Мидл класс что это
middle class
Смотреть что такое «middle class» в других словарях:
middle-class — middle class … Dictionary of sociology
middle class — middle class, middle classes In many ways this is the least satisfactory term which attempts in one phrase to define a class sharing common work and market situations. The middle stratum of industrial societies has expanded so much in the last… … Dictionary of sociology
middle class — ♦♦♦ middle classes 1) N COUNT COLL: usu the N The middle class or middle classes are the people in a society who are not working class or upper class. Business people, managers, doctors, lawyers, and teachers are usually regarded as middle class … English dictionary
Middle class — Middle Mid dle (m[i^]d d l), a. [OE. middel, AS. middel; akin to D. middel, OHG. muttil, G. mittel. [root]271. See
middle-class — adjective * belonging or relating to the middle class: a young poet from a middle class home a. middle class attitudes and behavior are conservative ones that people consider to be typical of the middle class: people with middle class tastes … Usage of the words and phrases in modern English
middle-class — adj 1.) typical of people who are educated and work in professional jobs ▪ a middle class family ▪ They lived a comfortable middle class life. 2.) middle class attitudes and ideas are typical of middle class people and are often concerned with… … Dictionary of contemporary English
middle-class — adj 1.) typical of people who are educated and work in professional jobs ▪ a middle class family ▪ They lived a comfortable middle class life. 2.) middle class attitudes and ideas are typical of middle class people and are often concerned with… … Dictionary of contemporary English
middle class — n the social class that includes people who are educated and work in professional jobs, for example teachers or managers →↑lower class, upper class ↑upper class, working class ↑working class ▪ This led to the creation of a new, affluent middle… … Dictionary of contemporary English
middle class — n the social class that includes people who are educated and work in professional jobs, for example teachers or managers →↑lower class, upper class ↑upper class, working class ↑working class ▪ This led to the creation of a new, affluent middle… … Dictionary of contemporary English
Middle Class — Datos generales Origen Santa Ana, California, USA Información artística Género(s) Punk rock, hardcore punk … Wikipedia Español
Три российских средних класса – вы кем себя считаете?
Средний класс – фетиш для одних, целевая аудитория для других. Почему вокруг него ломается столько копий, и есть ли он в России, рассуждает Алексей Верижников.
Пожалуй, существует не так много социологических терминов, о которые было бы сломано столько полемических копий, и где бы существовала такая путаница в определении предмета спора. Периодически появляются заявления, что в России средний класс крошечный, или, что его почти и вовсе нет. А если бы был – вот тогда бы мы зажили! Тогда бы это была другая Россия.
Причем, в качестве бенчмарка почему-то приводится западный «верхний средний класс» (upper middle class) – обладатели качественного жилья в престижных районах и премиальных автомобилей, «граждане мира» с возможностью отправиться в любую точку планеты по принципу «а, захотелось мне». Но и на Западе такие люди составляют отнюдь не большинство общества. Существует и более скромный тавтологический «средний средний класс» (middle middle class) и совсем уж гоголевско-шинельный «нижний средний класс» (low middle class) – местные клерки, такие западные «акакии-акакиевичи», ютящиеся в типовых окраинных районах в малогабаритных коттеджиках/квартирках, взятых в пожизненную ипотеку, и считающие поездку в Турцию путешествием своей мечты. Но в социологическом смысле – это тоже средний класс, то есть люди имеющие ресурсы, чтобы управлять своей жизнью.
А ведь есть еще отмороженные белые «чавы» (английские гопники), проживающие в предоставленном бесплатно государством социальном жилье (хотя, с русской колокольни можно подумать – вот, есть же на свете дураки, лезущие в ипотеку, если государство бесплатно жилье дает). Единственным предметом мебели в таких социальных квартирах зачастую являются пустые бутылки. Есть и цветные иммигранты всех мастей, коротающие время между исполнением рэпа у помоек в гетто и поджиганием оных в рамках периодически возникающих городских бунтов (бунты дают вдохновение для сочинения новых рэперских композиций – «ах, как мы славно вставили этому социальному государству»). Так что местный «акакий-акакиевич», тянущий свою ипотечную лямку в каких-нибудь дальних ист-эндовских лондонских «мытищах», – это самый что ни на есть «средний класс». А если слово «нижний» кому-то покажется уничижительным, то его и вовсе можно опустить. Сказали средний – значит средний.
