Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Всемирная таможенная организация

Ежегодно на сессиях Совета избираются Председатель и 6 вице-председателей, возглавляющих региональные группы. Всего страны-члены ВТамО объедены в пять региональных групп: Европейского региона, Америки и Карибского региона, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной и Южной Африки, а также Западной и Центральной Африки.

Группа Европейского региона является крупнейшей в ВТамО и имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этой группе состоят все страны СНГ.

Рабочие органы Совета – комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, правоохранительная деятельность).

Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время ВТамО является депозитарием 17 международных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности. В ее рамках осуществляется техническая разработка методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.

Важнейшим этапом деятельности Всемирной таможенной организации за последние годы стала подготовка и внедрение обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 г.

В штаб-квартире ВТамО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO).

СССР присоединился к ВТамО 7 июля 1991 г. Российская Федерация в качестве государства – продолжателя СССР является членом ВТамО с 1992 г. Россией подписаны четыре основные международные конвенции, разработанные ВТамО: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений»,
«О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров».

К крупным политическим результатам работы в ВТамО относятся:

-закрепление России с 2007 г. в качестве члена Политической комиссии;

-включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТамО;

-признание СНГ в качестве субрегиона «Восток» Европейского региона;

-использование русского языка в качестве рабочего языка ВТамО для целей Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

-обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;

-образование в Москве регионального узла связи ВТамО по правоохранительной деятельности (RILO-Москва);

-создание Регионального учебного центра ВТамО на базе Российской таможенной академии;

— подписание 12 сентября 2013 г. между ФТС России и ВТамО протокола об условиях финансирования деятельности представителя ФТС России в Европейском региональном центре ВТамО по институциональному развитию в г. Баку;

— подписание в 2012 г. соглашения между ФТС России и ВТамО о присвоении центральному кинологическому центру ФТС статуса Регионального кинологического центра Всемирной таможенной организации с последующим проведением в нем обучения по программе повышения квалификации 18 представителей кинологических подразделений таможенных служб государств-участников СНГ.

В соответствии с подписанным 25 ноября 2002 г. Меморандумом о взаимопонимании между ВТамО и ГТК России в Москве функционирует Региональный учебный центр ВТО. Его наличие позволяет проводить в Российской таможенной академии под эгидой ВТамО мероприятия международного уровня, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭс, их присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 г., а также продвижение новейших направлений развития таможенного дела, которые разрабатываются ВТамО (содействие развитию электронной торговли, применение методик анализа и управления рисками в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.).

В декабре 2014 г. российская сторона внесла предложение об изменении Правил процедуры ВТамО в части выборов должностных лиц Совета по таможенному сотрудничеству. Цель нашей инициативы – установление прозрачных и юридически оформленных правил и повышение транспарентности выборных процедур в Организации. В настоящее время члены Организации обсуждают российские предложения в рамках специально сформированной рабочей группы.

Источник

Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются

Основные направления деятельности:

Организация и проведение протокольных мероприятий в Академии по приему иностранных делегаций, прибывающих по линии таможенного сотрудничества, в том числе ФТС России.

Организация сотрудничества Академии с зарубежными партнерами. Решая поставленные задачи, отдел участвует в интеграции Академии в международное образовательное сообщество на основе долговременного и взаимовыгодного сотрудничества.

Для реализации основных задач отдел осуществляет:

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаютсяМеждународное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются

Электронное периодическое издание « Официальный сайт Российской таможенной академии » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35520 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Россия, 140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4

Телефон: +7 (495) 559-00-33

Настоящий ресурс содержит материалы возрастного ценза 12+

Источник

Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: 79207176998@ya.ru

Международное таможенное сотрудничество

Таможенное дело относится к той сфере деятельности государства, которая по своей природе выходит за рамки регулирования только на национальном уровне. В связи с чем международное таможенное сотрудничество является необходимым условием эффективного взаимодействия государств при осуществлении контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы, а также создании благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таможенные отношения возникают на стыке государственных границ, то есть по своей природе они носят трансграничный характер и нуждаются в урегулировании на международно-правовом уровне, поскольку невозможно их эффективное урегулирование в рамках только лишь одного государства.

Таким образом, международное таможенное сотрудничество носит объективный характер и связано с необходимостью согласовывать свои действия по регулированию процессов перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы стран.

Необходимость международного таможенного сотрудничества также доказывается все возрастающим количеством международных таможенных соглашений, заключаемых как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Международное таможенное сотрудничество преследует следующие цели:

В результате международного таможенного сотрудничества государства вырабатывают новые правила (нормы), которые подлежат закреплению в источниках международного таможенного права. То есть развитие международного таможенного права как отрасли международного права связано с возникновением и развитием международного таможенного сотрудничества.

Международное таможенное сотрудничество неразрывно связано с международными торговыми отношениями, поскольку товары, перемещаемые в рамках международной торговли, подлежать контролю со стороны государственных органов.

Первые попытки осуществления международного таможенного сотрудничества государствами имели место уже в древности, когда стали заключаться первые торговые договоры. Так, первый в истории Киевской Руси торговый договор был подписан в X в. По русско-византийскому договору 907 г. обе стороны гарантировали друг другу определенные торговые привилегии и устранили некоторые спорные проблемы в двусторонних отношениях.

Можно выделить четыре исторических периода международного таможенного сотрудничества.

Первый период (с древнейших времен до конца XIX в.) – характеризуется тем, что сотрудничество осуществлялось на основе заключенных двусторонних международных договоров.

Второй период развития международного таможенного сотрудничества (с 1891 г. до 40-х гг. XX в.).

Так, в 1891 г. была образована первая международная организация по таможенным вопросам – Международный союз для публикации таможенных тарифов, то есть было положено начало развитию международного таможенного сотрудничества на постоянной коллективной организационной основе.

Благодаря этому международное таможенное сотрудничество носило уже не двусторонний, а многосторонний характер.

Кроме того, страны начали обмениваться информацией по таможенным вопросам.

В рамках данного периода развития международного таможенного сотрудничества отдельные таможенные вопросы решались на созванных под эгидой Лиги наций Женевских конференциях 1923 и 1928 гг.:

Все это привело к новой форме международного сотрудничества – сотрудничество в рамках международных организаций.

Третий период развития международного таможенного сотрудничества (с 1940-х гг. до 1994 г.) характеризуется обострением противоречий в мировом рыночном хозяйстве. Также под воздействием научно-технического прогресса происходят большие изменения в товарной структуре мировой торговли в пользу готовой продукции, быстро расширяется ее номенклатура, развиваются новые сферы внешнеэкономических связей, увеличиваются объемы перемещаемых через таможенные границы различных товаров в рамках международной торговли. Все это требует разработки единых международных таможенных правил (стандартных правил), унифицированных таможенных процедур, единой классификации и кодирования товаров, а также создания специальной международной таможенной организации, которая бы всем этим целенаправленно занималась.

В результате 15 декабря 1950 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (далее – СТС). Инаугурационная сессия СТС состоялась в Брюсселе 26 января 1953 г. В ее работе приняли участие 17 государств-членов. День 26 января стал отмечаться как Международный день таможенника.

Четвертый период развития международного таможенного сотрудничества (с 1994 г. до наших дней) характеризуется окончательным утверждением процессов сближения (унификации и гармонизации) права в области таможенного дела. Получает широкое применение такое новое направление международного таможенного сотрудничества, как предоставление профессионально-технической помощи в таможенном деле.

В этот период образовывается Всемирная торговая организация (ВТО), СТС принимает новое рабочее название – Всемирная таможенная организация (ВТамО).

В 1999 г. была принята новая редакция Киотской конвенции и примерно с этого времени фактически возникла новая отрасль международного права – международное таможенное право.

Международное таможенное сотрудничество осуществляется в трех основных формах:

Самой распространенной формой международного таможенного сотрудничества является сотрудничество на основе заключения международных договоров.

Также международное таможенное сотрудничество осуществляется в рамках международных межправительственных конференций, которые представляют собой коллективные органы государств, самостоятельно решающие вопросы, касающиеся целей и принципов их проведения. Созываются международные конференции для решения конкретных проблем и действуют в течение определенного срока, не имея своих постоянных органов и не являясь международными организациями и субъектами международного права.

Все большее значение и распространение получает международное таможенное сотрудничество в рамках международных организаций, которые являются основным организатором взаимодействия стран.

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, участвующий (либо имеющий возможность участвовать) в определенных международных отношениях, урегулированных нормами международного права.

Основными субъектами международного права являются государства.

Практически все государства участвуют в международном таможенном сотрудничестве, так как все они имеют свои государственные границы, которые пересекают лица, товары и транспортные средства.

Помимо государств субъектами международного права являются также и международные организации.

Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора, созданное для осуществления того или иного вида сотрудничества, имеющее необходимую систему органов и обладающее автономными правами и обязанностями, объем которых определяется волей государств- членов.

Международные организации подразделяются на международные межправительственные организации и международные неправительственные организации.

В настоящее время роль международных организаций возрастает в связи с усилением процесса глобализации.

Помимо государств и организаций участвовать в договорах могут и иные субъекты, к которым относятся: Святой престол (Ватикан) и прочие международные образования, такие как повстанцы, которые в определенных обстоятельствах могут вступать в международные договоры. Таким субъектом может быть вольный город.

Сотрудничают государства как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, на многостороннем уровне – чаще всего в рамках международных организаций.

Все международные организации – субъекты международного таможенного права можно подразделить на универсальные и региональные по характеру представительства в них государств и по глобальности, масштабности решения таможенных вопросов.

К универсальным международным организациям относятся:

К региональным международным организациям относятся:

Поскольку международное таможенное сотрудничество в первую очередь направлено на решение современных международных торговых проблем, в данной ситуации необходимо наличие единой институциональной основы такого сотрудничества, которая бы координировала и концентрировала в себе все усилия мирового сообщества в этой сфере. Таким центром, основным звеном международного таможенного сотрудничества, его постоянной институциональной основой и стала Всемирная таможенная организация.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

Источник

Международное таможенное сотрудничество. Экономико-правовые аспекты. Коллективная монография

Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Смотреть картинку Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Картинка про Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются. Фото Международное сотрудничество таможенных администраций чем занимаются

В монографии всесторонне рассматриваются актуальные вопросы теории и практики международного таможенного сотрудничества, в т. ч. исторические аспекты международного таможенного сотрудничества, международное таможенное сотрудничество с зарубежными странами и интеграционными объединениями, а также вопросы, связанные с актуальными направлениями развития международного таможенного сотрудничества. Книга будет интересна юристам, экономистам, членам международных организаций, государственным служащим, работникам сферы высшего образования, должностным лицам таможенных органов. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное таможенное сотрудничество. Экономико-правовые аспекты. Коллективная монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I. Исторические и организационно-правовые основы международного таможенного сотрудничества

§ 1. Исторический аспект возникновения и развития международного таможенного сотрудничества

Действительно, международные таможенные отношения тесно связаны с международными торговыми отношениями. Торговля послужила причиной пошлинного обложения внутри государств, которое в дальнейшем и перешло во внешние взаимодействия.

Таким образом, первые попытки осуществления государствами международного таможенного сотрудничества имели место уже в древности, положив начало его развитию.

Бережков отмечает, что в числе последних источников, приводятся несколько грамот на русском языке, изданных под названием «Грамоты», касающиеся отношений северо-западной России с Ригой и ганзейскими городами в XII–XIV вв. [24]

Ганза стала самым долговечным международным торгово-экономическим союзом, просуществовавшим до XVIII в. При всем своеобразии, которое было присуще отношениям в Ганзе, с таможенными союзами её сближало то, что внутри этого объединения устанавливался торгово-таможенный режим, который не применялся к другим городам, не членам Ганзы.

В средневековой Европе были нередки случаи, когда феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев. Такое сотрудничество было направлено исключительно на ужесточение существовавших тогда режимов и носило фискальный характер.

Вместе с тем в первой половине XIX в. было еще сравнительно немного торговых договоров. Только некоторые государства, активно развивавшие свою торговлю, среди которых конечно выделялась Англия, заключали торговые договоры с различными странами, да и то далеко не со всеми. С одной стороны, по мере выхода различных стран на мировой рынок потребность в точном регулировании торговых отношений между ними возрастала, но в силу того, что их продвижение происходило постепенно, для товарообмена того времени было вполне достаточно тех односторонних законодательных мер, которые государства устанавливали в отношении иностранных судов, товаров и купцов.

Первоначально не было еще общих норм, касающихся иностранцев, в отношении предоставления им прав в торговле, но постепенно стали устанавливаться однообразные правила для всех купцов, независимо от их государственной принадлежности. Кроме того, с течением времени эти нормы в отдельных странах все более сближались по своему характеру и содержанию, и в те времена этим можно было вполне довольствоваться. Иностранцы теперь и без особого соглашения могли ездить в ту или другую страну Европы, не рискуя быть ограбленными или убитыми, ибо находились под защитой местных законов, имели возможность торговать, открывать промышленные заведения, искать и отвечать на суде и т. д. [38] Однако сборы за право торговли, за проезд по дорогам, мостам через реки взимались везде. Для зарождавшейся промышленности и развивавшейся торговли необходимы были более благоприятный условия, с ограниченными режимами внутренних таможен, а в будущем и установлением более обширных таможенных территорий.

Таможенные союзыэтап в развитии международного таможенного сотрудничества. Расширение международных торговых связей, которое шло непрерывно в мире требовало выработки общей практики применения таможенных правил. При этом уже в XVIII в. многие ученые и практики стали понимать, что общие таможенные правила приведут к объединению торгующих между собой стран в одно государство, то есть единая таможенная политика будет способствовать политическому объединению. И действительно такое предвидение вскоре материализовалось. В 1834 г., образовался Германский таможенный союз, который стал основой объединения Германии, пребывавшей в условиях феодальной раздробленности, насчитывая к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств.

Германский таможенный союз, как государственное объединение, особенно интересен, поскольку впервые в мировой практике прошла апробацию такая форма международного таможенного сотрудничества, как таможенный союз.

Германский таможенный союз, стал примером для других государств и способствовал возникновению целого ряда проектов новых полных таможенных союзов, например, союза между Францией и Бельгией, объединения в союз всей Америки — Северной, Центральной и Южной (Панамерика). Но из этих проектов ничего не вышло. Анализ реально складывающейся ситуации показывал, какой опасности подвергали бы себя более слабые партнеры. Слишком широкий круг интересов затрагивался при уничтожении таможенных застав на границе между государствами.

Поэтому в дальнейшем речь шла уже не о полном слиянии государств и народов, а менее тесном, но зато более близком к реальной жизни союзе. Создавались неполные, незаконченные союзы, «союзные» образования, в которых таможенное сближение являлось, своего рода переходной формой от действительного союза к простым торговым договорам.

Устанавливаемые в ряде европейских государств высокие таможенные пошлины и налоги способствовали развитию внутреннего производства, но при этом часто страдал потребитель. Напротив, низкие таможенные пошлины, открывали рынок страны, заполняя дешевой продукцией и вели к активизации международного экономического сотрудничества, но зачастую приводили к гибели собственного производства в государствах, проводивших такую политику. Противоречия, возникавшие в данной ситуации обостряли отношения между государствами и даже приводили к таможенным войнам, как это было между Россией и Германией.

И новый тариф, и заключенные торговые трактаты России с разными государствами имели своей целью широкое развитие и укрепление российского торгового баланса. Однако с выходом тарифа 1891 г. преобразования в тарифном законодательстве России не завершились.

Таким образом, Россию вынудили принять в тарифной политике ряд новых мер для обеспечения своего положения в международном товарообмене.

Поэтому было принято решение о введение новой тарифной системы, которая давала бы возможность применять неодинаковые условия обложения при ввозе в Россию иностранных товаров. Для товаров из государств, предоставляющих нам право наибольшего благоприятствования (Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Скандинавских государств и др.) они были одни, а для товаров из государств, отказывающих нам в этом праве (Германии, Австро-Венгрии, Румынии, Португалии и др.) другими. В соответствии с этим было решено сохранить для стран, не входящих в упоминаемую выше коалицию и наиболее благоприятствующих России, действующие тарифы, а для всех остальных государств установить пошлину, повышенную на 15–30 %. Закон о двойном таможенном тарифе был принят в 1893 г. [53]

Принятые русским правительством меры, тяжело отразившиеся на ввозе в Россию немецких товаров, побудили Германию к большей уступчивости. Начатые между государствами переговоры завершились заключением торгового трактата, вступившего в действие в 1894 г. [55] Соответствующее соглашение и принятие согласованного тарифа, предусматривающие обоюдные уступки, явились следствием отказа от принципа таможенно-тарифной автономии Российского государства, лежавшего в основе формирования таможенной политики до этого.

§ 2. Субъекты международного таможенного сотрудничества: условия взаимодействия

В условиях глобализации мирохозяйственных связей, усиления взаимозависимости государств, в связи с углублением международного разделения труда происходит дальнейшее развитие международного сотрудничества в различных сферах общественных отношений. Беспрецедентное развитие международной торговли в XX–XXI веках вызвало необходимость осуществлять ее регулирование, как на национальном, так и на международном уровне, что, безусловно, отразилось на международном таможенном сотрудничестве.

Государства как субъекты международного таможенного сотрудничества. Специфика таможенных отношений объективно предполагает необходимость взаимодействия государств, так как связана с международным движением товаров и транспортных средств. Таможенные отношения не подлежат регулированию в рамках одного государства, так как они носят трансграничный характер и возникают на стыке государственных границ государств, отличающимся разным правопорядком. Поэтому важность и необходимость международного таможенного сотрудничества не нуждается в специальных доказательствах.

В соответствии с этим определением субъектами международного таможенного сотрудничества могут выступать государства, универсальные международные экономические организации, региональные международные экономические организации (интеграционные объединения).

По мнению большинства исследователей, наибольшей правосубъектностью обладают суверенные государства. В исследовании Борисова К. Г. подчеркивается, что «все государства в международной системе наделены одинаковыми правами и обязанностями независимо от присущих им различий политического, экономического, социального или иного характера. Однако следует иметь в виду, что вместе с тем принцип суверенного равенства государств не исключает их физических различий в части реального объема и содержания их прав и обязанностей как производных, индивидуальных, так и приобретенных или принятых на себя в соответствии с заключенными ими международными договорами.

1. Защита экономической безопасности государств (путем осуществления таможенного контроля воспрепятствование доступа на территорию государства запрещенных к ввозу товаров и вывозу с этой территории запрещенных к вывозу товаров, стимулирование ввоза или вывоза тех или иных категорий товаров).

2. Согласование таможенных систем государств (путем сближения правового регулирования таможенных отношений). Выстраивание таможенных технологий на уровне международных стандартов.

3. Содействие развитию международной торговли (содействие безопасности международной торговли и содействие таможенными средствами облегчению международной торговли путем совершенствования таможенных процедур на основе их упрощения и ускорения процесса их прохождения. Взаимное признание таможенных документов).

4. Объединение усилий в решении таких задач, как противодействие контрабанде и другим правонарушениям в области таможенного дела, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом и т. д.

Возникают некоторые разногласия среди исследователей относительно времени начала становления международного таможенного сотрудничества, тем более, что данной проблематике в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

Существует два основных подхода по вопросу установления периода начала международного таможенного сотрудничества.

Первый подход связывает начало международного таможенного сотрудничества с возникновением международных организаций в конце XIX — начале XX в., деятельность которых предусматривала возможность такого сотрудничества. Такая точка зрения является преобладающей в позициях К. Г. Борисова, К. К. Сандровского, В. В. Мицика.

Во взглядах других ученых (Т. Н. Нешатаева, А. Д. Ершова) подчеркивается, что международное таможенное сотрудничество нельзя связывать исключительно с деятельностью международных организаций, оно возникло до появления международных организаций, зависело от развития торговли между странами и сотрудничества государств по торговым вопросам.

Следовательно, напрашивается вывод, что международное таможенное сотрудничество ведет свой отсчет от международного торгового сотрудничества и первоначально государства выступали в качестве его субъектов.

Рассмотрим, кто был одним из первых субъектов международного таможенного сотрудничества.

Первый торговый договор был подписан Россией с Византией, в соответствии с которым были гарантированы друг другу определенные торговые привилегии. Данным договором были устранены спорные проблемы в двусторонних отношениях, таможенные вопросы в договорах такого рода стали появляться, по мнению ученого Д. Б. Левина лишь с XVI в. [61] Специальное таможенное законодательство появляется в XVIII в., наиболее известным является англо-португальское соглашение 1703 г. по таможенным тарифам.

Таким образом, первыми субъектами международного таможенного сотрудничества были государства, отношения между которыми развивались в рамках договорно-правовой координации.

Международное таможенное сотрудничество с момента появления организации вступило в новую фазу развития, а именно, институциональной формы международного таможенного сотрудничества, что основано на коллективной организованности постоянном взаимодействии государств.

Создание Международного союза можно рассматривать как прогрессивный шаг для того времени, поскольку он способствовал либерализации международной торговли на уровне информационной доступности. Собственно у данной организации других целей не было, кроме публикации оперативной информации таможенных тарифов различных стран мира. Участники Конвенции сообщали не только о текущих таможенных тарифах, и обязывались сообщать, что особенно ценно, об изменениях в тарифной политике страны.

Механизм Конвенции безусловно вносил определенную предсказуемость и ясность при проведении экспортно-импортных операций, поскольку ставки таможенных пошлин определялись сложными таможенными правилами, различными в разных странах мира.

На базе Международного союза для публикации таможенных тарифов было создано Международное бюро по переводу и изданию таможенных правил и тарифов различных государств. Публикации размещались в сборнике «Международный таможенный бюллетень», который издавался на пяти языках: немецкий, английский, испанский, французский, итальянский. Страны — участницы в соответствии со статьей 12 должны были предоставлять следующие документы [64] :

• национальные таможенные законы и таможенный тариф;

• постановления о внесении изменений в национальное таможенное законодательство и таможенные тарифы;

• национальные циркуляры, инструкции, правила таможенных учреждений о применении тарифов или классификации товаров;

• тексты международных двусторонних торговых договоров, международных конвенций и внутренних законов, имеющих прямое отношение к действующим таможенным тарифам.

Таким образом, международное таможенное сотрудничество носило информационный характер. Через «Международный таможенный бюллетень» информацию по таможенным вопросам могли узнать все заинтересованные страны.

Институциональная форма международного таможенного сотрудничества фактически до середины XX века не получила должного развития. Международная организация, которая занималась исключительно таможенными вопросами, была представлена Международным союзом публикации таможенных тарифов. Отдельные вопросы международного таможенного права были поставлены на конференциях в Женеве в 1923 г. и 1928 г., созванных под эгидой Лиги Наций. Они в основном касались аспектов, связанных с упрощением таможенных формальностей, минимизацией запрещений и ограничений во внешней торговле.

Взаимодействие государств в процессе международного таможенного сотрудничества во многом определяется уровнем их экономического развития. Так, уже в «Конвенции о создании международного союза публикации таможенных тарифов» [65] все страны были условно поделены на б классов в зависимости от их доли в международной торговле.

Величина ставок в современных таможенных тарифах во многом зависит от торгового режима. Так, существует перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наибольшего благоприятствования (более 130 стран); перечень развивающихся стран — пользователей схемой преференций Российской Федерации (более 100 стран); перечень наименее развитых стран — пользователей схемой преференций Российской Федерации (около 50 стран).

Предоставление режима в немалой степени зависит от классификации государств по уровню социально — экономического развития. В международной статистике часто используется понятие «страна», а не «государство», страна необязательно обладает политической независимостью.

В настоящее время существует несколько подходов к классификации стран в зависимости от той международной экономической организации, которая эту классификацию проводила.

Широкое распространение в учебной, научной литературе получил подход под названием «стандартная классификация», в соответствии с которой выделяются три группы стран: развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

В первой редакции ГАТТ (1947 г.) исключения из режима наибольшего благоприятствования предоставлялись странам — колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. С распадом колониальной системы ситуация с изъятием из режима наибольшего благоприятствования изменилась. Теперь развивающимся странам предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, то есть без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран.

Фактически «стандартной классификацией» стран пользуется Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган Генеральной Ассамблеи ООН, до 2004 г. ее придерживался и Международный валютный фонд (МВФ). Современный подход МВФ не предполагает строгих экономических критериев. Выделяются две группы стран: «Промышленно развитые страны» (Advanced economies) и «Другие страны с формирующимся рынком» (Other emerging market and developing countries).

В классификации Всемирного банка применяется принципиально другой подход, основной критерий распределения стран по группам — валовый национальный доход (ВНД) на душу населения.

Выделяют три основные группы по данному аналитическому критерию:

1. Страны с низким уровнем дохода на душу населения

2. Страны со среднем уровнем дохода на душу населения

2.1. Страны с доходом ниже среднего уровня

2.2. Страны с доходом ниже среднего уровня

3. Страны с высоким уровнем дохода на душу населения.

По мнению Всемирного Банка ВНД на душу населения лучше других показателей характеризует уровень социально — экономического развития страны.

Классификация стран ООН и ЮНКТАД принципиально не отличаются от так называемой стандартной классификации. Кроме того, ООН проводит классификацию стран по уровню человеческого развития.

Отнесение страны к той или иной группе достаточно важно, так как в зависимости от ее статуса может быть предоставлен разный торговый режим. Беднейшим странам предоставляются преференциальный торговый режим и более выгодные условия кредитования, тем самым облегчаются условия таможенного сотрудничества с развитыми странами.

Субъектами международной деятельности ФТС России являются структурные подразделения центрального аппарата ФТС России; региональные таможенные управления; таможни, непосредственно подчиненные ФТС России; учреждения, находящиеся в ведении ФТС России; представительства таможенной службы РФ за рубежом.

Основные проекты ФТС в 2016 г. осуществлялись в следующих направлениях:

1. Установлении «зеленого коридора» со странами (Китай, Италия, Тунис, Иран, Сирия, Марокко, Финляндия, Израиль, пилотный проект с ЕС);

2. Взаимное признание результатов таможенного контроля.

3. Обмен снимками инспекционно-досмотровых комплексов.

Кроме того, ведется активная работа со стороны ФТС Росси в реализации проектов:

1. Экономический пояс Шелкового пути, предполагающий поставку грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно.

2. Международный транспортный коридор Север-Юг. Интерес к проекту проявили достаточно большое количество стран, в том числе члены Евразийского экономического союза: Казахстан, Белоруссия, Армения, а также Финляндия, Болгария, Азербайджан, Турция, Сирия, Оман, Иран, Таджикистан, Туркменистан, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка.

Уполномоченным подразделением в области организации международной деятельности ФТС России является Управление таможенного сотрудничества ФТС России.

Международное таможенное сотрудничество Российской Федерации осуществляется в соответствии с Программой международных связей ФТС России, концепцией развития таможенных органов РФ, годовых и перспективных планов ФТС России.

ФТС России регулярно предоставляет оперативную и отчетную информацию о международном сотрудничестве с другими странами.

ФТС России на своем сайте имеет раздел под названием «Международное таможенное сотрудничество», в котором выкладывается информация о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза, со странами СНГ, со странами дальнего зарубежья.

Цель № 1. Устранение административных барьеров в таможенном деле.

Задача № 1. Сокращение сроков совершения таможенных операций и упрощение порядка совершения таможенных процедур.

Задача № 2. Повышение качества таможенного контроля до и после выпуска товаров.

Цель № 2. Формирование доходной части федерального бюджета.

Задача № 1. Обеспечение своевременного перечисления и взыскания таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, в федеральный бюджет.

Задача № 2. Противодействие незаконным схемам вывода из Российской Федерации денежных средств за рубеж при осуществлении валютного контроля.

Цель № 3. Создание единого механизма администрирования платежей.

Задача № 1. Обеспечение процессов интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

Задача № 2. Совершенствование межведомственного информационного взаимодействия.

Вполне вероятно, что проведенные мероприятия смогут улучшить показатели России по разделу «международная торговля» в рейтинге Всемирного Банка Doing Business, так как Россия в данной категории занимает уже несколько лет подряд место во второй сотне.

Универсальные международные экономические организации как институциональная основа международного таможенного сотрудничества. В предыдущем разделе упоминалось о создании первой международной таможенной организации. Речь шла о Международном союзе для публикации таможенных тарифов, что явилось значительным шагом в развитии сотрудничества государств в таможенных делах.

Современная система таможенных организаций по таможенным вопросам включает организации неразрывно связанные с таможенными аспектами деятельности (ВТО, ЮНКТАД), так и чисто таможенные (Совет таможенного сотрудничества — ныне Всемирная Таможенная организация).

Принципы деятельности этих организаций составляют основу функционирования глобальной торговой системы и международного таможенного сотрудничества.

После окончания Второй Мировой войны по инициативе экономического и социального Совета ООН и по результатам переговоров, проведенных 23 государствами в 1947 г., было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое явилось единственным правовым документом, лежащим в основе многосторонней системы международной торговли и фактически центром координации таможенной политики государств.

ГАТТ, по существу выполняя функции международного учреждения, содействовало упрощению и унификации таможенных формальностей и либерализации международной торговли. В рамках ГАТТ был разработан ряд соглашений по регламентированию таможенно-тарифных систем государств. Все решения принимались консенсусом путем проведения отдельных раундов переговоров, на последнем из которых (Уругвайский раунд 1986 — 1994 гг.) было принято решение о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

В качестве соглашения ГАТТ вошло в состав ВТО, стало ее ключевым моментом. После создания ВТО Генеральное соглашение по тарифам и торговле перестало существовать как международная структура, но как соглашение продолжает действовать и поныне только уже в редакции 1994 г.

Мы не будем подробно останавливаться на таких вопросах как: функции и задачи ВТО, организационная структура ВТО. Они достаточно хорошо изложены в научной и учебной литературе. Сосредоточимся на таможенных аспектах, каким образом принципы деятельности ВТО отражаются на международном таможенном сотрудничестве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *