Меценатство что это такое
Меценат: кто это такой, 3 отличительных признака, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Термин «меценат» часто можно услышать в новостях. Обычно так говорят об очень состоятельных людях, поэтому у слушателей это слово вполне закономерно ассоциируется с богатством. Однако точный его смысл понимают далеко не все, и большинство людей не знает, чем меценат отличается, например, от филантропа. Сегодня мы подробно разберём, кто такие меценаты и чем они занимаются, а также узнаем имена известных исторических личностей и наших современников, посвятивших свою жизнь меценатской деятельности.
Кто такой меценат?
Меценат – это человек, безвозмездно выделяющий денежные средства на развитие науки, культуры и искусства. Меценатство отличается от других видов благотворительности тем, что представляет собой не адресную помощь, а вклад во всеобщее благосостояние. Если филантроп строит детский дом или больницу, он стремится помочь некоторому количеству людей. Меценат же вкладывает средства в достижения науки и произведения искусства, которые должны стать достояниями всего человечества.
Стремление делать что-то полезное для других заложено в нашей природе. У всех оно проявляется по-разному и в разной степени, благодаря чему огромное количество людей в мире занимается разными видами благотворительности. Люди бескорыстно вкладывают свои деньги и время в образование, медицину, искусство, развитие детского спорта и других важных направлений. Кто-то стремится помочь конкретным людям, а кто-то мечтает улучшить весь мир.
Отличительные признаки мецената
Меценатство отличается от других видов помощи (например, спонсорства) следующими признаками:
Как было отмечено выше, меценатство не является адресной благотворительностью. И если меценат предоставляет грант или стипендию конкретному человеку, он расценивает это не как личную помощь, а как вклад в искусство или науку.
Большинство людей, занимающихся меценатской деятельностью, являются искренними альтруистами. Но есть и такие, кто преследует определенные корыстные мотивы. Имена заметных меценатов сохраняются в истории наряду с выдающимися художниками и писателями. Поэтому вполне логично, что некоторые богатые люди, мечтающие увековечить своё имя, воспринимают меценатство как «лазейку» для этого.
Как появился термин?
Слово «меценат» произошло от имени Гая Цильния Мецената – друга и помощника императора Октавиана Августа, жившего в I веке до нашей эры. Он покровительствовал художникам и поэтам, обеспечивая им безбедное существование, чтобы те могли посвящать всё своё время творчеству (его самые известные протеже – Гораций и Вергилий). Впоследствии «меценатами» стали называть всех состоятельных людей, покровительствовавших культуре, искусству и науке.
Чтобы правильно понимать, кто такой меценат, нужно учитывать такой важный момент как целеполагание. Если человек просто даёт деньги художнику или музыканту, чтобы оплатить его старания, это не меценатство. Меценатство – это вклад в развитие искусства, а не поощрение одного человека за старания.
Несмотря на то, что и до Гая Мецената находилось немало состоятельных людей, стремившихся помочь развитию культуры, именно его деятельность считается первым проявлением меценатства в современной форме. При этом имеются исторические свидетельства о том, что состоятельные люди поддерживали ученых, художников и поэтов в Древнем Египте, Китайской империи, Индии и других странах.
Меценаты в России
В Российской империи меценатство активно развивалось в 18-19 веках. Занимались им преимущественно купцы и промышленники, которые вкладывали целые состояния в развитие культуры, просвещение и повышение образования. Рассмотрим нескольких самых ярких представителей российского меценатства.
Сергей Строганов
Граф Сергей Строганов (1794-1882) имел множество увлечений. В частности, он интересовался искусством и археологией, в связи с чем собрал огромную коллекцию живописи, а также долгое время занимался финансированием археологических исследований. Но главным достижением его меценатской деятельности было открытие бесплатной художественной школы в Москве. Сегодня МГХПА имени Строганова является одним из самых престижных художественных учебных заведений в России.
Гаврила Солодовников
Самый щедрый российский меценат – это купец и домовладелец Гаврила Солодовников (1826-1901). Он был успешным предпринимателем и за свою жизнь сумел заработать довольно крупное состояние – 21 миллион рублей. Из них только 830 тысяч он оставил наследникам, а более 20 миллионов, согласно его завещанию, было потрачено на общественные и благотворительные нужды.
