недурно.
“Питер” Шимуна Врочека я, несмотря на то, что его имею в коллекции, до сих пор не прочёл. Но это – впереди. А вот идущий за ним “К Свету” Дьякова я уже говорил, но повторюсь: роман не то, что прочитал, его я даже запомнил настолько ясно и однозначно, что и по сей день готов защищать литературную ценность данной книги, хоть она, конечно, и мала. Но имеется. И знаете, в чём. А вот в чём: по сценарию это всё тот же квест-приключение с определённым глобальным заданием. Двигаясь к нему, герои решают множество микроконфликтов и проблем, постепенно узнавая друг друга и мир вокруг. То есть, да, здесь действия не столько развиваются во мраке полумёртвого метрополитена Санкт-Петербурга, сколько на мертвых просторах этого города и вплоть до Кронштадта. Почему до туда? Узнаете из книги, а я искренне советую её прочесть. Сценарий по накалу и его оборотам также довольно прост и по всем канонам учебников сценаристов с первого курса. Однако украшение здесь в другом: в героях. Автор, я не уверен, но так чувствуется, явно вдохновлялся произведениями типичного темного фэнтези 80-90-ых годов из-под пера Кука и Сташеффа, почему персонажи прям пышут харизмой и особенностями. Особенно главный дуэт, маленький мальчик и сталкер-наркоман. Отношения развиваются по мере прочтения, в конечном итоге подводя к катарсису в таких декорациях, что на фоне стилистики постапа просто очень трудно поверить в подобное. Но как же автор заставляет в это верить – невозможно противиться.
Следующий “Выход силой” Андрея Ерпылёва явил собой куда более слабое произведение. Очень напоминает “Тёмные туннели”, однако резкая концовка, — куда менее бредовая в рамках постапокалипсиса, чем концовка “К свету”, но с куда менее действенной подводкой, — выбивает из колеи и не особенно что-то оставляет в уме и на сердце. Неплохо, но не более.
“Мраморный рай” Сергея Кузнецова – это был вовсе мой первый роман. И кроме интересной задумки с далеким бункером, из которого люди вынуждены бежать через прерии замерзающего убитого мира к метрополитену, таковому мраморному раю в своих головах, мне не очень что-то запомнилось. Это довольно тяжелое произведение – вот это осталось, скажем так, на сердце. История умирающего на глазах малого сына отца, который пытается выжить и найти счастье если не для себя, то хотя бы для своего отпрыска, цепляясь сугубо за малую надежду, найденную в устах полумёртвого человека откуда-то из далека. Это может казаться бредом, если не вспомнить патовость положения. Таким образом формируется очень дельный конфликт, он разворачивается в противостояние человека и природы, человека и человека, завершаясь пространно, но довольно драматично. Мне кажется, данная книга достойна внимания.
А вот и тот самый упомянутый ранее “Странник” Сурена Цормудяна. Сегодня этот автор известен и за пределами серии “Метро”, что не может не радовать, учитывая историю происхождения и издания книги. Кстати – книги хорошей. Да! Это отличное приключение с нетипично развивающимся глобальным квестом: он состоит из множества подквестов, разгадываемых главным героем постепенно. Это дельное в повествовательном плане произведение, своей главной жемчужиной выбравшее главного же антагониста. Как так происходит? В этом и есть заманивающей аккорд романа. Вот, советую, правда: на пару вечером, расслабиться и получить удовольствие – то, что нужно.
Дальнейшая книга серии – “Север” Андрея Буторина. Честно, лично для меня – это любимая книга серии. Буторину удалось воссоздать странную атмосферу постъядерного севера России, притом не пустив градус депрессии по накатанной вниз. Да, смотря на сюжет в рамках типичных туннелей и более-менее логически обоснованных порождений мутации, трудно не засмеяться от того, что представлено Буториным. Но потому я и не утверждаю, что следует обязательно принять эту книгу всем. Нет. Она точно не для всех. Она попадёт в своего читателя, скажем так. В любителя северной романтики, холода, северного сияния и заснеженной тундры. В любителя смелого эксперимента, которым тогда являлась книга без метро для серии о метро – это было в новинку. И я таким был и являюсь. Сюжет стандартен, герои не очень примечательны, главный антагонист – нечто пространное, прямо сказать. Но атмосфера… Эх, моя слабость. Как считаться с данным романом вам – решать, опять же, вам.