Что интересно, откровенно богатые западные люди – даже мультимиллионеры – тоже предпочитают называть себя «средним классом». Ибо слово «богатый» в открытом словоупотреблении – тем более в контексте самоидентификации – считается откровенно неполиткорректным. Это то же самое, как в терминах политкорректности, middle aged man/ woman означает отнюдь не мужчину/женщину 30-40 лет, как можно подумать, а граждан предпенсионного возраста. Так что нет в современном мире ничего более смещенного, субъективного и неоцентрованного как понятие «середины».
В России словесные баталии о среднем классе идут в рамках двух основных дискурсов – о «демократическом транзите» и становлении потребительского общества. «Демократический транзит» – это древний, но еще живой в некоторых кругах дискурс, который сформировался в начале 1990-х. Его суть состоит в неизбежном переходе из пункта А (авторитарные и нерыночные общества) в пункт Б (демократические и рыночные общества). Индикатором необратимости данного путешествия считается формирование где-то на полдороге многочисленного среднего класса, уже никак не мыслящего своего существования как без головокружительных соблазнов и кульбитов свободного рынка (ну, не жить мне теперь без боулинга и дефолта), так и до зуда доходящей необходимости проголосовать на муниципальных выборах за размытую дождем фотографию на двери подъезда, под которой убористым шрифтом прописано кредо: «За все хорошее, против всего плохого». Считается, что среднему классу никогда спокойно не сидится. И, вот, пожалуйста, – кому «ответственные граждане», а кому «пятая колонна».
Маркетологов же больше интересует возможность потребления средним классом энного количества товаров и услуг. Но и здесь не обходится без фетишизации. На развивающиеся рынки, к коим относится и Россия, принято отправлять этнографические экспедиции зарубежных маркетологов, которые в местах гнездования туземных «средних» проводят подробную опись туземного имущества (барабаны, бусы, гаджеты) и делают проекцию, что в этом крепком хозяйстве добавится в обозримой перспективе – цифровое гуся или цифровое порося? Или же, может, пока обойдутся цифровой веревкой?
Кстати, для развивающихся рынков установленные маркетологами границы нижнего среднего класса весьма либеральны – это «регулярная покупка брендированных товаров в современных точках продажи». В переводе с профессионального жаргона, это означает, что продукты люди изо дня в день покупают не на дешевых рынках и в палатках, а в супермаркетах и гипермаркетах. Что одежда и бытовая техника приобретается не на барахолках, ярмарках и развалах, а в современных торговых центрах.
В России этот уровень начинается где-то от 20 тыс. руб. личного дохода (для Москвы с ее ценами – от 40 тыс.). 20 тыс. руб. – это медианная зарплата в России (не путать со средней, определенной Росстатом в районе 30 тыс. и являющейся «средней температурой по российской больнице» – средним арифметическим между самыми низкими и самыми высокими зарплатами в стране).
В такой логике, что «нижние средние» – это тоже «средние», у нас пресловутого «среднего класса» уже примерно полстраны. Получается, что «пацан с района», затаривший полную тележку в «Ашане», является представителем «нижнего среднего класса» и дальним родственником английского клерка, гордого обладателя тридцатилетней ипотеки в лондонском «бирюлево». Если существуют отдельные дефиниции «нижнего среднего класса» для различных рынков, то к каждому конкретному страновому кейсу нужно применять свои кастомизированные бенчмарки (в Кении, например, человека записывают в «средний класс», если он может позволить себе купить простенький ПК). В сухом остатке, нам грех жаловаться на дефицит «срединности» в социологическом разрезе родного отечества. Но что это дает, и кому от этого легче?