В пересчете на современные деньги 20 миллионов рублей Российской империи – это примерно 200 миллионов долларов.
Солодовников считал всех малоимущих людей жертвами несправедливости и очень хотел им помочь. На выделенные им деньги по всей России строились училища и профессиональные образовательные учреждения. Также было построено большое количество социального жилья для малоимущих.
Братья Третьяковы
Сергея (1834-1892) и Павла (1832-1898) Третьяковых можно без преувеличения назвать наиболее яркими представителями российского меценатства, ведь сегодня каждый человек в стране знает о Третьяковской галерее. Братья были страстно увлечены живописью и коллекционировали картины. В 1856 году Павел основал музей живописи, который со временем превратился в самую крупную и известную галерею страны.
Конечно, Третьяковская галерея – самое масштабное меценатское достижение братьев. Но и помимо неё они сделали немало для развития искусства в России. В частности, они финансировали художественные школы и консерватории, немало денег тратили на благотворительность, помогали семьям художников.
Савва Мамонтов
Российский предприниматель и промышленник Савва Мамонтов (1841-1918), которого называли «железнодорожным королём» практически всю жизнь занимался меценатством. Он покровительствовал Фёдору Шаляпину и Михаилу Врубелю, поддерживал множество других деятелей искусства. Также на собственные деньги он открыл частную оперу, которой сам руководил (и судя по отзывам, руководил хорошо).
В 1900 году Мамонтов был разорён и едва не посажен за несоблюдение обязательств по строительству железной дороги. Поэтому он вынужден был распродать свою коллекцию произведений искусств. Многие произведения были утеряны, и всё же он сумел сохранить часть из них и передать в другие музеи и коллекции.
Савва Морозов
Предприниматель Савва Морозов (1862-1905) много средств выделял на благотворительность и меценатство. Но самым главным проектом, который он спонсировал, безусловно, стал Московский Художественный театр (МХАТ).
Интересно, что Морозов был одним из богатейших капиталистов, но в то же время поддерживал идеи революционеров. Он помогал им издавать газеты, приветствовал распространение их листовок на своих предприятиях и даже поддерживал забастовки, из-за чего конфликтовал с матерью и другими членами семьи.
Известные зарубежные меценаты
Одним из самых известных меценатов в истории является Лоренцо Медичи (1449-1492) – глава Флорентийской республики. Считается, что его меценатская деятельность существенно ускорила наступление золотого века эпохи Возрождения. Он сам писал стихи и музыку, а также щедро поддерживал деятелей всех видов искусств. Самыми известными его протеже были художники Микеланджело и Боттичелли. Лоренцо Медичи построил первый университет во Флоренции и первую публичную библиотеку в Европе.
Самыми известными меценатами современного мира являются Ротшильды – европейское семейство, чья фамилия у большинства людей ассоциируется с непомерным богатством. Искусствоведы говорят, что с конца 19 века по настоящее время Ротшильды подарили французским музеям и галереям порядка 20 тысяч дорогостоящих произведений.
Сегодня, объясняя, кто такой меценат, обязательно вспоминают американского миллиардера Уоррена Баффета. В 2010 году он решил потратить на благотворительность половину своего состояния, а также завещал благотворительным фондам 99% собственности. Данный жест вызвал немало шума, и позже с подобной инициативой выступили некоторые другие миллиардеры, в частности, Билл и Мелинда Гейтс.
В 2007 году ООН учредила День благотворительности, который отмечается 5 сентября. Данный праздник призван популяризировать все формы филантропии и меценатство в частности. С похожей инициативой выступают некоторые авторитетные издания, публикующие «индексы щедрости» современных меценатов.
Среди современных меценатов есть не только миллиардеры. Существенную часть своего дохода на развитие искусства, культуры и науки жертвуют многие знаменитости, среди которых наиболее известными являются телеведущая Опра Уинфри, кинопродюссер Джодж Лукас и модельер Стелла Маккартни.
Заключение
Меценат – это человек, стремящийся вкладывать свои деньги так, чтобы они служили всему человечеству. Исторически принято связывать меценатство в первую очередь с искусством. Но современные меценаты всё больше вкладываются в образование, просвещение и развитие науки. В частности, за их счёт сегодня проводится огромное количество медицинских исследований, направленных на лечение неизлечимых болезней. И многие из таких исследований оказываются весьма результативными.
Меценатство
Смотреть что такое «Меценатство» в других словарях:
Меценатство — (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры) характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в… … Литературная энциклопедия
меценатство — благотворительность, спонсорство, покровительство Словарь русских синонимов. меценатство сущ., кол во синонимов: 3 • благотворительность (3) • … Словарь синонимов
МЕЦЕНАТСТВО — МЕЦЕНАТСТВО, меценатства, мн. нет, ср. (книжн.). Деятельность мецената. Заниматься меценатством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕЦЕНАТСТВО — Искусство требует пожертвования. Донат Мечик Лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены. Карл IX, французский король Буржуй не меценат старого времени; он содержит и подкармливает искусство но так, что оно живет им самим, как жук в навозе … Сводная энциклопедия афоризмов
Меценатство — ср. 1. Деятельность мецената. 2. Покровительство, оказываемое меценатом кому либо или чему либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
меценатство — меценатство, меценатства, меценатства, меценатств, меценатству, меценатствам, меценатство, меценатства, меценатством, меценатствами, меценатстве, меценатствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
меценатство — мецен атство, а … Русский орфографический словарь
Меценатство — Под меценатством понимается бескорыстная, безвозмездная помощь граждан в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств. Источник:… … Официальная терминология
меценатство — а, с. Діяльність мецената; протегування мецената … Український тлумачний словник
МЕЦЕНАТСТВО — (от имени собственного Меценат римский гражданин, богатый покровитель поэтов и художников, I в. до н. э.) историческая форма механизма социального заказа и социального контроля за иск вом, материального обеспечения художников. В собственном… … Эстетика: Словарь
МЕЦЕНАТСТВО
В отличие от благотворительности, меценатство предполагает, как правило, определяемую индивидуальными целями и вкусом личную заинтересованность мецената в произведениях конкретного художника, поэта, музыканта, в результатах исследований учёного.
Уже при формировании раннеполитических обществ вожди, чтобы подчеркнуть свой особый статус, привлекали к себе искусных мастеров, музыкантов и мудрецов, которые превращались в непременный атрибут складывавшейся придворной жизни. Однако это ещё не означало меценатство в полном смысле слова, поскольку в отношении этой части общества властители прибегали в основном к принуждению, а не к поощрению. Меценатство возникло тогда, когда покровители стали использовать материальное поощрение интеллектуального и творческого труда людей, обладавших известной степенью свободы.
Понятие меценатство появилось много позднее возникновения самого этого явления. Так, китайская историческая традиция называет древних императоров, которые поощряли искусства, приближали к себе поэтов и музыкантов и даже делали их сановниками. В эти же времена стала возникать и частная инициатива: Конфуций, озабоченный проблемой подготовки грамотных чиновников, открыл собственную школу. В Индии развитие меценатства связано в первую очередь с деятельностью правителя Ашоки, приложившего, не скупясь на средства, большие усилия к распространению не только буддизма, но и буддийской культуры.
Переход от аграрного общества к индустриальному отразился и на меценатстве. Значительно расширился круг участников меценатской деятельности, поскольку буржуазия, повсюду теснившая аристократию, увидела в меценатстве дополнительный источник усиления своего социального и политического влияния. Вскоре, однако, меценатство оказалось в тени благотворительности, которая оказывала непосредственное и более сильное психологическое воздействие на общество, чем меценатство, рассчитанное на менее широкий круг лиц. Хотя буржуазия дополнила список знаменитых меценатов новыми именами (Ротшильды и другие), само меценатство оставалось преимущественно уделом аристократов и монархов [существенную помощь Р. Вагнеру оказывал король Баварии Людвиг II (смотрите Людовик II)]. Разновидностью меценатства можно считать предоставление возможностей для обучения и путешествий (пансионерство, частные стипендии и тому подобное).
Затруднительной бывает идентификация в качестве М. таких форм поощрения, как значительно завышенные гонорары, особенно это характерно для М. в спорте. Столь же сложной представляется и проблема взаимодействия М. и государства. По традиции, уходящей в древность и Средневековье, власть выступала одним из самых главных субъектов М., теперь же её роль становится не столь очевидной, поскольку от государства ожидают не М., а системной и санкционированной обществом через представит. учреждения поддержки науки и культуры. Возникают новые формы направления финансовых потоков в эту сферу.
В условиях глобализации М. перешагивает нац. границы и черпает свои ресурсы не только из частных национальных, но и междунар. фондов. М. может реализоваться и в проектах офиц. междунар. организаций: напр., частные компании в качестве спонсоров или меценатов имеют возможность участвовать в проектах ЮНЕСКО или в проектах, осуществляемых на основе межправительственных соглашений. Выросло значение менеджмента спонсорских организаций, которые предоставляют помощь с учётом определённых политич. и идеологич. предпочтений, превращая М., таким образом, в дополнит. инструмент влияния на мировое сообщество. М. во многих странах регулируется законодательством, которое предусматривает налоговые льготы для меценатов, напр.: в США – закон, принятый Конгрессом после 1-й мировой войны (имел цель поддержать экономич. рост), во Франции – Закон о меценатстве, ассоциациях и фондах 2003 (поощряет действия, осуществляемые в обществ. интересах), в Бразилии – законы о финансовом стимулировании (первый действовал в 1986–1990, новый – с 1990; способствуют продвижению нац. культуры в зарубежные страны).
Меценатство в России. Первые примеры меценатской деятельности известны с 17 в. Возникновение М. в предпринимательской среде связано со Строгановыми, благодаря которым сложилась строгановская школа иконописи, шитья, ювелирного искусства, расцвело строгановское деревянное зодчество. Строгановы также покровительствовали «своему служилому человеку», композитору и дирижёру Н. П. Дилецкому. Реформы Петра I, принёсшие в страну дух европ. Просвещения, способствовали приобщению знати к М. Его истоки обнаруживаются в коллекционировании и собирательстве, развивавшихся наряду со строительством дворцов и усадеб. Коллекции Шереметевых, Строгановых, Демидовых, Румянцевых, Юсуповых, Орловых, Барятинских, Мещерских, Белосельских-Белозерских, Тенишевых и др. позднее легли в основу крупных музейных фондов, худож. галерей, библиотек. Расцвет дворянского М. пришёлся на время царствования имп. Екатерины II и имп. Александра I (последняя треть 18 – 1-я четв. 19 вв.). Екатерина II объявляла себя покровительницей наук и искусств и привлекала в эти области пожертвования, имевшие нередко общенациональное значение. На пожертвования П. А. Демидова в Москве открыто первое в России коммерческое училище (1772), крупные суммы он жертвовал на создание нар. училищ и Моск. ун-ту.
Его племянник П. Г. Демидов подарил Моск. ун-ту в 1803 кабинет естеств. истории, а также коллекции животных и минералов, в 1803–05 – библиотеку, в 1806 – минц-кабинет. При его помощи учреждено Ярославское уч-ще высших наук (с 1833 Демидовский лицей) и открыт ун-т в Киеве (1834). По заказу А. К. Разумовского Л.ван Бетховен написал три квартета (т. н. Русские квартеты). Гр. А. С. Строганов поддерживал поэтов и писателей Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. И. Гнедича, художников Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, скульптора И. П. Мартоса, композитора Д. С. Бортнянского, арх. А. Н. Воронихина. Меценаты кн. И. А. Гагарин, П. А. Кикин, гр. А. И. Дмитриев-Мамонов основали в 1820 в С.-Петербурге Об-во поощрения художников (c 1882 Общество поощрения художеств), которое проводило выставки, конкурсы молодых дарований. С. Г. Строганов в 1825 открыл «бесплатную рисовальную школу, приспособленную к искусствам и ремёслам» в Москве, известную затем как Строгановское уч-ще (ныне Моск. гос. художественно- промышленная академия им. С. Г. Строганова). На средства гр. Н. П. Румянцева снаряжались науч. экспедиции, корабли для кругосветного плавания, издавались историч. источники, созданРумянцевский музей. Ценное собрание картин светлейшего кн. А. А. Безбородко его наследниками было передано в дар АХ и стало основой открытой в её стенах Кушелевской галереи (ныне большинство картин из состава коллекции хранится в Эрмитаже). Во 2-й трети 19 в. видными коллекционерами и меценатами становились крупные чиновники. Напр., директор Почтового деп-та Ф. И. Прянишников приобретал произведения молодых нуждающихся художников, а позднее – картины мн. выдающихся рус. мастеров (его коллекция в 1865 приобретена казной, ныне – в ГТГ).
Во 2-й пол. 19 в. дворянское М. потеряло свою ведущую роль, хотя продолжало оказывать заметное влияние на развитие иск-ва, науки и образования. Новый подъём М. связан в осн. с накоплением крупных капиталов, ростом обществ. активности купечества и торгово-пром. буржуазии, благодаря которым М. стало массовым явлением. Значит. часть предпринимателей были выходцами из крестьянства, из старообрядч. среды и проявляли больший интерес к народным, православным корням и традициям рус. культуры. Мн. видные меценаты прошли сложный путь развития от зачастую неосознанного, стихийного увлечения собирательством до создания коллекций нац. значения, осуществления крупных проектов в области культуры и просвещения. Они содействовали созданию в короткие сроки нац. школы в изобразит., музыкальном иск-ве, способствовали ознакомлению образованной общественности в России с достижениями мировой культуры, внесли большой вклад в создание общедоступных худож. галерей, музеев, частных опер, библиотек, драматич. театров, народных домов, подготовили почву для широкого признания рус. иск-ва за рубежом. С кон. 19 в. рос. меценаты поддерживали новые направления в развитии рус. иск-ва, культуры в целом.
Крупнейшим центром М. являлась Москва. В 1840–50-е гг. и позднее здесь сложились большие худож. собрания, принадлежавшие купцам В. А. Кокореву, К. Т. Солдатёнкову, Г. И. Хлудову (из рода Хлудовых), С. А. Мазурину, И. И. Четверикову, С. Н. Мосолову и др. Одну из наиболее ценных худож. коллекций в истории России собрал П. М. Третьяков, который передал её вместе с коллекцией умершего брата С. М. Третьякова в 1892 в дар Моск. городскому обществ. управлению; в 1893 открыта Гор. худож. галерея П. и С. Третьяковых (ныне Третьяковская галерея).
Велика роль М. в развитии отеч. музыкальной культуры. Н. Ф. фон Мекк (см. в ст. Мекки) в 1876–90 регулярно передавала денежные суммы П. И. Чайковскому (никогда не встретившись с ним лично) и приглашала его летом жить в своей подмосковной усадьбе Плещеево, создавая ему благоприятные условия для творчества. Г. Г. Солодовников, Абрикосовы, Морозовы, К. Т. Солдатёнков внесли осн. средства на строительство здания Моск. консерватории (остальные деньги пожертвовал имп. Александр III), а С. П. фон Дервиз подарил Большому залу консерватории орган. М. П. Беляев основал издательство в Лейпциге для публикации произведений рус. композиторов (Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова и др.), финансировал концерты, где исполнялись их произведения, учредил ежегодную Глинкинскую премию. Издание сочинений композиторов, в т. ч. А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, продолжил С. А. Кусевицкий, развернувший широкую концертную и музыкально-просветительную деятельность. С. И. Зимин открыл свой Оперный театр в Москве (1904). М. К. Морозова материально поддерживала отеч. композиторов, в т. ч. А. Н. Скрябина.
С. И. Мамонтов и М. К. Тенишева активно способствовали развитию целых отраслей нового рус. искусства (оперы – Частная русская опера; иск-ва театральной декорации и декоративно-прикладного иск-ва – мастерские в Талашкино), воссозданию рус. стиля в изобразит. иск-ве, положили начало финансированию ж. «Мир искусства» (1898).
Меценаты жертвовали средства на реставрацию и восстановление памятников истории и архитектуры, создание музеев и др. культурных центров. А. А. Титов содействовал реставрации ансамбля Кремля в Ростове Великом, открытию Ростовского музея древностей (1885). Сергей Т. Морозов создал в Москве Музей кустарных изделий (1885; ныне Фонд нар. худож. промыслов РФ). Ю. С. Нечаев-Мальцев взял на себя осн. расходы по возведению и украшению здания и приобретению вещей для коллекций Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ). Савва Т. Морозов был одним из гл. жертвователей на деятельность МХТ. Д. Г. Бурылин учредил на свои средства Музей пром-сти и иск-ва в Иваново-Вознесенске (1915; ныне г. Иваново). А. И. Куинджи пожертвовал своё состояние на поддержку худож. обществ и художников.
Собрания частных коллекционеров составили основу мн. музеев и библиотек. М. К. Морозова в 1910 пожертвовала Третьяковской галерее худож. собрание своего покойного мужа М. А. Морозова (ныне хранится в ГТГ, ГМИИ, Эрмитаже). А. П. Бахрушин завещал обширную и ценную б-ку Румянцевскому музею, а коллекцию картин, рисунков, фарфора, изделий из бронзы, собрание миниатюр, табакерок и др. – Историч. музею в Москве (ныне ГИМ). А. А. Бахрушин в 1913 передал в дар Петерб. АН своё единственное в мире собрание по истории рус. и зап.-европ. театра, на основе которого в Москве создан Театральный музей (ныне Гос. центр. театральный музей им. А. А. Бахрушина). Выдающимися коллекционерами были бр. Щукины. П. И. Щукин составил огромную коллекцию рус. и вост. древностей, включавшую бытовую и церковную утварь, оружие, ткани, ковры, шпалеры, шитьё, и в 1905 передал организованный им музей Историч. музею. С деятельностью С. И. Щукина связан переход к коллекционированию в предпринимательской среде новейшей европ. живописи. В 1907 он сделал своё собрание доступным для посещения; завещал его Третьяковской галерее. Коллекции новейшей франц. живописи С. И. Щукина и братьев М. А. и И. А. Морозовых (ныне находятся в ГМИИ и Эрмитаже) оказали большое влияние на развитие нового рус. искусства.
В последней трети 19 – нач. 20 вв. повсеместно представители разных слоёв населения основывали и содержали библиотеки, учебные заведения, учреждали стипендии при них. Барон А. Л. Штиглиц передал крупные средства на нужды С.-Петерб. коммерч. уч-ща, на его деньги основано (1876) и содержалось одно из первых в России училищ технич. рисования (носило его имя), а также худож.-пром. музей и б-ка при нём (мн. приобретения для собрания этого музея сделаны зятем Штиглица, А. А. Половцовым). На средства А. С. Губкина построено и оснащено Кунгурское технич. уч-ще (1877). В. А. Морозова пожертвовала деньги на создание бесплатной библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (1885), Пречистенских курсов для рабочих (1897) в Москве, Моск. городского народного ун-та им. А. Л. Шанявского (1908), на её средства также издавались газ. «Русские ведомости», журналы «Русское богатство» и «Русская мысль» (совм. с К. Т. Солдатёнковым).
Значит. внимание меценаты уделяли развитию науки. П. Н. Демидов в 1831 основал Демидовские премии, призванные содействовать «преуспеянию наук словесности и промышленности в своём отечестве». Д. П. Рябушинский основал (1904) и финансировал первую в Европе Аэродинамич. лабораторию (с 1915 институт) в имении Кучино под Москвой. Вологодский купец Х. С. Леденцов завещал своё состояние на создание Об-ва содействия успехам опытных наук и их практич. применений (см. Леденцова общество). А. М. Сибиряков содействовал организации полярных экспедиций, изучению и освоению водных и сухопутных путей сообщения в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке, учредил (1883) премии за лучшие сочинения по истории Сибири (присуждались до 1914). Н. В. Мешков в 1916 выделил значит. средства для создания Пермского отделения Петроградского ун-та (ныне Пермский гос. нац. исследовательский ун-т).
Развитию М. способствовал пример членов рос. имп. фамилии. Они инициировали, поддерживали разл. начинания в области культуры и просвещения, присутствовали на церемониях открытия общественно значимых объектов культуры, подчёркивая тем самым их значение, выступали непосредственно в качестве меценатов и коллекционеров. Коллекция имп. Александра III легла в основу Рус. музея в С.-Петербурге (ныне ГРМ). Наиболее выдающиеся меценаты награждались чинами, орденами и потомств. дворянством.
В кон. 19 – нач. 20 вв. в связи с коммерциализацией культуры и превращением мн. видов искусства (напр., худож. фотографии, кино, иск-ва полиграфич. оформления книги) в доходное дело развитию культуры и иск-ва стали также способствовать предприниматели – инициаторы и организаторы худож. производства, антрепренёры. В области издательского и художественно-издательского дела такими предпринимателями были Н. П. Рябушинский, М. О. Вольф, И. Н. Кнебель, И. Д. Сытин, бр. Сабашниковы, А. С. Суворин и др., в области худож. фотографии и кино – владелец фотографич. фирмы и придворный фотограф А. К. Ягельский, журналист и фотокорреспондент А. О. Дранков, поставивший первый рос. игровой фильм на тему отеч. истории – «Понизовая вольница» (о С. Т. Разине, 1908), а также А. А. Ханжонков – один из крупнейших предпринимателей в области кинематографии в дореволюц. России. С. П. Дягилев сыграл исключит. роль в поддержке новых направлений отеч. иск-ва, пропаганде его за рубежом, ознакомлении рус. общества с лучшими образцами европ. иск-ва.
После Окт. революции 1917 М. практически перестало существовать в связи с ликвидацией частного капитала и принятием государством на себя всеобъемлющего финансирования культуры, науки и просвещения; крупные частные собрания были национализированы и переданы в гос. музеи и учреждения культуры. В СССР М. рассматривалось как антисоциальное, буржуазное явление, несовместимое с природой социалистич. общества.
Возрождение М. в России началось в ходе перестройки в кон. 1980-х гг. Были учреждены Сов. фонд культуры (1986, ныне Рос. фонд культуры), Междунар. Демидовский фонд (1992), Междунар. благотворит. фонд Владимира Спивакова (1994), Фонд Мстислава Ростроповича по поддержке молодых музыкантов (1997), Центр оперного пения Галины Вишневской (2002), Фонд Михаила Прохорова (Благотворит. фонд культурных инициатив; 2004) и др. Поддержку науке и культуре оказывают некоторые крупнейшие компании («Газпром», ЛУКОЙЛ и др.), возникли клубы и объединения меценатов («Дягилев-центр» в Москве, «Меценат-клуб» в С.-Петербурге и др.).
Дополнительная литература:
Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. 2-е изд. СПб., 1885. М., 1992;
Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования, и капиталы, пожертвованные московскому городскому общественному управлению в течение 1863–1904 гг. М., 1906;
Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1909–1912. Вып. 1–12;
Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989;
Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992;
Демская А. А., Семенова Н.Ю. У Щукина, на Знаменке. М., 1993;
Боткина А. П.П. М. Третьяков в жизни и искусстве. 5-е изд. М., 1995;
Мешалкин П. Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей: Вторая половина XIX – начало XX в. Красноярск, 1995;
Bayer W. Die Moskauer Medici. Der russische Bürger als Mäzen 1850–1917. W., 1996;
Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 2002;
Буторов А. В. Собиратели и меценаты Московского Английского клуба. М., 2002;
Андросов С. О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003;
Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь-справочник от А до Я / Авт.-сост. М. Л. Макальская, Н. Н. Бобровская. М., 2003.
Автор статьи: М. Л. Гавлин (меценатство в России).