“В интересах революции” – это вторая часть “Тёмных туннелей” Антонова. И что сказать: всё то же самое, но больше и кое-где забористее. Запомнились действенные фрагменты. О разделении пайки на голодающих станциях, о первой встрече с невероятными даже для этого мира мутантами. Но в общем – всё тот же средне хороший роман. То же построение сценария, чуть лучший авторский слог. В общем: тот же стандартно неплохой уровень качества.
“Войну кротов” не безызвестного в узких кругах Александра Шакилова я до сих пор не прочёл. Зато последующую за ним “Муранчу” Руслана Мельникова оценил. Что не удивительно – во времена её выхода много о ней разговоров было. И есть о чём: метро, в котором развиваются события, на самом деле на тот момент ещё не существовало в реальности и автор утверждал, что это – наибольшая вольность выдумки, потому как вскоре ростовский метрополитен должен был заработать. Идёт 2018-ый год, в Ростове метро по прежнему нет, а книга есть и в этом же 2018-ом уже не кажется лично мне чем-то занимательным и, уж тем более, серьёзным. По следующим причинам: её главный антагонист – мутант огромных размеров. А сила, которую ему противопоставляют – некие существа из глубин, также немалых размеров и невообразимых форм… И знаете, это всё для меня сейчас – бред. Сколь бы ни был увлекателен непрерываемый экшен, насколько бы занимательно не было наблюдать за скоротечной гибелью ростовского метрополитена, насколько бы сильно ни пытался автор всё обосновать – это бред. Весёлый, несмотря на драму, странный и увлекательный, но бред. Тогда книга мне понравилась, хоть и вопросов была масса. Но сейчас… Ох, не знаю. Это несерьёзно, никак не серьёзно для той атмосферы, которую создал Глуховский. Но это же и интересно. Более того, сценарий также хорош: автор не разжёвывает предысторию, он идёт сразу по американским горкам ставок и борьбы, увеличивая и увеличивая подъёмы да скаты, попутно лишь умудряясь кое-что разъяснить. Притом, на удивление, удачно. Посему, опять же, как эксперимент – считается. Можно прочесть, но только если на нынешних экспериментах серии вы себе иллюзорные бока не наели.
“Безымянка” Сергея Палия – это роман фаната о себе в мире, фанату полюбившемся. Неспешное, томительное повествование нисколько не лишённое атмосферы. Неплохой сегментальный экшен. Драма в развязке. Всё это рисует если не шедевр, то крепкий неплохой роман. И так оно и есть: ни на что иное книга претендовать, как мне кажется, не может. Так как в своём же интервью Сергей Палий признавал, с кого списывал героев, то нагромождать себя особенным расписанием характеров и особенностей этих самых героев он не решился.
А вот читателю от этого слегка не комфортно. Так же, как некомфортно и от медленного развития событий. Но, если книга “зайдёт” с первых страниц, то, поверьте, она вам понравится. Если нет, то на сей раз она не нашла своего читателя.
Следующей по хронологии выхода книгой, которую прочёл я, была “Во Мрак” Андрея Дьякова. Не трудно догадаться, второй частью какого романа она является. Тут история подобна с Дмитрием Глуховским и его сменой повествования и его масштаба в рамках дилогии “Метро 2033” и “Метро 2034”. Только как было там, мы ещё поговорим, а здесь всё было наоборот: автор аннулировал всё то, что было приобретено с прошлого романа. Он переключился на питерский метрополитен, решив трезво сделать центральным вопросом книги как раз этот самый момент с аннулированием – как, из-за чего и, самое главное, кто? Книга сама по себе больше, территория, на которой она развивается – меньше. Герои продолжают развиваться, углубляется их внутренний мир и, что самое важное, автор даёт место уже новому проявлению любви, не родительскому. И описывает он это опять же интересно, в ему свойственной манере. Однако это всё не делает роман интересней. Наоборот: сравнивая его со “К Свету” невольно склоняешься в сторону первой части. Американские горки сценария всё также имеют место быть, но разгон теперь куда медленнее, а спуск куда спокойней, кроме, разве что, нежданного и взаправду здоровского финала. Вот ради его одного стоит взять на заметку этот роман.
“Санитары” Сергея Зайцева в сценарном плане, да и в плане сюжета, уже начали немного сдавать. Лично мне они очень сильно напомнили вновь-таки “Тёмные туннели”. И по развитию событий, и по накалу страстей, и по паттернам приключения. Герои – не самые выразительные, зато главная загадка – нечто нетипичное в рамках серии и потому захватывающее. А этому уже помогает плотная, холодная атмосфера. Вот с чем-чем, а с этим у автора всё получилось на “ура”. Если стандартный сюжет, типичная сценарная расстановка приоритетов вас не пугают, а атмосфера интересует, то прочесть можно, явно получив от книги удовольствие.
“Осада рая” Андрея Буторина – продолжение “Севера”. В книге “Метро 2034” был один небольшой момент полный романтизма, связанный с далёкой АЭС около Полярных Зорь. Это – райское место, где жизнь ещё является именно жизнью. И вот об этом решается поговорить Буторин. В плане сценария ставки куда выше, чем были в прошлой книге. В плане развития отношений героев – наблюдается стагнация, зато имеются новые связи, почему удаётся скрасить этот слабый момент романа. Но в финале всё это приходит в никуда, что не есть хорошо. Концовка тривиальна, но наблюдать за ней в рамках погибшего мира, в котором ещё есть такой острог, всё равно подвластный людским порокам, о которых с читателем и общается автор – интересно. В общем, если “Север” был таковым роуд-муви, то “Осада рая” – “триллер в бутылке”. Очень, очень большой бутылке, но всё же. Смена концепции и повышение значимости ситуации лично на меня подействовали, почему вера в серию, которая к тому моменту уже завершалась (фраза “Вселенная метро 2033” была собрана), у меня не иссякла. Наоборот: я был преисполнен радости, что на столь добротной ноте завершится нечто, чьей частью я являлся хоть в какой-то степени.
Но как пел бессмертный Фредди Меркьюри – “Show must go on”. В АСТ решили также. Ничего удивительного, если вспомнить решения данного издательства касательно серии “S.T.A.L.K.E.R”.
Наступила как таковая вторая фаза. С ней я знаком куда хуже, а если честно: имею честь быть ознакомлённым лишь с тремя книгами. Первая из них – “Корни небес” Тулио Оваледо. Это – роман иностранного автора. В серии Метро и такие эксперименты имеются, до того момента, например, была “Британия” Гранта МакМастера, хотя там также споры ходили, о том, насколько он иностранец, но я в эти подробности не вдавался. Тем более что не верить в имя Оваледо и правду его происхождения у меня не было, а после прочтения книги не возникло. “Корни небес” – это масштабное, медитативное и вместе с тем очень жёсткое, жестокое произведение. Непривычно глубокое для данной вселенной. Книга, где идёт размышление о вере и её роли на отравленных просторах умирающего мира: очень сильно и непривычно. Читать трудно, осознать – ещё труднее. Но стоит ли оно того. Как по мне – да. “Корни небес” – это медленные сценарные этюды: перерывы для читателя слились с экшен-состовляющей, почему роман кажется жвачкой. Это, бесспорно, проблема. Но его идея, философия и мастерство размышления, погружение в тему – это надо оценить. Для меня “Корни небес” стали лебединой песнью серии книг “Метро 2033”. И хоть я однажды точно прочту вторую часть, — являющуюся уже частью третьей фазы, — первую, несмотря на качество последователя, я вряд ли перестану считать сильным и достойным внимания произведением.
“Голод” Сергея Москвина – плохо. Вот именно, что плохо. “Метро” максимально перестало сжимать себя рамками метрополитена в крайних десятках книг. Не сказать, что это плохо – нет, ни в коем случае. Но всё надо дозировать. Тут уже виднеется перебор. Места действий теперь неразумно обширны, отчего даже сама атмосфера погибшего мира ощущается не так, как раньше. Но не это главная претензия. Понимаете, серию и по сей день контролирует её прародитель – Дмитрий Глуховский. Этот человек понимает течение сценария, умеет наблюдать за распределением сил, возрастанием и угасанием опасности для героев, вместе с тем чувствуя, где читатель будет переживать и вжиматься в кресло, а где – нет. Потому, что раньше книги в плане сценарных паттернов были на достойном уровне, так и сейчас. Но теперь, как и раньше, собственно, главными спорными моментами являются развязность фантазии. Чрезмерное пренебрежение такой немаловажной деталью, как умерший в атомном пожаре мир, как серьёзный настрой и какой-никакой реализм, на который сильно напирал роман-первоисточник из-под пера Глуховского. “Голод” не лишён атмосферы по типу “Севера” Буторина, но лишён оригинальности и наделён странными, обескураживающими роялями в кустах, сюжетными решениями и поворотами. Картонные герои, рудиментарность межличностных чувств, антагонист в лице ненавидящего всё и вся нечто, которое является таким лишь в слоге, но никак не на деле, а самое главное – отсутствие самого голода за пределами сценарных триггеров. Раздробленность повествования, нецелостность идеи, отсутствие раскрытия интересной темы, в честь которой названа книга… Это плохо. Лично для меня – плохо.
Единственное, что хочу ещё сказать, так это обратить внимание на слона в комнате – трилогию Дмитрия Глуховского.
О моём отношении к роману-первоисточнику вы уже осведомлены. Дальнейшее уменьшение масштабов и большая проникновенность философией выживания, места в мире, лично мною была принята на “ура”. “Метро 2034” – это отличная, куда более краткая и личная книга.
Это столь же проникновенная, но вместе с тем куда менее масштабная история, по-новому позволяющая посмотреть на одиссею Артёма в предыдущем творении Дмитрия. Он всё также пользует сценарными мотивами, образуя сперва более-менее равномерную подводку к экшен-моменту, а после резко срывая всё на тормозах на середине пути, оставляя окончание, не везде, но много где, на самый финал. Там разрядка, как и в первой книге, получает наибольший толчок. Только если “Метро 2033” это было сразу две книги совмещены в одну, почему такие моменты были раза два-три, то здесь – одна книга. А следовательно и один очень сильный, опустошающий финал. Насколько мне известно, книга “Метро 2035” очень схожа в этом плане с “Метро 2034”. Информацию я получил от своего доброго друга и товарища, у которого я как-нибудь обязательно возьму заключительную часть трилогии. Не верить ему причин у меня нет, но у вас могут быть причины не верить мне – решать, снова, вам.
А в качестве итога мне бы хотелось всё же ответить на вопрос в заглавии: “к какому свету движется этот поезд?”. Свету станции метрополитена или свету в конце метафорического тоннеля смерти. Знаете, ответ я оставлю на вас. Я высказал своё мнение касательно книг и нынешнего положения серии. Оно ничуть не удивительно: идеи иссякают, новизна уходит, места повторяются и приедаются, нелогичность насыщения действий в одном временном промежутке растёт, вселенная трещит и уже не может вобрать в себя такой сумбур, которым, мне кажется, всё-таки стала серия из более сотни книг.
Вы можете быть со мной не согласны – ваше полное право. А я могу быть не прав или недостаточно компетентен – моя вина. Я с радостью почитаю ваши комментарии по теме. Но если подводить субъективный итог по вопросу, то мне кажется, что поезд приходил на свет трижды – по мере таковых итераций фразы на корешках, по мере таковых фаз “Вселенной”. Первый раз он довёз довольных пассажиров и решил сделать ещё один рейс. На него село чуть меньше людей, но и они доехали не без удовольствия и было решено пойти на третий путь. И третий путь идёт уже слишком долго. Настолько, что на самом деле поезд уже прибыл в свой пункт назначения, просто не тот, который был продиктован диспетчером, а тот, который был продиктован законами стагнации идей.