Вопрос: что это за тон, и кто его задает? Типа, ходили мы все раньше в засаленных куртках, а, вот, нынче изрядно «посреднели», и кто теперь в белом фраке, а кто и вовсе в балетной пачке.
Дело в том, что выход на определенный уровень дохода не устанавливает автоматически иные ментальные установки и паттерны поведения. Грубо говоря, получал 15 тыс. руб. в месяц – был дурак-дураком, переходил дорогу на красный свет и окурки в клумбах тушил. А стал получать 20-25 тыс. – ну, просто не узнать человека: вежлив, информирован, законопослушен и социально активен. Не очень правдоподобная история.
Кому-то, наоборот, лишние тысячи к зарплате лишь добавляют куража в тех формах асоциального поведения, в которых он был укоренен в годы мышиной бедности. Бедный человек писает в подъезде, робко озираясь – вдруг пинка дадут, или подзатыльник влепят. А человек состоявшийся – он уверенно и жизнью своей управляет, и струей.
В России паттерны поведения задают не столько деньги (хотя грубость бедности со времен Диккенса и Достоевского никто не отменял), сколько ценностные ориентиры, идущие больше от головы, нежели чем от кошелька. Поэтому «средних классов» при относительно сопоставимых деньгах у нас, как минимум, три. Это вестернизированный средний класс, народный средний класс и чиновники.
С чиновниками все просто и все сложно. На всех развивающихся рынках Азии, Африки и Латинской Америки госслужащие и «люди в погонах» – народ не бедный, как за счет неплохих зарплат, так и за счет всякого рода неформальных поборов и подаяний. Они однозначно чувствуют себя более уверенно, чем местные негоцианты, которые должны сначала «занести», а потом уже получить место под жарким африканским солнцем. Россия – не исключение из общего правила. Хотя, что касается российской коррупции, что-то у нас действительно гипертрофировано местными «обстоятельствами образа действия», а что-то – редакционными заданиями пишущих на эту тему журналистов.
Но российские чиновники и «люди в погонах» совершенно выпадают из поля зрения маркетологов. Хотя это миллионы людей с более чем неплохой покупательной способностью. А их ментальные установки и поведенческие паттерны (предпосылки для выбора того или иного бренда) весьма отличаются от картонного «представителя среднего класса», описанного в учебнике. В общем, для маркетолога и исследователя рынка здесь непаханое поле, и кто его правильно вспашет, пожнет весьма обильные всходы – ибо не оскудеет в магазине дающая рука, бывшая рукой берущей.
Что же касается вестернизированного и народного средних классов, мы имеем дело с маленьким «правильным» (правильным в смысле учебника) и большим «неправильным» средним классом. При этом, что правильно, а что неправильно, зависит от выбора системы координат – меняешь систему, меняется расположение приставки «не».
Чтобы на пальцах понять разницу между вестернизированным и народным средним классом, можно проследить их выбор брендов.
Категория
Вестернизированный средний класс
Средний класс
Содержание
История и эволюция понятия
Впервые понятие «средний класс» использовал драматург Еврипид ок. 420 г. до н.э. в своей трагедии «Умоляющие». Он выделял 3 класса: богачей, бедняков и средний класс. «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им бы лишь для себя побольше. Но опасны и бедняки и чернь, когда свое с угрозою подъемлют на имущих отравленное жало, подговорам послушная витий. Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти». [1]
Далее понятие «средние слои» применительно к обществу использовал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта социальная прослойка, тем стабильнее будет и само общество. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых.» [2]
Более определенно черты среднего класса проявляются в Новое время, когда рождается тип европейского буржуа. В XIX в. понятие «среднего класса» стали употреблять достаточно широко, обозначая им также фермеров и вообще все категории не слишком богатого, но материально независимого населения. [3]
В социологическую лексику понятие «средний класс» вошло в 1920-е гг. Это было вызвано критикой марксистской концепции общественного устройства, согласно которой в капиталистическом мире царит поляризация, есть лишь два класса: буржуазия и пролетариат, а все остальные существующие социальные слои и прослойки рано или поздно сольются с ними. Неравномерность развития мировой экономики, экономические кризисы вызвали к жизни процессы как укрупнения (монополизации), так и диверсификации собственности. В результате появились различные формы распределённой собственности: кооперативные, командитные, акционерные. Как следствие этих процессов возник значительный слой людей, владеющих частями распределённой собственности: долями, паями, акциями, вкладами в государственные и частные пенсионные фонды и т.п. В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма. [4]
В начале XX в. к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которых также стали относить к среднему классу. Обычно в западном обществе в качестве основных объективных критериев выделления среднего класса называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения как представителя «социальной середины». [4]
Подходы к выделению среднего класса
В современной социологии принято различать следующие подходы к определению среднего класса: объективный (подход на основе уровня материального благосостояния и ресурсный подход), субъективный (на основании самоотнесения людей к среднему классу) и их комбинацию.
Подход на основе уровня материального благосостояния
Данный подход связан с представлением о среднем классе как о массовом социальном субъекте, который характеризуется сравнительно высоким жизненным стандартом и уровнем потребления. [5] Основным критерием является уровень материального благосостояния, который складывается из совокупности следующих показателей: [6]
Ресурсный подход
Субъективный подход
Основан на идентификационно-психологических характеристиках индивидов, в этом случае средний класс выделяется на основе самоидентификаций людей, «самозачисления» ими самих себя в состав среднего класса. [5]
Комбинированный подход
Связан с комплексным применением традиционных вышеперечисленных критериев выделения среднего класса (определенные профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики, иногда к ним добавляется и самоидентификация). [5]
Взгляд западного общества
В западном обществе и странах, считаемых развитыми, применение данного определения позволяет самую многочисленную часть населения отнести к среднему классу, записав его в некое «материально удовлетворенное большинство».
Средний класс в различных странах
Россия
Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. [9]
ЦСИ также проводит оценку численности среднего класса исходя из самооценки уровня дохода. Согласно этой оценке, сегодня в России к среднему классу относятся 18% населения, а в 2003 году численность этой группы составляла 5% от числа жителей страны.
Годы | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доля среднего класса в населении России [15] | 5% | 5% | 9% | 8% | 14% | 16% | 11% | 15% | 16% | 18% |
Беларусь
Белорусский средний класс
Принятый в США вариант социальной стратификации среднего класса:
Наиболее общей представляется [кому?] следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):
Верхний средний класс (профессиональный средний класс) — профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера [чего?] ). Последние разработки [чего?] свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс собственно и стал тем, что называется «средний класс» в каноническом смысле, и ему присущ тот уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако, эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional ) и управленческий (англ. managerial ) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний более консервативный и загородный. [источник не указан 189 дней]
Средний средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но, согласно последним исследованиям, [источник не указан 189 дней] не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса — белые воротнички, зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.
Стратификация американских ученых Уильяма Томпсона и Джозефа Хики
В своей книге «Общество в фокусе» [17] социологи Уильям Томпсон и Джозеф Хики представили модель современного американского общества, включающую 5 классов, в которой средний класс разделен на два подкласса.
Высший класс (около 1—5 %) — люди, имеющие значительное влияние на национальную экономику и политические институты; владеющие непропорционально большой долей национальных ресурсов. Верхушка (1 %) имеет годовой доход превышающий 250 000 долларов, остальные 4 % — 140 000 долларов. Группа отличается высокой степенью солидарности. Известные государственные деятели, генеральные директора корпораций, успешные бизнесмены составляют высший класс.
Высший средний класс (около 15 %) — профессиональные работники («белые воротнички») с последипломным образованием (англ. graduate degree ), такие как врачи, профессора, юристы, руководящий состав предприятий. Обычно домохозяйство этих людей зарабатывает сумму, превышающую 100 000 долларов в год, иногда меньше. Высокий уровень образования — отличительный признак подкласса, хотя многие предприниматели и собственники бизнеса не имеют высшего образования.
Низший средний класс (около 33 %) — выпускники колледжей, обычно имеющие степень бакалавра или какое-нибудь специальное образование. Школьные учителя, работники торговли, менеджеры низшего и среднего звена составляют большинство подкласса. Годовой доход домохозяйства этого уровня — от 30 000 до 75 000 долларов. В основном, низший средний класс представляют «белые воротнички», которые имеют меньшую степень автономности чем представители высшего среднего класса. Представители этого подкласса зачастую пытаются подражать стилю жизни двух высших классов, что приводит к большим долгам.
Рабочий класс (около 30 %) — люди на должностях «синих воротничков» (работники, занятые преимущественно физическим трудом) и «серых воротничков» (люди из сферы обслуживания — от продавцов в магазинах до официантов и работников кинотеатров). К этой группе относятся также «Розовый воротничок» (низший офисный персонал) — это, в основном, женские офисные позиции. Социальная защищенность работников этой группы низка. Безработица при отсутствии страхования здоровья становится потенциальной угрозой для национальной экономики. Домохозяйства зарабатывают от 16 000 до 30 000 долларов в год.
Низший класс (около 7—11 %) включает людей, часто оказывающихся безработными, либо занятых на нескольких должностях неполного рабочего дня. Многие семьи время от времени находятся за чертой бедности.
Средний класс в России
Сколько надо зарабатывать, чтобы в него попасть
Этот материал обновлен 26.02.2021
Мы уже рассказывали, как в глазах статистики выглядит типичный малоимущий россиянин.
В этой статье мы хотели нарисовать портрет типичного представителя среднего класса в России. Но до сих пор идет дискуссия, кто относится к этой прослойке населения. Мы проанализировали классификации экономистов, результаты опросов и данные Росстата и выяснили, сколько надо зарабатывать и как жить, чтобы причислять себя к среднему слою — или классу.
Что такое средний класс
Однозначного определения этого термина нет: словари и энциклопедии предлагают около десятка толкований понятия «средний класс». Большинство из них подразумевают прослойку населения между малоимущими и богатыми. Поэтому самый популярный критерий, по которому человека относят к среднему классу, — его доходы. Но сколько именно надо зарабатывать, чтобы считаться и не бедным, и не богатым, — сложный вопрос.
Ученые оперируют абстрактными фразами вроде «устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей». Чтобы понять, насколько должен быть широк этот круг, мы применили к обтекаемым формулировкам социологов и экономистов финансовую статистику.
Среднедушевые доходы россиян в 2019 году
До 7000 Р | 4,10% |
От 7000,10 до 10 000 Р | 6,10% |
От 10 000,10 до 14 000 Р | 10,10% |
От 14 000,10 до 19 000 Р | 13,10% |
От 19 000,10 до 27 000 Р | 17,90% |
От 45 000,10 до 60 000 Р | 10,10% |
От 60 000,10 до 75 000 Р | 5,50% |
От 75 000,10 до 100 000 Р | 4,50% |
Свыше 100 000 Р | 4,00% |
По версии Всемирного банка
Глобальные экономические перспективы. Отчет Всемирного банка на английском языкеPDF, 3.9 МБ
Потребление. Доходы — не единственный критерий. Экономисты банка говорят, что представители среднего класса должны иметь высокий уровень потребления и ориентироваться на мировой рынок: покупать иностранные товары высокого качества, импортные автомобили, путешествовать и иметь доступ к образованию, включая высшее.
Если говорить об автомобилях, то, согласно данным аналитического агентства «Автостат», иномарки составляют 55% российского легкового автопарка — 24 млн машин. Можно сопоставить эту информацию с официальной статистикой: Росстат уверяет, что автомобили есть в 59 из 100 российских семей. Значит, иномарка имеется в каждой третьей семье. Самые популярные — японские и корейские автомобили.
Предметы роскоши в российских семьях, РосстатXLS, 137 КБ
Получается, что из всех критериев — доходов, иномарки в семье, импортных товаров — критическим являются поездки за рубеж. Этот фактор позволяет отнести к среднему классу не больше трети жителей страны.
Представитель среднего класса России по классификации Всемирного банка:
По версии швейцарского банка «Кредит-Суисс»
Швейцарский банк «Кредит-Суисс» ежегодно публикует доклад о благосостоянии населения разных стран. В числе прочего экономисты банка выделяют и такую прослойку населения, как средний класс, ориентируясь на доходы граждан.
населения страны зарабатывает более 100 000 Р в месяц, по данным Росстата
Другим критерием принадлежности к среднему классу, по мнению экспертов швейцарского банка, являются сбережения, превышающие доходы за два года. Чтобы понять, сколько должны составлять сбережения, посчитаем типичный доход. Среднее арифметическое для этого подходит плохо, потому что это результат деления суммы всех доходов на количество людей.
Если один человек зарабатывает миллион, а сто его сограждан — по десять тысяч, то средний доход будет: 2 000 000 / 101 = 19 802, хотя в реальности это в два раза больше доходов большинства.
Поэтому используем медианный доход. Если взять все доходы от самого маленького к самому большому, то медианный будет посередине.
В нашем примере медианный доход тоже будет 10 000 — это лучше описывает реальность, чем среднее 19 802.
Представитель среднего класса глазами банка «Кредит-Суисс» зарабатывает не меньше 150 000 Р в месяц или имеет не менее 633 000 Р накоплений.
По версии Альфа-банка
Для расчетов эксперт банка взяла исследования Росстата. По ответам на вопросы о доходах, расходах и наличии товаров длительного пользования специалист Альфа-банка пришла к выводу, что доходы представителей среднего класса в России составляют от 39 до 99 тысяч рублей на человека в месяц.
Получилось, что в 2019 году около 30% жителей России относились к среднему классу.
По версии Сбера
Сбербанк относит к среднему классу 47% населения России. Критерии — уровень дохода и самоидентификация, когда человек сам относит себя к среднему классу. Чаще всего такие люди могут позволить себе откладывать деньги, путешествовать и ходить в рестораны. По версии Сбера, нижняя граница среднего класса составляет 37 тысяч рублей в месяц.
По версии Высшей школы экономики
В Высшей школе экономике сразу два института исследуют средний класс: Центр анализа доходов и уровня жизни населения Института социальной политики (ЦАДУЖ) и Центр стратификационных исследований Института социальной политики.
ЦАДУЖ использует три критерия отнесения к среднему классу: благосостояние, социально-профессиональный статус и самоидентификация. Под благосостоянием понимаются не только доходы, но и сбережения, жилье и его характеристики.
Это в среднем по стране, но для жителей каждого субъекта федерации будет свой показатель. Самая высокая граница среднего класса в Москве — 69 000 Р на человека, самая низкая — в Ингушетии, где на человека приходится 17 300 Р в месяц.
Признаками среднего класса по социально-профессиональному статусу являются высшее или незаконченное высшее образование и интеллектуальный характер труда или предпринимательство. Под интеллектуальным трудом здесь понимается любой нефизический труд, а не только умственная деятельность.
Признак самоидентификации — это отнесение человеком самого себя к той или иной группе. В данном исследовании признаком среднего класса считалась оценка своего положения от 4 до 6 по девятибалльной шкале.
По данным исследования 2017 года, перечисленным выше критериям удовлетворяет около 28% населения России.
Центр стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ относит к среднему классу три группы населения: