Межнационального общения что это
Межнациональное общение — культура и формирование
Рассмотрение понятия «культура межнационального общения» начнем с исследования, что представляет собой культура общения и общение в отдельности.
Под культурой общения чаще всего подразумевают багаж знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей проявлять толерантность в процессе общения. Именно культура общения является регулятором взаимоотношений людей, способствует укреплению правильного поведения в социуме.
Психолого-педагогическая литература дает множество разных определений тому, что такое деятельность общения.
Общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких лиц, которое направлено на налаживание отношений или на достижение общего результата. Во время общения люди взаимодействуют между собой как субъекты.
Чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы в нем принимало участие по меньшей мере два человека. Каждый из собеседников играет роль субъекта. При этом общение – это не просто действие. Это взаимодействие в том смысле, что каждый участник является активным и ожидает проявления активности от своего партнера.
Понятие общения
Общение – это процесс непосредственных взаимодействий между двумя или несколькими людьми. С точки зрения общественных отношений общение – это форма реализации этих отношений, которая позволяет обеспечить не только предметные опосредования, но и дает возможность воспроизводить и накапливать человеческий опыт, позволяет кооперировать или разделять человеческую деятельность.
Общение – это понятие, которое подходит и для описания взаимодействия, существующего между разными культурными и социальными системами. Это значит, что это что-то большее, чем просто межличностная связь, возникающая между людьми. При этом общение не может быть осуществлено, миновав межиндивидуальные контакты.
Межнациональное общение
Межнациональное общение – это существующие между людьми разных национальностей отношения и связи, в процессе которых они могут обмениваться друг с другом мыслями и чувствами, опытом и переживаниями.
И.Б.Дерманова предлагает рассматривать межнациональное общение с позиции активной деятельности, обуславливающей общественную потребность во взаимоотношениях с этносами и нациями, а также проявлению своего отношения к национальной стороне этих отношений.
Культура межнационального общения
Перейдем к рассмотрению культуры межнационального общения.
Если обратимся к трудам А.Г.Абсалямовой, то увидим следующую трактовку данного понятия. Автор обращаясь к культуре межнационального общения подчеркивает в ней совокупность нравственных, мировоззренческих, взаимообогащающихся и развивающихся отношений.
Также и Н.С.Загорская рассматривает культуру межнационального общения как определенное качество взаимодействия через соотнесение нравственных ценностей и социокультурных потребностей.
Мы согласны с трактовкой следующего характера – культура межнационального общения – это способ, характеризующийся готовностью личности к продуктивному взаимодействию с представителями разных национальностей.
Таким образом, можно констатировать, что культура межнационального общения – это такие качества человека, которые определяют общий уровень его воспитанности, помогают ему быть готовым общаться с людьми разных культур.
Такой человек легко учитывает национальные особенности, проявляет терпимость и деликатность в любых ситуациях. Он проявляет уважение к представителям разных рас и наций, учит их уважать чужую культуру и традиции, историю и языки, побуждает к национальному достоинству.
Сюда можно включить также комплекс навыков и знаний, которые проявляются в межличностных контактах; адекватные действия и поступки в процессе взаимодействия с разными этническими общностями. Все это просто необходимо для достижения согласия и взаимопонимания между людьми.
Межнациональное общение – это явление психологического и социального характера. У него есть присущая ему специфика. Во время межнационального общения, согласно Р.Р. Имамкулову, человек может приобщиться к другой культуре и традициям, это может сблизить его с представителями иных национальностей.
Во время подобного общения у него появляется сознание сходства с представителями разных национальностей. Это позволяет преодолевать негативные явления в национальном самосознании.
Общение людей, которые принадлежать к разным национальным общностям, обмениваются духовными ценностями и опытом, чувствами и мыслями – это и есть межнациональное общение.
Современные культурные люди – это образованные люди, которые обладают самоуважением и уважают окружающих. Нужно формировать у детей способность выстраивать взаимоотношения во время взаимодействия с окружающими людьми, развивать взаимопонимание и готовность принимать других людей и их взгляды, учитывать их привычки и обычаи, интересоваться чужой культурой и не отвергать ее.
Структура культуры межнационального общения
Межнациональная культура общения основана на следующих структурных компонентах:
Согласно З.Т. Гасанову, межнациональная культура общения старших дошкольников – это единство эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы жизни ребенка, которая отражается в его уровне представлений о родной стране, о представителях разных национальностей в разных типах деятельности.
Автор считает, что очень важно разрабатывать и реализовывать технологии воспитания у детей дошкольного возраста культуру межнационального общения, чтобы обеспечить формирование интереса к культуре народов, с которыми чаще взаимодействуют.
Необходимо активизировать для этого эмоциональную и чувственную сферу детей, побуждать их проявлять дружбу и симпатию к людям, которые от них отличаются.
Критерии и показатели культуры межнационального общения
Можно называть следующие критерии и показатели:
Сегодня мы наблюдаем недостаточное количество методических разработок в сфере развития дружелюбия и открытости, терпимости и взаимопонимания. Необходимо обеспечить комфортное пребывание детей разных национальностей в детском саду.
На современном этапе формирования общества существует необходимость развития межнациональной культуры общения уже с дошкольного возраста, чтобы воспитать современных культурных людей, способных уважать свою и чужую культуру.
Содержание и компоненты культуры межнационального общения
Таким образом, содержание культуры межнационального общения содержит следующие компоненты:
Содержание понятия «культура межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.
Основные характеристики культуры межнационального общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение межнационального общения
Межнациональное общение – это построение конкретных взаимосвязей и взаимоотношений между отдельными людьми и группами, относящимися к различным национальностям и национальным объединениям, придерживающихся разных религиозных верований и идеологий, при которых осуществляется обмен жизненным опытом, культурными ценностями, идеями, чувствами, эмоциями и взглядами.
Такая система межнациональных коммуникаций строится на основе определенной культуры межнационального общения, представляющей собой многофакторную систему нравственных норм и ценностей, вариантов реализации и видов деятельности, реализуемых разнородными этическими группами и национальными общностями для упрощения их взаимопонимания и взаимодействия, а также полстроения оптимальных взаимоотношений между людьми разных национальностей, культурной и религиозной идеологии.
По сути, межнациональное общение основывается на своде конкретных норм общения и поведения, применяемых при межнациональном общении. Культура межнационального общения помогает каждой личности адекватно воспринимать себя, свою принадлежность к определенной нации, уважать ее обычаи и традиции и одновременно учит терпимости и принятия существования других наций, построения нормальных взаимоотношений с их представителями. Это положительно сказывается на интеграции наций и народностей государства, создает условия для построения дружеских взаимоотношений, как внутри одного государства, так и на мировом уровне.
Межнациональные коммуникации строятся на основе определенного вида форм взаимоотношений между представителями разных национальностей. Они могут носить дружественный, нейтральный и конфликтный характер. При этом, система межнационального общения основывается на достижении гармонии межнационального общения и сотрудничества.
Построение качественных межнациональных коммуникаций можно охарактеризовать следующими показателями:
Готовые работы на аналогичную тему
Цели и задачи формирования культуры межнационального общения
Культура межнационального общения базируется на необходимости достижения терпимого отношения каждой личности к представителям других наций и народностей.
Такое отношение называется толерантным. Оно характеризует конструктивные связи и взаимоотношения между людьми в различных областях жизни и деятельности. толерантность является важным условием современного гражданского общества.
Кроме того, существует такое понятие, как межэтническая толерантность. Оно является более глубоким и обширным.
Межэтническая толерантность – это осознанное принятие общечеловеческих норм и моральных принципов, уважительное отношение к правам и свободам всех наций, их культуре и традициям, осознание значимости построения межкультурных взаимосвязей и взаимоотношений.
Формирование культуры межнационального взаимодействия направлено на разрешение следующих задач:
Достижение целевого назначения формирования культуры межнационального общения, а также решение ее основных задач реализуется посредством культурного развития и межнационального общения с раннего возраста. Родную культуру, ее ценности, историческое развитие, традиции, обычаи и нравственные нормы дети постепенно изучают еще в начальной школе. На основе этих знаний происходит развитие чувств гордости и чести, принятия себя и своей принадлежности к тому или иному народу, уважительное отношение к другим народам и их культуре. Постепенно, у учащихся развивается потребность в ознакомлении со своей культурой, ее спецификой, а также культурами других народов, их сравнением со своей культурой.
Формирования культуры межнационального общения происходит на основе построения совместной социально важной деятельности, которая помогает превратить теоретические знания о нравственных принципах и ценностях в реальные нормы поведения, реализуемые на практике.
Составные элементы культуры межнационального общения
В составе культуры межнационального общения можно выделить три основных элемента, которые могут существовать только при тесном взаимодействии:
Общение межнациональное
Полезное
Смотреть что такое «Общение межнациональное» в других словарях:
Общение — (Коммуникация) Употребление языка или одной из форм его существования в рамках какого л. языкового коллектива: от семьи до группы государств. В порядке количественного нарастания называют следующие сферы общения: 1) семейное; 2) внутри… … Словарь социолингвистических терминов
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Межнациональное общение — Общение, в процессе которого используются национальные языки или всеобщий язык межнационального общения … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Общение (коммуникация) в социолингвистике — Употребление языка или одной из форм его существования в следующих сферах общения: 1) семейной; 2) внутри производственного коллектива; 3) внутри социальной группы; 4) внутри населенного пункта или ограниченного региона; 5) общение людей во… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
ОБЩЕНИЕ — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. форма их реализации, обеспечивающая наряду с предметными опосредованиями воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и… … Современный философский словарь
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин О. используется и для характеристики взаимодействий между различными … Социология: Энциклопедия
межнациональное общение (на личностном уровне) — взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей … Этнопсихологический словарь
Культура межнационального общения
Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей. При этом без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.
Понятие ʼʼкультура межнационального общенияʼʼ является многоаспектным, в связи с этим существует достаточно много его определений как качества личности:
· совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;
· способность к преодолению национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;
· готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;
· способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;
· уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. (5)
Культуру межнационального общения предлагают рассматривать (6) как систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые реализуются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.
В приведенных определениях, по сути дела, перечисляются знания, умения, способности, которыми должен обладать человек с высоким уровнем культуры межнационального общения. Благодаря культуре межнационального общения происходит:
· развитие в личности мировоззренческой культуры;
· познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;
· регулирование процесса взаимодействия отдельных личностей и социальных групп;
· возрастание общей культуры представителей наций и народностей;
· социализация личности (особенности национальной культуры как основа адаптации к социальным нормам и требованиям);
· воздействие личности на культурную среду нации, социума. (7)
Содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее.
Человек должен знать:
1) историю и культуру своего этноса;
2) национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;
3) нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;
4) нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;
5) знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;
6) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
Человек должен воспитать в себе:
1) уважение ко всем народам;
2) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;
3) способность к рефлексии;
4) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;
6) терпимость к инакомыслию.
Человеку крайне важно иметь:
1) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;
2) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений;
1) быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;
2) осуществлять совместную успешную деятельность;
3) уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;
4) быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;
5) содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Межнациональное общение
11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте
Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.
ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»
Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.
Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.
Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.
Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.
Выделяют 3 характера межэтнических отношений:
Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.
Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:
Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.
Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.
Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.
Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:
1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.
2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание толерантности.
Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).
Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:
1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.
В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:
Æ когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);
Æ эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);
Æ деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).
Критериями культуры межнационального общения являются:
û знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;
û оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;
û проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;
û осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;
û эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;
û стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.
Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):
· интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;
· потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;
· развитие отношений с людьми другой национальности.
· уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;
· ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;
· обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.
· проявление тактичности, чуткости к человеку;
· отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;
· формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.
· реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;
· умение оценить успехи людей другой национальности;
· развитие чувства национальной гордости.
· понимание совместной жизнедеятельности разных народов;
· непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;
· ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;
· терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.
· отношения к людям на работе, в быту;
· отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;
· реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой
По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.
В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.
Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.
В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Под самопознанием понимают:
— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;
— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;
— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.
Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.
Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.
Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.
В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.
В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.
1. Что изучает педагогика межнационального общения?
2. Дайте определение культуре межнационального общения.
3. Что включает понятие межэтнической толерантности?
4. Перечислите этапы формирования культуры межнационального общения в начальной школе.
5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.
6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?
7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.
11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
Россия является многонациональным государством и проблема межнациональных отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Школа – один из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального общения – это важнейшая задача, которую ставит государство перед школой.
Начальная школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.
При организации целенаправленного воспитания следует учитывать, что межнациональные отношения влияют на детей по-разному. Академик Ю.В. Бромлей, известный специалист в области проблемы межнациональных отношений, утверждает: «Человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом». Действительно, добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность, жестокость – ответное отрицательное отношение. И происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком. Создается впечатление, что ребенок одинаково относится к русским, киргизам, казахам, узбекам и другим, но это впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об их существовании. Наверное, можно сказать, что ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, т.е. фактор национальности не принимается во внимание, поскольку он неизвестен.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Чем больше они узнают, тем больше у них проявляется интерес к их жизни, культуре, желание дружить, выучить язык – все это начинает ярко проявляться с приходом ребенка в школу. Младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными и вообще не имеют сколько-нибудь определенных стереотипов. Но с течением времени под непосредственным влиянием взрослых у них уже вырабатываются известные эмоциональные предпочтения. Впоследствии, примерно в возрасте девяти лет и старше, под влиянием взрослых эти предпочтения формируют соответствующие стереотипы, и изменить их становится уже трудно.
Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, этнических групп. Основными психологическими новообразованиями являются: развитие и формирование всех познавательных процессов; осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на самого себя; развитие системы собственных отношений с окружающими. Ребенок в этом возрасте уже берет на себя ответственность за свои поступки, отношение к людям. Именно в этом возрасте у большинства детей начинается процесс формирования знаний об окружающем мире, взаимоотношениях в полиэтническом обществе. Особой школой социальных отношений и взаимоотношений с представителями другой национальности становится общение, то есть речевое и эмоциональное взаимодействие. Познавательная активность, любознательность младшего школьника постоянно направлена на познание окружающего мира, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных межэтнических установок очень эффективны в данном возрасте. Однако, следует учитывать, что прямое, открытое воздействие на сферу межнациональных отношений у детей этого возраста может привести к обратному результату. При этом работа по формированию культуры межнационального общения напрямую зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок. Личность учителя, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в этой работе.
Учащиеся младшего школьного возраста обладают целым рядом особенностей. Так, ребенок в своей самооценке ориентируется на мнение взрослых, что обусловлено такими его особенностями, как подчинение, доверительность, открытость, подражание, послушание, исполнительность, доверие к взрослым; потребность в деятельности, в движении; быстрая смена эмоций. В этом возрасте недостаточно развиты волевые действия, вследствие чего дети испытывают затруднения при выполнении однообразных действий. Потребность в игровой форме обучения ярко проявляется в начальных классах. Младшие школьники зависимы от общественного мнения, их интересуют внешние факты, особенно яркие. Их отличает ярко выраженная эмоциональность.
Л.И. Божович отмечает, что «новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям». Память в этом возрасте является ведущим познавательным процессом, психической функцией, поэтому именно сейчас возможно прививать ребенку интерес к «иному», с легкостью пополнять его знания и обогащать словарный запас о других культурах, традициях, обычаях.
Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной составляющих которого является формирование межэтнической толерантности. Данный процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.
В педагогике межнационального общения задачи формирования культуры межнационального общения решается при помощи разнообразных средств и методов.
Все средства можно разделить на:
¨ материальные (книги, музыкальные инструменты, кинофильмы, предметы быта, национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.);
¨ нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры, песни и танцы, народный календарь и т.п.).
Средствами воспитания культуры межнационального общения являются все элементы национальной и межнациональной культуры (язык, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.).
Специфическими средствами воспитания будут являться те, которые целенаправленно выбраны учителем для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания младших школьников. К ним, прежде всего, относятся средства и факторы этнопедагогики: природа, народная игра, религия, труд, общение, икусство, фольклор и т.п. Все они применимы в воспитании культуры межэтнического общения детей.
Методы воспитания культуры межнационального общения – это способы формирования у детей готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ и т.п.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с эмпатией и транспекцией представителей других культур. К таким методам относится метод внушения.
Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является методы стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями необходимо использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности).
Реализация каждого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации. Особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Можно выделить три группы приемов формирования культуры межнационального общения: первая связана с организацией деятельности детей, вторая связана с организацией диалоговой рефлексии, третья, связанная с использованием материальных средств воспитания.
Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:
û развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);
û включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;
û развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям различных национальностей;
û создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества, на основе взаимоуважения и сопереживания;
û проведение идеи равенства всех этнических групп России, не выделяя ни один из этносов;
û учета характера национальных отношений региона и межэтнического состава класса;
û сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;
û использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;
û включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей ит.п.);
û использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной и воспитательной работы (разные виды тренингов в правильном поведении в многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);
û использование игр и других активных методов формирования национального самосознания и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и воспитательных мероприятий, в том числе сюжетно-ролевых игр, тренингов в поведении в ходе которых они должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга. При этом постепенно усложняются задачи, которые младшие школьники должны решать в общении и взаимодействии. Эта форма деятельности будет в дальнейшем позитивно воздействовать на коммуникативные способности подрастающего поколения для жизни в полиэтническом обществе;
û привлечение к организации работы по формированию межэтнической толерантности родителей учащихся.
1. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.
2. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?
3. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.
4. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?
Литература для самостоятельной работы
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.
2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.
3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.