Меценатство что это такое

Меценат: кто это такой, 3 отличительных признака, примеры

Меценатство что это такое. Смотреть фото Меценатство что это такое. Смотреть картинку Меценатство что это такое. Картинка про Меценатство что это такое. Фото Меценатство что это такое

Приветствую Вас, друзья!

Термин «меценат» часто можно услышать в новостях. Обычно так говорят об очень состоятельных людях, поэтому у слушателей это слово вполне закономерно ассоциируется с богатством. Однако точный его смысл понимают далеко не все, и большинство людей не знает, чем меценат отличается, например, от филантропа. Сегодня мы подробно разберём, кто такие меценаты и чем они занимаются, а также узнаем имена известных исторических личностей и наших современников, посвятивших свою жизнь меценатской деятельности.

Кто такой меценат?

Меценат – это человек, безвозмездно выделяющий денежные средства на развитие науки, культуры и искусства. Меценатство отличается от других видов благотворительности тем, что представляет собой не адресную помощь, а вклад во всеобщее благосостояние. Если филантроп строит детский дом или больницу, он стремится помочь некоторому количеству людей. Меценат же вкладывает средства в достижения науки и произведения искусства, которые должны стать достояниями всего человечества.

Стремление делать что-то полезное для других заложено в нашей природе. У всех оно проявляется по-разному и в разной степени, благодаря чему огромное количество людей в мире занимается разными видами благотворительности. Люди бескорыстно вкладывают свои деньги и время в образование, медицину, искусство, развитие детского спорта и других важных направлений. Кто-то стремится помочь конкретным людям, а кто-то мечтает улучшить весь мир.

Отличительные признаки мецената

Меценатство отличается от других видов помощи (например, спонсорства) следующими признаками:

Как было отмечено выше, меценатство не является адресной благотворительностью. И если меценат предоставляет грант или стипендию конкретному человеку, он расценивает это не как личную помощь, а как вклад в искусство или науку.

Большинство людей, занимающихся меценатской деятельностью, являются искренними альтруистами. Но есть и такие, кто преследует определенные корыстные мотивы. Имена заметных меценатов сохраняются в истории наряду с выдающимися художниками и писателями. Поэтому вполне логично, что некоторые богатые люди, мечтающие увековечить своё имя, воспринимают меценатство как «лазейку» для этого.

Как появился термин?

Слово «меценат» произошло от имени Гая Цильния Мецената – друга и помощника императора Октавиана Августа, жившего в I веке до нашей эры. Он покровительствовал художникам и поэтам, обеспечивая им безбедное существование, чтобы те могли посвящать всё своё время творчеству (его самые известные протеже – Гораций и Вергилий). Впоследствии «меценатами» стали называть всех состоятельных людей, покровительствовавших культуре, искусству и науке.

Чтобы правильно понимать, кто такой меценат, нужно учитывать такой важный момент как целеполагание. Если человек просто даёт деньги художнику или музыканту, чтобы оплатить его старания, это не меценатство. Меценатство – это вклад в развитие искусства, а не поощрение одного человека за старания.

Несмотря на то, что и до Гая Мецената находилось немало состоятельных людей, стремившихся помочь развитию культуры, именно его деятельность считается первым проявлением меценатства в современной форме. При этом имеются исторические свидетельства о том, что состоятельные люди поддерживали ученых, художников и поэтов в Древнем Египте, Китайской империи, Индии и других странах.

Меценаты в России

В Российской империи меценатство активно развивалось в 18-19 веках. Занимались им преимущественно купцы и промышленники, которые вкладывали целые состояния в развитие культуры, просвещение и повышение образования. Рассмотрим нескольких самых ярких представителей российского меценатства.

Сергей Строганов

Граф Сергей Строганов (1794-1882) имел множество увлечений. В частности, он интересовался искусством и археологией, в связи с чем собрал огромную коллекцию живописи, а также долгое время занимался финансированием археологических исследований. Но главным достижением его меценатской деятельности было открытие бесплатной художественной школы в Москве. Сегодня МГХПА имени Строганова является одним из самых престижных художественных учебных заведений в России.

Гаврила Солодовников

Самый щедрый российский меценат – это купец и домовладелец Гаврила Солодовников (1826-1901). Он был успешным предпринимателем и за свою жизнь сумел заработать довольно крупное состояние – 21 миллион рублей. Из них только 830 тысяч он оставил наследникам, а более 20 миллионов, согласно его завещанию, было потрачено на общественные и благотворительные нужды.

В пересчете на современные деньги 20 миллионов рублей Российской империи – это примерно 200 миллионов долларов.

Солодовников считал всех малоимущих людей жертвами несправедливости и очень хотел им помочь. На выделенные им деньги по всей России строились училища и профессиональные образовательные учреждения. Также было построено большое количество социального жилья для малоимущих.

Братья Третьяковы

Сергея (1834-1892) и Павла (1832-1898) Третьяковых можно без преувеличения назвать наиболее яркими представителями российского меценатства, ведь сегодня каждый человек в стране знает о Третьяковской галерее. Братья были страстно увлечены живописью и коллекционировали картины. В 1856 году Павел основал музей живописи, который со временем превратился в самую крупную и известную галерею страны.

Конечно, Третьяковская галерея – самое масштабное меценатское достижение братьев. Но и помимо неё они сделали немало для развития искусства в России. В частности, они финансировали художественные школы и консерватории, немало денег тратили на благотворительность, помогали семьям художников.

Савва Мамонтов

Российский предприниматель и промышленник Савва Мамонтов (1841-1918), которого называли «железнодорожным королём» практически всю жизнь занимался меценатством. Он покровительствовал Фёдору Шаляпину и Михаилу Врубелю, поддерживал множество других деятелей искусства. Также на собственные деньги он открыл частную оперу, которой сам руководил (и судя по отзывам, руководил хорошо).

