Междисциплинарное обучение в начальной школе что это
Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: формирование универсальных учебных действий
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода предполагает организацию специальной деятельности обучающихся. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учеников стала в последнее время одной из центральных задач обучения.
Решению современных задач образования может помочь развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО) в рамках программы “Одаренный ребенок”, автор которого доктор психологических наук, член РАО Шумакова Н.Б. Курс имеет следующую цель: создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
В лицее №135 г. Екатеринбурга данный курс ведется с 2004 года, сначала часы на его изучение были включены в лицейский компонент учебного плана начальной школы, а затем – в учебный план основной школы.
В основе построения содержания и методики курса МДО лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике, в основе которых идеи В.П.Вахтерова о признании принципа единства и неразделенности наук, Л.С.Выготского о значении сотрудничества и кооперации в развитии психического развития ребенка, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе.
Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека является одной из важнейших целей обучения в школе. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.
Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.
Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений:
5 класс: Преемственность;
9 класс: Взаимосвязь;
10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например, Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.
В основе выбора глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.
Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы к целому ряду областей знаний.
На уроках МДО изучение какой-либо проблемы предполагает многомерность, которая складывается из существования разных точек зрения или позиций рассмотрения одного и того же вопроса или проблемы.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети проигрывают разные социальные роли, приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, схем, коллажей, моделей, инсценировок, диалогов, пантомимы и др.
Исследовательские умения неразрывно связаны с формированием коммуникативных компетенций.
С первых дней обучения начинается постепенное знакомство с новой терминологией и усвоение ее учащимися: “словарь исследователя”, “факт”, “гипотеза”, “доказательство”, “индукция”, “дедукция” и другие.
Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.
Исследования на занятиях МДО осуществляются индуктивным или дедуктивным способом.
В процессе исследования, учащиеся заполняют специальные “рабочие листы”, которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать её.
Какие возможности для формирования универсальных учебных действий в свете новых требований ФГОС дает технология МДО?
Определение универсальных учебных действий прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Суть понятия сводится к следующему: это совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Рассмотрим возможность формирования УУД на каждом этапе урока-исследования.
УУД на этапе мотивации
Познавательные УУД: формулирование проблемы; выдвижение гипотез.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Этап представления результатов
Цель этапа:
- сообщить о результатах работы группы
Этап организации информации
Этап связывания информации
Создаются условия для формирования
Приобретаются следующие УУД
Использование технологии междисциплинарного обучения формирует метапредметные универсальные учебные действия, что позволяет выходить на новый результат обучения и новые оценки деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка. На междисциплинарное обучение учителя лицея возлагают большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса, так как использование технологии возможно на уроках разных циклов, и такой опыт применения технологии МДО имеется. В процессе деятельности лицея как стажировочной площадки по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО при Институте развития образования Свердловской области учителя делились опытом с коллегами других регионов. Технология междисциплинарного обучения позволяет повысить результаты обучающихся на трёх уровнях, указанных в стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.
Для слайдов №2-8 использовались материалы из книги “Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Междисциплинарное обучение как эффективное средство формирования УУД младших школьников БАБАЙЛОВА Е.С., ВАСИЛЬЕВА Р.Н., МБОУ СОШ №4, Г.УРАЙ Н.Б.Шумакова
Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов Развитие и совершенствование научной и методической базы в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке мотивированных, способных, талантливых детей и молодежи
Одаренность и талант: новый взгляд расширение понятия, специфичность таланта признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей одаренность развивается в течение всей жизни талант не является стабильной характеристикой, изменения происходят на протяжении всей жизни под влиянием образования, учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения … если талант не реализуется, то это связано не с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к совершенствованию, потребность в его развитии.
Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности С.Л.РУБИНШТЕЙН Н.Б.Шумакова
Особенности одаренных детей Познавательная потребность Потребность в умственной нагрузке Интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям Яркий интерес, увлеченность чем-то Настойчивость в достижении цели Выдвижение новых, нестандартных идей Самостоятельность мышления и способов действия Стремление к совершенству Н.Б.Шумакова
Потребности в учении В высокой скорости предъявления материала. В длительном обдумывании, «инкубации идей». В обмене мнениями, обсуждении идей с единомышленниками. В обсуждении вопросов морали, глобальных проблем, философских категорий. В лидерстве, доминировании.
Потребности в учении В самостоятельном изучении интересующих тем, установлении связей между предметами. В углубленном изучении материала. В целостном представлении темы. В реализации разных подходов к решению проблем. В творчестве, в игре с идеями.
Выявление и развитие одаренности Исследовательская (творческая) активность рассматривается в качестве внутреннего психологического условия творческого развития одаренного ребенка и, в свою очередь, может служить основанием для выявления и развития творческой одаренности детей и подростков.
Модель развития общей одаренности детей в условиях школьного обучения
Выявлять и развивать одаренность Эффективно решать задачи развития УУД
Прикоснуться к многообразию окружающего мира Удивиться его тайнам Испытать радость открытия, творчества
Развитие творческой личности Развитие всех видов мышления Развитие широких познавательных интересов Развитие целостной картины мира Развитие исследовательских умений, способности к самостоятельному приобретению знаний Развитие коммуникативных умений, способности к пониманию других людей Развитие рефлексии и саморегуляции Задачи МДО Н.Б.Шумакова
особое содержание обучения (междисциплинарное, проблемное, высокого уровня сложности); метод обучения (диалогический, проблемно-исследовательский, обеспечивающий высокий уровень самостоятельности ребенка и, в то же время, развитие социальной ответственности и способности к сотрудничеству). Система взаимоотношений : субъект-субъектные, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Система творческого междисциплинарного обучения направлена на поддержку и развитие у детей: Высокой познавательной активности Потребности в саморазвитии Творческой личности Интеллектуальных и творческих способностей Коммуникативных и исследовательских умений Способностей к сотрудничеству и рефлексии
Особенности содержания курса МДО
«Стержневые темы» программы «Одаренный ребенок» (младшие школьники) Н.Б.ШУМАКОВА 1 2 3 4 ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПОРЯДОК Н.Б.ШУМАКОВА
Методика обучения Порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи Поиск решения Поиск обоснования решения Создание проблемной ситуации (мотивация) Исследование Обмен информацией Организация информации Связывание информации, обобщение Подведение итогов. Рефлексия Применение Полная структура мыслительного цикла
«Нужно всемерно стремиться к тому, чтобы урок был цельным, подчиненным одной идее». В. В. Зеньковский
Развитие универсальных учебных действий Анализировать (выделять критерии, сравнивать, классифицировать) Оценивать с помощью разных критериев Рассматривать факты с разных точек зрения Устанавливать связь, обобщать Проверять предположения, доказывать Прогнозировать, придумывать новое Решать проблемы в малых группах
Развитие исследовательских умений Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблему Выдвигать гипотезы Планировать и проводить наблюдения, опыты, интервью Использовать разные источники информации Систематизировать информацию
Развитие коммуникативных умений Слушать собеседника Принимать точку зрения другого Излагать свою точку зрения другому Представлять результаты своей деятельности другим людям разными способами (в разных формах)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-857211
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Использование приемов междисциплинарного обучения в программе «Школа России»
Использование приёмов междисциплинарного обучения в
программе «Школа России».
Целью введения новых форм работы на уроках программы «Школа России» является развитие познавательной деятельности, активности, интереса к новому, развития речи учащегося, научить детей самостоятельно выдвигать идеи, подходить к проблеме учебного материала творчески. Здесь также реализуется познавательная деятельность. Дети очень быстро чувствуют это, у них начинает появляться множество вопросов, а ведь вопрос это показатель творческого мышления. В этой программе заложено множество вариантов для развития каждого ребёнка. Тем более что в программе заложено множество возможностей для выражения творчества для учителей и детей.
На уроках изучения нового уместен один из методов поведения под понятие, в основе которого лежит поиск догадок.
Использование этих приёмов даёт возможность создания на уроке проблемной ситуации, заставляющей в ходе её решения детей мыслить, сопоставлять, анализировать.
Пример: Урок математики в 3 классе.
Тема: Решение уравнений.
Цели:
1. Формирование умения решать уравнения с неизвестным слагаемым.
2. Развития навыка чтения и решения выражений с неизвестной.
3. Воспитание внимания.
План урока:
Постановка проблемы и тема урока
1) Игра «Разгадай-ка». По характеристике вопросов определить тему урока.
— Какие два наиболее важных высказывания вы бы отметили?
1. Это равенство 2. Есть неизвестное число.
Пример: Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Цели:
Ход урока:
1. Постановка проблем:
Надо узнать тему урока из характеристики вопросов расположенных вокруг вопросительного знака.
1. В этом падеже имена прилагательные среднего и мужского рода имеют три бук вы у окончаний.
2. Окончания пишутся не так как слышатся.
3. Такие же окончания могут иметь местоимения.
4. Эти же окончания в данном падеже у новой части речи.
Когда дети приходят в школу у них возникает множество вопросов, но затем количество их постепенно уменьшается и к 12 – 13 годам они пропадают. А ведь вопрос пишет Н.Б. Шумакова «выступает как средство анализа, расчленения проблемной ситуации, то есть в своей исследовательской функции». Первой задачей является научить детей задавать вопросы, используя ключевые слова (свойства, значения, отношения, что, где, когда, как, можно ли).
Затем преобразовать вопрос из закрытого в открытый, когда из одного понятия вытекает вопрос к другому. В памяти отложились слова Э. Боно «Самая трудная проблема нередко заключается в формировании проблемы».
Поисковая активность на ранних этапах развития ребёнка появляется в форме реагирования на новые ситуации. Поиск и исследование составляют основу непроизвольного внимания и памяти, закрепляющие те или иные впечатления, составляющие первичные эмоциональные образы знания о мире.
Учащиеся начальных классов не имеют достаточных знаний для того, чтобы вести дискуссию о правилах грамматики и арифметики или заниматься их исследованием. На этих начальных этапах обучения применения метода проблемного обучения предлагает постановку перед учащимися специально подобранных заданий, вызывающих проблемные ситуации, и организацию оптимальных условий, обеспечивающих появление новых знаний и действий, сбор информации для решения поставленной проблемы.
Пример: Математика.
Темы: «Единицы измерения длины, массы, времени, стоимости».
Задание: Выполни перевод из более мелких единиц измерения в более крупные и наоборот.
Предлагается игра «Вопрос – ответ».
Дети задают вопросы своим товарищам с просьбой обоснования ответа. В конце решения номера собирают информацию для решения проблемы. При помощи собранного банка данных, дети излагают вывод.(Рисунок1)
Не любая деятельность развивает способность ребёнка, а только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребёнком, то его можно чему- то научить, можно даже добиться хороших результатов, но чтобы развивались его дарования, нужно ему самому развивать у себя познавательную потребность. Любая познавательная деятельность основана на интересе.
На уроке окружающего мира проводили игру «Вопрошай-ка» Содержание игры: К понятию, которое записано словом на табличке или к предмету, которое показано на иллюстрации, дети должны поставить вопросы, а ответ должен дать их товарищ по парте.
Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Обнаружено, умственная работа, выполняется не в результате долга, не для отметки, не для того чтобы победить на конкурсе, а потому что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связано с выраженной деятельностью центра положительных эмоции. Развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развивать.
Большое внимание отводится развитию речи учащихся, поэтому необходимо включать на уроках организованную речь и речевые упражнения. Самый первый этап работы на уроке проверка домашнего задания порой бывает утомительной для детей, так как не все дети принимают в ней участие. Подобрать такую форму опроса, где задействовано и оценено как можно больше детей помогают такие игры как «Экспресс – ответ», «Радиоперекличка».
Условия игры:
Вызываются все желающие дать ответ на обширный вопрос по домашнему заданию. Каждый учащийся даёт утверждение. Кто ответа не даёт выбывает из игры. Остаются 2 – 3 учащихся, которые завершают рассказ.(Рисунок2)
На уроках математики при работе над преобразованием задач открывается вопросник « Можно ли» на прогнозирование ответа.
— Изменить условие задачи так, чтобы задача решалась в два действия или в одно действие.
— Изменить вопрос задачи.
— Выделить в составной части две простые задачи.
На уроках природоведения уместна такая форма работы как классический диалог по Сократу. Успешно эта форма может быть проведена на уроках чтения при составлении характеристики главных действующих лиц произведения. Ребятам нравится так работать, где выслушиваются их мнения, суждения по данной проблеме. Они учатся слушать друг друга, спорить, проводя свою точку зрения вести диалог.
Классический диалог по Сократу.
1. Перед классом ставится проблема: Нужно ли добывать природный газ?»
На разрешении этого вопроса вызываются 4 ученика и каждый берёт свою роль: главное действующее лицо, противник, защитник, посредник.
Все учащиеся класса выступают судьями за партами.
Итог: Пришли к выводу, что природный газ надо брать разумнее, как и другие полезные ископаемые на Земле, оставляя им этот природный дар.(Рисунок3)
«Что такое междисциплинарное обучение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
МДО
Программа «Междисциплинарное обучение. Одаренный ребенок». Технология междисциплинарного обучения.
Описание слайда:
Программа междисциплинарного
обучения Н.Б.Шумаковой
Активизация познавательной деятельности.
Развитие творческого и логического мышления.
Обучение исследовательской работе.
Автор программы: Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук
Описание слайда:
цели:
во-первых, не пропустить ни одного одаренного ребенка, снабдив его необходимыми для развития знаниями и умениями и ребенка с высокой познавательной активностью;
во-вторых, повысить познавательную активность, обеспечив целенаправленное развитие познавательных психических процессов в совместной с одаренными детьми деятельности у учащихся с низкой интеллектуальной активностью.
Описание слайда:
Описание слайда:
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.
Программа «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение»
Описание слайда:
Описание слайда:
Методический комплекс МДО по программе Н.Б.Шумаковой
Изменение
Влияние
Порядок
Преемственность
Система
Описание слайда:
Начальная школа.
1 класс
2 класс
4 класс
3 класс
Влияние
Порядок
Изменение
Описание слайда:
7 класс
8 класс
6 класс
5 класс
Адаптация
Преемственность
Сила
Система
Основная средняя школа
Описание слайда:
11 класс
10 класс
Мера
Выживание
9 класс
Взаимосвязи
Основная старшая школа
Описание слайда:
МДО
Исследовательская
деятельность
Стандарты
второго поколения
Основа построения современной школы
УУД
Описание слайда:
Описание слайда:
Результаты реализации программы МДО
Положительная
динамика
учебной
мотивации
Повышение
уровня
обученности
Развитие
коммуникативных,
интеллектуальных и
творческих
способностей.
Рост активности
учащихся
в исследовательской
деятельности
Описание слайда:
Ожидаемые результаты
Для учащихся
развитие навыков исследовательской
деятельности;
повышение познавательного интереса;
развитие интеллектуальной, мотивационной, креативной сфер учащихся;
формирование коммуникативной компетенции;
владение навыками рефлексии, само- и взаимооценки;
осознание собственной индивидуальности;
развитие умения делать правильный выбор в нестандартной ситуации (социальная компетенция)
Для родителей
понимание необходимости сохранения, поддержки и развития индивидуальности детей;
осознание целесообразности и эффективности реализации курса МДО.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Сценарий спектакля «По страницам гайдаровских книг»
Презентация к спектаклю о Гайдаре
«Модель коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
«Технология проведения занятий междисциплинарного обучения»
Конспект урока по окружающему миру «Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»»
МАСТЕР-КЛАСС » Групповая работа в школе. Технология организации групповой работы на уроках в начальной школе»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379332 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.