Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Междисциплинарное обучение – а у нас такое есть?

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Совершенно отсутствует в нашей школе принцип междисциплинарного обучения – МДО. Каждый учебный курс – сам по себе, всё разрозненно, разорвано. У каждого школьного предмета – своя отдельная, ни с чем другим не согласующаяся программа. Вот и получается у наших детей в голове «мозаика» в виде отдельных кусков и фрагментов, а единой картинки не складывается.

Пример с изучением Великой Отечественной войны показывает, что возможно несколько учебных предметов связать тематически и логически. Но, к сожалению, в наших школьных программах отсутствует даже элементарная связь хотя бы между двумя родственными предметами, например русским языком и иностранным.

Работая учителем английского языка более 20 лет, я постоянно сталкиваюсь с тем, что, объясняя ребятам то или иное грамматическое явление в английском языке, обнаруживаю, что они этого ещё не проходили по русскому языку. В такой ситуации я вынуждена приостановить прохождение своей программы (у нас – учителей – ведь у каждого своя программа!) хотя бы на один урок, и сначала объяснить ребятам изучаемое грамматическое явление в их родном русском языке.

А что если скоординировать эти две программы: русский язык и иностранный? Или литературу и историю: изучаем исторические явление и одновременно художественную литературу, их описывающую. Или, скажем, объединяем физику, химию и биологию в единый предмет – Естествознание (Гармония мира, Мир вокруг). А математика, как оказалось, вполне логично вписывается в экономику, экологию, основы предпринимательства и правоведения. Многие трудности для наших учащихся были бы сняты, да и эффективность такого обучения была бы гораздо выше. Есть над чем потрудиться учёным мужам, методистам и составителям школьных программ!

Кстати, отсутствует связь и между школьными и вузовскими программами. Например, выпускники нашей гимназии жалуются на то, что, поступив в университеты и академии на неязыковые факультеты, их почти всегда «освобождают» от занятий по иностранному языку, причём сразу на весь курс обучения, обещая поставить «автомат» на экзамене. Мне, как учителю английского языка, всегда бывает больно это слышать. Да, в нашей гимназии изучение иностранных языков проходит по углубленной программе; да, у наших выпускников уровень владения языком гораздо выше, чем у ребят из обычных общеобразовательных школ. Но, «отпуская» моих бывших учеников со всех занятий по английскому языку, другие преподаватели тем самым перечёркивают всю мою работу и работу моих коллег. Неужели в ВУЗах нечем заняться с хорошо подготовленными студентами? Мне могут возразить, что у них другая программа по иностранным языкам. Так почему мы работаем по разным программам? Почему учебные программы не согласуются и не состыковываются? Почему нет вариантов учебных курсов для разноуровневых студентов? Зачем тогда мы в школе затрачиваем столько усилий на изучение иностранного языка по углубленной программе, выдвигаем перед учащимися высочайшие требования, что называется, «дерём с них три шкуры»? А достойного продолжения этому нет. К великому сожалению, язык очень быстро забывается. И это – очень обидно, причём, в первую очередь об этом говорят сами выпускники.

Или другой пример. Поступая на гуманитарные факультеты разных ВУЗов, наши выпускники бывают неприятно удивлены, что изучать историю России и литературу они начинают с самого начала, как будто никогда этим прежде не занимались. Я согласна с тем, что история – очень сложный и объёмный предмет. Но столько лет ребята изучают её в школе, такой трудный экзамен по истории сдают (знать надо всё – от древнейших времён до нашего времени), многие готовятся с репетиторами. А в ВУЗе, оказывается, начинается всё с начала. Тогда зачем такие сложности и объёмы информации в школе и на вступительных экзаменах в ВУЗ? И вообще (крамольная мысль!), зачем в школе изучать историю России после 1917 года, если взрослые в ней ещё до конца не разобрались? Для сравнения, в США и Великобритании, например, ребята никогда не сдают такой предмет «Вся отечественная история с древнейших времён до современности». У них курс отечественной истории разделён на отдельные периоды и, соответственно, экзамен (зачёт) может быть по какому-то определённому историческому периоду в жизни страны, а не «про всю историю России вообще», как у нас. Мы требуем с детей «объять необъятное», правда, потом в ВУЗе забываем о затраченных усилиях и начинаем всё сначала.

Похожая ситуация и с преподаванием в ВУЗах информатики на гуманитарных факультетах. Всё начинается с самого начала, с элементарных вещей, как будто ребята в школе не изучали информатику несколько лет.

То же и с отечественной литературой. Бесспорно, русская литература – уникальное явление в мировой культуре. Но опять же, школьная и вузовская программы гуманитарных факультетов абсолютно не согласованы. Там начинается всё с начала, как будто ребята об этом никогда не слышали. И рекомендательные списки литературных произведений для чтения студентам раздают почти такие же, как в школе. Может быть, тогда стоит что-то убрать из школьной программы? Можно ли со школьника требовать (а мы именно требуем) глубокого понимания Булгакова, Пастернака, Платонова? Да простят меня учителя литературы, которых я глубоко уважаю за их титанический труд. Кстати, отечественную историю и русскую литературу неплохо было бы ввести в учебные программы всех без исключения вузов, независимо от их профиля. Почему-то считается, что всем детям эти предметы преподавать надо, а разве не надо это будущим специалистам с дипломами о высшем образовании? В состоянии ли школьник освоить и осмыслить весь курс отечественной истории и прочитать и понять такое количество произведений русской классической литературы? Русская литература — настолько глобальное явление в мировой культуре, что можно ли её изучение заканчивать в средней школе, тем более отбивая у школьников желание читать объёмностью и сложностью литературных произведений.

Хотя, коллеги, можем поговорить о многом вот здесь:

Мой блог: http://bikeevaalina.blogspot.com

Всегда ваша коллега по учительскому цеху, соратница, сподвижница и единомышленница, а ещё такой же усталый, но упрямый сеятель, как и вы,
БИКЕЕВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА

Книги Алины Сергеевны Бикеевой для учителей и родителей:

А. С. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
А. С. Бикеева. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
А. С. Бикеева. Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
А.С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.

Источник

«Что такое междисциплинарное обучение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

МДО
Программа «Междисциплинарное обучение. Одаренный ребенок». Технология междисциплинарного обучения.

Описание слайда:

Программа междисциплинарного
обучения Н.Б.Шумаковой
Активизация познавательной деятельности.
Развитие творческого и логического мышления.
Обучение исследовательской работе.
Автор программы: Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук

Описание слайда:

цели:
во-первых, не пропустить ни одного одаренного ребенка, снабдив его необходимыми для развития знаниями и умениями и ребенка с высокой познавательной активностью;
во-вторых, повысить познавательную активность, обеспечив целенаправленное развитие познавательных психических процессов в совместной с одаренными детьми деятельности у учащихся с низкой интеллектуальной активностью.

Описание слайда:
Описание слайда:

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.

Программа «Одаренный ребенок. Междисциплинарное обучение»

Описание слайда:
Описание слайда:

Методический комплекс МДО по программе Н.Б.Шумаковой
Изменение
Влияние
Порядок
Преемственность
Система

Описание слайда:

Начальная школа.
1 класс
2 класс
4 класс
3 класс
Влияние
Порядок
Изменение

Описание слайда:

7 класс
8 класс
6 класс
5 класс
Адаптация
Преемственность
Сила
Система
Основная средняя школа

Описание слайда:

11 класс
10 класс
Мера
Выживание
9 класс
Взаимосвязи
Основная старшая школа

Описание слайда:

МДО
Исследовательская
деятельность
Стандарты
второго поколения
Основа построения современной школы
УУД

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты реализации программы МДО
Положительная
динамика
учебной
мотивации
Повышение
уровня
обученности
Развитие
коммуникативных,
интеллектуальных и
творческих
способностей.
Рост активности
учащихся
в исследовательской
деятельности

Описание слайда:

Ожидаемые результаты
Для учащихся
развитие навыков исследовательской
деятельности;
повышение познавательного интереса;
развитие интеллектуальной, мотивационной, креативной сфер учащихся;
формирование коммуникативной компетенции;
владение навыками рефлексии, само- и взаимооценки;
осознание собственной индивидуальности;
развитие умения делать правильный выбор в нестандартной ситуации (социальная компетенция)
Для родителей
понимание необходимости сохранения, поддержки и развития индивидуальности детей;
осознание целесообразности и эффективности реализации курса МДО.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Сценарий спектакля «По страницам гайдаровских книг»

Презентация к спектаклю о Гайдаре

«Модель коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

«Технология проведения занятий междисциплинарного обучения»

Конспект урока по окружающему миру «Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»»

МАСТЕР-КЛАСС » Групповая работа в школе. Технология организации групповой работы на уроках в начальной школе»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379332 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

Междисциплинарное обучение как эффективное средство формирования УУД младших школьников БАБАЙЛОВА Е.С., ВАСИЛЬЕВА Р.Н., МБОУ СОШ №4, Г.УРАЙ Н.Б.Шумакова

Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов Развитие и совершенствование научной и методической базы в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке мотивированных, способных, талантливых детей и молодежи

Одаренность и талант: новый взгляд расширение понятия, специфичность таланта признание существования неуспешных в академической сфере одаренных детей одаренность развивается в течение всей жизни талант не является стабильной характеристикой, изменения происходят на протяжении всей жизни под влиянием образования, учительского интереса к ребенку, семейной стабильности, социального окружения … если талант не реализуется, то это связано не с тем, что он исчез, а с тем, что исчезло стремление к совершенствованию, потребность в его развитии.

Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности С.Л.РУБИНШТЕЙН Н.Б.Шумакова

Особенности одаренных детей Познавательная потребность Потребность в умственной нагрузке Интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям Яркий интерес, увлеченность чем-то Настойчивость в достижении цели Выдвижение новых, нестандартных идей Самостоятельность мышления и способов действия Стремление к совершенству Н.Б.Шумакова

Потребности в учении В высокой скорости предъявления материала. В длительном обдумывании, «инкубации идей». В обмене мнениями, обсуждении идей с единомышленниками. В обсуждении вопросов морали, глобальных проблем, философских категорий. В лидерстве, доминировании.

Потребности в учении В самостоятельном изучении интересующих тем, установлении связей между предметами. В углубленном изучении материала. В целостном представлении темы. В реализации разных подходов к решению проблем. В творчестве, в игре с идеями.

Выявление и развитие одаренности Исследовательская (творческая) активность рассматривается в качестве внутреннего психологического условия творческого развития одаренного ребенка и, в свою очередь, может служить основанием для выявления и развития творческой одаренности детей и подростков.

Модель развития общей одаренности детей в условиях школьного обучения

Выявлять и развивать одаренность Эффективно решать задачи развития УУД

Прикоснуться к многообразию окружающего мира Удивиться его тайнам Испытать радость открытия, творчества

Развитие творческой личности Развитие всех видов мышления Развитие широких познавательных интересов Развитие целостной картины мира Развитие исследовательских умений, способности к самостоятельному приобретению знаний Развитие коммуникативных умений, способности к пониманию других людей Развитие рефлексии и саморегуляции Задачи МДО Н.Б.Шумакова

особое содержание обучения (междисциплинарное, проблемное, высокого уровня сложности); метод обучения (диалогический, проблемно-исследовательский, обеспечивающий высокий уровень самостоятельности ребенка и, в то же время, развитие социальной ответственности и способности к сотрудничеству). Система взаимоотношений : субъект-субъектные, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.

Система творческого междисциплинарного обучения направлена на поддержку и развитие у детей: Высокой познавательной активности Потребности в саморазвитии Творческой личности Интеллектуальных и творческих способностей Коммуникативных и исследовательских умений Способностей к сотрудничеству и рефлексии

Особенности содержания курса МДО

«Стержневые темы» программы «Одаренный ребенок» (младшие школьники) Н.Б.ШУМАКОВА 1 2 3 4 ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПОРЯДОК Н.Б.ШУМАКОВА

Методика обучения Порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи Поиск решения Поиск обоснования решения Создание проблемной ситуации (мотивация) Исследование Обмен информацией Организация информации Связывание информации, обобщение Подведение итогов. Рефлексия Применение Полная структура мыслительного цикла

«Нужно всемерно стремиться к тому, чтобы урок был цельным, подчиненным одной идее». В. В. Зеньковский

Развитие универсальных учебных действий Анализировать (выделять критерии, сравнивать, классифицировать) Оценивать с помощью разных критериев Рассматривать факты с разных точек зрения Устанавливать связь, обобщать Проверять предположения, доказывать Прогнозировать, придумывать новое Решать проблемы в малых группах

Развитие исследовательских умений Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблему Выдвигать гипотезы Планировать и проводить наблюдения, опыты, интервью Использовать разные источники информации Систематизировать информацию

Развитие коммуникативных умений Слушать собеседника Принимать точку зрения другого Излагать свою точку зрения другому Представлять результаты своей деятельности другим людям разными способами (в разных формах)

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Номер материала: ДБ-857211

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Картинка про Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое. Фото Междисциплинарное обучение в начальной школе что это такое

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: формирование универсальных учебных действий

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода предполагает организацию специальной деятельности обучающихся. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учеников стала в последнее время одной из центральных задач обучения.

Решению современных задач образования может помочь развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО) в рамках программы “Одаренный ребенок”, автор которого доктор психологических наук, член РАО Шумакова Н.Б. Курс имеет следующую цель: создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

В лицее №135 г. Екатеринбурга данный курс ведется с 2004 года, сначала часы на его изучение были включены в лицейский компонент учебного плана начальной школы, а затем – в учебный план основной школы.

В основе построения содержания и методики курса МДО лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике, в основе которых идеи В.П.Вахтерова о признании принципа единства и неразделенности наук, Л.С.Выготского о значении сотрудничества и кооперации в развитии психического развития ребенка, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе.

Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека является одной из важнейших целей обучения в школе. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.

Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.

Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений:

5 класс: Преемственность;

9 класс: Взаимосвязь;

10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например, Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.

В основе выбора глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.

Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы к целому ряду областей знаний.

На уроках МДО изучение какой-либо проблемы предполагает многомерность, которая складывается из существования разных точек зрения или позиций рассмотрения одного и того же вопроса или проблемы.

В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети проигрывают разные социальные роли, приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, схем, коллажей, моделей, инсценировок, диалогов, пантомимы и др.

Исследовательские умения неразрывно связаны с формированием коммуникативных компетенций.

С первых дней обучения начинается постепенное знакомство с новой терминологией и усвоение ее учащимися: “словарь исследователя”, “факт”, “гипотеза”, “доказательство”, “индукция”, “дедукция” и другие.

Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.

Исследования на занятиях МДО осуществляются индуктивным или дедуктивным способом.

В процессе исследования, учащиеся заполняют специальные “рабочие листы”, которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать её.

Какие возможности для формирования универсальных учебных действий в свете новых требований ФГОС дает технология МДО?

Определение универсальных учебных действий прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Суть понятия сводится к следующему: это совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Рассмотрим возможность формирования УУД на каждом этапе урока-исследования.

УУД на этапе мотивации

Познавательные УУД: формулирование проблемы; выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Этап представления результатов

Цель этапа:

    сообщить о результатах работы группы

Этап организации информации

Этап связывания информации

Создаются условия для формирования

Приобретаются следующие УУД

Использование технологии междисциплинарного обучения формирует метапредметные универсальные учебные действия, что позволяет выходить на новый результат обучения и новые оценки деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка. На междисциплинарное обучение учителя лицея возлагают большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса, так как использование технологии возможно на уроках разных циклов, и такой опыт применения технологии МДО имеется. В процессе деятельности лицея как стажировочной площадки по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО при Институте развития образования Свердловской области учителя делились опытом с коллегами других регионов. Технология междисциплинарного обучения позволяет повысить результаты обучающихся на трёх уровнях, указанных в стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.

Для слайдов №2-8 использовались материалы из книги “Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *