Мгс жгс что это
Мужская и женская гендерная социализация
Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.
Что такое гендерная социализация?
Гендерная социализация – это усвоение ценностей и моделей поведения, которые соответствуют общепринятому понятию о «мужском» и «женском». Избежать ее практически невозможно, так как процесс начинается с самого рождения человека (голубые и розовые вещи, куклы и машинки) и продолжается в течение всей жизни. Ребенок, социализированный на основе своего гендера, с высокой вероятностью будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослом возрасте.
Гендерные паттерны прививаются не только членами семьи, но и друзьями, воспитателями и учителями, партнерами, коллегами и пр. Даже если, например, родители максимально откажутся от подобных установок, на детей наверняка будут влиять или даже давить одноклассники, учителя и другие люди из их окружения.
Огромную роль в гендерной социализации играет искусство: в фильмах, книгах, журналах, музыке мужское и женское постоянно противопоставляются. В большинстве случаев соответствие гендерным стереотипам рисуется как единственно возможный ход вещей, а если он нарушается, то подается как нечто исключительное или высмеивается. Даже реклама за редким исключением транслирует традиционные гендерные установки.
Основная проблема такого подхода в том, что он не оставляет выбора. Многие не задумываются, что возможны иные варианты (даже если элементы традиционной гендерной социализации им неинтересны, невыгодны или откровенно вредны). Большинство просто впитывает эти установки и транслирует их дальше. Кроме того, гендерная социализация может не оставить шансов людям, которые не вписываются в «традиционные» поведенческие рамки. «Феминные» мужчины подвергаются жесткому психологическому давлению, часто – физическому насилию. Женщин с «маскулинными» чертами высмеивают, критикуют и т.д.
Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы
Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:
Женщины же зачастую оцениваются в первую очередь по внешнему виду. С детства девочек наряжают в красивую, но неудобную одежду, которая мешает им быть активными, — колготки, сарафан, туфли. Им заплетают косы, от которых болит голова, рано прокалывают уши. Даже у маленьких девочек уже формируется стремление быть «красивой» и использовать для этого любые средства. Впоследствии для некоторых это превращается в смысл жизни.
СМИ активно навязывают обществу образ «настоящей» женщины – длинные волосы, чистая кожа, большие глаза, маленький нос, пухлые губы, большая грудь, узкая талия, широкие бедра и т.д. Почти каждое десятилетие стандарты меняются. Чтобы приблизиться к идеалу, женщины изнуряют себя тренировками и диетами, делают пластические операции.
Девочек рано готовят к роли жены и матери: приучают к аккуратности, хозяйственности и покорности. Домашние обязанности часто падают именно на девушек, чего не наблюдается в МГС. В браке главной задачей женщины становится обслуживание мужчины, продолжение его рода. В женщинах также видят исключительно репродуктивную функцию: «Не рожала – не женщина». Мало кто задумывается о том, что нежелательная беременность или тяжелые роды могут принести огромный вред психике и физическому здоровью.
Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.
По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.
Как минимизировать влияние ГС
Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:
Навязанные роли
Кому нужна гендерная социализация
На протяжении жизни человеку приходится выступать во множестве разных социальных ролей. Роли эти устоявшиеся, поэтому неудивительно, что социализация личности зачастую происходит по неким определенным правилам и приводит к предсказуемому результату. Один из таких главных «наборов правил» – социализация по гендерному признаку.
Смелые мальчики, добрые девочки
Установлено, что уже с первых дней жизни ребенка члены семьи (особенно, конечно, родители) воспринимают его по-разному. Мальчики кажутся родителям более требовательными и активными, девочки – более нежными и капризными, поэтому родители позволяют младенцам мужского пола больше физической активности, а девочек сильнее опекают.
Девочкам и мальчикам покупают разные игрушки (зачастую невзирая на собственные предпочтения детей), предъявляют им разные требования (опять же – девочек чаще ограничивают в физической активности, приучают терпеть некоторые неудобства и отказы, мальчиков ограничивают в выражении чувств, особенно «негативных»: обиды и горя). В результате всего этого мы уже к двум – трем годам детей можем наблюдать, что девочки и мальчики действительно отличаются, теперь уже не только по первичным половым признакам.
Традиционно разницу в мужском и женском поведении объясняют биологическими отличиями.
Дескать, сама природа создала нас разными, поэтому мы и ведем себя по-разному, по-разному воспринимаем одни и те же события, по-разному на них реагируем.
Такая точка зрения, несомненно, имеет право на жизнь (конечно, на поведение человека «химия тела» влияет значительно), однако зачастую мы должны говорить именно о социализации по гендерному признаку, о формировании личности не через биологическое, а через социальное.
К чему приводит ограничение девочек в физической активности, научение девочки терпеть, сдерживать некоторые проявления (бурной радости, гнева, агрессии), излишняя опека?
Девочка вырастает с ощущением себя как более слабой, но более выносливой и сдержанной.
Это так называемая ЖГС (женская гендерная социализация) – набор одобряемых женских качеств.
Мальчик в среднем активней, агрессивней, уверенней в себе, склонен рисковать ради успеха.
Это МГС – мужская гендерная социализация.
В будущем на эти изначальные установки упадет еще один пласт: от девочек начнут ожидать скромности, аккуратности, умения «быть выше этого» (не реагировать агрессивно и явно на обиды и «подначки»), умения понимать и предсказывать поведение окружающих. И дома, и в школе от девочки будут требовать помогать близким (помните эту своеобразную школьную практику двоечника подсаживать к отличнице?), отказаться от своих интересов в пользу общего блага.
Мальчикам будут прощать отсутствие скромности («это же мальчишка – ну, конечно, он дерется/дергает девчонок за косички/не делает домашнее задание»), зато не будут прощать слабость, неуверенность в себе и чувствительность.
Помимо нейтральных установок, дети будут получать вредные и токсичные. От мальчиков будут ожидать умения «постоять за себя» (по факту – принятие принципа «кто сильнее – тот и прав») и «добиваться правоты по-мужски». От девочек будут требовать, чтобы они «не провоцировали окружающих» и терпели неуклюжие мальчишеские «ухаживания» (которые зачастую являются насилием). Про стереотип «мальчикам лучше даются технические науки, а девочкам – гуманитарные», я даже не буду рассказывать, это общеизвестные заблуждения.
В результате кровные брат и сестра, воспитанные в одной семье, вырастают в «женщину с Венеры, мужчину с Марса», простите мне упоминание этого весьма спорного психологического труда.
Мне могут возразить, что социализация мальчиков и девочек по мужскому и женскому типу, в общем-то, вполне оправданна. Женщина – это будущая мать и «хранительница очага», а мужчина – это будущий отец и добытчик, у них разные социальные роли, для которых нужны разные навыки.
И даже если мы откинем сейчас биологический аргумент, то так или иначе все получается логично и правильно – мы учим детей тому, что им пригодится в жизни. Мы готовим их к реальным условиям. И это все хорошо, но только до тех пор, пока социализация не вступает в явное противоречие с особенностями личности, с изменившимися условиями жизни человека, с новыми общественными реалиями.
Социализация против натуры
Приведет ли отказ от навязывания традиционных женских и мужских качеств к улучшению существования всего общества, или, напротив, без четкого разделения наступит хаос? Будущее покажет.
Но мне по душе современный подход к воспитанию – развивать ребенка, исходя из его сильных и слабых сторон, его талантов и желаний, а не половой принадлежности. Лишь так можно вырастить свободного и счастливого человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, не стереотипных, а живых.
Из книги Энтони Гидденса «Социология»
Два младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят их бабушки и дедушки.
Бабушка А: Это он – наш первый внук, и мальчик!
Дедушка А: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном.
Бабушка А: Мне кажется, он похож на тебя. Ой, смотри – он собирается заплакать.
Дедушка А: Да – только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.
Бабушка А: Бедняжка, он все еще плачет.
Дедушка А: Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.
Бабушка А: Пойдем поздравим родителей. Они хотели первого мальчика.
Дедушка А: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.
Когда они уходят поздравлять родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка.
Бабушка Б: Разве она не прелестна?
Дедушка Б: Да – и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри – она пытается сжать кулачок.
Бабушка Б: Какая милая… Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.
Дедушка Б: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.
Бабушка Б: Смотри, она собирается заплакать.
Дедушка Б: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить белье, или еще что-нибудь?
Бабушка Б: Да, давай. Бедная маленькая девочка. Сейчас, сейчас мы поможем тебе. Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного. Я знаю, лучше, если бы был сын, Фред, но маленькая Фредерика хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение. Я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка… она вела себя так тихо.
Контраст между двумя диалогами выглядит так преувеличенно, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме.
Мгс жгс что это
Феминизм: наглядно запись закреплена
ЖГС (женская гендерная социализация).
Разобрать полностью, что такое женская гендерная социализация, в одной статье сложно. Поэтому разберём лишь основные аспекты.
Актуальность тематики определена тем, что женщины идентифицируют себя через мужчин, смотрят на мир мужскими глазами, параллельно с этим, существуя на правах товара. И осознать это необходимо каждой женщине, в первую очередь для того, что бы максимально обезопасить себя от мужчин и их влияния.
В настоящее время практически всюду по миру (есть отдельные племена, не вступившие в патриархальную стадию социального развития) существует патриархат как модель общественного устройства при котором один класс господствует над другим. То есть, самая «лучшая» женщина имеет статус ниже самого «плохого» мужчины.
1. Идентификация женщин с мужчинами
Положение женщин в обществе обуславливается не только тем, что мужчины массово угнетают женщин посредством определённых механизмов (например, механизм изнасилований, механизм мифа о «слабом поле» и др.). Положение женщин в обществе определяется ещё и тем, что существуют женщины, угнетающие себе подобных.
Такая практика передачи части своих полномочий мужчинами женщинам, от части, определяет сложившийся патриархальный строй общества. Женщины поддерживают его не потому, что им нравится сложившаяся система, а потому что так безопаснее. Не будешь поддерживать мужчин, потеряешь или не приобретёшь высокий статус, подвергнешься изнасилованию или иным негативным санкциям со стороны мужчин.
2. «Хорошие» «женские» качества.
Патриархальное общество предполагает наличие либо ЖГС, либо МГС, либо их смеси. Другой формы социализации не существует. Именно поэтому и не существует «нитаких» мужчин, у них у всех есть МГС, лишь у одного меньше, у другого больше. Женщин, полностью избавившихся от ЖГС, как можно предположить, не существует тоже. Разница лишь в том, что женщинам проще, чем мужчинам, отрефлексировать свои патриархальные установки. И поэтому женщин, готовых лишь на эгалитарные отношения и стремящихся к ним, как можно предположить, гораздо больше, чем таких мужчин.
ЖГС представляет собой опасность для женщины. Так как культивирует в ней особые «женские» качества. Среди них: жалость, стыд, всепрощение, самопожертвование.
Застыдить женщину просто: «слишком худая», «слишком толстая», «слишком глупая», «слишком умная», «плохая мать», «слишком перелюбила и избаловала ребёнка», «не занималась сексом с мужчиной», «занималась сексом с несколькими мужчинами» и так далее.
Отрефлексируйте: почему вам бывает стыдно и когда вам бывает стыдно. И вы, с большой долей вероятности, поймёте, что это связано с ЖГС.
3. Внутреннее ощущение «товарности»
ЖГС содержит в себя внутреннее осознание женщиной, что она сексуальный объект. С такой установкой воспитывают всех женщин.
Многим женщинам нужна оценка самих себя как сексуальных объектов. Женщина хочет этого (потому что её внушили), и набавляет себе «стоимость» бьюти-практиками, пластической хирургией, «девственностью» и так далее.
4. Преклонение перед мужчиной
ЖГС заставляет женщин видеть в мужчинах людей высшего порядка, из серии: «он сможет, он же мужчина». Женщины преклоняются пред мужчинами. Данная установка есть почти у каждой женщины в той или иной мере.
На основании сказанного, следует предположить, что самооценка женщин, в среднем, ниже, чем самооценка мужчин. Так как ЖГС и основывается на подавлении себя самой и низведении до уровня функции и объекта. Для мужчин очень важно, что б женщина сама себя считала недочеловеком. Только в таком случае мужчине не нужно будет тратить свои ресурсы на подавление женщины.
ЖГС заставляет женщин быть «вещью для другого» и функцией. Отдавать всё ради кого-то. Ради мужа, ради ребёнка, ради престарелых родителей и так далее. Как только женщина выходит замуж, она часто теряет саму себя, своё хобби, берёт фамилию мужа, рожает ребёнка, которому дает отчество мужа, который в рождение ребенка практически не вкладывался, может, даже теряет подруг и переезжает в другое место.
Итак, у девушек часто принято искать себе партнёра, что б он был выше. Если не выше, то всё, какой же он мужчина. Зачем такой? Девушкам стоит быть маленькими, занимать меньше места. А если парень ниже девушки, так он вообще её не стоит, и для самой девушки такие отношения считаются чуть ли не позорными. Почему?
При этом в РФ чуть ли не половина всех женщин подвергаются семейному насилию. В том числе физическому.
Физически «большому» мужчине будет легко избить 45-килограммовую низенькую куколку (если она не занимается БИ).
«С детства им отказывают в уме и будущем» Как гендерные стереотипы вредят и девочкам, и мальчикам
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того, как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции. Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. По просьбе «Ленты.ру» преподавательница Школы культурологии НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, кто формирует стереотипы о мальчиках и девочках и как они влияют на детей в будущем.
Усвоенные стереотипы
Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.
Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.
В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.
Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.
Но идеалы мужественности и женственности — нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.
Фото: Павел Головкин / AP
Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.
Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.
При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушал эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.
Непростая математика
Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.
Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.
Фото: Антон Уницын / РИА Новости
В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.
Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.
Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и, как результат, предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.
Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.
«Исчезновение» одаренных
Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.
Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.
Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «не дотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.
Фото: Эдуард Кониенкo / Reuters
В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.
Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.
Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.
При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.
Стереотипы против мальчиков
Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.
Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).
Фото: Николай Хижняк / РИА Новости
Кроме всего прочего, там описывается, как традиционные представления о мужественности и гендерных ролях негативно влияют на жизнь мужчин. Требования сдерживать эмоции, например, мешают здоровым образом переживать стрессы и, как следствие, могут приводить к агрессии по отношению к окружающим, злоупотреблению наркотиками и алкоголем.
Установка самостоятельно, «по-мужски», решать все проблемы, даже непосильные, не позволяет вовремя получить необходимую помощь — в том числе медицинскую (отсюда в том числе низкая средняя продолжительность жизни мужчин). В брошюре рассказывается, как психолог может помочь мужчине или мальчику научиться выражать свои чувства и налаживать отношения с окружающими мирным путем.
Эксперименты по полному отказу от различения мальчиков и девочек в воспитании все же редкость: речь по большей части идет не о полном стирании разницы между мужчинами и женщинами, а о том, чтобы сделать жизнь более свободной от сковывающих представлений и дать людям любого пола возможность проявлять себя в разных областях, будь то семья или наука, искусство или политика, бизнес или воспитание детей.
При этом россиянам приходится особенно сложно: им необходимо растить детей в ситуации, когда школа и другие общественные институты все чаще эти стереотипы транслируют. Например, детей учат лженаучным идеям вроде телегонии (опровергнутая теория о том, что на «генетическую память» женщины влияют все ее предыдущие сексуальные контакты), — множество подобных утверждений можно найти в учебнике «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на старшеклассников и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи».
Мы сами можем не замечать все те установки, к которым приучены с детства. И в первую очередь важно анализировать собственный опыт: вспоминать, что нам говорили в детстве, кто это говорил и как это влияло на вас, наблюдать за своим окружением и идеями вокруг, а затем обсуждать все это с ребенком и учить его критически осмыслять действительность — с самых ранних лет.