В 1900 году Мамонтов был разорён и едва не посажен за несоблюдение обязательств по строительству железной дороги. Поэтому он вынужден был распродать свою коллекцию произведений искусств. Многие произведения были утеряны, и всё же он сумел сохранить часть из них и передать в другие музеи и коллекции.

Савва Морозов

Предприниматель Савва Морозов (1862-1905) много средств выделял на благотворительность и меценатство. Но самым главным проектом, который он спонсировал, безусловно, стал Московский Художественный театр (МХАТ).

Интересно, что Морозов был одним из богатейших капиталистов, но в то же время поддерживал идеи революционеров. Он помогал им издавать газеты, приветствовал распространение их листовок на своих предприятиях и даже поддерживал забастовки, из-за чего конфликтовал с матерью и другими членами семьи.

Известные зарубежные меценаты

Одним из самых известных меценатов в истории является Лоренцо Медичи (1449-1492) – глава Флорентийской республики. Считается, что его меценатская деятельность существенно ускорила наступление золотого века эпохи Возрождения. Он сам писал стихи и музыку, а также щедро поддерживал деятелей всех видов искусств. Самыми известными его протеже были художники Микеланджело и Боттичелли. Лоренцо Медичи построил первый университет во Флоренции и первую публичную библиотеку в Европе.

Самыми известными меценатами современного мира являются Ротшильды – европейское семейство, чья фамилия у большинства людей ассоциируется с непомерным богатством. Искусствоведы говорят, что с конца 19 века по настоящее время Ротшильды подарили французским музеям и галереям порядка 20 тысяч дорогостоящих произведений.

Сегодня, объясняя, кто такой меценат, обязательно вспоминают американского миллиардера Уоррена Баффета. В 2010 году он решил потратить на благотворительность половину своего состояния, а также завещал благотворительным фондам 99% собственности. Данный жест вызвал немало шума, и позже с подобной инициативой выступили некоторые другие миллиардеры, в частности, Билл и Мелинда Гейтс.

В 2007 году ООН учредила День благотворительности, который отмечается 5 сентября. Данный праздник призван популяризировать все формы филантропии и меценатство в частности. С похожей инициативой выступают некоторые авторитетные издания, публикующие «индексы щедрости» современных меценатов.

Среди современных меценатов есть не только миллиардеры. Существенную часть своего дохода на развитие искусства, культуры и науки жертвуют многие знаменитости, среди которых наиболее известными являются телеведущая Опра Уинфри, кинопродюссер Джодж Лукас и модельер Стелла Маккартни.

Заключение

Меценат – это человек, стремящийся вкладывать свои деньги так, чтобы они служили всему человечеству. Исторически принято связывать меценатство в первую очередь с искусством. Но современные меценаты всё больше вкладываются в образование, просвещение и развитие науки. В частности, за их счёт сегодня проводится огромное количество медицинских исследований, направленных на лечение неизлечимых болезней. И многие из таких исследований оказываются весьма результативными.

Источник

Меценатство

Смотреть что такое «Меценатство» в других словарях:

Меценатство — (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры) характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в… … Литературная энциклопедия

меценатство — благотворительность, спонсорство, покровительство Словарь русских синонимов. меценатство сущ., кол во синонимов: 3 • благотворительность (3) • … Словарь синонимов

МЕЦЕНАТСТВО — МЕЦЕНАТСТВО, меценатства, мн. нет, ср. (книжн.). Деятельность мецената. Заниматься меценатством. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МЕЦЕНАТСТВО — Искусство требует пожертвования. Донат Мечик Лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены. Карл IX, французский король Буржуй не меценат старого времени; он содержит и подкармливает искусство но так, что оно живет им самим, как жук в навозе … Сводная энциклопедия афоризмов

Меценатство — ср. 1. Деятельность мецената. 2. Покровительство, оказываемое меценатом кому либо или чему либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

меценатство — меценатство, меценатства, меценатства, меценатств, меценатству, меценатствам, меценатство, меценатства, меценатством, меценатствами, меценатстве, меценатствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

меценатство — мецен атство, а … Русский орфографический словарь

Меценатство — Под меценатством понимается бескорыстная, безвозмездная помощь граждан в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств. Источник:… … Официальная терминология

меценатство — а, с. Діяльність мецената; протегування мецената … Український тлумачний словник

МЕЦЕНАТСТВО — (от имени собственного Меценат римский гражданин, богатый покровитель поэтов и художников, I в. до н. э.) историческая форма механизма социального заказа и социального контроля за иск вом, материального обеспечения художников. В собственном… … Эстетика: Словарь

Источник

МЕЦЕНАТСТВО

В от­ли­чие от бла­го­тво­ри­тель­но­сти, меценатство пред­по­ла­га­ет, как пра­ви­ло, оп­ре­де­ляе­мую ин­ди­ви­ду­аль­ными це­ля­ми и вку­сом лич­ную за­ин­те­ре­со­ван­ность ме­це­на­та в про­из­ве­де­ни­ях кон­крет­но­го ху­дож­ни­ка, по­эта, му­зы­кан­та, в ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний учё­но­го.

Уже при фор­ми­ро­ва­нии ран­не­по­ли­тических об­ществ во­ж­ди, что­бы под­черк­нуть свой осо­бый ста­тус, при­вле­ка­ли к се­бе ис­кус­ных мас­те­ров, му­зы­кан­тов и муд­ре­цов, ко­то­рые пре­вра­ща­лись в не­пре­мен­ный ат­ри­бут скла­ды­вав­шей­ся при­двор­ной жиз­ни. Од­на­ко это ещё не оз­на­ча­ло меценатство в пол­ном смыс­ле сло­ва, по­сколь­ку в от­но­ше­нии этой час­ти об­ще­ст­ва вла­сти­те­ли при­бе­га­ли в основном к при­ну­ж­де­нию, а не к по­ощ­ре­нию. Меценатство воз­ник­ло то­гда, ко­гда по­кро­ви­те­ли ста­ли использовать ма­те­ри­аль­ное по­ощ­ре­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го и творческого тру­да лю­дей, об­ла­дав­ших из­вест­ной сте­пе­нью сво­бо­ды.

По­ня­тие меценатство поя­ви­лось мно­го позд­нее воз­ник­но­ве­ния са­мо­го это­го яв­ле­ния. Так, китайская ис­то­рическая тра­ди­ция на­зы­ва­ет древ­них им­пе­ра­то­ров, ко­то­рые по­ощ­ря­ли ис­кус­ст­ва, при­бли­жа­ли к се­бе по­этов и му­зы­кан­тов и да­же де­ла­ли их са­нов­ни­ка­ми. В эти же вре­ме­на ста­ла воз­ни­кать и ча­ст­ная ини­циа­ти­ва: Кон­фу­ций, оза­бо­чен­ный про­бле­мой под­го­тов­ки гра­мот­ных чи­нов­ни­ков, от­крыл собственную шко­лу. В Ин­дии раз­ви­тие меценатства свя­за­но в пер­вую оче­редь с дея­тель­но­стью пра­ви­те­ля Ашо­ки, при­ло­жив­ше­го, не ску­пясь на сред­ст­ва, боль­шие уси­лия к рас­про­стра­не­нию не толь­ко буд­диз­ма, но и буд­дий­ской куль­ту­ры.

Пе­ре­ход от аг­рар­но­го об­ще­ст­ва к ин­ду­ст­ри­аль­но­му от­ра­зил­ся и на меценатстве. Зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся круг уча­ст­ни­ков ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти, по­сколь­ку бур­жуа­зия, по­всю­ду тес­нив­шая ари­сто­кра­тию, уви­де­ла в меценатстве до­пол­нительный ис­точ­ник уси­ле­ния сво­его со­ци­аль­но­го и по­ли­тического влия­ния. Вско­ре, од­на­ко, меценатство ока­за­лось в те­ни бла­го­тво­ри­тель­но­сти, ко­то­рая ока­зы­ва­ла не­по­сред­ст­вен­ное и бо­лее силь­ное пси­хо­ло­гическое воз­дей­ст­вие на об­ще­ст­во, чем меценатство, рас­счи­тан­ное на ме­нее ши­ро­кий круг лиц. Хо­тя бур­жуа­зия до­пол­ни­ла спи­сок зна­ме­ни­тых ме­це­на­тов но­вы­ми име­на­ми (Рот­шиль­ды и другие), са­мо меценатство ос­та­ва­лось пре­имущественно уде­лом ари­сто­кра­тов и мо­нар­хов [су­щественную по­мощь Р. Ваг­не­ру ока­зы­вал ко­роль Ба­ва­рии Люд­виг II (смотрите Лю­до­вик II)]. Раз­но­вид­но­стью меценатства мож­но счи­тать пре­дос­тав­ле­ние воз­мож­но­стей для обу­че­ния и пу­те­ше­ст­вий (пан­сио­нер­ст­во, ча­ст­ные сти­пен­дии и тому подобное).

За­труд­ни­тель­ной бы­ва­ет иден­ти­фи­ка­ция в ка­чест­ве М. та­ких форм по­ощ­ре­ния, как зна­чи­тель­но за­вы­шен­ные го­но­ра­ры, осо­бен­но это ха­рак­тер­но для М. в спор­те. Столь же слож­ной пред­став­ля­ет­ся и про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия М. и го­су­дар­ст­ва. По тра­ди­ции, ухо­дя­щей в древ­ность и Сред­не­ве­ко­вье, власть вы­сту­па­ла од­ним из са­мых глав­ных субъ­ек­тов М., те­перь же её роль ста­но­вит­ся не столь оче­вид­ной, по­сколь­ку от го­су­дар­ст­ва ожи­да­ют не М., а сис­тем­ной и санк­цио­ни­ро­ван­ной об­ще­ст­вом че­рез пред­ста­вит. уч­ре­ж­де­ния под­держ­ки нау­ки и куль­ту­ры. Воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы на­прав­ле­ния фи­нан­со­вых по­то­ков в эту сфе­ру.

В ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции М. пе­ре­ша­ги­ва­ет нац. гра­ни­цы и чер­па­ет свои ре­сур­сы не толь­ко из ча­ст­ных на­цио­наль­ных, но и ме­ж­ду­нар. фон­дов. М. мо­жет реа­ли­зо­вать­ся и в про­ек­тах офиц. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций: напр., ча­ст­ные ком­па­нии в ка­че­ст­ве спон­со­ров или ме­це­на­тов име­ют воз­мож­ность уча­ст­во­вать в про­ек­тах ЮНЕСКО или в про­ек­тах, осу­ще­ст­в­ляе­мых на ос­но­ве меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных со­гла­ше­ний. Вы­росло зна­че­ние ме­недж­мен­та спон­сор­ских ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые пре­до­став­ля­ют по­мощь с учё­том оп­ре­де­лён­ных по­ли­тич. и идео­ло­гич. пред­поч­те­ний, пре­вра­щая М., та­ким об­ра­зом, в до­пол­нит. ин­ст­ру­мент влия­ния на ми­ро­вое со­об­ще­ст­во. М. во мно­гих стра­нах ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом, ко­то­рое пре­ду­смат­ри­ва­ет на­ло­го­вые льго­ты для ме­це­на­тов, напр.: в США – за­кон, при­ня­тый Кон­грес­сом по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны (имел цель под­дер­жать эко­но­мич. рост), во Фран­ции – За­кон о ме­це­нат­ст­ве, ас­со­циа­ци­ях и фон­дах 2003 (по­ощ­ря­ет дей­ст­вия, осу­ще­ст­в­ляе­мые в об­ществ. ин­те­ре­сах), в Бра­зи­лии – за­ко­ны о фи­нан­со­вом сти­му­ли­ро­ва­нии (пер­вый дей­ст­во­вал в 1986–1990, но­вый – с 1990; спо­соб­ст­ву­ют про­дви­же­нию нац. куль­ту­ры в за­ру­беж­ные стра­ны).

Ме­це­нат­ст­во в Рос­сии. Пер­вые при­ме­ры ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти из­вест­ны с 17 в. Воз­ник­но­ве­ние М. в пред­при­нима­тель­ской сре­де свя­за­но со Стро­га­новы­ми, бла­го­да­ря ко­то­рым сло­жи­лась стро­га­нов­ская шко­ла ико­но­пи­си, ши­тья, юве­лир­но­го ис­кус­ст­ва, рас­цве­ло стро­га­нов­ское де­ре­вян­ное зод­че­ст­во. Стро­га­но­вы так­же по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли «сво­ему слу­жи­ло­му че­ло­ве­ку», ком­по­зи­то­ру и ди­ри­жё­ру Н. П. Ди­лец­ко­му. Ре­фор­мы Пет­ра I, при­нёс­шие в стра­ну дух ев­роп. Про­све­ще­ния, спо­соб­ст­во­ва­ли при­об­ще­нию зна­ти к М. Его ис­то­ки об­на­ру­жи­ва­ют­ся в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии и со­би­ра­тель­ст­ве, раз­ви­вав­ших­ся на­ря­ду со строи­тель­ст­вом двор­цов и уса­деб. Кол­лек­ции Ше­ре­ме­те­вых, Стро­га­но­вых, Де­ми­до­вых, Ру­мян­це­вых, Юсу­по­вых, Ор­ло­вых, Ба­ря­тин­ских, Ме­щер­ских, Бе­ло­сель­ских-Бе­ло­зер­ских, Те­ни­ше­вых и др. позд­нее лег­ли в ос­но­ву круп­ных му­зей­ных фон­дов, ху­дож. га­ле­рей, биб­лио­тек. Рас­цвет дво­рян­ско­го М. при­шёл­ся на вре­мя цар­ст­во­ва­ния имп. Ека­те­ри­ны II и имп. Алек­сан­д­ра I (по­след­няя треть 18 – 1-я четв. 19 вв.). Ека­те­ри­на II объ­яв­ля­ла се­бя по­кро­ви­тель­ни­цей на­ук и ис­кусств и при­вле­ка­ла в эти об­лас­ти по­жерт­во­ва­ния, имев­шие не­ред­ко об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние. На по­жерт­во­ва­ния П. А. Де­ми­до­ва в Мо­ск­ве от­кры­то пер­вое в Рос­сии ком­мер­че­ское учи­ли­ще (1772), круп­ные сум­мы он жерт­во­вал на соз­да­ние нар. учи­лищ и Моск. ун-ту.

Его пле­мян­ник П. Г. Де­ми­дов по­да­рил Моск. ун-ту в 1803 ка­би­нет ес­теств. ис­то­рии, а так­же кол­лек­ции жи­вот­ных и ми­не­ра­лов, в 1803–05 – биб­лио­те­ку, в 1806 – минц-ка­би­нет. При его по­мо­щи уч­ре­ж­де­но Яро­слав­ское уч-ще выс­ших на­ук (с 1833 Де­ми­дов­ский ли­цей) и от­крыт ун-т в Кие­ве (1834). По за­ка­зу А. К. Ра­зу­мов­ско­го Л.ван Бет­хо­вен на­пи­сал три квар­те­та (т. н. Рус­ские квар­те­ты). Гр. А. С. Стро­га­нов под­дер­жи­вал по­этов и пи­са­те­лей Г. Р. Дер­жа­ви­на, Д. И. Фон­ви­зи­на, И. А. Кры­ло­ва, Н. И. Гне­ди­ча, ху­дож­ни­ков Д. Г. Ле­виц­ко­го, О. А. Ки­прен­ско­го, скульп­то­ра И. П. Мар­то­са, ком­по­зи­то­ра Д. С. Борт­нян­ско­го, арх. А. Н. Во­ро­ни­хи­на. Ме­це­на­ты кн. И. А. Га­га­рин, П. А. Ки­кин, гр. А. И. Дмит­ри­ев-Ма­мо­нов ос­но­ва­ли в 1820 в С.-Пе­тер­бур­ге Об-во по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков (c 1882 Об­ще­ст­во по­ощ­ре­ния ху­до­жеств), ко­то­рое про­во­ди­ло вы­став­ки, кон­кур­сы мо­ло­дых да­ро­ва­ний. С. Г. Стро­га­нов в 1825 от­крыл «бес­плат­ную ри­со­валь­ную шко­лу, при­спо­соб­лен­ную к ис­кус­ст­вам и ре­мёс­лам» в Мо­ск­ве, из­вест­ную за­тем как Стро­га­нов­ское уч-ще (ны­не Моск. гос. ху­до­же­ст­вен­но- про­мыш­лен­ная ака­де­мия им. С. Г. Стро­га­но­ва). На сред­ст­ва гр. Н. П. Ру­мян­це­ва сна­ря­жа­лись на­уч. экс­пе­ди­ции, ко­раб­ли для кру­го­свет­но­го пла­ва­ния, из­да­ва­лись ис­то­рич. ис­точ­ни­ки, соз­данРу­мян­цев­ский му­зей. Цен­ное со­б­ра­ние кар­тин свет­лей­ше­го кн. А. А. Без­бо­род­ко его на­след­ни­ка­ми бы­ло пе­ре­да­но в дар АХ и ста­ло ос­но­вой от­кры­той в её сте­нах Ку­ше­лев­ской га­ле­реи (ны­не боль­шин­ст­во кар­тин из со­ста­ва кол­лек­ции хра­нит­ся в Эр­ми­та­же). Во 2-й тре­ти 19 в. вид­ны­ми кол­лек­цио­не­ра­ми и ме­це­на­та­ми ста­но­ви­лись круп­ные чи­нов­ни­ки. Напр., ди­рек­тор Поч­то­во­го деп-та Ф. И. Пря­ниш­ни­ков при­об­ре­тал про­из­ве­де­ния моло­дых ну­ж­даю­щих­ся ху­дож­ни­ков, а позд­нее – кар­ти­ны мн. вы­даю­щих­ся рус. мас­те­ров (его кол­лек­ция в 1865 при­об­ре­те­на каз­ной, ны­не – в ГТГ).

Во 2-й пол. 19 в. дво­рян­ское М. по­те­ря­ло свою ве­ду­щую роль, хо­тя про­дол­жа­ло ока­зы­вать за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие иск-ва, нау­ки и об­ра­зо­ва­ния. Но­вый подъ­ём М. свя­зан в осн. с на­коп­ле­ни­ем круп­ных ка­пи­та­лов, рос­том об­ществ. ак­тив­но­сти ку­пе­че­ст­ва и тор­го­во-пром. бур­жуа­зии, бла­го­да­ря ко­то­рым М. ста­ло мас­со­вым яв­ле­ни­ем. Зна­чит. часть пред­при­ни­ма­те­лей бы­ли вы­ход­ца­ми из кре­сть­ян­ст­ва, из ста­ро­об­рядч. сре­ды и про­яв­ля­ли боль­ший ин­те­рес к на­род­ным, пра­во­слав­ным кор­ням и тра­ди­ци­ям рус. куль­ту­ры. Мн. вид­ные ме­це­на­ты про­шли слож­ный путь раз­ви­тия от за­час­тую не­осоз­нан­но­го, сти­хий­но­го ув­ле­че­ния со­би­ра­тель­ст­вом до соз­да­ния кол­лек­ций нац. зна­че­ния, осу­ще­ст­в­ле­ния круп­ных про­ек­тов в об­лас­ти куль­ту­ры и про­све­ще­ния. Они со­дей­ст­во­ва­ли соз­да­нию в ко­рот­кие сро­ки нац. шко­лы в изо­бра­зит., му­зы­каль­ном иск-ве, способствовали оз­на­ком­ле­нию об­ра­зо­ван­ной об­ще­ст­вен­но­сти в Рос­сии с до­сти­же­ния­ми ми­ро­вой куль­ту­ры, вне­сли боль­шой вклад в соз­да­ние об­ще­дос­туп­ных ху­дож. га­ле­рей, му­зе­ев, ча­ст­ных опер, биб­лио­тек, дра­ма­тич. те­ат­ров, на­род­ных до­мов, под­го­то­ви­ли поч­ву для ши­ро­ко­го при­зна­ния рус. иск-ва за ру­бе­жом. С кон. 19 в. рос. ме­це­на­ты под­дер­жи­ва­ли но­вые на­прав­ле­ния в раз­ви­тии рус. иск-ва, куль­ту­ры в це­лом.

Круп­ней­шим цен­тром М. яв­ля­лась Мо­ск­ва. В 1840–50-е гг. и позд­нее здесь сло­жи­лись боль­шие ху­дож. со­б­ра­ния, при­над­ле­жав­шие куп­цам В. А. Ко­ко­ре­ву, К. Т. Сол­да­тён­ко­ву, Г. И. Хлу­до­ву (из ро­да Хлу­до­вых), С. А. Ма­зу­ри­ну, И. И. Чет­ве­ри­ко­ву, С. Н. Мо­со­ло­ву и др. Од­ну из наи­бо­лее цен­ных ху­дож. кол­лек­ций в ис­то­рии Рос­сии со­брал П. М. Треть­я­ков, ко­то­рый пе­ре­дал её вме­сте с кол­лек­ци­ей умер­ше­го бра­та С. М. Треть­я­ко­ва в 1892 в дар Моск. го­род­ско­му об­ществ. управ­ле­нию; в 1893 от­кры­та Го­р. ху­дож. га­ле­рея П. и С. Треть­я­ко­вых (ны­не Треть­я­ков­ская га­ле­рея).

Ве­ли­ка роль М. в раз­ви­тии отеч. му­зы­каль­ной куль­ту­ры. Н. Ф. фон Мекк (см. в ст. Мек­ки) в 1876–90 ре­гу­ляр­но пе­ре­да­ва­ла де­неж­ные сум­мы П. И. Чай­ков­ско­му (ни­ког­да не встре­тив­шись с ним лич­но) и при­гла­ша­ла его ле­том жить в сво­ей под­мос­ков­ной усадь­бе Пле­щее­во, соз­да­вая ему бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для твор­че­ст­ва. Г. Г. Со­ло­дов­ни­ков, Аб­ри­ко­со­вы, Мо­ро­зо­вы, К. Т. Сол­да­тён­ков вне­сли осн. сред­ст­ва на строи­тель­ст­во зда­ния Моск. кон­сер­ва­то­рии (ос­таль­ные день­ги по­жерт­во­вал имп. Алек­сандр III), а С. П. фон Дер­виз по­да­рил Боль­шо­му за­лу кон­сер­ва­то­рии ор­ган. М. П. Бе­ля­ев ос­но­вал из­да­тель­ст­во в Лейп­ци­ге для пуб­ли­ка­ции про­из­ве­де­ний рус. ком­по­зи­то­ров (Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. К. Гла­зу­но­ва, А. К. Ля­до­ва и др.), фи­нан­си­ро­вал кон­цер­ты, где испол­ня­лись их про­из­ве­де­ния, уч­ре­дил еже­год­ную Глин­кин­скую пре­мию. Из­да­ние со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ров, в т. ч. А. Н. Скря­би­на, С. С. Про­кофь­е­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го, про­дол­жил С. А. Ку­се­виц­кий, раз­вер­нув­ший ши­ро­кую кон­церт­ную и му­зы­каль­но-про­све­ти­тель­ную дея­тель­ность. С. И. Зи­мин от­крыл свой Опер­ный те­атр в Мо­ск­ве (1904). М. К. Мо­ро­зо­ва ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­ва­ла отеч. ком­по­зи­то­ров, в т. ч. А. Н. Скря­би­на.

С. И. Ма­мон­тов и М. К. Те­ни­ше­ва ак­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию це­лых от­рас­лей но­во­го рус. ис­кус­ст­ва (опе­ры – Частная русская опера; иск-ва те­ат­раль­ной де­ко­ра­ции и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва – ма­стер­ские в Та­лаш­ки­но), вос­соз­да­нию рус. сти­ля в изо­бра­зит. иск-ве, по­ло­жи­ли на­ча­ло фи­нан­си­ро­ва­нию ж. «Мир ис­кус­ст­ва» (1898).

Ме­це­на­ты жерт­во­ва­ли сред­ст­ва на рес­тав­ра­цию и вос­ста­нов­ле­ние па­мят­ни­ков ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ры, соз­да­ние му­зе­ев и др. куль­тур­ных цен­тров. А. А. Ти­тов со­дей­ст­во­вал рес­тав­ра­ции ан­самб­ля Крем­ля в Рос­то­ве Ве­ли­ком, от­кры­тию Рос­тов­ско­го му­зея древ­но­стей (1885). Сер­гей Т. Мо­ро­зов соз­дал в Мо­ск­ве Му­зей кус­тар­ных из­де­лий (1885; ны­не Фонд нар. ху­дож. про­мы­слов РФ). Ю. С. Не­ча­ев-Маль­цев взял на се­бя осн. рас­хо­ды по воз­ве­де­нию и ук­ра­ше­нию зда­ния и при­об­ре­те­нию ве­щей для кол­лек­ций Му­зея изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве (ны­не ГМИИ). Сав­ва Т. Мо­ро­зов был од­ним из гл. жерт­во­ва­те­лей на дея­тель­ность МХТ. Д. Г. Бу­ры­лин уч­ре­дил на свои сред­ст­ва Му­зей пром-сти и иск-ва в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске (1915; ны­не г. Ива­но­во). А. И. Ку­инд­жи по­жерт­во­вал своё со­стоя­ние на под­держ­ку ху­дож. об­ществ и ху­дож­ни­ков.

Со­б­ра­ния ча­ст­ных кол­лек­цио­не­ров со­ста­ви­ли ос­но­ву мн. му­зе­ев и биб­лио­тек. М. К. Мо­ро­зо­ва в 1910 по­жерт­во­ва­ла Треть­я­ков­ской га­ле­рее ху­дож. со­б­ра­ние сво­его по­кой­но­го му­жа М. А. Мо­ро­зо­ва (ны­не хра­нит­ся в ГТГ, ГМИИ, Эр­ми­та­же). А. П. Бах­ру­шин за­ве­щал об­шир­ную и цен­ную б-ку Ру­мян­цев­ско­му му­зею, а кол­лек­цию кар­тин, ри­сун­ков, фар­фо­ра, из­де­лий из брон­зы, со­б­ра­ние ми­ниа­тюр, та­ба­ке­рок и др. – Ис­то­рич. му­зею в Мо­ск­ве (ны­не ГИМ). А. А. Бах­ру­шин в 1913 пе­ре­дал в дар Пе­терб. АН своё един­ст­вен­ное в ми­ре со­б­ра­ние по ис­то­рии рус. и зап.-ев­роп. те­ат­ра, на ос­но­ве ко­то­ро­го в Мо­ск­ве соз­дан Те­ат­раль­ный му­зей (ны­не Гос. центр. те­ат­раль­ный му­зей им. А. А. Бах­ру­ши­на). Вы­даю­щи­ми­ся кол­лек­цио­не­ра­ми бы­ли бр. Щу­ки­ны. П. И. Щу­кин со­ста­вил ог­ром­ную кол­лек­цию рус. и вост. древ­но­стей, вклю­чав­шую бы­то­вую и цер­ков­ную ут­варь, ору­жие, тка­ни, ков­ры, шпа­ле­ры, ши­тьё, и в 1905 пе­ре­дал ор­га­ни­зо­ван­ный им му­зей Ис­то­рич. му­зею. С дея­тель­но­стью С. И. Щу­ки­на свя­зан пе­ре­ход к кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию в пред­при­ни­ма­тель­ской сре­де но­вей­шей ев­роп. жи­во­пи­си. В 1907 он сде­лал своё со­б­ра­ние дос­туп­ным для по­се­ще­ния; за­ве­щал его Треть­я­ков­ской га­ле­рее. Кол­лек­ции но­вей­шей франц. жи­во­пи­си С. И. Щу­ки­на и брать­ев М. А. и И. А. Мо­ро­зо­вых (ны­не на­хо­дят­ся в ГМИИ и Эр­ми­та­же) ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие но­во­го рус. ис­кус­ст­ва.

В по­след­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. по­все­ме­ст­но пред­ста­ви­те­ли раз­ных сло­ёв на­се­ле­ния ос­но­вы­ва­ли и со­дер­жа­ли биб­лио­те­ки, учеб­ные за­ве­де­ния, уч­ре­ж­да­ли сти­пен­дии при них. Ба­рон А. Л. Штиг­лиц пе­ре­дал круп­ные сред­ст­ва на ну­ж­ды С.-Пе­терб. ком­мерч. уч-ща, на его день­ги ос­но­ва­но (1876) и со­дер­жа­лось од­но из пер­вых в Рос­сии учи­лищ тех­нич. ри­со­ва­ния (но­си­ло его имя), а так­же ху­дож.-пром. му­зей и б-ка при нём (мн. при­об­ре­те­ния для со­б­ра­ния это­го му­зея сде­ла­ны зя­тем Штиг­ли­ца, А. А. По­лов­цо­вым). На сред­ст­ва А. С. Губ­ки­на по­строе­но и ос­на­ще­но Кун­гур­ское тех­нич. уч-ще (1877). В. А. Мо­ро­зо­ва по­жерт­во­ва­ла день­ги на соз­да­ние бес­плат­ной биб­лио­те­ки-чи­таль­ни им. И. С. Тур­ге­не­ва (1885), Пре­чис­тен­ских кур­сов для ра­бо­чих (1897) в Мо­ск­ве, Моск. го­род­ско­го на­род­но­го ун-та им. А. Л. Ша­няв­ско­го (1908), на её сред­ст­ва так­же из­да­ва­лись газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти», жур­на­лы «Рус­ское бо­гат­ст­во» и «Рус­ская мысль» (совм. с К. Т. Сол­да­тён­ко­вым).

Зна­чит. вни­ма­ние ме­це­на­ты уде­ля­ли раз­ви­тию нау­ки. П. Н. Де­ми­дов в 1831 ос­но­вал Де­ми­дов­ские пре­мии, при­зван­ные со­дей­ст­во­вать «пре­ус­пея­нию на­ук сло­вес­но­сти и про­мыш­лен­но­сти в сво­ём оте­че­ст­ве». Д. П. Ря­бу­шин­ский ос­но­вал (1904) и фи­нан­си­ро­вал пер­вую в Ев­ро­пе Аэ­ро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рию (с 1915 ин­сти­тут) в име­нии Ку­чи­но под Мо­ск­вой. Во­ло­год­ский ку­пец Х. С. Ле­ден­цов за­ве­щал своё со­стоя­ние на соз­да­ние Об-ва со­дей­ст­вия ус­пе­хам опыт­ных на­ук и их прак­тич. при­ме­не­ний (см. Ле­ден­цо­ва об­ще­ст­во). А. М. Си­би­ря­ков со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции по­ляр­ных экс­пе­ди­ций, изу­че­нию и ос­вое­нию вод­ных и су­хо­пут­ных пу­тей со­об­ще­ния в Си­би­ри, Арк­ти­ке и на Даль­нем Вос­то­ке, уч­ре­дил (1883) пре­мии за луч­шие со­чи­не­ния по ис­то­рии Си­би­ри (при­су­ж­да­лись до 1914). Н. В. Меш­ков в 1916 вы­де­лил зна­чит. сред­ст­ва для соз­да­ния Перм­ско­го от­де­ле­ния Пет­ро­град­ско­го ун-та (ны­не Перм­ский гос. нац. ис­сле­до­ва­тель­ский ун-т).

Раз­ви­тию М. спо­соб­ст­во­вал при­мер чле­нов рос. имп. фа­ми­лии. Они ини­ции­ро­ва­ли, под­дер­жи­ва­ли разл. на­чи­на­ния в об­лас­ти куль­ту­ры и про­све­ще­ния, при­сут­ст­во­ва­ли на це­ре­мо­ни­ях от­кры­тия об­ще­ст­вен­но зна­чи­мых объ­ек­тов куль­ту­ры, под­чёр­ки­вая тем са­мым их зна­че­ние, вы­сту­па­ли не­по­сред­ст­вен­но в ка­че­ст­ве ме­це­на­тов и кол­лек­цио­не­ров. Кол­лек­ция имп. Алек­сан­д­ра III лег­ла в ос­но­ву Рус. му­зея в С.-Пе­тер­бур­ге (ны­не ГРМ). Наи­бо­лее вы­даю­щие­ся ме­це­на­ты на­гра­ж­да­лись чи­на­ми, ор­де­на­ми и по­томств. дво­рян­ст­вом.

В кон. 19 – нач. 20 вв. в свя­зи с ком­мер­циа­ли­за­ци­ей куль­ту­ры и пре­вра­ще­ни­ем мн. ви­дов ис­кус­ст­ва (напр., ху­дож. фо­то­гра­фии, ки­но, иск-ва по­ли­гра­фич. оформ­ле­ния кни­ги) в до­ход­ное де­ло раз­ви­тию куль­ту­ры и иск-ва ста­ли так­же спо­соб­ст­во­вать пред­при­ни­ма­те­ли – ини­циа­то­ры и ор­га­ни­за­то­ры ху­дож. про­из­вод­ст­ва, ан­тре­пре­нё­ры. В об­лас­ти из­да­тель­ско­го и ху­доже­ст­вен­но-из­да­тель­ско­го де­ла та­ки­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми бы­ли Н. П. Ря­бу­шин­ский, М. О. Вольф, И. Н. Кне­бель, И. Д. Сы­тин, бр. Са­баш­ни­ко­вы, А. С. Су­во­рин и др., в об­лас­ти ху­дож. фо­тогра­фии и ки­но – вла­де­лец фо­то­гра­фич. фир­мы и при­двор­ный фо­то­граф А. К. Ягель­ский, жур­на­лист и фо­то­кор­рес­пон­дент А. О. Дран­ков, по­ста­вив­ший пер­вый рос. иг­ро­вой фильм на те­му отеч. ис­то­рии – «По­ни­зо­вая воль­ни­ца» (о С. Т. Ра­зи­не, 1908), а так­же А. А. Хан­жон­ков – один из круп­ней­ших пред­при­ни­ма­те­лей в об­лас­ти ки­не­ма­то­гра­фии в до­ре­во­люц. Рос­сии. С. П. Дя­ги­лев сыг­рал ис­клю­чит. роль в под­держ­ке но­вых на­прав­ле­ний отеч. иск-ва, про­па­ган­де его за ру­бе­жом, оз­на­ком­ле­нии рус. об­ще­ст­ва с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ев­роп. иск-ва.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 М. прак­тически пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать в свя­зи с ли­к­ви­да­ци­ей ча­ст­но­го ка­пи­та­ла и при­ня­ти­ем го­су­дар­ст­вом на се­бя все­объ­емлю­ще­го фи­нан­си­ро­ва­ния куль­ту­ры, нау­ки и про­све­ще­ния; круп­ные ча­ст­ные соб­ра­ния бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны и пе­реда­ны в гос. му­зеи и уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры. В СССР М. рас­смат­ри­ва­лось как ан­ти­со­ци­аль­ное, бур­жу­аз­ное яв­ле­ние, не­со­вмес­ти­мое с при­ро­дой со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ва.

Воз­ро­ж­де­ние М. в Рос­сии на­ча­лось в хо­де пе­ре­строй­ки в кон. 1980-х гг. Бы­ли уч­ре­ж­де­ны Сов. фонд куль­ту­ры (1986, ны­не Рос. фонд куль­ту­ры), Ме­ж­ду­нар. Де­ми­дов­ский фонд (1992), Ме­ж­ду­нар. бла­го­тво­рит. фонд Вла­ди­ми­ра Спи­ва­ко­ва (1994), Фонд Мсти­сла­ва Рос­тро­по­ви­ча по под­держ­ке мо­ло­дых му­зы­кан­тов (1997), Центр опер­но­го пе­ния Га­ли­ны Виш­нев­ской (2002), Фонд Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ва (Бла­го­тво­рит. фонд куль­тур­ных ини­циа­тив; 2004) и др. Под­держ­ку нау­ке и куль­ту­ре ока­зы­ва­ют не­ко­то­рые круп­ней­шие ком­па­нии («Газ­пром», ЛУКОЙЛ и др.), воз­ник­ли клу­бы и объ­еди­не­ния ме­це­на­тов («Дя­ги­лев-центр» в Мо­ск­ве, «Ме­це­нат-клуб» в С.-Пе­тер­бур­ге и др.).

Дополнительная литература:

Кар­но­вич Е. П. За­ме­ча­тель­ные бо­гат­ст­ва ча­ст­ных лиц в Рос­сии. 2-е изд. СПб., 1885. М., 1992;

Го­род­ские уч­ре­ж­де­ния Мо­ск­вы, ос­но­ван­ные на по­жерт­во­ва­ния, и ка­пи­та­лы, по­жерт­во­ван­ные мо­с­ков­ско­му го­род­ско­му об­ще­ст­вен­но­му управ­ле­нию в те­че­ние 1863–1904 гг. М., 1906;

Мо­ск­ва в ее про­шлом и на­стоя­щем. М., 1909–1912. Вып. 1–12;

Бо­ха­нов А. Н. Кол­лек­цио­не­ры и ме­це­на­ты в Рос­сии. М., 1989;

Ду­мо­ва Н. Г. Мо­с­ков­ские ме­це­на­ты. М., 1992;

Дем­ская А. А., Се­ме­но­ва Н.Ю. У Щу­ки­на, на Зна­мен­ке. М., 1993;

Бот­ки­на А. П.П. М. Треть­я­ков в жиз­ни и ис­кус­ст­ве. 5-е изд. М., 1995;

Ме­шал­кин П. Н. Ме­це­нат­ст­во и бла­го­тво­ри­тель­ность си­бир­ских куп­цов-пред­при­ни­ма­те­лей: Вто­рая по­ло­ви­на XIX – на­ча­ло XX в. Крас­но­ярск, 1995;

Bayer W. Die Mos­ka­uer Medici. Der russische Bürger als Mäzen 1850–1917. W., 1996;

Бу­рыш­кин П. А. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., 2002;

Бу­то­ров А. В. Со­би­ра­те­ли и ме­це­на­ты Мо­с­ков­ско­го Анг­лий­ско­го клу­ба. М., 2002;

Ан­д­ро­сов С. О. Рус­ские за­каз­чи­ки и италь­ян­ские ху­дож­ни­ки в XVIII в. СПб., 2003;

Бла­го­тво­ри­те­ли и ме­це­на­ты про­шло­го и на­стоя­ще­го: сло­варь-спра­воч­ник от А до Я / Авт.-сост. М. Л. Ма­каль­ская, Н. Н. Боб­ров­ская. М., 2003.

Автор статьи: М. Л. Гав­лин (ме­це­нат­ст­во в Рос­сии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *